Научная статья на тему 'Профилактика жестокого обращения: работа с детьми младшего подросткового возраста'

Профилактика жестокого обращения: работа с детьми младшего подросткового возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
103
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С РЕБЁНКОМ / АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / НЕБЛАГОПОЛУЧНАЯ СЕМЬЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Илатовская Лариса Анатольевна

Опыт работы педагога-психолога по сопровождению подростков с риском попадания в категорию «подвергающихся различным формам жестокого обращения».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профилактика жестокого обращения: работа с детьми младшего подросткового возраста»

-о-

• жестокое обращение с ребёнком • аддик-тивное поведение • неблагополучная семья

Семья — это основной социальный институт. Именно в семье осуществляется социализация ребёнка в результате усвоения им образцов нормативного, социально одобряемого поведения. Однако в неблагополучных семьях возникают наиболее опасные дефекты социализации личности. По мнению Т.И. Шульги, под «неблагополучной семьёй» понимается семья, где ребёнок испытывает неблагополучие (от слова «благо»), где отсутствует благо для ребёнка, где главной характеристикой является отсутствие любви к ребёнку, заботы о нём, удовлетворение его нужд, защиты его прав и законных интересов.

Т.Я. Сафонова, Л.Я. Олиференко, И.Н. Григорович, О.А. Хаткевич, Г.В. Семья Понятие «неблагополучная семья» рассматривают с позиций жестокого обращения с детьми. Жестокое обращение с ребёнком — все формы физического, психического, сексуального насилия, пренебрежения потребностями ребёнка со стороны его родителей или иных законных представителей, которые проявляются в виде активных действий или бездействия, приводящих или способных привести к ущербу для здоровья, развития или достоинства ребёнка. Жестокому обращению ребёнок может подвергнуться в любых жизненных условиях: в школе, в детском саду, на улице. Но самый высокий процент детей (60%) подвергаются жестокому обращению в семье.

Ребёнок, ставший жертвой жестокого обращения, не усваивает норм социально-положительных отношений в общении с людьми, не может в дальнейшем должным образом приспособиться к жизни, создать семью, жёстко относится к собственным детям, легко решается на применение насилия к другим людям, а доведённый до крайней степени унижения, превращается из жертвы в преступника.

Профилактика жестокого обращения: работа с детьми младшего подросткового возраста

Лариса Анатольевна Илатовская,

педагог-психолог бюджетного образовательного учреждения Вологодской области «Великоустюгский центр психолого-медико-социального сопровождения», г. Великий Устюг

Л.А. Илатовская. Профилактика жестокого обращения: работа с детьми младшего подросткового возраста

Особенно ярко выражены такие нарушения в поведении у детей подросткового возраста. Подростки в результате жестокого обращения становятся эмоционально неустойчивыми, ведут себя агрессивно и озлобленно, конфликтны или, наоборот, неуверены в себе и «закрыты». Они, как правило, лишены способности к саморегуляции и конструктивному самоутверждению. Следствием такого развития в подростковом возрасте становится формирование ад-диктивных форм поведения (курение, употребление алкоголя, токсикомания и наркомания), склонности к агрессии и насилию, суицидальное поведение и многое другое.

В связи с актуальностью проблемы жестокого обращения с детьми, пренебрежительного отношения к детям и подросткам в Вели-коустюгском центре психолого-медико-социального сопровождения реализуется психопрофилактическая программа для детей младшего подросткового возраста, имеющих «риск» попадания в категорию «подвергающихся различным формам жестокого обращения».

Методической основой создания программы послужили работы Н.В. Клюевой, М.А. Свистун, А.М. Прихожан, К. Фопеля, Я. Морено, Г.О. Юновой, М.И. Чистяковой, А.И. Захарова.

Программа предполагает решение таких ключевых задач: расширение представлений подростков о собственной личности; развитие навыков конструктивного поведения и общения в конфликтных ситуациях, коммуникативно-организаторских способностей; формирование эмоциональной, когнитивной и поведенческой установок на непринятие употребления психоактивных веществ; нормализация психоэмоционального состояния.

В реализации программы используются следующие методы и приёмы:

• ролевые игры;

• групповые дискуссии и «мозговые штурмы»;

• игровая терапия;

• приёмы арт-терапии (музыкотерапия, выступления, спектакли и т.д.);

• обсуждение жизненных ситуаций и конфликтов, сочинение историй;

• методы когнитивно-поведенческой терапии;

• метод выразительных движений;

• цвето- и светотерапия;

• методы снижения психомышечного напряжения (релаксация, медитация, визуализация, аутогенная тренировка).

Работа по программе предполагает применение компьютерных технологий с использованием метода функционального биоуправления: «Экватор» (по развитию навыков саморегуляции), «Сталкер» (по профилактике вовлечения в аддиктивные формы поведения).

ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА

Программа состоит из нескольких разделов. В разделе «Самооценка» основное внимание уделяется формированию интереса к себе, изучению своих индивидуальных особенностей, стимулируется способность к самосовершенствованию, корректируется негативная самооценка.

Раздел «Самопринятие, самоуважение» способствует отработке умения анализировать свои личностные особенности и особенности других людей, формированию представлений о самоуважении, повышению уверенности в себе.

Задачи по выработке установок на непринятие психоактивных веществ, поддержанию благоприятного психоэмоционального состояния, развитию адекватных поведенческих реакций решаются в разделе «<Профилактика аддиктивного поведения».

Навыками конструктивного выражения эмоций, формирования эм-патии и основ саморегуляции подростки овладевают на занятиях раздела «<Овладение эмоциональным состоянием».

В разделе «<Навыки конструктивного общения» проводится работа по формированию средств невербального общения, способов приёма и подачи обратной связи, основ активного слушания, по осознанию техник взаимодействия с окружающими людьми.

Формирование знаний и умений эффективно разрешать конфликтные жизненные ситуации, коррекция агрессивности и неуверенности, развитие стратегий эффективного взаимодействия осуществляются в разделе «Навыки сотрудничества».

Раздел «Навыки социального поведения» предусматривает формирование ответственности за собственный жизненный выбор, способствует выработке активной социально одобряемой позиции.

Критериями реализации программы являются: адекватная самооценка; положительная установка на непринятие употребления психоактивных веществ; благоприятное психоэмоциональное состояние; конструктивные стратегии поведения в конфликтных ситуациях; сформированность коммуникативно-организаторских способностей.

Диагностический инструментарий эффективности психопрофилактической работы:

• методика А.М. Прихожан «Мотивация и тревожность»;

• методика К. Томаса «Поведение в конфликтных ситуациях»;

• опросник «КОС-1» В.В. Синявского, Б.А. Федоришина;

• методика «Измерение самооценки» Дембо-Рубинштейн, модификация А.М. Прихожан;

• методика первичной диагностики и выявления детей группы риска М.И. Рожкова и М.А. Ковальчук;

• тест интерперсональной диагностики Т. Лири (для родителей);

Л.А. Илатовская. Профилактика жестокого обращения: работа с детьми младшего подросткового возраста

• цветовой тест М. Люшера;

• диагностический блок информационно-профилактической программы «Сталкер»;

• диагностический блок программы функционального биоуправления «Экватор».

Родители подростков, с которыми проводится эта работа, — полноправные участники образовательного процесса. Для них реализуются различные формы обучения: родительские собрания, информационные стенды, группы встреч, семинары, дискуссии, направленные на оказание психологической помощи по гармонизации детско-ро-дительских отношений, профилактике различных форм насилия в семье и повышению психологической грамотности.

Программа реализуется в Великоустюгском центре психолого-медико-социального сопровождения с 2010 года. Представлю результаты этой работы:

1. У 90% подростков нормализировался уровень самооценки. Их поведение и общение стало уверенным, а эмоциональное состояние — стабильным.

2. У 85% детей повысили уровень сформированности коммуникативно-организаторских способностей. Они стали более инициативными в сфере общения и активными участниками в общественных мероприятиях.

3. Снизилось количество подростков, применяющих неконструктивные стратегии поведения в конфликтных ситуациях, на 65%. В трудных ситуациях подростки научились вести себя уверенно, ответственно и конструктивно, применяя стратегии компромисса и сотрудничества.

4. Негативное отношение к аддиктивному поведению сформировано у 95% подростков.

5. Снизился уровень агрессивности у 100% участников занятий.

-о-

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о достаточной эффективности применяемых методов работы, точности отбора содержания материалов программы, результативности решения задач профилактики жестокого обращения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.