Научная статья на тему 'Психологическое сопровождение детей группы риска'

Психологическое сопровождение детей группы риска Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
611
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ПОДРОСТКИ ГРУППЫ РИСКА / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / ПСИХОКОРРЕКЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Илатовская Лариса Анатольевна

Подростковый возраст важный этап формирования личности человека. Именно в этом возрасте появляется интерес к собственному внутреннему миру, возникает желание понять, лучше узнать себя. Возникает острое чувство «Я». Вместе с тем подросткам трудно думать и говорить о себе, что приводит, с одной стороны, к повышенной тревожности и возникновению чувства неуверенности в себе, а с другой стороны к агрессии и неадекватно-разрушительному поведению. Такие подростки попадают в группу риска. В связи с этим, исключительно важное значение приобретает качественная психологическая помощь, направленная на формирование у таких подростков коммуникативных навыков и моделей конструктивного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological support of children at risk

The program of work with teens at risk «Joy of relations» of Velikiy Ustiug center for psychological, medical and social support.

Текст научной работы на тему «Психологическое сопровождение детей группы риска»



Психологическое сопровождение детей группы риска

Лариса Анатольевна Илатовская,

педагог-психолог Великоустюгского центра психолого-медико-социального сопровождения

О

Подростковый возраст — важный этап формирования личности человека. Именно в этом возрасте появляется интерес к собственному внутреннему миру, возникает желание понять, лучше узнать себя. Возникает острое чувство ««Я». Вместе с тем подросткам трудно думать и говорить о себе, что приводит, с одной стороны, к повышенной тревожности и возникновению чувства неуверенности в себе, а с другой стороны — к агрессии и неадекватно-разрушительному поведению. Такие подростки попадают в группу риска. В связи с этим, исключительно важное значение приобретает качественная психологическая помощь, направленная на формирование у таких подростков коммуникативных навыков и моделей конструктивного поведения.

• подростковый возраст • подростки группы риска • девиантное поведение • психолого-педагогическая помощь • психокоррекция

Изучением проблемы ухудшающегося положения семьи и ребёнка в российском обществе занимаются сегодня многие учёные, педагоги, психологи, социальные работники. Теоретические и практические исследования этой проблемы представлены в работах И.А. Фурманова (6), Т.И. Шульги, Л.Я. Олиференко, А.В. Быкова (7), Е.Е. Даниловой (1), Е.А. Стребелевой (5), Н.А. Рыч-ковой (4), М.М. Кравцовой (2), А.М. Прихожан, Н.Н.Толстых (3) и др. Данные исследования подтверждают вывод о нестабильном социально-экономическом положении России последних лет. Ухудшение условий жизни населения приводит к существенным изменениям социального статуса семьи, росту детской безнадзорности и беспризорности, девиантному (отклоняющемуся) поведению детей и подростков. Увеличивается число семей, в которых родители недобросовестно выполняют свои функции по заботе и воспитанию, что приводит к увеличению брошенных и обездоленных детей.

-е-

Растёт число детей, которые занимаются бродяжничеством и попрошайничеством.

Вот данные, полученные Н.Е. Буториной (4, с.14) при изучении группы подростков с различными типами девиантного поведения: 48,5% из них воспитывались в крайне неблагополучных семейных условиях; 31,5% — «формально неблагополучные семьи», в которых выявлены самые разнообразные типы аномального воспитания; 43% поведенческих девиаций наблюдались у подростков с микросоциальной педагогической запущенностью; 20% — с различными пато-характерологическими формированиями личности и лишь 3% подростков страдали психическими заболеваниями».

Таким образом, семейный микроклимат, особенности воспитания и взаимодействия внутри семьи оказывают огромное и решающее влияние на психическое и физиологическое состояние ребёнка. Дети, которые находятся в тяжёлых семейных условиях жизни, составляют группу риска и требуют специализированной квалифицированной психологической помощи.

Анализ обращений детей, родителей и педагогов в ГОУ «Велико-устюгский центр психолого-медико-социального сопровождения», проведённые диагностические исследования позволяют классифицировать нарушения и проблемы подростков в пять основных групп:

1. Нарушения в сфере поведения: расторможенность и гиперактивность; повышенная тревожность и пассивность; агрессивность, насильственные, разрушительные действия (драки, грабежи, порча имущества); нарушение социальной приспособляемости (поведение, выходящее за рамки принятых норм); стойкое непослушание, негативизм, реакции протеста, уходы из школы, угрозы ухода; уходы из дома и бродяжничество; суицидальное поведение (фантазии, мысли, высказывания, угрозы, тенденции и действия, связанные с лишением себя жизни); употребление алкоголя, курение; корыстные действия (мелкие кражи, спекуляция, вымогательство); систематическое пребывание в асоциальных группах; уклонение от учёбы и трудовой деятельности.

2. Нарушения в эмоционально-волевой сфере: эмоциональная слабость — плаксивость; эмоциональная лабильность; стойкое пониженное настроение (субдепрессия); страхи и переживания; постоянно повышенное, «дурашливое» эмоциональное состояние.

3. Неврологические нарушения здоровья: энурез; невротические реакции; нарушение сна; невроз навязчивых движений; заикание и пр.

4. Проблемы развития познавательной сферы: умственная отсталость; низкий уровень развития когнитивной деятельности (мышления, внимания, памяти и т.д.); отсутствие познавательной мотивации.

5. Нарушения в сфере общения: застенчивость; замкнутость; грубость в общении, нецензурная брань; запинки в речи и заикание; отказ от речевого общения.

Практический опыт работы психолога по данным проблемам позволяет сделать вывод о том, что в последние годы постоянно увеличивается количество детей с нарушениями в сфере поведения и общения.

Для организации работы психолога с такими подростками была разработана программа «Радость отношений».

Цель программы: способствовать формированию социально-психологической компетентности подростков, навыков конструктивного поведения и взаимодействия с собой и окружающими людьми.

Для достижения поставленной цели необходимо решение таких задач: расширить представления подростков о собственной личности, активизировать механизмы самопознания; развивать у детей и их родителей навыки конструктивного поведения и общения в ситуациях взаимодействия друг с другом, умения эффективно разрешать конфликты; способствовать снижению тревожности, эмоционально-психического напряжения у подростков.

В целом, психокоррекционный комплекс программы состоит из пяти блоков:

1. Диагностический блок, цель которого — диагностика особенностей развития личности, выявление факторов риска, формирование общей программы психологической коррекции.

2. Установочный блок направлен на побуждение желания взаимодействовать и сотрудничать с другими, снятие излишней тревожности, повышение уверенности в себе, формирование атмосферы психологической безопасности и доверия.

3. Коррекционный блок призван решать задачи гармонизации и оптимизации развития подростка, овладения определёнными навыками взаимодействия, общения и поведения.

4. Итоговый блок — закрепление полученных знаний и навыков, рефлексия изменений, закрепление мотивации личностного саморазвития.

5. Блок оценки эффективности коррекционного воздействия, позволяющий измерить психологическое содержание и динамику реакций, стабилизировать позитивные установки и формы поведения и общения, перенести их в привычную систему взаимодействия с окружающими людьми.

Диагностический инструментарием программы «Радость отношений» составляет набор методик: опросник Леонгарда — Шмишека, шкала самооценки Спилбергера — Ханина, опросник Айзенка, методика А. Прихожан «Мотвация и тревожность», методика первич-

ной диагностики и выявления детей группы риска М.И. Рожкова, М.А. Ковальчук, методика К. Томаса «Поведение в конфликтных ситуациях», опросник «КОС — 1» В.В. Синявского, Б А. Федори-шина и пр.

Диагностика проводится дважды: до начала коррекционно-разви-вающей работы и после её завершения. Если требуется, возможна и промежуточная диагностика.

В ходе реализации программы использованы следующие методы и приёмы: ролевые игры; групповые дискуссии и «мозговые штурмы»; игровая терапия; арт-терапия; музыкотерапия; выступления и спектакли, сочинение историй; когнитивно-поведенческая терапия; метод выразительных движений (проигрывание этюдов, изучение поз, походок, мимики и пантомимики); цвето- и светотерапия; релаксация.

Организация работы по данной программе проводится на базе комнаты психологической разгрузки с использованием техник релаксации, психомышечной тренировки, аутогенной тренировки и дыхательной гимнастики.

Программа предназначена для проведения групповых занятий с подростками группы риска (13—15 лет), преимущественно с проблемами поведения и общения. Вводное и заключительное занятия проводятся совместно с детьми и их родителями.

Каждое занятие рассчитано на один академический час, частота проведения — раз в неделю. Цикл включает в себя 15 занятий. Занятия проходят в помещении, имеющем достаточную площадь для проведения динамических упражнений, игр, элементов психогимнастики и арт-терапии.

Количество участников группы — не более 10 человек. Комплектование группы проводится по результатам консультативной и диагностической работы, и обязательно по принципу добровольности.

Как правило, структура каждого занятия состоит из трёх частей:

1. Вступительная (разминочная) часть: ритуал приветствия, им начинается каждое занятие. Ритуал выполняет функцию установления эмоционально-позитивного контакта психолога с подростками и формирования у них направленности на сверстников. Разминка включает упражнения, которые помогают подросткам настроиться на работу, повышают уровень их активности и способствуют формированию их групповой сплочённости. Обсуждение домашнего задания (рефлексия предыдущего занятия) проводится после (иногда вместо) разминки и помогает закреплению пройденного материала.

2. Основная часть включает целевые упражнения, игры, беседы, диагностические приёмы, направленные на развитие и коррекцию личностной сферы подростков, как правило, не более двух — трёх. Порядок выполнения таких заданий может варьироваться.

3. Заключительная часть: подведение итогов занятия (рефлексия) является обязательным этапом и предполагает эмоциональную и смысловую оценку работы группы; план самостоятельной работы в виде домашнего задания; ритуал прощания, направленный на групповое сплочение, создание атмосферы доверия и принятия.

Соблюдение подобной структуры занятий позволяет подросткам привыкнуть к еженедельным занятиям, их правилам и особенностям, подготовиться к более эффективной работе при следующей встрече и сформировать соответствующие ожидания.

Таблица

э

Тематическое планирование

№ п/п Тема встречи Кол-во часов

1 Встреча 1—2 (совместно с родителями) «Знакомство. Изучение себя и своей личности» 2

2 Встреча 3 — 4 «Обучение приёмам невербального общения» 2

3 Встреча 5 — 6 «Развитие способов приёма и подачи обратной связи в общении» 2

4 Встреча 7 — 8 «Формирование конструктивного общения» 2

5 Встреча 9—12 «Формирование конструктивного взаимодействия» 4

6 Встреча 13 «Формирование позитивного поведения» 1

7 Встреча 14 «Формирование самосознания, навыков сотрудничества, ответственного поведения» 1

8. Встреча 15 (совместно с родителями) «Развитие уверенного, ответственного поведения. Подведение итогов работы в группе» 1

Всего занятий: 15

©

Содержание занятий

Встреча 1—2 «Знакомство. Изучение себя и своей личности» (совместно с родителями).

Создание условий для лучшего знакомства. Формирование климата психологической безопасности. Принятие правил работы группы. Изучение своих индивидуальных особенностей и качеств личности («Кто Я?», «Надпись на футболке», «Перевоплощения» и пр.). Организация домашней работы подростков над собой.

Встреча 3—4 «Обучение приёмам невербального общения».

Сплочение группы. Развитие умения открытого выражения своих чувств. Мимика и жесты как средство общения людей друг с другом. Определение своих чувств и настроения через музыку и изобразительное творчество. Понимание чувств и настроения других людей. Доверие друг к другу.

Встреча 5—6 «Развитие способов приёма и подачи обратной связи в общении».

Развитие умения говорить о своих чувствах и настроении. Введение понятия «обратная связь». Отработка навыков подачи и принятия обратной связи в общении и межличностном взаимодействии («Ассоциации», «Белое кресло», «Слепое слушание» и пр.). Снятие психоэмоционального напряжения.

Встреча 7—8 «Формирование конструктивного общения».

Ролевые игры, направленные на осознание собственного поведения в конфликтных ситуациях (со сверстниками, педагогами и родителями). Поиск путей разрешения трудных ситуаций. Отработка навыков вербального и невербального взаимодействия (совместный рисунок, совместная работа, игра и пр.). Психогимнастика и снятие напряжения.

Встреча 9—12 «Формирование конструктивного взаимодействия».

Разогрев, подготовка к работе. Групповая дискуссия, направленная на осознание проблем и трудностей межличностного взаимодействия («Что такое дружба?», «Откуда берётся равнодушие?» и пр.). Ролевые игры на отработку уверенного общения, умения слушать и слышать друг друга, эффективно разрешать конфликтные ситуации («Необитаемый остров», «Авария на Луне»). Диагностика социальной контактности подростков («Социометрия»). Снятие напряжения и усталости.

Встреча 13 «Формирование позитивного поведения».

Подготовка к работе. Игры на разогрев. Ролевые игры, направленные на формирование эффективного поведения в конфликтных ситуациях (с друзьями, сверстниками). Разыгрывание ситуаций суверенным, неуверенным и агрессивным поведением. Поиск моделей конструктивного поведения. Снятие психоэмоционального напряжения.

Встреча 14 «Формирование самосознания, навыков сотрудничества, ответственного поведения».

Стимулирование мотивационной готовности к работе. Осознание своих индивидуальных качеств личности как положительных, так и отрицательных («Зебра»), ориентация на те качества, которые важны в установлении конструктивного общения и взаимодействия с окружающими людьми. Групповое взаимодействие, формирование

ответственного и уверенного поведения (совместный рисунок, автопортрет). Раскрепощение, релаксация под музыку.

Встреча 15 (совместно с родителями) «Развитие уверенного, ответственного поведения. Подведение итогов работы в группе».

Разогрев. Информирование о способах разрешения конфликта (соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление). Ролевые игры, направленные на отработку уверенного и ответственного поведения в конфликтных ситуациях, умения разрешать их путём сотрудничества (с родителями, взрослыми и сверстниками). Закрепление навыков конструктивного общения. Ориентация подростков на положительные стороны своей личности. Составление «дерева целей» дальнейшей психологической работы над собой и своими проблемами. Оценка работы группы. Подарки друг другу в виде благодарностей и добрых пожеланий.

Рекомендуется последнюю встречу организовать в виде свободного общения: чаепитие, творческая мастерская.

Программа «Радость отношений» апробирована с 2005 по 2010 годы. Ежегодно по ней занимаются 3 — 4 группы. Наполняемость группы 7 — 8 детей, т. е. пропускная способность программ, составила в среднем 120 человек. Кроме детей, занятия посещали и их родители. За прошедшие годы в занятиях по этой программе приняли участие 67 родителей.

Критерием эффективности программы для нас служат качественные изменения в развитии личностных ресурсов подростков и родителей, уровня сформированности у них способов конструктивного общения и поведения, а именно:

• сформированность адекватной самооценки, снижение уровня тревоги, улучшение психоэмоционального состояния и самочувствия;

• сформированность способности адекватного выбора стратегий поведения в конфликтных ситуациях;

• устойчивость мотивации к достижению взаимопонимания в общении и взаимодействии с окружающими людьми, сформирован-ность коммуникативных и организаторских склонностей;

• улучшение взаимоотношений в системе «взрослый — ребёнок»;

• удовлетворённость детей и родителей формами коррекционной работы.

Сравнительное диагностирование детей показывает, что у участников групповой работы по программе значительно снизился уровень тревожности и гнева. Так, до коррекционной работы высокий уровень тревожности имели 75% детей, после неё — 43%. Существенно изменился и уровень гнева. Имея высокие показатели (53%) до проведения занятий (когда реакция гнева проявлялась в крайне же-

стоких формах — грубости, нецензурной брани, драках), после занятий высокий уровень гнева отмечается лишь у 12% испытуемых, причём его проявления приобрели конструктивную форму.

Показатели уровня развития коммуникативных и организаторских способностей у подростков также изменились в положительном направлении.

Главным критерием включения родителей в группу служил факт конфликтных взаимоотношений внутри семьи, отсутствие должной заботы о своих детях, непонимание их возрастных и индивидуальных особенностей. Положительным результатом проделанной работы явилось то, что родители регулярно посещали занятия, приходили к психологу с индивидуальными вопросами по проблемам воспитания и развития своих детей, отмечали целесообразность продолжения такого вида работы. Достигнутая доверительная атмосфера в группе, позитивные эмоциональные взаимоотношения родителей с психологом, активное участие родителей в предлагаемых упражнениях позволили добиться следующих положительных результатов коррекционно-развивающей работы:

1. Все родители (100%), которые участвовали в групповой работе и сотрудничали с психологом, отмечают целесообразность продолжения коррекционно-развивающих занятий и психологического обучения.

2. Большинство родителей (90%) отмечает изменившиеся внутрисемейные взаимоотношения, нормализацию психологического микроклимата, более тёплую и терпимую внутрисемейную атмосферу.

3. Участвуя в групповой работе вместе со своими детьми, 70% родителей обнаружили в себе новые качества, особенности своей личности, родительский дар. Они более открыто стали говорить о своих переживаниях, чувствах, активно обсуждали различные драматические события своей жизни, повысилась их самооценка и самоуважение, что привело к позитивным сдвигам во взаимоотношениях со своими детьми (73% участников). В семьях, участвующих в реализации программы, а в дальнейшем и в индивидуально-консультативной практике, изменился характер семейного воспитания, возникло прочное понимание важности родительских чувств, долга, открытого общения со своими детьми, из системы их воспитания исчезли физические наказания и жестокое обращение.

4. Около 95% взрослых удовлетворены позитивными новообразованиями в развитии личности их ребёнка. Родители отмечают снижение агрессивных реакций в поведении детей, повышение уверенности в себе, сформированность мотивации на самосовершенствование и саморазвитие, умение разрешать конфликтные ситуации и говорить о своих потребностях, чувствах и пр. Некоторые родители отмечают улучшение успеваемости ребёнка, отсутствие самовольных уходов его из семьи и школы, существенное уменьшение случаев

О

О

употребления ПАВ, значительные положительные изменения со стороны его здоровья и развития.

Таким образом, проведённый нами сравнительный анализ материалов диагностики в рамках реализации программы «Радость отношений» для подростков группы риска и их родителей доказывает позитивную динамику в достижении основных планируемых результатов: сформированности социально-психологической компетентности подростков, навыков конструктивного поведения и взаимодействия с собой и окружающими людьми, гармонизации внутрисемейных взаимоотношений.

Можно отметить, что в работе с подростками группы риска и их родителями наиболее эффективными оказались ролевые игры и арт-терапевтические методы (рисование, обыгрывание жизненных ситуаций, постановки спектаклей), а также приёмы психогимнастики и релаксации. Наибольшую трудность составили техники рефлексии и «обратной связи», связанные, на наш взгляд с проблемами сфор-мированности коммуникативных навыков у подростков, неуверенностью и низкой самооценкой. В работе с родителями нелёгким явилось противостояние психолога

Литература

1. Данилова Е.Е. Практикум по возрастной и педагогической психологии. М.: Академия, 1999.

2. Кравцова М.М. Дети-изгои. Психологическая

работа с проблемой. М.: Генезис, 2005.

3. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология си-

ротства. 2-е издание. СПб.: Питер, 2005.

4. Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей: диагностика, коррекция, психопрофилактика. М.:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Гном, 2000.

5. Стребелева Е.А. Дети сироты: консультирование и диагностика. М.: Полиграф сервис, 1998.

6. Фурманов И.А. Психология депривированного

ребёнка. М.: ВЛАДОС, 2004. 7. Шульга Т.И., ОлиференкоЛ.Я., Быков А.В. Социально-психологическая помощь обездоленным детям. М.: УРАО, 2003.

их нереалистичным ожиданиям. Многие из них были убеждены, что специалист чудесным образом в один момент изменит ребёнка в удобную для них сторону, найдёт способы преодоления семейных конфликтов.

-е-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.