Научная статья на тему 'Возрастная динамика психологических факторов в формирования межэтнических отношений'

Возрастная динамика психологических факторов в формирования межэтнических отношений Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
161
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ЭТНИЧНОСТЬ / ТИПОЛОГИЯ / МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / PERSONALITY / ETHNICITY / TYPOLOGY / INTERETHNIC RELATIONS / ETHNIC IDENTITY / PERSONALITY TOLERANCE / ETHNIC TOLERANCE / SOCIAL TOLERANCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Валиуллина Е. В., Шиллер В. В., Боровикова З. В.

В статье представлены результаты исследования возрастных особенностей психологических факторов, оказывающих влияние на формирование межэтнических отношений типов этнической идентичности и видов толерантности личности. В качестве ведущих методов исследования были использованы психодиагностические тесты «Типы этнической идентичности» Г.У. Солдатовой, С.В. Рыжовой и «Индекс толерантности» Г.У. Солдатовой, О.А. Кравцовой, О.Е. Хухлаева, Л.А. Шайгеровой. Респондентами выступили молодые люди, преимущественно русской национальности, они были разделены на две условные группы (средний возраст первой группы составил 14 лет, средний возраст второй группы 18 лет). Подростковый возраст отличается более высоким уровнем общей и этнической толерантности личности по сравнению с 18-летним возрастом. К возрасту совершеннолетия этническая идентичность приобретает выраженную направленность в сторону индифферентности или эгоизма, нехарактерных для 14-летнего возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGE DYNAMICS OF PSYCHOLOGICAL FACTORS OF FORMATION OF INTERETHNIC RELATIONS

The article presents the results of a study of the age characteristics of psychological factors that influence the formation of inter-ethnic relations types of ethnic identity and types of individual tolerance. The psychodiagnostic tests “Types of Ethnic Identity” of G.U. Soldatova., S.V. Ryzhova and “Tolerance Index” by G.U. Soldatova, O.A. Kravtsova, O.E. Huhlaeva, L.A. Shaygerovoy. The respondents were young people, mainly of Russian nationality, they were divided into two conditional groups (the average age of the first group was 14 years, the average age of the second group was 18 years). Adolescence is characterized by a higher level of general and ethnic tolerance of a person as compared with 18 years of age. By the age of majority, ethnic identity acquires a pronounced direction towards indifference or selfishness, which is not typical of a 14-year-old.

Текст научной работы на тему «Возрастная динамика психологических факторов в формирования межэтнических отношений»

УДК 159.923.2

ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ

ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Е.В. Валиуллина, В.В. Шиллер, З.В. Боровикова1

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19011-00411

Аннотация. В статье представлены результаты исследования возрастных особенностей психологических факторов, оказывающих влияние на формирование межэтнических отношений - типов этнической идентичности и видов толерантности личности. В качестве ведущих методов исследования были использованы психодиагностические тесты «Типы этнической идентичности» Г.У. Солдатовой, С.В. Рыжовой и «Индекс толерантности» Г.У. Солдатовой, О.А. Кравцовой, О.Е. Хухлаева, Л.А. Шайгеровой. Респондентами выступили молодые люди, преимущественно русской национальности, они были разделены на две условные группы (средний возраст первой группы составил 14 лет, средний возраст второй группы - 18 лет). Подростковый возраст отличается более высоким уровнем общей и этнической толерантности личности по сравнению с 18-летним возрастом. К возрасту совершеннолетия этническая идентичность приобретает выраженную направленность в сторону индифферентности или эгоизма, нехарактерных для 14-летнего возраста.

Ключевые слова: личность, этничность, типология, межэтнические отношения, этническая идентичность, толерантность личности, этническая толерантность, социальная толерантность.

AGE DYNAMICS OF PSYCHOLOGICAL FACTORS

FORMATION OF INTERETHNIC RELATIONS

E. Valiullina, V. Schiller, Z. Borovikova

Abstract. The article presents the results of a study of the age characteristics of psychological factors that influence the formation of inter-ethnic relations - types of ethnic identity and types of individual tolerance. The psychodiagnostic tests "Types of Ethnic Identity" of G.U. Soldatova., S.V. Ryzhova and "Tolerance Index" by G.U. Soldatova, O.A. Kravtsova, O.E. Huhlaeva, L.A. Shaygerovoy. The respondents were young people, mainly of Russian nationality, they were divided into two conditional groups (the average age of the first group was 14 years, the average age of the second group was 18 years). Adolescence is characterized by a higher level of general and ethnic tolerance of a person as compared with 18 years of age. By the age of majority, ethnic identity acquires a pronounced direction towards indifference or selfishness, which is not typical of a 14-year-old.

Keywords: personality, ethnicity, typology, interethnic relations, ethnic identity, personality tolerance, ethnic tolerance, social tolerance.

Изменения в современном обществе, связанные с высоким уровнем миграции населения, межэтническими конфликтами, участившимися вспышками сепаратистских и экстремистских настроений при

многонациональности,

многоконфессиональности и многокультурности России, делают проблему изучения межэтнических взаимоотношений особо актуальной и значимой.

В классификации факторов межэтнических отношений выделяют политические, культурные, социальные, психологические и другие факторы. Этническая толерантность относится к ведущим социально-психологическим факторам в контексте межнациональных отношений, она проявляется в поступках, формируется в сознании

и непосредственно связана с этнической идентичностью личности [3, с.17].

Этническая идентичность относительно недавно стала предметом исследования психологической науки. Вопросами

феноменологии, изменчивости и ситуативности идентичности, категориальных признаков и психологических границ этносов, типологических и методологических аспектов этнической идентичности занимались Ю.В. Арутюнян, А.Г. Асмолов, Ю.Б. Бромлей, Л.М. Дробижева, Н.М. Лебедева, С.Е. Рыбаков, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко, А.В. Сухарев, В.А. Тишков, В.Ю. Хотинец, А.Я. Якобсон и др.

Т.Г. Стефаненко определяет этническую толерантность как «переживание отношений Я и этнической среды - своего тождества с одной этнической общностью и отделения от других»

[9, с.15]. Позитивная этническая идентичность, по данным исследователей, формируется при условии усвоения этнокультурных знаний как положительное восприятие себя в рамках определенной этнической, национальной группы. В работах В.Ю. Хотинец позитивная этническая идентичность коррелирует с «толерантными поведенческими паттернами», а интолерантные стратегии поведения продемонстрировали лица с гипоидентичностью (этническим нигилизмом) и гиперидентичностью (национальным

фанатизмом) [11, с. 124].

Вопросы общей толерантности личности также широко представлены в современной психологической литературе. Исследователи рассматривают терминологические,

типологические, структурные, возрастные и другие аспекты понятия толерантности: В.С. Агеев, А.Г. Асмолов, Б.З. Вульфов, Р.В. Габдреев, Р.М. Грановская, И.Б. Гриншпун, Л.М. Дробижева, В.Г. Каменская, В.А. Лекторский, Ю.Р. Мухина, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко, В.Ю. Хотинец и др.

Наиболее развернутое определение дает Г.У. Солдатова, трактуя толерантность как интегральную характеристику индивида, определяющую его «способность в проблемных и кризисных ситуациях активно взаимодействовать с внешней средой с целью восстановления своего нервно - психического равновесия, успешной адаптации, недопущения конфронтации и развития позитивных взаимоотношений с собой и с окружающим миром» [8]. Особое внимание уделяется вопросам этнической толерантности, по мнению Н.М. Лебедевой это «явление социальной перцепции... отсутствие негативного отношения к иной этнической культуре, а точнее - наличие позитивного образа иной культуры при сохранении позитивного восприятия своей собственной» [4, с.26].

Несмотря на большое количество работ посвященных этнической идентичности и общей толерантности личности, изучению возрастной динамики этих процессов уделено еще недостаточно внимания. Рассматривая качественно-количественные характеристики типов этнической идентичности или структурные

особенности толерантности личности, исследователи фиксируют наличие определенных уровней или отсутствие необходимых способностей у конкретной возрастной группы респондентов, тогда как значимых различий выраженности данных психологических категорий в возрастном аспекте выявлено не было. Большинство же исследователей в области психологии развития и возрастной психологии считают, что «сензитивным к воспитанию толерантности выступает подростковый возраст» [6].

С целью изучения возрастной динамики типологии этнической идентичности и возрастных особенностей изменения

толерантности личности было проведено исследование. В нем приняли участие 206 человек (из них 87 юношей и 119 девушек), были опрошены две возрастные группы респондентов: средний возраст I группы = 14,48 (122 человека, из которых 56 юношей и 66 девушек), средний возраст II группы = 18,22 (84 человека, из них 31 юноша и 53 девушки). Национальный состав респондентов: русские, тувинцы, азербайджанцы, ингуши, армяне и др. Подавляющее большинство опрошенных молодых людей (более 70%) причисляют себя к русской национальности (в анкете их просили записать: «представителем какого народа (национальности) Вы себя считаете?»).

Психодиагностические методы исследования: тест «Типы этнической идентичности» Г.У. Солдатовой, С.В. Рыжовой [10]; экспресс-опросник «Индекс толерантности» Г.У Солдатовой, О.А. Кравцовой, О.Е. Хухлаева, Л.А. Шайгеровой [8]; перед тестовым материалом была предложена авторская анкета для фиксации пола, возраста и национальной принадлежности респондентов. Статистическая обработка данных проведена при помощи следующих критериев: %2-критерия Пирсона (для определения достоверности расхождения распределений) и U-критерия Манна-Уитни (для оценки различий между выборками по уровню количественно измеренных интерпретационных параметров). Результаты исследования представлены в таблице 1.

Группы ЭНиг ЭИнд ЭНор ЭЭго ЭИзо ЭФан ТОбщ ТЭтн ТСоц ТЛич

I M 3,46 10,00 15,43 3,26 2,63 4,10 95,26 32,06 30,86 32,33

m 2,68 4,22 3,22 3,23 2,68 3,24 10,61 5,33 4,15 5,16

II M 2,50 12,43 15,10 5,83 3,23 4,56 86,56 28,40 29,00 29,16

m 1,40 2,90 3,07 4,11 3,80 3,07 4,21 4,31 2,97 5,01

Примечание: расхождения между распределениями статистически достоверны при р < 0,05 (х Эмп = 119,122)

Таблица 1. - Средние значения параметров этнической идентичности и толерантности личности по группам

Условные обозначения: ЭНиг - этнический нигилизм; ЭИнд - этническая индифферентность; ЭНор - этническая норма; ЭЭго - этнический эгоизм; ЭИзо - этнический изоляционизм; ЭФан - этнический фанатизм; ТОбщ - общий уровень толерантности; ТЭтн - этническая толерантность; ТСоц - социальная толерантность; ТЛич -личностная толерантность (здесь и далее используются данные условные обозначения).

Т.Г. Стефаненко считает, что в жизни человека осознание «своей принадлежности к определенному народу, поиски его особенностей играют важную роль и оказывают серьезное влияние на отношения между людьми (от межличностных до межгосударственных)» [9, с.5]. В типологии этнической идентичности, этнический нигилизм представляет собой крайнюю степень нивелирования как собственной национальности, так и этничности вообще, отрицание необходимости и значимости этнических факторов в жизни. Низкий уровень по данной шкале показали 100% респондентов, в исследовании не выявлено молодых людей с типом этнической идентичности - нигилизм.

Другим крайним типом этнической идентичности выступает этнический фанатизм (национальный фанатизм), когда идеи и интересы собственной нации превалируют над остальными, характеризуется способностью и готовностью идти на любые действия, вплоть до террора. Этнический изоляционизм также относят к типам гиперидентичности, наряду с фанатизмом, но при таком варианте идентичности стремление к этническому доминированию выражается в негативном отношении к межнациональным союзам, межкультурным обменам, к иному национальному языку, стремлением

предотвратить и не допустить проникновения другого этноса в собственную общность. В данном исследовании респондентов с высоким уровнем этнического фанатизма и этнического изоляционизма выявлено не было, средний уровень показали по 11% участников, по 89% имеют низкий уровень подобных типов идентичности.

Пассивной формой этнической идентичности является тип этнической индифферентности (в исследовании высокий уровень выявлен у 24% опрошенных молодых людей, низкий - у 11%, подавляющее большинство - 65% респондентов показали средний уровень по данной шкале). Личное безразличие, эмоциональное равнодушие, непонимание значимости этничности в характеристиках отдельной личности и общества в целом определяет тип этнической индифферентности.

Этнический эгоизм, как тип этнической идентичности личности, выражается в гипертрофированном приоритете ценностей своего народа над ценностями других этносов, в предпочтении своих национальных интересов и игнорировании интересов иных национальных групп. Молодых людей с высоким уровнем этнического эгоизма выявлено не было, средним обладают 32% опрошенных, 68% показали низкий уровень параметра.

Позитивная этническая идентичность (этническая норма, нормальная идентичность, оптимальная идентичность) в данном исследовании представлена высокими показателями - 29% респондентов и средним уровнем (71% из них), низкий уровень выявлен не был. Такие результаты характеризуют достаточную значимость и актуальность собственной этничности, положительный образ своего народа, его истории и культуры. Несмотря на приоритет своей нации, позитивная этническая идентичность не направлена против иных этносов и народов, характеризуется готовностью к межнациональному общению, межэтническим контактам и высокой толерантностью личности.

По степени допустимой толерантности, Т.П. Скрипкина выделяет следующие толерантные личностные позиции: толерантность как внутренняя установка, как принятие и терпимость к иному, чужому; толерантность как культурологическая норма (иными словами -толерантность внешнего выражения); толерантность как беспристрастность, как равнодушие к иному; толерантность к тому, кто наносит нам вред; толерантность по отношению к тому, кто наносит вред не нам, а кому-то другому, но нам нет до этого дела [7].

Высоким уровнем общей толерантности обладают 10% опрошенных молодых людей, большинство имеют средний уровень (62%) параметра, а показатели интолерантности (низкий уровень общей толерантности) показали 28% респондентов данного исследования. В типологии толерантности принято выделять характеристики общей естественной, открытой толерантности; толерантности как доверия и принятия, а также толерантности как терпимости, сдержанности. Причем стремление сдерживаться,

ограничиваться, сохранять самообладание личность способна при использовании сформированных психологических защит проекции, изоляции, рационализации и проч. «Механизмы психологической защиты призваны сохранить, избавить, оградить сознание от травмирующих, негативных, отрицательных для личности воздействий и переживаний» [2, с.40].

Этническая толерантность характеризует восприятие представителей иных этнических групп, национальных общностей и народностей. Низким уровнем этнической толерантности обладают 19% респондентов. Интолерантность выступает противоположным вектором толерантности, в своей основе она имеет проявления чувства превосходства:

агрессивность, негативность, нетерпимость против кого-то (конкретного или группы людей). В данном случае подобные настроения могут быть в отношении другой нации, расы, народности или даже религии, поскольку конфессиональный вопрос часто основывается на национальном.

Высокий уровень этнической толерантности показали 24% молодых людей, почти у половины участников исследования выявлен средний уровень параметра (57%). Сформированная этническая толерантность способствует конструктивному выстраиванию межэтнических отношений, позитивному межнациональному общению, эффективному взаимодействию между разными народами.

Социальная толерантность предполагает восприятие и отношения с всевозможными социальными группами, классами, слоями, общностями. Незначительная часть опрошенных молодых людей (7%) обладают высоким уровнем социальной толерантности, 55% из них средним уровнем и у 38% выявлены признаки социальной

Как видно из представленных данных, статистически значимое различие показателей в двух независимых выборках (между показателями I и II возрастными группами) получено по типам этнической идентичности: этническая индифферентность (при р < 0,05) и этнический эгоизм (при р < 0,01).

Согласно полученным данным, 14-летние респонденты (I возрастная группа) не имеют четких позиций в отношении этнической идентичности, незначительное число из них имеют выраженную этническую

индифферентность или этнический эгоизм. В научных трудах Л.И. Божович [1], есть данные, что новообразованием, возникающим в конце переходного периода подростков, выступает самоопределение, «с субъективной точки зрения

интолерантности (низкий уровень данного параметра). Интолерантность может иметь различную социальную направленность от гендерных и возрастных аспектов до классовых и территориальных.

Толерантность как черта личности (личностная толерантность) в исследовании представлена следующими показателями: 70% опрошенных показали средний ее уровень, высоким и низким уровнем обладают по 15% респондентов. В своих работах В.А. Лекторский [5] выделяет следующие виды толерантности (по проявлению толерантности как общественного сознания): толерантность как безразличие (безразличие к существованию различных взглядов и практик); как невозможность взаимопонимания (уважение к другому, которого невозможно понять, невозможно

взаимодействовать); как снисхождение к слабости (с некоторой долей презрения к ним); расширение собственного опыта и критический диалог (уважение к чужой позиции в сочетании с установкой на взаимное изменение позиций).

Для оценки различий между возрастными группами по количественным параметрам типов этнической идентичности и видов толерантности личности применялся и-критерий Манна-Уитни (критические значения: иКр = 292 (при р < 0,01), иКр = 338 (при р < 0,05), полученные результаты представлены в таблице 2 (условные обозначения в тексте).

оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой общественно значимой позиции.

Самоопределение возникает в конце учебы в школе, когда подросток стоит перед необходимостью решать проблему своего будущего».

Показатели 18-летних респондентов достоверно выше значений I группы по показателям этнической индифферентности и этнического эгоизма. Для молодых людей этого возраста в большей степени, чем для подростков, характерна выраженная этническая идентичность, вектор которой может варьировать от индифферентности до эгоизма.

Статистически значимое различие показателей получено по видам толерантности

Таблица 2. - Сравнительный анализ возрастных групп по параметрам этнической идентичности и толерантности личности

Критерий ЭНиг ЭИнд ЭНор ЭЭго ЭИзо ЭФан ТОбщ ТЭтн ТСоц ТЛич

ИЭмп 364 312* 389,5 283** 435,5 406 189** 247** 352 343

Примечание: ** - полученное эмпирическое значение (ИЭмп) находится в зоне значимости при р < 0,01; * -

полученное эмпирическое значение (ИЭмп) находится в зоне значимости при р < 0,05.

личности: ее общим уровнем (при p < 0,01) и уровнем этнической толерантности (при p < 0,01). Представители I возрастной группы (14-летние респонденты) показали более высокие значения по видам толерантности, нежели 18-летние молодые люди. Приобретение навыков общения с разными категориями людей является значимым процессом для подростков, поэтому данный возраст выступает сенситивным для развития всех видов толерантности.

Система ценностей подростков

накладывается на окружающий мир, они уже не способны к безусловному принятию окружающих, но еще и не выработали навыки терпения и сдержанности, свойственные более взрослым, зрелым людям. Восприятие других групп социума, других этносов, других религий и т.д. происходит через призму значимых социальных установок, сформированных стереотипов, транслируемых убеждений, сложившихся ценностей.

Таким образом, 14-летний возраст отличается более выраженной общей толерантностью и более высоким уровнем этнической толерантности по сравнению с 18-летним возрастом. К возрасту совершеннолетия кристаллизуется этническая идентичность личности, которая приобретает более выраженную направленность в сторону этнической индифферентности либо этнического эгоизма, нехарактерных для подросткового возраста.

На базе позитивной этнической идентичности формируется этническая толерантность, предполагающая положительный образ своей этнической группы, удовлетворенность своей принадлежностью к этой группе и доброжелательность в отношениях с представителями других национальностей. Выделяют несколько этапов формирования этнической толерантности в подростковом возрасте от отождествления себя как члена социума, общества вообще до интеграции позитивного образа собственного и чужого этноса. При эффективном преодолении всех этапов формирования этнической толерантности, подросток достигает этапа активного воспроизводства всей системы межнациональных взаимоотношений.

Этническая идентичность и общая этническая толерантность личности выступают значимыми социально-психологическими факторами,

участвующие в формировании межэтнических отношений. Процесс становления этнического самосознания начинается еще в дошкольном возрасте, подростковый возраст выполняет одну из ключевых функций в этом процессе и характеризуется осознанным восприятием своего этноса и сознательным к нему отношением. В возрасте совершеннолетия решающее значение приобретает кристаллизация и закрепление этнического самосознания, оформляются и совершенствуются навыки межэтнического, межнационального взаимодействия.

Литература:

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.

2. Валиуллина Е.В. Соотношение механизмов психологической защиты с уровнем ассертивности личности / Е.В. Валиуллина // Научный журнал Дискурс. - 2018. - № 9(23). - С. 40-46.

3. Валиуллина Е.В. Толерантность как фактор межэтнических отношений [Электронный ресурс] / Е.В. Валиуллина, В.В. Шиллер, З.В. Боровикова // Социодинамика. - 2019. - № 4. - С. 16-23. DOI: 10.25136/2409-7144.2019.4.29495. - Режим доступа: http://e-notabene.ru/pr/article_29495.html

4. Лебедева Н.М. Теоретико-методологические основы изучения этнической идентичности и толерантности в поликультурных регионах Росси и СНГ: сб. статей / Н.М. Лебедева // Толерантность и идентичность. - М., 2002. - С. 10-35.

5. Лекторский В.А. О толерантности / В.А. Лекторский // Философские науки. - 1997. - № 3-4. - С. 14-18.

6. Подросток в контексте воспитания толерантной личности // Теоретические исследования в 2001 году: Материалы научно-практической конференции; под ред. В.А. Мясникова. - М., ИТОП РАО, 2002. - С. 249-257.

7. Скрипкина Т.П. Доверие к миру как фундаментальное условие толерантности / Т.П. Скрипкина. - Ростов-на-Д.: РГУ, 2002. - 158 с.

8. Солдатова Г.У. Психодиагностика толерантности личности / Г.У. Солдатова, Л.А Шайгерова, Т.Ю. Прокофьева, О.А. Кравцова. - М.: Смысл, 2008. - 172 с.

9. Стефаненко Т.Г. Этническая идентичность: от этнологии к социальной психологии / Т.Г. Стефаненко // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. - 2009. - № 2. - С. 3-17.

10. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: практикум / Т.Г. Стефаненко. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 208 с.

11. Хотинец В.Ю. Этническая идентичность и толерантность / В.Ю. Хотинец. - Екатеринбург, 2002. -124 с.

Сведения об авторах:

Валиуллина Евгения Викторовна (г. Кемерово, Россия), кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психиатрии, наркологии и медицинской психологии Кемеровского государственного медицинского университета, e-mail: [email protected]

Шиллер Вадим Викторович (г. Кемерово, Россия), кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Кемеровского государственного медицинского университета, эксперт Уральской ассоциации «Центр этноконфессиональных исследований, профилактики экстремизма и противодействия идеологии терроризма», e-mail: [email protected]

Боровикова Злата Владимировна (г. Кемерово, Россия), кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Кемеровского государственного медицинского университета, e-mail: [email protected]

Data about the authors:

E. Valiullina (Kemerovo, Russia), Candidate of Psychological Sciences, associate professor, associate Professor of the Department of psychiatry, narcology and medical psychology of Kemerovo state medical University, e-mail: [email protected]

V. Shiller (Kemerovo, Russia), Candidate of Historical Sciences, associate Professor of the Department of history of Kemerovo state medical University, expert of the Ural Association "Center for ethnoconfessional research, prevention of extremism and counteraction to the ideology of terrorism", e-mail: [email protected]

Z. Borovikova (Kemerovo, Russia), Candidate of Historical Sciences, associate Professor of the Department of history of Kemerovo state medical University, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.