Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОПОСЛУШНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ В ИСПРАВИТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОПОСЛУШНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ В ИСПРАВИТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
559
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ / ОСУЖДЕННЫЕ / ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОСУЖДЕННЫХ / ПРАВОПОСЛУШНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СОТРУДНИКИ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ФОРМЫ И МЕТОДЫ / CORRECTIONAL INSTITUTIONS / INCARCERATION / CONVICTS / CONVICTS PERSONALITY CHARACTERISTICS / LAW-ABIDING BEHAVIOR / EMPLOYEES / EDUCATIONAL WORK / FORMS AND METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зауторова Эльвира Викторовна, Кевля Фаина Ильинична

Современная уголовно-исполнительная политика направлена на смягчение наказания и усиление воспитательных мер воздействия на осужденных. Вместе с тем часто воспитательный процесс является малоэффективным. В этой связи появляется необходимость поиска разнообразных форм и методов воспитательного воздействия с целью формирования у осужденных правопослушного поведения. Целью нашего исследования является изучение эффективных средств воспитательного воздействия, направленных на снижение дисциплинарных нарушений осужденных, отбывающих наказание. Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач: изучить причины противоправного поведения осужденных в местах лишения свободы; проверить на практике эффективность методов и форм воспитательного воздействия; разработать рекомендации для сотрудников исправительных учреждений по формированию у осужденных правопослушного поведения. Исследование показало, что причины противоправного поведения осужденных в местах лишения свободы весьма разнообразны (самоутверждение, проявление несогласия, снятие стресса, защита от угрозы и другие) Появляется необходимость активизировать поиск наиболее эффективных форм и методов воспитательной работы с целью формирования правопослушного поведения осужденных в местах лишения свободы. В ходе реализации воспитательной программы, предназначенной для осужденных - нарушителей дисциплины, нами применялись диалоговые методы, аутогенная тренировка, метод творческой визуализации и мозгового штурма, моделирование ситуаций в ролевых играх, методы арт-педагогики. Эффективность их использования проверялась методикой «Личностная агрессивность и конфликтность». Сравнивая полученные результаты, отмечаем изменения в поведении осужденных, которые стали чаще анализировать проблему, более спокойно относиться к иному мнению и оценке окружающих, лучше контролировать собственное поведение. Использование различных педагогических средств и методов воспитательного воздействия позволяют понизить уровень дисциплинарных нарушений со стороны осужденных и способствуют формированию правопослушного поведения. На основании полученных результатов авторами статьи разработаны рекомендации сотрудникам исправительных учреждений по формированию у осужденных правопослушного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зауторова Эльвира Викторовна, Кевля Фаина Ильинична

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF LAW-ABIDING BEHAVIOR OF CONVICTS IN A CORRECTIONAL FACILITY

Modern penal enforcement policy is aimed at mitigating punishment and strengthening educational measures to influence convicts. However, the educational process is often ineffective. In this regard, there is a need to search for various forms and methods of educational influence in order to form law-abiding behavior in convicts. The purpose of our research is to study effective means of educational influence aimed at reducing disciplinary violations of convicted persons serving sentences. To achieve this goal, it is necessary to solve the following tasks: to study the causes of illegal behavior of prisoners in places of detention; to check in practice the effectiveness of methods and forms of educational influence; to develop recommendations for employees of the law enforcement agency on the formation of law-abiding behavior in prisoners. The research has shown that the reasons for the illegal behavior of prisoners in prison are very diverse (self-affirmation, dissent, stress relief, protection from threats, etc.), there is a need to intensify the search for the most effective forms and methods of educational work in order to form law-abiding behavior of prisoners in prison. During the implementation of the educational program intended for convicted offenders, we used dialogue methods, autogenic training, creative visualization and brainstorming methods, modeling situations in role - playing games, and methods of art pedagogy. The effectiveness of their use was checked by the method "Personal aggression and conflict". Comparing the results obtained, there are changes in the behavior of convicts, they began to analyze the problem more often, more calmly treat other opinions and assessments of others, better control their own behavior, etc. The use of various pedagogical tools and methods can reduce the level of disciplinary violations on the part of convicts and contribute to the formation of law-abiding behavior. Based on the results obtained, we have developed recommendations to correctional officers on the formation of law-abiding behavior in convicts.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОПОСЛУШНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ В ИСПРАВИТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

Э. В. Зауторова Ф.И. Кевля

УДК 376.6

https://ortid.org/Z0000-0002-1334-2654 https://orcid.org// 0000-0001-9603-6523

Формирование правопослушного поведения осужденных в исправительном учреждении

Для цитирования: Зауторова Э. В., Кевля Ф. И. Формирование правопослушного поведения осужденных в исправительном учреждении // Социально-политические исследования. 2020. № 2 (7). С. 92-101. Б01 10.20323/2658-428Х-2020-2-7-102-113

Современная уголовно-исполнительная политика направлена на смягчение наказания и усиление воспитательных мер воздействия на осужденных. Вместе с тем часто воспитательный процесс является малоэффективным. В этой связи появляется необходимость поиска разнообразных форм и методов воспитательного воздействия с целью формирования у осужденных правопослушного поведения. Целью нашего исследования является изучение эффективных средств воспитательного воздействия, направленных на снижение дисциплинарных нарушений осужденных, отбывающих наказание. Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач: изучить причины противоправного поведения осужденных в местах лишения свободы; проверить на практике эффективность методов и форм воспитательного воздействия; разработать рекомендации для сотрудников исправительных учреждений по формированию у осужденных правопослушного поведения. Исследование показало, что причины противоправного поведения осужденных в местах лишения свободы весьма разнообразны (самоутверждение, проявление несогласия, снятие стресса, защита от угрозы и другие) Появляется необходимость активизировать поиск наиболее эффективных форм и методов воспитательной работы с целью формирования правопослушного поведения осужденных в местах лишения свободы. В ходе реализации воспитательной программы, предназначенной для осужденных - нарушителей дисциплины, нами применялись диалоговые методы, аутогенная тренировка, метод творческой визуализации и мозгового штурма, моделирование ситуаций в ролевых играх, методы арт-педагогики. Эффективность их использования проверялась методикой «Личностная агрессивность и конфликтность». Сравнивая полученные результаты, отмечаем изменения в поведении осужденных, которые стали чаще анализировать проблему, более спокойно относиться к иному мнению и оценке окружающих, лучше контролировать собственное поведение. Использование различных педагогических средств и методов воспитательного воздействия позволяют понизить уровень дисциплинарных нарушений со стороны осужденных и способствуют формированию правопослушного поведения. На основании полученных результатов авторами статьи разработаны рекомендации

© Зауторова Э. В., Кевля Ф. И., 2020

102

Э. В. Зауторова, Ф. И. Кевля

сотрудникам исправительных учреждений по формированию у осужденных правопослушного поведения.

Ключевые слова: исправительные учреждения, лишение свободы, осужденные, личностные особенности осужденных, правопослушное поведение, сотрудники, воспитательная работа, формы и методы.

Zautorova E. V., Kevlya F. I. Formation of law-abiding behavior of convicts in a correctional facility

Modern penal enforcement policy is aimed at mitigating punishment and strengthening educational measures to influence convicts. However, the educational process is often ineffective. In this regard, there is a need to search for various forms and methods of educational influence in order to form law-abiding behavior in convicts. The purpose of our research is to study effective means of educational influence aimed at reducing disciplinary violations of convicted persons serving sentences. To achieve this goal, it is necessary to solve the following tasks: to study the causes of illegal behavior of prisoners in places of detention; to check in practice the effectiveness of methods and forms of educational influence; to develop recommendations for employees of the law enforcement agency on the formation of law-abiding behavior in prisoners. The research has shown that the reasons for the illegal behavior of prisoners in prison are very diverse (self-affirmation, dissent, stress relief, protection from threats, etc.), there is a need to intensify the search for the most effective forms and methods of educational work in order to form law-abiding behavior of prisoners in prison. During the implementation of the educational program intended for convicted offenders, we used dialogue methods, autogenic training, creative visualization and brainstorming methods, modeling situations in role - playing games, and methods of art pedagogy. The effectiveness of their use was checked by the method "Personal aggression and conflict". Comparing the results obtained, there are changes in the behavior of convicts, they began to analyze the problem more often, more calmly treat other opinions and assessments of others, better control their own behavior, etc. The use of various pedagogical tools and methods can reduce the level of disciplinary violations on the part of convicts and contribute to the formation of law-abiding behavior. Based on the results obtained, we have developed recommendations to correctional officers on the formation of law-abiding behavior in convicts.

Key words: correctional institutions, incarceration, convicts, convicts ' personality characteristics, law-abiding behavior, employees, educational work, forms and methods.

Введение

Современная уголовно-

исполнительная политика, согласно Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, направлена на смягчение наказания

и усиление воспитательных мер воздействия на осужденных, создание гуманной среды отбывания наказания. Важная роль в организации данного процесса возлагается на отдел воспитательной работы исправительного учреждения.

103

Формирование правопослушного поведения осужденных в исправительном учреждении

Главные задачи специалистов данной службы - это анализ результатов воспитательной работы; осуществление дифференцированного воспитательного воздействия на осужденных с учетом их индивидуальных особенностей; развитие полезной инициативы правонарушителей, связанной с организацией досуга, рациональной занятости свободного времени; внедрение передовых форм и методов воспитательной работы с осужденными в исправительном учреждении [Концепция развития уголовно-исполнительной ... ].

Специфичность мер воспитания осужденных определяется их личностными особенностями, возрастными, психологическими и физиологическими состояниями, степенью педагогической запущенности. Учитывать данные особенности необходимо при организации процесса исправления осужденных. Так, осужденные, как правило, имеют различные интересы и желания, привычки, мотивы поведения и отличаются друг от друга по характеру, по степени зараженности идеалами тюремной субкультуры [Дроздова, 2019, с. 84-89]. Поэтому для многих из них нормально организованный воспитательный процесс является малоэффективным или даже неэффективным. В связи с этим появляется необходимость проведения специальной работы по поиску разнообразных форм и методов воспитательного воздействия с целью формирования

у осужденных правопослушного поведения.

Отличительные особенности личности осужденных рассматривались в трудах А. М. Михлина [Михлин, 1991]; жизненные ценности, нравственные качества, отношение к правовым нормам рассмотрены в трудах А. Р. Ратинова [Ратинов, 2016]; деформацию отношений осужденных в определенных сферах жизнедеятельности изучала М. П. Стурова [Стурова, 2020]; степень восприятия исправительного воздействия рассматривал В. И. Хомлюк [Хомлюк, 2000].

Целью нашего исследования является изучение эффективных средств воспитательного воздействия, направленных на снижение дисциплинарных нарушений осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях. Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач: изучить причины противоправного поведения осужденных в местах лишения свободы; проверить на практике эффективность методов и форм воспитательного воздействия; разработать рекомендации для сотрудников исправительных учреждений по формированию у осужденных правопослушного поведения.

Причины противоправного поведения осужденных в местах лишения свободы

С целью изучения причин противоправного поведения осужденных был проведен анкетный опрос

104

Э. В. Зауторова, Ф. И. Кевля

(в исследовании участвовали 60 осужденных-нарушителей дисциплины исправительных учреждений Управления Федеральной Службы Исполнений Наказания России по республике Карелия).

Так, распределение ответов на вопрос: «Укажите, по Вашему мнению, основную причину, которая побуждает осужденных нарушать режим содержания», представлено в таблице 1.

Таблица 1

Распределение ответов на вопрос: «Укажите, по Вашему мнению, основную причину, которая побуждает осужденных нарушать режим содержания»

Варианты ответов Осужденные (кол-во чел)

Способ самоутверждения 6

Проявление несогласия 12

Снятие стресса 4

Защита от угрозы 10

Привлечение внимания 4

Поддержание социального статуса 14

Тревога за свою безопасность 4

Невозможность получения желаемого 6

Итак, больше ответов респондентов в таком варианте, как «поддержание социального статуса» (14 чел.). Это значит, что часть осужденных совершает нарушения режима для поддержания своего авторитета, таким способом они достигают желаемого любым путем, проявляют уверенность, настойчивость, стойкость и, скорее всего, являются инициаторами различных конфликтов. Помимо этого, можно отметить, что значимые по выраженности результаты демонстрируются в ответах «проявление несогласия» (12 чел.): осужденные склонны охранять и поддерживать собственное существование в неизменном виде, что помогает им

избавиться от негативных эмоций. Возможно, это связано с особенностями личностных свойств респондентов, которые в меньшей степени способны контролировать свои действия, не задумываются о последствиях, что приводит к противоправному поведению. Также осужденные начинают испытывать чувство ненужности, безысходности, ограничивают собственное развитие, раскрытие своих возможностей и способностей, поэтому оказывают значительное деструктивное влияние на других осужденных и свидетелей конфликтного взаимодействия («защита от угрозы» - 10 чел.). Осуждённые становятся требовательными к окружа-

Формирование правопослушного поведения осужденных в исправительном учреждении

105

ющим, стремятся, чтобы менее опытные и молодые лица их уважали и учитывали их мнение, дабы обезопасить свое положение в социальной среде.

Отметим и результаты выбора ответа «способ самоутверждения» (6 чел.): способы поведения и выбираемые стратегии демонстрируют агрессивные тенденции и, следовательно, позиции интолерант-ной личности, выбор стратегий доминирования во взаимодействии, слабый самоконтроль поведения, проявление насильственных тенденций, слабая регуляция эмоциональной сферы [Михутин, 2019, с. 12-14]. Выбор ответа: «невозможность получения желаемого» (6 чел.) показывает, что у данных осужденных состояние провоцирует противостояние социальному окружению, они не расположены к успешному сотрудничеству, что проявляется в отсутствии способности к диалогическому общению, эмпатии, пониманию другого человека и его позиции. Выбор ответа: «снятие стресса» (4 чел.) показывает, что это связано с неконструктивными способами совладающего поведения, осужденные в большей мере ориентированы на избегание, сохранение своих эмоциональных и интеллектуальных ресурсов [Кряжева, 2019, с. 111-116]. Выбор ответа: «привлечение внимания» (4 чел.) показывает, что, совершая правонарушения, осужденные хотят изолироваться от противной стороны. В данном случае имеются

в виду побеги, злостные нарушения режима, членовредительство, аггравация (симуляция) или подготовка преступлений осужденными для того, чтобы добиться привлечения внимания. Выбор ответа: «тревога за свою безопасность» (4 чел.) отмечает, что у осужденных нередко приходится наблюдать достаточно закономерные, но различно выраженные изменения характера, в том числе негативные, которые обостряют обстановку в исправительных учреждениях.

Осужденных побуждают к противоправному поведению и различные внутриличностные факторы. Больше ответов респондентов в таком варианте, как «ругань, брань, оскорбления» (34 чел.). Это значит, что большая часть испытуемых в связи с режимными требованиями демонстрируют готовность к проявлению негативных чувств, при малейшем возбуждении (раздражение, гнев, грубость) готовы нарушить правила распорядка в

Исправительном учреждении. Выбор ответа: «физическое насилие» (8 чел.) говорит о том, что лишенные свободы проявляют недоверие и убеждены, что другие люди приносят вред. Они часто отстаивают свои интересы и убеждения, любыми способами стараются достичь желаемого, даже с применением физической силы.

Выбор ответа: «отчуждение (уход в себя)» (8 чел.) показывает, что некоторые из осужденных не готовы приносить в жертву соб-

106

Э. В. Зауторова, Ф. И. Кевля

ственные интересы ради интересов другого человека, не намерены эффективно разрешать проблемы. Выбор ответа: «неоказание помощи (безразличие)» (6 чел.): осужденные не готовы ущемлять свои права и идти на уступки оппоненту. Выбор ответа: «негативное отношение к окружающим» (4 чел.) показывает, что осужденные проявляют упорство и настойчивость в отстаивании своих интересов, стараются всеми возможными способами добиваться своих целей, не идут на уступки и усугубляют еще больше напряженную ситуацию. Распределение ответов на вопрос: «Удовлетворяет ли Вас эффективность управления и проведение воспитательной работы висправительном учреждении?»: 28 человек ответили отрицательно на вопрос, 22 -ответили «частично», и всего лишь 10 респондентов отозвались положительно, о чем можно сделать вывод, что в исправительных учреждениях нет взаимодействия между сотрудниками и осужденными, воспитательная работа имеет низкую эффективность, слабо развита профилактика противоправного поведения.

Таким образом, исследование показало, что причины нарушения осужденными дисциплины в условиях исправительного учреждения весьма разнообразны (самоутверждение, проявление несогласия, снятие стресса, защита от угрозы и другие). Это необходимо учитывать в ходе осуществления исправи-

тельного процесса, и в связи с этим появляется необходимость активизировать поиск наиболее эффективных форм и методов воспитательной работы с целью формирования правопослушного поведения осужденных в местах лишения свободы.

Методы, формы и средства воспитательного воздействия

в работе с осужденными противоправного поведения

В реальной исправительной практике осужденный, как правило, остается объектом педагогической деятельности, его ресурсное развитие должным образом не задействовано, что негативно влияет на эффективность проводимой воспитательной работы. В связи с этим особое место среди средств педагогического воздействия отводится комплексным, рассчитанным на оказание глобального эффекта на личность, затрагивающим все или большинство ее сторон.

Так, эффективным будет использование в работе с осужденными диалоговых методов (групповая беседа, дискуссия и других). Общение в ходе беседы, дискуссии побуждают осужденных искать различные способы для выражения своих мыслей, повышают восприимчивость к новым сведениям, новой точке зрения, аргументации собственного мнения. При взаимодействии в группе осужденный будет чувствовать поддержку, получать обратную связь от других

Формирование правопослушного поведения осужденных в исправительном учреждении

107

участников группы, начнет быстрее адаптироваться к тюремному сообществу и условиям отбывания наказания [Храброва, 2012, с. 1922].

В воспитательной работе с осужденными важно использовать аутогенную тренировку, способствующую обретению навыка расслабления. Аутогенная тренировка основана на наблюдении, что изменения в организме сопровождаются определенными ощущениями и позволяет добиться ряда эффектов: успокоиться, снять физическое и психическое напряжение; быстро отдохнуть; активизировать внимание, память, воображение, способность к физическим усилиям; активизировать творческие ресурсы; побеждать вредные привычки; познать себя. Участник активно включается в работу, сохраняя инициативу и самоконтроль. При этом приобретенные навыки самовоздействия сохраняются на протяжении всей жизни.

При диагностике отрицательного поведения осужденных в исправительных учреждениях используется комплекс методик, позволяющих выявить это качество и определить его уровень. В первую очередь следует определить его причину, а затем применить соответствующую технику решения данной проблемы. Например, метод творческой визуализации может быть использован для анализа причин противоправного поведения; метод мозгового штурма полезен

при поиске альтернатив; метод автоматической записи применяется для выяснения собственных реакций на те или иные возможности; метод мысленного представления может помочь спросить самого себя и получить от внутреннего голоса совет в отношении выбора; метод мысленного контроля или техника волевого мышления используется для выработки контроля с целью реализации новых решений [Чигринец, 2019, с. 64-69].

Эффективным приемом является моделирование ситуаций в ролевых играх, с помощью которых формируются новые модели поведения в ситуациях межличностного взаимодействия, расширяется гибкость поведения, создаются условия для осознания и коррекции собственных неадекватных поведенческих моделей. Наиболее простой вариант ролевой игры - тот, при котором все события, имеющие место в игровой реальности, в точности изображаются в действительности. Очевидно, что ролевая игра представляет собой метод воздействия, в которой человек расширяет функции общения, обеспечивает реализацию личностных потребностей участников, формирует творческие способности, формирует новый стиль общения и поведения [Киршин, 2015, с. 18-32].

Эффективными являются методы арт-педагогики [Зауторова, 2018]. В работе с осужденными искусство является способом профилактики и коррекции поведения,

108

Э. В. Зауторова, Ф. И. Кевля

помогает компенсировать негативное психическое состояние, регулировать эмоциональные проявления, дает ценный опыт позитивных изменений. Развитие эмоциональной сферы осужденного является необходимым условием при формировании правопослушного поведения. Необходимо, чтобы исправительные учреждения создавали условия для активной познавательной, социально-творческой деятельности осужденных, развития индивидуальных способностей и дарований [Зауторова, 2019, с. 5255].

В этой связи представляется эффективным применение метода сказкотерапии, использующего форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром; это процесс самостоятельного описания сказок и обсуждение существующих [Логинова, 2019]. В ходе работы со сказкой проявляются социальные уста-

новки и архетипы, выходят наружу какие-либо переживания и тревоги, а также выявляются и активизируются актуальные желания и намерения человека на данном этапе жизни. В результате создаются благоприятные условия, в которых он практически самостоятельно находит решение своих жизненных трудностей и проблем.

Данные методы и приемы были включены в специально разработанную воспитательную программу, предназначенную для осужденных - нарушителей дисциплины. В связи с этим было проведено тестирование до и после по методике «ЛАК» (Личностная агрессивность и конфликтность) [Ильин, 2009] для выявления склонностей субъекта к конфликтности и агрессивности как личностных характеристик при противоправном и конфликтном поведении. Результаты до и после проведения воспитательной работы мы сравнивали при помощи критерия Манна-Уитни (см. табл. 2).

Название шкал Результаты исследования экспериментальной группы

Средние значения до коррекции Средние значения после коррекции Значимые различия (критерий M - Ц)

Вспыльчивость 7,8 6,1 0,01

Наступательность 6,4 5,5 -

Обидчивость 8,7 5,2 0,05

Неуступчивость 7,1 4,7 0,01

Бескомпромиссность 7 4,2 0,05

Таблица 2

Показатели качеств, осужденных по методике «ЛАК» (до и после проведения воспитательной работы)

Формирование правопослушного поведения осужденных в исправительном учреждении

109

Название шкал Результаты исследования экспериментальной группы

Средние значения до коррекции Средние значения после коррекции Значимые различия (критерий м - и)

Мстительность 5,6 4,1 -

Нетерпимость к мнению других 6,2 4,4 0,01

Подозрительность 8,7 5,7 0,01

Позитивная агрессия 7 5,1 0,01

Негативная агрессия 6,1 4,2 0,01

Конфликтность 8,2 5,3 0,05

Сравнивая полученные результаты, отмечаются изменения в поведении осужденных. В субъективных самоотчетах осужденных после проведения воспитательной работы присутствуют выражения, что они «стали менее бурно реагировать на случившееся»; значительно реже «отыгрывают свое плохое настроение на других»; «меньше выводят из равновесия разные пустяки»; «меньше стали злиться без всяких причин». Отмечается, что они чаще стали анализировать проблему, прежде чем реагировать на нее и стали более спокойно относиться к иному мнению и оценке окружающих. В связи с этим они стали лучше контролировать собственное поведение. Отмечается стремление поиска способов разрешения спорных вопросов, которые удовлетворили бы всех. В то же время, осужденные стараются захватывать инициативу, отстаивать собственные интересы, но при этом начинают учиться считаться с аргументами соперника, их мнением.

Из полученных данных очевидно, что использование различных педагогических средств и методов позволяют понизить уровень дисциплинарных нарушений со стороны осужденных и способствовать формированию правопослушного поведения. Опрос и индивидуальное собеседование в рамках итогового контроля позволили выявить повышение уровня саморегуляции осужденных, что сказалось на их поведении.

На основании полученных результатов нами были разработаны рекомендации сотрудникам исправительных учреждений по формированию у осужденных правопо-слушного поведения с использованием различных средств воспитательного воздействия. В рекомендациях особо подчеркивается идея о важности приучения осужденных к преодолению трудностей, несмотря на сложные жизненные ситуации, к формированию реалистической положительной самооценки и готовности нести ответственность

110

Э. В. Зауторова, Ф. И. Кевля

за собственный выбор и свое поведение.

Таким образом, в воспитательной работе необходимо использовать разнообразные педагогические средства и методы с целью формирования правопослушного поведения осужденных, что поможет им преодолеть негативные эмоциональные состояния, использовать

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

полученные навыки в практической жизни, конструктивно взаимодействовать с социальным окружением, способствовать повышению уровня социально-

психологического климата в коллективе, и как следствие - эффективности исправительного процесса в местах лишения свободы.

Библиографический список

1. Дроздова Е. А. К вопросу об организации воспитательной работы в исправительных учреждениях / Е. А. Дроздова, А. И. Быков // Научные труды ФКУ НИИ ФСИН России: научно-практическое ежеквартальное издание. Москва : НИИ ФСИН России, 2019. С. 84-88.

2. Зауторова Э. В. Арт-педагогика как гуманистическая система исправления осужденных в местах лишения свободы: монография. Москва : НИИ ФСИН России, 2018. 108 с.

3. Зауторова Э. В. Характеристика педагогической коррекции личности осужденных в местах лишения свободы // Вопросы педагогики. 2019. №10-1. С. 52-5.

4. Ильин Е. П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. Санкт-Петербург : Питер, 2009. 690 с.

5. Киршин П. А. Использование ролевой игры в подготовке водителей транспортных средств. Москва : Трасса, 2015. № 3. С.28-32.

6. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 года №17720-р.

7. Кряжева С. Г. Выбор стратегии преодолевающего поведения в местах лишения свободы как предпосылка к успешной социально-психологической адаптации // Научные труды ФКУ НИИ ФСИН России : научно-практическое ежеквартальное издание. Москва : НИИ ФСИН России, 2019. С. 111-116.

8. Логинова О. И. Арт-терапия: Терапевтический рисунок. Москва, 2019. 280 с.

9. Михлин А. С. Общая характеристика осужденных: Специальная перепись 1989 г. Москва : Изд-во ВНИИ МВД РФ, 1991. 176 с.

10. Михутин Д. А. Перспективные направления в организации режима и надзора за осужденными в исправительных учреждениях // Профессиональное образование и наука. 2019. № 4 (9). С. 12-14.

11. Ратинов А. Р. Психология личности преступника // Избранные труды. Москва, 2016. URL: http://yurpsy.com/files/biblio/ratinov/06.htm. (Дата обращения: 26. 05. 2020).

Формирование правопослушного поведения осужденных в исправительном учреждении

111

12. Стурова М. П. Гуманное отношение к осужденным в исправительных учреждениях : лекция. Москва : Академия управления МВД России, 2002. 23 с.

13. Хомлюк В. И. Особенности воспитательной работы с осужденными, характеризующимися различной степенью восприятия исправительного воздействия / под общ. ред. Ю. И. Калинина. Москва : Минюст России, 2000. 32 с.

14. Храброва Е. В. Методические рекомендации для социальных педагогов и психологов по сопровождению лиц, испытывающих трудности в адаптационном периоде и оставленных в карантинном отделении воспитательного центра на срок до 3 месяцев. Вологда : ВИПЭ ФСИН России, 2012. 32 с.

15. Чигринец Е. А. Ресоциализация осужденных к лишению свободы: вопросы многоаспектности термина // Научное обозрение. Педагогические науки. 2019. № 4-2. С. 64-69.

Bibliograficheskij spisok

1. Drozdova E. A. K voprosu ob organizacii vospitatel'noj raboty v ispravitel'nyh uchrezhdenijah / E. A. Drozdova, A. I. Bykov // Nauchnye trudy FKU NII FSIN Ros-sii: nauchno-prakticheskoe ezhekvartal'noe izdanie. Moskva : NII FSIN Rossii, 2019. S. 84-88.

2. Zautorova Je. V. Art-pedagogika kak gumanisticheskaja sistema ispravle-nija osuzhdennyh v mestah lishenija svobody: monografija. Moskva : NII FSIN Rossii,

2018. 108 s.

3. Zautorova Je. V. Harakteristika pedagogicheskoj korrekcii lichnosti osuzhdennyh v mestah lishenija svobody // Voprosy pedagogiki. 2019. №10-1. S. 52-5.

4. Il'in E. P. Differencial'naja psihologija professional'noj dejatel'nosti. Sankt-Peterburg : Piter, 2009. 690 s.

5. Kirshin P. A. Ispol'zovanie rolevoj igry v podgotovke voditelej transportnyh sredstv. Moskva : Trassa, 2015. № 3. S.28-32.

6. Koncepcija razvitija ugolovno-ispolnitel'noj sistemy Rossijskoj Federacii do 2020 goda: Raspoijazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 14 oktjabrja 2010 goda №17720-r.

7. Krjazheva S. G. Vybor strategii preodolevajushhego povedenija v mestah lishenija svobody kak predposylka k uspeshnoj social'no-psihologicheskoj adaptacii // Nauchnye trudy FKU NII FSIN Rossii : nauchno-prakticheskoe ezhekvartal'noe izdanie. Moskva : NII FSIN Rossii, 2019. S. 111-116.

8. Loginova O. I. Art-terapija: Terapevticheskij risunok. Moskva, 2019. 280 s.

9. Mihlin A. S. Obshhaja harakteristika osuzhdennyh: Special'naja perepis' 1989 g. Moskva : Izd-vo VNII MVD RF, 1991. 176 s.

10. Mihutin D. A. Perspektivnye napravlenija v organizacii rezhima i nadzora za osuzhdennymi v ispravitel'nyh uchrezhdenijah // Professional'noe obrazovanie i nauka.

2019. № 4 (9). S. 12-14.

11. Ratinov A. R. Psihologija lichnosti prestupnika // Izbrannye trudy. Moskva, 2016. URL: http://yurpsy.com/files/biblio/ratinov/06.htm. (Data obrashhenija: 26.05.2020).

12. Sturova M. P. Gumannoe otnoshenie k osuzhdennym v ispravitel'nyh uchrezhdenijah : lekcija. Moskva : Akademija upravlenija MVD Rossii, 2002. 23 s.

112

Э. В. Зауторова, Ф. И. Кевля

13. Homljuk V. I. Osobennosti vospitatel'noj raboty s osuzhdennymi, ha-rakterizujushhimisja razlichnoj stepen'ju vosprijatija ispravitel'nogo vozdejstvija / pod obshh. red. Ju. I. Kalinina. Moskva : Minjust Rossii, 2000. 32 s.

14. Hrabrova E. V. Metodicheskie rekomendacii dlja social'nyh pedagogov i psi-hologov po soprovozhdeniju lic, ispytyvajushhih trudnosti v adaptacionnom periode i ostavlennyh v karantinnom otdelenii vospitatel'nogo centra na srok do 3 mesjacev. Vologda : VIPJe FSIN Rossii, 2012. 32 s.

15. Chigrinec E. A. Resocializacija osuzhdennyh k lisheniju svobody: vopro-sy mnogoaspektnosti termina // Nauchnoe obozrenie. Pedagogicheskie nauki. 2019. № 4-2. S. 64-69.

Формирование правопослушного поведения осужденных в исправительном учреждении

113

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.