Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ ДОО В ПЕРИОД МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ ДОО В ПЕРИОД МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
57
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Ключевые слова
СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Носова Лариса Александровна

Научная статья посвящена выявлению актуальности и необходимости создания системы психологического сопровождения педагогов ДОО в период модернизации образования в России на примере анализа диагностического исследования безопасной образовательной среды в детском саду, в частности - изучению индекса психоэнергетической опустошенности и профессионального «выгорания» педагогов с целью решения задач в области предупреждения возникновения и коррекции психологических проблем в профессиональной деятельности, в случае деструктивного уровня профессионального стресса, и, эмоционального выгорания и профилактики профессиональной деформации личности педагогических работников ДОО.The scientific article is devoted to identifying the relevance and necessity of creating a system of psychological support for preschool teachers in the period of modernization of education in Russia on the example of analyzing the diagnostic study of a safe educational environment in kindergarten, in particular - the study of the index of psychoenergetic devastation and professional "burnout" of teachers in order to solve problems in the field of preventing the emergence and correction of psychological problems in professional activity, in the event of a destructive level of professional stress, and, emotional burnout and prevention of professional deformation of the personality of pedagogical workers of preschool educational institutions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ ДОО В ПЕРИОД МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 159.9

Психологические науки

Носова Лариса Александровна, старший преподаватель центра дошкольного

и начального образования ГАУ ДПО «Брянский институт повышения квалификации работников образования »

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ ДОО В ПЕРИОД МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: Научная статья посвящена выявлению актуальности и необходимости создания системы психологического сопровождения педагогов ДОО в период модернизации образования в России на примере анализа диагностического исследования безопасной образовательной среды в детском саду, в частности - изучению индекса психоэнергетической опустошенности и профессионального «выгорания» педагогов с целью решения задач в области предупреждения возникновения и коррекции психологических проблем в профессиональной деятельности, в случае деструктивного уровня профессионального стресса, и, эмоционального выгорания и профилактики профессиональной деформации личности педагогических работников ДОО.

Ключевые слова: сопровождение, психологическе сопровождение педагогов дошкольного образования.

Annotation: The scientific article is devoted to identifying the relevance and necessity of creating a system of psychological support for preschool teachers in the period of modernization of education in Russia on the example of analyzing the diagnostic study of a safe educational environment in kindergarten, in particular - the study of the index of psychoenergetic devastation and professional "burnout" of teachers in order to solve problems in the field of preventing the emergence and correction of psychological problems in professional activity, in the event of a destructive level of professional stress, and, emotional burnout and prevention of

professional deformation of the personality of pedagogical workers of preschool educational institutions.

Key words: support, psychological support for preschool teachers.

В реалиях времени актуальной становится необходимость психологического сопровождения субъектов образовательной деятельности в целях предоставления профессиональной психологической помощи.

Понятие «сопровождение» определяется как особая форма осуществления пролонгированной психологической помощи, которая предусматривает поддержку естественно-развивающихся реакций, процессов и состояний личности [5].

В научной литературе широко обсуждаются и разрабатываются проблемы психологического сопровождения в образовании, однако присутствует потребность в более детальном изучении особенностей психологического сопровождения в системе дошкольного образования.

Воспитатель и другие специалисты дошкольной образовательной организации (далее ДОО) должны обладать высоким уровнем академических знаний, общепедагогической и методико-технологической культурой, выстраивать культуросообразную образовательную среду для ребенка, основанную на субъект - субъектных отношениях не только с обучающимися, но и с коллегами, руководством, родителями. Основы этих отношений составляют партнерство, взаимоуважение, сотрудничество [1].

В данном контексте Виноградова И.А. отмечает важность формирования у педагога нового типа отношений к профессиональной деятельности, ко всем ее участникам, и, что очень примечательно, к самому себе как субъекту своей профессиональной деятельности. В роли субъекта, личность самодетерминирует собственное бытие, что вводит ее в состояние активности и инициативности не только в профессии, но и в жизни [2].

Вхождение в инновационную деятельность предусматривает ломку стереотипов, что связано с отказом от традиционных методик, освоением

новых образовательных технологий, отказом от учебной модели и проведением занятий с детьми в форме совместной деятельности, осуществлением деятельностного, компетентностного, личностно-ориентированного подходов к образованию дошкольников [6].

Переход от традиционной системы к реализации инноваций требует смены стратегий профессиональной деятельности.

Ученые-исследователи процессов модернизации в образовании подчеркивают необходимость перестройки не только знаний, но и отношения

педагога ДОО к происходящему, его поведения, установок и т.д.

К сожалению, внедрение всякого рода инноваций часто встречает сопротивление со стороны педагогов вследствие их психологической неготовности к данному явлению.

Сущность сопровождения заключается в выработке и нахождении более эффективных средств, приводящих к решению проблем и к более высокому результату деятельности.

По мнению Т.С. Беляковой, В.В. Степанова, О.Н. Коптяевой, психологическое сопровождение - это последовательное, непрерывное, целостное, системно структурированное общее движение субъектов сопровождения, обращенное на создание наиболее благоприятных условий повышения качества и продуктивности педагогической деятельности работников дошкольного образования.

Обратим внимание на следующие задачи сопровождения:

- предупреждение возникновения психологических проблем в педагогической деятельности, их психологическую коррекцию в случае деструктивного уровня профессионального стресса и эмоционального выгорания;

- профилактику профессиональной деформации личности педагогических работников дошкольного образования [3].

Для решения данных задач, в первую очередь, необходимо созданиепсихологической безопасности образовательной среды в дошкольной образовательной организации.

Эмпирическое исследование особенностейпсихологической безопасности образовательной среды в ДОО проводилось с педагогами дошкольного образования Брянской области, слушателями курсов повышения квалификации педагогических работников ДОО на базе ГАУ ДПО «Брянский институт повышения квалификации работников образования». В исследовании принимали участие 25 педагогов ДОО в возрасте от 26 до 67 лет.

Для исследования проблемы психологической безопасности образовательной среды в ДОО были использованы две методики: Опросник «Индекс психоэнергетической опустошенности» (В. Л. Бакштанский, О. И. Жданов) и методика «Диагностика профессионального «выгорания» (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой).

Опросник «Индекс психоэнергетической опустошенности» (В.Л. Бакштанский, О. И. Жданов) дает возможность определить, насколько «выработан» человек, позволяет оценить степень хронической усталости.

Испытуемые оценивали 20 высказываний и выбирали, насколько уровень своего отношения к каждому из высказываний (редко -1 балл, иногда - 2 балла, всегда - 3 балла).

Синдром хронической усталости - постоянное чувство усталости и переутомления, упадок сил, не проходящий даже после длительного отдыха.

80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

□ низкий уровень

□ высокий уровень

□ средний уровень

пс о

Рисунок 1. Результаты исследования уровня психоэнергетической опустошенности педагогов ДОО при помощи опросника «Индекс психоэнергетической опустошенности»

(В.Л. Бакштанский, О. И. Жданов)

Анализ результатов исследования показал:

- высокий уровень усталости не показал никто из испытуемых;

- средний уровень усталости, умеренное опустошение (ранние предупреждающие сигналы) было выявлено у 28 % испытуемых;

- низкий уровень психоэнергетической опустошенности у большинства испытуемых - 72%. Это говорит о том, что усталость у них отсутствует.

Методика «Диагностика профессионального «выгорания» (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой) (англ. MaslachBumoutlnventory, сокр. MBI) - тестовая методика, предназначенная для диагностики профессионального выгорания. Создана в 1986 году Maslach и Jackson, в России адаптирована Водопьяновой, дополнена математической моделью НИПНИ им. Бехтерева.

В основном профессиональное выгорание - это деструктивный процесс потери эффективности в профессии, снижения коммуникации и развития нервно-психической дезадаптации, способствующей развитию необратимых изменений личности. Причиной профессионального выгорания могут являться неудовлетворительные условия труда и индивидуальные особенности личности сотрудника. Наиболее тяжёлой является работа, предполагающая необходимость эмоционального контакта с людьми, что характерно для профессии педагога дошкольного образования.

Опросник состоит из 22 пунктов, по которым возможно вычисление значений 3-х шкал: «Эмоциональное истощение», «Деперсонализация», «Редукция профессиональных достижений».

Испытуемым было предложено ответить на 22 вопроса и определить, как часто они испытывают чувства, перечисленные в опроснике. Для этого на бланке для ответов необходимо было отметить по каждому пункту вариант

ответа: «никогда»; «очень редко»; «иногда»; «часто»; «очень часто»; «каждый день».

90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

□ низкий уровень

□ высокий уровень

□ средний уровень

ЭИ

Д

Р

Рисунок 2. Результаты исследования уровня эмоционального выгорания педагогов ДОО при помощи теста «Диагностика профессионального «выгорания» (К. Маслач, С. Джексон, в

адаптации Н.Е. Водопьяновой)

Анализ результатов исследования показывает:

- эмоциональное истощение у 40% педагогов находится на низком уровне, 56 %испытуемых имеют средний уровень эмоционального истощения и 4 %- высокий уровень.У педагогов со средним и высоким уровнем «эмоциональное истощение» выражено в переживаниях сниженного эмоционального тонуса, повышенной психической истощаемости и аффективной лабильности, утраты интереса и позитивных чувств к окружающим людям, ощущении «пресыщенности» профессиональной деятельностью, неудовлетворенностью своей жизнью в целом. У испытуемых со средним уровнем все эти симптомы не ярко выражены, а один педагогиспытывает серьезные проблемы;

- радуют результаты по шкале «деперсонализация», где 88% испытуемых показали низкий уровень, у них не сформировано особых, деструктивных взаимоотношений с окружающими людьми. 12 % педагогов имеют средний уровень, у них уже есть (не очень выражено)эмоциональное отстранение и

безразличие, формальное выполнение профессиональных обязанностей без личностной включенности и сопереживания, а в отдельных случаях -негативизм и циничное отношение.Высокий уровеньдеперсонализации не выявлен в группе испытуемых;

- «редукция профессиональных достижений» отражает степень удовлетворенности работника собой как личностью и как профессионалом. 60 % испытуемых показали неудовлетворительное (высокий уровень) значение этого показателя, что говорит о негативной оценке своей компетентности, продуктивности и снижении мотивации к своей профессиональной педагогической деятельности.У испытуемых наблюдается усиление негативного отношения к служебным обязанностям, стремление снять с себя ответственность, желание все больше изолироваться от окружающих, отстраниться и проявлять неучастие, а также желание избегать работы сначала психологически, а затем физически.

40 % педагогов имеют средний уровень, что говорит о наличии проблем, указанных выше, у этих испытуемых, но проблемы менее выражены. И, что очень досадно, низкого уровня у испытуемых данной группы нет.

Данное исследование доказало необходимость психологического сопровождения педагогов ДОО в период модернизации образования.

Перечислим формы и методы психологического сопровождения и поддержки профессиональной педагогической деятельности в образовательной организации, к ним относятся следующие: наблюдение, анкетирование, интервьюирование, свободное интервью, методы рефлексивной диагностики («анализ профессиональных позиций», «ожидание, лекции), семинары-практикумы, дискуссии, тренинги, деловые и ролевые игры, упражнения, индивидуальные консультации, телесноориентированная терапия, приемы рефлексивной психодиагностики (выявление ожиданий; выявление проблемных областей и др.), приемы рефлексивного слушания (анализ ситуаций, беседа в кругу, «мозговой штурм»), групповая, индивидуальная

работа, работа в парах, тройках и в малых группах, совместное проектирование и др.

Особое место в проектировании и осмыслении образовательной деятельности занимают наблюдение и самонаблюдение как результат общей работы педагога и психолога. В схемах наблюдения и самонаблюдения фиксируют определенные поведенческие переменные, соотносимые с теми или иными психологическими феноменами, имеющими определенное теоретическое обоснование. В основу наблюдения и самонаблюдения закладывается целеполагание, самостоятельность, обучение понятиям, поисковая активность, реакция на ошибки, индивидуальный стиль, оценочная деятельность, групповая работа.

Успех развития инновационного образования зависит от подготовки и профессионального уровня педагогических кадров, осуществляющих образовательную деятельность в непрерывном инновационном режиме, от их гибкости, оперативного, мобильного реагирования в своей профессиональной деятельности на постоянно изменяющиеся потребности общества, рынка труда, личности, развивающихся технологий и непрерывно обновляющейся информационной среды.

Таким образом, психологическое сопровождение педагогической деятельности педагогов дошкольного образования гарантирует формирование профессиональной компетентности педагогов, развитие стратегий профессиональной деятельности в целях разностороннего, полноценного развития ребенка, в соответствии с его потребностями, способностями, возможностями и возрастным особенностями согласно требованиям современного общества [4].

Библиографический список:

1. Булдакова Н. В., Шкляева А. Л. Сопровождение профессиональной деятельности начинающих педагогов посредством проекта "Адаптация молодых учителей в общеобразовательной организации"// Издательство

ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» // Журнал Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2019 г. Т. 29, вып. 3. С. 319-328: То же — [Электронный ресурс]. Режим доступа — URL: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 21.02.2021).

2. Виноградова И.А. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального развития педагога// Издательство Общество с ограниченной ответственностью «Центр развития научного сотрудничества» // Журнал Западно-Сибирский педагогический вестник. 2014г. № 2. С. 18-28: То же — [Электронный ресурс]. Режим доступа — URL: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 21.02.2021).

3. Демьянчук Р. В. Психологическое сопровождение профессионально-личностного развития педагогов: антропологический подход// Издательство Общество с ограниченной ответственностью «Кредо» //Российский психологический журнал. 2016 г. Том 13 № 4. С. 157-168: То же — [Электронный ресурс]. Режим доступа — URL: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 21.02.2021).

4. Ерунина А.С. Психологическое сопровождение воспитателей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования: То же — [Электронный ресурс]. Режим доступа — URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/07/01/psihologicheskoe-soprovozhdenie-vospitateley-v-usloviyah-realizatsii (дата обращения: 21.02.2021).

5. Красникова Т.В. Подготовка к психолого-педагогическому сопровождению на материалах изучения дисциплины «Основы психолого-педагогического консультирования» // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: сборник трудов II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 06-07 декабря 2019 г., г. Евпатория / Ред. кол.: Н. Н. Колосова, В. Н. Раскалинос, А. В. Хитрова. - Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2020. - 444 с.

6. Мелкова А.В., Сотникова А.В. Мотивационная готовность педагогов к инновационной работе// Дошкольное образование: педагогический поиск.

Сборник научно-методических статей с международным участием / под общей редакцией Б.П. Черника. — Новосибирск: Агентство «Сибпринт», 2020. С. 284286.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.