УДК 343.8 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3313-2020-10122 ORCID-0000-0001-5668-615X
ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
_ _ ___ _____W _ _
В СФЕРЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ
Григорий Александрович МАЙСТРЕНКО, старший научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России, кандидат юридических наук E-mail: g.maystrenko@yandex.ru
Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.08 — уголовное право
и криминология; уголовно-исправительное право
Аннотация. В статье проводится частичный анализ уголовно-исполнительного законодательства по вопросам воспитательного воздействия на осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, сформулированы направления воспитательной работы, которую проводят сотрудники уголовно-исправительной системы.
Ключевые слова: закон, осужденный, воспитательная работа, исправительные учреждения, пра-вопослушное поведение.
Annotation. The article partially analyzes the criminal-executive legislation on the educational impact on convicts serving sentences in prison, and gives directions of educational work carried out corrections officers.
Keywords: law, convict, educational work, correctional institutions, law-abiding behavior.
Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы регламентируется такими нормативно-правовыми актами, как Конституция РФ, Уголовно-исполнительный кодекс РФ, приказы Министерства юстиции РФ и ФСИН России, но в них определена лишь ее основа. А поскольку проводить данную работу без определенной правовой регламентации невозможно, необходимо, на наш взгляд, усовершенствовать законодательное закрепление воспитательной работы в исправительных учреждениях.
В соответствии со ст. 9 УИК РФ воспитательная работа является одним из основных средств исправления осужденных, и направлена на формирование у них правопослушного поведения.
На основании ст. 1 Концепции воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы воспитательная работа с осужденными — это система педагогически обоснованных мер, способству-
ющих преодолению их личностных деформаций, интеллектуальному, духовному и физическому развитию, правопослушному поведению и социальной адаптации после освобождения.
Воспитательная работа рассматривается как предмет профессиональной деятельности всех сотрудников уголовно-исполнительной системы с участием родственников осужденных, общественности, иных лиц и организаций [3, с. 99].
Значение воспитательной работы в том, чтобы предотвратить девиантное поведение лиц, которые отбывают наказание, сформировать постоянство соблюдения ими норм закона, повысить уровень образования, трудового и культурного воспитания в целом.
На основании ст. 8 УИК РФ воспитательная работа с осужденными организуется и проводится на основе таких принципов, как:
■ законность, т.е. осуществление как осужденными, так и должностными лицами
ЗАКОН И ПРАВО 03-2020
своих прав и обязанностей в соответствии с законом;
■ гуманизм, направленный на перевоспитание и исправление личностных качеств осужденных;
■ демократизм, заключающийся в признании каждого осужденного субъектом права, который обладает совокупностью прав, обязанностей и законных интересов, а также в участии в работе с осужденными граждан и общественных объединений;
■ равенство осужденных перед законом, т.е. в соответствии со ст. 19 Конституции РФ и ст. 7 Всеобщей декларации прав человека все равны перед законом и имеют право на равную защиту независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения;
■ дифференциация — различные категории осужденных распределяются по разным видам исправительных учреждений на основе решения суда и индивидуализации исполнения наказания, т.е. на основе индивидуальных особенностей личности осужденных;
■ рациональное применение мер принуждения с учетом обстоятельств совершения деяния, их личности и предыдущего поведения, средств исправления осужденных, т.е. оказание воспитательного воздействия, организация труда, общеобразовательного и профессионального обучения; стимулирование правопослушно-го поведения;
■ изменение условий содержания осужденных в лучшую сторону, в частности, перевод на облегченные условия содержания;
■ соединение наказания с исправительным воздействием, т.е. кроме карательных и ограничительных мер к осужденному должны применяться и основные средства исправления в соответствии со ст. 17 УИК РФ, оказывающие необходимое воспитательного воздействие в процессе отбывания наказания [4, с. 84].
Таким образом, соблюдение всех принципов, закрепленных в уголовно-исполнительном законодательстве, оказывает непосредственное влияние на успех и достижение всех целей исправления осужденных. Правовое воспитание осужденных непосредственно направлено на форми-
рование у них правосознания и правовой культуры, знания и соблюдения закона. Правовая пропаганда законов и правопослушного поведения напрямую оказывает влияние на предупреждение совершения преступлений осужденными как во время отбывания наказания, так и после освобождения из мест лишения свободы.
Поскольку воспитательная работа с осужденными проводится дифференцированно и с учетом установленного режима исправительного учреждения в индивидуальных, групповых и массовых формах на основе психолого-педагогических методов, то в число таких методов входит: убеждение; разъяснение; меры поощрения, применяемые к осужденным за соблюдение установленного порядка исполнения и отбывания наказания; меры взыскания, применяемые к осужденным за нарушение установленного порядка исполнения и отбывания наказания; воспитание примером; стимулирование — формирование позитивной мотивации [6, с. 51].
Средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденного. Они должны применяться в рамках действующего законодательства и направляться на достижение такой цели уголовного наказания, как исправление осужденного. Ее достижение обусловливает успешное достижение и другой цели уголовного наказания — восстановление социальной справедливости.
Для более эффективного результата работы с личностью преступника необходимо изменение таких условий отбывания наказания, как: медико-санитарные, материально-бытовые, трудовые, образовательные с целью содействия результативности исправления осужденных.
Основное назначение проведения воспитательной работы заключается в управлении исправительным процессом, в создании необходимых условий соблюдения осужденными режима отбывания наказания, в обеспечении их безопасности, в проведении психокоррекционных мероприятий, в повышении их культурного, образовательного уровня развития, а также в подготовке к освобождению из мест лишения свободы и социальной адаптации.
Таким образом, воспитательная работа с осужденными в местах лишения свободы охватывает весь процесс исполнения уголовного наказания и строится на основе сочетания требовательности и уважительного отношения к осужденным с учетом их положительных качеств,
ЗАКОН И ПРАВО • 03-2020
групповых и индивидуальных особенностей [5, с. 111].
Приведенное можно резюмировать следующим: процесс исполнения лишения свободы как вида уголовного наказания имеет определенную специфику. При реализации мероприятий воспитательного воздействия в отношении лиц, осужденных к лишению свободы, наиболее важными, требующими тщательной подготовки представляются мероприятия именно индивидуального воспитательного характера.
По результатам исследования НИИ и данным ФСИН России, 96,4% осужденных к лишению свободы составляют трудоспособные лица, что объясняется возрастом, в котором были совершены преступления.
Большинство лиц, осужденных за совершение противоправных деяний, за которые применяется наказание в виде лишения свободы, находятся в возрасте:
■ от 30 до 40 лет, что составляет 38,8% от общего числа лиц, осужденных к данному виду наказания;
■ от 40 до 50 лет — 30,9 %;
■ от 50 до 60 лет — 16,4%;
■ от 20 до 30 лет — 7,3%;
■ свыше 60 лет — 6,7%.
Следует отметить, что от общего числа осужденных к лишению свободы впервые отбывают 39,4%, второй раз — 23%, третий раз — 37,6%.
Указанные цифры свидетельствуют о достаточно устойчивой криминализации личности преступников указанной категории. Вышеуказанные характеристики должны учитываться при проведении сотрудниками исправительных учреждений мероприятий индивидуального воспитательного воздействия в отношении лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Организация работы с такими лицами должна быть направлена, прежде всего, на профилактику и предотвращение агрессии не только в отношении сотрудников исправительного учреждения, но и в отношении других осужденных.
Кроме того, немаловажно в процессе проведения воспитательной работы развивать у осужденных к лишению свободы навыки самоконтроля и способности адекватно выходить из кон-
фликтной ситуации, т.е. индивидуальная воспитательная работа должна затрагивать и такой аспект, как предупреждение совершения лицами указанной категории новых преступлений.
Таким образом, для выработки наиболее правильных и оптимальных вариантов проведения индивидуальной воспитательной работы с лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы, целесообразно более предметно изучать и анализировать криминологические свойства личности осужденных указанной категории. На основе этого оценивать качественные характеристики каждого осужденного, проводить поэтапный контроль за степенью исправления осужденных, своевременно вносить корректировки в соответствующий план воспитательной работы относительно того или иного осужденного.
Библиографический список
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г., с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2- ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 08.01.1997 г. № 1-ФЗ (ред. от 20.11.2019 г.) // СПС «Консультант Плюс»
3. Зауторова Э.В., Ковтуненко Л.В. Индивидуальная воспитательная работа с осужденными в местах лишения свободы: Учеб. пособие. Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2016. С. 99.
4. Калинин Ю.И. Уголовно-исполнительное право: общая часть. Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2011. С. 84.
5. Степанов М.В. Воспитательная работа — ведущее средство исправления осуждеённых // Пробелы в российском законодательстве. Юрид. журнал. 2016. № 1. С. 111.
6. Юнусов А.А., Гуриц С.Д. Актуальные вопросы развития профессионального образования осужденных в системе исполнения наказаний // Вестник Владимирского юрид. ин-та. 2017. № 3. С. 51.
ЗАКОН И ПРАВО • 03-2020