Научная статья на тему 'Психолого-криминологические особенности преступных групп несовершеннолетних'

Психолого-криминологические особенности преступных групп несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2183
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-криминологические особенности преступных групп несовершеннолетних»

пш»шт&нтш»эгшллшюш&го

повежленпя

ПСИХОЛОГО-КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕСТУПНЫХ ГРУПП НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Результаты проведенного исследования показывают, что опрошенные следователи и дознаватели (90,6% респондентов со стажем до трех лет и 38,1% со стажем работы от трех до пяти лет) испытывают трудности в изучении структуры преступной группы несовершеннолетних, возможного распределения функций и ролей между отдельными ее участниками при совершении преступлений, предполагаемых взаимоотношений в группе и т. п. По мнению опытных следователей, принявших участие в интервью, указанные сложности связаны с отсутствием в литературе обобщенной юридико-психологической информации о преступных группах несовершеннолетних (особенно устойчивых), а также с недостатком профессионального опыта.

В связи с этим представляется необходимым обратиться к достижениям научной мысли и подходов, изложенных в трудах видных отечественных ученых, которые занимались изучением проблем преступности несовершеннолетних. Используя характеристики, традиционно изучаемые в социальной психологии, под преступной группой несовершеннолетних мы будем понимать общность, для которой характерны следующие признаки:

1) в определенной степени организованная малая социальная группа, объединяющая несовершеннолетних лиц разного возраста;

2) члены гру ппы объединены совместной преступной деятельностью;

3) группа имеет антисоциальную направленность;

4) между членами группы существуют определенные взаимоотношения и общение.

Первый указанный признак - родовой, так как преступные группы несовершеннолетних относятся к малым группам различной степени организации. Поэтому выделяют случайные, устойчивые, организованные группы. Следует подчеркнуть, что, по мнению К. Е. Игошева, основной чертой преступной группы несовершеннолетних является сознательное или бессознательное подчинение ее членов общей (в той или иной конкретной ситуации) преступной цели (9,107). Эта цель может быть главной, определяющей, и тогда речь идет о группе с ярко выраженной антиобщественной направленностью. Такая цель может быть для группы и не главной, а лишь ситуативно возникшей. В подобных случаях

Канд. психол. наук, доцент-Л. Н. Костина

Академия управления М ВД России группа хотя и не имеет четко определенной основной цели, но психологический «климат» в ней таю в, что обусловливает возможность при соответствующих обстоятельствах возникновения преступной цели.

Организация группы предполагает наличие в ней психологической и функциональной структур. Высшая степень такого рода устройства достигается в организованных группах, что наиболее опасно для общества. В своем исследовании Е. Г. Бааль(4,10) обозначил эти формирования как форму сложного соучастия, где вместе с непосредственными исполнителями преступления фигурируют организаторы, подстрекатели и пособники. Подобные группы отличают устойчивость, сплочен-:ованность действий их участ-подготовка к совершению пре-¡работка планов посягательств, упной деятельностью, распре-;тическим данным, в период с о организованных преступных IX колеблется в пределах от 0,4 реступных групп несовершен-

вня развития (случайных и типа компании) определенные элементы организации существуют обязательно. Согласно ч. 1 ст. 35 УКРФ группа лиц (случайная группа) - состоит из двух и более лиц, объединившихся стихийно, без предварительного сговора, на основе спонтанно возникшей ситуации, под воздействием эмоций, настроений и чувств соисполнителей. Стихийные группы обычно совершают преступление внезапно, импульсивно. Длится такое преступление короткое время, как «вспышка эмоций». Чаще всего подростки или молодые люди с признаками акцентуаций или психопатий, не обладающие криминальным опытом, но склонные к хулиганским действиям, совершают преступление. Из-за спонтанности объединения в такой группе низкий уровень психологической сплоченности, нет выраженного лидера (организатора). В случае разоблачения взаимная поддержка и защита проявляются слабо.

Второй признак раскрывает суть этой малой группы, ее объективный показатель. Группы характеризуются особого рода действиями - групповыми. Последнее есть то, что создается усилиями людей, имеющих в оп-

ределенной ситуации общие цели, распределяющих роли и координирующих совместные действия. Принцип деятельности, сформулированный Л. С. Выготским, разработанный А. Н. Леонтьевым и развитый Г. М. Андреевой, Б. Ф. Ломовым, А. В. Петровским, Д. Б. Элькониным и др.. позволяет подчеркнуть ведущую роль деятельности, отношений и общения в становлении и развитии преступной группы несовершеннолетних. Этот принцип является основополагающим при изучении социально-психо-логических особенностей групп несовершеннолетних.

Именно совместная преступная деятельность является признаком объединения несовершеннолетних в преступную группу. Поэтому для выяснения этих особенностей групп несовершеннолетних правонарушителей сотрудники органов внутренних дел должны обращаться не столько к анализу их общения, а к самому глубокому источнику - к анализу деятельности подростков в группе и тех отношений, которые складываются в процессе ее существования.

Каждый член группы одновременно является членом других социальных общностей, занимает в них определенное место и выполняет определенные роли. Поэтому при расследовании групповых преступлений важно знать, какое место занимает каждый подозреваемый не только в «иерархии деятельности» своей группы, но и в деятельности других групп и коллективов, и какие при этом выполняет роли.

Третий признак - антисоциальная направленность группы - те антисоциальные и асоциальные ценности, интересы, убеждения, влечения, желания, которые в своей совокупности побуждают членов группы действовать как единое целое в совершении преступления. К. Е. Иго-шев утверждает, что психология членов преступной группы - «.. .это психология людей, связанных либо ложно понятыми интересами, либо уродливо сформировавшимися потребностями; это отношения людей, основанные либо на страхе, либо на материальной и духовной зависимости, либо на круговой поруке. Поэтому поведение каждого члена группы, как правило, коррелирует-ся с общей групповой направленностью» (8,21-22).

И. П. Башкатов, продолжая эту мысль, отмечает: важно помнить, что групповое мнение, асоциальные нормы и ценности, круговая порука и другие социально-психологические феномены, характеризующие преступные группы несовершеннолетних, не просто являются отражением бытия подростков, они формируются только в асоциальных группах и представляют собой продукт совместной деятельности, отношений, общения правонарушителей и обладают качественным своеобразием по сравнению с индивидуально-психологичес-кими особенностями подростков (5,15).

Согласно исследованиям, проведенным А. И. Донцовым (6, 33), качества, которые несовершеннолетние преступники считали у себя наиболее ярко выраженными по сравнению с другими (верность долгу, физическая сила, смелость), имеют в их глазах смысл лишь при проявлении и оценке их в группе. Нередко именно криминогенная группа предоставляет подросткам желаемые возможности для такой демонстрации. Для одних подростков сближение с группой становится решающим

фактором в формировании их криминогенных ориентаций, установок, взглядов; у других негативное отношение к общепринятым нормам и ценностям, искаженные потребности бывают сформированы уже ранее, в семье. В результате иного жизненного опыта и под влиянием группы они лишь стимулируются и укрепляются. Кроме того, вторая категория несовершеннолетних дополняет и усиливает антисоциальную направленность групповых норм и взглядов отдельных членов группы.

Четвертый признак преступной группы несовершеннолетних - наличие определенных взаимоотношений и общения. Данный признак является для преступных групп несовершеннолетних одним из основополагающих. Речь идет о том, что общение подростков с себе подобными в свободное (досуговое) время может стать отправной точкой для установления определенных взаимоотношений, приводящих группу к преступлению. Специфичность взаимоотношений и общения в преступной группе несовершеннолетних определяется особенностями совместной преступной деятельности. Непосредственный личный контакт членов группы основан на наличии общей преступной цели (главной или ситуативной), а также единстве циничных отношений к социальным норам, неуважении норм и правил поведения, установленных в обществе, либо безразличном отношении к ним. В преступной группе в результате постоянного взаимодействия и общения неизбежно возникают оценки и ожидания, требования, носящие характер норм. Предполагается, что все члены группы примут их, и будут соблюдать.

Как отмечал И. П. Башкатов, «За реальными связями правонарушителей, которые формируются в процессе их взаимоотношений, мы можем обнаружить сложную систему ожиданий, взаимного интереса подростков друг к другу, личной неприязни или вражды, различных ролевых и статусных позиций, в которых отражаются межличностные установки» (5,21).

В преступной группе могут встречаться следующие виды отношений:

- член группы отрицательно относится к группе и не чувствует себя связанным с ней. Он либо не согласен с нормами группы, и тогда это носит скрытый характер, либо под жестким контролем, наблюдением, страхом за свою жизнь он внешне приспосабливается, показывая, что следует тем или иным нормам. Такой вид отношений характерен для «слабого звена»;

- член группы полностью идентифицирует себя со всей группой, одобряет ее и чувствует себя ее участником. В таком случае групповые нормы направляют его поведение, а санкции стабилизируют и изменяют мотивацию.

Как и в любой малой группе, взаимоотношения и общение между ее членами динамичны, развиваются по своим групповым законам. В процессах объединения, обособления преступных групп несовершеннолетних действуют особые социально-психологические механизмы, среди которых профессор А. М. Столяренко выделяет подражание, внушение, убеждение, заражение, конформизм, групповое давление, массовую силу (фа-цилитацию) (17,187-188).

А. Р. Ратинов, В. Г. Лукашевич, В. А. Ратинов одними из первых указали, что при изучении преступной группы применим методологический подход, связанный с использованием стратометрической концепции группы (16, 135-138). Автор этой концепции А. В. Петровский, рассматривая отношения в группе с позиций деятельностного подхода, сделал важный вывод: межличностные отношения в группе опосредуются содержанием реальной деятельности группы, что позволяет увидеть ее объемную структуру (12; 13).

Практический интерес для органов предварительного следствия представляет изучение преступных групп, ее групповой активности, внутренней структуры преступных групп. Такие исследования были проведены в НИИ проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры в 70-е гг. Учеными института были выведены коэффициенты, характеризующие групповую преступную деятельность, внутригрупповые, межличностные отношения членов группы, их сплоченность, а также индивидуально-психологические особенности последних (16,138-177). Данную методику можно использовать при проведении судебно-психоло-гической экспертизы в ходе расследования преступлений, совершенных организованными преступными группами.

Как отмечал И. П. Башкатов, изучение преступных групп способствует лучшему познанию тайн нравственной деформации личности, расследованию совершаемых ими преступлений. Для их изучения он использовал «самореализационную концепцию» неформальных групп. Суть этого подхода заключается в том, что у подростков 14-17 лет преобладает ориентация на внутренние интересы и потребности участников группового процесса. «Подростки никому не нужны, они отчуждаются и выталкиваются на улицу из семьи, школы и других формальных объединений, и им ничего не остается делать, как самим объединяться в какие угодно группы. Главное для них - быть вместе, принадлежать к чему-то, а как оно будет называться, для них все равно» (5,14-15).

В настоящее время сохранилась актуальность психологических и криминологических исследований личностных и типологических особенностей несовершеннолетних преступников. Личностный принцип (подход), используемый учеными, сводится к теории о биосоциальной природе личности, детерминированности деформаций личности взаимодействием комплекса факторов, связанных с противоречиями общества, внешними условиями социальной сферы и внутренними субъективными свойствами самой личности. Изучая отдельного преступника, мы изучаем его индивидуальность, включающую в себя и общие, присущие другим преступникам черты, и единичные, неповторимые. Однако даже индивидуальные, неповторимые черты все же отражают в себе социально-типическое. По мнению Ю. М. Антоняна, М. И. Еникеева, В. Е. Эминова, криминологическая типология личности преступника помогает выявить причины преступного поведения, а значит с большей эффективностью предупреждать преступления (2).

Для части подростков-правонарушителей характерна главным образом неустойчивость перед особо интенсивным «соблазном» или давлением извне. В возра-

стной психологии отмечается, что подростки не любят тратить время на раздумья и колебания, а быстро переходят к делу; несовершеннолетние готовы на совершение самых невероятных поступков, лишь бы доказать свою взрослость, зрелость. Речь идет о конформности, т. е. подверженности подростков влиянию группы или старшего, физически или психологически сильного человека. Эти качества характера нередко приводят самих подростков к противоправному поведению или используются старшими по возрасту лицами или взрослыми, порой антиобщественными элементами, которые, зная возможность необдуманных поступков со стороны несовершеннолетних, выбирают подходящий момент и вовлекают их в совершение преступлений. Поэтому согласно п. 3 ч. 1 ст. 421 УПК РФ «следователь обязательно проверяет влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц. Иными словами, наряду и во взаимосвязи с исследованием вопроса о наличии взрослых соучастников и иных подстрекателей аналогичный вопрос выясняется и в отношении несовершеннолетних, но старших по возрасту» (11).

Изучению личностных особенностей членов подростковых преступных групп посвящены как психологические, так и криминологические исследования. В первую очередь в таких исследованиях отмечаются социально-психологические особенности лидеров (организаторов) преступных групп.

По данным Ю. М. Антоняна, В. В. Юстицкош в качестве организаторов преступных групп несовершеннолетних чаще всего выступают гипертимные (сверхактивные) подростки: активные в деятельности, движениях, обладающие импульсивностью, которые действуют не раздумывая, всегда веселы, разговорчивы, очень энергичны, самостоятельны, не реагируют на замечания, игнорируют наказания, теряют грань дозволенного, у которых отсутствует самокритичность (3). М. И. Еникеев отмечает, что «лидерство в подростковых группах обычно принадлежит типам стеническим (сильным), возбудимым, контактным и постоянно готовым к агрессивным действиям. Иногда лидерство захватывается истероидным типом, демонстративно выражающим общее настроение группы и использующим для поддержания своей “власти” физически сильного, но конформного, нередко отстающего в психическом развитии сверстника» (7, 315-316).

О подобных качествах идет речь и в исследованиях Г. Ш. Глонти: лидер в группе подростков: обладает физическим превосходством - в 40,0% случаев; имеет преступный опыт - в 20,0; способен на жестокую расправу - в 17,0; обладает интеллектуальными способностями разрабатывать преступления - в 13,0% случаев (18,121).

О. Г. Ковалев, А. И. Ушатиков, В. Г. Деев представляют эталонный ряд идентификационных качеств лидеров криминогенных групп несовершеннолетних: независимость в суждениях и поведении; умение организовывать, подчинять себе других; твердость характера, решительность, требование беспрекословного послушания; наличие опыта асоциальной деятельности, знание субкультуры; внешнее дружелюбие, общительность, умение расположить к себе человека (войти в доверие,

«пустить пыль в глаза»); уверенность в себе, стремление к власти, превосходству над другими; внешняя привлекательность (умение модно одеваться, хорошие манеры); физическая сила, ловкость, выносливость; наглость и цинизм в суждениях и поведении (10,73).

В целом в представленных особенностях лидеров преступных групп несовершеннолетних речь идет о «сильных» сторонах личности (развитых интеллектуальных способностях, физической силе, волевых качествах и пр.), благодаря которым удается не только продумать и организовать преступление, повести за собой участников группы, но и быть объектом для подражания в группе.

Важно отметить, что при исследовании особенностей преступной группы сотрудникам органов внутренних дел нельзя ограничиваться изучением индивидуальных характеристик членов группы, их интересов, склонностей, фабулы группового преступления, хотя на первоначальном этапе изучения группы это просто необходимо. Полученные данные о личности каждого преступника должны быть преобразованы в своеобразную систему историй индивидуального общения подозреваемого в семье, школе, на работе, на улице, с друзьями, взрослыми. Как считает И. П. Башкатов, «Знание истории общения дает возможность определить истоки возникновения отклонений в поведении подростка, его участие, роль и место в становлении преступной группы. Путем ранжирования основных видов занятий, интересов и склонностей можно раскрыть и отношения между различными видами деятельности, которые сформированы в индивидуальных историях общения. Эти отношения тоже представляют собой сложную систему, куда входят притяжение или отталкивание, дополнение или замещение, обусловливание или вытеснение» (5, 23-24). Аналогично этому можно выстроить систему отношений внутри группы лиц, подозреваемых в совершении преступления (групповую историю общения).

ЛИТЕРАТУРА

1. Абызов Р. М. Типологические проблемы личностных деформаций несовершеннолетних преступников и их предупреждение: дис. ... д-раюрид. наук. - М., 1999.

2. Антонян Ю. М., Еникеев М. И., Эминов В. Е. Психология преступника и расследования преступлений. - М., 1996.

3. Антонян Ю. М., Юстицкий В. В. Несовершеннолетние преступники с акцентуациями характера: учебное пособие. -М., 1993.

4. Бааль Е. Г. Современные тенденции преступности среди несовершеннолетних и молодежи: Основные криминалистические показатели, причинный комплекс, проблемы профилактики. -М., 1992.

5. Башкатов И. П. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей: (Социально-психологические особенности). - М., 1993.

6. Донцов А. И. Исследование ценностных ориентаций несовершеннолетних правонарушителей // Личность правонарушителя и проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних. -М., 1977.

7. Еникеев М. И. Основы общей и юридической психологии: учебник для вузов. - М., 1996.

8. Игошев К. Е. Правонарушения и ответственность несовершеннолетних: социально-психологический очерк. -Свердловск, 1973.

9. Игошев К. Е. Психология преступных проявлений среди молодежи: учебное пособие. -М., 1971.

10. Ковалев О. Г., УшатиковА. И., Деев В. Г. Криминальная психология: курс лекций. - Рязань, 1997.

11. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) /под общ. ред. В. И. Радченко. -М., 2004.

12. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М., 1982.

13. Петровский А. В., Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива. - М., 1978.

14. Психологическая теория коллектива / под ред. А. В. Петровского. - М., 1979.

15. Преступность и правонарушения (2000-2004 гг.): статистический сборник. - М., 2005.

16. Ратинов А. Р., Лукашевич В. Г., Ратинов В. А. Личность в преступной группе // Проблемы психологии следственной деятельности: сб. науч. ст. / под ред. А. Р. Ратинова. - Красноярск, 1986.

17. Столяренко А. М. Психология и педагогика: учебное пособие для вузов. - М., 2002.

18. Трудн ые судьбы подро стков - кто виноват? - М., 19 91.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАСКРЫТИЯ СЕКСУАЛЬНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НДД ДЕТЬМИ

Доктор психол. наук, профессор П. Т. Тюрин, действительный член Российской академии педагогических и социальных наук

Высшая школа психологии Балтийского русского института, Латвия

детьми, общество реагировало на эти сведения по-раз-ному. От полного отрицания этой проблемы до чрезмерно частого и тематически неоправданного обсуждения шокирующей информации на телевидении. После «педофильного скандала» осенью 1999 г., в котором, по утверждениям в прессе, были замешаны высокопоставленные чиновники правительства, в обществе и в массмедиа стали более открыто говорить о сексуальном использовании детей и подростков. В тот же период эта тема приобретает специфическую популярность, становится актуальной, и тогда же были приняты соответствующие законодательные акты.

Долгие годы в обществе господствовало мнение, что сексуальное насилие над детьми у нас практически не существует или оно случается очень редко. Была слабая информированность людей о характере переживаний таких детей, о том, как можно распознать подобные явления и что необходимо делать, если это произошло, а также в чем опасность нераскрытых сексуальных преступлений. Сексуальное использование детей стало актуальной темой в 90-х гг. минувшего столетия в средствах массовой информации Латвии. Уже с 1993 г., когда в прессе начали появляться первые статьи о насилии над

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.