ПСИХОЛОГИЯ: АСПЕКТЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА
Е. А. ДЕВЯТОВА
В статье подробно представлены психологические характеристики коммуникативной компетентности. Анализируется виды компетенции как составляющие коммуникативной компетентности. Раскрываются психологические особенности данного феномена у психоло-гов-консультантов службы «Телефона доверия».
Ключевые слова: компетентность, компетенции, источники компетентности.
Профессия психолога-консультанта, как и любая другая, предъявляет особые требования к личности специалиста, занимающегося психологической деятельностью. Одним из таких требований является развитая способность решать профессиональные задачи консультирования. Проблема обретения компетентности консультирования имеет ряд взаимосвязанных аспектов, среди которых один из наиболее важных - обретение коммуникативной компетентности, так как основным методом консультирования является определенным образом построенная беседа.
Так, критерием развитой коммуникативной компетентности по К. Данцигеру является желание партнеров продолжать общение, развивать диалог [10]. Однако партнеры могут быть заинтересованы в общении, не обладая при этом коммуникативным мастерством, и могут развивать диалог, испытывая затруднения, в силу свойственной им общительности, ради достижения общих целей в деятельности и т. д.
Однако ряд зарубежных авторов (Дж. Морено,
Э. Берн, Г. В. Оллпорт, Е. Мелибруда, К. Роджерс), не используя сам термин «коммуникативная компетентность» выделяют ряд качеств, необходимых для эффективного общения: социальный интеллект, понимание себя и других, умение встать на позицию другого, эмпатию и позитивное самоот-ношение. При этом проблемы эффективного общения, рассматривающиеся зарубежными учеными в рамках основных психологических направлений, оказывают несомненное влияние на развитие понятия «коммуникативная компетентность».
В работах отечественных авторов понятие коммуникативная компетентность определяется
неоднозначно, но общей чертой большинства существующих определений является включение коммуникативной компетентности в структуру эффективного общения.
Заметим, что впервые понятие «коммуникативная компетентность» в отечественной психологии было использовано А. А. Бодалевым и трактовалось, как способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений) [1].
Как правило, отечественные исследователи рассматривают понятие коммуникативной компетентности, процессы, условия и факторы, определяющие ее изменение, разрабатывают теоретические концепции и модели коммуникативной компетентности, определяют ее место и роль в эффективном общении и взаимодействии, выделяют ее структуру (И. Н. Агафонова, П. А. Бавина, Ю. В. Варданян, Н. А. Глебова, О. В. Дивненко, Ю. Н. Емельянов, Ю. М. Жуков, Л. А. Кайгородова, И. В. Макаровская, Г. Н. Николаева, С. И. Обу-шак, Л. А. Петровская, Е. В. Сидоренко и др.).
Так, Л. А. Петровская обращает внимание на то, что компетентность во всех видах общения заключается в достижении трех уровней адекватности партнеров - коммуникативной, интерактивной и перцептивной, что позволяет говорить о различных видах компетентности в общении [7]. Продолжая свою мысль, автор также отмечает, что коммуникативная компетентность предполагает готовность и умение строить контакт на разной психологической дистанции - и отстраненной и близкой.
Е. В. Сидоренко определяет коммуникативную компетентность как «совокупность коммуни-
кативных способностей, коммуникативных умений и коммуникативных знаний, адекватных коммуникативным задачам и достаточных для их решения» [8].
Следует обратить внимание на О. И. Муравьеву, которая определяет коммуникативную компетентность как «коммуникативную гибкость, мобильность субъекта, которая определяется, во-первых, наличием в арсенале личности всех возможных коммуникативных установок и стратегий, во-вторых, реализацией той коммуникативной стратегии, которая основывается на анализе и оценке конкретной ситуации общения и, насколько это возможно, продвигает субъекта в решении проблем, в-третьих, гибким, адекватным использованием, тех или иных приемов, техник общения, соответствующих конкретному моменту самого процесса общения» [6].
И. В. Макаровской коммуникативная компетентность понимается как «система психологических знаний о себе и о других, умений и навыков в общении, стратегий поведения в социальных ситуациях, позволяющая строить межличностное общение в соответствии с его целями и условиями» [5].
Таким образом, чаще всего коммуникативная компетентность определяется как характеристика личности, как сложное многомерное образование. Но при этом, одни авторы рассматривают коммуникативную компетентность как отдельную характеристику личности, другие - как часть более широкого понятия, третьи - и как часть других видов компетентностей, и как отдельную характеристику личности одновременно, четвертые -как индивидуальное качество и определенное состояние сознания группы людей.
Е. М. Кузьмина и В. М. Соколов определяют коммуникативную компетентность личности как «интегральную характеристику, включающую целостную совокупность знаний, умений, навыков в области вербальных и невербальных средств общения и законов межличностного взаимодействия и личностных качеств субъекта, позволяющих осуществлять общение и способствующих достижению взаимопонимания и эффективному решению задач общения» [4].
Отметим, что В. И. Тесленко и С. В. Латын-цев определяют понятие «коммуникативная компетентность» как «характеристику личности человека, его способности, которая проявляется в его поведении, деятельности, позволяя ему разрешать жизненные практические ситуации (коммуникативные). Это результат процесса овладения личностью знаниями, умениями, навыками в сфере получения, передачи и обмена, информаци-
ей, выражающийся через использование способов деятельности, обеспечивающих субъекту эффективность общения» [9].
Л. Оськина под коммуникативной компетентностью понимает свойство личности, выражающее готовность и возможность субъекта общения оснащать деятельность невербальными и вербальными средствами обмена информацией.
Вместе с тем, как в отечественной, так и в зарубежной психологии неоднократно подчеркивается роль и значимость коммуникативной компетентности для успешного развития профессионала (А. А. Кидрон, А. А. Попова, Л. Н. Берестова, С. В. Кондратьева и др.).
Феномен профессионально-коммуникативной компетентности специалистов исследовался в работах О. А. Абдуллиной, Б. Г. Ананьева, Ю. Н. Емельянова, Ю. М. Жукова, Н. В. Кузьминой, Б. Ф. Ломова, А. К. Марковой, Л. А. Петровской, Е. В. Сидоренко и др., включающих в данное понятие потребность в общении, интенсивность и широту круга общения; умение говорить и слушать, убеждать и с уважением относиться к позиции партнера по общению; особенности эмоционального отклика на полученную информацию и личность партнера; собственное самочувствие в процессе коммуникативной деятельности; умение контролировать себя, адекватно оценивать самого себя, а не только партнера по общению. В исследованиях Н. А. Ипполитовой, З. С. Смелковой и др. доказано, что профессиональное владение навыками коммуникативной компетентности предполагает общение в определенном профессиональном коллективе, умение создавать и интерпретировать профессионально значимые высказывания. А для этого будущему специалисту необходимо знать специфику профессионального общения в той или иной сфере деятельности, нормы речевого поведения, которые обеспечивают результативность и эффективность решения стоящих перед ним профессиональных задач.
Источниками коммуникативной компетентности являются врожденные особенности личности, воспитание, жизненный опыт, общая эрудиция и специальные методы обучения. Профессиональная коммуникативная компетентность не может быть сформирована стихийно, необходимы специальная работа и психологические условия. Условия и средства развития коммуникативной компетентности встречаются в работах Е. В. Прозоровой, Ю. А. Конева, А. И. Емелина, И. Р. Алтуниной, А. Ш. Гусейнова и др. Многие авторы отмечают, что в условиях вуза наилучший обучающий эффект в обучении коммуникативной
компетентности дают группы социально- психологического тренинга.
Коммуникативная компетентность специалиста, в том числе психолога, имеет некоторую специфику, которая характерна для данной сферы профессиональной деятельности.
Коммуникативная компетентность психолога рассматривается как составляющая его портрета в работах Г. С. Абрамовой, Ю. Б. Алешиной, А. Н. Моховникова, Р. С. Немова, Р. Кочюнас и др. По мнению исследователей, коммуникативная компетентность психолога является «сердцевиной профессионализма психолога», потому что общение с людьми составляет сущность его профессии [2].
Проблеме изучения особенностей профессиональной деятельности психолога-консультанта посвящено большое количество исследований. По мнению Е. Э. Смирнова, необходимо определить личностные особенности специалиста, которые обеспечивают успешность его профессиональной деятельности. Действительно, работа психолога-консультанта очень специфична своим предметом -индивидуальностью человека. Р. Кочюнас говорит, что личность консультанта выделяется почти во всех теоретических системах как «важнейшее целительное средство» в процессе консультирования. «По существу основная техника психологического консультирования - это «я - как - инструмент» [3]. Специфичность проявляется и в том, что сам психолог тоже выступает как индивидуальность, как человек, имеющий на нее полное право. В этом смысле возникает множество проблем, связанных с социальным статусом профессии психолога-консультанта, например, проблема критериев эффективности его работы, уровня его квалификации, в конечном счете, проблемы подготовки психологов-консультантов.
На основе проведенного анализа научной литературы по проблеме деятельности психолога-консультанта в службе «Телефон доверия» нами было сформулировано следующее определение коммуникативной компетентности психолога в ходе дистантного общения - это усвоенные коммуникативные стратегии, обеспечивающие успешное установление контакта с клиентом, диаг-
ностику его индивидуальных особенностей, конкретизацию проблемы, совместную разработку е разрешения и антиципацию результата без непосредственного межличностного контакта.
Литература
1. Бодалева А. А. Психологическое общение. М., Воронеж, 1996.
2. Кочюнас Р., Жуков Ю. М. Социально-психологический тренинг: проблемы и перспективы // Вопросы психологии. 1983. № 7.
3. Кочюнас Р. А. Основы психологического консультирования: пер. с лит. М., 1999. C. 25.
4. Кузьмина Е. М., Соколов В. М. Формирование коммуникативной компетентности студентов вуза: монография. Н. Новгород, 2007. С. 48.
5. Макаровская И. В. Коммуникативная компетентность и представления учителя о себе: автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2003.
6. Муравьева О. И. Стратегии общения в структуре коммуникативной компетентности: учебник.
Томск, 2003. С. 37.
7. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 2003.
8. Сидоренко Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. СПб., 2004. С. 73.
9. Тесленко В. И., Латынцев С. В. Коммуникативная компетентность: формирование, развитие, оценивание: монография. Красноярск, 2007. С. 87.
10. Danziger K. Interpersonal communication. N. Y., 1976.
* * *
PSYCHOLOGICAL CONTENT OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF THE PSYCHOLOGIST OF THE ADVISER
Ye. A. Devyatova
In article psychological characteristics of communicative competence are in detail presented. It is analyzed competence kinds as components of communicative competence. Psychological features of the given phenomenon at psychologists-advisers of service «Telephone hotline» reveal.
Key words: competence, the competence, competence sources.