Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА, И ИХ СОПРОВОЖДЕНИЕ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА, И ИХ СОПРОВОЖДЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
375
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ РЕБЁНКА С РАС / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ / РОДИТЕЛЬСКИЕ УСТАНОВКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Конева Ирина Алексеевна, Мурзина Дарья Алексеевна

Данная статья посвящена проблеме создание комплексной, систематической помощи семьям, воспитывающим детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Психоэмоциональный климат семьи является важной составляющей в развитии и становлении ребёнка. Особенно ярко эта проблема проявляется в семье, воспитывающей ребёнка с нарушением развития. Специфичными чертами психоэмоциональных состояний родителей ребёнка с РАС является: повышенная личностная тревожность, низкая самооценка, эмоциональная чувствительность, недостаточный уровень развития эмоционально-волевых качеств, снижение потребности следовать групповым нормам, неспособность успешно взаимодействовать с социальным окружением. В статье обобщаются результаты исследования психоэмоционального состояния и личностных особенностей (ценностных ориентаций) родителей детей с РАС и группы родителей нормотипичных детей. Полученные результаты подтверждают необходимость оказания целенаправленной, комплексной и систематической помощи. Представлены этапы программы сопровождения родителей, воспитывающих детей с нарушением развития направленной на устранение негативных особенностей родительских установок и личностных особенностей родителей, оптимизацию самосознания родителей и формирование позитивного отношения «к особому родительству».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Конева Ирина Алексеевна, Мурзина Дарья Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF PARENTS RAISING CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDERS AND THEIR SUPPORT

This article is devoted to the problem of creating comprehensive, systematic assistance to families raising children with autism spectrum disorders (ASD). The psychoemotional climate of the family is an important component in the development and formation of a child. This problem is especially pronounced in a family raising a child with a developmental disorder. The specific features of the psycho - emotional states of the parents of a child with ASD are: increased personal anxiety, low self-esteem, emotional sensitivity, insufficient level of development of emotional and volitional qualities, reduced need to follow group norms, inability to successfully interact with the social environment. The article summarizes the results of a study of the psycho-emotional state and personal characteristics (value orientations) of parents of children with ASD and a group of parents of normotypic children. The results obtained confirm the need for targeted, comprehensive and systematic assistance. The stages of the support program for parents raising children with developmental disabilities aimed at eliminating the negative features of parental attitudes and personal characteristics of parents, optimizing parents' self-awareness and forming a positive attitude "to special parenting" are presented.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА, И ИХ СОПРОВОЖДЕНИЕ»

• достоверно повысился уровень концентрации и устойчивости внимания; улучшился уровень пространственного восприятия, ориентировки на листе бумаги;

• увеличился объем и скорость слухоречевого запоминания;

• произошли значимые сдвиги в развитии воображения и мышления;

• повысились заинтересованность, инициативность, реакция на действия сверстников; повысился эмоциональный

фон;

• повысился уровень произвольности психических процессов;

• отмечается положительная динамика в формировании познавательного мотива, внутренней позиции школьника.

Литература:

1. Карпушкина, Н.В. К проблеме эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра в исследованиях специальной психологии / Н.В. Карпушкина, О.А. Рожнова, Э.Л. Шустова // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 69-3. - С. 269-272

2. Кириллова, М.Г. Возможности психоаналитического подхода при организации комплексной психолого-педагогической помощи детям с РАС и их родителям / М.Г. Кириллова // Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра. Сб. материалов I-й Всероссийской научно-практической конференции, 14-16 декабря 2016 г. - М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. - С. 75-81.

3. Конева, И.А. Особенности коммуникативных навыков дошкольников с расстройствами аутистического спектра / И.А. Конева, И.А. Быстрова // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 63-1. - С. 161-163

4. Конева, И.А. Эмоциональные особенности младших школьников с расстройствами аутистического спектра, возможность их коррекции элементами АВА-терапии / И.А. Конева, К.А. Куликова, Н.С. Терешина // Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология. Материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. - 2016. - С. 336-341

5. Мясников, И.Р. Реализация особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в межведомственной модели инклюзивного образования / И.Р. Мясников // Вестник Мининского университета. - 2021. - № 3. - URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1257 (дата обращения 19.05.2022) DOI: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-3-9

6. Никольская, О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи. Изд. 10-е. / О.С. Никольская, Е.Р. Баенкая, М.М. Либлинг. -М.: Теревинф, 2016. - 288 с.

7. Романова, О.В. Основные педагогические подходы в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра / О.В. Романова // Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра. Сборник материалов I Всероссийской научно-практической конференции, 14-16 декабря 2016 г. - М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. - С. 105-110

8. Стоянова, А.И. Особенности развития коммуникативных навыков у детей с РАС / А.И. Стоянова, Е.Э. Артемова // Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра. Сборник материалов I Всероссийской научно-практической конференции, 14-16 декабря 2016 г. - М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. - С. 110-114

Педагогика

УДК 376.42

кандидат психологических наук, доцент Конева Ирина Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Мурзина Дарья Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА, И ИХ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Аннотация. Данная статья посвящена проблеме создание комплексной, систематической помощи семьям, воспитывающим детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Психоэмоциональный климат семьи является важной составляющей в развитии и становлении ребёнка. Особенно ярко эта проблема проявляется в семье, воспитывающей ребёнка с нарушением развития. Специфичными чертами психоэмоциональных состояний родителей ребёнка с РАС является: повышенная личностная тревожность, низкая самооценка, эмоциональная чувствительность, недостаточный уровень развития эмоционально-волевых качеств, снижение потребности следовать групповым нормам, неспособность успешно взаимодействовать с социальным окружением. В статье обобщаются результаты исследования психоэмоционального состояния и личностных особенностей (ценностных ориентаций) родителей детей с РАС и группы родителей нормотипичных детей. Полученные результаты подтверждают необходимость оказания целенаправленной, комплексной и систематической помощи. Представлены этапы программы сопровождения родителей, воспитывающих детей с нарушением развития направленной на устранение негативных особенностей родительских установок и личностных особенностей родителей, оптимизацию самосознания родителей и формирование позитивного отношения «к особому родительству».

Ключевые слова: семья ребёнка с РАС, психологическое сопровождение, психоэмоциональные состояния, родительские установки.

Annotation. This article is devoted to the problem of creating comprehensive, systematic assistance to families raising children with autism spectrum disorders (ASD). The psychoemotional climate of the family is an important component in the development and formation of a child. This problem is especially pronounced in a family raising a child with a developmental disorder. The specific features of the psycho - emotional states of the parents of a child with ASD are: increased personal anxiety, low self-esteem, emotional sensitivity, insufficient level of development of emotional and volitional qualities, reduced need to follow group norms, inability to successfully interact with the social environment. The article summarizes the results of a study of the psycho-emotional state and personal characteristics (value orientations) of parents of children with ASD and a group of parents of normotypic children. The results obtained confirm the need for targeted, comprehensive and systematic assistance. The stages of the support program for parents raising children with developmental disabilities aimed at eliminating the negative features of parental attitudes and personal characteristics of parents, optimizing parents' self-awareness and forming a positive attitude "to special parenting" are presented.

Key words: family of a child with ASD, psychological support, psycho-emotional states, parental attitudes.

Введение. В настоящее время исследователями в разных научных областях как в России, так и за рубежом отмечается неуклонный рост числа детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) [6]. Исходя из этого, исследование специфики функционирования семей, имеющих детей с РАС, является актуальным и значимым направлением [3].

Вопросы психоэмоциональных особенностей семей с детьми, имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), и оказание им комплексной систематической помощи традиционно являются предметом детального научного анализа.

У родителей отмечается недостаточный уровень практических и теоретических знаний в области воспитания и обучения детей, наблюдаются неадекватные воспитательные установки, недостаток либо отсутствие контакта с детьми с РАС. Одним из основных стилей воспитания является дисгармоничный стиль, проявляющийся в стремлении к инфантилизации, эмоциональному отвержению или завышении требований детям. В типичных особенностях личности родителя преобладают повышенная личностная тревожность, низкая самооценка. Такие психоэмоциональные особенности родителей, воспитывающих детей с РАС, подвергают изменению в системе детско-родительских отношений, нарушая климат в семье, формируя их дисгармоничность [5].

Степень изученности психоэмоциональных компонентов функционирования семей, воспитывающих детей с РАС, остается недостаточной. Исследования, направленные на изучение проблемы психологического климата в семье и специфике взаимодействия в системе отношений родитель - ребёнок, требует дальнейшего экспериментального анализа.

Изучению проблемы психологических особенностей родителей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра, посвящены труды многих исследователей, среди которых работы Э.Н. Абуталиповой, З.К. Давлетбаевой, С.А. Жантасовой [1], Н.Н. Павловой, И.А. Коневой, Е,Н. Красновой [2], Е.Н. Секериной [7] и др. Особенности психологического климата, описаны в исследованиях Ю.А. Блинкова, Т.Г. Богдановой, Т.Н. Волковской, С.А. Игнатьевой, М.В. Ипполитовой, Е.М. Мастюковой, А.Г. Московкиной, М.М. Семаго, В.В. Ткачевой [8] и др. В работе Т. Н. Высотиной и О. В. Гусевой, О.С. Никольской [4] обнаружены личностные особенности родителей, влияющие на формирование отношения к ребенку с РАС.

Исследование, проведенное нами, преследовало следующую цель: экспериментальное изучение особенности внутрисемейных отношений в семьях, воспитывающих детей с РАС, в сравнении с семьями детей с нормативным развитием.

В зависимости от цели был обозначен ряд задач, требующий их постановку и решение в процессе исследования:

1. Подобрать, разработать и адаптировать необходимый диагностический инструментарий для изучения общего психологического состояния семьи и диагностики личностных особенностей родителей.

2. Провести экспериментальное исследование, направленное на изучение психоэмоционального состояния и личностных особенностей (ценностных ориентаций) родителей детей с РАС.

3. На основе полученных данных провести сравнительный анализ психологических особенностей родителей, воспитывающих детей с РАС, в сопоставлении с особенностями родителей нормотипичных детей.

Последовательное проведение исследования с соблюдением всех этапов мы рассматривали в качестве гарантий получения достоверных сведений о наших испытуемых и необходимом качестве исследования в целом.

Выборка: задачи исследования решались на базе двух учебных учреждений: АНО Центр социально-речевой адаптации и интенсивной помощи «Планета»; МАДОУ детский сад №9 «Золотой ключик» г.о.г Бор Нижегородской области.

В экспериментальном исследовании приняли участие 30 родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста с нормотипичным психическим развитием, 30 родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.

В констатирующем исследовании был использован следующий психодиагностический комплекс:

1. Анкета «Психологический тип родителя В.В. Ткачевой». Мы предполагаем, что выделение особенностей ценностных ориентаций родителей в отношении аутичного ребенка является основополагающим для дальнейшего развития и наслоения мировоззренческих, культурных и других характеристик.

2. Тест - опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин). Данная методика, позволяя оценить это в баллах, отражает поведенческую и эмоциональную составляющие родительского отношения.

3. Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис). Мы предполагаем, что анализ процесса воспитания должен освещать два вопроса: каким образом родители воспитывают ребенка с РАС (т.е. тип воспитания), и почему именно этот тип воспитания появился в семье (т.е. причину).

4. 16-факторный опросник Р. Кеттела (форма С). Выбранная методика позволяет исследовать личностные качества родителя, которые, по нашему мнению, подвержены изменению в связи с воспитанием аутичного ребенка.

5. Шкала депрессии (В. Зунга в адаптации Т.И. Балашовой). Мы предполагаем, что родители аутичных детей регулярно находятся в состоянии сниженного настроения, что и позволяет определить данный опросник.

6. Методика для определения состояния фрустрации, разработанная В.В. Бойко. Мы считаем, что появление в семье ребенка с расстройством аутистического спектра являет собой некий фрустратор для родителей, препятствующий личностному развитию и достижению определенных жизненных целей.

7. Опросник, направленный на выявление состояния эмоционального напряжения Т.А. Немчина. Данный диагностический инструмент позволяет выявить проблемы, связанные с воспитанием аутичного ребенка. Такие как состояние напряжения на психологическом и соматическом уровнях.

Перейдём к анализу полученных нами в констатирующем исследование экспериментальных данных.

Изложение основного материала статьи. По результатам проведения методики В.В. Ткачевой «Психологический тип родителей» было выявлено, что родителям аутичных детей более свойственны авторитарный и невротический тип. Тест -опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин) продемонстрировал трансляции родителями детей с РАС таких стилей воспитания, как эмоциональное отвержение, гиперсоциализация, образ социально желаемого родителя и принудительная инвалидизация. Результаты опросника «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис) позволили указать, на то, что в семьях, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра, доминируют две модели воспитания - так называемые модели «Сотрудничества» и «Отказ от взаимодействия», преобладающий психологический тип родителей - авторитарный. Сравнительный анализ эмоционального состояния по результатам опросника Т.А. Немчина, методики В.В. Бойко и шкалы В.Зунга, позволил нам констатировать пребывание родителей в состоянии субдепрессии, выявлена стойкая тенденция к состоянию фрустрации, родители детей с РАС испытывают напряжение ill степени, что сопровождается психическим и физическим дискомфортом.

В результате данного исследования было экспериментально подтверждено предположение о деформации эмоционально-личностной сферы родителей детей с РАС, приводящей к искажению ценностных ориентаций в отношении ребенка и появлению либо увеличению нервно-психического напряжения в системе внутрисемейных отношений.

Полученные в исследовании результаты обосновывают необходимость разработки и реализации концептуальной схемы взаимодействия с родителями аутичных детей. Концепция помощи семьям аутичных детей основывается на комплексной всесторонней психокоррекционной помощи.

Основную цель сопровождения родителей мы можем обозначить как оптимизацию самосознания родителей и формирование позитивного отношения к ребенку с РАС.

Задачи программы:

1. Формирование положительных установок в сознании родителей в отношении детей.

2. Коррекция уровня самооценки и самопринятия.

3. Снижение повышенного уровня тревожности.

4. Формирование адекватных формы поведения, эмоциональное их осознание и регулирование детско - родительских отношений. Работа на принятие себя как родителя ребёнка с ОВЗ.

5. Развитие навыков саморегуляции и способов снятия эмоционального напряжения.

Опираясь на поставленные задачи, были определены следующие условия проведения данной программы сопровождения: работа должна проводиться поэтапно в форме очных встреч («родительских практик»), развивая каждый целевой блок. Всего программа рассчитана на 14 встреч, частота - 2 раза в неделю, продолжительность составляет от 40 до 120 мин.

Содержание целевых блоков:

1. Вводный блок направлен на установления контакта, создание в группе доверительной обстановки, активизации сотрудничества и открытости в выражении своих чувств и желаний. Информирование участников о целях и этапах предстоящей работы. Содержит в себе элементы тренинга. Продолжительность - 1 занятие.

2. Тематический блок состоит из двух разделов.

На данном этапе проходила основная работа по психокоррекции родительских установок и детско-родительских отношений. Первый раздел включает в себя 6 встреч. Родители учатся понимать эмоциональные реакции, возникающие в определённых ситуациях, дифференцировать их между собой. Данные встречи помогают родителям брать ответственность за свои действия и контролировать их, способствуют формированию адекватного образа «Я», преодолению внутриличностных конфликтов.

Были задействованы методы групповой дискуссии, тренинговой деятельности и были применены релаксационные методы.

Второй раздел состоит из 6 встреч, цель данного раздела - влияние на личностную сферу родителей, её поведенческий аспект.

На данном этапе работы использовались следующие методы и приёмы: игровые упражнения, тематические беседы, техники арт-терапии, релаксационные методы.

3. Заключительный блок предполагает объединение в единую систему приобретённых навыков в условиях проектной деятельности, подведение итогов, рефлексии. Продолжительность - 2 занятия.

Встречи имеют общую структуру:

1. Ритуал приветствия - позволяет создать необходимую доброжелательную атмосферу в группе.

2. Разминка - упражнения, направленные на создание положительной атмосферы, на адаптацию участников, на установление доброжелательности между родителями из разных семей. Нами использовались занятия по снятию агрессии, тревоги, напряжения, установлению продуктивной коммуникации между членами группы.

3. Основное содержание - использовались упражнения, направленные на решение основных задач встречи.

4. Релаксация - снятие излишнего напряжения, гармонизация эмоционального состояния, развитие саморегуляции.

5. Рефлексия - обсуждение с родителями их чувств и эмоций, возникших на занятии, делаются выводы.

6. Ритуал прощания - формируется ощущение целостности, завершенности проделанной работы.

Критерии эффективности программы сопровождения:

- формирование адекватной самооценки и уровня притязаний;

- снижение уровня тревожности;

- развитие эффективных навыков коммуникации, взаимодействия в отношениях «родитель - ребёнок».

Выводы. Таким образом, анализ имеющихся исследований по проблеме дал определить недостаточную степень ее изученности и одновременно актуальность вопроса.

Результаты констатирующего исследования показали острую потребность в оказании помощи группе родителей, воспитывающих детей с РАС, так нами была предложена программа комплексного и систематического сопровождения родителей.

Мы считаем, что предложенная программа требует ее дальнейшей апробации и контроля результатов в изучаемой группе с целью определения эффективности разработанной программы и её дальнейшей доработки. Можем предположить, что разработанная программа сопровождения родителей детей с РАС с использованием современных ресурсосберегающих техник и технологий психологической помощи и просвещения родителей позволит скорригировать уровень самооценки, позволит испытуемым принять себя как родителя ребёнка с РАС, снизит повышенную тревожность, сформирует положительные установки родителей в отношении детей с аутистическими расстройствами.

Литература:

1. Абуталипова, Э.Н. Формирование педагогической компетенции родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья / Э.Н. Абуталипова, З.К. Давлетбаева, С.А. Жантасова // Педагогика и современное образование: традиции, опыт и инновации: сборник статей XI Международной научно-практической конференции. В 2 ч. Ч. 1. - Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». - 2020. - С. 155-157

2. Конева, И.А. Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра, и их коррекция / И.А. Конева, Е.Н. Краснова // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 63-4. - С. 113-116

3. Коноплева, В.В. Формирование педагогической компетентности родителей детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра (РАС): диссертация канд. психол. наук / В.В. Коноплева. - Красноярск, 2017. - 98 с.

4. Никольская, О.С. Проблемы семьи аутичного ребенка / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М Либлинг // Дефектология. - 2005. - № 5. - С. 76-82

5. Коротаева, А.И. Психолого-педагогические особенности семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья / А.И. Коротаева // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 67-2. -С. 428-431

6. Мясников, И.Р. Реализация особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в межведомственной модели инклюзивного образования / И.Р. Мясников // Вестник Мининского

университета. - 2021. - № 3. - URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1257 (дата обращения 19.11.2022). - DOI: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-3-9

7. Секерина, Е.Н. Проблема низкого уровня психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья / Е.Н. Секерина // Актуальные вопросы современной науки и образования Сборник статей международной научно-практической конференции. - СПб., 2020. -С. 162-165

8. Ткачева, В.В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии: учеб. пособие для студ. педвузов / В.В. Ткачева. - Москва: АСТ; «Астрель», 2007 - 318 с.

Педагогика

УДК 376.63

кандидат педагогических наук, доцент Коновалова Наталья Александровна

Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования

«Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний России» (г. Вологда)

ОПЫТ РАЗРАБОТКИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОСВОБОЖДЕНИЮ ОСУЖДЕННЫХ

ЖЕНЩИН

Аннотация. Предлагаемая статья имеет прикладной характер. Она посвящена проблеме использования дидактической игры в обучении взрослых людей. Традиционно в педагогике данная форма применяется в работе с детьми. Автор предпринял попытку посмотреть на потенциал дидактической игры в работе с осужденными, находящимися на этапе подготовки к освобождению. В предлагаемой статье представлена авторская разработка - дидактическая игра для осужденных женщин «Дорога к дому». Она завершает обучение по долгосрочной социально-педагогической программе подготовки к освобождению «Я - Женщина!». Описание дидактической игры затрагивает ее основные элементы: дидактическая задача, игровая задача, игровой материал, игровые действия, правила игры, подведение итогов. С особой детализацией автор статьи описывает макет игрового поля настольной игры-бродилки. Кроме того, приводится возможный план занятия с использованием дидактической игры. В заключение приводятся привлекательные для практических работников стороны использования подобных форм и имеющиеся на этом пути сложности.

Ключевые слова: дидактическая игра, игровой материал, дидактическая задача, игровая задача, обучение взрослых, подготовка к освобождению.

Annotation. The proposed article has an applied nature. It is devoted to the problem of using didactic games in adult education. Traditionally, in pedagogy, this form is used in working with children. The author has made an attempt to look at the potential of didactic play in working with convicts who are at the stage of preparation for release. The proposed article presents the author's development - a didactic game for convicted women "The Road to home". She is completing her studies under the long-term socio-pedagogical program of preparation for liberation "I am a Woman!". The description of a didactic game touches on its main elements: a didactic task, a game task, game material, game actions, game rules, summing up. With special detail, the author of the article describes the layout of the playing field of a board game. In addition, a possible lesson plan using a didactic game is given. In conclusion, the sides of using such forms that are attractive to practitioners and the difficulties that exist in this way are presented.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: didactic game, game material, didactic task, game task, adult education, preparation for liberation.

Введение. Традиционно в педагогике дидактическая игра используется для обучения и воспитания детей. Это удобная форма работы, если необходимо сделать так, чтобы учебное начало было скрыто от обучающихся. Дидактическая игра позволяет в ненавязчивой форме дать необходимые знания, развить коммуникативные компетенции, проверить качество усвоенной информации и умение ее использовать.

Взрослые люди, особенно отбывающие наказание в исправительных учреждениях, не стремятся оказаться в ученической позиции, если это не связано с получением образования. При этом все осужденные за 6 месяцев до окончания срока зачисляются в школу подготовки к освобождению, где проходят обучение по проблемам социального функционирования. Логично, что оно должно завершаться каким-то срезом знаний. Для взрослых людей необходимость проходить аттестационные процедуры является стрессом. Мы предлагаем для подобных целей использовать дидактическую игру.

В данной статье мы представим авторскую разработку - дидактическую игру «Дорога к дому». Она завершает обучение осужденных женщин (в том числе беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей в возрасте до трех лет) по долгосрочной социально-педагогической программе подготовки к освобождению «Я - Женщина!».

Предлагаемая дидактическая игра прошла апробацию в различных формах: непосредственно проведенные занятия, мастер-классы для сотрудников исправительных учреждений, обсуждения в рамках образовательного процесса со слушателями программ переподготовки и др.

Изложение основного материала статьи. Цель дидактической игры «Дорога к дому» (дидактическая задача) -актуализация и систематизация знаний, необходимых женщинам в постпенитенциарный период.

Подготовительный этап по разработке дидактической игры заключался в создании игрового материала (игровое поле, карточки вопросов и заданий, игровых бонусов, игровой кубик, игровые фишки), разработке сценария игры. Опишем игровой материал подробнее.

Игровые фишки - фишки, которые будут использоваться женщинами в игровом процессе. Именно они будут передвигаться по игровому полю. Игровые фишки могут иметь вид маленьких картонных кружочков с рисунком женских персонажей. Допустимо их изготовить самостоятельно (например, ориентируясь на наиболее популярные женские персонажи: Золушка, Скарлетт, Василиса Премудрая и др.). Также возможно использование любых маленьких фигурок (например, из наборов для песочной терапии, игрушек из шоколадных яиц). Количество игровых фишек должно превышать количество игроков, чтобы у них была возможность выбора.

Кубик - обычный игральный кубик с точками.

Карточки бонусов, вопросов и заданий для каждого участка игры должны иметь разный вид (например, разный цвет, разные эмблемы на обороте). Бонусы, вопросы и задания должны быть нанесены с одной стороны карточки, а обратная сторона должна быть единообразно оформлена для каждого участка.

Возможные игровые бонусы: помощь при прохождении испытания от других участников; подсказка от ведущего игры; дополнительный ход; выход из испытания без выполнения заданий; спасение другого игрока. Они могут быть использованы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.