Научно-практическая статья
УДК 159.96 © Н. Н. Алигаева, 2021
DOI: 10. 24412/1999-6241-2021-3-86-299-306
5.3.5 Социальная психология, политическая и экономическая психология
Особенности эмоциональных состояний осужденных-инвалидов, связанных с достижением или недостижением цели
Алигаева Нигар Назимовна 1,
аспирант кафедры общей и юридической психологии. ORCID: 0000-0002-1239-1892. E-mail: [email protected] ' Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского, 248023, Калуга, ул. Степана Разина, 2, Россия Реферат
Введение. Осужденные-инвалиды, являясь одной из самых уязвимых категорий в исправительном учреждении, требуют к себе особого внимания, так как испытывают трудности в адаптации, связанные с притеснением их более сильными лицами, что часто приводит к развитию деструктивного (в том числе суицидального) поведения. Организация планомерной деятельности — один из факторов успешной адаптации, а эмоциональные состояния — очевидные индикаторы эффективности выполняемых действий. Цель данного исследования — выявление особенностей эмоциональных состояний, характерных для осужденных-инвалидов, отбывающих наказание в исправительной колонии строгого режима, разработка модели групповой психокоррекционной программы для лиц с инвалидностью разных возрастных категорий. Материалы и методы. Использовались следующие эмпирические методы: опросник потребности в достижении Ю. М. Орлова, тест фрустрационных реакций С. Розенцвейга, а также количественная (U-критерий Манна-Уитни, коэффициент ранговой корреляции Спирмена) и качественная обработка (анализ и описание). Результаты и обсуждение. Выявлено, что потребность в достижении цели у осужденных-инвалидов немного выше, чем у лиц контрольной группы, однако степень социальной адаптивности осужденных без инвалидности превалирует над показателями представителей основной группы. Это свидетельствует о том, что осужденные, имеющие инвалидность, способны ставить перед собой различные цели (в медицинской, социальной, психологической сферах), намечать пути к их достижению, но активных шагов по их реализации не предпринимают. Встречая препятствия, фрустрирующие ситуации, они стремятся придерживаться позиции, что со временем нормальный ход вещей принесет с собой исправление возникших трудностей. Выводы. Установленные в ходе исследования особенности эмоционального состояния осужденных, связанные с достижением (недостижением) цели, позволяют разработать модель программы психокоррекции на основе деятельностного подхода.
Ключевые слова: эмоциональные состояния; эмоции; потребность в достижении; цель; мотивы; осужденные-инвалиды;
исправительные учреждения.
Для цитирования: Алигаева Н. Н. Особенности эмоциональных состояний осужденных-инвалидов, связанных с достижением или недостижением цели // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2021. Т. 26, № 3(86). С. 299-306. Ю!: 10. 24412/1999-6241-2021-3-86-299-306
Основные положения:
1. Эмоциональные состояния осужденных-инвалидов, связанные с достижением (недостижением) цели, — это переживание человеком своего отношения к результатам деятельности и к самому себе в момент выполнения действий по достижению поставленной цели.
2. Потребность в достижении осужденных-инвалидов является повышенной, однако при непосредственном осуществлении поставленных целей встречаются трудности, связанные с медицинскими, социальными и психологическими причинами. При этом потребность в достижении цели у данных лиц прямо коррелирует с интрапунитивными (самообвиняющими) направленностями реакций при возникновении фрустрирующих ситуаций.
Введение
Актуальность, значимость и сущность проблемы. Процесс адаптации к исправительным учреждениям у каждого осужденного происходит разными способами, для одних — это привычная ситуация, для других — первая судимость, сопровождающаяся тюремным стрессом.
Однако существует особая категория осужденных, которые испытывают наибольшие трудности при отбывании наказания в местах лишения свободы. Данные лица имеют явные физические нарушения или серьезные хронические заболевания, что осложняет их положение в обществе. Ситуацию усугубляют те социальные ярлыки, которыми их наделяют другие осужденные. Это может проявляться в повышенном к ним негативном внимании, оскорблении, унижении, истязании, избиении либо в полном их игнорировании, отчуждении от коллектива. В связи с этим эмоциональный фон осужденных-инвалидов редко стабильный, в их действиях могут проявляться элементы деструктивного поведения, в том числе суицидального.
Основные трудности в адаптации осужденных-инвалидов к условиям лишения свободы выделяет Д. В. Андерсон: барьеры в общении, низкий образовательный уровень, отсутствие вовлечения в трудовую деятельность, подверженность заболеваниям, утрата социально полезных связей, ограниченность выбора занятий, слабая информированность о своих правах [1].
В статье 19 Конституции Российской Федерации закреплено «равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств». Это свидетельствует о том, что осужденные-инвалиды имеют право пользоваться всеми привилегиями, которые государство предоставляет лицам с инвалидностью.
Исследование проблем осужденных, имеющих инвалидность, является одной из значимых тем в пенитенциарной психологии. Вопросам медико-психологического сопровождения посвятили работы А. А. Боева, Р. М. Воронин, А. В. Датий, Ю. М. Заборов-ская, М. В. Киселев, Н. Н. Ивашко, Е. А. Малетина, Т. А. Маркова и др. Представляется важной также социальная адаптация данных лиц, исследование которой отражено в работах М. А. Бородкина, А. А. Громако-вой, О. А. Владимировой, Н. В. Давыдовой, Е. М. Данилина, Д. Е. Дикопольцева, А. О. Зубовой. За рубежом (в частности, в Великобритании) при работе с осужденными-инвалидами активно внедряются программы, основанные на когнитивно-поведенческом подходе, позволяющем установить причины и факторы, детерминирующие противоправное поведение [2].
Осужденные-инвалиды, являясь одной из самых уязвимых категорий в исправительном учреждении, требуют к себе особого внимания. Приказом Минюста России от 22 сентября 2015 г. № 222 на администрации исправительных учреждений возложена обязанность по обеспечению условий для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации в соответствии с назначением и порядком использования указанных технических средств, а также условиями их хранения, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида '. Организация планомерной деятельности служит одним из факторов успешной адаптации данных лиц, а эмоциональные состояния — очевидным индикатором эффективности выполняемых действий по достижению поставленных целей. Однако возникает противоречие между необходимостью проведения с осужденными-инвалидами в полном объеме всех реабилитационных мероприятий согласно их индивидуальной программе (п. 194 Правил внутреннего распорядка 2) и отсутствием возможности полноценной реализации данных мероприятий в условиях исправительного учреждения (строгого режима).
В исправительных колониях строгого режима отбывают наказание рецедивисты и лица, совершившие особо тяжкие преступления. В настоящее время государство активно внедряет различные программы, направленные на работу с данным контингентом.
В нашем исследовании внимание уделяется именно лицам, имеющим инвалидность, которые составляют от 3 до 10% от общего числа осужденных, отбывающих наказание в исправительном учреждении (в зависимости от региона). Возраст данных лиц неоднороден: в основном инвалидность имеется у осужденных после 40 лет, но встречается и у более молодых людей — от 20 до 30 лет. Проведение индивидуальных психокоррекци-онных программ реабилитации осужденных, имеющих инвалидность, осложняется прежде всего в связи с напряженной кадровой ситуацией в учреждениях УИС. Однако психологам следует проводить все необходимые мероприятия с данным контингентом, избирая формат групповой работы как один из приоритетных.
Целью исследования выступают выявление особенностей эмоциональных состояний, характерных для осужденных-инвалидов, отбывающих наказание в исправительной колонии строгого режима, и разработка модели групповой психокоррекционной программы для лиц с инвалидностью разных возрастных групп, позволяющей через воздействие на паттерны межличностного взаимодействия оптимизировать эмоциональное состояние.
Теоретические предпосылки и обзор проблемы. В настоящее время проблемам осужденных-инвалидов стало уделяться особое внимание: исследуются их медицинское и правовое обеспечение, социальная адаптация, психологические особенности, разрабатываются различные программы сопровождения и коррекции и т. д. Прежде они отбывали наказание на общих условиях — в обычных помещениях, часто не оборудованных специальными средствами (пандусами, подъемниками, санитарными узлами, рельефными надписями и пр.) [3].
Осужденным-инвалидам свойственны различные проявления эмоций и чувств, которые могут граничить между нормой и патологией. Встречаются осужденные с эмоциональной односторонностью, эмоциональной тупостью, с повышенным эмоциональным возбуждением и неуравновешенностью, с низкой эмоциональной отзывчивостью, искажением чувств, эмоциональной напряженностью под воздействием стрессовых факторов, фрустрации [4]. Чаще всего инвалидность характерна для людей пожилого возраста. В данном случае на эмо-
1 Об утверждении порядка обеспечения условий для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях : приказ Минюста России от 22 сентября 2015 г. № 222. URL: https://base.garant.ru/71211436/ (дата обращения: 07.01.2021).
2 Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений : приказ Минюста России от 16 декабря 2016 г. № 295. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71477278/ (дата обращения: 12.04.2020).
циональные состояния оказывают влияние и процессы старения. Поведение осужденных-инвалидов пожилого возраста, в том числе их эмоциональные проявления, становится зависимым от актуального физического и психического состояния, настроения, качества и количества общения с другими людьми, срока отбывания наказания.
В современных исследованиях авторы уделяют особое внимание изучению проблем адаптации и ресоциа-лизации осужденных-инвалидов (О. А. Владимирова [5], Н. В. Давыдова, Е. М. Данилин, Д. Е. Дикопольцев [3], Ю. М. Заборовская [6] и др.), а также исследованию эмоционально-волевой сферы осужденных. В частности, Л. В. Скрипка выявила деформации эмоционально-волевой сферы личности впервые осужденных, отбывающих наказание в колонии общего и строгого режимов [7], а А. Н. Гусарова — влияние коррекционной работы на эмоционально-волевую сферу осужденных, нарушающих установленный режим содержания [8]. Однако в данных исследованиях не учитывался аспект наличия группы инвалидности у осужденных.
Пенитенциарными психологами психологических лабораторий территориальных органов ФСИН России были разработаны различные программы для работы с осужденными-инвалидами 3, которые применимы при соответствии специфики учреждения (лечебно-исправительная колония, лечебно-профилактическое учреждение, колония общего режима) и заболеваний (туберкулез, эпилепсия). При разработке данного исследования нами была создана временная модель эмоциональных состояний осужденных-инвалидов на основе концепции
ПРОШЛОЕ БУДУЩЕЕ
_НАСТОЯЩЕЕ_
Рис. 1. Модель эмоциональных состояний (Fig. 1. Моdel of emotional states)
Е. П. Ильина [9] и «временного» подхода, которая позволяет всецело рассмотреть состояния людей с инвалидностью, учитывая их прошлый опыт и будущие планы и исследуя их актуальное состояние (рис. 1).
Предлагаем рассмотреть эмоциональные состояния осужденных-инвалидов, связанные с достижением или недостижением цели, которые мы относим к блоку «Будущего».
С точки зрения биопсихосоциального подхода цели осужденных-инвалидов могут затрагивать три основные сферы: медицинскую, социальную и психологическую. Медицинская сфера охватывает цели, связанные с восстановлением собственного здоровья, его реабилитацией или абилитацией. В социальной сфере осужденные стремятся возобновить утраченные связи с родственниками или близкими людьми, получить образование, новую профессию, трудовой опыт, пенсию, наладить отношения с другими осужденными или сотрудниками учреждения. К психологам осужденные-инвалиды обращаются в целях повышения самооценки, принятия собственного заболевания, оптимизации эмоционального состояния. Однако каждый осужденный сам для себя решает, какой сфере он больше уделяет своего внимания, в какой сфере он больше хочет достичь успеха. Есть вероятность выбора нескольких одновременно или вообще ни одной. На данное решение могут влиять различные факторы: актуальное психоэмоциональное состояние, конфликты с другими людьми, срок отбывания наказания, факты водворения в штрафные изоляторы, устные взыскания, поощрения, наличие краткосрочных/долгосрочных свиданий с близкими и родственниками, получение писем и посылок и т. д.
А. Н. Леонтьев писал о том, что деятельность всегда начинается с потребности, которая является основной и значимой составляющей мотивации человека. В данном случае деятельность, направленная на достижение цели, должна опираться на потребность в ее достижении. Если исход деятельности положительный, как правило, испытываются положительные эмоции. Однако возможен и неблагоприятный результат, при котором люди могут испытывать совершенно разные эмоции в зависимости от индивидуально-психологических особенностей личности [10].
В поведенческом подходе эмоции (по Дж. Уот-сону [11]) — это внешне наблюдаемые врожденные паттерны реагирования, вызываемые однозначно соотносимыми с ними стимулами окружающей среды. В рамках бихевиоризма были разработаны: теория формирования страха Р. Райнера [12], теория угашения реакции страха М. К. Джонса [13], теория выученной беспомощности М. Селигмана [14]. Как полагают М. Се-
3 В Академии ФСИН России прошел финальный этап конкурса профессионального мастерства пенитенциарных психологов. URL: http://фсин.рф/news/index.php?ELEMENT_ID=419711 (дата обращения: 12.04.2020).
лигман и С. Майер, беспомощное поведение является результатом научения в условиях, когда разнообразные попытки преодолеть негативное воздействие не приводят к успеху и только подтверждают тщетность усилий его побороть. Оказание воздействия на эмоциональное состояние через регуляцию поведенческих паттернов выступает фактором, способствующим успешной адаптации к трудным условиям [15].
Е. П. Ильин выделяет 4 блока эмоциональных состояний, связанных с достижением или недостижением цели (рис. 2): удовлетворение (радость, счастье), состояние воодушевления/эйфории, переживание чувства гордости (удовлетворение от достигнутой цели), фрустрационные состояния (обида, разочарование, досада, гнев, уныние, печаль, отчаяние, исступление, тоска/ностальгия, горе, вина) [9].
Эмоциональные состояния, связанные с достижением (недостижением) цели
Удовлетворение
Радость, счастье
с Состояние ( \ Переживание Фрустрационные
воодушевления/ чувства состояния
эйфории V У гордости
Удовлетворение от достигнутой цели
Потребность в достижении цели
Обида, разочарование,
досада, гнев, уныние, печаль, отчаяние, тоска, ностальгия, юре, вина
Эмоциональные состояния в ситуации фрустрации, реакции на неудачу
Рис. 2. Эмоциональные состояния, связанные с достижением / недостижением цели (Fig. 2. Emotional states related to achievement or non-achievement of goals) В дальнейшем мы рассмотрим взаимосвязь между потребностями в достижении и фрустрационными состояниями.
К настоящему времени исследованы вопросы адаптации вновь прибывших осужденных-инвалидов к местам лишения свободы; проблемы медицинского, социального и психологического сопровождения; особенности воспитательной работы; трудности формирования доступной среды и реабилитации; проведено крупное исследование ценностно-смысловой сферы. Пенитенциарными психологами ФСИН России разработаны различные программы, которые направлены на поведенческие, когнитивные и эмоциональные аспекты лиц с инвалидностью и опираются на следующие теории: концепцию внутренней картины болезни А. Р. Лу-рия, положения позитивной психологии М. Селигмана, принципы рационально-эмоциональной поведенческой терапии. Вместе с тем исследования требуют доработки вопроса своевременной профилактики проявлений деструктивного (в том числе суицидального) поведения, которое в большинстве случаев связано с нестабильным эмоциональным фоном, с неспособ-
ностью справиться со стрессовыми и конфликтными ситуациями.
В разработанной нами модели (на основе классификации Е. П. Ильина) исследование делится на 3 основных блока: «Настоящее», «Прошлое» и «Будущее». Далее будут приведены результаты исследования по блоку «Будущее». Необходимо дополнительно изучить вопросы выявления взаимосвязи между эмоциональными состояниями, связанными с прогнозом и ожиданием, с достижением/недостижением цели и коммуникативными эмоциональными состояниями, а также вопросы эффективности разработанной нами групповой психокоррекционной программы.
Материалы и методы
Нами проведено эмпирическое исследование на базе ФКУ ИК-2 УФСИН России по Рязанской области (исправительная колония строгого режима). В основную выборку включены 40 осужденных-инвалидов в возрасте 22-65 лет, что составляет 3,6% от общего числа осужденных (1098 человек по состоянию на 12.02.2020), отбывающих наказание в данной исправительной колонии. Из 40 человек в исследовании приняли участие 33 (82,5%), по физическим данным (отсутствие конечностей) не смогли участвовать 2 человека (5%), отказались от исследования 5 (12,5%) осужденных. Сформировать однородную выборку по возрастному признаку в условиях исправительного учреждения проблематично, так как осужденные с инвалидностью составляют низкий процент от общего числа отбывающих наказание. Из-за малочисленности каждой возрастной группы нет возможности сопоставить их между собой и подтвердить или исключить существование возрастных различий в особенностях эмоциональных состояний. В число наших задач не входило изучение возрастной специфичности.
Среди лиц, принявших участие в исследовании, присутствует следующее возрастное распределение: 20- 30 лет — 12,1%; 31-40 лет — 27,3%; 41-50 лет —36,4%; 51-60 лет — 15,1%; от 61 года — 9,1%.
Доминирующими статьями Уголовного кодекса Российской Федерации, по которым осуждены испытуемые, выступают ст. 105 ч. 1 «Убийство» (25,0%), ст. 111 ч. 4 «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью» (17,5%), ст. 158 чч. 1, 2 «Кража» (10,0%).
В качестве контрольной группы выступили осужденные, не имеющие инвалидности, в возрасте 25-53 лет, в количестве 70 человек.
В исследовании приняли участие 103 человека.
Для исследования эмоциональных состояний, связанных с достижением / недостижением цели, использовались следующие методы: 1) организационный — сравнительный; 2) эмпирические — опросник потребности в достижении Ю. М. Орлова, тест фрустрационных реакций С. Розенцвейга; 3) обработки данных — количественная обработка (и-критерий Манна-Уитни,
коэффициент ранговой корреляции Спирмена), качественная обработка (анализ и описание); 4) интерпретационный — структурный [16].
Результаты и обсуждение
Для сравнения выраженности показателей потребности в достижении и фрустрационных состояний сопоставлены результаты обследований основной (осужденные с инвалидностью) и контрольной (осужденные без инвалидности) групп.
Потребность в достижении у осужденных-инвалидов немного выше, чем в контрольной группе, однако статистически значимые различия по данной шкале не были выявлены (и = 910; р > 0,05). В контрольной группе социальная адаптивность (активность) выше, чем у лиц с инвалидностью. Это свидетельствует о том, что, несмотря на наличие самой потребности в достижении поставленных целей, осужденные-инвалиды не прибегают к активным мерам их реализации, недостаточно включаются в систему общественных отношений. При этом осужденные без инвалидности участвуют во многих видах общественной деятельности, даже не имея к ним высокой потребности. Но статистически значимых различий в степени социальной адаптивности между основной и контрольной группами не наблюдается (и = 963,5; р > 0,05).
В контрольной группе выше результаты по показателям Е — экстрапунитивной (и = 1065,0; р > 0,05) и I — интрапунитивной (и = 1064,5; р > 0,05) направленности реакций. Показатель М — импунитивной реакции выше у осужденных-инвалидов (и = 1093,5; р > 0,05).
Импунитивные реакции связаны с уклонением как от самообвиняющих упреков, так и от высказываний, сделанных другими людьми. Осужденные без инвалидности при возникновении фрустрирующих ситуаций либо занимаются поиском внешних причин препятствий, обвиняют других лиц либо испытывают собственную вину.
У осужденных без инвалидности выше результаты по шкале О^ — препятственно-доминантного типа реакции (и = 1083,0; р > 0,05). У осужденных-ин-
валидов выше результаты по другим шкалам: Е^ — эго-защитной (и = 1128,5; р > 0,05) и ^Р — необ-ходимостно-упорствующей (и=1121,0; р > 0,05) типов реакций.
Тип реакции осужденных в контрольной группе сочетается с их направленностью на фрустрирующую ситуацию: для лиц данной группы важен сам фактор фрустрации, сам «препятствующий» объект, который воспринимается ими как что-то очень негативное, заслуживающее наказания. Осужденные-инвалиды имеют немного пассивный тип реакции на трудности, который может проявляться в требовании помощи от других лиц в разрешении ситуации, отрицании собственной ответственности в данном случае или ожидании, что все разрешится самостоятельно с течением времени.
На втором этапе анализа данных с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена были изучены связи между показателями исследуемых шкал в каждой группе по отдельности.
Потребность в достижении в основной группе положительно коррелирует с интрапунитивной (г = 0,45, р < 0,01) и отрицательно с импунитивной (г = - 0,30) направленностями реакций: чем выше потребность в достижении, тем выше самообвиняющие состояния при возникновении фрустрации и ниже состояния уклонения от упреков, сделанных другими или самим собой (табл. 1).
В основной группе отрицательно коррелируют следующие показатели: степень социальной адаптивности и импунитивные реакции (г = - 0,39, р < 0,05); степень социальной адаптивности и необходимостно-упорствующий тип реакции (г = - 0,32, р < 0,05); экс-трапунитивные реакции с импунитивными (г= - 0,36, р < 0,05); интрапунитивные реакции с эго-защитными (г = - 0,34, р < 0,05); препятственно-доминантный тип с необходимостно-упорствующим (г = - 0,58, р < 0,001). Следовательно, чем выше у осужденных-инвалидов степень социальной адаптивности, тем ниже их склонность применять при фрустрирующей ситуации им-
Таблица 1. Корреляционные связи в основной выборке (Table 1. Correlations in the main sample)
Показатели Возраст Gcr E I M O-d E-d N-p Пд
Возраст 1,00 -0,24 -0,06 -0,05 0,15 0,19 -0,45** 0,23 -0,06
GCR -0,24 1,00 0,27 -0,02 -0,39* 0,37* 0,24 -0,32* 0,23
E -0,06 0,27 1,00 -0,69*** -0,36* -0,05 0,31* -0,18 -0,13
I -0,05 -0,02 -0,69*** 1,00 -0,30 -0,06 -0,34* 0,26 0,45**
M 0,15 -0,39* -0,36* -0,30 1,00 0,17 -0,12 0,06 -0,30
O-D 0,19 0,37* -0,05 -0,06 0,17 1,00 0,00 -0,58*** 0,14
E-D -0,45** 0,24 0,31 -0,34* -0,12 0,00 1,00 -0,70*** -0,21
N-P 0,23 -0,32* -0,18 0,26 0,06 -0,58*** -0,70*** 1,00 0,13
ПД -0,06 0,23 -0,13 0,45** -0,30 0,14 -0,21 0,13 1,00
Примечания: GCR — степень социальной адаптивности; Е — экстрапунитивная направленность; I — интрапунитивная направленность; М — импунитивная направленность; ^Р — необходимостно-упорствующий тип; Е^ — эго-защитный тип; О^ — препятственно-доминантный тип; ПД — потребность в достижении. Полужиром выделены статистически значимые корреляционные связи, * отмечены уровни статистической значимости: * — р<0,05; ** — р<0,01; *** — р<0,001.
Таблица 2. Корреляционные связи в контрольной выборке (Table 2. Correlations in the control sample)
Показатель Возраст Gcr E I M O-d E-d N-p Пд
Возраст 1,0 -0,04 -0,10 0,03 0,10 -0,03 0,12 -0,05 -0,04
GCR -0,04 1,00 0,29* -0,23 -0,14 0,10 0,49*** -0,44*** -0,24*
E -0,10 0,29* 1,00 -0,41** -0,66*** -0,02 0,39*** -0,35** -0,17
I 0,03 -0,23 -0,41*** 1,00 -0,33** 0,02 -0,29* 0,26* 0,11
M 0,10 -0,14 -0,66*** -0,33** 1,00 0,06 -0,20 0,15 0,09
O-D -0,03 0,10 -0,02 0,02 0,06 1,00 -0,23 -0,67*** -0,01
E-D 0,12 0,49*** 0,39*** -0,29* -0,20 -0,23 1,00 -0,50*** -0,20
N-P -0,05 -0,44*** -0,35** 0,26* 0,15 -0,67*** -0,50*** 1,00 0,16
ПД -0,04 -0,24* -0,17 0,11 0,09 -0,01 -0,20 0,16 1,00
пунитивные необходимостно-упорствующие типы реакции, при которых субъект, признавая свою ответственность, самостоятельно берется разрешить ситуацию, компенсировать потери, исправить положение.
Положительные связи наблюдаются между степенью социальной адаптивности и препятственно-доми-нантным типом реакции (г= 0,37, р < 0,05), экстрапуни-тивными и эго-защитными реакциями (г = 0,31, р < 0,05). Степень социальной адаптивности осужденных-инвалидов ниже, чем в контрольной выборке. При возникновении фрустрирующей ситуации для них свойственно подчеркивать сам факт наличия препятствия, его значимость или неблагоприятность.
Необходимо обратить особое внимание на наличие обратной связи между возрастом испытуемых с инвалидностью и эго-защитным типом реакции (г = -0,45, р < 0,01): чем старше осужденный, тем реже он стремится обвинять кого-то (в том числе себя) при возникновении препятствий при достижении цели, ответственность за последствия не перекладывает на других и не отрицает.
В контрольной группе отмечается наличие положительных связей между следующими показателями: эго-защитными типами реакций и степенью социальной адаптивности (г = 0,49, р < 0,001) и первых с экс-трапунитивными реакциями (г = 0,39, р < 0,001). Для осужденных без инвалидности характерно наличие высокой степени социальной адаптивности по сравнению с показателями основной группы. Это свидетельствует о том, что при возникновении трудностей они склонны обвинять других людей и внешние обстоятельства, либо самого себя или оправдывать объективного виновника ситуации субъектом (табл. 2).
Отрицательные корреляции характерны для пре-пятственно-доминантного и необходимостно-упор-ствующего типов реакций (г = - 0,67, р < 0,001), экс-трапунитивной и импунитивной реакций (г = - 0,66, р < 0,001), эго-защитного и необходимостно-упор-ствующего типов (г = - 0,50, р < 0,001), степени социальной активности и необходимостно-упорствующего типа (г = - 0,44, р < 0,001), экстрапунитивной и интра-пунитивной реакций (г = - 0,41, р < 0,001). В данном
случае обратные связи характерны для разных шкал методики (направленности и типа реакции).
Потребность в достижении в контрольной группе отрицательно коррелирует со степенью социальной адаптивности (г = - 0,24, р < 0,05), тогда как в основной выборке — с импунитивным типом реакции (г = - 0,30): чем выше потребность в достижении, тем ниже у осужденных с инвалидностью степень попыток уклониться от различных упреков, признать фрустрирующую ситуацию незначимой, а у осужденных без инвалидности — ниже уровень адаптации в социуме.
Таким образом, потребность в достижении цели у осужденных-инвалидов несколько выше, чем у лиц в контрольной группе, однако степень социальной активности последних превалирует над показателями представителей основной группы. Это свидетельствует о том, что осужденные, имеющие инвалидность, способны ставить перед собой различные цели (в медицинской, социальной, психологической сферах), намечать пути к их достижению, однако активных шагов по их реализации не предпринимают. Встречая препятствия, фрустрирую-щие ситуации, они стремятся придерживаться позиции, что со временем нормальный ход вещей принесет с собой исправление возникших трудностей.
Осужденные, не имеющие инвалидности, более склонны активно устанавливать социальные связи, участвовать в культурно-массовых мероприятиях, спортивных соревнованиях. Многие в этом не имеют потребности, а делают лишь для того, чтобы «скоротать» время в местах лишения свободы.Определенный процент осужденных, отбывающих наказание в исправительной колонии, не имеют четких целей, планов на будущее и при возникновении незначительных трудностей или фру-стрирующих ситуаций занимают внешнеобвиняющую позицию.
Выводы
1. Под эмоциональными состояниями осужденных-инвалидов, связанными с достижением (недостижением) цели, в исследовании понимаются переживание человеком своего отношения к результатам деятельности и к самому себе в момент выполнения действий по достижению поставленной цели.
2. Несмотря на повышенный уровень потребности в достижении, в группе осужденных с инвалидностью степень социальной адаптивности остается низкой, что связано с трудностями в преодолении фрустри-рующих факторов. Необходимо отметить, что среди осужденных, имеющих инвалидность, встречаются лица с низким социальным статусом, что затрудняет их положение в тюремном мире и является значимым препятствием при осуществлении действий по достижению цели.
3. Нами были выявлены не уровневые, а структурные различия при анализе данных: потребность в достижении в группах связана с различными показателями. Чем выше потребность в достижении, тем ниже импунитивные реакции в группе осужденных-инвалидов и степень социальной адаптивности в группе лиц без инвалидности.
4. Осужденные стараются противодействовать возникающим трудностям, надеясь на себя или на другого человека либо занимая нейтральную позицию ожидания, что «все само собой разрешится», что может
указывать на желание достичь цели вне зависимости от временных рамок.
Перспективы. Полученные данные позволяют расширить научные представления об эмоциональных состояниях осужденных-инвалидов, связанных с достижением (недостижением) цели. В дальнейшем планируется изучение выявления взаимосвязи между эмоциональными состояниями, связанными с прогнозом и ожиданием, эмоциональными состояниями, связанными с достижением (недостижением) цели, и коммуникативными эмоциональными состояниями, а также эффективности разработанной нами групповой психокоррекционной программы с осужденными-инвалидами, отбывающими наказание в исправительной колонии строгого режима. Дополнительно возможно проведение исследования на выборке, целиком укладывающейся в один возрастной период, что позволит считать выявленные черты относящимися к данному возрастному периоду, а также изучение возрастной динамики эмоциональных состояний осужденных-инвалидов.
Список литературы
1. Андерсон Д. В. Адаптация осужденных инвалидов к условиям лишения свободы: постановка проблемы // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. 2017. № 1(39). С. 170-173.
2. Лаврентьева И. В. Зарубежные психокоррекционные программы в ресоциализации осужденных (на примере Великобритании) // Человек: преступление и наказание. 2015. № 2(89). С. 48-53.
3. Давыдова Н. В., Данилин Е. М., Дикопольцев Д. Е. Особенности отбывания наказания инвалидами и лицами с ограниченными возможностями // Уголовное наказание в России и за рубежом: проблемы назначения и исполнения (к 10-летию принятия Европейских пенитенциарных правил) : сб. мат-лов междунар. науч.-практ. конф. М., 2017. С. 59-63.
4. Дмитриев Ю. А., Казак Б. Б. Пенитенциарная психология. Ростов н/Д, 2007. 681 с.
5. Владимирова О. А. Инвалиды, осужденные к лишению свободы: проблемы социальной защиты и реабилитации // Уголовно-исполнительная система на современном этапе: взаимодействие науки и практики : мат-лы междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. А. А. Вотинова. Самара, 2016. С. 135-138.
6. ЗаборовскаяЮ. М. Проблема ресоциализации осужденных к лишению свободы инвалидов и лиц пожилого возраста // Уголовно-исполнительная система на современном этапе: взаимодействие науки и практики. Самара, 2016. С. 235-237.
7. Скрипка Л. В. Корреляционный анализ эмпирического исследования деформации эмоционально-волевой сферы личности впервые осужденных, отбывающих наказание в колонии общего и строгого режимов // Актуальные проблемы назначения и исполнения уголовных наказаний : мат-лы междунар. науч.-практ. конф. Псков, 2015. С. 173-182.
8. Гусарова А. Н., Коснова О. Е. Влияние коррекционной работы на эмоционально-волевую сферу осужденных, нарушающих установленный режим содержания // Психологическое знание в контексте современности: теория и практика : сб. статей по мат-лам VII Всеросс. науч-практ. конф. Йошкар-Ола, 2017. С. 150-153.
9. Ильин Е. П. Психофизиология состояний человека. СПб., 2005. 412 с.
10. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы, эмоции. М., 1971. С. 35-39.
11. Watson J. B. A schematic outline of the emotions. Psychological Review. 1919. Vol. 26(3). Pp. 165-196.
12. Watson J. B., Rayner R. Conditioned emotional reactions. Journal of experimental Psychology. 1920. № 3(1). Pp. 1-14.
13. Jones M. C. A laboratory study of fear: The case of Peter. Pedagogical Seminary. 1924. № 31. Pp. 308-315.
14. Seligman M. E. On the generality of the laws of learning. Psychological review. 1970. № 77. Pp. 406-418.
15. Seligman M. E., Maier S. F. Failure to escape traumatic shock. Journal of experimental Psychology. 1967. Vol. 74(1). Pp. 1-9.
16. Леонова Е. В. Качественные и количественные методы исследования в психологии : учебник. Калуга, 2017. 411 c.
Поступила 29.12.2020; одобрена после рецензирования 30.01.2021; принята к публикации 27.02.2021.
Scientific and Practical Article
UDC 159.96 © N. N. Аligaeva, 2021
DOI: 10. 24412/1999-6241-2021-3-86-299-306
5.3.5 Social Psychology, Political and Economic Psychology
Features of the Emotional States of Convicts with Disabilities associated with the Achievement or Non-Achievement of the Goal
Nigar N. Aligaeva 1,
post-graduate student of the chair of General and Legal Psychology. ORCID ID: 0000-0002-1239-1892. E-mail: [email protected] ' Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky, 26 Stepan Razin str., Kaluga, 248023, Russia
Abstract
Introduction. Disabled convicts, being one of the most vulnerable categories of persons in a correctional institution, require special attention because they experience difficulties in adaptation due to their oppression by stronger persons, which often leads to the development of destructive (including suicidal) behaviour. Organization of planned activities is one of the factors of successful adaptation, and emotional states are obvious indicators of the effectiveness of the performed actions. The purpose of this study is to identify the features of emotional states typical for disabled convicts serving sentences in a strict regime penal colony, which will ensure the development of a model of a group psychocorrectional program for persons with disabilities of different age categories in future, and through this it will be possible to optimize the emotional state by influencing the patterns of interpersonal interaction. Materials and Methods. In this study, the following empirical methods were used: Yu. M. Orlov questionnaire of the need to achieve, S. Rosenzweig's frustration test, as well as quantitative (Mann-Whitney U-test, Spearman's rank correlation coefficient) and qualitative processing (analysis and description). Results and Discussion. In the course of this study it was revealed that the need to achieve the goal among disabled convicts is slightly higher than among persons in the control sample, but the degree of social adaptivity of convicts without disabilities prevails over the indicators of representatives of the main sample. This proves that convicts with disabilities are able to set various goals (in the medical, social, psychological spheres), outline the ways to achieve them, but they do not take active steps to implement them. When frustrating situations arise, they tend to adhere to the position that over time the normal course of events will correct the difficulties that have arisen. Conclusions. The peculiarities of the emotional states of convicts associated with the achievement / non-achievement of the goal identified in the course of the study make it possible to develop a model of the psychocorrection program based on the activity approach.
Keywords: emotional states; emotions; need for achievement; goal; motives; disabled convicts; correctional institutions.
Citation: Аligaeva N. N. Features of the Emotional States of Convicts with Disabilities associated with the Achievement or Non-Achievement of the Goal. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2021. Vol. 26, No. 3(86). Pp. 299-306. (In Russ.) DOI: 10. 24412/1999-6241-2021-3-86-299-306
References
1. Anderson D. V. Adaptation of Convicted Invalids to Conditions of Imprisonment: formulating the problem. Bulletin of Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafiev. 2017. No. 1(39). Pp. 170-173. (In Russ.)
2. Lavrentieva I. V. Foreign Psychocorrectional Programs in the Resocialization of Convicts (on the example of Great Britain). Man: Crime and Punishment. 2015. No. 2(89). Pp. 48-53. (In Russ.)
3. Davydova N. V., Danilin E. M., Dikopoltsev D. E. Features of Serving Sentences by the Disabled. Criminal Punishment in Russia and abroad: problems of imposing and execution (to the 10th anniversary of the adoption of the European Penitentiary Rules). Moscow, 2017. Pp. 59-63. (In Russ.)
4. Dmitriev Yu. A., Kazak B. B. Penitentiary Psychology. Rostov-on-Don, 2007. 681 p. (In Russ.)
5. Vladimirova O. A. Disabled persons Sentenced to Imprisonment: Problems of Social Protection and Rehabilitation. Penal System at the present stage: Interaction between Science and Practice. Samara, 2016. Pp. 135-138. (In Russ.)
6. Zaborovskaya Yu. M. The problem of Resocialization of Disabled Persons and Elderly Persons Sentenced to Imprisonment. Penal System at the present stage: Interaction between Science and Practice. Samara, 2016. Pp. 235-237. (In Russ.)
7. Skripka L. V. Correlation Analysis of an Empirical Study of the Deformation of the Emotional-Volitional Sphere of the Personality among first-time Convicts serving Sentences in a Colony of General and Strict Regimes. Actual problems of imposing and execution of criminal sentences. 2015. Pp. 173-182. (In Russ.)
8. Gusarova A. N., Kosnova O. E. The Influence of Correctional Work on the Emotional-Volitional Sphere of Convicts who Violate the Established Regime of Detention. Psychological knowledge in the context of modernity: theory and practice. Yoshkar-Ola, 2017. Pp. 150-153. (In Russ.)
9. Ilyin E. P. Psychophysiology of Human States. St. Petersburg, 2005. 412 p. (In Russ.)
10. Leontiev A. N. Needs, Motives, Emotions. Moscow, 1971. Pp. 35-39. (In Russ.)
11. Watson J. B. A schematic outline of the emotions. Psychological Review. 1919. Vol. 26(3). Pp. 165-196.
12. Watson J. B., Rayner R. Conditioned emotional reactions. Journal of experimental psychology. 1920. No. 3(1). Pp. 1-14.
13. Jones M. C. A laboratory study of fear: The case of Peter. Pedagogical Seminary. 1924. No. 31. Pp. 308-315.
14. Seligman M. E. On the generality of the laws of learning. Psychological review. 1970. No. 77. Pp. 406-418.
15. Seligman M. E., Maier S. F. Failure to escape traumatic shock. Journal of Experimental Psychology. 1967. Vol. 74(1). Pp. 1-9.
16. Leonova E. V. Qualitative and Quantitative Research Methods in Psychology. Textbook. Kaluga, 2017. 411 p. (In Russ.)
Submitted: 29.12.2020; approved after reviewing: 30.01.2021; accepted for publication: 27.02.2021.