Научная статья на тему 'Социокультурная и воспитывающая среда как средство профилактики криминальной субкультуры в местах лишения свободы'

Социокультурная и воспитывающая среда как средство профилактики криминальной субкультуры в местах лишения свободы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
526
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пенитенциарная наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ И ВОСПИТЫВАЮЩАЯ СРЕДА / ИСПРАВЛЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ / КРИМИНАЛЬНАЯ СУБКУЛЬТУРА / ПРОФИЛАКТИКА КРИМИНАЛЬНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Латышева Л.А., Катанов А.В.

В статье анализируются вопросы профилактики криминальной субкультуры в пенитенциарном учреждении; рассматривается процесс формирования правопослушной личности осужденного посредством организации социокультурной и воспитывающей среды в местах лишения свободы; делается акцент на создании в исправительном учреждении условий, обеспечивающих эффективную ресоциализацию осужденного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социокультурная и воспитывающая среда как средство профилактики криминальной субкультуры в местах лишения свободы»

УДК 343.85

Социокультурная и воспитывающая среда как средство профилактики криминальной субкультуры в местах лишения свободы

■ Л. А. ЛАТЫШЕВА - научный сотрудник организационно-научного отдела ВИПЭ ФСИН России, кандидат юридических наук;

А. В. КАТАНОВ - преподаватель кафедры уголовного процесса, криминалистики и оперативно-розыскной деятельности ВИПЭ ФСИН России

В статье анализируются вопросы профилактики криминальной субкультуры в пенитенциарном учреждении; рассматривается процесс формирования право-послушной личности осужденного посредством организации социокультурной и воспитывающей среды в местах лишения свободы; делается акцент на создании в исправительном учреждении условий, обеспечивающих эффективную ресоциали-зацию осужденного.

Ключевые слова: социокультурная и воспитывающая среда; исправление осужденных; криминальная субкультура; профилактика криминальной субкультуры; ресоциализация осужденных к лишению свободы.

The socio-cultural and educative environment as a means of preventing

criminal subculture in prisons

■ L. A. LATYSHEVA - Researcher of the Organizational and Scientific Department of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penal Service of Russia, PhD. in Law;

A. V. KATANOV - Lecturer of the Department of Criminal Procedure, Criminalistics and Operative Investigation of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penal Service of Russia

The article analyzes the issues of prevention of criminal subculture in prison; it considers the process of formation of law-abiding person through the organization of socio-cultural and educative environment in the prison; it emphasis on creating in prison the conditions providing effective re-socialization of the convicts.

Keywords: socio-cultural and educative environment; correction of convicts; criminal subculture; prevention of criminal subculture; resocialization of convicts.

Лишение свободы является наиболее распространенным видом наказания, применяемым на практике. По состоянию на 1 сентября 2016 г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержалось 645 350 чел. За последние годы наметилась тенденция к увеличению количества осужденных, которые осуждены к лишению свободы повторно. В 2015 г. численность таких лиц составила 199 472 чел. В предыдущие годы этот показатель был ниже: в 2003 г. -154 508 чел., в 2004 г. - 125 729 чел., в 2006 г. -144 045 чел., в 2009 г. - 156 123 чел., в 2012 г. - 198 453 чел.1 При этом повторные престу-

пления характеризуются повышенной общественной опасностью, достаточно большой распространенностью и устойчивостью.

Несмотря на то что одной из целей отечественного уголовно-исполнительного законодательства (ст. 9 УИК РФ) является исправление осужденных, то есть формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения, рост рецидивной преступности свидетельствует о малоэффективности процесса исправления осужденных в местах лишения

свободы и их неготовности после освобождения включиться в систему общественных отношений, не нарушая норм уголовного законодательства2.

Таким образом, деятельность уголовно-исполнительной системы в части исправления осужденных требует выявления причин повторного совершения преступлений и поиска оптимальных путей снижения уровня рецидивной преступности.

Проанализировав научные труды Ю. М. Ан-тоняна, Е. Г. Багреевой, А. И. Мокрецова, А. Н. Пастушени, О. В. Старкова, В. В. Тулеге-нова, И. Б. Ускачевой, Ф. Р. Хисамутдинова, А. Е. Шалагина, В. В. Шемякиной, В. Е. Южанина, мы пришли к выводу о том, что в исправительных учреждениях нарушена социокультурная среда, которая и является препятствием для реализации целей уголовно-исполнительного законодательства.

А. И. Мокрецов также указывает, что «достижение позитивных перемен в деятельности уголовно-исполнительной системы заставляет нас обращаться к изучению обстоятельств, которые непосредственно не сопряжены с программой ресоциализации преступников, между тем самым существенным образом определяют их конечный результат»3.

В исправительных учреждениях условия отбывания наказания должны способствовать ресоциализации, а не закреплению антисоциального поведения. Нормы же криминальной субкультуры являются неформальными и нацеливают осужденного на применение криминальных и насильственных способов разрешения жизненных проблем.

Опрос сотрудников практических органов также подтвердил наше теоретическое заключение о том, что в исправительных учреждениях присутствуют нормы криминальной субкультуры, ценности которой прямо противоречат нормам, установленным в социуме. Так, по результатам анкетирования сотрудников исправительных учреждений, 31 % респондентов (282 чел.) в качестве препятствия обеспечению исправительного воздействия на осужденных в местах лишения свободы и причин высокой рецидивной преступности выделил негативное влияние традиций криминальной субкультуры4.

Под криминальной субкультурой понимается совокупность ценностей, обычаев, традиций, норм и правил поведения, направленных на организацию жизнедеятельности, целью которой является совершение

преступлений, их сокрытие и уклонение от ответственности5.

Система криминальной субкультуры в местах лишения свободы представляет собой совокупность созданных преступным миром принципов и атрибутов, являющихся эталоном поведения: «не сотрудничать с администрацией», «не доносить», «не покидать своего спального места без разрешения авторитетов», «не занимать свободное место за столом», «табель о рангах», «общак», уголовный жаргон, клички, татуировки, прописка, клятвы и т. д.

Ю. И. Блохин по степени идентификации себя с преступным миром выделяет четыре неформальных категории осужденных:

1) идентифицирующие себя с преступным миром («блатные»);

2) нейтрально относящиеся к преступному миру («мужики»);

3) отрицательно относящиеся к преступному миру («активисты»);

4) отвергнутые преступным миром («обиженные»)6.

Количество осужденных, относящихся к первым двум группам, значительно превышает общее число лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы7.

Таким образом, большинство осужденных придерживается норм криминальной субкультуры, а также активно использует их в своей жизнедеятельности, что свидетельствует о причинах снижения потенциала деятельности уголовно-исполнительной системы и принятии осужденными норм криминальной субкультуры как при отбытии наказания, так и после освобождения. Следовательно, вопросы профилактики криминальной субкультуры в исправительных учреждениях являются актуальными.

На наш взгляд, целесообразно изменить подход к организации среды исправительного учреждения, то есть необходимо создать особую среду, обеспечивающую эффективную ресоциализацию осужденного в условиях изоляции. Под средой понимается то, что окружает осужденного: социально-бытовые условия, обстановка, совокупность людей, связанных общностью этих условий, система отношений8. От условий, созданных в учреждении, зависят психоэмоциональное состояние осужденных, микроклимат в коллективе, мотивация на исправление, поэтому необходимо наполнить среду ценностями и нормами, поддерживающими процесс повторной социализации в условиях изоляции и подготовки осужденных к право-послушной жизни после освобождения. В

этой связи формирование социокультурной и воспитывающей среды в пенитенциарный период позволит минимизировать негативные проявления и последствия криминальной субкультуры.

Под социокультурной и воспитывающей средой понимается спектр социальных, культурных, воспитательных, педагогических и иных факторов, способствующих успешной ресоциализации осужденного9.

В общем виде такая среда должна включать следующие компоненты:

1. Социально-образовательную деятельность, предусматривающую проведение профориентационной работы с осужденными, содействие им в получении профессионального образования, оказание помощи в обучении и переобучении, повышении их квалификации.

2. Социально-трудовую деятельность, предполагающую как привлечение осужденных к труду на производстве (трудоустройство в период отбывания наказания), так и включение осужденных в непрофессиональные виды деятельности (хозяйственная деятельность, работа в творческих мастерских). Вовлечение осужденных в трудовую деятельность способствует получению ими профессии, повышению квалификации, что важно для подготовки к жизни на свободе.

3. Создание условий для полезного времяпровождения, содействие организации свободного времени осужденных (социально-культурная и спортивно-оздоровительная деятельность, мероприятия по формированию установок на здоровый образ жизни). Особое внимание уделяется организации досугово-творческой деятельности осужденных и включению их в позитивно ориентированные виды деятельности, под которыми понимается творческая, трудовая, социальная деятельность, способствующая саморазвитию, активности и самостоятельности осужденных. Однако эффективность воспитательной работы зависит не только от количества проведенных мероприятий, но и от качества проделанной работы. Данные мероприятия должны в первую очередь формировать социально значимые умения и навыки, способствовать становлению активной позиции осужденного. Важно подготовить осужденного к самостоятельному применению навыков и умений, которые он получил во время отбывания наказания. Еще А. С. Макаренко отмечал, что каждый человек должен входить в жизнь, умея сопротивляться вредному влиянию. Нужно не

оберегать человека от вредного влияния, а учить его сопротивляться10.

4. Развитие и внедрение в практическую деятельность сотрудников уголовно-исполнительной системы современных технологий воспитательной работы с осужденными к лишению свободы.

5. Выстраивание системы социального партнерства и сотрудничества подразделений исправительного учреждения с различными социальными институтами (семья, социальные службы и учреждения, благотворительные и общественные организации и т. д.) с целью ресоциализации осужденных.

6. Укрепление и восстановление социально полезных связей с родственниками и близкими осужденного.

7. Разработку специальных комплексных программ подготовки осужденных к освобождению.

8. Режим исправительного учреждения. Более половины сотрудников исправительных учреждений (52,1 %) отметили, что наиболее эффективно на процесс исправления осужденных влияет именно режим, поскольку способствует активному участию во всех мероприятиях, выполнению правил санитарии и гигиены, бережному отношению к общественной собственности, обеспечивает эффективное применение других средств исправления11.

9. Формирование альтернативных асоциальным традициям обычаев, в основу которых положены общечеловеческие идеалы и ценности.

Особое внимание необходимо обратить на профилактику криминальной субкультуры у таких категорий осужденных, как несовершеннолетние, лица, страдающие алкогольной и наркотической зависимостью, имеющие психические отклонения. Данные осужденные менее самостоятельны в выборе индивидуальной линии поведения, более подвержены групповым нормам, которые в исправительном учреждении в основном носят деструктивный характер.

Подводя итог, отметим, что в местах лишения свободы необходимо организовать особую среду, обеспечивающую эффективную ресоциализацию осужденного. Среда должна быть многокомпонентной, развивающей познавательные возможности и социальный опыт осужденного, включать комплекс воспитательных, педагогических и образовательных условий. Следует акцентировать внимание на выборе приемлемого стиля поведения сотрудниками колонии, на-

целенного на соблюдение прав и законных интересов лиц, отбывающих наказание. В этой связи целесообразно закрепить по-

Щ ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Официальный сайт ФСИН России. URL: http://www. фсин. рф (дата обращения: 10.11.2016).

2 См.: Белоус В. Г., Голодов П. В. О проблемах пенитенциарной педагогики // Мир политики и социологии. 2016. № 3. С. 164-169.

3 Культура наказания, или социокультурные аспекты пенитенциарной практики / под общ. ред. Е. Г. Багреевой. М., 2013. С. 59.

4 Анкетирование проводилось среди сотрудников подразделений по воспитательной и социальной работе в исправительных учреждениях общего, строгого и особого режимов в 30 регионах Российской Федерации.

5 См.: Тулегенов В. В. Криминальная субкультура и ее криминологическое значение : автореф. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2003. С. 9.

6 См.: Блохин Ю. И. Организационно-правовые меры нейтрализации негативного влияния групп осужденных отрицательной направленности в тюрьмах : дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 1999. С. 33-34.

7 См.: Старков О. В. Криминальная субкультура : спецкурс. М., 2010. С. 174.

8 См.: Циулина М. В. Средовой подход в патриотическом воспитании // Молодой ученый. 2011. № 3. С. 160.

9 См. подр.: Латышева Л. А. Проблемы ресоциализации осужденных к лишению свободы: уголовно-исполнительный и криминологический аспекты : автореф. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2015. С. 13.

10 См.: Макаренко А. С. Педагогические сочинения : в 8 т. / сост. Л. Ю. Гордин, А. А. Фролов. М., 1985. Т. 5. С. 457.

11 См.: Латышева Л. А. Проблемы ресоциализации осужденных к лишению свободы: уголовно-исполнительный и криминологический аспекты. С. 112.

нятие «социокультурная и воспитывающая среда» в действующем уголовно-исполнительном законодательстве.

1 Sm.: Oficial'nyj sajt FSIN Rossii. URL: http://www. fsin. rf (data obrashhenija: 10.11.2016).

2 Sm.: Belous V. G., Golodov P. V. O problemah penitenciarnoj pedagogiki // Mir politiki i sociologii. 2016. № 3. S. 164-169.

3 Kul'tura nakazanija, ili sociokul'turnye aspekty penitenciarnoj praktiki / pod obshh. red. E. G. Bagreevoj. M., 2013. S. 59.

4 Anketirovanie provodilos' sredi sotrudnikov podrazdelenij po vospitatel'noj i social'noj rabote v ispravitel'nyh uchrezhdenijah obshhego, strogogo i osobogo rezhimov v 30 regionah Rossijskoj Federacii.

5 Sm.: Tulegenov V. V. Kriminal'naja subkul'tura i ee kriminologicheskoe znachenie : avtoref. ... kand. jurid. nauk. Rostov n/D, 2003. S. 9.

6 Sm.: Blohin Ju. I. Organizacionno-pravovye mery nejtralizacii negativnogo vlijanija grupp osuzhdennyh otricatel'noj napravlennosti v tjur'mah : dis. ... kand. jurid. nauk. Rostov n/D, 1999. S. 33-34.

7 Sm.: Starkov O. V. Kriminal'naja subkul'tura : speckurs. M., 2010. S. 174.

8 Sm.: Ciulina M. V. Sredovoj podhod v patrioticheskom vospitanii // Molodoj uchenyj. 2011. № 3. S. 160.

9 Sm. podr.: Latysheva L. A. Problemy resocializacii osuzhdennyh k lisheniju svobody: ugolovno-ispolnitel'nyj i kriminologicheskij aspekty : avtoref. ... kand. jurid. nauk. Ekaterinburg, 2015. S. 13.

10 Sm.: Makarenko A. S. Pedagogicheskie sochinenija : v 8 t. / sost. L. Ju. Gordin, A. A. Frolov. M., 1985. T. 5. S. 457.

11 Sm.: Latysheva L. A. Problemy resocializacii osuzhdennyh k lisheniju svobody: ugolovno-ispolnitel'nyj i kriminologicheskij aspekty. S. 112.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.