Научная статья на тему 'Многоуровневая система работы с родителями детей, имеющих расстройства аутистического спектра'

Многоуровневая система работы с родителями детей, имеющих расстройства аутистического спектра Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
970
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОДИТЕЛЬСКИЙ СТРЕСС / СЕМЕЙНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ / ГРУППОВАЯ РАБОТА / PARENTAL STRESS / FAMILY COUNSELING / INDIVIDUAL PSYCHOTHERAPY / GROUP WORK

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Конева Ирина Алексеевна, Кривоногова Евгения Львовна

С годами понимание важности и необходимости взаимодействия специалистов с семьями детей с отклонениями в развитии изменяется в лучшую сторону. Вопрос психологического комфорта и благополучия родителей выходит на один уровень с вопросами воспитания и обучения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Ведь именно психологические проблемы родителей сильно ухудшают жизнь семьи и негативным образом влияют на заботу о детях. В статье изложены модели помощи, которые могут послужить путеводителем в совместной работе всех членов семьи ребенка с РАС и специалиста, к которому они обращаются за помощью. Ранее нами были рассмотрены стратегии распознавания проблем, теперь мы предприняли попытку найти пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Конева Ирина Алексеевна, Кривоногова Евгения Львовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A MULTI-LEVEL SYSTEM OF WORK WITH PARENTS OF CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDERS

Over the years, an understanding of the importance and necessity of the interaction of specialists with the families of children with developmental disabilities is changing for the better. The issue of psychological comfort and well-being of parents comes to the same level as questions of the upbringing and education of children with autism spectrum disorders. After all, the psychological problems of parents greatly worsen family life and negatively affect the care of children. The article outlines the models of assistance that can serve as a guide in the joint work of all family members of a child with ASD and a specialist to whom they turn for help. Previously, we considered strategies for recognizing problems; now we have attempted to find ways to solve them.

Текст научной работы на тему «Многоуровневая система работы с родителями детей, имеющих расстройства аутистического спектра»

Психология

УДК: 159.99

кандидат психологических наук, доцент Конева Ирина Алексеевна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Кривоногова Евгения Львовна Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Аннотация. С годами понимание важности и необходимости взаимодействия специалистов с семьями детей с отклонениями в развитии изменяется в лучшую сторону. Вопрос психологического комфорта и благополучия родителей выходит на один уровень с вопросами воспитания и обучения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Ведь именно психологические проблемы родителей сильно ухудшают жизнь семьи и негативным образом влияют на заботу о детях. В статье изложены модели помощи, которые могут послужить путеводителем в совместной работе всех членов семьи ребенка с РАС и специалиста, к которому они обращаются за помощью. Ранее нами были рассмотрены стратегии распознавания проблем, теперь мы предприняли попытку найти пути их решения.

Ключевые слова: родительский стресс, семейное консультирование, индивидуальная психотерапия, групповая работа.

Annotatoin. Over the years, an understanding of the importance and necessity of the interaction of specialists with the families of children with developmental disabilities is changing for the better. The issue of psychological comfort and well-being of parents comes to the same level as questions of the upbringing and education of children with autism spectrum disorders. After all, the psychological problems of parents greatly worsen family life and negatively affect the care of children. The article outlines the models of assistance that can serve as a guide in the joint work of all family members of a child with ASD and a specialist to whom they turn for help. Previously, we considered strategies for recognizing problems; now we have attempted to find ways to solve them.

Keywords: parental stress, family counseling, individual psychotherapy, group work.

Введение. Постановка диагноза, обнаруживающего у ребенка отклонение в развитии, обрушивает на семью ряд медицинских, финансовых и социально-психологических проблем. Под гнетом этих трудностей родители могут изолироваться, добровольно отгородиться от близких, родных и друзей. В нашем исследовании мы постаралась рассмотреть помощь семье, воспитывающей ребенка с РАС не в стандартном ракурсе, когда всё внимание сосредоточенно на коррекционной работе с ребенком, а через призму проблем и переживаний именно родителей. При постановке диагноза ребенку родители погружаются в состояние шока, далее перерастающего в хроническую стрессовую ситуацию. Большинство пар не представляют, что им дальше делать: как жить, кого спросить, куда обратиться. Всё их внимание сосредотачивается на исправлении ситуации, касающейся только ребенка. Мало кто озадачивается своим состоянием, в частности, и взаимоотношением с супругом, в целом. При этом подобный стресс сильно меняет сложившийся ранее стиль взаимоотношений в семье, что является отправной точкой травматизации формирующейся психики ребенка. Посредством констатирующего эксперимента нам удалось установить, что большинство родителей детей, имеющих расстройства аутистического спектра, не прошли все стадии принятия ребенка и испытывают отвержение. Также выявлена положительная корреляция между отвержением и неверием в силы ребенка, между фиксацией на неудачах, стремлением к тотальному контролю и предоставлением меньшей самостоятельности, что приводит к инфантилизации. Практически во всех семьях снижена симбиотическая связь матери и ребенка. По этому параметру явно выделилось отношение матерей, потому что зачастую традиционный уклад российских семей подразумевает, что все тяготы и заботы по воспитанию детей ложатся на плечи матерей. При этом отцы выполняют функцию создания и поддержания финансовой базы. В их жизненном распорядке, в отличие от матерей, кардинальные изменения практически не происходят: они всё так же ходят на работу, общаются с коллегами, друзьями. Матерям зачастую приходится либо менять работу, подстраивая ее под распорядок дня и режим жизни ребенка с РАС, либо увольняться вовсе. Подобное неравномерное распределение зон ответственности за семью и ребенка вносит дополнительный раскол [6].

Изложение основного материала статьи. В связи с этим своей целью мы обозначили построение такой модели помощи именно родителям, которая смогла бы лучше познакомить их с имеющимся у их ребенка диагнозом; выявить личные проблемы и переживания, и попытаться помочь им преодолеть эти трудности; а также создать условия для налаживания межличностных отношений и, как следствие, коррекции детско-родительских отношений. Таким образом, психологическое сопровождение семьи должно осуществляться в трех направлениях:

1. индивидуальная терапия родителей;

2. коррекция детско-родительских отношений, обучение способам чувствовать и понимать друг друга, принятия особого ребенка;

3. групповая работа с родителями.

1. Индивидуальна психотерапия родителей должна подбираться с учетом их психологических особенностей и характера трудностей во взаимоотношениях с ребенком. Целью и результатом такой работы должно стать снижение чувства тревоги за будущее ребенка, снижение уровня депрессии, повышение мотивации на успех в воспитании особого ребенка. В процессе этой работы необходимо помочь родителю найти внутренние и внешние ресурсы для долгой и трудной мисси воспитание особого ребенка.

При этом не стоит упускать из вида межличностные отношения супругов, как основу построения крепкого фундамента для воспитания особого ребенка [3, 8].

Нами были рассмотрены следующие техники:

1) «Циркулярное интервью». Гораздо в большей степени, нежели прямые вопросы, помогает членам семьи понять их общие проблемы и достичь общего согласия. Так же помогает решить следующие задачи:

- снизить тревогу, агрессию и сопротивление членов семьи;

- получить более полную и эффективную информацию о семейных процессах в целом и каждом ее участнике в отдельности;

- повысить открытость коммуникации и возможность получения обратной связи;

- достичь «дерефлексии» - возможности для каждого члена семьи увидеть ситуацию глазами другого человека;

- выявить и проследить повторяющиеся цепочки взаимных действий;

- наглядно представить связь между действиями и их последствиями;

- оценить вклад каждого и повысить общую ответственность;

- вызвать положительные изменения в семейном взаимодействии.

2) «Семейная скульптура» (живой портрет). Представляет собой символическое изображение семейных отношений. Применяется эта техника при явном доминировании структурных проблем, низком уровне осознания и коммуникации, высоком уровне сопротивления. Каждому участнику предлагается стать скульптором и изобразить свою семью так, как он ее видит в настоящее время. Упражнение проводится в три этапа: изображение реальной ситуации в семье (все члены семьи по очереди показывают свое видение ситуации); обсуждение скульптуры (когда скульптура построена одним членом семьи, ее можно дополнить впечатлениями других участников о собственных чувствах); Создание идеального образа семьи (сначала с каждым членом семьи по очереди, затем - совместно). Методика обладает высоким диагностическим потенциалом, выявляет различия в представлении о семье у разных ее членов.

3) «Семейная доска». Можно рассматривать как аналог вышеописанной методики, или же применять как самостоятельный инструмент терапии. Семейная доска была создана в виде настольной игры, и, в отличие от семейной скульптуры, расстановка на доске создает символический, виртуальный коммуникативный уровень и отражает различное отношение к каждому реальному персонажу. Семейная доска способствует развитию коммуникации в социальных системах. Расстановка фигур ближайшего окружения на доске побуждает испытуемых нарисовать картину своего, до сих пор в основном не сформулированного взгляда на структуру и способ функционирования рассматриваемой семьи.

4) «Рефрейминг» (смена контекста). Любое поведение приобретает смысл, если известен контекст. Поэтому для начала важно исследовать прежний контекст восприятия ситуации и найти новый - тот, в котором будут появляться положительные стороны ситуации. В целом, рефрейминг направлен на выявление расхождений между системой семьи и существующей реальностью. Функция заключается в «расшатывании» существующих стереотипов и взглядов на суть вещей. Переопределение вызывает новое видение, оно в свою очередь изменяет чувства и переживания, которые в свою очередь приводят к иным действиям.

5) «Обратная связь». Русская пословица гласит «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Если члены семьи смотрят запись сессии со своим участием, их осознание проблемы происходит на качественно другом уровне. С помощью видеозаписи решаются различные задачи: определение семейных ролей, оценка вклада каждого в создавшуюся ситуацию. Отслеживание негативно-стереотипных паттернов взаимодействия и нахождение новых конструктивных форм поведения. В связи с этим мы так же рекомендуем и специалисту, и родителям вести так называемые «дневники встреч», где записываются и фиксируются все этапы и особенности проводимых консультативных и коррекционно-развивающих мероприятий. Все это дает возможность через определенные периоды (или по мере надобности) проводить анализ проделанной работы, отметить достижения и возникшие трудности, произвести переустановку намеченных целей, выработать новые пути достижения запланированного результата. [2, 9]

2. Коррекция детско-родительских отношений своей целью должна иметь преодоление отчуждения между родителем и ребенком, развитие чувства единства со своим ребенком, умения смотреть на ребенка другими глазами, позволяющими видеть в нем новые положительные качества, развитие самостоятельности и ответственности ребенка. [1] Для достижения этих целей целесообразно использовать следующие упражнения:

- «Родительские установки». Целью является релаксация, возвращение чувств, которые возникали в детстве, осознание поведения своего ребенка через воспоминания о своем поведении. Упражнение может проводится как индивидуально, так и в группе.

- «Принятие чувств». Цель - формирование умения принимать чувства детей, знакомство с понятием «активного слушания».

- «Внимание, конфликт!». Упражнение проводится с целью анализа состояния назревающего конфликта в семье между ребенком и родителей, а так же создания знака «Стоп!». Родителю и ребенку предлагается нарисовать знак «Стоп», которого они будут придерживаться.

- «Какой он мой ребенок?». Цель - помочь родителям проанализировать, как они видят своего ребенка, заострить внимание на положительных моментах воспитания ребенка, формах проявления любви к ребенку [5].

3. Мы считаем необходимым постепенное расширение рамок индивидуального и семейного консультирования. Для этого к взаимному сотрудничеству приглашаются и другие родители, воспитывающие ребенка с аналогичными нарушениями. На этих встречах под руководством психолога происходит моделирование и проигрывание семейных отношений, анализируются проблемы, с которым сталкиваются родители в вопросах лечения, воспитания и обучения аутичного ребенка, сообща вырабатываются пути их разрешения. Необходимо проводить работу и по коррекции сложившихся отношений к ребенку, формируется модель поведения родителей к другим членам семьи, психологическое консультирование по пересмотру и перестановки сложившихся семейных ролей, а также элементы психологической разрядки. Все участники группы - это обычные люди, без специального образования и не обязанные относиться друг к другу каким-то особым образом. Все их реакции естественны и похожи на реакции людей в обществе, поскольку группа - это мир в миниатюре. Поэтому новые способы взаимодействия, отработанные в группе, свободно переносятся в жизнь. К групповой форме психологического консультирования мы относим организацию, как психологом, так и самими родителями, встреч за «круглым столом», родительских клубов, различных конференций. Причем инициаторами в проведении таких общественных мероприятий зачастую являются именно сами родители, которые таким образом создают различные неформальные сообщества. Родители с большим, так назовем, «опытом» воспитания аутичного ребенка, активно участвуют в поддержке и консультировании других родителей, делятся своим опытом в вопросах организации лечения, воспитания и обучения детей с аутизмом, дают

советы по преодолению сложных отношений в семье, предлагают пути преодоления личностного кризиса. Очень часто родители в результате совместного с психологом обсуждения приходят к прояснению собственно родительских ожиданий в отношении аутичного ребенка и находят им разумную альтернативу. Групповая работа в формате родительского клуба представляется наиболее безопасным методом с психологической точки зрения, на таких встречах, у родителей есть возможность увидеть, что они не одиноки в своих проблемах, почувствовать поддержку и соучастие. Имеется возможность обмениваться опытом преодоления трудных ситуаций, получить ответы на свои вопросы не только у профессионала, но и у таких же родителей, как и они сами [7, 4]. На первом этапе психолог, ведущий группу, берет на себя приоритетную роль, повышает психологическую грамотность родителей, учит высказывать свои чувства и мысли, обсуждать их. Для этого применяется упражнение «Представление» (с видеозаписью): каждый участник в течение одной минуты представляется группе. Необходимо ясно и четко сформулировать цель занятия для себя, свои трудности и попросить группу о помощи в преодолении этих трудностей. Целью данного упражнения является осознание особенностей своей жизненной ситуации, развитие способности говорить о ней открыто.

По мере сплачивания группы, по мере развития чувства безопасности в группе, роль ведущих передается самим родителям, они могут подготавливать темы и вопросы к последующим встречам. И как уже говорилось выше, главной целью такой работы должно стать желание родителей не изолироваться, а создавать сообщества, способные подготовить общество ко встрече с таким загадочным явлением как аутизм, и показать, что люди, страдающие этим недугом, вполне способны стать полноценными членами общества, которое не будет их отвергать. [10] Для этого необходимо снять имеющееся у человека напряжение. Используется упражнение «Мое напряжение». Участникам группы предлагается на листах бумаги изобразить свое напряжение, с которым они знакомы. Далее в группе обсуждаются вопросы, касающиеся рисунков каждого участника. По итогу всем предлагается нарисовать такой образ себя, в котором отсутствовало бы напряжение. Так же предлагается обсудить пути достижения этого идеального образа. При этом, когда речь идет о релаксации, мы не имеем в виду лишь моральную сторону вопроса. Гнет ситуации сказывается и на появлении физического напряжения, которое так же нуждается в устранении. Для этого используется упражнение «Муха в плену», целью которого как раз и является достижение сильного релаксационного эффекта за короткое время. Участникам группы предлагается расположиться на полу и представить, что они прилипли. Руки, ноги, плечи, голова стремятся вверх. Их нужно оторвать от пола, совершая мелкие вибрационные движения. «Отклеиваться» нужно не менее 3-х минут. В результате упражнения сильно напрягаются все мышцы одновременно. А прекращение упражнения ведет к сильнейшему расслаблению. Чтобы увеличить время напряжения мышц, можно предложить участникам другой объект внимания (не муха), другую цель, например, путешествие по знакомой улице с рассматриванием домой и вспоминанием их последовательности. Это отвлечет внимание от изнуренных мышц, но главное, при этом наступает и «изнурение» сознания, поэтому процесс расслабления будет сопровождаться безмыслием. Это и есть полная релаксация, которая ведет к снятию хронических мышечных напряжений.

Если упражнения на полу создают дискомфорт для участников группы на ранних этапов групповых занятий, то возможно использование упражнения «Мышечная гимнастика», направленного на релаксацию отдельных групп мышц.

Помимо работы с психологом (будь то индивидуальные встречи или групповые) организуются «Школы аутизма», целью создания которых является просвещение и улучшение понимания родителями особенностей проявления аутизма, налаживания коммуникации с ребенком и развитие способности справляться с трудностями в его поведении, а так же снижении родительского стресса.

Выводы. Работа психолога с семьей предполагает сочетание различных методов и приемов, которые не жестко регламентированы, а гибко адаптируются под запросы конкретной семьи. Определив весь контекст отношений родителей и семьи к ребенку с аутизмом, необходимо запланировать основные направления психологического консультирования, а также частоту и интенсивность встреч, формы и типы взаимного сотрудничества. Мы считаем, что очень важная и, несомненно, трудная профессиональная задача психолога -это прояснить родительские ожидания по отношению к ребенку с нарушением эмоционально-волевой сферы и поведения, а также представить родителям перспективы будущей жизнедеятельности их ребенка. Родителям необходимо дать понять, что это их ожидания и фактическое положение дела может не соответствовать действительности. Но особенности в развитии ребенка не означают, что у него не может быть динамики. Решению этих задач способствует и перевод индивидуальных встреч с родителями в другие формы работы. Прежде всего - это встречи с остальными членами семьи, а так же встречи с другими семьями. Персональное консультирование, психологические тренинги, групповая психотерапия направлены, в первую очередь, на снижение личного стресса, на снятие напряжения внутри семьи, а также расширение границ знания об особенностях ребенка, помощи в понимании своеобразия их ребенка, понимания, что они не одиноки в своей «беде», что не стоит замыкаться и закрываться от внешнего мира, что всегда есть пути для решения проблемы и начала полноценной жизни.

Литература:

1. Волобуева И. Тренинг по гармонизации детско-родительских отношений «Дружная семейка» // Школьный психолог. - 2010. - №8. - с. 25-28

2. Истратова О.Н. Диагностика и коррекция детско-родительских отношений: практикум. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. - 17 с.

3. Карабанова О. А. Семейное психологическое консультирование: теория, практика, образование // Национальный психологический журнал. - 2010. - №1. - с. 104-107

4. Конева И.А., Карпушкина Н.В. Ориентация на личностное развитие детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2015. — №12-8. — С. 1526 - 1528.

5. Конева И.А., Куликова К.А., Терешина Н.С. Эмоциональные особенности младших школьников с расстройствами аутистического спектра, возможность их коррекции элементами АВА-терапии // Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология - материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции . — 2016. — С. 336 - 341.

6. Левченко И.Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии / И.Ю. Левченко, В.В. Ткачева. - М.: Просвещение, 2008. - с. 240.

7. Мицкевич Ж.И. Групповая работа с семьей: детско-родительские отношения. - Мн.: Ковчег, 2011. - с. 165.

8. Сатир В. Психотерапия семьи. - СПб.: Речь, 2009. - с. 254.

9. Ткачева В.В. Технология изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии // Психолого-педагогическая диагностика. - М. - 2006. - с. 320.

10. Хабарова Т. Ю. Анализ современной системной коррекции депрессивных расстройств в психосоматической медицине // Молодой ученый. — 2015. — №6. — С. 305 - 308.

Психология

УДК 159.922.76

кандидат психологических наук, доцент Королева Юлия Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

Аннотация. Данное исследование посвящено проблеме психологического сопровождения развития компетентности во взаимодействии - социально-психологической компетентности подростков с отклонениями в развитии. В работе доказывается необходимость направленного влияния на процесс развития социально-психологической компетентности подростков, представлены этапы и принципы сопровождения подростков с отклонениями для решения задач оптимизации их социально-психологической компетентности.

Ключевые слова: социально-психологическая компетентность; подростки с отклонениями в развитии; этапы сопровождения; принципы сопровождения; задачи сопровождения; личностно-ресурсная организация.

Annotation. This research is devoted to the problem of psychological support of competence development in interaction - Socio-Psychological Competence of adolescents with developmental disabilities. The paper proves the necessity of directed influence on the process of development of Socio-Psychological Competence of adolescents, presents the stages and principles of support of adolescents with disabilities to solve problems of optimization of their Socio-Psychological Competence.

Keywords: Socio-Psychological Competence; adolescents with developmental disabilities; stages of support; principles of support; tasks of support; personal resource organization.

Введение. Переосмысление отношения к развивающейся личности в современном обществе, принятие гуманистически ориентированной парадигмы образования лиц с отклонениями в развитии, актуализируют вопросы их субъект-субъектного взаимодействия. Это переводит в разряд первостепенных задач поиск путей преодоления трудностей, которые испытывают подростки с отклонениями в развитии на пути психосоциального взросления, развития компетентности во взаимодействии в период школьного обучения, обозначенной как социально-психологическая компетентность (далее СПК).

Под социально-психологической компетентностью мы понимаем многомерное, целостное образование со сложной интегрированной структурой, отражающее способность личности управлять своими внутренними и внешними ресурсами для конструктивного субъект-субъектного взаимодействия. Целостное содержание феномена представлено системой когнитивно-эмоционального, эмоционально-регулятивного, инструментально-операционального компонентов, опосредованных личностно-ресурсной организацией [4].

Личностно-ресурсная организация, включающая в себя рефлексивно-оценочные, субъектные и адаптивные характеристики, способствует объединению компонентов СПК, воссоздает общий рисунок этого конструкта, во многом обеспечивая ему динамику в подростковом возрасте.

Несмотря на усилия по созданию для детей и подростков с отклонениями в развитии специальных, отвечающих потенциалу их развития условий образования, на расширение сфер психолого-социально-педагогической помощи им, существуют явные проблемы, обостряющиеся в подростковом возрасте, и связанные с задачей повышения уровня их социально-психологической адаптированности.

В этой связи со всей очевидностью возникает необходимость осуществления целенаправленного психологического сопровождения развития социально-психологической компетентности подростков с отклонениями в развитии. Подростковый возраст представляет собой сензитивный период для развития СПК, что обусловлено «увеличением коммуникативных практик на основе расширения сфер взаимодействия и вхождения в группу сверстников; активным интеллектуальным развитием, а также развитием самосознания, самоанализа, рефлексии, которые являются предпосылками к развитию саморегуляции» [3].

Известно, что спонтанное развитие социально-психологической компетентности у детей и подростков с отклонениями в развитии затруднено, т.е. возможности процесса самонаучения путем подражания у лиц этой категории ограничены. И даже в условиях целенаправленного воздействия результат далеко не всегда отвечает нашим ожиданиям, несмотря на внушительный объем приложенных усилий. Успех может быть обеспечен только в случаях, когда учитываются и возрастные, и специфические особенности развития, и индивидуальные возможности человека, в том числе когда подключаются его внутренние и внешние ресурсы.

Учет специфики и выраженности нарушения, время начала и длительность действия патогенных факторов, приспособленность и адекватность социальной среды, реакция личности на возникновение нарушения - все это имеет важное значение при выстраивании модели психологического сопровождения развития СПК подростков с отклонениями в развитии. Опосредованное влияние первичной патологии на развитие личности осуществляется через реакцию ближайшего окружения, т.е. не сам дефект обусловливает специфику развития личности, а его последствия, включая реакцию на дефект со стороны не только личности, но и микросоциума.

В этой связи возникает необходимость осуществления направленного психологического сопровождения развития СПК подростков с отклонениями в развитии, которое является важнейшим внешним условием ее развития, выстраивающимся с учетом возрастных особенностей, т.е. по линии естественных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.