Научная статья на тему 'Психологическое профилирование и коррекция подростков с криминальным поведением'

Психологическое профилирование и коррекция подростков с криминальным поведением Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1061
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / TEENAGERS / КРИМИНАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / CRIMINAL BEHAVIOR / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ / PSYCHOLOGICAL PROFILING / КОРРЕКЦИЯ / CORRECTION / КОМПЛЕКСНЫЙ МЕТОД / COMPLEX METHOD

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Болеев Талант Калдыбекович, Гущина Вероника Дмитриевна

В статье дается характеристика преступности несовершеннолетних (состояние и тенденции) в Республике Казахстан. Описываются способы психологического профилирования и коррекции подростков с криминальным поведением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological profiling and correction of adolescents with criminal behavior

In article the characteristic of criminality of minors (a condition and tendencies) in Republic Kazakhstan, ways of psychological profiling and correction of teenagers with criminal behavior is given.

Текст научной работы на тему «Психологическое профилирование и коррекция подростков с криминальным поведением»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 14. ПСИХОЛОГИЯ. 2013. № 3

НАУЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ Т. К. Болеев, В. Д. Гущина

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОФИЛИРОВАНИЕ И КОРРЕКЦИЯ ПОДРОСТКОВ С КРИМИНАЛЬНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

В статье дается характеристика преступности несовершеннолетних (состояние и тенденции) в Республике Казахстан. Описываются способы психологического профилирования и коррекции подростков с криминальным поведением.

Ключевые слова: подростки, криминальное поведение, психологический профиль, коррекция, комплексный метод.

In article the characteristic of criminality of minors (a condition and tendencies) in Republic Kazakhstan, ways of psychological profiling and correction of teenagers with criminal behavior is given.

Key words: teenagers, criminal behavior, psychological profiling, correction, complex method.

Личностные характеристики подростков

с криминальным поведением

Каковы причины совершения подростками противоправных действий? Что является основным психологическим механизмом формирования их криминального поведения? Исследования по данной проблематике дают возможность ответить на эти вопросы.

У несовершеннолетних преступников имеется свой стереотип мышления «если кому-то можно, то почему мне нельзя». И именно это является одним из основных мотивов совершения противоправных деяний наряду с такими, как «самоутверждение», «желание быть независимым» и «недостаток материальных благ в семье». Практически у всех несовершеннолетних преступников слабо выражены высшие потребности, отсутствуют нравственные мотивы, у большинства потребности ограничены стремлением удовлетворить свои примитивные нужды.

Болеев Талант Калдыбекович — докт. пед. наук РФ и РК, профессор, академик Международной академии психологических наук, проректор по науке и международным связям Таразского государственного педагогического института (Казахстан). E-mail: targpi18.11@mail.ru

Гущина Вероника Дмитриевна — магистр социальных наук (психология), специалист отдела науки Таразского государственного педагогического института (Казахстан). E-mail: veronika22889@mail.ru

135

Поведение несовершеннолетних имеет ряд особенностей, проявляющихся в недостаточности жизненного опыта, низком уровне самокритичности, отсутствии всесторонней оценки жизненных обстоятельств, двигательной и вербальной активности, внушаемости, подражательности, обостренности чувства независимости, стремлении к престижу в референтной группе, неуравновешенности возбуждения и торможения (Еникеев, 2003).

Основными причинами подростковой преступности считаются безнадзорность, отсутствие условий для организации досуга, неудовлетворительные условия воспитания детей во многих семьях, недостатки в работе правоохранительных органов по борьбе с преступностью несовершеннолетних, дефекты школьного воспитания, педагогическая запущенность, неблагоприятные особенности взаимодействия несовершеннолетних со своим ближайшим окружением, завуалированная пропаганда легализации наркотиков, неадекватная молодежная политика, проживание в районах с низким имущественным цензом, отсутствие перспектив в получении профессионального образования в виду его дороговизны. Поэтому подростку приходится выбирать криминальное поведение как жизненную стратегию, но все же это не механический, а личностный выбор. Преступность несовершеннолетних обусловлена взаимным влиянием отрицательных факторов внешней среды и личности самого несовершеннолетнего (Васильев, 2009). У ребенка происходит искажение понимания социальных и моральных норм, фаворитизируется выбранный стиль жизни.

По нашим данным, логика формирования склонности к преступным деяниям у несовершеннолетних выглядит таким образом: личностные мотивы и асоциальное окружение вызывают мотивацию к отклонению в поведении в виде совершения криминальных поступков; совершение таких поступков дает подростку чувство уверенности, избавления от скуки и самоутверждения; в результате совершение противоправных действий становится потребностью.

Среди причин своего вступления на преступный путь подростки ставят на первое место по значимости влияние друзей. Причем доминируют такие мотивы, как неблагоприятная семейная обстановка вкупе с низким материальным уровнем жизни, почувствовать себя взрослым и самостоятельным, утвердиться в группе сверстников.

У подростков с криминальным поведением наблюдаются деформации в ценностно-ориентационной сфере. Для них наиболее значимыми являются такие ценности, как гедонизм, власть и самостоятельность, отмечается преобладание негативизма, неопределенности и крушение авторитетов. А совершение преступлений как раз имеет своей целью удовлетворение гипертрофированных досуговых потребностей и интересов.

Проведенные нами беседы с несовершеннолетними правонарушителями показали, что в их сознании значительно искажены понятия о таких ценностях, как друзья, свобода, честность. Все подростки обнаруживают отсутствие ориентации на высшие общественные интересы, на альтруистическую деятельность, творческую работу, познание и жизненную мудрость. А на первом месте располагают индивидуальные ценности: личный успех, материальную обеспеченность, здоровье. В жизни они ценят: веселье, власть, богатство, эмансипацию, внимание противоположного пола, вкусную еду, победу в драке, езду на «крутой» машине. В связи с этим можно сделать вывод, что в иерархии

136

ценностей снижается статус духовности, падает значимость ценностей саморазвития, трудовой, образовательной, общественной деятельности, угасает интерес к духовно-эстетической сфере, наблюдается истощение духовного мира подростка, что влечет за собой преступный замысел.

Значительно искажена и эмоциональная сфера подростков с такого рода поведением, проявляется это в неустойчивости эмоциональных состояний, низкой фрустрационной толерантности, агрессивности, безответственности по отношению к своим поступкам, импульсивности, аффективности, перепадах настроения от гиперактивности до моторной гиподинамии.

В когнитивной сфере также происходят деформации, здесь наблюдается нарушение построения заключений в интеллектуальной сфере, неумение сосредотачиваться, переключаться, неспособность к гипотетико-дедуктивному мышлению, аффективная логика.

Подростковая преступность в Республике Казахстан

Сегодня подростковая преступность приобретает глобальные масштабы, захватывая все новые и новые территории. Республика Казахстан занимает одну из лидирующих позиций в ряду стран, где наблюдается усугубляющаяся тенденция к «омоложению» преступности и увеличению количества подростков, совершающих правонарушения.

Статистические сведения за 4 месяца 2012 г. свидетельствуют о росте преступности в Казахстане на 87.5% (с 46 989 до 88 125). Как показал анализ, преступность начала расти еще с прошлого года. Так, если по итогам 2011 г. наблюдался рост на 56.8%, то январь того же года отметился ростом на 113.8%, в феврале ее уровень вырос на 93.3%, в марте—апреле стабилизировался и сохраняется в пределах 87.6—87.5%. При этом уровень преступности на 10 тысяч населения имеет тенденцию постепенного роста со 137 в январе того же года до 159 преступлений в апреле (URL: http://www. pravstat.kz/rus/novosti2/?rid=167).

Город Тараз является одним из главных казахстанских городов, где уровень подростковой преступности неуклонно растет. В 2012 г. году по итогам 8 месяцев по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. он вырос на 15.4%. Показатель составил 120 преступлений. Рост количества правонарушений произошел за счет происшествий с участием учащихся колледжей и не учащейся и не работающей молодежи. Всего по фактам подростковой преступности к уголовной ответственности привлечены 152 несовершеннолетних, в том числе 60 учащихся средних школ (URL: http://www.tarazpolice. kz/?SHOWALL_1=1). Таразская городская комиссия по делам несовершеннолетних провела годовой отчет по профилактике правонарушений и выяснила, что проблема с подростковой преступностью в областном центре по-прежнему остается серьезной.

Правительство Республики Казахстан ведет активную борьбу с этим бичом современного подрастающего поколения. В данное время в стране поэтапно внедряются и развиваются элементы ювенальной юстиции, которые позволяют повысить эффективность и качество отправления правосудия в отношении несовершеннолетних на всех его этапах, сократить количество

137

несовершеннолетнего тюремного населения и повысить эффективность применения уголовного законодательства, исполнения уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы, привести условия и порядок содержания несовершеннолетних осужденных в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы в соответствие с прогрессивной системой международной практики. В республике уже созданы специализированные подразделения по работе с преступностью среди несовершеннолетних: в министерствах юстиции, внутренних дел, образования и науки, в судах, прокуратурах, местных исполнительных органах и адвокатуре.

Во многих странах СНГ отмечается тенденция роста «этнопреступно-сти», в которую вовлечены несовершеннолетние. Если говорить о специфике межэтнических проблем, порождающих подростковую преступность в Казахстане по сравнению с другими странами СНГ, то она отсутствует, а мирное сосуществование многих народов в Казахстане может быть примером для других стран. Ситуация с подростками, ставшими на путь преступных деяний, представляет серьезную угрозу национальной безопасности и социальной стабильности в стране.

Президент H.A. Назарбаев в числе основных приоритетных задач в программе «Казахстан-2030» назвал укрепление национальной безопасности и борьбу с преступностью, включая преступность несовершеннолетних (URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ juveniles_deinquency_prevention.shtml), и предложил в ближайшее время законодательно оформить применение в Казахстане детектора лжи. И это не случайно, поскольку в настоящее время предупреждение преступности несовершеннолетних расценивается мировым сообществом как одно из основных направлений борьбы с преступностью.

Психологическое профилирование криминального

поведения подростков

Психологическое профилирование есть метод идентификации лица, совершившего криминальный поступок (Teten, 1995). Психологический профиль обычно используется в расследовании серьезных преступлений против личности, таких, как убийство, сексуальное насилие, похищение и ограбление. Особенно велика роль этого метода в тех случаях, когда есть убедительные свидетельства того, что это серийные преступления.

Учитывая государственные приоритеты и сложившуюся обстановку в стране, мы предлагаем усовершенствовать психологическое профилирование криминального поведения подростков за счет внедрения эффективных диагностических методик (например, ММР1-2) совместно с использованием полиграфа и на основании этого в перспективе сконструировать собственную типологию криминальных подростков согласно типологии “Megargee”.

Мы уверены, что значительное облегчение в определении направления психологической коррекции и наилучший эффект достигается, если использовать полиграф и психологические тесты в комплексе. Этот комплекс можно применять для расследования самого широкого круга преступлений. Ведь только детектор лжи является единственно возможным способом получения

138

от человека информации, которую он скрывает, а испытание на нем — исключительно быстрый и наименее затратный способ выявления злоумышленников. Испытание на детекторе включает в себя методы «предтестового интервью» и «детекторного теста». «Предтестовое интервью» — это предварительная беседа с введением вопросов, которые будут задаваться во время исследования на детекторе лжи. Она проводится с целью убедить испытуемого говорить правду. «Детекторный тест» — исследование на детекторе лжи, в ходе которого задаются контрольные, критичные и релевантные вопросы, дающие базу для сравнения реакций на одни или другие вопросы при интерпретации результатов.

Государственная политика требует взращивания собственных специалистов в данной области, которые в совершенстве будут владеть специальными методами и приемами борьбы с подростковой преступностью.

Применяя детектор лжи, можно выявить, скрывает ли человек свои негативные наклонности или какие-либо факты из своей жизни. К таким фактам относятся: употребление наркотиков, злоупотребление спиртными напитками, уголовные преступления, приводы в милицию, привлечение к административной и уголовной ответственности.

Комплексный метод диагностирует весь спектр черт личности: фенотипические особенности, мотивационную составляющую, самооценку, формы социальных взаимоотношений, типы реагирования на конфликтные ситуации, ведущие потребности, фон настроения, сексуальную ориентацию, степень адаптированности личности, наличие психических проблем, суицидальность, отношение к алкоголизму, конфликтность, а также количественные и качественные ресурсы профессионально значащих свойств.

Комплексный метод является эффективным способом работы по борьбе с первичной преступностью несовершеннолетних и рецидивами.

Реализация целевой программы даст возможность:

1) снизить количество несовершеннолетних, находящихся в учреждениях пенитенциарной системы и снизить процент преступности несовершеннолетних в Казахстане, в частности в городе Таразе;

2) усилить контроль несовершеннолетних граждан, склонных к противоправной деятельности;

3) предотвратить криминальную ситуацию в стране, усилить борьбу с подростковой преступностью, повысить раскрываемость преступлений;

4) обеспечить оптимальное реагирование на угрозы общественной безопасности;

5) улучшить обстановку на улицах и в других общественных местах;

6) повысить уровень правосознания населения, его доверия к государству и правоохранительным органам;

7) повысить уровень подготовки кадров для ювенальной юстиции;

8) осуществить вклад в развитие криминальной психологии в Республике Казахстан.

Практически важным является то, что комплексный метод (психологические тесты плюс детектор лжи) значительно облегчает подбор и определение правильной психологической коррекции криминального поведения подростков. Так как коррекция криминального поведения несовершеннолетних является проблематичной и достаточно сложной (Степанов, 1996).

139

Но в работе с подростками-правонарушителями можно выделить наиболее эффективные направления, которые могут лежать в основе составления реабилитационных и психокоррекционных программ (Змановская, 2006).

Критической точкой использования комплексного метода является риск отсутствия у несовершеннолетних преступников добровольного согласия на испытание детектором лжи, а также недопонимание со стороны родителей. Избежать подобного риска можно путем детального разъяснения принципа работы полиграфа, гарантии его безопасности для испытуемого и того, что он не влияет на вынесения уголовного наказания. Несмотря на имеющиеся риски, использование детектора лжи целесообразно, и, как нам кажется, полученные результаты позволят развивать область криминальной психологии в Республике Казахстан, а применение полиграфа в данной сфере расширит спектр методов борьбы с подростковым криминалом.

Коррекционные мероприятия для несовершеннолетних

преступников

Нами разработаны комплексы коррекционных мероприятий для несовершеннолетних преступников. Один из них рассчитан на подростков, находящихся на учете в Центрах адаптации несовершеннолетних. Главными его задачами являются: предупреждение возникновения проблем развития и содействие в решении актуальных задач обучения, социализации; преодоление учебных трудностей, проблем с выбором образовательного и профессионального маршрута; сохранение и укрепление здоровья подростков, т.е. формирование установок на здоровый образ жизни; развитие навыков саморегуляляции и ответственности за свои поступки; профилактика табакокурения, алкоголизма, наркомании и преступного умысла.

Другой комплекс коррекционных мероприятий направлен на подростков, находящихся в колониях для несовершеннолетних. Его задачами являются: формирование у подростков стремления к достижению необходимого уровня нравственного и правового сознания; воспитание чувства позитивной ответственности за свои поступки; развитие полезной инициативы для общества и пробуждения самоуважения, уверенности в своих силах; формирование стремлений к дальнейшему развитию знаний.

Нами предложены следующие методы когнитивно-поведенческой коррекции несовершеннолетних преступников, решающие весь спектр коррекционных задач:

— «негативное воздействие» — в основе лежит парадоксальное предположение, что от навязчивой негативной привычки можно избавиться, если сознательно многократно повторять ее;

— «скилл-терапия» — направлена на развитие саморегуляции и навыков самоконтроля;

— «шейпинг» — применяется для поэтапного моделирования сложного поведения, которое не было ранее свойственно человеку;

— «гиперкоррекция» — сущность метода в том, чтобы индивид вначале и немедленно восстановил разрушенный им порядок вещей, принес извинение в связи со своим неадекватным поведением, а затем принял на себя дополнительные обязанности по сохранению среды обитания;

140

— «жетонный метод»: за положительное поведение подросток получает жетоны, которые можно будет обменять на определенные привилегии;

— «позитивный шаблон»: техника предназначена для более четкой и тонкой проработки цели и шагов для ее последующего достижения;

— «штраф»: создается иерархия нарушений и определяется размер соответствующего штрафа за произведенное нарушение;

— «на поруки»: юный правонарушитель передается под надзор определенного лица, перед которым он должен отчитываться в своем поведении. Это лицо направляет и корректирует поведение подопечного;

— «прозрачный экран роста»: своеобразное соревнование между подростками-правонарушителями, при котором каждый отдельно взятый подросток будет наблюдать результаты своего перевоспитания на основании «жетонного метода» и метода «штрафов».

* * *

Поскольку преступность среди несовершеннолетних в Казахстане активно прогрессирует и охватывает все основные молодежные группы как в социально-демографическом, так в территориальном и профессиональнообразовательном аспектах, возникает острая необходимость усиления работы с детьми, состоящими на учете, теми, кто находится в группе риска, и теми, кто вызывает беспокойство и опасения. Государство и общество должны помочь подростку найти свое место в жизни, создать для него благоприятную обстановку, понять его стремление, интересы, дать возможность развиваться его индивидуальности. Все это поможет предотвратить и сократить случаи совершения противоправных действий несовершеннолетними.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Васильев В.Л. Юридическая психология. 6-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2009. [Vasil’ev, V.L. (2009). Juridicheskajapsihologija. 6-e izd., pererab. i dop. S.-Peterburg: Piter]

Еникеев М.И. Общая, социальная и юридическая психология. СПб.: Питер, 2003. [Enikeev, M.I. (2003). Obshhaja, social’naja i juridicheskaja psihologija. S.-Peterburg: Piter]

Змановская Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения: Уч. пос. для студентов вузов. 3-е изд., испр. и доп. М.: Академия, 2006. [Zmanovskaja, E.V. (2006). Deviantologija: Psihologija otklonjajushhegosjapovedenija: Uchebnoe posobie dlja studentov vuzov. 3-e izd., ispr. i dop. Moskva: Akademija] Степанов В.Г. Психология трудных школьников: Уч. пос. для учителей и родителей. М.: Академия, 1996. [Stepanov, V.G. (1996). Psihologija trudnyh shkol’nikov: Uchebnoe posobie dlja uchitelej i roditelej. Moskva: Akademija]

Teten, H. (1995). Offender profiling. In: W. Bailey (ed). The Encyclopedia of Police Science (pp. 475—477). New York: Garland

Поступила в редакцию 01.12.12

141

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.