Научная статья на тему 'Психологическое сопровождение творческой и научно-исследовательской деятельности обучающихся'

Психологическое сопровождение творческой и научно-исследовательской деятельности обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
175
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КОММУНИКАТИВНОСТЬ / RESEARCH ACTIVITY OF STUDENTS / PSYCHOLOGICAL READINESS OF STUDENTS TO RESEARCH / COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антропова А.Ю.

В статье рассматривается диагностический инструментарий для комплексной оценки уровня готовности обучающихся к научно-исследовательской деятельности, представлены пять принципов ее организации, а также разработаны конкретные советы, способствующие развитию коммуникативных навыков у обучающихся УПО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Антропова А.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF CREATIVE AND SCIENTIFIC RESEARCH ACTIVITY OF STUDENTS

The diagnostic toolkit for complexional assessment of the level of readiness of students to research activity is discussed. There are five principles of its organization. The specific advices are designed and promote the development of communication skills among students of IVE.

Текст научной работы на тему «Психологическое сопровождение творческой и научно-исследовательской деятельности обучающихся»

УДК 377.5 А. Ю. Антропова, доц. Челябинского институ-

001 та развития профессионального образования

(ЧИРПО), канд. пед. наук, г. Челябинск, e-mail: aua31@ mail.ru

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В статье рассматривается диагностический инструментарий для комплексной оценки уровня готовности обучающихся к научно-исследовательской деятельности, представлены пять принципов ее организации, а также разработаны конкретные советы, способствующие развитию коммуникативных навыков у обучающихся УПО.

Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность обучающихся, психологическая готовность обучающихся к научно-исследовательской деятельности, коммуникативность.

Формирование инновационной модели социально-экономического развития России невозможно без сильной научной базы, основа которой закладывается в процессе обучения. Организация исследовательской деятельности обучающихся рассматривается как мощная инновационная образовательная технология. Она служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития в современном социуме; средством трансляции норм и ценностей научного сообщества в образовательную систему; средством восполнения и развития интеллектуального потенциала общества. Социальный заказ на творческое исследовательское поведение требует максимально полной свободы практических и интеллектуальных действий, способности к выдвижению самых оригинальных идей. Надо отметить, что каждый из нас изначально по своей природе исследователь. Спонтанное, неосознаваемое исследование свойственно как любому человеку, так и животным. Первоначально мотивом к исследовательской деятельности выступает любознательность или, по словам И. П. Павлова, рефлекс «что такое?» [1].

Какие качества необходимы человеку в процессе исследования? Чем отличается психологический портрет юного исследователя? Конечно же, нужны врожденные способности — это главное, но не только. Для исследователя важным компонентом таланта является глубина мышления, способность додумывать и дорабатывать вопрос до конца. Другим важным качес-

Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.

А. Н. Колмогоров

твом исследователя является критическое мышление, которое предполагает самостоятельность и непредвзятость мысли. Очень важны трудолюбие и целеустремленность. Томасу Эдисону принадлежит знаменитая фраза, что «в гениальности — девяносто девять процентов труда и один процент вдохновения» [2]. Осмыслить свое открытие и доказать его справедливость помогает уверенность в своих силах.

Проведенный анализ научной литературы показывает, что различные стороны проблемы диагностики уровня готовности обучающихся к научно-исследовательской деятельности рассмотрены рядом педагогов и психологов. Данная проблематика не нова, однако и по сей день не теряет своей актуальности и остроты. В частности, Е. Ю. Никитина [3] считает, что наличие у студентов положительной мотивации к занятию научным исследованием выступает в качестве ведущего критерия их готовности к успешной научно-исследовательской деятельности. В работе А. В. Курганова [3] приоритет отдается диагностике деятельностного компонента готовности, именно по уровню развития исследовательских умений и навыков, по мнению автора, можно объективно судить о степени сформированности готовности к научно-исследовательской деятельности. На наш взгляд, необходимо в равной степени учитывать уровень сформированности всех выявленных компонентов готовности обучающихся к научно-исследовательской деятельности. Для того чтобы найти

именно того обучающегося, которому это интересно и который не сойдет с дистанции (доведет работу до конца), можно использовать психодиагностические методы.

На уроке это прежде всего применение метода наблюдения во время представления практических видов деятельности (выполнение практических и лабораторных работ, составление проектов, презентаций). В процессе наблюдения внимание обращается на научность работы, на творческий подход к выполнению заданий; если это проект или презентация, то на использование дополнительной литературы. Во время демонстрации работы слушателям предлагается подискутировать на тему, что понравилось в данной работе, а по окончании дискуссии провести анкетирование, в ходе которого требуется ответить на несколько вопросов, направленных на выявление отношения к данному виду деятельности.

Например, при определении уровня готовности обучающихся к научно-исследовательской деятельности можно задать следующие вопросы: «Интересна ли тебе была данная работа?», «Если да, то чем, если нет, то почему?», «Хотелось бы расширить представление по данной теме?» и др. При анализе таких анкет особое внимание обращается на тех обучающихся, у которых к данному виду работы проявляется стабильный интерес. В дальнейшем именно этим обучающимся предлагается участие в научно-исследовательской работе.

Одним из важных аспектов выяснения готовности обучающегося к научно-исследовательской деятельности является разработка наиболее точного диагностического инструментария для комплексной оценки уровня готовности обучающихся к научно-исследовательской деятельности. В этом преподавателю могут помочь: опросник структуры темперамента В. М. Руса-ловой, ТИПС (тест интеллектуальных и профессиональных способностей) и методика изучения мотивации обучения в вузе Т. И. Ильиной [3]. В результате проведения вышеперечисленных методик можно выявить: уровень поисково-исследовательской активности; стремление к самостоятельному познанию, к освоению предметного мира; склонность к продолжительным самостоятельным умственным усилиям, напряженному умственному труду (потребность в умственной нагрузке); предпочтение продуктивных способов познания; проявление лидерских качеств; общительность; умение логически грамотно выстраивать мысли, ориентироваться в сферах различных наук; нестандартное мышление; легкость переключения с одного вида де-

ятельности на другой. Данный диагностический инструментарий позволит не только выявить уровень готовности обучающихся к творческой и научно-исследовательской деятельности, но и определить наиболее значимые затруднения, с которыми обучающиеся сталкиваются в ходе организации научного исследования.

После выявления обучающихся, с которыми вы будете работать, начинается сама научно-исследовательская деятельность, в процессе которой необходимо соблюдать пять принципов организации научно-исследовательской деятельности [4].

1. Принцип последовательности — предполагает организацию научно-исследовательской деятельности, учитывающую как определение тематики, так и возраст обучающегося. Это значит, что учитывается уровень сложности необходимого учебного материала для решения изучаемой проблемы, так как при несоответствии уровню восприятия может пропасть интерес к данной работе.

2. Принцип поуровневости — включает в себя управление научно-исследовательской деятельностью на всех уровнях организации работы: администрации, педагогического коллектива, родителей. При этом «уровень обучающегося» учитывает степень подготовленности каждого к исследовательской деятельности, интересы, научные склонности, способности и возможности. Это значит, что на всех выше перечисленных уровнях должны решаться определенные задачи, направленные на достижение одной цели: успешность выполнения и защиты данного проекта.

3. Принцип временного развития — связан с определением временного промежутка для каждого научного исследования, а также с этапами подготовки, организации и проведения, с мерами, предупреждающими неудачи и трудности. Принцип временного развития наиболее труден для обучающихся, так как требует выработку таких качеств личности, как настойчивость в преодолении трудностей и достижение целей, выработку трудолюбия и т. д.

4. Принцип разнообразия и постоянного совершенствования — связан с непрерывностью развития, совершенствованием и продолжением работы на достижение более высоких результатов всех участников научно-исследовательской деятельности, а также предоставляет возможность творческого и научного роста.

5. Принцип коммуникативности — отражает умение работать в группе, участвовать в совместном принятии решений, отстаивать свою точку зрения, дискутировать, публично выступать.

Как показывает практика, именно пятый принцип зачастую не работает, так как излишнее волнение, неуверенность в своих силах, непонимание целей своего исследования, недостаточная подготовленность материала могут стать причиной снижения эффективности творческой и научно-исследовательской деятельности. Свободное, открытое и уверенное поведение при публичном выступлении вряд ли относится к числу врожденных талантов — скорее, это следствие высокого уровня развития коммуникативных навыков, которые вполне поддаются тренировке. Если умение обучающихся выступать перед аудиторией пока еще не на высоте, то с помощью некоторых психологических приемов можно будет развить их коммуникативность, чтобы они почувствовали себя гораздо увереннее и смогли добиться успеха.

Первое, на что нужно обратить внимание ребят, — умение справиться со страхом публичного выступления. Вспомните какого-нибудь оратора, чье выступление вам очень понравилось. Думаете, он не волнуется перед ответственным выступлением? Вряд ли. Просто энергия его волнения была направлена на достижение успеха. Одна из распространенных подсознательных ошибок, совершаемых многими людьми, это отказ от выступлений из-за страха показаться смешным, глупым, недостаточно компетентным, из-за нежелания испытывать неприятные ощущения перед выступлением. Таким образом, вы уступаете пальму первенства другим, менее боязливым, но возможно и менее грамотным людям, только потому, что не умеете, а скорей всего, просто боитесь презентовать результаты своей работы.

Совет 1: «глаза боятся — руки делают». Выступающему необходимо осознать, что волнение перед аудиторией — это не патология, а нормальное явление (большинство людей боятся выступать публично), а избавиться от страха перед аудиторией не так трудно, как кажется. Важно помнить, что оратор представляет собой мощный источник информации независимо от тематики своей речи, поэтому первым важным элементом успешного выступления является... он сам! По выступлению аудитория воспринимает и оценивает речь и манеры выступающего, насколько ему удалось установить контакт с аудиторией, формирует свое отношение к предмету обсуждения. Можно сказать, что еще до того, как оратор начал говорить, его публичная деятельность уже началась. Как гласит главное правило деловой жизни: «второго шанса произвести первое впечатление не будет!». Очень важен внешний вид, желательно, чтобы он отражал

личностное благополучие, психологический настрой, уверенность и позитивность. Исследователи отмечают, что собственно словесная информация во время общения не превышает 7-10 % от всего объема передаваемой. Есть такая поговорка: «Мы говорим голосом, а беседуем всем телом», поэтому, выступая публично, необходимо стремиться к тому, чтобы невербальное поведение подчеркивало уверенность, было гармоничным, не вызывало раздражения у аудитории и не отвлекало от вашей речи.

Совет 2: помочь докладчику увидеть и услышать себя со стороны. В этом поможет магнитофонная запись выступления во время репетиции, а тем более — видеозапись. Особенно отчетливо недостатки видны, если прослушивание происходит спустя несколько дней после репетиции. Важный момент: в процессе выступления необходимо найти несколько «опорных точек» — слушателей, которые относятся к оратору с особым вниманием, установить с ним визуальный контакт и следить за их реакцией. Сделайте их своими союзниками, если позволяет ситуация, можно вступить с ними в диалог, чтобы добавить живости и импровизации в свое выступление.

Совет 3: общайтесь с аудиторией глазами. Периодически нужно обводить взглядом всех сидящих в зале слева направо и от передних рядов к задним, тогда у присутствующих возникнет впечатление участия в открытом диалоге, а у выступающего будет возможность контролировать изменения настроения аудитории.

Совет 4: визуальной поддержка информации. Для лучшего восприятия и запоминания необходимо использовать визуальную поддержку информации. Для этого надо продумать, какие и сколько технических средств вы будете применять во время выступления. Если вы делаете слайды, помните, что в них не должен быть написан текст выступления. Представьте на слайдах фотографии, схемы, таблицы, графики. Для себя подготовьте пояснения к слайдам. Десяти слайдов вполне достаточно.

Совет 5: тренировка речевого аппарата. Наилучшим образом тренировать речевой аппарат помогают скороговорки, они делают речь более четкой, позволяют легко проговаривать отдельные звуки: «б», «п», «в», «г», «к», «д», «т». Например: «Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв», «Саша — само совершенство, а еще самосовершенствуется», «От топота копыт пыль по полю летит» и т. д.

Совет 6: после выступления необходимо положительно оценить себя, дать позитивные ус-

тановки. Это могут быть установки типа: «меня никто не заставлял — я сам выступил, что говорит о моей достаточной решительности»; «получилось лучше, чем в прошлый раз — уже видел аудиторию, не то, что раньше, когда все слушатели были как в тумане»; «уже больше занимался делом и меньше думал о себе — налицо прогресс» и другие, а также избегать таких установок, как: «опозорился, больше я на публичные выступления не ходок» и др.

Следует отметить, что при организации творческой и научно-исследовательской деятельности важно учитывать, что такие приемы, как поощрение, добровольность, позитивное отношение к творческим удачам, импровизация, сниженная критичность, свобода оценок, становятся фактором оптимизации творческого развития обучающегося, ориентируя их на созидание, самопознание и саморазвитие своего научного потенциала.

Особая роль при формировании психологии исследователя принадлежит руководителю научно-исследовательской деятельности, который позволяет обучающемуся актуализировать

Библиографический список

свой текущий познавательный интерес и далее осуществлять конкретные шаги по его удовлетворению, а также формирует умение работать с различными источниками информации, делать соответствующие ссылки, осуществлять выбор значимого содержания из имеющегося информационного массива [1]. Именно работа педагога должна быть основой при формировании различных аспектов психологии юного исследователя.

Таким образом, обучающиеся, делая свой вклад в общий банк знаний человечества, приобщаются к высокому творчеству. Полученные в ходе исследования конкретные навыки позволят юному исследователю иметь возможность и способность работать с неизвестными ранее объектами. В нашей работе был рассмотрен представленный диагностический инструментарий, который может с успехом использоваться для комплексной оценки уровня готовности обучающихся к научно-исследовательской деятельности, а также раскрыты основные принципы организации творческой и научно-исследовательской деятельности обучающихся.

1. Платонова, Т. И. Творчество исследователя : Достижимый рубеж или синяя птица? [Текст] / Т. И. Платонова // Первое сентября. Химия. — 2008. — № 20.

2. Поддьяков, А. Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности [Электронный ресурс] / А. Н. Поддьяков. — Режим доступа: http: // www.researcher. ru/methodics.

3. Пискунова, М. В. Психологическое сопровождение исследовательской деятельности учащихся [Электронный ресурс] / М. В. Пискунова. — Режим доступа: http: // www. researcher.ru.

4. Алексеева, Н. Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся учащихся [Текст] / Н. Г. Алексеева // Исследовательская работа школьников. — 2009. — № 1. — С.24-33.

5. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст] : учеб. пособие / В. И. Загвязинский. — М. : Академия, 2007. — 208 с.

УДК 377 Н. Н. Балчугова, зам. директора по теоретичес-

001 кому обучению Саткинского политехнического

техникума им. А. К. Савина, Челябинская обл., г. Сатка, e-mail: spj-2012@list.ru

ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННОГО ПОДХОДА К НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ РЕОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

В статье рассматриваются некоторые особенности инновационного подхода к научно-методической работе: учет различного уровня педагогического мастерства и его использование при реализации модели «5 шагов к успеху», диагностика готовности педагогов к внедрению новых

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.