Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ У СТУДЕНТОВДЕФЕКТОЛОГОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ У СТУДЕНТОВДЕФЕКТОЛОГОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
HEALTH / CULTURE OF HEALTH / PROFESSIONAL DEFORMATION / PSYCHOHYGIENE OF PEDAGOGICAL ACTIVITY / PSYCHOLOGICAL PREVENTION / HUMANIZATION OF THE PERSONALITY / COMMUNICATIVE COMPETENCE / ЗДОРОВЬЕ / КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ / ПСИХОГИГИЕНА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА / ГУМАНИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куцеева Е.Л.

Статья посвящена дидактике формирования культуры здоровья будущих педагогов-дефектологов. Автор отмечает актуальность разработки проблемы здоровьесбережения как ключевой в структуре профессионализма дефектолога. Рассмотрена взаимосвязь психофизического и профессионального здоровья дефектолога. Описаны содержательные и методические аспекты преподавания курса «Психогигиена педагогической деятельности дефектолога». Отмечена значимая роль диалогического взаимодействия преподавателя со студентами и интерактивных педагогических технологий в обучении. Важное условие формирования культуры здоровья студентов - развитие коммуникативной компетентности будущих педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF CULTURE OF HEALTH AT STUDENTS SPEECH PATHOLOGISTS IN THE COURSE OF TRAINING

Article is devoted to didactics of formation of culture of health of future teachers-speech pathologists. The author notes relevance of development of a problem of a health-saving as key speech pathologist in structure of professionalism. The interrelation of psychophysical and professional health of the speech pathologist is considered. Substantial and methodical aspects of teaching the course «Psychohygiene of Pedagogical Activity of the Speech Pathologist» are described. The significant role of dialogical interaction of the teacher with students and interactive pedagogical technologies in training is noted. An important condition of formation of culture of health of students - development of communicative competence of future teachers.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ У СТУДЕНТОВДЕФЕКТОЛОГОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УДК 378.146

Е. Л. Куцеева

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ У СТУДЕНТОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

«Недалеко то время, когда вся психология в целом станет теорией нервно-психического здоровья, психогигиеной в высоком смысле этого слова.

Б.Г. Ананьев

Здоровье имеет прямое отношение к полноценной жизнедеятельности человека и является важным условием реализации его профессионального и творческого потенциала. Здоровье представляет собой сложный феномен и определяется как интегративная характеристика личности, функционирующая на физическом, психологическом, социальном и духовном уровнях [1]. В последние годы в психологической науке активно разрабатывается проблематика культуры здоровья человека в общепсихологическом, социально-психологическом и профессиональных аспектах. Культура здоровья является частью общей культуры личности и характеризуется: наличием позитивных целей и ценностей здоровьесози-дания; грамотным и осмысленным отношением к своему здоровью, природе и обществу; ведением здо-

рового образа жизни, позволяющего активно регулировать состояние человека с учетом индивидуальных особенностей организма и реализовывать программы самосохранения, самореализации и саморазвития [2]. В том числе и самореализации в профессиональной сфере. Поэтому проблема формирования культуры здоровья специалистов представляется весьма актуальной (В. А. Ананьев, О. С. Васильева, Г. С. Никифоров, М. Ф. Секач, Ф. Р. Филатов и др.).

Обратимся к проблеме здоровья представителей социономических профессий («человек-человек»), прежде всего учителей. Педагогическая профессия отличается повышающейся сложностью в условиях модернизации и глобализации образования, проникновения новейших технологий передачи информации в образовательную

среду, повышение требований и запросов заказчиков и потребителей образовательных услуг и усиления социальной ответственности за результаты подготовки подрастающего поколения к жизни. Нередко педагогическая деятельность в силу ее интенсивности и стрессогенности сопровождается появлением негативных новообразований и деструктов (деформации) в профессиональном сознании и поведении учителей, имеющих объективный и субъективный характер (Р. М. Грановская, Э. Ф. Зеер, Л. Н. Корнеева, А. К. Маркова и др.). Это свидетельствует о нарушении здоровья в широком понимании этого слова, что отражается на профессиональной эффективности и профессиональном долголетии педагога. Психофизическое здоровье педагога связано с профессиональным здоровьем, которое воплощается в способности учителя выступать активным и автономным субъектом педагогической деятельности [3].

К нарушениям профессионального здоровья педагогов относятся [4]:

— негативный субъективный статус, который проявляется в ухудшении рабочего самочувствия, снижении уровня профессиональной мотивации;

— отказ от активных методов обучения, требующих больших психофизиологических затрат;

— снижение интереса к инновациям, сопротивление им;

— уменьшение объема и степени мобилизации функциональных резервов (отсутствие физической и душевной бодрости, длительный период врабатываемости, снижение переносимости повышенных физических и психических нагрузок);

— нарушение педагогического этикета, функционально-ролевой подход в педагогическом общении, проявление психологического насилия в образовательной среде и др.

Современные исследователи и разработчики компетентностного подхода в педагогическом образовании уделяют особое внимание здоровьюсбережению как ключевой компетенции современного учителя (И. А. Зимняя, Л. М. Митина, Е. М. Семенова и др.). Так, например, И. А. Зимней [5] описаны следующие ключевые компетенции педагога: здоровьесбережение, гражданственность, социальное взаимодействие, общение, информационные технологии. Здоро-вьесбережение представляет собой знание и соблюдение норм здорового образа жизни (ЗОЖ) при свободе и ответственности выбора образа жизни.

В исследованиях Н. В. Кузьминой значимая роль в структуре профессионализма учителя принадлежит аутопсихологическому компоненту, который представляет собой знание достоинств и недостатков своей личности и деятельности, компетентность в области своего здоровья [6].

Содержание этой компетентности (валеокомпетентности) раскрывается в понятии «культура здоровья учителя», представляющей собой [7]:

— ценности и идеалы здоровья, обусловленные здоровьесберега-ющими национальными (религиозными, светскими) традициями народа;

— знания, убеждения, личная позиция здоровьесозидания;

— формы и модели практической деятельности педагога, направленной на познание, развитие и совершенствование своего здоровья;

— опыт, способы и приемы формирования здоровьеориентиро-ванного поведения учащихся.

В психолого-педагогической и ме-дико-валеологической литературе появились термины, раскрывающие новые аспекты здоровьесбе-режения — это «здоровьеформиро-вание», «здоровьесовершенство-вание», «здоровьесозидание», которые характеризуют деятельность педагогов, направленную на улучшение показателей здоровья учащихся и свое индивидуальное здоровье. Причем это качественно новый подход в педагогической деятельности — не только сохранение здоровья на прежнем уровне, а его улучшение, совершенствование, созидание новых возможностей для более активного функционирования личности на биологическом, социальном и духовном уровнях [8].

Рассмотрим проблему культуры здоровья педагогов-дефектологов. Для учителей, воспитателей кор-рекционных образовательных учреждений здоровье имеет особую ценность. Так значимая и требуемая от педагога-дефектолога высокая работоспособность, выдержка, толерантность, оптимизм, эмоциональная устойчивость в огромной степени определяются его здоровьем. Профессия дефектолога требует больших энергетических затрат, высокой мотивационной и личностной вовлеченности. Работа с «психологически трудным контингентом» детей — дополнительный стресс-фактор труда учителя-дефектолога.

Введение специального федерального государственного образовательного стандарта в практику работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья требует нового осмысления профессионально-личностной готовности учителей к коррекционно-педаго-гической деятельности. Нарастание интеграционных процессов, гуманизация, модернизация специального образования — это новые тенденции, реализация которых невозможна в рамках традиционных представлений о профессиональной подготовке педагога-де-фектолога. Очевидна необходимость значительного расширения сферы профессиональной компетентности учителя, так как высока вероятность диверсификации спе-

циалиста в быстро изменяющихся условиях предоставления специальных образовательных услуг населению. И роль здоровья, здоро-вьесберегающих технологий приобретает все большее значение, так как усложнение и интенсификация педагогического труда требуют дополнительных психофизических ресурсов. Кроме того, эта проблема имеет актуальное значение, прежде всего, вследствие полисистемной связи здоровья учителя с процессом и результатом его педагогической деятельности.

Взаимосвязь здоровья учителя коррекционной школы и учеников отражена в определении А. Н. Га-маюновой — критериев и показателей уровня сформированности компетенции здоровьсбережения дефектолога [9].

К основным составляющим данной компетенции автором отнесены: когнитивный, личностный и деятельностный. Когнитивный компонент включает систему знаний и умений педагога по формированию культуры здорового образа жизни. Это:

— знание возрастных, анатомо-физиологических и психологических особенностей личности в норме и патологии;

— знание факторов, отрицательно влияющих на здоровье человека и технологий их возможного предотвращения и нейтрализации;

— владение методами формирования ЗОЖ учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

— владение современными технологиями здоровьесбережения;

— владение регионально-национальными способами сохранения и укрепления здоровья;

— хорошо сформированные познавательные умения и навыки и др.

К показателям сформирован-ности личностного компонента относятся:

— педагогическая направленность на ведение здорового образа жизни и формирование его у учащихся;

— положительное отношение к работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, адекватное восприятие их проблем и поиск путей их разрешения;

— сформированность ценност-но-мотивационной сферы (валео-установок, интереса к ЗОЖ);

— развитость личностных качеств, позволяющих активно вести здоровьесберегающую деятельность (умение управлять собой, своими эмоциями и поведением, физическая активность, полный отказ от вредных привычек, чувство долга и личной ответственности за конечный результат своей деятельности, развитая рефлексия и др.)

Деятельностный компонент предполагает умения и готовность перевести знания по вопросам здоровья в плоскость практической деятельности. Показателями

его сформированности являются [10]:

— специальные умения и навыки по ведению ЗОЖ, диагностики уровня и культуры здоровья;

— общепедагогические и профессиональные умения и навыки (аналитические, проектировочные, коррекционные, конструктивные, организационные, оценочные и др., необходимые педагогу-дефек-тологу для формирования ценности здоровья и ЗОЖ у учащихся с ОВЗ).

Формирование культуры здоровья студентов в условиях педвуза осуществляется в единстве профессионального обучения и воспитания личности специалиста. Рассмотрим вопросы формирования рассматриваемой компетенции у студентов будущих дефектологов в процессе обучения. В России уже накоплен опыт преподавания ва-леологических дисциплин в профессиональном образовании [11]. В исследованиях отмечается, что формирование культуры здоровья будущих специалистов необходимо осуществлять с позиции системного подхода, что обусловлено, как отмечалось выше, пониманием феномена здоровья как интегративной характеристики личности, функционирующей на физическом (оптимальная работа органов и систем организма, выносливость, работоспособность и др.), психологическом (развитые познавательный процессы, опти-

мальная самооценка, адекватный образ Я, эмоциональная устойчивость, способность к целеполага-нию и планированию деятельности и др.), социальном (социальная активность личности, адаптивность, коммуникативная компетентность и др.) и духовном уровнях (развитое нравственно-этическое сознание, стремление к самоактуализации, приоритет духовных потребностей и ценностей, оптимистичный взгляд в будущее и

др.) [12].

Включение в систему профессионального дефектологического образования дисциплин, связанных с формированием культуры здоровья будущих педагогов, соответствует современным представлениям о роли здоровьесбережения и здоро-вьесозидания в гуманизации кор-рекционно-педагогической деятельности. Это один из важных приоритетов в профессиональной подготовке бакалавров — будущих дефектологов в Кубанском государственном университете. Рассмотрим особенности преподавания курса «Психогигиена педагогической деятельности дефектолога». Его цель — формирование культуры здоровья и компетентности будущих педагогов-дефектологов в области психопрофилактики деструктивной профессионализации. Основные разделы дисциплины и их содержание представлены в таблице 1.

Таблица 1. Разделы курса «Психогигиена педагогической деятельности дефектолога.

№ Наименование Содержание раздела, Лекции к. -я & X

п/п раздела темы ^ Й Пз

1 Введение в психогигиену коррек-ционно-пе-дагогической деятельности Цели, задачи и методы психогигиены профессиональной деятельности. Здоровьесбе-режение как ключевая компетенция современного педагога. Общая характеристика коррекционно-педагогической деятельности с точки зрения нервно-психических затрат. Стрессогенный характер работы дефектолога. Профессиональная готовность и пригодность к коррекционно-педагогической деятельности. 2

2 Психология здоровья дефектолога Круг вопросов психологии здоровья. Понятие здоровья личности, характеристика основных компонентов: физический, психологический, социальный, духовный. Психическое и психологическое здоровье. Показатели высокого и низкого уровня здоровья человека. Актуальные проблемы психологии здоровья дефектоло-га. Культура здоровья дефектолога как объект психологического исследования. Методы диагностики и развития культуры здоровья педагога. Взаимосвязь психофизического и профессионального здоровья учителя. 2 4

3 Нарушения здоровья дефектолога: Основные факторы возникновения нарушений профессионального и психофизического здоровья современного педагога. Объективные и субъективные причины нарушений здоровья. Здоровье и возрастные кризисы психического развития взрослости. Кризисы в профессионально-педагогической деятельности, их влияние на психоэмоциональное самочувствие учителя. Проблемы старения педагога. Понятие профессионально-личностной деформации де-фектолога. Признаки деструктивной профессионализации дефектолога. Профессиональная деформация на разных этапах профессионализации дефектолога. Классификация и общая характеристика профессиональных деформаций: невротизации, «эмоционального выгорания», синдрома хронической усталости, повышения тревожности, депрессивных тенденций и др. 2 2

№ Наименование Содержание раздела, Лекции к. -я та щ

п/п раздела темы ^ й Пз

4 Стресс в коррекцион-но-педаго-гической деятельности: пути преодоления Понятие стресса. Стресс как механизм профессиональной деформации личности. Виды стрессов. Стадии стресса. Профессиональный стресс. Стресс-факторы труда дефектолога. Физические симптомы стресса. Психические симптомы стресса. Пути преодоления стресса: профилактическое и коррекционное. Специфические и неспецифические способы оптимизации (уменьшения) профессионального стресса. Методы оптимизации (уменьшения) профессионального стресса: физические, биохимические, физиологические, психологические, Понятие копинг-компетентности личности. Формирование копинг-стратегий. 2 4

5 Психопрофилактика и коррекция (самокоррекции) нарушений здоровья де-фектолога Профессиональное оздоровление педагога как комплексная задача. Основные факторы, усиливающие и препятствующие возникновению профессиональных деформаций педагога-де-фектолога. Общие направления в профилактике и коррекции нарушений здоровья дефек-тологов. Оздоровление педагога на школьном уровне (информационно-просветительское, медико-оздоровительное, педагогическое, психологическое направления). Оздоровление на индивидуальном уровне. Борьба со стрессом и формирование копинг-компетентности учителей. Гуманизация и гармонизация личности дефектолога — главное содержание психопрофилактики и коррекции нарушений здоровья. Основные пути гармонизации личности учителя: 1) развитие педагогической направленности; 2) повышение уровня коммуникативной компетентности; 3) развитие эмоциональной культуры и стрессоустойчивости; 4) повышение профессионального самосознания учителя; 5) развитие креативности и творческих способностей 4 6

6 Психогигиена интеллектуальной деятельности дефек-толога Интеллектуальная деятельность в структуре коррекционно-педагогической деятельности дефектолога. Роль педагогического мышления в оптимизации профессиональной деятельности дефектолога. Проблемы психогигиены интеллектуальной деятельности педагога. Психогигиена как основа НОТ дефектолога 2 2

По курсу разработано учебное пособие «Основы психогигиены коррекционно-педагогической деятельности», в котором содержится краткое изложение теории по рассматриваемой проблематике и практикум, включающий вопросы по изученным темам, задания для педагогической практики и кор-рекционно-диагностические материалы. Преподавание дисциплины носит практико-ориентиро-ванный характер. Обучение проходит на четвертом выпускном курсе — студенты обладают достаточно обширными знаниями о специфике, основных трудностях, стресс-факторах, «рисках» в будущей профессиональной деятельности. Это позволяет, опираясь на их опыт и сформированные компетенции в области коррекцион-ной педагогики, психологии, медицины, активно применять диалогическое взаимодействие. Формированию личностного и де-ятельностного компонентов здо-ровьесбережения содействует использование на учебных занятиях активных и интерактивных методов (дискуссии: «Профессиональная готовность и пригодность к коррекционно-педагогической деятельности», «Формирование эмоциональной культуры дефектоло-га: пути оптимизации» и др.; мозговой штурм: «Что значит быть толерантным учителем», «Как общаться без конфликтов?» и др.; анализ педагогических ситуаций

(кейс-метод); подготовка и защита проектов «Здоровье учителя — стратегическая задача современной школы», психотренинги личностного роста и др.).

Эффективность использования интерактивных методов обеспечивает рефлексивная практика или рефлексивные технологии [13]. Кроме того, развитие профессионального самосознания и рефлексивных способностей является одним из важных путей гармонизации личности студента. Деятельность преподавателя нацелена на обучение студентов умениям аутодиагности-ки состояния своего здоровья и профессионально значимых качеств и умений. Диагностический инструментарий — оценочные шкалы, тесты, анкеты. Отчеты о результатах самообследования используются для составления студентами индивидуальных программ самооздоровления и здоровьесбережения.

Значимое место в работе со студентами отводится обучению конкретным способам снятия нервно-психической напряженности, формированию умений эмоциональной саморегуляции и копинг-стратегий.

Предусмотрено выполнение заданий в период прохождения педагогической практики. Например:

1. Разработайте схему наблюдения коррекционно-педагогиче-ской деятельности с целью оценки уровня профессионального стресса у педагогов-дефектологов.

2. На основе бесед с учителями и воспитателями составьте список педагогических стрессоров.

3. Разработайте рекомендации для администрации школы по профилактике стресса в педагогической деятельности учителей.

4. Напишите план-конспект дискуссии «Как любить ребенка».

5. Составьте программу самообразования учителей по теме «Конфликтологическая компетентность педагога-дефектолога».

6. Составьте рекомендации для учителей и воспитателей по повышению эмоциональной устойчивости.

7. Разработайте программу семинара-практикума «НОТ педаго-га-дефектолога».

При подведении итогов изучения дисциплины студенты отметили значимость полученных знаний и их необходимость в деятельности дефектолога: «Для меня предмет оказался более чем полезным и интересным. Суть предмет заключается в том, как правильно поддерживать свое здоровье не только на физическом, но и духовно быть наполненным энергией и чувством гармонии», «Курс лекции помог осознать важность психологического здоровья для реализации себя в профессии и личной жизни», «Профессиональное здоровье дефектолога должно быть крепким, чтобы он мог всецело отдаться профессии, любить ее.... Мы, дефектологи, должны заботиться о

своем здоровье, чтобы наши ученики и мы сами не страдали от ужасных последствий нашей усталости и стресса», «Если педагог здоров психически и физически, он дарит детям поддержку и знания, является для них опорой», «Знания по предмету нужны для того, чтобы помочь своим коллегам в устранении дисгармонии и приобретении уравновешенности, сохранении энергии», «Полученные знания помогут работать с полной отдачей и постоянным вдохновением» «Предмет необходим как воздух.потому что выбор этой специальности предполагает, что у меня будут крепкие нервы, много сил и вдохновения для работы с особыми детьми. Иногда даже простому человеку их неоткуда черпать, но психология отлично помогает разобрать в себя и выбрать правильные пути решения любых проблем» (из эссе студентов).

Многие обучающиеся отметили повышение способности и умений самоанализа: «Мы глубже познаем себя изнутри, учимся контролировать свое Я, абстрагироваться от ненужного и переживать трудности с наименьшей тратой ресурсов здоровья», изучение дисциплины «позволило глубже узнать себя, выявить личностные недостатки, возможные сложности в будущей профессиональной деятельности, а также способы и методы борьбы с ними», «предмет, который помо-

гает лучше узнать себя, сильные и слабые стороны своей личности», «стремиться к саморазвитию и самоактуализации, иметь хорошую самооценку» (из эссе студентов).

Коммуникативная культура личности учителя является значимым фактором, препятствующим деструктивной профессионализации педагогов. Известно, что коммуникативная сфера в первую очередь страдает в ситуации профессионально-личностной деформации. Поэтому в обучение студентов-де-фектологов включены дисциплины «Практикум по профессиональному общению учителя-логопеда» (2 курс) и «Психология педагогического общения олигофренопедаго-

га» (3 курс). Как показала практика, наиболее эффективными методами в коммуникативной подготовке будущих дефектологов являются игровые (деловые, ролевые, имитационные игры), анализ педагогических ситуаций и психотренинг общения [14].

Таким образом, формирование культуры здоровья будущих дефек-тологов позволит обеспечить их профессионально-личностную готовность к успешному выполнению профессиональных функций, творческую самореализацию в кор-рекционно-педагогической деятельности и снизит вероятность и риск профессиональной деформации личности специалистов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Васильева О. С., Филатов Ф. Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки. М., 2001.

2. Трещева О. Л. Формирование культуры здоровья в условиях современного образования. Омск, 2002.

3. Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя. М., 2004.

4. Сыманюк Э. Э., Печеркина А. А. Противодействие профессиональным деформациям // Народное образование. 2010. № 9. С. 265-269.

5. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М., 2004.

6. Кузьмина Н. В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности. СПб., 1993.

7. Малярчук Н. Н. Культура здоровья педагога. Тюмень, 2008.

8. Малярчук Н. Н. Там же.

9. Гамаюнова А. Н. Критерии и показатели уровня сформированности компетенции здоровьсбережения у будущих дефектологов // Международный журнал экспериментального образования. 2012. № 5. С. 63-65.

10. Гамаюнова А. Н. Там же.

11. Правдина Л. Р., Васильева О. С., Короткова Е. В. Психология здоровья в практике преподавания дисциплины «Культура здоровья» // Психология в вузе. 2009. № 6. С. 28-58.

12. Васильева О. С., Филатов Ф. Р. Указ. соч.

13. Куцеева Е. Л., Куцеев В. В. Рефлексия — феномен сознания в педаго-

гическом процессе // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2017. Т. 9. № 1 (35). С. 120-125.

14. Куцеева Е. Л., Казаджиева С. С. Социально-психологический тренинг

в коммуникативной подготовке будущих логопедов // Коррекционно-пе-дагогическое образование. 2017. № 2 (10). С. 17-22.

REFERENCES

1. Vasilyeva O. S, Filatov F. R. Psychology of human health: standards, ideas, attitudes. M., 2001. (In Russ.).

2. Trescheva O. L. Formation of health culture in the conditions of modern education. Omsk, 2002. (In Russ.).

3. Mitina L. M. Labor psychology and teacher professional development. M., 2004. (In Russ.).

4. Symanyuk E. E., Pecherkina A .A. Counteraction to professional deformations // Public education. 2010. No. 9. P. 265-269. (In Russ.).

5. Zimnyaya I. A. Key competencies as an effective target basis of a competence-based approach in education. M., 2004. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Kuzmina N. V., Rean A. A. Professionalism of pedagogical activity. SPb., 1993. (In Russ.).

7. Malyarchuk N. N. The health culture of the teacher. Tyumen, 2008. (In Russ.).

8. Malyarchuk N. N. In the same place.

9. Gamayunova A.N. Criteria and indicators of the level of development of

the competence of health saving in future defectologists // International Journal of Experimental Education. 2012. № 5. S. 63-65. (In Russ.).

10. Gamayunova A. N. In the same place.

11. Pravdina L. R., Vasilyeva O. S, Korotkova E. V. Psychology of health in the practice of teaching the discipline "Health Culture" // Psychology in high school. 2009. No. 6. P. 28-58. (In Russ.).

12. Vasilyeva O. S, Filatov F. R. Index of the composition.

13. Kutseeva E. L., Kutseev V. V. Reflection — the phenomenon of consciousness in the pedagogical process // Modern Higher School: an innovative aspect. 2017. V. 9. № 1 (35). P. 120-125. (In Russ.).

14. Kutseeva E. L., Kazadzhieva S. S. Socio-psychological training in the communicative training of future speech therapists // Correctional and pedagogical education. 2017. V. 10. No. 2. P. 17-22. (In Russ.).

Поступила в редакцию 12.09.2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.