Научная статья на тему 'Особенности адаптации студентов-первокурсников к условиям жизнедеятельности в техническом вузе'

Особенности адаптации студентов-первокурсников к условиям жизнедеятельности в техническом вузе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1010
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Клименко В. А., Егоров В. В.

Проведен анализ особенностей адаптации студентов 1-го курса к новым условиям жизнедеятельности на основе самооценки 212 респондентов. Для получения данных применялась методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда с целью изучения таких интегральных показателей, как адаптивность, эмоциональная комфортность, самоприятие, интернальность, принятие других и стремление к доминированию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper contains an analysis of peculiar features concerning a 1-st-year student adaptation to new conditions of life-activity on the basis of self-evaluation made by 212 persons. In order to obtain the data a methodology for diagnostics of social and psychological adaptation developed by K.Rodgers and R.Diamond has been applied with the purpose to study such integral indices as adaptivity, emotional comfort, friendly attitude, internality, tolerance and domination symptom.

Текст научной работы на тему «Особенности адаптации студентов-первокурсников к условиям жизнедеятельности в техническом вузе»

УДК 159.9

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ К УСЛОВИЯМ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Докт. социол. наук, проф. КЛИМЕНКО В. А., ЕГОРОВ В. В.

Белорусский национальный технический университет, Командно-инженерный институт МЧС Республики Беларусь

Попадая в новый коллектив, меняя вид деятельности, человек вынужден адаптироваться к новой для него обстановке, формам поведения, ролевым функциям, нормам и ценностям, т. е. новым условиям жизнедеятельности. Это в значительной мере относится и к студентам-первокурсникам, которым на первых порах в вузе приходится адаптироваться к новым формам и методам обучения, способам поведения, межличностным взаимоотношениям, осваивать нормы нового уклада жизни и т. д.

Адаптация (лат. аёар1Ме - приспосабливать) в общем смысле представляет собой приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Это совокупность физиологических, психологических и социальных реакций, лежащих в основе приспособления организма, личности и их систем к изменению окружающих условий жизни, направленных на создание предпосылок нормального функционирования в непривычных условиях обитания и деятельности [1].

В процессе адаптации участвуют физиологические, эндокринные и другие реакции организма, психические процессы и свойства личности, а также его знания и умения. В результате повышается устойчивость организма к различным факторам внешней среды, компенсируется недостаточность привычного поведения в новых условиях и т. д.

В научной литературе выделяют следующие виды адаптации: социальную, психологическую, биологическую, физиологическую, культурную.

Адаптация социальная - это процесс и результат адаптивного приспособления индивида к изменившимся условиям или новой для него социальной среды. В процессе социальной адаптации происходит принятие норм и ценностей новой или изменившейся социальной сре-

ды (группы, коллектива, организации, территориальной общности и т. д.), сложившихся форм социального взаимодействия (формальных и неформальных связей, стиля руководства, межличностных отношений и т. д.) и предметной деятельности [2, с. 20].

Существуют объективные и субъективные критерии адаптированности. Объективные -степень реализации индивидом в своем поведении норм и правил жизнедеятельности, принятых в данной социальной группе; субъективные - положительное отношение к членству в данной социальной группе, к существующим условиям удовлетворения и развития основных социальных потребностей [3, с. 7].

С социальной адаптацией тесно связана социально-психологическая адаптация, которая представляет собой процесс вхождения личности в коллектив, формирование личностных связей и отношений с другими членами коллектива. При этом основной ее показатель - отсутствие конфликтов между членами коллектива, а субъективным показателем выступает удовлетворенность отношениями с членами группы (коллектива) и администрацией организации.

Биологическая адаптация предполагает изменение в функциях организма человека, связанных с акклиматизацией в других климатических зонах. Физиологическая адаптация обусловливается изменениями характера, интенсивности различных видов деятельности.

Все виды адаптации проявляются в зависимости от того, в каких внешних условиях и на каком уровне осуществляется взаимодействие человека со средой. Применительно к жизнедеятельности студентов-первокурсников необходимо подчеркнуть, что имеют место все виды адаптации: физиологическая, биологическая -привыкание к новой местности, климатическим условиям, новому распорядку дня, режиму дея-

тельности, укладу жизни; психологическая -приспособление к условиям и задачам вуза на уровне психических процессов и свойств (например, повышение мыслительных и волевых качеств); социальная - включение в студенческий коллектив, приспособление к особенностям образовательного процесса в вузе, новым видам деятельности и др. При этом положительным результатом успешной адаптации первокурсников к жизнедеятельности в вузе является их позитивное отношение к учебе, общественным делам, установленным в учебном заведении порядкам, выполнению поставленных администрацией задач, проявлению активности по овладению профессиональными знаниями, умениями и навыками, а также личностными качествами будущего специалиста.

Следует также отметить, что на процесс и результат адаптации индивида оказывают влияние, с одной стороны, индивидуальные и личностные факторы (способности, общая и специальная подготовленность, психическое состояние и др.), с другой стороны, факторы, составляющие устойчивость профессиональной мотивации, психологической готовности и др.

Изменение социокультурных условий существования личности ведет к утрате прежней и необходимости формирования новой идентичности. Возникающие на этом пути личностные затруднения могут привести к тяжелому неврозу. Поэтому под межкультурной адаптацией в широком смысле слова понимается сложный процесс, благодаря которому индивид достигает соответствия («совместимости») с новой культурной средой [4].

Для выявления особенностей адаптации студентов-первокурсников к условиям жизнедеятельности в техническом вузе кафедрой «Психология» в апреле-мае 2007 г. проведен опрос 212 первокурсников Белорусского национального технического университета четырех факультетов: технологии управления и гуманитаризации, энергетического строительства, транспортных коммуникаций и приборостроительного. Из общего числа студентов 135 человек (63,7 %) составили респонденты женского пола.

Для исследования адаптации первокурсников к условиям обучения и воспитания в техническом вузе нами была использована методика

диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда [5], включающая в себя анкету, состоящую из 101 утверждения. Они представляли собой высказывания о человеке, его образе жизни - переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения, которые можно соотнести с собственным образом жизни. Все составляющие предлагаемой анкеты сформулированы в третьем лице, чтобы избежать влияния «прямого отождествления». В предложенном студентам-первокурсникам тесте предусмотрена дифференцированная, 7-балльная шкала ответов.

Для статистической обработки интегральных показателей авторы методики предлагают интерпретировать данные в соответствии с приведенными нормативами [5]. Зона неопределенности в интерпретации результатов по каждой шкале приводится в цифровом диапазоне. Результаты «до» зоны неопределенности интерпретируются как чрезвычайно низкие, а «после» самого высокого показателя в зоне неопределенности - как высокие. В зависимости от показанных результатов респонденты попадали в одну из трех групп, причем вторая группа отражает диапазон нормативных данных, в первую группу попадают участники исследования, показавшие результат выше нормативного, в третью - ниже.

Но для достижения цели нашего исследования такая трактовка результатов недостаточна. Для более полного анализа полученных данных, исходя из полученных диапазонов по каждому интегральному показателю всего количества респондентов, выявив наименьший и наибольший фактический показатель, мы «разбили» имеющийся диапазон на три равные группы. В первую из них вошли участники исследования, проявившие наивысшие результаты по анализируемому показателю - высокий (успешный) уровень. В последнюю - показавшие наихудший результат - низкий (проблемный) уровень. И респондентам, вошедшим в середину полученного группового диапазона, присваивается средний (достаточный) уровень.

В применяемом подходе выделяются шести интегральных показателей: адаптация; самовосприятие; приятие других; эмоциональная комфортность; стремление к доминированию; интернальность.

Под адаптивностью мы понимаем тенденции функционирования целеустремленной системы индивида, определяющиеся соответствием между ее целями и достигаемыми в процессе деятельности результатами. Адаптивность выражается в согласовании целей и результатов. Дезадаптивность означает существование противоречивых отношений между целью и результатами функционирования целеустремленной системы: намерения человека не совпадают с деяниями, замыслы - с воплощением, побуждения к действию - с его итогами [6].

Самовосприятие - эмоционально-оценочная составляющая самосознания, означает не что иное, как осознание себя, сущности своего поведения, отношения к себе и другим. Чтобы стать сущностью (личностью для себя), выйти на подлинную субъективность, необходимо себя принять [7].

Эмоциональная комфортность (англ. Comfort) представляет собой обобщенную характеристику внутреннего состояния физиологической и психологической удовлетворенности благодаря комплексу максимально благоприятных для субъекта условий внешней и внутренней среды. В состоянии эмоциональной комфортности отмечается отсутствие напряжения психических и физиологических функций организма.

Приятие других - восприятие, понимание и оценка человека человеком. Важной особенно-

стью межличностного восприятия является не с только восприятие качеств человека, сколько восприятие его во взаимоотношениях с другими людьми (восприятие предпочтений в группе, структуры группы и т. д.) [6].

Стремление к доминированию (лат. dominus) - господствующий, является элементом мотивационно-потребностной сферы. Характеризуется стремлением контролировать свое социальное окружение, воздействовать на других, давать советы, убеждать, приказывать, запрещать, отговаривать и т. д.

Экстернальность-интернальность показывает предрасположение индивида к определенной форме локуса контроля. Если ответственность за события, происходящие в его жизни, человек в большей мере принимает на себя, объясняя их своим поведением, характером, способностями, то это говорит о наличии у него внутреннего (интернального) контроля. Если же доминирует склонность приписывать причины происходящего внешним факторам (окружающей среде, судьбе или случаю), то это свидетельствует о наличии у него внешнего (экстернального) контроля.

Результаты социально-психологической адаптации первокурсников Белорусского национального технического университета по названным выше интегральным показателям представлены в табл. 1 и на рис. 1.

Таблица 1

Распределение студентов-первокурсников по группам социально-психологической адаптации к условиям жизнедеятельности технического вуза, чел./ %

Интегральный показатель Группы адаптации студентов-первокурсников

1-я группа. Высокий (успешный) уровень, чел./% 2-я группа Средний (достаточный) уровень, чел./% 3- я группа Низкий (проблемный) уровень, чел./%

Адаптация 52 130 30

24,5 61,3 14,2

Самовосприятие 97 111 4

45,8 52,4 1,8

Приятие других 58 140 14

27,4 66,0 6,6

Эмоциональная комфортность 48 140 24

22,6 66,0 11,4

Стремление к доминированию 68 134 10

32,1 63,2 4,7

Интернальность 75 131 6

35,4 61,8 2,8

.0 с с го ю

X

н е

ч:

>

т с

о

с е

т

и

с

£

70 65 60 55 50 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

66,0 66,0

63,2

Высокий (успешный) уровень

I Адаптация I Самовосприятие I Приятие других I Эмоциональная комфортность I Стремление к доминированию I Интернальность

11,3

«

4,7

2,8

Средний (достаточный) уровень

Низкий (проблемный) уровень

Группы

Рис. 1. Соотношение между различными показателями социально-психологической адаптации

студентов-первокурсников БНТУ, %

Анализ результатов проведенного исследования по показателям социально-психологической адаптации показывает, что по уровню адаптивности большинство студентов (почти две третьих) продемонстрировало достаточный уровень. И лишь четверть из них (24,5 %) не испытывает никаких затруднений в адаптационном процессе на момент исследования. Все же необходимо отметить, что каждый седьмой (14,2 %) первокурсник показал низкий уровень адаптивности. Это свидетельствует о том, что у них даже к концу первого года обучения в университете сохранились противоречивые отношения между целями и результатами, достигаемыми в процессе учебной деятельности, т. е. они не полностью удовлетворены итогами своего обучения.

Иная картина наблюдается при рассмотрении такого интегрального показателя, как самовосприятие (табл. 1). Респонденты распределились примерно поровну между достаточным и успешным уровнем самовосприятия, что свидетельствует о том, что почти все первокурсники (98,2 %) осознали свою личностную сущ-

ность в данном учебном заведении, т.е. вышли на подлинную субъективность

Значения такого показателя, как приятие других, распределились следующим образом: почти 2/3 первокурсников вышли к моменту исследования на достаточный уровень межличностного восприятия других студентов собственной учебной группы. В то время как оставшаяся треть респондентов распределилась между 1-й и 3-й группами - соответственно 27,4 и 6,6 %. Значительные проблемы в восприятии, понимании и оценке сокурсников характерны для каждого 16-го студента первого курса.

Аналогичная картина наблюдается в отношении эмоциональной комфортности студентов, за исключением того, что уже каждый девятый (11,4 %) первокурсник до сих пор испытывает некоторый эмоциональный дискомфорт, проявляющийся в напряжении психических и физиологических функций организма.

Анализируя такой важный элемент мотива-ционно-потребностной сферы, как стремление к доминированию, следует отметить, что боль-

шинство опрошенных первокурсников (63,2 %) считают, что их уровень контроля социального окружения достаточный. И лишь меньше 5 % респондентов (каждый двадцатый) испытывают трудности в этом вопросе. Необходимо подчеркнуть, что свои позиции как лидирующие оценили почти 32,1 % первокурсников, что является закономерным явлением в процессе формирования студенческих коллективов.

Уровень интернальности (внутреннего контроля) наблюдается у подавляющего большинства участников исследования (97,2 %), что говорит о достаточном осознании ответственности за события (посещение занятий, подготовка к сессии, проживание, общение и т. д.), происходящие в их студенческой жизни.

Аналогичные срезы были проведены нами на базе Командно-инженерного института МЧС Республики Беларусь [8, 9]. Респондентами исследования также выступали студенты и курсанты 1-го курса мужского и женского полов. По итогам обследования мы пришли к заключению, что для наиболее безболезненного процесса адаптации индивида в новом коллективе и приспособления его к видам деятельности в новых условиях целесообразно еще до попадания человека в эти детерминируемые заранее условия провести предварительно подготовку к новым условиям жизнедеятельности. То есть целенаправленно осуществлять упреждающую адаптацию [10] путем осознанного формирования эталонного образа, соответствующего новым условиям жизнедеятельности.

В Ы В О Д

Успешный уровень интегральных показателей более чем у 1/3 респондентов получен по позициям «самовосприятие» и «интернальность». Наибольшие проблемы, присущие более 1/10 общего числа респондентов, выявлены по таким интегральным показателям, как адаптивность (14,2 %) и эмоциональная комфортность (11,4 %). В целом можно отметить, что более половины первокурсников согласно результатам самооценки имеют достаточный уровень по всем исследуемым интегральным показателям. А число студентов, показавших

успешный (высокий) уровень исследуемых показателей по каждой позиции, варьируется от 22,6 % (эмоциональная комфортность) до 45,8 % (самовосприятие). Таким образом, результаты проведенного исследования показывают, что в целом адаптация студентов-первокурсников к условиям жизнедеятельности в техническом университете произошла безболезненно у подавляющего большинства опрошенных.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Реан, А. А. К проблеме социальной адаптации / А. А. Реан // Вестник СПб. ун-та. Сер. 6. - 1995. - Вып. 3. -№ 20. - С. 74-79.

2. Большой энциклопедический словарь: философия, социология, религия, эзотеризм, политэкономия / гл. науч. ред. и сост. С. Ю. Солодовников. - Минск: МФЦП, 2002.

3. Социологическая энциклопедия / под общ. ред. А. Н. Данилова. - Минск: БелЭн, 2003.

4. Стефаненко, Т. Г. Адаптация к новой культурной среде и пути ее оптимизации. Введение в практическую социальную психологию: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / Т. Г. Стефаненко; под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой. - 2-е изд., испр. -М.: Смысл, 1996. - 373 с.

5. НИр://уеЬ. narod.ru / file.htm

6. Психология. Словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

7. Орлов, А. Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека / А. Б. Орлов // Вопросы психологии. - 1995. - № 2. - С. 5-19.

8. Егоров, В. В. Особенности самовосприятия и ин-тернальности курсантов 1 -го курса в процессе адаптации к условиям жизнедеятельности Командно-инженерного института МЧС / В. В. Егоров, А. А. Загоскина // Инженерно-педагогическое образование в XXI веке: материалы III Респ. науч.-практ. конф. молодых ученых и студентов БНТУ, Минск, 26-27 апр. 2007 г. / Бел. нац. техн. ун-т; редкол.: С. А Иващенко [и др.]. - Минск, 2007. -С. 174-177.

9. Егоров, В. В. Особенности адаптации первокурсников к условиям жизнедеятельности Командно-инженерного института МЧС по результатам методики К. Роджерса и Р. Даймонда / В. В. Егоров, Е. А. Корбут // Инженерно-педагогическое образование в XXI веке: материалы III Респ. науч.-практ. конф. молодых ученых и студентов БНТУ, Минск, 26-27 апр. 2007 г. / Бел. нац. техн. ун-т; редкол.: С. А Иващенко [и др.]. - Минск, 2007. - С. 177-180.

10. Кремень, М. А. Упреждающая адаптация к новым условиям жизнедеятельности / М. А. Кремень // Адукацыя i выхаванне. - 1999. - № 3. - С. 22-24.

Поступила 21.11.2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.