Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ, НАРУШАЮЩИХ РЕЖИМ СОДЕРЖАНИЯ В ИСПРАВИТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ, НАРУШАЮЩИХ РЕЖИМ СОДЕРЖАНИЯ В ИСПРАВИТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
35
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСУЖДЕННЫЕ / ПРАВОНАРУШИТЕЛИ / ГИПЕРКОМПЕНСАЦИЯ / АГРЕССИЯ / ОТРИЦАНИЕ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жильцова Юлия Владимировна

В статье представлены некоторые теоретические аспекты проблемы организации психологического сопровождения осужденных, нарушающих режим содержания в исправительном учреждении, а также рассмотрены психологические особенности осужденных, нарушающих правила внутреннего распорядка в исправительном учреждении (на материалах ИК-6 УФСИН России по Орловской области). Цель исследования: изучение социально-психологических особенностей личности осужденных, имеющих нарушения режима содержания в исправительном учреждении, с целью оптимизация воспитательной работы с данной категорией осужденных. Методика и организация исследования: в исследовании участвовали 40 осужденных, нарушающих правила внутреннего распорядка ФКУ ИК-6 УФСИН России по Орловской области. Были использованы стандартизированный личностный опросник А. Басса-А. Дарки; тест руки Э.Вагнера («Hand-test»); графическая методика «Несуществующее животное». Результаты исследования и их обсуждение: проанализированы психологические особенности осужденных, нарушающих режим содержания в исправительных колониях, проведено экспериментальное исследование их личности. Выводы: с психологической позиции для осужденных, нарушающих режим содержания в исправительном учреждении характерны агрессивные тенденции в форме косвенной агрессии, вербальной агрессии и раздражения. Характерными психологическими защитными механизмами у этой категории осужденных выступают отрицание, рационализации и гиперкомпенсация, а также вытеснение и проекция.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Жильцова Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF CONVICTS WHO VIOLATE THE REGIME OF DETENTION IN A CORRECTIONAL INSTITUTION

Introduction: the article presents some theoretical aspects of the problem of organizing psychological support for convicts who violate the regime of detention in a correctional institution, as well as the psychological characteristics of convicts who violate regulations in a penal colony (based on the materials of the PC-6 of the Federal Penal Service of Russia in the Oryol Region). The purpose of the study is study of the socio-psychological characteristics of the personality of convicts who have violations of the detention regime in a correctional institution, in order to optimize educational work with this category of convicts. Methodology and organization of the study: the study involved 40 convicts who violate the internal regulations of the Federal Penal Service PC-6 the Federal Penal Service of Russia in the Oryol Region. We used the standardized A. Bass -A. Darky “Personality Questionnaire”, "Hand-test", graphic method "Nonexistent animal". The results of the study and their discussion: psychological features of convicts violating the regime of detention in correctional colonies were analyzed, an experimental study of their personality was carried out. Conclusions: from a psychological position, convicts who violate the regime of detention in a correctional institution are characterized by aggressive tendencies in the form of indirect aggression, verbal aggression and irritation. The characteristic psychological defense mechanisms for this category of convicts are denial, rationalization and hypercompensation, as well as displacement and projection.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ, НАРУШАЮЩИХ РЕЖИМ СОДЕРЖАНИЯ В ИСПРАВИТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

Таблица 3 - Оценка карьерных действий с использованием элементов семантического дифференциала В.А. Семиченко_

Карьерные действия 1 группа, медиана (Ме) 2 группа, медиана (Ме)

Оценка 3 4

Сила 3 4

Активность 4 5

Примечание: 1 группа - студенты, обучающиеся по программе бакалавриата; 2 группа - студенты, обучающиеся по программе магистратуры.

Из таблицы видно, что у студентов обеих групп преобладают положительные тенденции. Карьерные действия по всем показателям выше у магистрантов. Более высокий балл наблюдается по шкале активности.

Большая часть студентов (86% магистрантов и 74% бакалавров) позитивно относится к людям, имеющих карьерные намерения. Они считают их требовательными, целеустремленными, энергичными, открытыми. Среди негативных качеств ими были выделены следующие: неискренность, завистливость, отстраненность, негативность.

Таким образом, проведенное исследование показало, что студенты, обучающиеся в магистратуре, более ориентированы на карьерный рост, в пределах полученной профессии, а бакалавры - на достижение целей, не связанных с профилем подготовки. Большинство студентов-бакалавров не имеют четкой профессиональной цели, или имеют цель, не связанную с профилем подготовки, не осознают, какие шаги необходимы для осуществления целей.

На основании проведенного исследования нами была разработана программа тренинга, способствующая активизация процессов, содействующих развитию карьерных ориентаций студенческой молодежи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ломакина Э.Н. Карьерные ориентации как ценностный компонент профессиональной направленности будущего инженера / Э. Н. Ломакина // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. -2011. -№ 7(77). -С. 104-110.

2. Полянская, Е.Н. Карьерные ориентации современной российской молодежи / Е.Н. Полянская // Современные проблемы науки и образования. -2014. -№ 2. - С. 589-590.

3. Чуркин, С.Д. Профессиональная направленность и карьерные ориентации студентов различных факультетов / С.Д. Чуркин, Т.Д. Дубовицкая, Е.Б. Маслов // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 2. - С. 377-377.

REFERENCES

1. Lomakina, E.N. (2011), "Career orientations as a valuable component of the professional orientation of the future engineer", Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta, Vol. 77, No. 7, рр. 104110.

2. Polyanskaya, E.N. (2014), "Career orientations of modern Russian youth", Modern problems of science and education, No. 2, рр. 589-590.

3. Churkin, S.D., Dubovitskaya T.D. and Maslov E.B. (2012), "Professional orientation and career orientation of students of various faculties", Modern problems of science and education, No. 2, рр. 377-379.

Контактная информация: antonina.elistony@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 29.09.2022

УДК 159.96+371.485

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ, НАРУШАЮЩИХ РЕЖИМ СОДЕРЖАНИЯ В ИСПРАВИТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Юлия Владимировна Жильцова, кандидат психологических наук, доцент, Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, Рязань

Аннотация

В статье представлены некоторые теоретические аспекты проблемы организации психологического сопровождения осужденных, нарушающих режим содержания в исправительном учреждении, а также рассмотрены психологические особенности осужденных, нарушающих правила внутреннего распорядка в исправительном учреждении (на материалах ИК-6 УФСИН России по Орловской области). Цель исследования: изучение социально-психологических особенностей личности осужденных, имеющих нарушения режима содержания в исправительном учреждении, с целью оптимизация воспитательной работы с данной категорией осужденных. Методика и организация исследования: в исследовании участвовали 40 осужденных, нарушающих правила внутреннего распорядка ФКУ ИК-6 УФСИН России по Орловской области. Были использованы стандартизированный личностный опросник А. Басса-А. Дарки; тест руки Э.Вагнера («Hand-test»); графическая методика «Несуществующее животное». Результаты исследования и их обсуждение: проанализированы психологические особенности осужденных, нарушающих режим содержания в исправительных колониях, проведено экспериментальное исследование их личности. Выводы: с психологической позиции для осужденных, нарушающих режим содержания в исправительном учреждении характерны агрессивные тенденции в форме косвенной агрессии, вербальной агрессии и раздражения. Характерными психологическими защитными механизмами у этой категории осужденных выступают отрицание, рационализации и гиперкомпенсация, а также вытеснение и проекция.

Ключевые слова: осужденные, правонарушители, гиперкомпенсация, агрессия, отрицание, коммуникативная компетентность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.9.p538-541

PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF CONVICTS WHO VIOLATE THE REGIME OF DETENTION IN A CORRECTIONAL INSTITUTION

Yulia Vladimirovna Zhiltsova, the candidate of psychological sciences, docent, Academy of Law and Administration of the Federal Penitentiary Service, Ryazan

Abstract

Introduction: the article presents some theoretical aspects of the problem of organizing psychological support for convicts who violate the regime of detention in a correctional institution, as well as the psychological characteristics of convicts who violate regulations in a penal colony (based on the materials of the PC-6 of the Federal Penal Service of Russia in the Oryol Region). The purpose of the study is study of the socio-psychological characteristics of the personality of convicts who have violations of the detention regime in a correctional institution, in order to optimize educational work with this category of convicts. Methodology and organization of the study: the study involved 40 convicts who violate the internal regulations of the Federal Penal Service PC-6 the Federal Penal Service of Russia in the Oryol Region. We used the standardized A. Bass -A. Darky "Personality Questionnaire", "Hand-test", graphic method "Nonexistent animal". The results of the study and their discussion: psychological features of convicts violating the regime of detention in correctional colonies were analyzed, an experimental study of their personality was carried out. Conclusions: from a psychological position, convicts who violate the regime of detention in a correctional institution are characterized by aggressive tendencies in the form of indirect aggression, verbal aggression and irritation. The characteristic psychological defense mechanisms for this category of convicts are denial, rationalization and hypercompensation, as well as displacement and projection.

Keywords: convicts, offenders, hypercompensation, aggression, denial, communicative competence.

О том, что в исправительных учреждениях агрессия и насилие среди лиц, отбывающих наказание, имеет широкое распространение, известно давно, как, собственно, и то, что данное явление предупреждать очень сложно. В настоящий момент проблема нарушения осужденными режима содержания в исправительном учреждении (далее - ИУ) стоит довольно остро. В качестве методологических основ психологического сопровождения осужденных, нарушающих режим содержания в ИУ, использовались теоретические положения С.Н. Ениколопова, А.Р. Ратинова, О.Д. Ситникова, В.В. Лебединского, Э.П. Котовой, И.Б. Бойко, Т.В. Калашниковой и др. [1, с. 10-12].

Стоит отметить, что психологические аспекты работы с осужденными, нарушающими режим содержания в ИУ в научной литературе изложены достаточно полно. Однако проблема педагогического сопровождения таких осужденных изучена не в полном объеме.

Исследователи пришли к выводу о том, что необходимо усилить режим отбывания наказания, найти новые более совершенные формы и методы осуществления режима и надзора за осужденными в исправительных колониях, полагая, что более строгие условия содержания помогут избежать нарушений правил внутреннего распорядка. Как бы в подтверждение целесообразности действий, направленных на ужесточение режима, некоторые авторы делают акцент на том факте, что нарушения осужденными режима отбывания наказания почти отсутствуют в колониях особого вида режима. Для решения социально-правовых и психологических проблем в среде осужденных и связанных с ней нарушениями режима отбывания наказания в ИУ особое внимание необходимо уделить организации профилактики всех видов преступлений. При этом необходимо отметить, что в настоящее время существует нехватка теоретических знаний, которые могли бы позволить провести анализ возникновения правонарушений в среде осужденных. [2, с. 18].

Нами было проведено исследование психологических особенностей осужденных, имеющих хотя бы одно нарушение режима содержания в возрасте от 18 до 50 лет, отбывающих наказание в ИК-6 УФСИН России по Орловской области. В настоящую выборку входило 40 человек, из них 20% осужденных имеют склонность к наркомании, 15% осужденных - к алкоголизму, 17% осужденных - к членовредительству, 8% осужденных - к суициду, 15% осужденных имеют те или иные психические отклонения.

Данные, полученные в результате тестирования (стандартизированный личностный опросник А.Басса-А.Дарки; тест руки Э.Вагнера («Hand-test»); графическая методика «Несуществующее животное»), охватывают широкий спектр психологических особенностей личности и позволяют нам сделать вывод о том, что для осужденных, нарушающих режим содержания в ИУ, характерны агрессивные тенденции в форме косвенной агрессии (25%), вербальной агрессии (38%) и раздражения (37%). Характерными психологическими защитными механизмами у этой категории осужденных выступают отрицание, рационализации и гиперкомпенсация, а также вытеснение и проекция.

Исследование социально-демографических и уголовно-правовых характеристик осужденных, нарушающих режим содержания в ИУ, позволило нам констатировать определенные особенности. Во-первых, осужденные, постоянно нарушающие режим содержания в ИУ (имеют более 10 нарушений) характеризуются преимущественно как осужденные молодежного возраста, имеющие, как правило, неполное среднее образование, не имеющие своей семьи и отбывающие наказание за насильственные преступления. Во-вторых, осужденные, имеющие не более 5 нарушений режима содержания в ИУ, относятся к зрелому возрасту, имеют среднее или средне специальное образование, половина создали свою семью, отбывающие наказание за насильственные преступления. В-третьих, осужденные, имеющие от 5 до 10 нарушений режима содержания в ИУ, практически в равной степени относятся как к молодежному, так и зрелому возрасту, они, как правило, имеют среднее или средне специальное образование, больше половины имеют свои семьи, отбывают наказание за насильственные преступления.

Делаем вывод о том, что осужденных, нарушающие режим отбывания наказания представляют собой серьезную проблему для процесса исправления и дальнейшей ресо-циализации осужденных, так как они препятствуют нормальному функционированию исправительного учреждения, а также отрицательно влияют на социально -психологическую обстановку в среде осужденных.

В связи с этим, считаем целесообразным психологические сопровождение с такими осужденными строить на основе развития коммуникативной компетентности, которая

может быть определена, во-первых, как ориентированность личности в различных ситуациях общения, во-вторых, как ее способность конструктивно взаимодействовать с окружающими, благодаря пониманию себя и других.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арзамиева Х.У Психологические защиты как механизмы социально-психологической адаптации осужденных к местам лишения свободы / Х.У Арзамиева // Вестник Алтайской академии экономики и права.- 2018. - № 1. - С. 9-14.

2. Жильцова Ю.В., Дежурова Е.В, Коршунова А.А. Об особенностях воспитательного процесса в исправительном учреждении / Ю.В. Жильцова, Е.В. Дежурова, А.А. Коршунова // Глобальный научный потенциал, - 2020. - № 2 (107) - С. 17-19.

REFERENCES

1. Arzamieva H.U., (2018), "Psychological protection as mechanisms of socio-psychological adaptation of convicts to places of imprisonment", Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law, No 1, pp 9-14.

2. Zhiltsova, Y.V., Dezhurova E.V. and Korshunova A.A., (2020), "On the peculiarities of the educational process in the penal colony", Global scientific potential, No 2 (107), pp 17-19.

Контактная информация: orekh7@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.09.2022

УДК 159.9.072

ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РЕАГИРОВАНИЯ И ПОВЕДЕНИЯ В СИТУАЦИИ ФРУСТРАЦИИ НА УРОВЕНЬ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ У ЛИЦ С

ОЖОГОВОЙ ТРАВМОЙ

Александра Викторовна Ильмузина, ассистент, Ольга Степановна Ковшова, доктор медицинских наук, доцент, заведующая кафедрой, Самарский государственный медицинский университет, Самара

Аннотация

Проведено клинико-психологическое наблюдение и психологическая диагностика эмоционального состояния и поведения в ситуации фрустрации у лиц с ожоговой болезнью в зависимости от пола и возраста. У лиц с ожоговой травмой эмоциональное состояние и поведение в ситуации фрустрации влияют на состояние их жизнестойкости и психологической адаптации в болезни. Математическим кластерным анализом определены значимые психологические факторы, влияющие на жизнестойкость. Установлено, что уровень жизнестойкости при ожоговой травме достоверно значимо зависит от процента поражения кожных покровов. Определены факторы психологической адаптации у лиц с ожоговой травмой: высокий уровень ситуативной тревожности, неадаптивные копинг-стратегии «дистанцирование» и «избегание», низкая фрустрационная толерантность, высокие показатели внешне агрессивного поведения и низкий уровень жизнестойкости и социально-психологической й адаптации.

Ключевые слова: ожоговая травма, эмоциональное реагирование, фрустрационная толерантность, жизнестойкость, копинг-стратегии, психо-социальная адаптация.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.9.p541-545

INFLUENCE OF EMOTIONAL RESPONSE AND BEHAVIOR IN A SITUATION OF FRUSTRATION ON THE LEVEL OF HARDINESS IN PERSONS WITH BURN

INJURY

Alexandra Viktorovna Ilmurzina, the assistant, Olga Stepanovna Kovshova, the doctor of medical sciences, docent, department chair, Samara State Medical University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.