Воспитательная, правовая, и профилактическая работа
EDUCATIONAL, LEGAL AND PREVENTIVE WORK
Научно-практическая статья
УДК 159.9.07; 159.96 © Э. В. Зауторова, Ф. И. Кевля, 2021
doi: 10. 24412/1999-6241-2021-4-87-398-403
5.3.9 Юридическая психология и психология безопасности
Особенности психологической защиты осужденных, находящихся в местах лишения свободы
Эльвира Викторовна Зауторова 1 2, Фаина Ильинична Кевля 2
1 Вологодский институт права и экономики ФСИН России, 160002, Вологда, ул. Щетинина, 2, Россия
2 Научно-исследовательский институт ФСИН России, 125130, Москва, ул. Нарвская, 15, стр. 1, Россия
Реферат
Введение. Осужденные, находящиеся в местах лишения свободы, имеют особенности психологической защиты, которая направлена на сохранение внутреннего комфорта человека, создает условия для самооправдания, снижая действенность социального контроля. Материалы и методы. Использовались теоретический анализ литературы; методы синтеза и обобщения; методика стандартизированного самоотчета «Диагностика типологий психологической защиты» по Р. Плутчику в адаптации Л. И. Вассермана, О. Ф. Ерышева, Е. Б. Клубовой. Исследование проводилось на базе ИК № 4 УФСИН России особого режима по Вологодской области. Опрошено 60 чел. Результаты и обсуждение. Для отбывающих наказание в местах лишения свободы повторно, в отличие от впервые осужденных, характерна защита своих мыслей и убеждений от других людей. Особенности психологической защиты осужденных, отбывающих наказание впервые и повторно, необходимо учитывать при организации коррекционно-воспитательной работы с ними в местах лишения свободы. К основным типам психологической защиты осужденных, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы при рецидиве, относятся отрицание, вытеснение и проекция; осужденных впервые — проекция, интеллектуализация. Выводы. При определении направления коррекционно-воспитательной работы с осужденными необходимо учитывать особенности функционирования их психологической защиты. Важно способствовать установлению ими желания преодолевать индивидуалистическое, эгоистическое отношение к другим людям, они должны научиться видеть в каждом человеке добрые качества, развивать у себя чуткость и внимательность, анализировать свои поступки, признавать ошибки, изживать упрямство.
Ключевые слова: исправительная колония; осужденные впервые; осужденные повторно; особенности психологической
защиты; коррекционно-воспитательный процесс
Для цитирования: ЗаутороваЭ. В., КевляФ. И. Особенности психологической защиты осужденных, находящихся в местах лишения свободы // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2021. Т. 26, № 4(87). С. 398-403. htpps://doi.oгg/10. 24412/1999-6241-2021-4-87-398-403
Scientific and Practical Article
UDC 159.9.07; 159.96 © E. V. Zautorova, F. I. Kevlya, 2021 doi: 10. 24412/1999-6241-2021-4-87-398-403 5.3.9 Legal Psychology and Psychology of Security
Features of Psychological Defence of Imprisoned Convicts
Elvira V. Zautorova 1 2, Faina I. Kevlya 2
1 Vologda Institute of Law and Economics of the Russian Federal Penitentiary Service, 2 Shchetina st., Vologda, 160002, Russia
2 Research Institute ofthe Russian Federal Penitentiary Service, 15 a, building 1, Narvskaya st., Moscow, 125130, Russia
Abstract
Introduction. Convicts in correctional institutions have features of psychological defence, which is aimed at preserving the person's inner comfort and creates conditions for self-justification reducing the effectiveness of social control. This must be taken into account in the course of organizing correctional and educational work in correction facilities. Materials and Methods. The authors employed theoretical analysis of literature; synthesis and summary; R. Plutchik method of standardized self-report "Diagnostics of Typologies
of Psychological Defence" adapted by L. I. Wassermann, O. F. Eryshev, E. B. Klubova. The study was conducted at the correctional colony of special regime No. 4 of the Russian Federal Penitentiary Service in Vologda region. Results and Discussion. Unlike persons convicted for the first time it is typical for repeat imprisoned convicts to protect their own thoughts and beliefs from other people. The revealed peculiarities of psychological defence in those convicted for the first time and repeat convicts should be considered in the organization of correctional and educational work in correctional facilities. The main types of psychological defence of repeat imprisoned convicts include denial, displacement and projection, while for persons convicted for the first time projection and intel-lectualization are common. Conclusions. When outlining the areas of correctional and educational work with convicts it is necessary to take into account the peculiarities of functioning of their psychological defence. It is significant to facilitate their desire to overcome individualistic, selfish attitude to other people. They must learn to see good qualities in every person, develop responsiveness and attentiveness, analyze their actions, recognize mistakes, get rid of stubbornness.
Keywords: correctional colony; convicted for the first time; repeat convicts; psychological defence; features of psychological
defence; correctional and educational process
Citation: Zautorova E. V., Kevlya F. I. Features of Psychological Defence of Imprisoned Convicts. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2021. Vol. 26, No. 4(87). Pp. 398-403 (In Russ.). htpps://doi.org/10. 24412/1999-6241-2021-4-87-398-403
Основные положения
1. Изучение специфики психологической защиты осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, может обеспечить более эффективный поиск путей для коррекционно-воспитательной работы в целях их исправления.
2. Исправление осужденных и постепенное раскаяние их в своих деяниях невозможно без изучения специфики функционирования психологической защиты лиц данной категории, которая имеет целью сведение до минимума переживаний, травмирующих личность. Психологические защитные механизмы способствуют снижению действенности социального контроля, создавая почву для самооправдания, заглушая совесть и чувство вины за совершенное преступление.
Введение
Актуальность, значимость и сущность проблемы. Направленность условий отбывания наказания
в сторону гуманизации и совершенствования законодательства предоставляет лишенным свободы расширенные права. Получение психологической помощи направлено на изучение и учет индивидуальных особенностей преступников различных категорий [1]. Осужденные, отбывающие лишение свободы, большей частью представляют общественную опасность, являются лицами с устойчивыми антиобщественными взглядами, навыками и образом поведения. Помочь им в исправлении личности может изучение особенностей функционирования их психологической защиты, которая имеет целью снижение или сведение до минимума негативных чувств и переживаний и может помочь раскаяться в совершенных преступлениях и отказаться от криминальных стереотипов поведения и привычек [2-4].
Целью статьи выступает изучение особенностей функционирования психологической защиты осужденных, находящихся в местах лишения свободы.
Теоретические предпосылки и обзор проблемы. Проблему психологической защиты в зарубежной психологии изучали такие исследователи, как А. Адлер, Г. Глезер, Э. Джонсон, Д Ихилевич, В. Райх, А. Фрейд, З. Фрейд, К. Юнг и др. В отечественной психологии
приоритет в постановке проблемы психологической защиты принадлежит Ф. В. Бассину, а также к ней обращались И. Я. Березная, Ф. Е. Василюк, Р. М. Грановская, Б. Д. Карвасарский, В. К. Мягер, В. А. Талашов и др. В литературе понятие «психологическая защита» определяется довольно противоречиво, а общепринятой классификации вообще не существует [5]. Под психологической защитой Ф. В. Бассин подразумевает момент плодотворной экспансии, развития мотиваци-онной структуры личности [6].
Поскольку психологическая защита направлена на сохранение внутреннего комфорта человека, то она создает условия для самооправдания, снижая действенность социального контроля. Это происходит, даже если индивид нарушает правовые нормы, моральные запреты и т. д. Психологическая защита является естественным противостоянием человека окружающей среде, так как бессознательно предохраняет его от эмоционально-негативной перегрузки. Защита не является «встроенной» от рождения личностной структурой. В процессе социализации защитные механизмы возникают, изменяются, перестраиваются под влиянием социальных воздействий [7-13].
Ошибочные взгляды и убеждения осужденных очень различаются и могут иметь совершенно разные причины [14-16]. У различных категорий осужденных и в их психологическом облике имеются как специфические черты, так и общие. Личность наследует часть своей психологии, ум, темперамент, все остальное формируется под влиянием пройденного жизненного пути, тех условий и обстоятельств, в которые она была включена. Отрицательные личностные черты осужденных связаны с мотивацией потребительства, иждивенчества. Ситуации затруднения, свои неудачи они объясняют враждебностью окружающих и недоброжелательным характером. У осужденных укрепляются такие отрицательные проявления, как поведенческая неуравновешенность, черствость, эмоциональная возбудимость, они еще в большей мере становятся эгоистичными, полностью сосредоточиваются только на себе, отдельные черты их характера акцентируются.
С помощью психологической защиты наиболее опасная информация, например о преступлении, не воспринимается как травмирующая для личности либо искажается, трансформируется в одобряемую, в результате чего отбывающие лишение свободы могут вновь совершить преступление. Если не разрушить данное оправдание и психологическую защиту, то осужденный вряд ли сможет встать на путь исправления своей личности. При этом считаем целесообразным переубеждение, которое рассматривается как коренная ломка, перестройка взглядов и позиций осужденного с заменой их на противоположные [17-20]. Нами было проведено исследование, направленное на изучение особенностей психологических защит осужденных, впервые и повторно отбывающих лишение свободы.
Материалы и методы
В ходе исследования использовались теоретический анализ литературы; методы синтеза и обобщения; методика стандартизированного самоотчета «Диагностика типологий психологической защиты» Р. Плут-чика в адаптации Л. И. Вассермана, О. Ф. Ерышева, Е. Б. Клубовой [21; 22] (исследование проводилось на базе ИК № 4 УФСИН России по Вологодской области, которая является исправительной колонией особого режима; всего участвовали в опросе 60 человек в возрасте от 30 до 45 лет). Методика применяется для определения основных типов психологической защиты, которые использует личность для сохранения своего внутреннего комфорта. Данная методика привлекла наше внимание тем, что позволяет выявить особенности механизмов психологической защиты у испытуемых экспериментальной (повторно осужденные) и контрольной (впервые осужденные) групп.
Методика содержит 97 стимульных утверждений, расположенных в бланке в два столбца сверху вниз под соответствующими номерами. При прочтении экспериментатором очередного стимульного утверждения испытуемому предлагается сделать отметку напротив соответствующего номера в левой крайней графе «Нет», если утверждение нехарактерно для него. Если испытуемый считает, что данное утверждение характерно для него, ему следует сделать отметку в одной из находящихся правее колонок «Да», помеченной скобками и находящейся на одной штриховой линии с соответствующим номером. Методика диагностики типологий психологической защиты позволяет выявить тенденции к использованию следующих механизмов психологической защиты: отрицания, вытеснения, регрессии, компенсации, проекции, замещения, интеллектуализации реактивного образования.
Результаты и обсуждение
Типы психологических защит в группе осужденных, отбывающих лишение свободы за преступления, совершенные при рецидиве. В указанной группе наблюдаются высокие средние значения по следующим типам
психологической защиты: «проекция», «отрицание», «интеллектуализация». Полученные данные позволяют говорить о том, что осужденные чаще всего для разрешения противоречий используют проекцию, предполагающую приписывание окружающим своих негативных качеств, как рациональную основу для самооправдания своих преступлений рецидивного характера.
Часто используется и механизм защиты «отрицание», который может развиваться как способ искажения эмоциональной составляющей образа реальности. Это приводит к конфликту с реальностью, вследствие которого могут быть использованы различные формы воздействия на реальность, например рецидив преступления как форма избегания невыносимой реальности. Высокие средние значения по механизму защиты «интеллектуализация» могут свидетельствовать о наличии фрустрации у данных осужденных, связанной с неудачами в жестких условиях конкуренции в местах отбывания наказания.
Умеренные средние значения наблюдаются по механизмам защиты «вытеснение» и «регрессия». Ситуация использования механизма защиты «вытеснение» приводит к вытеснению представлений, связанных с влечениями, которые трудно либо опасно удовлетворить. В бессознательное вытесняется также травмирующая ситуация. Можно предположить, что осужденный вытесняет сам факт совершения им преступления, который не делает личность привлекательной в собственных глазах.
Осужденным повторно свойственно использование более простых, привычных стереотипов поведения, что подтверждается умеренными значениями по типу психологической защиты «регрессия». Это может быть следствием высокой импульсивности осужденных и слабостью эмоционально-волевого контроля.
Низкие средние значения по механизмам защиты «компенсация», «реактивное образование» показывают редкое использование осужденными гиперкомпенсации. Другими словами, осужденные, отбывающие лишение свободы за преступления, совершенные при рецидиве, выражают неприемлемые для них мысли или поступки путем преувеличенного развития противоположного стремления.
Таким образом, осужденные данной категории приписывают окружающим свои негативные качества и поступки, чтобы самооправдаться, отрицают реальную ситуацию жизни и пытаются в различных формах воздействовать на нее. Вместе с тем они не всегда пользуются механизмами защиты, направленными на трансформацию внутренних импульсов в субъективно понимаемую их противоположность. Возможно, что указанные тенденции являются одной из форм защиты от комплекса неполноценности, например, это могут быть агрессивные преступные действия, обращенные против личности.
Итак, осужденные, отбывающие лишение свободы за преступление повторно, в большей степени используют такие механизмы защиты, как отрицание, вытеснение и проекция.
Типы психологических защит в группе осужденных, отбывающих лишение свободы за преступления впервые. Указанные осужденные, как правило, используют тип психологической защиты «отрицание» (высокие средние значения), возможно, для сохранения своего эмоционального комфорта, отрицая окружающую их реальность. В результате они получают возможность принятия мира и самого себя, привлекая к себе внимание окружающих всеми доступными им способами.
Высокие средние значения по типам психологической защиты «проекция» и «интеллектуализация» свидетельствуют о том, что осужденные данной группы бессознательно отвергают собственные негативные качества, осознавая это, проецируют их по формуле «все так делают». Умеренные средние значения по механизмам психологической защиты «вытеснение», «регрессия» и «реактивное образование» характеризуются вытеснением и заменой неблаговидного поступка на общепринятые, а также заменой сложных поведенческих стереотипов на более простые и привычные. Низкие средние значения по типам психологической защиты «компенсация» и «замещение» характеризуются меньшим использованием осужденными замены реального недостатка другим качеством. Осужденные реже используют подавление негативных эмоций, направленных на беззащитные объекты.
Чаще всего осужденные, отбывающие лишение свободы за преступления впервые, для сохранения внутреннего комфорта используют отрицание реальности ситуации и бессознательное отвержение собственных негативных качеств, но у них практически не проявляются разрядка и подавление негативных эмоций. Как правило, они прибегают к таким механизмам психологической защиты, как проекция, интеллектуализация.
Типология психологических защит у осужденных, отбывающих лишение свободы повторно и впервые. Сравнивая значения, полученные по методике «Диагностика типологий психологических защит» в обеих группах осужденных, необходимо отметить, что между показателями существуют значимые различия (при р<0,01) (табл.). Из данных таблицы видно, что различия существенны по типу психологической защиты «отрицание». Возможно, это связано с тем, что осужденные, совершившие несколько преступлений, чаще сдерживают эмоции принятия окружающих. Другими словами, они не выражают чувства принятия мира, что может быть связано с определенным образом жизни в местах лишения свободы длительное время. Значимые различия наблюдаются и у осужденных впервые по таким типам психологической защиты, как «вытеснение», «компенсация» и «проекция».
Таблица. Сравнение значений по методике «Диагностика типологии психологических защит» в группах осужденных, отбывающих повторное и первое лишение свободы (Table. Comparison of values according to the methodology «Diagnostics of the typology of psychological defenses» in the groups of convicts serving second and first imprisonment)
Типы психологической защиты Осужденные, отбывающие повторное лишение свободы, x± о Осужденные, отбывающие первое лишение свободы, x± о Значимость различий по критерию Манна-Уитни
Отрицание 8,1±1,1 6,0±0,7 < 0,01
Вытеснение 7,1±1,3 4,7 ±0,6 < 0,01
Регрессия 6,6±0,9 4,6±0,5 < 0,01
Компенсация 4,6±0,5 3,0±0,4 < 0,01
Проекция 10,2±1,9 7,9±1,3 < 0,01
Замещение 5,5±0,7 3,5±0,3 < 0,01
Интеллектуализация 7,6±1,6 6,6±1,2 < 0,05
Реактивное образование 4,7±0,4 4,0±0,6 > 0,05
Осужденные рецидивисты гораздо чаще вытесняют импульсы и чувства, не находя им разрешения в поведении, тем не менее сохраняют свои эмоциональные и психовегетативные компоненты в бессознательном. Затем они компенсируют сознательно вытесненные импульсы другими импульсами, как правило, с помощью фантазирования и присвоения себе качеств и поведенческих характеристик другой личности, а вытесненные негативные чувства приписывают окружающим, чтобы оправдаться в собственных глазах.
Лица, повторно осужденные, отличаются от впервые осужденных по механизмам психологической защиты «регрессия» и «замещение». Первые намного больше разряжают подавленные эмоции на объекты, менее опасные и более доступные. Это достигается также путем регрессии, т. е. заменой решения субъективно сложных задач на относительно более простые и доступные в сложившейся ситуации. Возможно, это свидетельствует о том, что у лиц, длительное время находящихся в местах лишения свободы, изменяется мотивационно-потребностная сфера в сторону ее большей упрощенности и примитивности.
Осужденные, отбывающие лишение свободы за преступления, совершенные при рецидиве, в отличие от осужденных, отбывающих лишение свободы впервые, более часто преодолевают фрустирующую ситуацию, используя механизм психологической защиты «интеллектуализация». Иными словами, личность пресекает переживания, вызванные неприятной ситуацией, задействуя логические установки и манипуляции. Возможно, это связано с длительным общением с более опытными рецидивистами, а также большим временем, затраченным на повышение своего интеллектуального уровня.
Отсутствие значимых различий между двумя исследуемыми группами по такому механизму защиты, как «реактивное образование», показывает редкое использование осужденными феномена гиперкомпенсации. При этом осужденные, с одной стороны, выражают неприемлемые для них мысли или поступки путем преувеличенного развития противоположного стремления, а с другой — приписывают окружающим свои негативные качества и поступки, чтобы самооправдаться.
Таким образом, подтверждается гипотеза, что осужденные, отбывающие лишение свободы за преступления, совершенные при рецидиве, будут отличаться от осужденных, отбывающих лишение свободы впервые, большим использованием типов психологической защиты «отрицание», «вытеснение» и «проекция».
Выводы
1. Психологическая защита — это реальное психическое явление, открытое и описанное впервые в парадигме психоанализа. Возникновению механизмов психологической защиты способствует ситуация, представляющая собой серьезное испытание для человека, в некоторой степени превышающее его внутренние ресурсы и выходящее за рамки развития. Главная задача психологической защиты — это устранение психологического дискомфорта, а не реальное решение эксвизитной ситуации.
2. Большинству осужденных свойствен низкий уровень социализации. Ее мотивационная сфера характеризуется эгоцентризмом, стойким конфликтом, агрессией и оправданием себя. Они чрезвычайно чув-
ствительны к любым элементам межличностного взаимодействия, подозрительны, воспринимают внешнюю среду как враждебную. В связи с этим у них затруднена правильная оценка ситуации, она легко меняется под влиянием аффекта.
3. Осужденные, отбывающие лишение свободы за преступления, совершенные при рецидиве, пытаются выстроить защиту от всей окружающей их реальности, не могут открыться для естественного общения в связи с постоянным опасением за свое эмоциональное спокойствие, не могут и не хотят отказаться от постоянной маскировки чувств, влечений, поступков, противоречащих нормам общественной жизнедеятельности.
4. Осужденные-рецидивисты не хотят признавать свои антиобщественные поступки, которые вытеснены в бессознательное или отрицаются. Чем выше рецидив преступления, тем легче личность вновь прибегает к этим типам психологической защиты, сохраняя себя в своих глазах. Данные особенности психологических защит осужденных, отбывающих лишение свободы за преступления против личности, необходимо учитывать при организации коррекционно-воспитательной работы с ними в местах лишения свободы.
Перспективы. В дальнейшем исследование может быть продолжено в направлении изучения функционирования механизмов психологической защиты осужденных, отбывающих лишение свободы, под влиянием других факторов или нескольких факторов, а также различных категорий осужденных в зависимости от совершенных преступлений.
Список источников
1. Зауторова Э. В. Организация воспитательной работы с осужденными за различные виды преступлений : учеб. пособие. М., 2018. 80 с.
2. Арзамиева Х. У. Психологические защиты как механизмы социально-психологической адаптации осужденных к местам лишения свободы // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2018. № 1. С. 9-14.
3. Бовин Б. Г. Механизмы психологической защиты осужденных с повторной преступностью // Вестник РУДН. Серия : Психология и педагогика. 2018. Т. 15, № 4. С. 473-487.
4. Лапкина Е. В. Защитная система личности в разные периоды взрослости : дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2012. 167 с.
5. Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М., 1984. 200 с.
6. Бассин Ф. В., Бурлакова М. К., Волков В. М. Проблема психологической защиты // Психологический журнал. 1988. № 3. С. 30-41.
7. Зауторова Э. В., Кевля Ф. И. Особенности психологических защит у осужденных, отбывающих лишение свободы за преступления против личности : монография. М., 2021. 120 с.
8. Кнопкин О. А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) // Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 5-12.
9. Мурашов В. Н. Особенности секреции гормона роста при депрессиях непсихотического уровня : дис. ... канд. биол. наук. Архангельск, 2006. 132 с.
10. Bandura A. Social foundations of thought and action: A social cognitive theory. Englewood Cliff s. N. Y., 1985. 544 p.
11. Budner S. Intolerance of ambiguity as a personality variable. Journal of personality. 1962. Vol. 3(1). Pp. 29-50.
12. Deutsh М. Constuctive Conflict Resolution: Principles, Training, and Research. Journal of Social Issues. 1994. Vol. 50, № 1. Pp. 13-32.
13. Ignatov A. N. Biological factors of determination of violent crime. Criminological journal of the Baikal State University of Economics and Law. 2015. Vol. 9, № 2. Pp. 223-233.
14. Гришина Н. В. Психология конфликта. 2-е изд. СПб., 2008. 554 с.
15. Киршбаум Э. И., Еремеева А. И. Психологическая защита. 3-е изд. М., 2005. 175 с.
16. Jarrett K. How prison changes a person's identity. URL: https://www.bbc.com/ukrainian/features-russian-44083238.
17. Грановская P. M., Никольская И. М. Защита личности: психологические механизмы. СПб., 1999. 347 с.
18. Журбин В. И. Понятие психологической защиты в концепциях 3. Фрейда и К. Роджерса // Вопросы психологии. 1990. № 4. С. 14-23.
19. Никольская И. М., Грановская P. M. Психологическая защита у детей. СПб., 2006. 342 с.
20. Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа / пер. с англ. и нем. Е. Биневой и др. // Соч. : в 2 т. М., 1999. Т. 1. 398 с. 21 Романова Е. С. Психодиагностика : учеб. пособие. М., 2011. 336 с.
22. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 2000. 350 с.
Поступила 01.06.2021; одобрена после рецензирования 20.06.2021; принята к публикации 30.08.2021. Заявленный вклад авторов: все авторы внесли эквивалентный вклад в подготовку публикации.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ Э. В. Зауторова — доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры юридической психологии и педагогики, ведущий научный сотрудник, [email protected], htpps://orcid.org/0000-0002-1334-2654; Ф. И. Кевля — доктор педагогических наук, профессор, старший научный сотрудник, [email protected], htpps://orcid.org/0000-0001-9603-6523.
References
1. Zautorova E. V. Organization of educational work with those convicted for various types of crimes: textbook. Moscow, 2018. 80 p. (In Russ.)
2. Arzamieva H. U. Psychological protection as mechanisms of socio-psychological adaptation of convicts to correctional facilities. Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law. 2018. No. 1. Pp. 9-14. (In Russ.)
3. Bovin B. G. Mechanisms of psychological defence of repeat convicts. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics. 2018. Vol. 15. No. 4. Pp. 473-487. (In Russ.)
4. Lapkina E. V. The protective system of the individual in different periods of adulthood. Candidate of sciences dissertation (in Psychology). Yaroslavl, 2012. 167 p. (In Russ.)
5. Vasilyuk F. E. Psychology of experience (analysis of overcoming critical situations). Moscow, 1984. 200 p. (In Russ.)
6. Bassin F. V., Burlakova M. K., Volkov V. M. The problem of psychological defence. Psychological Journal. 1988. No. 3. Pp. 30-41. (In Russ.)
7. Zautorova E. V., Kevlya F. I. Features of psychological defenses in convicts serving imprisonment for crimes against the person: monograph. Moscow, 2021. 120 p. (In Russ.)
8. Knopkin O. A. Mental self-regulation of arbitrary human activity (structural and functional aspect). Issues of Psychology. 1995. No. 1. Pp. 5-12. (In Russ.)
9. Murashov V. N. Features of growth hormone secretion in non-psychotic depression. Candidate of sciences dissertation (in Biology). Arkhangelsk, 2006. 132 p. (In Russ.)
10. Bandura A. Social foundations of thought and action: A social cognitive theory. Englewood Cliff s. N. Y., 1985. 544 p.
11. Budner S. Intensity of ambiguity as a personality variable. Journal of personality. 1962. Vol. 3(1). Pp. 29-50.
12. Deutsh M. Constructive Conflict Resolution: Principles, Training, and Research. Journal of Social Issues. 1994. Vol. 50, No. 1. Pp. 13-32.
13. Ignatov A. N. Biological factors of determination of violent crime. Criminological Journal of Baikal State University of Economics and Law. 2015. Vol. 9, No. 2. Pp. 223-233.
14. Grishina N. V. Psychology of conflict. 2nd edition. St. Petersburg, 2008. 554 p. (In Russ.)
15. Kirshbaum E. I., Eremeeva A. I. Psychological defence. 3rd edition. Moscow, 2005. 175 p. (In Russ.)
16. Jarrett K. How prison changes a person's identity. URL: https://www.bbc.com/ukrainian/features-russian-44083238.
17. Granovskaya P. M., Nikolskaya I. M. Personal protection: psychological mechanisms. St. Petersburg, 1999. 347 p. (In Russ.)
18. Zhurbin V. I. The concept of psychological protection in the concepts of Z. Freud and C. Rogers. Issues of Psychology. 1990. No. 4. Pp. 14-23. (In Russ.)
19. Nikolskaya I. M., Granovskaya R. M. Psychological defence in children. St. Petersburg, 2006. 342 p. (In Russ.)
20. Freud A. Theory and practice of child psychoanalysis. [Transl. from English and German by E. Bineva et al.]. Op. in 2 vol. Vol. 1. Moscow, 1999. 398 p. (In Russ.)
21. Romanova E. S. Psychodiagnostics: textbook. Moscow, 2011. 336 p. (In Russ.)
22. Sidorenko E. V. Methods of mathematical processing in psychology. St. Petersburg, 2000. 350 p. (In Russ.)
Submitted: 01.06.2021; approved after reviewing: 20.06.2021; accepted for publication: 30.08.2021. The authors' alleged contribution: all the authors have made an equal contribution to the publication.
The authors declare that there is no conflict of interest.
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
E. V. Zautorova — Doctor of sciences (in Pedagogy), Professor, Professor at the chair of Legal Psychology and Pedagogy, leading researcher, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-1334-2654;
F. I. Kevlya — Doctor of sciences (in Pedagogy), Professor, chief researcher, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-9603-6523.