Научная статья УДК 378; ББК 88.4
https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-2-51-55 NIION: 2018-0077-2/22-132 MOSURED: 77/27-024-2022-02-331
Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки
Группа научных специальностей: 5.3. Психология
Шифр научной специальности: 5.3.1. Общая психология, психология личности, история психологии
Психологическое содержание толерантности как профессионального качества сотрудников органов внутренних дел
Светлана Юрьевна Михайлова1, Екатерина Александровна Слесарева2, Нина Владимировна
Задохина3
1 2 3 Московский университет МВД России имени В.Я.Кикотя, Москва, Россия
Аннотация. В статье приводятся результаты анализа выраженности коммуникативной установки, коммуникативной толерантности и толерантности личности сотрудников полиции в зависимости от гендерных особенностей, возраста, стажа службы в органах внутренних дел.
Ключевые слова: толерантность сотрудников полиции; нетерпимость общества; диагностическое исследование уровня толерантности; коммуникативная толерантность
Для цитирования: Михайлова С. Ю., Слесарева Е. А., Задохина Н. В. Психологическое содержание толерантности как профессионального качества сотрудников органов внутренних дел // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 2. С. 51-55. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-2-51-55.
Original article
Psychological content of tolerance as a professional quality of employees of internal affairs bodies
Svetlana Yu. Mikhailova1, Ekaterina A. Slesareva2, Nina V. Zadokhina3
1 2 3 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya.Kikot', Moscow, Russia
Abstract. The article presents the results of the analysis of the severity of the communicative attitude, communicative tolerance and tolerance of the personality of police officers, depending on gender characteristics, age, service experience in the internal affairs bodies.
Keywords: tolerance of police officers; intolerance of society; diagnostic study of the level of tolerance; communicative tolerance
For citation: Mikhailova S. Yu., Slesareva E. A., Zadokhina N. V. Psychological content of tolerance as a professional quality of employees of internal affairs bodies // Psychology and pedagogy of service activity. 2022;(2):51-55. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-2-51-55.
Толерантность во все времена всегда считалась чертой человеческой добродетели. Под собой толерантность подразумевает терпимость к различиям © Михайлова С. Ю., Слесарева Е. А., Задохина Н.
между людьми, показывает умение жить и не мешать другим, определяет способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая права и свободы В., 2022
других. Так же сама собой толерантность является составляющей демократии и прав человека, проявление нетерпимости в обществе может привести к нарушению прав человека, а в последствие к насилию и вооруженным конфликтам.
В наше время довольно остро стоит проблема формирования толерантности. Это обусловлено многими причинами: это и резкое расслоение цивилизации мира по социальным признакам, экономическим признакам и другим и непосредственно связанное со всем этим увеличение нетерпимости, так же сюда входят и обостренные межнациональные отношения, которые вызваны локальными войнами, так же не менее важной является проблема беженцев.
В настоящее время большое значение уделяется значимости феномена толерантности для всего нашего общества. Проблема воспитания толерантности в каждом человеке должна объединять специалистов из разных отраслей и направления, а именно: педагогов, психологов, воспитателей, специалистов из разряда разных возрастных групп.
Обращение к процессу самопознания в ситуации общения может стать продуктивным стимулом для развития качеств, которые необходимы толерантной личности, способной позитивно реагировать, изменять и принимать собственные оценки, установки и суждения, а также принимать и понимать особенности других людей.
Рассмотрение психологической толерантности является важной составляющей компонента толерантности и включает в себя нервно-психическую устойчивость и доходит до социально-психологической устойчивости. Качественную основу зрелой личности составляет качество толерантности, однако психологически здоровый человек не обязательно является толерантным. Достаточно важным является возможность психологической устойчивости целенаправленно формироваться. Это подход является основой сотрудников Центра толерантности и социального партнерства, который создан на базе кафедры психологии личности Московского Государственного Университета и научно-практического центра психологической помощи «Гра-тис». В этом Центре толерантности разработаны психологические групповые технологии формирования толерантности, тренинги по разрешению конфликтов между людьми, тренинги по снижению агрессивности, тренинги по межкультурной и социальной компетентности.
Цель разработчиков этих технологий состоит в том, чтобы нацелить личность на воспитание толерантности, где они под ней понимают человека способного осознавать собственную уникальность,
имеющего позитивный взгляд на мир, понимающего, что, то каким будет мир, зависит от каждого. Чтобы сформировать такую личность, важно отработать жизненно необходимые социальные навыки, которые позволили бы человеку осваивать мир и жить в мире и согласии как с самим собой, так и с другими людьми. Это все относится к навыкам позитивного взаимодействия, а также решения конфликтных ситуаций, для отработки способов успешной коммуникабельности, формирования общественной компетентности и адекватности, формирования социально-психологической устойчивости и общественной чувствительности, способность к эмпатии, способность к сочувствию, к сопереживанию, корректировка самооценки, развитие чувств собственного достоинства и уважения достижений других людей, анализ и познание себя самого и себя среди других.
Ценность «толерантности» как таковой, то есть взятой абстрактно, в отдельности от своего социокультурного содержания, чисто формальна и не имеет никакой действенной силы. Толерантность как одна из универсальных ценностей современной цивилизации сама нуждается в культурном усвоении и символизации. Отсюда и проистекает невозможность содержательного определения этого понятия.
Нами подвергалась доказательству следующая научная гипотеза: степень выраженности коммуникативной установки, коммуникативной толерантности и толерантности личности сотрудников полиции определяется гендерными особенностями, возрастом, стажем службы в органах внутренних дел и армии.
В нашем исследовании было обозначено три этапа. Первый этап - это диагностика 1, 2 роты на сентябрь и октябрь (2017 год). Второй этап - диагностика 3, 4 роты на октябрь и ноябрь (2017 год). Третий этап - сравнительный анализ результатов исследования. Четвертый этап - статистическая обработка данных эмпирических исследований.
На третьем этапе мы провели сравнительный анализ данных обследуемых групп, численность которых составила 60 сотрудников полиции, проходящих службу на метрополитене. На четвертом, завершающем этапе, была произведена статистическая обработка данных. Результаты которой показывают нам наличие связи некоторых компонентов со стажем службы в ОВД и возрастом респондентов. Взаимосвязь коммуникативной толерантности, индекса толерантности и коммуникативной установки со стажем в органах внутренних дел и возрастом наблюдается у мужчин, а именно: обоснованный негативизм, брюзжание, негативный опыт
общения, использование себя в качестве эталона при оценках других, негативная коммуникативная установка зависят от стажа службы в органах внутренних дел, а обоснованный негативизм, брюзжание, нетерпимость к дискомфортным состояниям зависят еще и от возраста. Данные компоненты с увеличением фактора от которого они зависят, так же увеличиваются. У женщин прослеживается взаимосвязь следующих параметров: обоснованный негативизм зависит от возраста; использование себя в качестве эталона при оценках и толерантность как черта личности - зависят от стажа службы в органах внутренних дел. Однако, стоит отметить, что в результате эмпирического исследования не была выявлена зависимость параметров от гендерного признака. Причиной данному факту может являться то, что сравнение парных выборок происходила по общему признаку каждой из методик, а не по отдельным шкалам.
При работе с сотрудниками психологу необходимо учитывать, что чем больше возраст и стаж службы в органах внутренних дел у мужчин, тем сильнее у него проявляются обоснованный негативизм, брюзжание, негативный опыт общения, использование себя в качестве эталона при оценках других, негативная коммуникативная установка, нетерпимость к дискомфортным состояниям. Исходя из этого, психолог должен предпринять меры для сглаживания этих негативных факторов. Вследствие чего рекомендуем психологам при работе с мужчинами уделять практическое внимание на самооценку, стрессоустойчивость, терпимость, сдержанность и повышение уровня самообладания. Предлагается использовать: методику исследования самооценки личности С. А. Будасси; методику исследования самооценки личности Дембо-Рубин-штейн и А. И. Липкиной. Данные методики позволят психологу выявить причины изменения уровня самооценки, зависимости самооценки от внешних факторов и взаимодействия сотрудников с другими людьми. Для работы над стрессоустойчивостью сотрудников психологу предлагаются следующие методики: методика для выявления подверженности стрессу Т. А. Немчина и Дж. Тейлора; опросник Т. А. Немчина «Определение нервно-психического напряжения»; методика склонности к срывам в стрессовой ситуации «Прогноз» В. А. Баранова. Данные методики позволят психологу определить выраженность нервно-психической напряженности и тревожности; помогающие прогнозировать поведение человека в экстремальных условиях и позволяют выявить нервно-психическую неустойчивость и предрасположенность к невротическим расстройствам. А также чтобы научиться быстро
избавляться от внутренних зажимов, сохранять самообладание в экстренных ситуациях, улучшить умственные способности, чтобы быстро принимать решения; научиться легче переносить нагрузки физического и умственного характера и обеспечивать быстрое восстановление после стресса предлагается использовать в работе психолога с сотрудниками полиции Метод «Ключ» Хасая Алиева.
При работе с женщинами, психологу необходимо учитывать, что обоснованный негативизм зависит от возраста, а использование себя в качестве эталона при оценках и толерантность как черта личности зависят от стажа службы в органах внутренних дел. Приняв все это во внимание, психологу рекомендуем использовать в своей работе метод «Ключ» Хасая Алиева, аутогенную тренировку по Шульцу, которая помогает получить контроль над физическим или эмоциональным состоянием, а также способствует повышению тонуса определенных отделов, расположенных в вегетативной нервной системе. Так же для данной категории сотрудников можно применить групповая дискуссию, который позволит сопоставить противоположные позиции, увидеть проблему с разных сторон, уточнить взаимные интересы и потребности других людей. Что поспособствует более эффективному взаимодействию с коллегами и гражданами.
В процессе изучения толерантности как профессионально-важного качества сотрудника полиции было выявлено, что толерантность как профессионально важное качество имеет соответствующие характеристики: это целостное личностное образование, имеет качественную и количественную характеристики, формируется в специально созданных условиях. Толерантность - это то качество, которое помогает взаимодействию с другими людьми. Для полицейского это важнейшее качество, так как насколько взаимодействие с гражданами будет эффективным, зависит успешность профессиональной деятельности и выполнение служебных обязанностей. На основании изученной нами теоретической базы, было проведено эмпирическое исследование с использованием методик: методика диагностики коммуникативной установки Виктора Васильевича Бойко; опросник коммуникативной толерантности Виктора Васильевича Бойко; экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Сол-датова, Кравцова, Хухлаев, Шайгерова). После проведения исследования нами был произведен качественный и количественный анализ полученных данных.
В результате статистической обработки нами были получены следующие данные.
Данные по различиям в коммуникативные уста-
новки мужчин в зависимости от стажа службы в органах внутренних дел, свидетельствуют о том, что в шкалах: обоснованный негативизм, брюзжание, негативный опыт общения, негативная коммуникативная установка различия между выборками с различным стажем в ОВД являются статистически значимыми. Так как ^критерий для статистически значимых различий получен со знаком +, то можно утверждать, что с увеличением стажа службы в ОВД у мужчин их обоснованный негативизм, брюзжание, негативный опыт общения, негативная коммуникативная установка растет. По остальным компонентам значимых различий не выявлено.
Результаты исследования зависимости компонентов коммуникативной установки от возраста среди мужчин-сотрудников показали, что в шкалах: обоснованный негативизм, брюзжание, различия между выборками с различным возрастом являются статистически значимыми. Так как ^критерий для статистически значимых различий получен со знаком +, то можно утверждать, что с увеличением возраста у мужчин их обоснованный негативизм и брюзжание растет. По остальным компонентам значимых различий не выявлено. Анализ данного компонента у женщин-сотрудниц показал, что различия присутствуют только по «обоснованному негативизму» (различия между выборками с различным возрастом являются статистически значимыми). Так как ^критерий для статистически значимых различий получен со знаком «-», то можно утверждать, что с увеличением возраста у женщин их обоснованный негативизм уменьшается. По остальным компонентам значимых различий не выявлено. В то время как результаты исследования зависимости компонентов коммуникативной установки от стажа службы в ОВД у женщин не отразились ни по одному из компонентов. Это свидетельствует о том, что с увеличение стажа службы в ОВД у женщин не изменяется ни один из компонентов.
Анализ исследования зависимости компонентов коммуникативной установки от половой принадлежности показал, что по негативной коммуникативной установке значимых различий не выявлено. Это говорит о том, что выраженность негативной коммуникативной установки не зависит от гендер-ной принадлежности.
По всем полученным результатам данной методики можно сказать следующее: выраженность изучаемых параметров от гендерных особенностей не зависит. У мужчин, такие компоненты как: обоснованный негативизм, брюзжание, негативный опыт общения, негативная коммуникативная уста-
новка зависят от стажа службы в органах внутренних дел, а так как ^критерий для статистически значимых различий получен со знаком, то можно сказать, что выраженность данных компонентов растет с увеличением стажа службы в ОВД. Обоснованный негативизм и брюзжание зависят от возраста и их выраженность так же увеличивается с возрастом мужчин. У женщин же с увеличением возраста растет и обоснованный негативизм.
Исследовав зависимость компонентов коммуникативной толерантности от возраста, было выявлено, что по шкале «нетерпимость к дискомфортным состояниям» между выборками с различным возрастом являются статистически значимыми. Так как ^критерий для статистически значимых различий получен со знаком +, то можно утверждать, что с увеличением возраста у мужчин их нетерпимость к дискомфортным состояниям вырастет. По остальным компонентам значимых различий не выявлено.
Проанализировав результаты исследования зависимости компонентов коммуникативной толерантности от стажа службы в ОВД у мужчин стало очевидно, что с увеличением стажа службы в ОВД у мужчин их желание использовать себя в качестве эталона возрастает. В то время как данный компонент у женщин не зависит от возраста.
В результате чего, было выявлено, что выдвинутая нами гипотеза доказана частично. Так как степень выраженности коммуникативной установки, коммуникативной толерантности и толерантности личности сотрудников полиции не определяется гендерными особенностями. Но частично имеет зависимость от возраста и стажа службы в органах внутренних дел. На основании нашего исследования были предложены рекомендации психологу служебной деятельности для работы с сотрудниками органов внутренних дел.
Библиографический список
1. Слесарева Е. А., Смирнов Д. Е. Информационные технологии как средство решения практических задач в деятельности психолога // Государственная служба и кадры. 2016. № 4.
2. Слесарева Е. А. Корреляционный анализ как один из методов обработки результатов психологического исследования // Международный журнал психология и педагогика служебной деятельности. 2016. № 4.
3. Слесарева Е. А., Задохина Н. В. Критерии статистической значимости как неотъемлемая часть экспериментальной психологии // Вестник Московского университета МВД России. 2017. № 4.
Bibliographic list
1. Slesareva E. A., Smimov D. E. Information technologies as a means of solving practical problems in the activity of a psychologist // Public service and personnel. 2016. № 4.
2. Slesareva E. A. Correlation analysis as one of the methods of processing the results of psychological re-
search // International Journal of Psychology and Pedagogy of Professional Activity. 2016. № 4.
3. Slesareva E. A., Zadokhina N. V. Criteria of statistical significance as an integral part of experimental psychology // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2017. № 4.
Информация об авторах
С. Ю. Михайлова - преподаватель кафедры психологии УНК ПСД Московского университета МВД России имени В.Я.Кикотя;
Е. А. Слесарева - доцент кафедры информатики и математики Московского университета МВД России имени В.Я.Кикотя, кандидат психологических наук;
Н. В. Задохина - доцент кафедры информатики и математики Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат педагогических наук.
Information about the authors
S. Y. Mikhailova - lecturer of the Department of Psychology of the UNK PSD of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya.Kikot;
E. A. Slesareva - Associate Professor of the Department of Computer Science and Mathematics of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya.Kikot, Candidate of Psychological Sciences;
N. V. Zadokhina - Associate Professor of the Department of Computer Science and Mathematics of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikotya, Candidate of Pedagogical Sciences.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 25.02.2022; одобрена после рецензирования 13.06.2022; принята к публикации 20.06.2022.
The article was submitted to the editorial office on 25.02.2022; approved after review on 13.06.2022; accepted for publication on 20.06.2022.