Научная статья на тему 'Адаптация осужденных к условиям исправительного учреждения как благоприятный фактор воспитательного процесса'

Адаптация осужденных к условиям исправительного учреждения как благоприятный фактор воспитательного процесса Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
308
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ДЕЗАДАПТИРОВАННЫЕ ОСУЖДЕННЫЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМФОРТ / ПЕРЕВОСПИТАНИЕ / EDUCATIONAL PROCESS / NONADAPTED CONVICTS / PSYCHOLOGICAL PROTECTION / EMOTIONAL COMFORT / RE-EDUCATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жильцова Юлия Владимировна

Введение. Лишение свободы является для человека неестественным состоянием. Попав в исправительное учреждение, личность утрачивает определенные привычки, умения, навыки, социально значимые связи. Далее человек, отделенный от общества, приспосабливается к новому окружению с помощью различных социальных средств, усвоения нравственных норм, ценностей и правил, адаптируясь к изменившейся среде. Цель исследования изучение влияния воспитательного процесса на адаптацию осужденных к условиям исправительного учреждения. Методика и организация исследования: исследование 60 осужденных исправительных учреждений г. Рязани проводилось в четыре этапа, были использованы анкетирование, психодиагностические методики: тест-опросник на социализированность личности по М.И. Рожкову, методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда, опросник М. Селигмана «Тест на оптимизм». Результаты исследования и их обсуждение: были выявлены особенности адаптации осужденных в зависимости от их отношения к воспитательному процессу, осуществлено экспериментальное исследование влияния процесса адаптации на успешность воспитательного процесса в исправительном учреждении. Выводы: результативность воспитательного процесса в исправительном учреждении тесно связана с успешностью приспособления личности осужденного к условиям отбывания наказания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Жильцова Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Adaptation of convicts to conditions of correctional institution as a favorable factor of educational process

Introduction. Deprivation of liberty is unnatural condition for a person. Having got to correctional facility, the personality loses certain habits, abilities, skills, socially important communications. Next, a person separated from society adapts to the new environment through various social means, the learning of moral norms, values and rules, adapting to the changed environment. The purpose of the study is to study the impact of the educational process on the adaptation of convicts to the conditions of the correctional institution. The methodology and organization of the study: the research of 60 convicts of correctional facilities of Ryazan was carried out in four steps, questioning, psychodiagnostic techniques were used: the test questionnaire on a socialization of the personality according to M.I. Rozhkov, a technique of diagnostics of social and psychological adaptation of K. Rogers and R. Daymond, M. Seligman's questionnaire "Optimism test". Research results and discussion: peculiarities of adaptation of convicts depending on their attitude to the educational process were revealed, experimental study of the impact of the adaptation process on the success of the educational process in the correctional institution was carried out. Conclusions. The correctional institution educational process is closely related to the success of the adaptation of convicted person to the conditions of serving the sentence.

Текст научной работы на тему «Адаптация осужденных к условиям исправительного учреждения как благоприятный фактор воспитательного процесса»

программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры». - URL : https://base.garant.ru/71721568/ (дата обращения 01.01.2018).

REFERENCES

1. Ageevets, A.V., Efimov-Komarov, V.Yu., Efimova-Komarova, L.B. and Puchkova, M.V. (2017), "Competency orientation of the implementation of two disciplines in physical education and sport in the framework of the new FSES HE", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (144), pp. 9-13.

2. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated 05.04.2017 No. 301 "On approval of the Procedure for the organization and implementation of educational activities for educational programs of higher education - undergraduate programs, specialty programs, master's programs", available at: https://base.garant.ru/71721568/.

Контактная информация: ageevets59@mail.ru

Статья поступила в редакцию 09.01.2020

УДК 376.63

АДАПТАЦИЯ ОСУЖДЕННЫХ К УСЛОВИЯМ ИСПРАВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК БЛАГОПРИЯТНЫЙ ФАКТОР ВОСПИТАТЕЛЬНОГО

ПРОЦЕССА

Юлия Владимировна Жильцова, кандидат психологических наук, доцент, Академия

Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, Рязань

Аннотация

Введение. Лишение свободы является для человека неестественным состоянием. Попав в исправительное учреждение, личность утрачивает определенные привычки, умения, навыки, социально значимые связи. Далее человек, отделенный от общества, приспосабливается к новому окружению с помощью различных социальных средств, усвоения нравственных норм, ценностей и правил, адаптируясь к изменившейся среде. Цель исследования - изучение влияния воспитательного процесса на адаптацию осужденных к условиям исправительного учреждения. Методика и организация исследования: исследование 60 осужденных исправительных учреждений г. Рязани проводилось в четыре этапа, были использованы анкетирование, психодиагностические методики: тест-опросник на социализированность личности по М.И. Рожкову, методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда, опросник М. Селигмана «Тест на оптимизм». Результаты исследования и их обсуждение: были выявлены особенности адаптации осужденных в зависимости от их отношения к воспитательному процессу, осуществлено экспериментальное исследование влияния процесса адаптации на успешность воспитательного процесса в исправительном учреждении.

Выводы: результативность воспитательного процесса в исправительном учреждении тесно связана с успешностью приспособления личности осужденного к условиям отбывания наказания.

Ключевые слова: воспитательный процесс, дезадаптированные осужденные, психологическая защита, эмоциональный комфорт, перевоспитание.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.1.p131-135

ADAPTATION OF CONVICTS TO CONDITIONS OF CORRECTIONAL INSTITUTION AS A FAVORABLE FACTOR OF EDUCATIONAL PROCESS Yulia Vladimirovna Zhiltsova, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, the Academy of the Federal Penal Service, Ryazan

Abstract

Introduction. Deprivation of liberty is unnatural condition for a person. Having got to correctional facility, the personality loses certain habits, abilities, skills, socially important communications. Next, a person separated from society adapts to the new environment through various social means, the learning of

moral norms, values and rules, adapting to the changed environment. The purpose of the study is to study the impact of the educational process on the adaptation of convicts to the conditions of the correctional institution. The methodology and organization of the study: the research of 60 convicts of correctional facilities of Ryazan was carried out in four steps, questioning, psychodiagnostic techniques were used: the test questionnaire on a socialization of the personality according to M.I. Rozhkov, a technique of diagnostics of social and psychological adaptation of K. Rogers and R. Daymond, M. Seligman's questionnaire "Optimism test". Research results and discussion: peculiarities of adaptation of convicts depending on their attitude to the educational process were revealed, experimental study of the impact of the adaptation process on the success of the educational process in the correctional institution was carried out.

Conclusions. The correctional institution educational process is closely related to the success of the adaptation of convicted person to the conditions of serving the sentence.

Keywords: educational process, nonadapted convicts, psychological protection, emotional comfort, re-education.

Теоретическая и практическая деятельность подтверждает то, что результативность воспитательного процесса в исправительном учреждении тесно связана с успешностью приспособления личности к условиям отбывания наказания. Социальная адаптация осужденных проявляется как с позитивной стороны, так и с негативной. Негативный аспект адаптации проявляется в иждивенческой позиции осужденных в исправительном учреждении, которая становится для них нормой. При положительной адаптации происходит формирование социально полезных качеств, умений, навыков, способствующих успешной ре-социализации осужденных.

Процесс адаптации личности осужденного к новой среде постоянно связан с возникновением проблем, которые обусловливаются тем, что у личности существенно сужаются границы коммуникации и появляются негативные психические состояния. Различным по времени и по содержанию процесс адаптации будет для каждого нарушившего закон в зависимости от его типа личности, темперамента, характера и способности приспосабливаться к режиму, специфическим правилам в местах лишения свободы. Адаптация осужденного происходит при активной роли индивидуального сознания, при осознанной необходимости исправления на основании предъявляемых требований, когда он начинает принимать самостоятельное участие в процессе своего исправления [2].

Ряд не только объективных, но и субъективных причин влияет на успешность процесса адаптации. Факт изоляции от общества носит воспитательное значение, так как влияет на осознание осужденными вины за совершенное правонарушение. Здесь важно умение сотрудника-воспитателя снять внутренний негатив и сопротивление требованиям и перенаправить активность осужденного на достижение общественно значимых целей.

Успешность воспитательного процесса в конкретном исправительном учреждении зависит от системы взаимоотношений и связей, сложившихся в среде сотрудников, в среде осужденных, также и от характера отношений сотрудников с осужденными. Таким образом, в исправительном учреждении социально-психологический климат может как препятствовать, так и благоприятно влиять на процесс адаптации осужденных, тем самым либо замедлять, либо стимулировать воспитательный эффект [2].

Не все осужденные способны приспособиться к условиям отбывания наказания, неадаптированные осужденные находятся под влиянием постоянного стресса. Примерно треть осужденных для восстановления разрушенных или слабых механизмов приспособления нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении. У них вырабатывается психологическая защита как часть психологической адаптации. Самой распространенной является установка на то, что их наказание несправедливо, так как они считают свое преступное деяние незначительным, а себя невиновными. Происходит вытеснение негативных воспоминаний из сознания осужденных, придумывание положительных «легенд». Это провоцирует конфликты с администрацией и с социумом и затрудняет процесс перевоспитания [1]. С педагогической точки зрения, условия мест лишения свободы являются экстремальными, поскольку они определяются угрозой жизни, ограниченностью

информации, одиночеством, групповой изоляцией, монотонностью, последовательностью ритма сна и пробуждения. Когда человек выходит из кризиса, он переоценивает смысл жизни, иначе он определяет свой собственный путь и место в жизни. Это проявляется психологическая переадаптация. Интересно то, что значимую роль в успешности воспитательного процесса играют черты характера - самые устойчивые личностные конструкты. Изучение характерологических отличительных черт дает возможность выявить связь между некоторыми показателями уровня самоопределения личности, например, несогласованность намерений и интересов личности приводит к недоразумениям и конфликтам.

Изучая особенности адаптации в воспитательном процессе у осужденных, мы установили следующее: 2% осужденных оценивают свое психологическое состояние как безысходное, их беспокоит отчаяние, страх, 2% осужденных испытывают душевный дискомфорт, 23% ощущают озабоченность, тревогу, тоску, у 26% преобладает оптимистич-ность и спокойствие, 47% обследуемых имеют нормальное, ровное состояние. 24% осужденных чувствовали себя дискомфортно, испытывали страх и тревогу в первые недели пребывания в отряде, 73% ответили, что обычно, а 3% знакомились с авторитетными людьми. 84% осужденных принимают участие в общественной жизни колонии, а 16% -предпочитают оставаться незамеченными. 73% обследуемых ответили, что стремятся быть в окружении с положительными людьми, в общении добры, искренне и не конфликты, а 27% - стремятся быть в одиночестве, в общении агрессивны. 8% осужденных причиняли себе самоповреждения, в большинстве случаев из-за провокаций со стороны сотрудников. 70% считают, что позитивные мысли играют важную, положительную роль в жизни человека, 15% осужденных ответили, что позитивные мысли придают человеку самоуверенности, 15% считают, что позитивные мысли не играют роли в жизни человека. 94% респондентов, считают, что они обладают позитивным мышлением, 6% - негативным.

На основе анкетных данным нам удалось распределить осужденных на две группы: адаптированные и дезадаптированные осужденные. Благодаря полученным данным, мы можем сделать вывод, что 58% испытуемых имеют высокий уровень адаптации и для них характерно то, что они чувствуют себя уверенно в любой малознакомой ситуации, новой обстановке, не чувствуют скованности, напряжения, легко вливаются в коллектив. С низким уровнем адаптации выявлено 41% испытуемых, для которых характерно то, что они чувствуют себя неуверенно, не умеют налаживать контакт с людьми, часто являются конфликтными личностями с суицидальными наклонностями. Адаптированные осужденные в основном являются умеренно оптимистичными 43%, 7% весьма оптимистичными, средний показатель имеют 30% осужденных. Среди адаптированных лиц, склонных к пессимизму, оказалось 20%. Это свидетельствует о том, что большинство хорошо адаптированных осужденных более склонны к позитивным объяснениям жизненных ситуаций и перевоспитанию. Дезадаптированные осужденные являются в большей степени умеренно пессимистичными - 44%, 28% имеют средний показатель, 4% весьма пессимистичны, таким образом, большинство осужденных с низкой адаптацией видят свое будущее в мрачных тонах, не испытывают позитивных ожиданий в преодолении трудностей и чаще отличаются пассивным и избегающим поведением, не видят смысла в перевоспитании Анализ полученных данных показывает, что оптимистический настрой на процесс перевоспитания взаимосвязан с адаптацией осужденных. Достоверность данного результата опирается на применении ^критерия Стьюдента, асимптотическая значимость которого 0,00476.

Для определения уровня адаптации осужденных нами была использована методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда. По результатам, мы можем видеть, что средние показатели "адаптивности" у осужденных с положительным отношением к перевоспитанию расположены в пределах нормы (75%), свидетельствуют об успешной адаптации к изменяемым условиям среды. Средняя шкала "дезадаптации" показывает, что осуждённые (61% - отклонение от нормы), имеющие негативное отношение к процессу воспитания, плохо приспособлены к социальным условиям.

Среди осужденных, имеющих положительное и отрицательное отношение к воспитательному процессу, уровень принятия других (показатель 37%) входит в зону среднего значения, то есть принятие других зависит от большинства факторов и показывает, что осуждённые терпимы к людям и способны принимать их такими, какие они есть. У обследуемых с преобладающим оптимистическим настроем (26%) на воспитательный процесс шкала «Эмоциональный комфорт» по показателям превосходит шкалу «эмоциональный дискомфорт» (15%), что указывает на спокойствие, не конфликтность, самоуверенность, оптимизм. Опрошенные (25%) с негативным отношением к образовательному процессу "Эмоциональный дискомфорт" превышают шкалу "эмоциональный комфорт (19%), что говорит о нестабильности, тревожности, неуверенности, обиде, конфликте, напряжении, пессимизме. Умеренность шкалы "внутреннего контроля" показывает, что осужденные (46%), имеющие позитивный настрой, способны на управление собой и своими действиями, рассчитывают на свои силы, умеют трудиться, настойчивы, активны, энергичны. Однако у респондентов с негативным отношением (17%) наблюдается неспособность принимать решения, смущение, неспособность работать без внешнего вмешательства снаружи. Слабость шкал "принятие себя" (у 21% опрошенных) и непринятия себя" (у 18% опрошенных), расположены ниже нормы, указывает на то, что есть сомнения, неопределенность, беспомощность, презрение к себе. Это может быть связано с социальной неполноценностью и виновностью. У респондентов-пессимистов обнаружено отклонение по шкале «ведомость». 20%, что свидетельствует о мягких отношениях с окружающими, уступках, готовности быть подчиненными, а не становиться лидерами, неспособности освободиться от влияния других, отсутствии веры. С другой стороны, опрошенные оптимисты (38%) стремятся стать лидерами, чаще всего находятся в центре внимания. По шкале "эскапизм" зафиксирован показатель выше среднего (22% и 20%), указывающий на снятие, обоснование неудач внешними обстоятельствами, мечтание, длительный опыт обиды, как у осужденных с негативными, так и позитивными мыслями.

Так, анализ средних значений по методу социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда показал, что осуждённые, имеющие негативное отношение к воспитательному процессу, имеют уровень социально-психологической адаптации с различными отклонениями ниже нормы. Это свидетельствует о неэффективной адаптации к условиям изоляции, с приобретением и закреплением негативных качеств. Поэтому их ждут негативные оценки и неблагоприятное отношение, агрессивные реакции, угрозы самоуважению. А вот осужденные, которые положительно относятся к процессу воспитания, адаптировались достаточно быстро. Итак, наблюдается значимая взаимосвязь между показателями социализированности и позитивным отношением к воспитательному процессу. Осужденные, обладающие позитивным отношением, более приспособлены к переменам в их жизнедеятельности, чем осужденные, которые не обладают позитивным настроем.

Таким образом, результативность воспитательного процесса напрямую зависит от уровня адаптации осужденного к условиям исправительного учреждения, включая общее знание официальных правил поведения в исправительном учреждении, знание неформальной структуры среды осужденных, оценку и избирательное принятие действующих правил и требований (формирование мнения), определение собственной тактики поведения (формирование планов), осуществление выбранной тактики поведения (самоактуализация), занятие реального положения в исправительном учреждении, завершение процесса адаптации (самоутверждение), перевоспитание.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арзамиева, Х.У Психологические защиты как механизмы социально-психологической адаптации осужденных к местам лишения свободы / Х.У Арзамиева // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2018. - № 1. - С. 9-14.

2. Жильцова Ю.В. Формирование нравственных понятий как способ самореализации личности / Ю.В. Жильцова // Психологические проблемы самореализации современной молодежи :

материалы VI Международного семинара молодых ученых и аспирантов. - Тамбов, 2014. - С. 171175.

REFERENCES

1. Arzamieva, Kh.U. (2018), "Psychological protection as mechanisms of socio-psychological adaptation of convicted persons to places of deprivation of liberty", Journal ofthe Altai Academy ofEconomics and Law, No. 1, pp. 9-14.

2. Zhiltsova, Yu.V. (2014), "Formation of moral concepts as a way of self-realization of personality", Psychological Problems of Self-Realization ofModern Youth: materials of the VI International Seminar of Young Scientists and Postgraduate Students, Tambov, pp. 171-175.

Контактная информация: orekh7@mail.ru

Статья поступила в редакцию 28.01.2020

УДК 796.011

ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ КУРСАНТОВ В УСЛОВИЯХ УЧЕБНОГО ЦЕНТРА

Петр Михайлович Жолнин,

Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск

Аннотация

Статья посвящена методике оценки и интерпретации результатов при их применении в процессе формирования физической подготовленности посредством тяжелоатлетических упражнений при работе с курсантами учебного центра. Целью исследования является разработка и обоснование методики специальной физической подготовки посредством тяжелоатлетических упражнений курсантов срочной службы. Данная цель достигается решением задач по изучению состояния проблемы физической подготовки курсантов военного учебного центра, разработке и проверке экспериментальным путем методики физической подготовки и обоснование ее эффективности. Методами исследования являлись поиск, обобщение и анализ литературных источников, тестирование, наблюдение, констатирующий эксперимент и математический анализ полученных данных. Практическая значимость исследования заключается в разработке программы физической подготовки военнослужащих средствами тяжелоатлетических упражнений, позволяющей значительно повысить показатели при сдаче контрольных нормативов. Результаты работы могут применяться на практических занятиях по физической подготовке в учебных центрах и военных образовательных учреждениях. Исследование проводились на базе военного учебного центра г. Челябинска. Выборку эксперимента составили 346 юношей, проходящих службу по призыву. В ходе исследования выявлено, что при применении предложенной программы повышается результативность выполнения упражнений на силу, скоростные показатели и выносливость.

Ключевые слова: оценка, развитие, физическая подготовка, курсанты, эффективность, тяжелая атлетика.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.1.p135-140

EVALUATION OF DEVELOPMENT OF PHYSICAL PREPAREDNESS OF CADETS IN THE CONDITIONS OF THE EDUCATIONAL CENTER Peter Mikhailovich Zholnin,

Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk

Abstract

The article is devoted to the methodology for evaluating and interpreting the results under their application in the process of forming physical fitness through weightlifting exercises when working with cadets of the training center. The aim of the study is to develop and justify the methods of special physical training through weightlifting exercises of cadets of military service. This goal is achieved by solving the problems of studying the state of the problem of physical training of cadets of the military training center,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.