Научная статья на тему 'К вопросу об актуальности изучения социально-психологических детерминант групповой преступности несовершеннолетних'

К вопросу об актуальности изучения социально-психологических детерминант групповой преступности несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
987
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТУПНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ГРУППОВАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / MINORS'' CRIMINALITY / DELINQUENT BEHAVIOR. REFERENCES / GANG OFFENCE / SOCIO-PSYCHOLOGICAL DETERMINANTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Осипян Наталья Борисовна

В статье проведен анализ количественных и качественных изменений преступности несовершеннолетних, акцентируется внимание на ее групповом характере. Приведены некоторые социально-психологические детерминанты подростковой криминальной активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current problems of the socio-psychological determinants of the minors'' gang offence

The analysis of the qualitative and quantative changes of the minors' gang offence was carried out, the attention is attracted to its group character. The author cites the socio-psychological determinants of the minors' criminal activity.

Текст научной работы на тему «К вопросу об актуальности изучения социально-психологических детерминант групповой преступности несовершеннолетних»

к вопросу об актуальности изучения социально-психологических детерминант групповой преступности несовершеннолетних

Осипян Н.Б.

В статье проведен анализ количественных и качественных изменений преступности несовершеннолетних, акцентируется внимание на ее групповом характере. Приведены некоторые социально-психологические детерминанты подростковой криминальной активности.

Ключевые слова: преступность несовершеннолетних, групповая преступность, социально-психологические детерминанты, девиантное поведение.

Общий рост напряженности в стране, социальные и национальные конфликты, увеличение числа преступлений не могли не отразится на самых незащищенных членах нашего общества, в первую очередь, на детях и подростках. Активизация и омоложение преступности вызывают обоснованную тревогу в российском обществе и привлекают повышенное внимание не только правоохранительных органов и академических кругов, но и широкой общественности.

По расчетам специалистов преступность несовершеннолетних в последние годы росла в семь раз быстрее, чем изменялось число несовершеннолетних в структуре населения России (Титова О.Н., Давыдова О.В., 2009).

По данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации в стране 1,9 миллиона беспризорников,

1,6 миллиона детей нигде не учатся, 15 тысяч подростков находятся в следственных изоляторах и 23 тысячи в колониях для несовершеннолетних. Только в 2009 году в стране зарегистрировано 3064 тыс. преступлений, из которых 1917 - тяжкие, 201,3 тысячи преступлений совершены несовершеннолетними и при их участии.

При сопоставлении темпов роста преступности среди различных возрастных групп за последние 8-10 лет, оказывается, что по мере перехода к младшим возрастным группам они обнаруживают тенденцию к возрастанию (удельный вес преступлений, совершаемых 14-15-летними подростками растет примерно на

0,6-0,7 % ежегодно). Так, на сегодняшний день, согласно статистическим данным МВД РФ, более половины несовершеннолетних, совершивших преступления, относятся к возрастной категории 16-17 лет. Подростки 14-15 лет совершают 30-32 % преступлений. Среди несовершеннолетних преступников, преобладают лица мужского пола (примерно 90 %), хотя на настоящий момент отмечается значительный рост преступности девушек-несовершеннолетних.

Все чаще подростки совершают преступления агрессивного характера. По статистике основная масса тяжких преступлений (убийство, причинение тяжкого вреда здоровью, изнасилование) совершается лицами до 25 лет. Характерной чертой преступлений несовершеннолетних становится насилие и жестокость, при этом подростки зачастую преступают тот предел жестокости и насилия, который в конкретной ситуации мог бы быть вполне достаточен для достижения поставленной цели.

Также отмечается рост преступлений, совершенных несовершеннолетними на почве пьянства, наркомании и токсикомании. Выявлена тенденция омолаживания «пьяной» преступности (каждое пятое преступление совершается подростками в состоянии алкогольного или наркотического опьянения).

Повышается удельный вес заранее подготавливаемых и технически оснащенных преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Как правило, такие преступления являются групповыми, а сами группы отличаются мобильностью, что существенно увеличивает их общественную опасность и криминальную активность (Орлова Ю.Р., 2006).

Возрастает криминальный профессионализм несовершеннолетних правонарушителей, проявляющийся в наличии универсальной специализации и приобретении уголовной квалификации. Сама преступная деятельность становится для некоторых групп несовершеннолетних основным способом проведения досуга.

Таким образом, тенденция криминализации поведения несовершеннолетних и молодежи актуализирует проблему профилактики и коррекции девиантного поведения, разработки и введения эффективных профилактических и коррекционных технологий, основанных на правильном и своевременном диагностировании социальных отклонений.

Северо-Кавказский психологический вестник > № 8/2 2010 г.

Не вызывает сомнения тот факт, что искоренить преступность как социальное явление невозможно, однако вполне реально снижение ее уровня. Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих в настоящий момент перед нашим обществом, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи, одним из которых является применение мер профилактического характера.

Являясь составной частью преступности в целом, как уже отмечалось, преступность несовершеннолетних имеет свои специфические особенности, что позволяет рассматривать ее в качестве самостоятельного объекта психолого-криминалистического изучения. На наш взгляд, все попытки объяснения противоправного поведения, раскрытие его источников, поиск эффективных средств корректирующих воздействий и профилактики возможны только при глубоком анализе всех характеристик личности преступника.

В свете обозначенной проблемы представляется актуальным проведение исследований, позволяющих изучить и выделить ряд личностных особенностей подростков, детерминирующих совершение преступлений и представляющих первостепенное значение при разработке диагностических и коррекционных программ, направленных на превенцию преступности несовершеннолетних, в частности, ее групповых форм.

К настоящему времени имеются несомненные успехи в исследовании проблем подростково-молодежной преступности: изучается структура индивидуального преступного поведения (Н.А. Алемаскин, А.И. Долгова, А.А. Кокуев, В.В. Королев, И.А. Кудрявцев, О.Ю. Михайлова, С.Б. Целиковский и др.), мотивация антиобщественного и преступного поведения (С.А. Беличева, З.И. Брижак, С.Н. Волочай, А.Е. Личко, Ю.Р. Орлова, О.А. Падун, Д.И. Фельдштейн и др.), особенности потребностно-ценностной сферы (Г.М. Бочкарева, Г.М. Миньковский,

А.Р. Ратинов, А.А. Реан, А.М. Яковлев и др.) и т.д.

Важным аспектом в изучении преступности несовершеннолетних представляется исследование ее социально-психологических детерминант, поскольку, как уже отмечалось, отличительной чертой является ее групповой характер (доля подростков, совершающих преступления в составе групп, по данным разных авторов, составляет от 60 % до 80 %). Тем не менее, есть все основания утверждать, что механизмы преступного поведения несовершеннолетних в группе изучены еще недостаточно.

Между тем, степень проявления тех или иных свойств личности в значительной степени зависит от того, действует ли человек в условиях относительной изоляции или в атмосфере прямого контакта с другими людьми. Именно поэтому анализ одной только личности правонарушителя вне ее главных связей и отношений является недостаточным. Для составления полной объективной характеристики личности преступника необ-

ходимо выявить структуру отношений, существующих в рамках его ближайшей социальной группы.

На наш взгляд, анализ преступности несовершеннолетних невозможен в отрыве от уголовноправового института соучастия, важность разработки которого объясняется, как минимум, двумя моментами. Во-первых, возникновение и развитие так называемых неформальных подростково-молодежных движений при определенных обстоятельствах может привести к трансформации их в более общественно опасные формы поведения, в том числе и в организованные преступные группы взрослых. Во-вторых, преступления, совершаемые группой, всегда представляли большую общественную опасность, нежели аналогичные деяния, совершаемые отдельными индивидами, поскольку влекут за собой, как правило, наступление более тяжких последствий.

Кроме того, необходимым условием для обеспечения успешного предупреждения преступлений и перевоспитания правонарушителей, а также для лучшего понимания механизма совершения групповых противоправных деяний, является изучение субъективных факторов, определяющих преступное поведение. К настоящему времени имеются несомненные успехи в исследовании проблемы личности преступника, структуры индивидуального преступного поведения.

Социально-психологические аспекты изучения преступности несовершеннолетних тем более важны, что отличительной чертой является, как мы уже указывали, ее групповой характер (Бабаев М.М., 1968; Миньковский Г.М., 1965). Это объясняется целым рядом причин и, прежде всего, возрастными психологическими особенностями подростков.

Как отмечает Л.И. Божович (1968), подростковый возраст - это возраст становления личности. Существенным новообразованием в этом возрасте является формирование направленности личности, иерархической системы мотивов и потребностей, характер которой предопределяет все дальнейшее развитие личности.

Главным ведущим мотивом поведения и деятельности подростков является стремление к общению с товарищами, сверстниками. Как показывают многочисленные исследования, проведенные Я.Л. Коломинским, М.С. Неймарком, Л.С. Славиным,

В.А. Крутецким и др., в этом возрасте суждения и оценки товарищей приобретают для подростка особенно большое значение.

В этот период у подростков складываются весьма прочные личные взаимоотношения, обычно глубоко эмоционально окрашенные. Эти отношения приводят подростков к объединению в группы, которые имеют не меньшее, а то и большее, значение для формирования личности подростков, чем официальные группы.

По данным И.С. Полонского (1970), который исследовал стихийные группы подростков, через такие группы проходит не менее 80-85 % подростков. Общение в таких группах, по его мнению, является своеобразным этапом в их социализации. В стихийных группах находит удовлетворение потребность подростков в общении со сверстниками. Но те подростки, которые утратили нормальные связи и отношения в коллективе, и вышли из-под социального контроля, попадают под исключительное влияние таких стихийных групп. Стихийно возникшие группы становятся для таких подростков более привлекательными и близкими в силу того, что только в них они могут самоутвердиться, приобрести крайне необходимые им психологические эмоциональные контакты.

Подростковый возраст характеризуется недостаточной сформированностью моральных норм. В этот период у подростков возникает система своих собственных требований и норм. Причем при несовпадении этих норм с требованиями и нормами взрослых, подростки часто руководствуются моралью, принятой в их среде, а не моралью взрослых. Подростки чрезвычайно подвержены влиянию группы, и во время стремления быть принятым в группу они могут поступиться ранее сложившимися у них убеждениями. Подростки испытывают большое беспокойство, если подвергается опасности их популярность среди сверстников, в связи с чем, они избегают общения с теми товарищами, которые каким-то образом отклоняются в своих убеждениях от группы.

Объединение подростков в уличные или дворовые коллективы происходит отнюдь не для преступной деятельности. Первоначально такая группа может не иметь отрицательной направленности, но в результате социальной деформации или за счет влияния извне лица с уже сложившимися антиобщественными взглядами она легко превращается в преступную группу. Кроме того, совместная преступная деятельность подростков, как указывает Е.А. Харшак (1969), оказывает на соучастников значительно большее разлагающее влияние, чем преступление, совершенное в одиночку. В общей атмосфере преступной группы и влиянии наиболее деморализованных ее соучастников следует, по его мнению, искать ответ, почему подросток с приобщением к преступной группе подвергается быстрой деморализации.

Изучение преступных групп несовершеннолетних важно еще и потому, что анализ социальнопсихологических механизмов, действующих в этих группах с известной долей экстраполяции, поможет вскрыть и глубинные процессы, происходящие в преступных группах, изучение которых встречает целый ряд методических трудностей. Трудности эти многогранны: во-первых, недопустимость моделирования преступной группы как таковой в психологическом экс-

перименте; во-вторых, неосуществимость наблюдения за деятельностью такой группы в реальной ситуации; в-третьих, преступная группа в неизменном виде вообще не репрезентирована исследователю (становясь известной, она уже прекращает свое прежнее существование, будучи разоблачена и претерпев необратимые изменения) (Ратинов А.Р., Ефремова Г.Х., 1988).

Исходя из вышесказанного, представляется, что при изучении всего комплекса механизмов совершения преступлений несовершеннолетними весьма перспективным и актуальным в контексте превентивных мероприятий подростковой преступности является исследование проблем групповой преступности несовершеннолетних, в частности, ее социально-психологических аспектов.

литература

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968.

2. Брижак З.И., Волочай С.Н. Расследование преступлений, совершенных несовершеннолетними. Методическое пособие. - М.: КРЕДО, 2010.

3. Долгова А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. - М.: Юрид. лит., 1981.

4. Михайлова О.Ю. Некоторые вопросы принятия решений в стихийных группах несовершеннолетних правонарушителей // Дальнейшее укрепление законности и правопорядка в свете решений XXVI съезда КПСС. Сб. науч. трудов. - М., 1982. - С. 81-86.

5. Михайлова О.Ю., Целиковский С.Б. Преступность несовершеннолетних: правовой и криминальнопсихологический анализ. - Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 2005.

6. Орлова Ю.Р. Особенности расследования и предупреждения преступлений несовершеннолетних. - М., 2006.

7. Полонский И.С. Психологические особенности стихийных внешкольных групп подростков и юношей. Автореф. дис.... канд. психол. наук. -М., 1970. - С. 4-6.

8. Ратинов А.Р., Ефремова Г.Х. Правовая психология и преступное поведение. - Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1988.

9. Титова О.Н., Давыдова О.В. Некоторые особенности расследования уголовных дел о преступлениях, совершенных несовершеннолетними // Консультант Плюс. - 2009.

10. Харшак Е.И. Особенности совместной преступной деятельности несовершеннолетних // Вопросы борьбы с преступностью. - М.: Юрид. лит. - 1969. -Вып. 9. - С. 130-139.

11. Яковлев А.М. Преступность и социальная психология. - М.: Юрид. лит., 1971.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.