Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ В УСЛОВИЯХ РИСКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ В УСЛОВИЯХ РИСКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
240
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / HEALTH / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕФОРМАЦИИ / PROFESSIONAL DEFORMATION / ДЕЗАДАПТАЦИЯ / MALADJUSTMENT / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ / PSYCHOLOGICAL SUPPORT TEACHERS / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС / OCCUPATIONAL STRESS / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА / PSYCHOLOGICAL PREVENTION / КОРРЕКЦИЯ / CORRECTION / ГУМАНИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / HUMANIZATION OF PERSONALITY / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMMUNICATIVE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Куцеева Елена Леонидовна

Статья посвящена проблеме профилактики профессиональных деформаций в деятельности педагогов-дефектологов. Автор отмечает роль психологического сопровождения в предупреждении деструктивной профессионализации учителя. Обозначены объективные и субъективные причины деформаций, их проявления в поведении учителя. Представлено содержание психологического сопровождения и пути профессионального оздоровления педагогов-дефектологов. Рассматриваются методы оптимизации (уменьшения) профессиональных стрессов: физические, биохимические, психологические. Подчеркивается значение гуманизации и гармонизации личности учителя в оздоровлении и восстановлении психофизических ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL ESCORT OF TEACHERS-SPEECH PATHOLOGISTS IN THE CONDITIONS OF RISK OF EMERGENCE OF PROFESSIONAL DEFORMATION

The article is devoted to the problem of prevention of professional deformations in the teacher-pathologists’s work. The author notes the role of psychological support in the prevention destructive professionalization of teacher. The objective and subjective reasons of deformations, their manifestations in the behavior of the teacher are shown. The article briefly shows the contents of the psychological support and ways of vocational rehabilitation teachers-pathologists. The article discusses the methods of optimization (reduction) of occupational stress: physical, biochemical and psychological. The author emphasizes the importance of humanization and harmonization of the individual teacher in the rehabilitation and restoration of mental and physical resources.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ В УСЛОВИЯХ РИСКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ»

В помощь ПЕДАГОГУ-ДЕФЕКТОЛОГУ

УДК 88.946

Е. Л. Куцеева

психологическое сопровождение педагогов-дефектолошв в условиях риска возникновения профессиональной деформации

Трудно переоценить роль школьного психолога в оптимизации коррекционно-педагогиче-ской деятельности учителей и воспитателей специальных (кор-рекционных) образовательных учреждений. Значение психологической службы усиливается в условиях появления значительных трудностей, негативных тенденций в профессиональном развитии педагогов.

Первоначально проанализируем, какова природа деструктивной профессионализации педагогов-дефектологов. Следует подчеркнуть, что коррекционно-педаго-гическая деятельность весьма специфична и многофункциональна, она сопряжена со значительными психо-эмоциональными затратами и требует высокой моти-вационной и личностной вовлеченности специалиста в работу. Выявлено, что профессия дефек-толога в большей степени, чем другие педагогические профессии, подвержена разнообразным де-структам. Это обусловлено тем, что работа с «психологически труд-

ным» контингентом обучающихся представляет собой дополнительный стресс-фактор педагогического труда. Как показывают специальные исследования, стрес-согенный характер коррекционно-педагогической деятельности приводит к снижению показателей психофизического здоровья де-фектологов. Это подтверждено и в более ранних наших исследованиях [1], проведенных в коррекцион-ных школах Краснодарского края. Согласно полученным данным, большой процент учителей и воспитателей (до 75-85%) имеют выраженные нарушения психофизического здоровья (высокий уровень эмоционального выгорания, не-вротизации, тревожности и депрес-сивности).

Важно осознать, что для учителя здоровье имеет и чисто профессиональную ценность. Так, требуемая от педагога-дефектолога высокая работоспособность, выдержка, терпимость, оптимизм, эмоциональная устойчивость в огромной степени определяется его здоровьем. Наблюдения и спе-

циальные исследования свидетельствуют о том, что к авторитарным, подавляющим воздействиям на детей чаще прибегают учителя, чье психофизическое здоровье надломлено, нервная система истощена. Им трудно сдержать себя, проявить терпение, найти адекватную проблемной ситуации форму взаимодействия с учениками, родителями, коллегами, проявить гибкость в общении.

Здоровье педагога — это здоровье его учеников. Ошибки в педагогическом взаимодействии (бестактность, грубость учителя, подавление личности ребенка, чрезмерные, превышающие возможности детей, требования в учебе, межличностные конфликты и др.) оборачиваются серьезными проблемами в психофизическом состоянии учеников. Педагогические ошибки приводят к возникновению дидактогений или школьных неврозов.

Таким образом, в психологическом сопровождении педагогов-дефектологов решаются задачи создания благоприятного психологического климата в образовательном учреждении и минимизации внешних психотравмирующих воздействий на учащихся, например, агрессивной школьной среды. Следует подчеркнуть, что специфика деятельности школьного психолога как раз заключается в том, что его профессиональное воздействие на ребенка (коррек-ционное, развивающее, превентивное и т. д.) осуществляется дву-

мя путями: напрямую, в процессе межличностного взаимодействия с учащимися, и косвенно, посредством сотрудничества со взрослыми: учителями, воспитателями, родителями.

Сегодня ведущие специалисты в области психологии педагогической деятельности призывают к разработке специальных программ охраны труда педагогических работников, психологического и профессионального оздоровления учительства.

Эти программы могут быть реализованы, в том числе, и в условиях психологического сопровождения учителей-дефектологов в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. Рассмотрим особенности психологического сопровождения де-фектологов в ситуациях деструктивной профессионализации, связанной с нарушением их психофизического и профессионального здоровья.

Путь овладения профессией дефектолога — не простая и ровная дорога. Профессиональная деятельность и личность специалиста находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии, и оно не может быть мононаправленным и непротиворечивым [2]. С одной стороны, по мере накопления практического опыта работы, дефектолог постигает тонкости профессии, овладевает педагогической культурой, у него формируются профессионально-значимые личностные качества, без которых невозможно

достижение высоких результатов в коррекционно-педагогической деятельности.

С другой стороны, в силу объективных и субъективных факторов, специалист может терять позитивную педагогическую мотивацию, психофизические резервы, способности к профессиональному росту и творческой самореализации, появляются негативные личностные качества и деструкты. Все это снижает продуктивность коррекционно-педагогической деятельности, удовлетворенность де-фектолога своей работой, ведет к профессиональной дезадаптации, утрате психофизического и профессионального здоровья.

В настоящее время проблематика здоровья и здорового образа жизни активно разрабатывается валеологами, психологами, педагогами. Согласно современным исследованиям, здоровье личности представляет собой сложный многоаспектный феномен, проявляющийся на физическом, психологическом, социальном и духовном уровнях. Оно тесно связано с профессиональным здоровьем, представляющим собой «способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность и развитие личности учителя во всех условиях протекания профессиональной деятельности» [3, 222].

Каковы признаки деструктивной профессионализации педагогов-

дефектологов? Прежде всего, это потеря ощущения своей деятельности как благородной миссии, ди-дактоцентризм в педагогической работе, редукция воспитательной и «помогающей» (психотерапевтической) функции труда дефектолога, недооценка значимости психологической поддержки ребенка с проблемами в развитии, дегуманизация межличностного взаимодействия, «субъект-объектные» взаимоотношения с детьми, авторитарность, «усредненный» подход в общении, низкая удовлетворенность деятельностью, потеря профессиональной идентичности, способности к развитию [4].

Нарушения конструктивной профессионализации, связанные с дезадаптацией в педагогической деятельности, получили название профессионально-личностных деформаций. В науке не существует классификации профессиональных деформаций учителей, но получили определенное освещение и описание следующие деформации в эмоциональной сфере педагога: невротизация личности, синдром хронической усталости, повышенная тревожность, эмоциональное выгорание и др. Деструктивные тенденции возникают и в профессиональном самосознании дефек-тологов. Это «утрата себя», снижение самоуважения, личностно-ролевой диссонанс (расщепленность личности), депрессивные тенденции и др. В профессиональном мышлении дефектологов появляются такие негативные новообразова-

ния, как профессиональные стереотипы, консерватизм, догматизм, черно-белое мышление и др. Серьезные изменения претерпевает профессиональное поведение учителей. Они становятся агрессивными, бестактными, появляется гипертрофированная оценочность, внешний обвинительный стиль, нарушения педагогического этикета и др.

Попытаемся ответить на вопрос: почему появляются деформации и какова их природа? На их возникновение влияют внутренние (психологические) и внешние (социальные) факторы. К первым относятся пол, возраст, стаж работы, семейное положение, уровень образования, трудовая мотивация педагогов. Большое значение в нарушении конструктивной профессионализации имеют особенности нервной системы дефектологов, такие как интровертированность, низкая эмпатийность, психическая ригидность, эмоциональная неустойчивость, склонность к повышенной тревоге и депрессивным реакциям и др. Среди личностных переменных можно указать на отсутствие педагогической направленности, любви к детям и педагогической работе, нравственные дефекты личности, интолерантность, высокий самоконтроль, внешний локус контроля, аддикции к работе (трудого-лизм) и др.

Внешние факторы — это нестабильность в социально-экономическом развитии страны, неблагоприятная экологическая обста-

новка, высокий темп жизни, дефицит времени, неэффективная организация педагогического труда в образовательном учреждении, неблагоприятный психологические климат в педколлективе, авторитарный стиль руководства школой, большие объемы и перегрузки в работе учителей, высокая степень неопределенности в оценке выполняемой работы, переполненность классов, конфликтные семейные отношения и др.

Деформации нарушают целостность личности, ее внутренний мир, нередко переносятся в сферу значимых субъективных отношений, в семейную среду, негативно сказываются на личной жизни педагога.

Появление деформаций не носит тотальный и обязательный характер — они могут появляться эпизодически и ситуативно, благополучно преодолеваться или, напротив, приобретать затяжной хронический характер, приводить к профессиональному угасанию и дезадаптации. Иными словами, можно противостоять негативным воздействиям профессиональной среды, вырабатывать стратегии противодействия и адаптации к ним. И здесь особая роль принадлежит психологическому сопровождению и помощи педагогам, а также целому ряду воздействий более широкого социального характера. На сегодняшний день это насущная задача службы практической психологии в специальной (коррекционной) школе.

Профессиональное оздоровление педагога — задача комплексная, ее простого решения не существует. Охрана здоровья педагогических работников должна осуществляться на федеральном, региональном, городском, школьном и индивидуальном уровнях. В психолого-педагогической литературе наиболее подробно описаны модели и оздоравливающие технологии («технологии здоровья») на школьном и индивидуальном уровнях. Назовем, по мнению Е. М. Лысенко [5] основные направления предупреждения и преодоления нарушений здоровья педагогов, которые включают весь спектр диагностических и профилактических мер:

— информацинно-просветитель-ское (лекции, семинары с целью пропаганды здорового образа жизни);

— организационное (эффективная организация труда педагогов-дефектологов: сбалансированные нагрузки в течение рабочей недели, учебного года, удобное расписание; улучшение материально-технической базы образовательного учреждения; создание реальной научной организации труда; нормативное количество учащихся в классах, нормативные санитарно-гигиенические условия учебных занятий, выравнивание баланса между затраченными усилиями и получаемым вознаграждением);

— медико-диагностическое и общеоздоровительное (систематические профилактические медицин-

ские осмотры учителей, лечебная физкультура, физиопроцедуры, массаж, спортивные соревнования, танцевальные вечера, фитнес, выявление и лечение заболеваний и др.);

— педагогическое (группы профессиональной поддержки, наставничество для молодых специалистов, творческие мастерские);

— психологическое и психотерапевтическое (специальные семинары по проблемам психологического здоровья, организация кабинетов психологической разгрузки, тренинги личностного роста, общения, креативности, конфликтологической компетентности и др.).

В психологическом сопровождении педагогического коллектива большое значение имеет гармонизация межличностных отношений, предполагающая улучшение психологического климата и стиля педагогического руководства, минимизацию нездорового соперничества.

Рассмотрим подробнее вопросы психологического сопровождения и профилактики профессиональных деформаций на индивидуальном уровне, то есть в рамках работы психологического консультирования, реализуемого как психологом, так и врачом-психотерапевтом.

Содержание работы должно быть сфокусировано на формировании у педагогов-дефектологов механизмов адаптации к напряженным факторам труда и обеспечении особого профессионально-

заостренного развития профессионально значимых качеств личности учителей, гармонизацию внутреннего мира.

В процессе формирования у пе-дагогов-дефектологов стрессоустой-чивости работа психолога должна быть нацелена на оптимизацию (уменьшение) уровня профессиональных стрессов в коррекционно-педагогической деятельности.

Стресс является одним из механизмов деструктивной профессионализации педагога-дефектолога, причиной многочисленных деформаций. Педагог может испытывать физиологические и психологические стрессы. К последним относится профессиональный стресс. Он выражается в физических и психических реакциях на напряженные ситуации в профессионально-педагогической деятельности. Как разновидности профессионального стресса,

Н. В. Самоукина называет информационный, эмоциональный и коммуникативный стресс [6].

Психологическая помощь заключается в развитии у учителей разнообразных психологических защит от стресса и выработке способов преодоления педагогической напряженности (коппинг-страте-гии), которые будут способствовать профессиональному восстановлению и самосохранению.

В медицинской и психолого-педаго-гической литературе описаны четыре группы методов оптимизации (уменьшения) уровня стресса [7]:

1) физические (воздействие высоких и низких температур (закаливание), солнечные ванны в умеренных дозах и др.);

2) биохимические (использование фармакологических препаратов, лекарственных растений, аро-матерапии);

3) физиологические (физические упражнения, спортивные игры, массаж, дыхательные техники, мышечная релаксация, электро-сон, акупунктура);

4) психологические антистрессовые методы представляют собой большую группу разнообразных техник, приемов и способов уменьшения стресса. Это аутогенная тренировка, медитация (как варианты самовнушения и произвольной сознательной регуляции психических и вегетативных процессов, возникающих в стрессовых состояниях); диссоциирование от стресса как метод отстраненного (пространственного, временного, субмодального и др.) восприятия событий, повлекших за собой стресс; использование позитивных образов (визуализация), нейролингвистическое программирование, рациональная терапия, арттерапия.

В преодолении коммуникативных стрессов большое значение имеет формирование коммуникативной культуры дефектологов (овладения разнообразными техниками конструктивного бесконфликтного общения), повышении самоуважения, коррекция целепо-лагания (из-за которой возникает

«стресс рухнувших надежд») и усвоение навыков уверенного поведения [8].

Важная составляющая психологического сопровождения связана с гармонизацией и гуманизацией личности педагогов-дефектологов.

Гуманизация дефектолога связана с активным формированием в педагогическом сознании гуманистических образовательных ценностей. Это важнейшее условие конструктивной профессионализации учителей и воспитателей коррекционных школ. Гуманизация связана с развитием у дефек-толога особой педагогической позиции и таких личностных характеристик, которые бы обеспечивали воплощение гуманистических педагогических принципов в практику его работы.

Показателями гуманного отношения и общения с детьми, имеющими отклонения в развитии, являются:

— оптимистическая вера в ребенка, возможность коррекции и компенсации недостатков в развитии;

— любовь к детям, уважение личности, прав ребенка, его достоинства;

— проявление заботы, умения прощать, доверять, проявлять терпимость к детским недостаткам;

— милосердие, умение сопереживать, защищать, эмоционально поддерживать, одобрять;

— способность понимать ученика, искать взаимосогласие, пути к сотрудничеству, сотворчеству;

— отказ от насилия и принуждения и др.

В этой связи вспоминаются слова Л. С. Выготского [9] о том, что гуманная педагогика — это педагогика косвенных воздействий.

Обозначим основные пути гармонизации личности учителя, выделяемы Л. М. Митиной [10]:

1) развитие педагогической направленности;

2) повышение уровня коммуникативной компетентности;

3) развитие эмоциональной культуры и стрессоустойчивости;

4) повышение профессионального самосознания учителя;

5) развитие креативности и творческих способностей.

Реализация задач психологического и профессионального оздоровления педагогов-дефектологов осуществляется в процессе психологического сопровождения по следующим направлениям: профилактическое, просветительское, диагностико-коррекционное, консультативное.

Достижение высоких результатов в профилактике деструктивной профессионализации учителей достигается в тесном сотрудничестве педагога-психолога с методической службой школы, медиками и администрацией. Важно обеспечить активное профессиональное развитие дефектологов, овладение ими современными коррекционно-пе-

дагогическими технологиями, дающими ощущение профессиональной эффективности и самореализации. Этому будет содействовать создание в школе творческой атмосферы и снятие препятствий для профессионального роста и самовыражения учителей.

По мнению Л. М. Митиной [11], появление деформаций напрямую связано с выбором педагогом той или иной модели профессионального поведения. Ею описаны две модели профессионализации: конструктивная (модель профессионального развития) и деструктивная (модель адаптивного поведения). Автор, описывая последнюю модель, обращает внимание на то, что учителям присуща «тенденция адаптироваться, приспособиться, «вписаться», подчиниться требованиям профессии и профессионального сообщества» [12, 178]. Для педагогов характерны: формальный и функциональный подход к детям, неспособность к любви, жесткое профессионально-ролевое поведение, авторитарность, эгоцентризм, низкая эмоциональная и коммуникативная культура. Это путь профессиональной дезадаптации и стагнации. Именно модель адаптивного поведения существенно снижает продуктивность труда, порождает профессиональные деформации, психосоматические расстройства, хронические заболевания.

Расширению и обогащению социально-профессиональной компетентности дефектологов способствует их включение в инновационные процессы в (специальном) коррекционном образовательном учреждении. Особое значение имеет опытно-экспериментальная деятельность, стимулирующая развитие у педагогов креативности, творческого профессионального мышления, расширяющая педагогический круго-зориэрудицию.Профессиональное оздоровление в полной мере реализуется именно в инновационной деятельности учителей.

Безусловно, психопрофилактика тесно связана с психологическим просвещением педагогов-де-фектологов. Вооружение их специальными знаниями о характере и этиологии «профессиональных болезней», способами их предупреждения и коррекции позволит сформировать у учителей адекватное принятие и понимание трудностей и рисков дефектологической профессии, а также снизить вероятность возникновения и прогрессирования деформаций, перехода их в хронические формы. Эффективны в этой работе психолога семинары-практикумы и семинары-тренинги, например, по таким темам: «Основы педагогической стрессологии», «Психогигиена коррекционно-педагогической деятельности», «Культура здоровья дефектолога», «Коммуникативная культура учителя» и др.

Психопрофилактическая работа психолога должна быть нацелена на формирование профессионально значимых личностных качеств, гуманизацию и гармонизацию внутреннего мира дефекто-логов. Важно дать представление о безопасном профессиональном поведении и бесстрессовой межличностной коммуникации. В содержание семинаров следует включать краткое изложение психологической информации, элементы диагностики (аутодиаг-ностики) профессиональных качеств и умений, психотехнические игры и упражнения. Могут использоваться тренинговые техники и приемы. Главный акцент должен быть на превенции возможных проблем и кризисных явлений в профессионализации дефектоло-гов. Особенностями психопрофилактики деформаций является опережающий характер, гибкость, индивидуальный подход, системность и последовательность в работе.

Иначе следует осуществлять психологическое сопровождение дефектологов, у которых фиксируется выраженная степень негативных новообразований, препятствующих нормальному осуществлению профессиональных функций. В результате специальной диагностики или по запросу педагогов психолог планирует и

осуществляет коррекционную работу с элементами психотерапии и реабилитационными методиками, применяемые в различных психологических и психотерапевтических школах (гештальттерапия, транзактный анализ, психодрама, арттерапия, тренинг рефлексии, ролевая игра и др.). Предваряет эту работу психологическое консультирование. На информирующих групповых и индивидуальных консультациях психолог стремится сформировать или повысить мотивацию к посещению специальных тренинговых занятий, информирует о перспективах и прогнозах на будущее.

Некоторым педагогам более показаны индивидуальные ауто-тренинговые занятия. Психолог осуществляет обучение и мониторинг динамики изменений в психофизическом и профессиональном здоровье такого учителя.

Таким образом, психологическое сопровождение учителя-де-фектолога позволяет минимизировать деформирующее воздействие неблагоприятных факторов профессиональной среды и создать необходимые условия оздоровления и восстановления профессионально-личностных ресурсов дефектологов, повысить эффективность коррекционно-пе-дагогической деятельности.

список литературы

1. Гутковская (Куцеева) Е. Л. Профилактика деструктивной профессионализации педагогов-дефек-тологов // Специальное образование: Мат. 1Х Междунар. науч. конф. 24-25 апр. 2013 г. ЛГУ им. А. С. Пушкина. СПб., 2013. С. 91-94.

2. Безносов С. П. Профессиональная деформация личности. СПб., Речь, 2004. 272 с.

3. Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя. М., Академия, 2004. 320 с.

4. Лысенко Е. М. Профилактика профессиональных деформаций у дефектологов: психолого-педагоги-

ческий аспект / Проблемы социальной психологии личности. Саратов, СГУ, 2008.

5. Там же.

6. Самоукина Н. В. Психология профессиональной деятельности. СПб., Питер, 2004. 260 с.

7. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. СПб., Питер, 2012. 256 с.

8. Там же.

9. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., Педагогика, 1991. 480 с.

10. Митина Л. М. Указ. соч.

11. Там же.

12. Там же, с. 178.

references

1. Gutkovskaya (Kutseeva) E. L. [Prevention destructive professionalization of teacher-pathologists]. Materialy 1X Mezhdunarodnoynauchnoykonf. 24-25 April. 2013 [«Special education» Proc. of the Int. conferencer]. Pushkin Leningrad State University. St. Petersburg, 2013. pp. 91-94. (In Russ.)

2. Beznosov S. P. Professional deformation of the individual. St. Petersburg, Speech Hubl., 2004. 272 p. (In Russ.)

3. Mitina L. M. Psychology of work and professional development of teachers. Moscow, Academy Hubl., 2004. 320 p. (In Russ.)

4. Lysenko E. M. Prevention of occupational strain from pathologists: psychological and pedagogical aspects /

Problems of social psychology of personality. Saratov, Saratov State University Hubl., 2008. (In Russ.)

5. Tam zhe.

6. Samoukina N. V. Psychology of professional activity. St. Petersburg, St. Petersburg Hubl., 2004. 260 p. (In Russ.)

7. Scherbatykh Y. V. Psychology of stress and methods of correction. St. Petersburg, St. Petersburg Hubl., 2012. 256p. (In Russ.)

8. Tam zhe.

9. Vygotsky L. S. Educational Psychology. Moscow, PedagogyHubl., 1991. 480 p. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Mitina L. M. Ukaz. soch.

11. Tam zhe.

12. Tam zhe, p. 178.

Поступила 24.09.2014г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.