Психологическое содержание позиции
Якшина Анна Николаевна
Институт Психологии им. Л.С.
Выготского РГГУ, г.Москва
Ключевые слова:
Воображение, дошкольники, сиблинги, позиция старшего, общение
Введение: В отечественной психологии и педагогике уже стало аксиомой, что общение является важнейшим источником развития в онтогенезе (1,3,6). Однако, и теоретики, и практики отмечают, с одной стороны, трудности в создании условий для полноценного общения детей и, с другой стороны, сетуют на проблемы современных детей (3,6). Применительно к дошкольному возрасту, сказанное можно конкретизировать тем, что, с одной стороны, у значительного числа детей есть проблемы и трудности во взаимодействии и общении, как со взрослым, так и со сверстниками. Помимо этого, с другой стороны, исследователями этого возраста, отмечается, например, низкий уровень развития психологической готовности к школьному обучению (4,9).
Цель: Целью нашего исследования было выявление условий для становления и развития центрального психологического новообразования дошкольного возраста. Учитывая, с одной стороны, интересующую нас проблему условий развития общения в дошкольном возрасте а, с другой стороны, установленную рядом исследователей тесную связь общения и воображения, мы обратились к изучению особенностей воображения детей, имеющих/не имеющих сиблингов.
Материалы и методырезультаты: С помощью методик «Слово» Г.Б. Яскевич (9), «Где чье место?» Е.Е. Кравцовой (3) мы получили результаты, согласно которым, дети, имеющие возможность общения и взаимодействия со старшей/младшей сестрой/братом имеют более развитое воображение, нежели единственные в семье дети (7,8). Важным для нас явилось то, что в более выгодной позиции оказались старшие дети в семье. Иными словами, можно заключить, что реализация позиции «старшего» обеспечивает развитие центрального психологического новообразования. Представляется, что полученный факт можно объяснить тем, что у старшего ребенка возникают условия для наглядной рефлексии. Старший ребёнок как бы смотрит на себя через младшего, сравнивая себя с ним, вспоминая себя в младшем возрасте. Например, нередко такие дети отмечают, что раньше, когда они были такими, как их брат/сестра, они тоже не умели отгадывать загадки, а теперь умеют. Удалось обнаружить, что наглядная рефлексия формируется в разнопозиционном общении. Так, старший ребёнок в семье берет на себя одновременно две роли: он действует по отношению к младшему как равный и как взрослый. При этом следует отметить, что отношения между старшими и младшими детьми, в которых в полной мере представлены две эти позиции, во многом зависят от родителей, которые могут способствовать или препятствовать возникновению этих отношений (С. Минухин, А.В. Черников, Е.Е. Кравцова, Н.М. Манухина) (4,5). Анализ позиции «старшего» показал, что в ней можно выделить две стороны. С одной стороны, « старший» выступает в качестве контроллера, носителя правил, того, кто поддерживает установленный порядок. Во многом эта позиция является некоторым слепком позиции какого-то конкретного взрослого члена семьи. С другой стороны, «старший» может становиться режиссером, организующим совместную деятельность с младшим ребенком, выступая для него в качестве учителя, наставника, но, одновременно являясь еще и партнером по играм и совместной деятельности. Проведенный нами формирующий эксперимент показал, что если позиция «старшего» сводится к роли «контролера», то это в меньшей степени способствует развитию воображения. Вероятно, это связано с тем, что ребенок, контролирующий действия младшего, реализует индивидуальную деятельность. Позиция режиссера, наоборот, позволяет строить совместную деятельность и способствует формированию коллективного субъекта.
Выводы: Полученные в исследовании результаты позволяют, с одной стороны, получить четкий ориентир при построении образовательных программ для дошкольников и младших школьников, которые обеспечивают преемственность дошкольного и начального школьного
образования. Одновременно, с другой стороны, полученные результаты могут быть использованы при работе с младшими школьниками, имеющими трудности и проблемы в обучении и развитии. Важным результатом проведенного исследования является возможность ориентации родителей детей, которые имеют/не имеют братьев и сестер. Они помогут, в одном случае, (при наличии сиблингов в семье) наладить отношения между детьми и организовать совместную деятельность. В другом случае, когда ребенок один в семье родители могут специально организовывать для него разнопозиционное общение, что будет способствовать, как развитию его воображения, так и влиять на общее психическое и личностное развитие.
Список литературы:
1. Выготский Л.С. 1984. Проблема возраста. Игра. Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1984. Т. 4.
2. Выготский Л.С. 1991. Воображение и творче-ство в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя. М.: Просвещение.
3. Кравцова Е.Е. 2004. Психологическое содержание понятий «воображение» и «творчество» // Воображение и творчество в образовании и профессиональной деятельности: Материалы четвертых чтений памяти Л.С. Выготского / РГГУ, Междунар. конф. (Москва, 17-20 нояб. 2003) / Науч. ред. Е.Е. Кравцова, В.Ф. Спиридонов, Ю.Е. Кравченко. М.: РГГУ.
4. Кравцова Е.Е., Кравцов Г.Г., Ховрина Г.Б. 2010. Между детством и отрочеством. М.: Левъ.
5. Минухин С., Фишман Ч. 2012. Техники семейной терапии/ Пер. с англ. А.Д. Иорданского. М.: Независимая фирма «Класс»
6. Смирнова Е. О., Утробина В. Г. 1996. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. № 3. С. 5 - 14.
7. Якшина А.Н. 2015. Особенности развития воображения у дошкольников из семей с одним ребёнком или двумя детьми // Дошкольное воспитание. №12. С. 104 - 108.
8. Якшина А.Н. 2015. Психологические условия развития центрального психологического новообразования дошкольного возраста // Современное дошкольное образование. Теория и практика. №10. С. 32 - 39.
9. Яскевич Г.Б. 1999. Психологическая коррекция готовности детей к школьному обучению. // Проблемы преемственности и непрерывности в образовании и психическом развитии детей. Москва - Красноярск. С. 91 - 119.