Научная статья на тему 'Социальнопсихологическая реабилитация детей, подвергшихся насилию'

Социальнопсихологическая реабилитация детей, подвергшихся насилию Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
477
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСИЛИЕ / ЖЕСТОКОСТЬ / ПРЕСТУПНЫЕ ПОСЯГАТЕЛЬСТВА / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Корчагина Луника Николаевна, Галич Галина Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальнопсихологическая реабилитация детей, подвергшихся насилию»



Социально-психологическая реабилитация детей, подвергшихся насилию

Луника Николаевна Корчагина,

доцент, заведующая кафедрой педагогики и психологии начального и специального образования ПГУ, кандидат педагогических наук

Галина Олеговна Галич,

старший преподаватель кафедры начального и специального образования ПГУ

• насилие • жестокость • преступные посягательства • девиантное поведение • социально-психологическая реабилитация

Одна из актуальных проблем сегодня — насилие в отношении несовершеннолетних. В связи с этим государственными и общественными организациями проводится большая работа по созданию и совершенствованию систем профилактики насилия и реабилитации детей, подвергшихся насилию. Однако недостаточно разработанным остаётся вопрос об организации этой работы в условиях образовательных учреждений.

Понятие «насилие» не имеет в настоящее время общепринятого определения. В самом общем виде оно определяется как воздействие одного человека на другого, нарушающее гарантированное Конституцией РФ право граждан на личную неприкосновенность (в физическом и духовном смысле) [8]. В психолого-педагогическом аспекте насилие определяется как физическое, психическое, социальное воздействие на человека со стороны другого человека, семьи, группы или государства, вынуждающее его прерывать значимую деятельность и исполнять другую, противоречащую ей либо угрожающую его физическому или психическому здоровью и целостности [8]. Как синоним при характеристике насилия по отношению к детям используется термин «жестокое обращение с детьми»: умышленное или неосторожное обращение или действия со стороны родителей, лиц их заменяющих или других людей, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребёнка, либо угрожают правам и благополучию ребёнка.

Традиционно выделяются следующие виды насилия:

1. Физическое насилие — преднамеренное или неосторожное нанесение травм ребёнку, которое вызывает нарушение физического или психического здоровья или отставание в развитии.

-е-

ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА

2. Эмоциональное насилие — длительное, периодическое или постоянное воздействие родителей или других взрослых на ребёнка, приводящие к формированию у ребёнка патологических черт характера или нарушению психического развития (эмоциональное насилие одни авторы отождествляют с психологическим насилием [8], а некоторые авторы рассматривают как самостоятельный вид [7]).

3. Сексуальное насилие —вовлечение ребёнка в действие с сексуальной окраской, с целью получения взрослыми сексуального удовлетворения или материальной выгоды.

4. Пренебрежение нуждами ребёнка — неспособность родителей или лиц, их заменяющих, удовлетворять основные нужды и потребностей ребёнка: в пище, одежде, жилье, медицинской помощи, воспитании, образовании и т.д.

Насилие имеет тяжёлые последствия (как для жертвы насилия, так и для общества в целом). Их можно разделить на ближайшие и отдалённые. К ближайшим последствиям относятся физические травмы, повреждения, острые психические реакции в ответ на любую агрессию, особенно на сексуальную. Отдалённые последствия могут быть весьма разнообразны и дифференцируются в зависимости от возраста жертвы насилия. В общем виде это психосоматические заболевания, нарушения психического и личностного развития, трудности социализации. Для детей, переживших насилие, характерны низкая самооценка, негативное отношение к себе, переживание чувства вины, одиночества, эмоциональные расстройства по типу агрессивности, страхов, депрессии.

Ещё одним возможным последствием становится пассивность, так называемая виктимность (психология жертвы). Кроме того, опасным социальным последствием является воспроизведение модели жестокого отношения к другим (по данным исследований, взрослые, склонные к насилию по отношению к детям, в детстве сами были жертвами насилия).

В дошкольном и младшем школьном возрасте могут наблюдаться задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста ребёнка; формирование таких личностных особенностей, как импульсивность, взрывчатость, враждебность, агрессивность; формирование вредных привычек (сосание пальцев, вырывание волос).

Насилие в отношении несовершеннолетних, наряду с другими факторами, создаёт предпосылки для возникновения различного рода девиаций. Часто дети пытаются субъективно снизить переживания в связи с жестоким обращением, прибегая к употреблению алкоголя, психоактивных веществ, что приводит к аддиктивному поведе-

Для детей, переживших насилие, характерны низкая самооценка, негативное отношение к себе, переживание чувства вины, одиночества, эмоциональные расстройства по типу агрессивности, страхов, депрессии.

О

нию. Невозможность терпеть унижения и насилие в семье приводит к побегам из дома, бродяжничеству и беспризорности, а попытки добыть средства на жизнь — к проституции и противоправным действиям [3, 4].

Противодействие насилию в отношении детей сопряжено с рядом объективных трудностей, с чем, возможно, и связана низкая эффективность этой работы. Несмотря на имеющиеся чёткие индикаторы различных видов насилия, выявить их довольно сложно, так как невозможно сделать какие-либо выводы на основе отдельных признаков. Поэтому необходима комплексная оценка проблемы. Ребёнок, по причине отсутствия социального опыта, не всегда может дать оценку тем или иным фактам, и по этой причине такая оценка является субъективной.

Основная сфера проявления насилия по отношению к детям — семья, в которой в силу её относительной закрытости случаи проявления жестокости сложно диагностировать.

Второй сферой, значимой с точки зрения социализации, являются образовательные учреждения: школы, детские сады, интернаты, летние лагеря и т.п.

Школьное насилие может иметь место в отношениях учитель-ученик и ученик-ученик. К собственно «школьным» факторам, способствующим нарастанию конфликтности в школьной среде, специалисты относят внедрение «элитарных» форм обучения, увеличение учебной нагрузки и связанный с этим рост функциональных расстройств, включая пограничные психические расстройства, хотя, безусловно, в наибольшей степени рост насилия обусловлен факторами, связанными с социальной системой, элементом которой является школа.

Преобладающими видами насилия в школе являются физическое и, особенно, психологическое насилие. Физическое насилие подразумевает нанесение ребёнку травм, телесных повреждений, а также вовлечение в употребление психоактивных веществ. Физическое насилие чаще встречается в отношениях ученик-ученик.

Психологическое насилие в школе может проявляться в следующем: насмешки, издевательства, унижение, угрозы, изоляция (отказ от общения с жертвой), систематическая необоснованная критика, негативная характеристика ученика, предъявление чрезмерных требований, не соответствующих возрасту и возможностям ученика, демонстративно негативное отношение к нему.

Одна из форм насилия — мобинг (от англ. mob — толпа, нападать толпой) — насилие, совершаемое группой по отношению к ученику.

Несмотря на имеющиеся чёткие индикаторы "С;:)- различных видов наси-

лия, выявить их довольно сложно, так как невозможно сделать какие-либо выводы на основе отдельных признаков. Поэтому необходима комплексная оценка проблемы.

Т Е Х Н О Л О Г И Я И П Р А К Т И К А

Как показывают исследования, жертвами насилия чаще становятся дети, имеющие физические недостатки (нарушения зрения, двигательных функций); с особенностями поведения (замкнутые, робкие или импульсивные), особенностями внешности, низким интеллектом; дети с неразвитыми социальными навыками, не имеющие опыта жизни в коллективе, испытывающие страх перед школой.

Особую значимость в настоящее время приобретает проблема профилактики насилия в школе. Профилактическая работа может быть организована на разных уровнях и по разным направлениям. Так, на уровне общих принципов она рассматривается в контексте модели ненасильственной педагогики и предусматривает необходимость предоставления учащимся возможности проявления спонтанности и самостоятельности и реализации идеи сотрудничества. Отдельные аспекты профилактической работы включают:

• формирование правовой грамотности участников образовательного процесса (вопрос о правах ребёнка);

• психологическая коррекционно-развивающая работа с учащимися, направленная на формирование коммуникативных навыков (в том числе навыков разрешения конфликтов), навыков саморегуляции, повышение уверенности в себе;

• психологическая и педагогическая работа с родителями, направленная на повышение родительской компетентности, оптимизацию детско-родительских отношений, оказание помощи в конфликтных и кризисных ситуациях;

• развитие профессионального самосознания педагогов, повышение их коммуникативной компетентности, профилактика эмоционального выгорания.

Если вопросы диагностики и профилактики насилия достаточно ясно определены как в науке, так и в практике, то значительно меньше проработан вопрос об организации реабилитации жертв насилия в условиях образовательно-воспитательных учреждений.

Проблема социально-педагогической и социально-психологической реабилитации жертв насилия решается главным образом на муниципальном и региональном уровнях, посредством создания и организации деятельности кризисных центров, консультационных пунктов, междисциплинарных команд и т.д. В практике их работы широко используются методы диагностики, психологического консультирования и психотерапии жертв насилия.

В образовательных учреждениях успешно реализуются технологии профилактики девиантного поведения, но недостаточно активно внедряются технологии реабилитации детей с отклоняющимся от нормы

Технологии реабилитации детей, подвергшихся насилию, которые должны реализовы-ваться в условиях школы усилиями школьных специалистов, практически не разработаны.

поведением [2,3,4]. Вместе с тем технологии реабилитации детей, подвергшихся насилию, которые должны реализовываться в условиях школы усилиями школьных специалистов, практически не разработаны.

Успешный опыт реабилитационной работы с данной категорией детей был осуществлён в 2011—2012 годах (в рамках исполнения государственного контракта № 06.Р20.12.0024 от 16.09.2011). Цель данного проекта — распространение современных моделей социализации детей в рамках реализации инновационных программ и технологий отдыха и оздоровления детей. С этой целью были организованы и проведены 11 профильных межрегиональных лагерей. Некоторые смены можно выделить отдельно, поскольку количество принятых для отдыха детей, в той или иной мере подвергшихся насилию, велико (от 60 до 80%):

• профильный лагерь для воспитанников центров психолого-педагогической коррекции и реабилитации несовершеннолетних (круглогодичный санаторно-оздоровительный лагерь «Полярные зори», Черноморское побережье Краснодарского края, г. Анапа);

• профильный лагерь для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Всероссийский детский центр «Орлёнок», Краснодарский край, Туапсинский район, д/л «Звёздный»);

• туристско-спортивный палаточный лагерь для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (Республика Карелия, на берегу оз. Мергубское).

При организации смен были апробированы инновационные методики, разработанные учёными Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. В частности, для комплексной диагностики различных аспектов здоровья детей использовались компьютеризированные программы диагностики индивидуальных социально-психологических особенностей развития воспитанников, а также девиантного поведения и степени его сформированности [2, 5]. Затем с учётом полученных данных осуществлялась разработка социально-психологических программ совершенствования адаптационных механизмов и формирования мотивации к здоровому образу жизни каждого ребёнка.

Осуществлялись и мероприятия по социально-психологической реабилитации детей, подвергшихся насилию, которые предполагали индивидуальные и групповые занятия с детьми, включающие комплекс психотехнических упражнений и игр, тренинги, организацию групп самопомощи и взаимопомощи, беседы, психологические консультации и т.д.

Созданная реабилитационно-педагогическая среда в условиях детского оздоровительного лагеря позволила добиться позитивных результатов по многим показателям.

Во-первых, следствием пренебрежения нуждами детей являлось неудовлетворительное состояние их здоровья. В период отдыха воспитанники укрепили своё здоровье, повысили свою физическую подготов-

ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА

ку, приобрели дополнительные навыки в различных видах спорта. По результатам сравнительных антропометрических данных 90% детей прибавили в весе (от одного до пяти кг) и росте (от одного до трёх см).

В ходе воспитательных мероприятий поощрялись эффективные навыки общения и такие умения:

— устанавливать и поддерживать доброжелательные взаимоотношения;

— проявлять инициативу в установлении контактов;

— устанавливать контакты со сверстниками, младшими и старшими по возрасту и социальному положению;

— слушать и слышать другого;

— понимать эмоциональное состояние другого и оказывать поддержку.

Подростки также овладели знаниями правил этикета и умением применять их в повседневном общении. В коллективной и совместной деятельности, в туристических походах подростки приобрели умение сотрудничать с окружающими, членами своей группы, стали понимать межличностную дистанцию и стремились её соблюдать.

Во-вторых, почти все воспитанники характеризовались повышенной эмоциональностью, готовностью к открытому агрессивному и демонстративному поведению. Значительная часть подростков имела психические отклонения, психопатоподобное поведение или расстройства личности, требующие постоянного медицинского наблюдения. Низкий уровень сбалансированности эмоциональных процессов личности при неэффективной саморегуляции отмечался у 20% новичков. Достаточно много было подростков, испытывающих значительные трудности в самостоятельной регуляции поведения, склонных к аффективным вспышкам. Только 7,5% воспитанников имели достаточный уровень саморегуляции в период адаптации. Нестабильность эмоционального состояния в поведении проявляется повышенной возбудимостью, импульсивностью, резкими перепадами настроения, эгоцентричностью, сосредоточенностью на себе, на своих проблемах, повышенным вниманием к реакциям окружающих, постоянное ожидание враждебности социума, готовностью защищаться, проявляя агрессивность.

В связи с этим решалась важнейшая задача по стабилизации эмоционального состояния детей и повышению уровня их саморегуляции в эмоциональной сфере. В результате проделанной работы более половины подростков демонстрировали активную позицию, готовность действовать, совершать поступки. Многие подростки стремились проявлять лидерские качества, завоёвывать авторитет и повышать свой социальный статус. Возможность принимать самостоятельные решения при преодолении трудностей (туристические походы) активизировала веру в свои силы, способность адекватно оценить себя и своих товарищей.

На момент поступления 3/4 воспитанников отличались высоким уровнем деструктивности поведения в конфликте, стремлением отстаивать

своё мнение любой ценой, преимущественно с помощью физического и вербального насилия, низкими показателями готовности к сотрудничеству. На это накладывался недостаток знаний в области правовой культуры. В то же время многие подростки имели некоторый запас знаний и умений, необходимых для эффективного межличностного взаимодействия, однако это не обеспечивало конструктивных межличностных отношений в группе (проблемы взаимоотношений с группой на момент адаптации отмечались у 30% детей).

Литература

1. Анисимова Н.В., Сугробова Г.А., Сергеева Г.И.

К вопросу адаптации, социализации и физической реабилитации воспитанников коррекционных образовательных учреждений // Известия ПГПУ (Общественные науки). 2011. № 24. С. 531-534.

2. Галич Г.О., Корчагина Л.Н., Тупарева Н.В. Диагностика и коррекция девиантного поведения детей //Известия ПГПУ (Общественные науки). 2011. № 20. С. 607-612.

3. Галич Г.О., Карпушкина Е.А., Корчагина Л.Н., Морозова Н.Л., Тупарева Н.В. Интегрированное образование и современная модель социально-образовательной интеграции детей с девиантным поведением // Известия ПГПУ (Общественные науки). 2009. № 12. С. 162-167.

4. Галич Г.О., Карпушкина Е.А., Корчагина Л.Н., Морозова Н.Л., Тупарева Н.В. Девиации и их преодоление в системе интегрированного образования //Известия ПГПУ (Общественные науки). 2009. № 12. С. 156-161.

5. Савина Л.Н., Сахарова И.Н., Анисимова Н.В., Сугробова Г.А. Электронная карта мониторинга состояния здоровья школьника как метод проектирования здоровой личности // Роль социальных, медико-биологических и гигиенических факторов в формировании здоровья населения: материалы VII Международной научно-практической конференции. Пенза: ПДЗ, 2010. С. 65-68.

6. Сергеева Г.И., Сугробова Г.А., Константинов В.В., Фролкова Н.Г. Организация комплексного медико-психолого-педагогического и правового сопровождения социализации детей // Здоровье нации — основа процветания России: материалы VI Всероссийского форума. Москва, 2010. С. 15-18.

7. Малкина-ПыхИ.Г. Психология кризисных состояний. М.: Эксмо, 2008.

8. Рабочая книга «Защита детей от насилия и жестокого обращения»/ Е.Н. Волкова [и др.]; ред. Е.Н. Волкова, Т.Н. Балашова. Н. Новгород: ООО «Папирус», 2004.

По итогам профильных смен отмечается позитивная тенденция в повышении уровня правовой культуры. Воспитанники приобрели умения и навыки эффективного межличностного общения. Около 20% воспитанников начинали применять конструктивные формы реагирования в конфликте.

К основным итогам проведения лагерных смен следует отнести:

• укрепление здоровья детей, снижение заболеваемости, овладение основами здорового образа жизни, сфор-мированность гигиенических навыков;

• повышение уровня конструктивности взаимодействия, снижение уровня межнациональных и личностных конфликтов, повышение включённости воспитанников в программы социализации личности;

• повышение уровня эмоционального благополучия участников лагеря.

Таким образом, специально организованная воспитательная работа и социально-психологическая реабилитация во время каникулярного отдыха и оздоровления подростков даёт реальные положительные результаты. Это позволяет сделать вывод, что разработка и внедрение аналогичных программ для образовательных учреждений, в первую очередь для общеобразовательных школ, позволит повысить эффективность профилактической и реабилитационной работы в отношении детей, подвергшихся насилию и преступным посягательствам.

-е-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.