Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА'

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
149
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА / РОДИТЕЛИ / РОДИТЕЛЬСКО-ДЕТСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / РОДИТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Нугаева Ольга Георгиевна, Труфанова Галина Константиновна, Асмус Елизавета Олеговна

Введение. В статье рассмотрены подходы к пониманию понятия «психологическое сопровождение» с различных научных позиций. Представлены результаты экспериментального исследования, направленного на изучение родительско-детских отношений, психоэмоционального состояния родителей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра. Материалы и методы. Использовались методы и методики оценки особенностей родительско-детских отношений в семьях, где воспитываются дети с расстройствами аутистического спектра, определения психоэмоционального состояния родителей детей с расстройствами аутистического спектра. В качестве такого диагностического инструментария применялись: опросник родительского отношения (авторы А. Я. Варга, В. В. Столин, в интерпретации Е. И. Рогова), методика «Мотивация успеха и боязнь неудачи (МУН)» (автор А. А. Реан), методика «Шкала депрессии» (автор В. Зунг, в адаптации Т. И. Балашовой). Результаты исследования. На основе анализа отечественных и зарубежных исследований, с учётом полученных эмпирическим путём данных предложена программа психологического сопровождения родителей детей с расстройствами аутистического спектра. Описаны реализуемые в программе формы организуемой психологом работы в больших и малых родительских группах, обсуждаемые в группах общие вопросы. Приведены данные об изменениях показателей родительско-детских отношений, психоэмоционального состояния родителей. Обсуждение и заключение. Подтверждается необходимость оказания комплексной психологической помощи семьям, имеющим детей с расстройствами аутистического спектра, психологического сопровождения, направленного на оказание комплексной помощи, поддержку семей, поиск внутренних ресурсов. Доказана эффективность реализованной программы психологического сопровождения семей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Нугаева Ольга Георгиевна, Труфанова Галина Константиновна, Асмус Елизавета Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL SUPPORT FOR FAMILIES RAISING CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDER

Introduction. The paper discusses approaches to understanding the concept of “psychological support” from different scientific viewpoints. The results of an experimental study aimed at examining the parent-child relations and psycho-emotional state of parents raising children with autism spectrum disorders (ASD) are presented. Materials and methods. The study relies on the methods and techniques designed to assess the characteristics of parent-child relations in families bringing up children with ASD and to determine the psycho-emotional state of parents of children with ASD. The diagnostic tools used are the questionnaire of parental attitude (authors A. Ya. Varga, V. V. Stolin, interpreted by E. I. Rogov), the questionnaire “Motivation for success and fear of failure (MSF)” (A. A. Rean), and the methodology “Depression Scale” (author V. Zung, adapted by T. I. Balashova). Results. Based on the analysis of national and international research and empirical data obtained, a program of psychological support for parents of children with autism spectrum disorders is proposed. The paper presents the forms of work, which were implemented in the program and organized by the psychologist in large and small parent groups, as well as general issues discussed in groups. Data on changes in indicators of parent-child relations and psycho-emotional state of parents are presented.Discussion and conclusion. The study confirms the necessity to provide comprehensive psychological assistance and support to families with children with autism spectrum disorder, and to search for internal resources. The effectiveness of the proposed program of psychological support for families raising children with autism spectrum disorders has been proved.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА»

УДК 376.42

DOI: 10.32343/2409-5052-2022-16-4-555-564

Научная статья

Психологическое сопровождение семей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра

О. Г. Нугаева1, Г. К. Труфанова2, Е. О. Асмус3

1,2Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург 3Ирбитская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные

программы, г. Ирбит 1nugaolga@yandex, https://orcid.org/0000-0003-1014-676X 2ya.trufanova-galina@yandex, https://orcid.org/0000-0003-2288-433X 3skola6@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-7261-6088

Аннотация. Введение. В статье рассмотрены подходы к пониманию понятия «психологическое сопровождение» с различных научных позиций. Представлены результаты экспериментального исследования, направленного на изучение родительско-детских отношений, психоэмоционального состояния родителей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра.

Материалы и методы. Использовались методы и методики оценки особенностей ро-дительско-детских отношений в семьях, где воспитываются дети с расстройствами аутистического спектра, определения психоэмоционального состояния родителей детей с расстройствами аутистического спектра. В качестве такого диагностического инструментария применялись: опросник родительского отношения (авторы

A. Я. Варга, В. В. Столин, в интерпретации Е. И. Рогова), методика «Мотивацияуспеха и боязнь неудачи (МУН)» (автор А. А. Реан), методика «Шкала депрессии» (автор

B. Зунг, в адаптации Т. И. Балашовой).

Результаты исследования. На основе анализа отечественных и зарубежных исследований, с учётом полученных эмпирическим путём данных предложена программа психологического сопровождения родителей детей с расстройствами аутистического спектра. Описаны реализуемые в программе формы организуемой психологом работы в больших и малых родительских группах, обсуждаемые в группах общие вопросы. Приведены данные об изменениях показателей родительско-детских отношений, психоэмоционального состояния родителей.

Обсуждение и заключение. Подтверждается необходимость оказания комплексной психологической помощи семьям, имеющим детей с расстройствами аутистическо-го спектра, психологического сопровождения, направленного на оказание комплексной помощи, поддержку семей, поиск внутренних ресурсов. Доказана эффективность реализованной программы психологического сопровождения семей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра.

Ключевые слова: дети с расстройствами аутистического спектра, родители, роди-тельско-детские отношения, психологическая поддержка, психологическое сопрово-

© О. Г Нугаева, Г. К. Труфанова, Е. О. Асмус, 2022

ждение, педагогическая компетентность, родительская компетентность, программа психологического сопровождения

Для цитирования: Нугаева О. Г., Труфанова Г. К., Асмус Е. О. Психологическое сопровождение семей, воспитывающих детей с расстройствами артистического спектра // Педагогический ИМИДЖ. 2022. Т. 16. № 4 (57). С. 555-564. DOI: https://doi. org/10.32343/2409-5052-2022-16-4-555-564

Psychological Support for Families Raising Children with Autism Spectrum Disorder

Olga G. Nugaeva1, Galina K. Trufanova2, Elizaveta O. Asmus3

12 Ural State Pedagogical University, Yekaterinburg 3Irbit school Implementing Adapted Basic General Education Programs, Irbit 1nugaolga@yandex, https://orcid.org/0000-0003-1014-676X 2ya.trufanova-galina@yandex, https://orcid.org/0000-0003-2288-433X 3skola6@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-7261-6088

Original article

Abstract. Introduction. The paper discusses approaches to understanding the concept of "psychological support" from different scientific viewpoints. The results of an experimental study aimed at examining the parent-child relations and psycho-emotional state of parents raising children with autism spectrum disorders (ASD) are presented.

Materials and methods. The study relies on the methods and techniques designed to assess the characteristics ofparent-child relations in families bringing up children with ASD and to determine the psycho-emotional state ofparents of children with ASD. The diagnostic tools used are the questionnaire of parental attitude (authors A. Ya. Varga, V. V. Stolin, interpreted by E. I. Rogov), the questionnaire "Motivation for success and fear offailure (MSF)" (A. A. Rean), and the methodology "Depression Scale" (author V. Zung, adapted by T. I. Balash-ova).

Results. Based on the analysis of national and international research and empirical data obtained, a program ofpsychological support for parents of children with autism spectrum disorders is proposed. The paper presents the forms of work, which were implemented in the program and organized by the psychologist in large and small parent groups, as well as general issues discussed in groups. Data on changes in indicators of parent-child relations and psycho-emotional state ofparents are presented.

Discussion and conclusion. The study confirms the necessity to provide comprehensive psychological assistance and support to families with children with autism spectrum disorder, and to search for internal resources. The effectiveness of the proposed program of psychological support for families raising children with autism spectrum disorders has been proved.

Keywords: children with autism spectrum disorder, parents, parent-child relations, psychological support, psychological support, pedagogical competence, parental competence, psychological support program

For citation: Nugaeva O. G., Trufanova G. K., Asmus E. O. Psychological Support for Families Raising Children with Autism Spectrum Disorder. Pedagogicheskiy IMIDZH = Pedagogical IMAGE. 2022; 16(4): 555-564. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-4-555-564

Введение

Термин «психологическое сопровождение» рассматривается в рамках работы школьного педагога-психолога, специального психолога. В полной мере функционал специалиста, в частности при работе с семьёй, отражён в профессиональном стандарте педагога-психолога сферы образования, где основной целью деятельности является психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса во всех видах образовательной деятельности; оказание психолого-педагогической помощи лицам с особенностями здоровья, которые испытывают трудности при прохождении всего образовательного маршрута, а также их родителям.

Цель - составление, реализация и оценка эффективности программы психологического сопровождения семей, воспитывающих детей с расстройствами аутистическо-го спектра (РАС) с учётом полученных эмпирическим путём данных о психоэмоциональном состоянии родителей, особенностей родительско-детских отношений в этих семьях.

Обзор литературы

С различных теоретических позиций под сопровождением понимается: комплексный метод взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, направленный на решение жизненных проблем сопровождаемого (Е. И. Казакова, А. П. Тряпицына, Л. М. Шипицына); умение педагога находиться вместе с ребёнком, сопровождать его в образовательной деятельности (Е. А. Александрова); часть системы профессиональной деятельности педагога-психолога, которая направлена на создание специальных социально-психологических условий, необходимых для успешного обучения и психологического развития ребёнка в ситуациях школьного взаимодействия с ориентацией на зону его ближайшего развития (М. Р. Битянова); вид помощи ребёнку, технология, предназначенная для оказания помощи на определённом этапе развития в решении возникающих проблем или в их предупреждении в условиях образовательного процесса (Э. М. Алекандровская) и др.

Психологическое сопровождение направлено на оказание комплексной помощи, поддержки личности, оказавшейся в эмоционально трудной ситуации, направлено на поиск ресурсов внутри неё. В вопросе психологического сопровождения родителей в процессе образования следует понимать систему обучающих, консультативных, диагностических, организационных мероприятий, направленных на создание максимально благополучной атмосферы семейного воспитания, которая будет способствовать психологическому здоровью детей и их дальнейшей социализации [1; 2; 3] Семья является наиболее важным фактором социализации ребёнка, и её влияние в этой связи превосходит воздействие всех других общественных институтов.

Для ребёнка с РАС роль семьи неизмеримо возрастает, так как на неё ложится основное бремя ухода, воспитания и образования таких детей. В этой связи семья переживает целый ряд кризисов и проблем, во время которых при уже имеющихся материальных нагрузках значительно возрастают нагрузки психологические и эмоциональные, повышается риск возникновения у её членов стрессовых и депрессивных состояний и множество других проблем.

Большую ранимость родителей детей с РАС, по сравнению с родителями детей, имеющих иные нарушения в развитии, подверженность в большей степени деструктивным моделям воспитания и депрессивным тенденциям отмечает О. С. Никольская [4]. О безысходности и родительской несостоятельности / родительской некомпетентности, проявляющихся в неадекватных, ригидных и сиюминутных реакциях, сообщают Т. Д. Панюшина и Л. М. Феррои, специфику родительско-детских отношений в таких семьях подчёркивает А. С. Спиваковская [5]. На наличие эмоционального стресса родителей детей с РАС указывают исследования I. Yorke, P. White, A. Weston [6]. Личностные психологические особенности родителей, воспитывающих детей с РАС, накладывают определённый отпечаток на родительско-детские отношения, формируя их

дисгармоничность. Отрицательное воздействие своеобразия типов родительско-дет-ских отношений в таких семьях затрудняет социализацию детей.

Семье, имеющей ребёнка с РАС, требуется комплексная помощь и поддержка со стороны образовательной организации и её специалистов, так как школьная ступень образования обостряет у родителей ощущение несостоятельности в своей роли и необоснованность требований к ребёнку. Именно в этот период актуально участие семьи в программе психологического сопровождения, включение родителей в коррекцион-но-развивающий процесс [7; 8; 9].

Методологической основой реализации программы в рамках психологического сопровождения исследуемой категории семей явились общетеоретические положения психологии, которые характеризуют особенности психологического сопровождения семей, имеющих детей с РАС (Е. Р. Баенская, И. А. Костин, М. М. Либлинг, И. И. Ма-майчук, О. С. Никольская, Т. Д. Панюшина, В. В. Ткачева, Л. М. Феррои).

Материалы и методы

Эмпирическое исследование родительско-детских отношений проводилось на базе ГКОУ Свердловской области «Ирбитская школа». В нём приняли участие 14 семей детей с РАС. Диагностическим инструментарием для изучения особенностей роди-тельско-детских отношений выступили опросник родительского отношения (авторы А. Я. Варга, В. В. Столин в интерпретации Е. И. Рогова), методика «Шкала депрессии» (автор В. Зунг, в адаптации Т. И. Балашовой), методика «Мотивация успеха и боязнь неудачи (МУН)» (автор А. А. Реан).

Результаты исследования

Анализ результатов используемого в ходе диагностики опросника родительского отношения (авторы А. Я. Варга, В. В. Столин в интерпретации Е. И. Рогова) показал высокий процентный балл по шкале «симбиоз» - 90 %, что позволяет сделать вывод об отсутствии психологической дистанции между взрослым и ребёнком с РАС почти у всех семей, участвовавших в исследовании. Родитель ощущает себя с ребёнком единым целым. Симбиотическая связь мешает развитию самообслуживания ребёнка, тревога матери блокирует все его попытки изучения окружающей действительности и принятия самостоятельных решений. Высокий процентный балл по шкале «отношение к неудачам ребёнка» (или «маленький неудачник») - 80 % является признаком того, что родитель считает ребёнка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышлёному существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребёнка кажутся взрослому человеку несерьёзными, и он игнорирует их. Родители подкрепляют только удобные им формы взаимодействия с обществом, стараются соответствовать ожиданиям окружающих, и когда все эти попытки заканчиваются неуспешно, приходит разочарование в себе и в избранных подходах к воспитанию ребёнка в семье в целом и каждым родителем в частности.

Диагностика психоэмоционального состояния родителей по методике «Шкала депрессии» (автор В. Зунг, в адаптации Т. И. Балашовой) выявила отсутствие депрессивного состояния у 25 % родителей, лёгкую депрессию ситуативного или невротического генеза у 65 % родителей, и 10 % родителей показали субдепрессивное состояние, или маскированную депрессию.

По результатам методики «Мотивация успеха и боязнь неудачи (МУН)» (автор А. А. Реан) - у 48 % родителей сформирована мотивация успеха в дальнейшей работе с детьми, у 20 % - мотивационный полюс ярко не выражен, и 32 % родителей тяготеют к мотивации боязни неудачи.

Исходя из полученных данных можно сделать вывод, что рождение и воспитание ребёнка с психофизическими отклонениями вызывает у родителей комплекс негатив-

ных реакций и переживаний - «родительский стресс». Подтверждается необходимость оказания комплексной психологической помощи семьям, имеющим детей с расстройствами аутистического спектра, и решения следующих задач в работе с ними:

1. Организация системы комплексной помощи семье, имеющей детей с РАС, всеми специалистами образовательной организации.

2. Оказание психологической поддержки семьям.

3. Создание условий для общения родителей.

4. Повышение психологической культуры и педагогической компетентности родителей.

5. Оптимизация внутренних ресурсов семьи для воспитания ребёнка с расстройствами аутистического спектра, содействие формированию благоприятного микроклимата в семейных и родительско-детских отношениях.

6. Формирование интереса родителей к личностному развитию ребёнка через совместную деятельность.

7. Включение родителей в коррекционный процесс, осуществляемый силами специалистов образовательной организации.

Программа психологического сопровождения семей, имеющих детей с РАС, реали-зовывалась в течение двух лет (2019, 2020 гг.) на базе ГКОУ СО «Ирбитская школа». Программа предполагала проведение групповых занятий с членами семей (по два занятия в месяц), индивидуальных консультаций родителей, занятий в больших и малых группах (по запросу), занятий в формате «родитель - ребёнок», в том числе занятий по «обмену детьми». Реализуемые в программе формы работы в больших группах: дискуссии, круглый стол, собрание, в содержание которых были включены психологические упражнения на снятие мышечного напряжения, релаксация, самоанализ. Темами для обсуждения выступили следующие: «Причины возникновения РАС», «Расстройства пищевого поведения», «Реабилитационные и медицинские центры для детей с РАС», «Проблемное поведение детей», «Возможности профессионального обучения в будущем». Данная форма работы с семьёй актуальна для первого этапа реализации программы, она позволила в дальнейшем работать с родителями в малых подгруппах, наполняемость которых определилась исходя из схожести проблематики семей, в ходе наблюдения за поведением каждого родителя в группе, его отношения к своему ребёнку. Формами работы в малых группах выступили индивидуальное психологическое консультирование, индивидуальные занятия, занятия «родитель - ребёнок». Индивидуальное психологическое консультирование подразумевало более детальную проработку всех эмоций и переживаний, снижение тревоги, осознание стиля воспитания и поиск ресурса родителями внутри своей семьи и внутри себя. Индивидуальные занятия с родителями велись на всех этапах психологического сопровождения параллельно с групповыми формами. Количество занятий зависело от желания родителя (законного представителя) и целесообразности участия конкретного родителя в консультировании, его внутренней готовности к работе с психологом. Использовались арт-терапевти-ческие технологии, ведение дневника, создание семейного альбома, некоторые упражнения из символодрамы, куклотерапии и пескотерапии.

Общие вопросы для обсуждения в малых подгруппах: «Возможности и способы коррекции проблемного поведения», «Онанизм у детей», «Осмысление требований и условий получения образования ребёнком в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», «Неуверенность в собственном будущем и более глубокие эмоциональные переживания». Родители вместе учились видеть малейшие успехи детей, обсуждали организацию личного временного пространства мамы и папы, возможность выхода на работу. Обозначился ряд проблем, связанный с приёмом медицинских препаратов и уходом за малоподвижными детьми, в результате на одну из встреч был приглашён врач-психиатр и специалист по адаптивной физи-

ческой культуре. Важным аспектом этой части программы было погружение группы в личные переживания друг друга, привлечение внимания родителей к сохранению своего физического и психического здоровья.

Наиболее положительно эмоционально окрашенными были занятия в формате «родитель - ребёнок», для многих родителей это был первый опыт позитивного родитель-ства. Основной целью занятий было установление эмоционального контакта между родителем и ребёнком с РАС, организация эффективного взаимодействия и обучение родителя применять коррекционно-развивающие упражнения. Обязательным этапом начала и конца каждого занятия было закрепление семейного коммуникативного жеста в качестве ритуала, что позволило улучшить процесс общения и взаимопонимания в семье в целом. Мама, которая понимает желания своего ребёнка и осознаёт причину реакции или нежелательного поведения ребёнка, становится менее тревожной и склонной к эмоциональным взрывам. Совместная деятельность организовывалась через работу с прозрачным мольбертом - одновременное рисование, рисование друг друга, штампирование, оттиск, набрызгивание [10; 11]. Методика рисования на стекле показала родителю сильные стороны его ребёнка, разнообразило представление об организации совместного времени и развивающих возможностей простой домашней обстановки. Игры и упражнения на взаимодействие, в том числе с применением альтернативных средств коммуникации, позволяли повысить педагогическую компетентность родителя. Активное привлечение членов семьи (с которыми нет симбиотической связи у ребёнка) к данным занятиям способствовало снижению общей напряжённости, пониманию возможностей и способностей детей с РАС. Наметились изменения иждивенческих установок в семье, проходила коррекция позиции «жертвы» и «мученика» по отношению к воспитанию ребёнка с РАС, совместному проживанию с ним в семье.

После реализации программы психологического сопровождения родителей было проведено повторное изучение родительско-детских отношений с целью оценки эффективности программы. Анализ результатов, полученных путём применения опросника родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин), показал, что значительно повысился показатель «кооперация» - до 60 %, на предыдущем этапе диагностики он выявлен только у 10 % родителей, что говорит о возникновении интереса к развитию ребёнка, его положительным качествам и ориентации на его будущее у большей половины родителей, участвовавших в исследовании.

Показатель шкалы «маленький неудачник» снизился с 80 % до 40 %, но и в оставшихся 40 % в шкале уже были не максимальные 8 баллов, а 6 или 5 баллов, что говорит об изменении позиции родителя в отношении некоторых вопросов развития ребёнка, его дееспособности и возможности самостоятельного роста. Показатель «симбиоз» снизился лишь на 20 %, так как психологически матери не были готовы к эмоциональному отделению от ребёнка с РАС, и сам образ жизни в поддержании стереотипного поведения ребёнка усложняет этот процесс. Но и здесь есть положительная динамика - пять родителей набрали 4 балла по шкале «симбиоз» вместо 6-7 баллов на констатирующем этапе эксперимента. Исходя из этого у родителей наметился процесс социализации-индивидуализации в воспитании ребёнка в семье, направленный на актуальные потребности ребёнка с учётом осознания им собственного опыта в социальном взаимодействии, принятии себя как субъекта деятельности, несущего определённую ответственность за свои поступки и поведение в целом.

Результаты диагностики по методике «Шкала депрессии (В. Зунг) продемонстрировали, что состояние отсутствия признаков депрессии наблюдалось у 50 % родителей (рост на 25 %), у 50 % родителей обнаружились признаки лёгкой депрессии (снижение на 15 %), скрытого субдепрессивного состояния (маскировочной депрессии) не выявлено. Данные изменения говорят об эффективности психологического сопровождения, своевременности принятых мер и способов психологической поддержки родителей.

Опросник «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (А. А. Реан) не показал существенных изменений в мотивации родителей, это может быть связано с тем, что особенности мотивационной сферы и ориентации на удачу или боязнь порицаний, наказаний (избегания неудачи) закладываются ещё в детском возрасте, проявляются в особенностях воспитания и личном опыте взросления самих родителей, закрепляются в период зрелости, но не связаны только с фактом появления ребёнка с РАС в их семье. Основной задачей в работе с родителями является повышение уверенности в своих родительских компетенциях.

Обсуждение и заключение

Работа с родителями детей с РАС должна включать в себя не только стратегии вмешательства, обучения родителей, но и систему поддержки, способствующую нормализации внутрисемейного климата (J-J. Dawson-Squibb и др.) [12]. Групповая форма работы с семьями способствует развитию социальных навыков детей с РАС, формированию конструктивного поведения родителей (KL. O'Donovan) [13]. Одним их условий оптимизации детско-родительских отношений является осуществление работы психолога, направленной на принятие родителями своего ребёнка (Т. А. Колосова) [14].

Анализ зарубежной и отечественной научной литературы, полученные в ходе исследования эмпирические данные позволяют отметить, что специально организованная система психологического сопровождения семей, имеющих детей с РАС, благотворно влияет на процесс обучения и воспитания таких детей, улучшает внутрисемейные взаимоотношения, повышает качество жизни всех членов семьи. Работа с матерями позволяет снизить риск разрыва супружеских отношений по причине воспитания ребёнка с РАС, обучить их способам снятия эмоционального напряжения и тревоги.

Необходимость осуществления систематического и непрерывного психологического сопровождения семей, воспитывающих детей с РАС, необходимость разработки дифференцированных программ с учётом решения актуальных проблем, выработанных семьёй защитных механизмов и складывающихся родительско-детских отношений в каждой конкретной семье очевидны.

Заявленный вклад авторов

Нугаева О. Г.: идея статьи, сбор и анализ теоретического материала по проблеме исследования, анализ научных публикаций по теме исследования, анализ результатов исследования.

Труфанова Г. К.: анализ и обобщение результатов исследования, оформление и подготовка материалов статьи.

Асмус Е. О.: сбор и анализ экспериментального материала, практическое осуществление эксперимента.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Список источников

1. Аликин И. А., Лукьянченко Н. В. Методологические и технологические основы работы специалистов служб сопровождения с родителями детей, имеющих особенности развития // Вестник практической психологии образования. 2016. Т. 13. № 3. С. 75-79.

2. Веденина М. Ю. Обзор основных зарубежных подходов к оказанию психолого-педагогической помощи детям с аутизмом // Альманах института коррекционной педагогики. 2014. № 19. С. 3-7.

3. Семенова Л. М., Мишина Е. А. Психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с расстройствами аутистического спектра [Электронный ресурс] // Вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2015. Т. 17. № 9. С. 9-12. URL: https://

elibrary.ru/download/elibrary_24194897_80030648.pdf (дата обращения: 24.09.2022).

4. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М., Костин И. А., Веденина М. Ю., Аршатский А. В., Аршатская О. С. Дети и подростки с аутизмом: психологическое сопровождение: методическое пособие. М. : Теревинф, 2019. 225 с.

5. Спиваковская А. С. Как быть родителями. М. : Педагогика, 1986. 160 с.

6. Yorke I., White P., Weston A. et al. The association between emotional and behavioural problems in children with autism spectrum disorder and psychological distress in their parents: A systematic review and meta-analysis [Electronic resource], Journal of Autism and Developmental Disorders, 2018, vol. 48. No. 10. Pp. 3393-3415. https://doi.org/10.1007/ s10803-018-3605-y (accessed: 20.09.2022).

7. Кафьян Э. М. Программа психологического консультирования родителей, воспитывающих ребенка с аутизмом // Проблемы науки. 2016. № 10 (11). С. 35-40.

8. Ткачева В. В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии. М. : АСТ; Астрель, 2007. 320 с.

9. Weissman M. M., Merikangas R., Gammon G. D., John K. Children of depressed parents. Increased psychopathology and early onset of major depression [Electronic resource] // Archives of General Psychiatry. 1987. № 44(10). Pp. 847-53. URL: https://pubmed.ncbi. nlm.nih.gov/3662741/ (accessed:16.04.2022).

10. Баенская Е. Р. Использование сюжетного рисования в коррекционной работе с аутичными детьми // Альманах института коррекционной педагогики. 2014. № 20(3). С. 13-18.

11. Янушко Е. А. Использование метода совместного рисования в работе с аутич-ным ребенком // Аутизм и нарушения развития. 2005. Т. 3. № 3. С. 64-69.

12. Dawson-Squibb J-J, Davids E. L, Harrison A. J., Molony M. A. Parent education and training for autism spectrum disorders: scoping the evidence. Autism. 2019; № 24(1). Рр. 7-25. http://dx.doi.org/10.1177/1362361319841739

13. O'Donovan K. L, Armitage S., Featherstone J., McQuillin L., Longley S., Pollard N. Group-based parent training interventions for parents of children with autism Spectrum disorders: A literature review. Journal of Autism and Developmental Disorders. 2019. No. 6. Pp. 85-95. https://link.springer.com/article/10.1007/s40489-018-00155-6

14. Колосова Т. А. Психологическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с расстройством аутистического спектра [Электронный ресурс] // Символ науки. 2019. № 11. С. 120-122. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-soprovozhdenie-semi-vospityvayuschey-rebenka-s-rasstroystvom-autisticheskogo-spektra (дата обращения: 02.12.2022).

References

1. Alikin I. A. Metodologicheskie i tekhnologicheskie osnovy raboty spetsialistov sluzhb soprovozhdeniya s roditelyami detey, imeyushchikh osobennosti razvitiya [Methodological and technological foundations for the work of parent support specialists with parents of children with developmental disabilities] Vestnik psikhologii. [Bulletin of Practical Psychology of Education]. 2016. vol. 3. pp. 75-79 (In Russian).

2. Vedenina, M. Yu. Obzor osnovnykh zarubezhnykh podkhodov k okazaniyu psikhologo-pedagogicheskoy pomoshchi detyam s autizmom [Overview of the main foreign approaches to providing psychological and pedagogical assistance to children with autism]. Al'manah instituta korrektsionnoy pedagogiki [Almanac of Institute of Special Education]. 2014. no.19. pp. 3-7 (In Russian).

3. Semenova, L. M. Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie semey, imeyushchikh deteky s rasstroystvami autisticheskogo spektra. [Psychological and pedagogical support for families with children with autism spectrum disorders] Vestnik Zdorov'e i Obrazovanie v XXI veke [Electronic Scientific and Educational Bulletin "Health and Education

in the 21st century]. 2015. no. 9. pp. 74-80 Available at https://elibrary.ru/download/ elibrary_24194897_80030648.pdf (accessed: 24.09.2022). (In Russian).

4. Nikol'skaya, O. S. Deti i podrostki s autizmom: psikhologicheskoe soprovozhdenie: metodicheskoe posobie. [Children and adolescents with autism: psychological support: methodological manual]. Moscow, Terevinf Publ., 2019. 225 p. (In Russian).

5. Spivakovskaya, A. S. Kak byt' roditelyami. [How to be parents]. Moscow: Pedagogika Publ.1986. 160 p. (In Russian).

6. Yorke I., White P., Weston A. et al. the association between emotional and behavioural problems in children with autism spectrum disorder and psychological distress in their parents: A systematic review and meta-analysis. Journal of Autism and Developmental Disorders, 2018, vol. 48, no. 10, pp. 3393—3415.

7. Kaf'yan, E. M. Programma psikhologicheskogo konsul'tirovaniya roditelej, vospityvayushchikh rebenka s autismom [Psychological counseling program for parents raising a child with autism]. Problemy nauki [Science Problems]. 2016.vol.11. no 10. pp. 45-51. (In Russian).

8. Tkacheva, V. V. Tekhnologii psikhologicheskoy pomoshchi sem'yam detey s otkloneniyami v razvitii. [Psychological assistance technologies for families of children with developmental disabilities] Moscow, Astrel Publ., 2007. 318 p. (In Russian).

9. Weissman, M. M. Children of depressed parents. Increased psychopathology and early onset of major depression Archives Of General Psychiatry. 1987. Available at: https:// pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/3662741/ (accessed 16.04.2022).

10. Baenskaya, E. R. Ispol'zovanie syuzhetnogo risovaniya v korrektsionnoj rabote s autichnymi det'mi [Using plot drawing in corrective work with autistic children]. Al'manakh instituta korrektsionnoy pedagogiki [Almanac of Institute of Special Education]. 2014. no. 20. pp. 13-18. (In Russian).

11. Yanushko, E. A. Ispol'zovanie metoda sovmestnogo risovaniya v rabote s autichnym rebenkom [Using the method of joint drawing in work with an autistic child]. Autizm i narusheniya razvitiya [Autism and Developmental Disorders]. 2005. no 3. pp. 66-70. (In Russian).

12. Dawson-Squibb J-J, de Vries PJ, Davids EL, Harrison AJ, Molony MA. Parent education and training for autism spectrum disorders: scoping the evidence. Autism. 2020. vol.1. no. 24. pp.7-25.

13. O'Donovan KL, Armitage S, Featherstone J, McQuillin L, Longley S, Pollard N. Group-based parent training interventions for parents of children with autism Spectrum disorders: A literature review. Journal of Autism and Developmental Disorders. 2019. vol.1. no.6. pp.85-95. Available at: https://link.springer.com/article/10.1007/s40489-018-00155-6 (accessed 15.04.22)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Kolosova T.A. Psikhologicheskoe soprovozhdenie sem'i, vospityvayushchey rebenka s rasstroystvom autisticheskogo spectra [Psychological support for a family raising a child with an autism spectrum disorder]. Simvol nauki [Symbol of Science]. 2019. no.11. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n7psihologicheskoe-soprovozhdenie-semi-vospityvayuschey-rebenka-s-rasstroystvom-autisticheskogo-spektra (accessed 02.12.2022). (In Russian).

Ольга Георгиевна Нугаева

кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и специальной психологии

Институт специального образования, Уральский государственный педагогический университет

620091, Россия, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26

тел.: +7 (343) 3361400

Галина Константиновна Труфанова

старший преподаватель кафедры специальной педагогики и специальной психологии

Институт специального образования, Уральский государственный педагогический университет

620091, Россия, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26

тел.: +7 (343) 3361400

Елизавета Олеговна Асмус

педагог-психолог

Ирбитская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы

623856, Россия, Свердловская область, г. Ирбит, ул. Азева, 31

тел.: +7 (34355) 65191

Olga G. Nugaeva

Candidate of Sciences (Psychology), Associate Professor, Department of Special Pedagogy and Special Psychology

Institute of Special Education, Ural State Pedagogical University

Elizaveta O. Asmus

teacher-psychologist

State Budgetary Educational Institution of the Sverdlovsk Region Irbit School Implementing Adapted Basic General Education Programs

31 Azev St, Irbit, Sverdlovsk region, Russia, 623856

tel.: +7 (34355) 65191

26 KosmonavtovAve., Yekaterinburg, Russia, 620091

tel.: +7 (343) 3361400

Galina K. Trufanova

Senior Lecturer, Department of Special Pedagogy and Special Psychology

Institute of Special Education, Ural State Pedagogical University

26 Kosmonavtov Ave., Yekaterinburg, Russia, 620091

tel.: +7 (343) 3361400

Статья поступила в редакцию 09.11.2022, одобрена после рецензирования 29.11.2022, принята к публикации 01.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.