Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ГУМАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ГУМАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / ПОДДЕРЖКА / КРИЗИС / ПРОБЛЕМЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ВУЗА / ПЕРИОД ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ / PSYCHOLOGICAL SUPPORT / PSYCHOLOGICAL ASSISTANCE / SUPPORT / CRISIS / PROBLEMS / PSYCHOLOGICAL SERVICE OF THE UNIVERSITY / THE PERIOD OF PROFESSIONAL FORMATION OF THE INDIVIDUAL / PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пономарёва Елена Юрьевна

В статье рассматривается проблема психологического сопровождения личности студента - будущего педагога в системе его профессионального обучения в высшей школе. В работе на основе анализа научных подходов определена сущность психологического сопровождения личности студента в образовательном процессе вуза, ее цели, задачи, теоретические основы и психолого-педагогические условия реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF FUTURE TEACHER IN THE CONDITIONS OF HUMANIZATION OF HIGHER EDUCATION

The article deals with the problem of psychological support of the student's personality - the future teacher in the system of his professional training in high school. In the work on the basis of the analysis of scientific approaches the essence of psychological support of the student's personality in the educational process of the University, its goals, objectives, theoretical foundations and psychological and pedagogical conditions of implementation is determined.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ГУМАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

направления карьеры, больше внимания на практической деятельности, меньше страха и больший уровень самооценки у профессионально идентичных студентов.

В ходе изучения данной проблемы мы обнаружили, что необходимо выявить другие особенности мотивации, которые выявят проблемы формирования профессиональной идентичности или профессионального отчуждения студентов по сей день. Особое внимание следует уделить такому важному показателю, как самосовершенствование и осознанность в выборе направления карьеры. С самосовершенствованием и непрерывным развитием себя связана потребность в становлении профессионала.

Стремление к развитию профессиональной осведомленности, совершенствование приобретенных навыков, качеств и намерений, соответствующих жизненным целям.

Выводы. Таким образом, профессиональное отчуждение обуславливается взаимосвязью показателей: удовлетворенность своим настоящим, удовлетворенность своим материальным положением, удовлетворенность взаимоотношениями с субъектами своей профессиональной деятельности, включенность сферы саморазвития, включенность сферы досуга, общая включенность.

Аннотация. В статье рассматриваются особенностей мотивации у профессионально идентичных и профессионально отчужденных студентов социально-педагогического колледжа, описываются критерии развития мотивационных особенностей, рассматриваются взаимосвязи мотивации в зависимости от профессионального статуса.

Ключевые слова: мотивация, особенности мотивации, профессиональная идентичность, профессиональное отчуждение.

Annotation. The article deals with the features of motivation of professionally identical and professionally alienated students of socio-pedagogical College, describes the criteria for the development of motivational features, examines the relationship of motivation depending on professional status.

Keywords: motivation, peculiarities of motivation, professional identity, professional alienation.

Литература:

1. Егорова H.H. Психологические особенности профессионального отчуждения педагогов [Текст]: дис. ...: канд. психол. наук,- Екатеринбург, 2007. - 200 с.

2. Зеер Э.Ф. Психология профессиональных деструкций [Текст]: Учебное пособие для вузов / Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк. -М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. -240 с.

3. Иванова Н.Л. Профессиональная идентичность в социально-психологических исследованиях / Н.Л. Иванова//Вопросы психологии,- 2008,- №1. - С. 89-94.

4. Определение психологических особенностей профессиональной идентичности в зависимости от степени приобщения к профессии (стажа работы) [Электронный ресурс]. - URL: http:// otherreferats.allbest.ru, свободный.

5. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг [Текст] / Л.Б. Шнейдер. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. - 600 с.

6. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис [Текст] / Э. Эриксон. - М.: Флинта, 2006. - 342 с.

УДК 371

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ГУМАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

кандидат психологических наук, профессор Пономарёва Елена Юрьевна Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного

учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имениВ. И. Вернадского» (г. Ялта)

Постановка проблемы. Проблема психологического сопровождения развития личности студента базируется на принципах нравственного воспитания и является одной из актуальных проблем зарубежной и отечественной педагогической психологии. Актуализация данной проблемы в научной литературе обоснована процессами гуманизации высшего профессионального образования. Тенденция гуманизации образования заключается в понимании человека как высшей социальной ценности, в наиболее полном раскрытии его способностей и удовлетворении всего спектра образовательных потребностей, обеспечении приоритетности общечеловеческих ценностей, гармонии отношений человека и окружающего мира.

Изложение основного материала исследования. Сущность психологического сопровождения личности студента или образовательного процесса в целом в педагогической психологии не имеет на сегодняшний день единого определения. По мнению М.Р. Битяновой, анализируемой нами понятие представляет собой систему профессиональной деятельности психолога, направленную на создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития личности студента в контексте учебного взаимодействия субъектов образования [1].

По определению Э.Ф. Зеера, психологическое сопровождение - это движение вместе с развивающейся личностью, своевременное оказание возможных путей помощи и поддержки [3].

По мнению С.П. Ждановой, анализируемый нами термин относительно личности студента представляет собой системно организованную работу психологической службы, направленную на профессиональное развитие будущего специалиста, раскрытие его потенциальных возможностей, индивидуальности, а также коррекцию разнообразных затруднений в личностном развитии и саморазвитии студента [2].

В данном исследовании мы разделяем позицию исследовательницы Е.П. Шматовой, которая на основе анализа научных подходов к определению сущности психологического сопровождения будущих специалистов в системе высшего образования дает следующую дефиницию изучаемого термина: систематическая работа психологической службы вуза, направленная на личностное и профессиональное развитие студента, на преодоление трудностей возникающих в процессе обучения и коррекцию в эмоционально-личностной сфере, а также создание условий для успешного обучения [6].

Определив сущностные аспекты понятия «психологическое сопровождение студента в образовательном процессе вуза», обратимся к изучению теоретических основ данной категории.

Теоретической основой психологического сопровождения как процесса является личностно-ориентированный подход, согласно положениям которого развитие обосновывается в значении выбора и освоения субъектом инноваций, путей и способов профессионально-личностного становления.

Теоретико-методологическими основами психологического сопровождения, по мнению Е.П. Шматовой, являются:

-принцип гуманизации образования;

-принцип системности;

- принцип активности субъекта;

- концепция отношений личности [6].

С точки зрения технологического подхода, психологическое сопровождение рассматривается как система средств, содержащих в себе различные формы, методы и приемы помощи личности. Их подбор обусловлен принципами личностно развивающего образования, основанного на гуманистических идеях и реализующегося в субъектном взаимодействии участников образовательного процесса.

Реализация психологического сопровождения будущего педагога осуществляется с такими целями, как:

- оказание психологической помощи студентам;

- удовлетворение эмоциональных запросов будущих специалистов, связанных с обретением личностной идентичности в процессах культурного, этнического и этического самоопределения;

- содействие студентам в выработке устойчивых ценностных и моральных норм;

- оказание помощи будущим педагогам в решении различных личностных проблем (адаптации, индивидуализации, интеграции и т. п.);

- оказание превентивной и текущей помощи студентам при душевных страданиях, связанных с расстройствами настроения, жизненными стрессами, конфликтами, пограничными состояниями и т.п.;

- осуществление профессионального консультирования.

Общей целью анализируемого нами процесса является полноценная реализация профессионально-психологического потенциала и удовлетворения потребностей будущего специалиста. Ведущей задачей данного процесса является не только оказание своевременной помощи и поддержки личности студента, но и обучение его способам самостоятельного преодоления трудностей, путям профессионального становления [3].

Процесс реализации психологического сопровождения будущего педагога в образовательном процессе вуза обладает рядом специфических черт и предполагает соблюдение определенных психолого-педагогических условий.

E.H. Шиянов сформулировал следующие психолого-педагогические условия реализации психологического сопровождения студента в контексте гуманистической направленности педагогического образования:

- ориентация профессиональной подготовки педагога на социально заданную гуманистическую цель педагогического образования и на развитие его творческой индивидуальности;

- органичное сочетание принципов культурологического, личностно-деятельностного, полисубъектного и индивидуально-творческого подходов;

- единство общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития личности будущего педагога в условиях широкой гуманитаризации содержания образования [4].

Исследователи Л.Э. Кузнецова и И.С. Юшина к формам реализации психологической поддержки студентов в рамках деятельности психологической службы вуза относят создание и функционирование тренинговых и проблемных групп. Работа в данных группах направлена на решение следующих задач:

- решение типичных проблем молодежи;

- адаптация студентов к новой образовательной среде вуза;

- преодоление субъективных и объективных трудностей будущих специалистов в образовательном процессе высшей школы [5].

По мнению этих ученых, результатом взаимодействия психологов и студентов педагогического профиля в таких группах является формирование ряда позитивных личностных новообразований, среди которых педагогическая направленность личности будущего учителя, психологическая культура, эмоциональная гибкость, готовность нести ответственность за собственное профессиональное и личностное развитие и т.д. [5].

Выводы. Резюмируя изложенное, заключим, что процесс профессионального обучения личности требует усиленного внимания со стороны психологической службы вуза, оказания психологической помощи и сопровождения будущим педагогам в решении проблемных ситуаций и кризисов развития, которыми сопровождается процесс профессионального становления.

Аннотация. В статье рассматривается проблема психологического сопровождения личности студента -будущего педагога в системе его профессионального обучения в высшей школе. В работе на основе анализа научных подходов определена сущность психологического сопровождения личности студента в образовательном процессе вуза, ее цели, задачи, теоретические основы и психолого-педагогические условия реализации.

Ключевые слова: психологическое сопровождение, психологическая помощь, поддержка, кризис, проблемы, психологическая служба вуза, период профессионального становления личности, профессиональная подготовка будущих педагогов.

Annotation. The article deals with the problem of psychological support of the student's personality - the future teacher in the system of his professional training in high school. In the work on the basis of the analysis of scientific approaches the essence of psychological support of the student's personality in the educational process of the University, its goals, objectives, theoretical foundations and psychological and pedagogical conditions of implementation is determined.

Keywords: psychological support, psychological assistance, support, crisis, problems, psychological Service of the University, the period of professional formation of the individual, professional training of future teachers.

Литература:

1. Битянова M.P. Модели деятельности психолога в образовательном; учреждении; / М. Битянова; Т. Беглова. Электронный ресурс. // Школьный психолог. 2010. - № 2. - С. 23-27.

2. Жданова С.П. Психологическое сопровождение профессионального развития студентов-психологов: дис. канд. психол. наук: 19.00.07 / С.П. Жданова; Томск, 2007. - 252 с.

3. Зеер Э.Ф. Психология профессий. - М.: Академический проект, 2006. - 336 с.

4. Котова И.Б. Становление и развитие гуманистической педагогики / И.Б. Котова, E.H. Шиянов. -Ростов н/Д, 1994.-241 с.

5. Кузнецова Л.Э., Юшина И.С. Актуальность проблемы психологического сопровождения развития личности студента в условиях психологической службы вуза // Молодой ученый. - 2017. - №8. - С. 289-291. - URL https://moluch.ru/archive/142/40017/ (дата обращения: 30.05.2019).

6. Шматова Е.П. Психологическое сопровождение студентов педагогического вуза в процессе обучения // Молодой ученый. - 2014. - №1. - С. 639-641. - URL https://moluch.ru/archive/60/8844/ (дата обращения: 29.05.2019).

УДК 371

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

учитель истории Римский Даниил Олегович Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Симферопольская академическая гимназия» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (МБОУ «Симферопольская академическая гимназия») (г. Симферополь)

Постановка проблемы. Одной из важнейших задач государства и школы на протяжении долгого времени было воспитание гражданина. В настоящее время данная задача приобрела форму злободневной проблемы. Патриотические чувства можно формировать не только на примере героического прошлого всей страны. Было бы огромной ошибкой не воспользоваться возможностями, которые дает история города, района, в котором проживают дети и их родственники. Не случайно в школьную программу вводятся краеведческие курсы.

Создание гражданско-патриотического воспитания занимает значительную часть гражданско-патриотического обучения школьников. Она определена тем, что организация деятельности учащихся направлена на осуществление социального заказа общества: развитие гражданина с высокой демократической культурой, гуманистической тенденцией, способного к самовыражению через творчество, действующего как в своих интересах, так и общества. Правительством Российской Федерации принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2016-2020 годы [1].

Целью статьи является распространения позитивного опыта использования гражданско-патриотического воспитания на уроках истории и обществознания в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Симферопольская академическая гимназия».

Изложение основного материала исследования. Приоритетом работы в образовательных учреждениях по гражданско-патриотическому воспитанию представляется развитие у обучающихся гражданственности и патриотизма как главных ценностей. В нашей школе одним из решающих направлений в образовании стало гражданско-патриотическое воспитание школьников на уроках истории. Под гражданско-патриотическим воспитанием подразумевается создание у учащихся любовь и уважение к своей Родине.

Отметим, что развитие современной системы школьного образования предусматривает ее переориентацию от авторитаризма в обучении и воспитании школьников к гуманным субъектным взаимоотношениям, доброжелательному и толерантного отношения к детям, внедрение принципов демократизации и гуманитаризации, применение личностно-развивающей методологии и соответствующих инновационных методик. Патриотическое воспитание относится к приоритетным направлениям национальной системы воспитания и предполагает формирование патриотических чувств, любви к своему народу, глубокого понимания гражданского долга, готовности отстаивать государственные интересы Родины. К средствам патриотического воспитания относятся родной язык, отечественная история, русская литература, родная природа, культурно-духовное наследие и тому подобное.

Еще Сухомлинский подчеркивал, что «патриотическое воспитание - это сфера духовной жизни, которая проникает во все, что познается, делает, к чему стремится, что любит и ненавидит человек, которая формируется...». Учитель истории посредством своего предмета проектирует человека, воспитывает на своих уроках юного патриота, формирует патриотические чувства и убеждения на исторических примерах, направляет к «...движению духа...» [2].

На уроках истории происходит воспитание гражданской сознательности, достоинства и чести в гармоничном сочетании национальных и общечеловеческих ценностей, утверждение идеалов гуманизма, демократии, добра и справедливости. Учитель должен добиться осознания учениками общности интересов всех этносов российского народа в развитии России, формирования межнациональной толерантности, необходимости развития духовного, физического совершенства, моральной, художественно-эстетичной, правовой, трудовой, экологической культуры. Родина, казалось бы, для каждого человека это понятие включает в себя простой и понятный смысл.

За что мы любим родину? Для многих такой вопрос кажется странным. За то, что мы родились на этой земле, за то, что она дала нам родную речь, с детства близки образы родной природы, рассказы предков о героических событиях, самобытную ни на какую другую не похожую культуру, неповторимый менталитет, как образец поведения, и в отношении к соотечественникам, и к миру. Так разве нужно ли воспитывать патриотизм в подрастающих поколениях?

Патриотизм должен стать объединяющей силой и идеологией нашего общества. Научить детей не призирать, а любить родину в сложные времена, эпоху перемен, переживать все тяготы вместе со страной, верить в нее, работать во имя процветания родной земли сумеет не каждый педагог.

К огромному сожалению, что бы мы ни говорили, баллами ЕГЭ не измерить ни патриотизм, ни гражданственность, ни отношение к родине. Поэтому для учителей истории, урок - основная форма учебной деятельности, цели и задачи которые решаются на уроке во многом влияют на навыки, умения, ценности, которые берет ученик с собой во взрослую жизнь [3].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.