ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ
Летягина Светлана Константиновна
Саратовский государственный технический университет, имени Гагарина Ю.А., г. Саратов
TOLERANCE AS A SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF THE PERSON
Svetlana C. Letyagina, PhD (Sociology), Associate Professor Department of Labour Psychics, Saratov State Technical University named after Yuri Gagarin, Saratov
АННОТАЦИЯ
В статье представлены результаты эмпирического исследования половозрастных особенностей взаимосвязей толерантности и коммуникативных установок личности. Автором делается вывод о том, что в мужской выборке толерантность включена в структуру личности, и поэтому чем больше отдельные люди, группы, сама ситуация взаимодействия противоречат установкам и убеждениям мужчины, тем сильнее он проявляет нетерпимость и негативизм. Девушки имеют определенные предубеждения в отношении различных социальных и этнических групп. Однако негативизм в отношении перечисленных выше явлений, не мешает им демонстрировать толерантность в реальной ситуации взаимодействия.
ABSTRACT
The article presents the results of an empirical study of sex and age especially the relationship of tolerance and communication systems of the individual. The author concludes that in the male sample tolerance included in the structure of personality. Therefore, the more individuals, groups, contrary to the situation itself interaction attitudes and beliefs of men, the more he shows intolerance and negativism. Girls have certain prejudices against various social and ethnic groups. However, negativism in respect of the above phenomena, does not prevent them to demonstrate tolerance in a real situation interaction.
Ключевые слова: толерантность, адаптивность, личность, коммуникативные установки.
Key words: tolerance, adaptability, personality, communication setup.
В последние десятилетия социологи, психологи, общественные и политические деятели всего мира обсуждают проблему толерантности. Основной смысл «толерантности» - единство человечества независимо от языка, расовой принадлежности, национальности и многих других параметров.
Толерантность и адаптивность личности - это сложные психологические феномены, характеризующие личность. Они являются движущими силами, ценностными ориентациями, выражающими отношение личности к миру, к самому себе, наполняя смыслом поведение, поступки и позиции личности.
Общетеоретические вопросы проблемы адаптации личности исследовали в своих работах Ф.Б. Березин, Е.В. Витенберг, Л.Г. Дикая, В.П. Казначеев, H.A. Ошукова, Т.Н. Рогинская и др.
Существует широкий спектр работ, посвященных адаптационным механизмам в процессе профессионализации личности (A.A. Баранов, А.Г. Мороз, Э.Ц. Мусаева, И.Н. Никишина, A.B. Осницкий, В.А. Самойлова, К.Г. Тротт, К.У. Чимбеленге, Н.М. Щербакова, С.А. Шапкин, В.В. Щербинин и др.).
Указывая на многогранность понятия «толерантность», Гришпун И.Б. выделяет два понимания феномена толерантности:
- как индивидуального свойства (стабильного или ситуативного), заключающегося в способности к сохранению саморегуляции, фрустрирующих воздействиях среды;
- как обозначение способности к неагрессивному поведению по отношению к другому человеку на основе открытости в относительной независимости от действий другого [2, с.31].
Г.У. Солдатова понимает толерантность как готовность принять других такими, какие они есть. Толерант-
ность в их понимании не должна сводиться к индифферентности, конформизму, ущемлению собственных интересов, она предполагает взаимность и активную позицию сторон. «Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности, интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относиться к позициям и ценностям других» [3, с. 7].
По мнению В.В. Савельева, толерантность следует воспринимать как высокую степень самосознания, «которая не приобретается от рождения и не формируется стихийно, автоматически, а порождается в результате контактов культур, преодоления конфликтов через культурное взаимодействие, культурный компромисс и плюрализм» [1, с. 56].
Целью данной работы явилось исследование половозрастных особенностей взаимосвязей толерантности и коммуникативных установок личности.
Объект исследования - толерантность как характеристика личности.
Предмет исследования - половозрастные особенности взаимосвязей толерантности и коммуникативных установок личности.
Для эмпирического исследования были использованы методы тестирования и анкетирования, включающие:
1. Экспресс - опросник «Индекс толерантности», авторы Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова;
2. Методика диагностики коммуникативной установки, автор В.В. Бойко.
В исследовании приняли участие 150 респондентов. Из них: 85 человек в возрасте от 14 до 16 лет, и 65 респондентов в возрасте от 21 до 25 лет.
Представленность выборки по гендерным и возрастным различиям:
Группа 1 - представители возрастной категории 14
- 16 лет - 85 человек (100%). Из них 51% девушки (43 человека) и 49% юноши (42 человека).
Группа 2 - представители возрастной категории 21
- 25 лет - 65 человек (1005). Из них 49% девушки (32 человека) и 51% юноши (33 человека).
Анализ результатов исследования позволяет нам сделать следующие выводы.
1. Общий уровень толерантности выше у респондентов 21-25 лет, по сравнению 14-16-летними ^=2,3 при р=0,05). Данный факт объясняется неопределенностью и противоречивостью подростковой Я -концепции, импульсивностью и недостаточностью личностного контроля, свойственным данному возрастному периоду, что создают основу для конфликтного и нетерпимого поведения. В юношеском возрасте формируется направленность личности, которая характеризуется интегрированностью Я-концепции. Толерантность - это не просто отдельно взятое качество, а результирующий фактор развития взаимосвязанных свойств личности. Она включает как уважение ценностей и смыслов, значимых для другого, так и осознание, и принятие собственного внутреннего мира, своих собственных ценностей и смыслов, целей и желаний, переживаний и чувств. Это дает личности преимущество не бояться и выдерживать напряжения и конфликты, миновать которые никому по жизни не удается, уважать чужое мнение, отстаивать свои принципы.
Взаимосвязи толерантности и коммуни
Статистически значимых различий в показателях толерантности между девушками и юношами нами не выявлены.
2. Возрастные различия в выраженности коммуникативных установках нами не обнаружены. Однако имеются статистически значимые различия между мужчинами и женщинами в проявлениях завуалированной жестокости ^=3,3 при р=0,01). Юноши превосходят девушек по данному показателю, что объясняется физиологической природой и принятыми в обществе гендерными стереотипами.
3. В возрастной группе 14-16 лет нами выявлены взаимосвязи между завуалированной жестокостью (г=0,35 при р=0,01), обоснованным негативизмом (г=0,24 при р=0,05), брюзжанием (г=0,24 при р=0,05) и социальной толерантностью, а также между брюзжанием (г=0,25 при р=0,05), и общим уровнем толерантности. Следовательно, респонденты данной возрастной группы имеют склонность отрицательно судить и делать необоснованные и резкие выводы о некоторых типах людей, в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей), по отношению к некоторым социальным процессам. Однако, чем больше негативных чувств они переживают, тем более они склонны их сдерживать и демонстрировать терпимость на уровне социальных отношений.
Таблица 1
1вных установок в группе мужчин
Социальная толерантность Этническая толерантность Толерантность как черта личности Общий уровень толерантности
Завуалированная жестокость 0,04 -0,11 -0,33** -0,27*
Открытая жестокость 0,05 -0,07 0,06 -0,05
Обоснованный негативизм 0,23* -0,01 -0,26* -0,15
Брюзжание 0,05 0,06 -0,29** -0,07
Негативный опыт общения 0,18 -0,07 -0,31** -0,22*
*- р=0,05, **- р=0,01
4. В возрастной группе 21-24 лет нами выявлены обратные взаимосвязи между социальной толерантностью (г=-0,29 при р=0,01), общим уровнем толерантности и брюзжанием (г=-0,22 при р=0,05), а также прямая корреляция между завуалированной жестокостью и толерантностью как чертой личности (г=0,23 при р=0,05). Таким образом, можно утверждать, что в данной возрастной группе формируется толерантность как личностная черта. И если личность в отношении различных социальных групп или по отношению к некоторым социальным процессам имеет однозначное, иногда необоснованное, мнение или убеждение, то она демонстрирует интолерантные черты поведения.
5. В мужской выборке все виды коммуникативных установок, за исключением открытой жестокости, обратно коррелируют с толерантностью как чертой личности, а завуалированная жестокость и негативный опыт общения- с общим уровнем толерантности.
Субшкала "толерантность как черта личности" включает пункты, диагностирующие личностные черты, установки и убеждения, которые в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру. Выявленные нами взаимосвязи свидетельствуют о том, что чем больше отдельные люди, группы, сама ситуация взаимодействия противоречат установкам и убеждениям мужчины, тем сильнее он проявляет нетерпимость и негативизм по отношению к ним, и наоборот. Следовательно, в мужской выборке толерантность включена в структуру личности, и поэтому чем больше отдельные люди, группы, сама ситуация взаимодействия противоречат установкам и убеждениям мужчины, тем сильнее он проявляет нетерпимость и негативизм по отношению к ним, и наоборот.
5. В женской выборке нами выявлены три взаимосвязи: установка «завуалированная жестокость» коррелирует с социальной, этнической толерантностью и общим уровнем толерантности.
Таблица 2
Взаимосвязи толерантности и коммуникативных установок в группе женщин
Социальная толерантность Этническая толерантность Толерантность как черта личности Общий уровень толерантности
Завуалированная жестокость 0,35** 0,28** 0,29 0,43**
Открытая жестокость -0,04 -0,06 0,07 0,07
Обоснованный негативизм -0,19 -0,02 0,01 -0,04
Брюзжание -0,14 -0,06 0,16 0,01
Негативный опыт общения -0,16 -0,09 0,15 -0,09
*- р=0,05, **- р=0,01
Таким образом, девушки имеют определенные предубеждения к представителям других этнических групп и в сфере межкультурного взаимодействия, а также в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей). Однако негативизм в отношении перечисленных выше явлений, не мешает им демонстрировать толерантность в реальной ситуации взаимодействия.
Интолерантность в противовес толерантности представляет собой совокупность таких черт личности, как «неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при общении с человеком», тесно связанное с агрессивностью, и «стремление подогнать партнёра под себя, сделать его удобным», что приводит к усилению внешнего контроля, дезадаптивности и такой психологической защите, как эскапизм (уход от проблем) [4, с. 21]. Перечисленные особенности снижают адаптивный потенциал личности во всех сферах социального взаимодействия, и прежде всего, профессионального.
Литература
1. Бондырева С.К. Толерантность Введение в проблему / С.К. Бондарева, Д.В. Колесов. - М., 2003.523 с.
2. Гриншпун И.Б. Понятие и содержательные характеристики толерантности (к вопросу о толерантности как психическом явлении) / Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч.- метод. ст. -М.: Изд. МПСИ, 2002. - 368с.
3. Солдатова Г.У. Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков. - М.: Генезис, 2000. -112с.
4. Цуканова А.П. Толерантность в структуре социально-психологической адаптации личности: авто-реф. дисс. ... кандидата психологических наук/ А.П. Цуканова. Хабаровск. 2006. - 23с.
ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО - МИНИ-МОДЕЛЬ ОБЩЕСТВЕННОЙ СТРУКТУРЫ
Манахов Сергей Валериевич
к.псх.н., доцент, Московский государственный областной университет, г. Москва
THERAPENTICAL ASSOCIATION - MINI-MODEL OF SOCIAL STRUCTURE Manahov Serqey, CandidateofScience, assistantprofessor State Regional University, Moscow. АННОТАЦИЯ
Реабилитация злоупотребляющих ПАВ - это длительный процесс с определенными этапами, динамикой статуса и проблемами. Наиболее полно решать задачи реабилитации позволяет модель терапевтического сообщества «терапевтическая среда социального научения» объединяющая психотерапию, воспитание, ресоциализацию и контроль.
ABSTRACT
Rehabilitation age abusing psychoactive substances is a prolonged process consisting of definite stages, status movement and problems. The model of therapentical association «the therapentical environment of social teaching», combining psychotherapy, training, resocialization and control allows to solve the tasks of rehabilitation, more complete. Ключевые слова: терапевтическая среда; особенности психотерапевтического сообщества. Keywords: therapentical environment; peculiarities of psychotherapeutical association.
В профилактике злоупотребления психоактивных веществ (далее - ПАВ) используются различные подходы: индивидуальное консультирование, индивидуальная и групповая психотерапия, группы само- и взаимопомощи, религиозные общины, трудовые коммуны, терапевтиче-
ские сообщества (далее - ТС) и др. Преимуществом ТС является возможность реализации комплексного подхода, т.к. терапевтическое сообщество может адаптировать внутри себя любые методы и подходы, воспроизводить социальную структуру общества.