УДК 159.9
ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ К УСЛОВИЯМ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Докт. социол. наук, проф. КЛИМЕНКО В. А., ЕГОРОВ В. В.
Белорусский национальный технический университет, Командно-инженерный институт МЧС Республики Беларусь
Попадая в новый коллектив, меняя вид деятельности, человек вынужден адаптироваться к новой для него обстановке, формам поведения, ролевым функциям, нормам и ценностям, т. е. новым условиям жизнедеятельности. Это в значительной мере относится и к студентам-первокурсникам, которым на первых порах в вузе приходится адаптироваться к новым формам и методам обучения, способам поведения, межличностным взаимоотношениям, осваивать нормы нового уклада жизни и т. д.
Адаптация (лат. аёар1Ме - приспосабливать) в общем смысле представляет собой приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Это совокупность физиологических, психологических и социальных реакций, лежащих в основе приспособления организма, личности и их систем к изменению окружающих условий жизни, направленных на создание предпосылок нормального функционирования в непривычных условиях обитания и деятельности [1].
В процессе адаптации участвуют физиологические, эндокринные и другие реакции организма, психические процессы и свойства личности, а также его знания и умения. В результате повышается устойчивость организма к различным факторам внешней среды, компенсируется недостаточность привычного поведения в новых условиях и т. д.
В научной литературе выделяют следующие виды адаптации: социальную, психологическую, биологическую, физиологическую, культурную.
Адаптация социальная - это процесс и результат адаптивного приспособления индивида к изменившимся условиям или новой для него социальной среды. В процессе социальной адаптации происходит принятие норм и ценностей новой или изменившейся социальной сре-
ды (группы, коллектива, организации, территориальной общности и т. д.), сложившихся форм социального взаимодействия (формальных и неформальных связей, стиля руководства, межличностных отношений и т. д.) и предметной деятельности [2, с. 20].
Существуют объективные и субъективные критерии адаптированности. Объективные -степень реализации индивидом в своем поведении норм и правил жизнедеятельности, принятых в данной социальной группе; субъективные - положительное отношение к членству в данной социальной группе, к существующим условиям удовлетворения и развития основных социальных потребностей [3, с. 7].
С социальной адаптацией тесно связана социально-психологическая адаптация, которая представляет собой процесс вхождения личности в коллектив, формирование личностных связей и отношений с другими членами коллектива. При этом основной ее показатель - отсутствие конфликтов между членами коллектива, а субъективным показателем выступает удовлетворенность отношениями с членами группы (коллектива) и администрацией организации.
Биологическая адаптация предполагает изменение в функциях организма человека, связанных с акклиматизацией в других климатических зонах. Физиологическая адаптация обусловливается изменениями характера, интенсивности различных видов деятельности.
Все виды адаптации проявляются в зависимости от того, в каких внешних условиях и на каком уровне осуществляется взаимодействие человека со средой. Применительно к жизнедеятельности студентов-первокурсников необходимо подчеркнуть, что имеют место все виды адаптации: физиологическая, биологическая -привыкание к новой местности, климатическим условиям, новому распорядку дня, режиму дея-
тельности, укладу жизни; психологическая -приспособление к условиям и задачам вуза на уровне психических процессов и свойств (например, повышение мыслительных и волевых качеств); социальная - включение в студенческий коллектив, приспособление к особенностям образовательного процесса в вузе, новым видам деятельности и др. При этом положительным результатом успешной адаптации первокурсников к жизнедеятельности в вузе является их позитивное отношение к учебе, общественным делам, установленным в учебном заведении порядкам, выполнению поставленных администрацией задач, проявлению активности по овладению профессиональными знаниями, умениями и навыками, а также личностными качествами будущего специалиста.
Следует также отметить, что на процесс и результат адаптации индивида оказывают влияние, с одной стороны, индивидуальные и личностные факторы (способности, общая и специальная подготовленность, психическое состояние и др.), с другой стороны, факторы, составляющие устойчивость профессиональной мотивации, психологической готовности и др.
Изменение социокультурных условий существования личности ведет к утрате прежней и необходимости формирования новой идентичности. Возникающие на этом пути личностные затруднения могут привести к тяжелому неврозу. Поэтому под межкультурной адаптацией в широком смысле слова понимается сложный процесс, благодаря которому индивид достигает соответствия («совместимости») с новой культурной средой [4].
Для выявления особенностей адаптации студентов-первокурсников к условиям жизнедеятельности в техническом вузе кафедрой «Психология» в апреле-мае 2007 г. проведен опрос 212 первокурсников Белорусского национального технического университета четырех факультетов: технологии управления и гуманитаризации, энергетического строительства, транспортных коммуникаций и приборостроительного. Из общего числа студентов 135 человек (63,7 %) составили респонденты женского пола.
Для исследования адаптации первокурсников к условиям обучения и воспитания в техническом вузе нами была использована методика
диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда [5], включающая в себя анкету, состоящую из 101 утверждения. Они представляли собой высказывания о человеке, его образе жизни - переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения, которые можно соотнести с собственным образом жизни. Все составляющие предлагаемой анкеты сформулированы в третьем лице, чтобы избежать влияния «прямого отождествления». В предложенном студентам-первокурсникам тесте предусмотрена дифференцированная, 7-балльная шкала ответов.
Для статистической обработки интегральных показателей авторы методики предлагают интерпретировать данные в соответствии с приведенными нормативами [5]. Зона неопределенности в интерпретации результатов по каждой шкале приводится в цифровом диапазоне. Результаты «до» зоны неопределенности интерпретируются как чрезвычайно низкие, а «после» самого высокого показателя в зоне неопределенности - как высокие. В зависимости от показанных результатов респонденты попадали в одну из трех групп, причем вторая группа отражает диапазон нормативных данных, в первую группу попадают участники исследования, показавшие результат выше нормативного, в третью - ниже.
Но для достижения цели нашего исследования такая трактовка результатов недостаточна. Для более полного анализа полученных данных, исходя из полученных диапазонов по каждому интегральному показателю всего количества респондентов, выявив наименьший и наибольший фактический показатель, мы «разбили» имеющийся диапазон на три равные группы. В первую из них вошли участники исследования, проявившие наивысшие результаты по анализируемому показателю - высокий (успешный) уровень. В последнюю - показавшие наихудший результат - низкий (проблемный) уровень. И респондентам, вошедшим в середину полученного группового диапазона, присваивается средний (достаточный) уровень.
В применяемом подходе выделяются шести интегральных показателей: адаптация; самовосприятие; приятие других; эмоциональная комфортность; стремление к доминированию; интернальность.
Под адаптивностью мы понимаем тенденции функционирования целеустремленной системы индивида, определяющиеся соответствием между ее целями и достигаемыми в процессе деятельности результатами. Адаптивность выражается в согласовании целей и результатов. Дезадаптивность означает существование противоречивых отношений между целью и результатами функционирования целеустремленной системы: намерения человека не совпадают с деяниями, замыслы - с воплощением, побуждения к действию - с его итогами [6].
Самовосприятие - эмоционально-оценочная составляющая самосознания, означает не что иное, как осознание себя, сущности своего поведения, отношения к себе и другим. Чтобы стать сущностью (личностью для себя), выйти на подлинную субъективность, необходимо себя принять [7].
Эмоциональная комфортность (англ. Comfort) представляет собой обобщенную характеристику внутреннего состояния физиологической и психологической удовлетворенности благодаря комплексу максимально благоприятных для субъекта условий внешней и внутренней среды. В состоянии эмоциональной комфортности отмечается отсутствие напряжения психических и физиологических функций организма.
Приятие других - восприятие, понимание и оценка человека человеком. Важной особенно-
стью межличностного восприятия является не с только восприятие качеств человека, сколько восприятие его во взаимоотношениях с другими людьми (восприятие предпочтений в группе, структуры группы и т. д.) [6].
Стремление к доминированию (лат. dominus) - господствующий, является элементом мотивационно-потребностной сферы. Характеризуется стремлением контролировать свое социальное окружение, воздействовать на других, давать советы, убеждать, приказывать, запрещать, отговаривать и т. д.
Экстернальность-интернальность показывает предрасположение индивида к определенной форме локуса контроля. Если ответственность за события, происходящие в его жизни, человек в большей мере принимает на себя, объясняя их своим поведением, характером, способностями, то это говорит о наличии у него внутреннего (интернального) контроля. Если же доминирует склонность приписывать причины происходящего внешним факторам (окружающей среде, судьбе или случаю), то это свидетельствует о наличии у него внешнего (экстернального) контроля.
Результаты социально-психологической адаптации первокурсников Белорусского национального технического университета по названным выше интегральным показателям представлены в табл. 1 и на рис. 1.
Таблица 1
Распределение студентов-первокурсников по группам социально-психологической адаптации к условиям жизнедеятельности технического вуза, чел./ %
Интегральный показатель Группы адаптации студентов-первокурсников
1-я группа. Высокий (успешный) уровень, чел./% 2-я группа Средний (достаточный) уровень, чел./% 3- я группа Низкий (проблемный) уровень, чел./%
Адаптация 52 130 30
24,5 61,3 14,2
Самовосприятие 97 111 4
45,8 52,4 1,8
Приятие других 58 140 14
27,4 66,0 6,6
Эмоциональная комфортность 48 140 24
22,6 66,0 11,4
Стремление к доминированию 68 134 10
32,1 63,2 4,7
Интернальность 75 131 6
35,4 61,8 2,8
.0 с с го ю
X
н е
ч:
>
т с
о
с е
т
и
с
£
70 65 60 55 50 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0
66,0 66,0
63,2
Высокий (успешный) уровень
I Адаптация I Самовосприятие I Приятие других I Эмоциональная комфортность I Стремление к доминированию I Интернальность
11,3
«
4,7
2,8
Средний (достаточный) уровень
Низкий (проблемный) уровень
Группы
Рис. 1. Соотношение между различными показателями социально-психологической адаптации
студентов-первокурсников БНТУ, %
Анализ результатов проведенного исследования по показателям социально-психологической адаптации показывает, что по уровню адаптивности большинство студентов (почти две третьих) продемонстрировало достаточный уровень. И лишь четверть из них (24,5 %) не испытывает никаких затруднений в адаптационном процессе на момент исследования. Все же необходимо отметить, что каждый седьмой (14,2 %) первокурсник показал низкий уровень адаптивности. Это свидетельствует о том, что у них даже к концу первого года обучения в университете сохранились противоречивые отношения между целями и результатами, достигаемыми в процессе учебной деятельности, т. е. они не полностью удовлетворены итогами своего обучения.
Иная картина наблюдается при рассмотрении такого интегрального показателя, как самовосприятие (табл. 1). Респонденты распределились примерно поровну между достаточным и успешным уровнем самовосприятия, что свидетельствует о том, что почти все первокурсники (98,2 %) осознали свою личностную сущ-
ность в данном учебном заведении, т.е. вышли на подлинную субъективность
Значения такого показателя, как приятие других, распределились следующим образом: почти 2/3 первокурсников вышли к моменту исследования на достаточный уровень межличностного восприятия других студентов собственной учебной группы. В то время как оставшаяся треть респондентов распределилась между 1-й и 3-й группами - соответственно 27,4 и 6,6 %. Значительные проблемы в восприятии, понимании и оценке сокурсников характерны для каждого 16-го студента первого курса.
Аналогичная картина наблюдается в отношении эмоциональной комфортности студентов, за исключением того, что уже каждый девятый (11,4 %) первокурсник до сих пор испытывает некоторый эмоциональный дискомфорт, проявляющийся в напряжении психических и физиологических функций организма.
Анализируя такой важный элемент мотива-ционно-потребностной сферы, как стремление к доминированию, следует отметить, что боль-
шинство опрошенных первокурсников (63,2 %) считают, что их уровень контроля социального окружения достаточный. И лишь меньше 5 % респондентов (каждый двадцатый) испытывают трудности в этом вопросе. Необходимо подчеркнуть, что свои позиции как лидирующие оценили почти 32,1 % первокурсников, что является закономерным явлением в процессе формирования студенческих коллективов.
Уровень интернальности (внутреннего контроля) наблюдается у подавляющего большинства участников исследования (97,2 %), что говорит о достаточном осознании ответственности за события (посещение занятий, подготовка к сессии, проживание, общение и т. д.), происходящие в их студенческой жизни.
Аналогичные срезы были проведены нами на базе Командно-инженерного института МЧС Республики Беларусь [8, 9]. Респондентами исследования также выступали студенты и курсанты 1-го курса мужского и женского полов. По итогам обследования мы пришли к заключению, что для наиболее безболезненного процесса адаптации индивида в новом коллективе и приспособления его к видам деятельности в новых условиях целесообразно еще до попадания человека в эти детерминируемые заранее условия провести предварительно подготовку к новым условиям жизнедеятельности. То есть целенаправленно осуществлять упреждающую адаптацию [10] путем осознанного формирования эталонного образа, соответствующего новым условиям жизнедеятельности.
В Ы В О Д
Успешный уровень интегральных показателей более чем у 1/3 респондентов получен по позициям «самовосприятие» и «интернальность». Наибольшие проблемы, присущие более 1/10 общего числа респондентов, выявлены по таким интегральным показателям, как адаптивность (14,2 %) и эмоциональная комфортность (11,4 %). В целом можно отметить, что более половины первокурсников согласно результатам самооценки имеют достаточный уровень по всем исследуемым интегральным показателям. А число студентов, показавших
успешный (высокий) уровень исследуемых показателей по каждой позиции, варьируется от 22,6 % (эмоциональная комфортность) до 45,8 % (самовосприятие). Таким образом, результаты проведенного исследования показывают, что в целом адаптация студентов-первокурсников к условиям жизнедеятельности в техническом университете произошла безболезненно у подавляющего большинства опрошенных.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Реан, А. А. К проблеме социальной адаптации / А. А. Реан // Вестник СПб. ун-та. Сер. 6. - 1995. - Вып. 3. -№ 20. - С. 74-79.
2. Большой энциклопедический словарь: философия, социология, религия, эзотеризм, политэкономия / гл. науч. ред. и сост. С. Ю. Солодовников. - Минск: МФЦП, 2002.
3. Социологическая энциклопедия / под общ. ред. А. Н. Данилова. - Минск: БелЭн, 2003.
4. Стефаненко, Т. Г. Адаптация к новой культурной среде и пути ее оптимизации. Введение в практическую социальную психологию: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / Т. Г. Стефаненко; под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой. - 2-е изд., испр. -М.: Смысл, 1996. - 373 с.
5. НИр://уеЬ. narod.ru / file.htm
6. Психология. Словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
7. Орлов, А. Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека / А. Б. Орлов // Вопросы психологии. - 1995. - № 2. - С. 5-19.
8. Егоров, В. В. Особенности самовосприятия и ин-тернальности курсантов 1 -го курса в процессе адаптации к условиям жизнедеятельности Командно-инженерного института МЧС / В. В. Егоров, А. А. Загоскина // Инженерно-педагогическое образование в XXI веке: материалы III Респ. науч.-практ. конф. молодых ученых и студентов БНТУ, Минск, 26-27 апр. 2007 г. / Бел. нац. техн. ун-т; редкол.: С. А Иващенко [и др.]. - Минск, 2007. -С. 174-177.
9. Егоров, В. В. Особенности адаптации первокурсников к условиям жизнедеятельности Командно-инженерного института МЧС по результатам методики К. Роджерса и Р. Даймонда / В. В. Егоров, Е. А. Корбут // Инженерно-педагогическое образование в XXI веке: материалы III Респ. науч.-практ. конф. молодых ученых и студентов БНТУ, Минск, 26-27 апр. 2007 г. / Бел. нац. техн. ун-т; редкол.: С. А Иващенко [и др.]. - Минск, 2007. - С. 177-180.
10. Кремень, М. А. Упреждающая адаптация к новым условиям жизнедеятельности / М. А. Кремень // Адукацыя i выхаванне. - 1999. - № 3. - С. 22-24.
Поступила 21.11.2007