УДК 159.99
Аптикиева Л.Р.
Оренбургский государственный университет, г Оренбург, Россия E-mail: lilya_aptikieva@mail.ru
К ВОПРОСУ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОФАЙЛИНГА ПРИ РАБОТЕ С АСОЦИАЛЬНЫМИ ПОДРОСТКАМИ
Aptikieva L.R.
Orenburg State University, Orenburg, Russia E-mail: lilya_aptikieva@mail.ru
TO THE QUESTION OF PROFILING APPLICATION DURING WORKING WITH ANTISOCIAL ADOLESCENTS
Состояние преступности несовершеннолетних в нашей стране на сегодняшний день можно оценить как неоднозначное. Официальные статистические данные демонстрируют тенденцию спада данного социального явления и относительную стабильность проявления криминальной активности подростков; с другой стороны, это снижение связано с сокращением численности данной возрастной группы в целом - отсюда снижение показателей преступности, наблюдаемых в последние годы. Подростки с асоциальным поведением по возрастным критериям относятся к несовершеннолетним правонарушителям (с 14 до 17 лет), которые образуют самостоятельную, обладающую особым правовым статусом и специфическими социально-психологическими чертами категорию. Работа с данной категорией предполагает использование действенных методов работы, одним из которых является система психологического профилирования. В нашем исследовании, применяя монографический и аналитический методы исследования, мы рассмотрели специфику применения профай-линга при работе с асоциальными подростками. Профайлинговая система имеет практическую значимость; позволяет оценивать достоверность получаемой информации, исходящей от человека по невербальному каналу. Это системный набор методов, взаимодополняющих и взаимопроверяющих друг друга, для поведенческой оценки человека, составления его психологического портрета - профиля личности и основных характеристик поведения. Технология профайлинга - это система предотвращения противоправных действий путем профилирования (выявление на основе невербальной и оперативной диагностики потенциально опасных индивидов); применима в любой сфере деятельности, связанной с взаимодействием людей и анализом их поведения. В настоящее время применяется криминальный (статистический и качественный) и оперативный профайлинг; в судопроизводственных делах - профайлинговая судебная экспертиза. В своем арсенале профайлинг использует преимущественно метод наблюдения и опрос; которые требуют от специалиста определенных знаний, умений, навыков и соблюдения этических принципов. Применение психологического профилирования при работе с асоциальными подростками имеет ряд специфических особенностей, обусловленных половозрастными, личностными характеристиками. Для составления психологического профиля асоциальных подростков преимущественно используется комплексный метод, являющийся эффективным способом работы по борьбе с первичной преступностью несовершеннолетних и последующими рецидивами.
Ключевые слова: профайлинг, технология профайлинга, личностный профиль, профилирование, преступность несовершеннолетних, асоциальная направленность.
The state of juvenile delinquency in our country today can be assessed as ambiguous. Official statistics show a tendency for the decline of this social phenomenon and the relative stability of the criminal activity of adolescents, on the other hand, this decline is due to the reduction in the size of this age group as a whole - hence the decline in crime rates observed in recent years. Adolescents with antisocial behavior by age criteria are classified as juvenile delinquents (from 14 to 17 years old) who form an independent category with a special legal status and specific social and psychological traits. Working with this category involves the use of effective methods of work, one of which is the system of psychological profiling. In our study, using monographic and analytical methods of research, we examined the specific application of profiling when working with antisocial adolescents. The profiling system is of practical importance; allows to estimate reliability of the received information, proceeding from the person on a non-verbal channel. This is a systemic set of methods that are complementary and mutually checking each other, for the behavioral evaluation of a person, drawing up his psychological portrait - the profile of the person and the basic characteristics of behavior. Profiling technology is a system for preventing illegal actions by profiling (identifying non-verbal and operational diagnostics of potentially dangerous individuals). It is applicable in any sphere of activity connected with interaction of people and analysis of their behavior. At present, criminal (statistical and qualitative) and operational profiling is used; in legal proceedings - profiling judicial examination. In its arsenal, profiling uses a predominantly method of observation and questioning; which require from a specialist certain knowledge, skills, skills and ethical principles. The use of psychological profiling when working with antisocial adolescents has a number of specific features, due to age and age, personal characteristics. To compile a psychological profile of antisocial adolescents, a comprehensive method is used, which is an effective way of working to combat primary juvenile delinquency and subsequent relapse.
Key words: profiling, profiling technology, personal profile, profiling, juvenile delinquency, antisocial orientation.
Изначально профайлинг являлся понятием, которое обозначало набор методов и методик психологического исследования, прогнози-
рующих поведение человека и выявляющих его личностный профиль; в настоящее время предполагается трактовка понятия в сфере
ряда прикладных социально-психологических методик. Профайлинговая система оценивает достоверность получаемой информации по невербальному каналу, исходящему от исследуемого человека. В научной практике данную методику обозначают неинструментальной детекцией лжи.
Методологическую основу профайлинга создали специалисты в сфере изучения эмоционального компонента поведения человека, межличностного общения, психологии ощущений (В. Фризен, П. Экман, М. Цукерман, В.А. Ла-бунская, О. Фрай и др.) [11], [12].
Оценка достоверности и качества информации, полученной с помощью профайлинга, может быть сопоставима с инструментальными методами, основанными на использовании полиграфа, при соблюдении ряда условий (высокая квалификация специалиста; владение определенными знаниями в данной научной области; подготовка к процедуре проведения; следование правилам ведения переговоров) [13].
Профайлинг представляет собой системный набор методов для поведенческой оценки человека, составления его психологического портрета и основных характеристик поведения. Метод профайлинга разработан на практической основе, что исключает внедрение в процедуру различных психофизиологических и когнитивных методик; проводится при непосредственном контакте с человеком; коммуникативный компонент является субстратом, на основе которого строятся все дальнейшие заключения экспертов. При отсутствии непосредственного контакта с респондентом возможен анализ наиболее информативных признаков (мимика, жесты, эмоции, речь, внешний облик, поведенческие характеристики), при этом каждый компонент представляет собой динамическую или статическую модель.
Научную основу профайлинга заложили К.Г. Юнг (концепция архетипов); А. Фрейд (работы в области психологической защиты личности); А. Адлер (идея о необходимости изучения и учета индивидуального жизненного стиля человека, его влиянии на все значимые сферы взаимодействия личности); К. Хорни (изучала поведение человека в социуме в зависимости от особенностей его воспитания и взаимоотношений со своими близкими в раннем детском
возрасте); Г. Гросс (основатель криминалистики как науки; предложил расценивать преступление как действие, описывающее личность преступника, его эмоциональное состояние и жизненные обстоятельства); Ч. Ломброзо (разработал «антропологическую» теорию - выделил четыре типа правонарушителей: насильник, вор, убийца и жулик; описал соматические особенности врожденных преступников, по которым можно заранее распознавать их и каким-то образом отделять от нормального общества) [14], [15], [8].
Научное определение профайлинга (процесс идентификации всех психологических характеристик индивидуума, составляющий общее описание личности, основанный на анализе совершенных им преступлений) принадлежит Р. Ресслеру, возглавлявшему отдел поведенческого анализа ФБР (США).
Направления, ставшие в последующем основой современного профайлинга: 1) криминалистическое направление - предполагает работу с материалами уголовного дела и интерпретацию доказательств, составление психологических профилей лиц, совершивших насильственные преступления против личности. Дж. Брассел разработал методику, суть которой в том, что на основе имеющихся данных о совершении правонарушения профессиональный психолог (или профайлер) составляет вероятностное описание психологически значимых характеристик предполагаемого преступника (возраст, пол, семейное положение, служебный статус, уровень развития и сексуальной зрелости, возможность рецидива, преступное прошлое, предполагаемые взаимоотношения с жертвой и т. д.); 2) безопасность в гражданской авиации (Дж. Дуглас основал отдел психологического анализа поведения - бихевио-ристики; разработал программу исследований «Личностно-преступное профилирование»); 3) научно-исследовательское направление (У. Кондон, Дж. Готтман, П. Экман, У. Фризен -разработал систему кодирования лицевых движений - метод систематической классификации выражений лица), связанное с теориями микровыражений лица (моментальные, непреднамеренные, нерегулируемые эпизоды мимической активности, которые люди неосознанно обнаруживают, пытаясь скрыть истинные эмоции).
Теория микровыражений лица помогает подготовленным специалистам распознать потенциально опасную личность (совместно с чтением языка тела, речи); 4) медико-психологическое направление ( П. Ганнушкин - типология психопатий; К. Леонгард, А. Личко - работы по описанию и изучению акцентуированных личностей; М. Дукаревич - особенности психопатических личностей); 5) специальное направление, к которому можно отнести работу спецслужб стран всего мира по профилированию террористов-смертников и лиц, причастных к преступлениям государственного масштаба; особое внимание уделяется элементам личностной уязвимости определённых психотипов, их мотиваторам и психокомплексам; 6) психотехнологическое направление (работы представителей школы нейролингвистического программирования); описание метапрограммного профиля личности, системы ее убеждений, ценностей, определения особенностей индивидуальных контекстных стратегий [3], [4], [5], [7], [8], [9], [10], [11], [12], [13], [14], [15].
Накопленные в процессе работы по указанным направлениям знания явились базой активно развивающегося в настоящее время профайлинга, представляющего собой комплексную научно-практическую дисциплину, к специалистам которого всё чаще обращаются спецслужбы и органы внутренних дел.
Технология профайлинга представляет собой систему предотвращения противоправных, противозаконных действий путем профилирования, т. е. выявления потенциально опасных лиц на основе невербальной и оперативной диагностики. В этом случае, профайлинг это система методов, которые взаимодополняют и проверяют друг друга. В профайлинге не используют опросники и проверочные тесты; анализ и составление профиля личности производится в процессе коммуникации.
Технология профайлинга применима сейчас в любой сфере деятельности, которая связана с взаимодействием людей и анализом их поведения.
На сегодняшний день существует две наиболее часто встречающиеся разновидности профайлинга: криминальный и оперативный. Криминальный профайлинг представляет собой процесс составления психологического
портрета (профиля) подозреваемого лица (предполагаемого преступника, правонарушителя), в котором можно выделить два направления: статистический и качественный подходы.
С помощью первого подхода (применяется в США, Западной Европе), специалисты выявляют коэффициенты корреляции между признаками преступления и преступника, установленными после его задержания и осуждения. Качественный подход (преимущественно применяется в России) рассматривает элементы криминалистической характеристики преступления и его механизм как единую систему, субъектом которой является личность правонарушителя и ее взаимодействие с другими элементами, и как результат поведения лица, реализованной в условиях свободного выбора, то есть этот выбор преступником места, жертвы, времени, способа, средств и других элементов противоправного поведенческого акта не случаен, а обусловлен индивидуальными особенностями конкретного человека [14], [15], [5], [4], [9], [10], [13].
Основными задачами профайлеров являются не только помощь в раскрытии преступлений, но и их профилактика. Криминальный профиль личности является юридически значимым документом. Составление портрета личности производится с помощью комплекса социально-психологических методик, т. е. производится диагностика личностных особенностей. В профиле предполагаемого правонарушителя описываются личность и поведение как его самого, так и его потенциальных жертв (жертв насилия, агрессии и т. д.). Профиль жертвы предполагает описание ее личности и особенностей поведения, которые являются причиной ее виктимиза-ции (виктимность понимается нами, как своего рода способность стать жертвой негативных явлений: человек ею еще не стал, но у него имеются такие индивидуально-психологические особенности, качества личности, которые делают его при определенных обстоятельствах жертвой, причем скорее и легче, чем другого, у кого этих качеств личности нет).
Как правило, такой портрет составляется не одним, а несколькими профайлерами с целью избежать ошибок в расследовании дел.
По сравнению с криминальным профай-лингом (статистическим и качественным) чаще
используется оперативный профайлинг, который осуществляется за короткое время и служит для отнесения того или иного человека к определенному типу: потенциально опасный (наличие негативных признаков), потенциально неопасный (отсутствие негативных или наличие позитивных признаков); как правило, применяется в системе обеспечения безопасности (общественной, личной и т. д.), в которой действует « оперативная триада» (предупреждение -предотвращение - пресечение).
Наибольшее внимание уделяется первому компоненту, как наиболее рациональному, действенному (предупреждение противоправных действий), то есть профилактике обеспечения безопасности.
В судопроизводственных делах используется профайлинговая судебная экспертиза (контактная и дистанционная). Составление психологического портрета, профиля на месте преступления имеет большое криминалистическое значение: увеличивает объем информации и улучшает её качество, что наиболее важно на начальной стадии раскрытия и расследования преступлений; служит базой для выдвижения версий о личности подозреваемого, ее личностных особенностях, которые позволяют сужать круг подозреваемых, а также может являться одним из доказательств причастности/непричастности конкретного человека к расследуемому преступлению.
Как правило, целями профайлинговой судебной экспертизы являются: способствование раскрытию серийных преступлений (или преступлений носящих рецидивный характер); выявление потенциально опасных лиц; быстрое, оперативное установление межличностного контакта с задержанным, получение от него необходимой информации; повышение эффективности решения служебных задач; раскрытие истинных мотивов совершения преступления.
Преследуя вышеобозначенные цели, про-файлинг использует в своем арсенале два главных метода: наблюдение и метод опроса. Опросная беседа представляет собой один из самых сложных методов профайлинга, так как для ее применения необходима специальная подготовка. При применении опросной беседы рассматривается целое сочетание критериев истинности - ложности ответов подозреваемого.
Особое внимание профайлер обращает на обобщенные ответы, на искажение информации, на уход от ответа. Значимыми являются: реакция вегетативной нервной системы, изменение поведения в процессе опроса и др.
Владение данной технологией позволяет профайлеру с высокой степенью вероятности выявлять лиц, вынашивающих преступные замыслы, эффективно проводить мероприятия, направленные на профилактику и предупреждение преступлений и административных правонарушений, составлять психологические портреты разыскиваемых преступников, оценивать достоверность, полноту и объективность показаний подозреваемых, свидетелей, потерпевших.
В этой связи к личным и деловым качествам профайлера предъявляются особые требования: способность решать профессиональные задачи в ситуациях, сопровождающихся высокой степенью личного риска; способность выполнять поставленные задачи в условиях дефицита времени и монотонии; повышенная ответственности за свои действия (отсутствие права на ошибку); способность к быстрому установлению социальных контактов с различным контингентом (разного социального уровня, половозрастных характеристик и т. д.), умение подстраиваться под собеседника, не поддаваясь манипуляциям с его стороны; уметь применять психологические приемы с целью получения оперативно-значимой информации; способность выдерживать длительное эмоциональное напряжение, тревожные, стрессовые состояния, чувство страха, неопределенности; высокая умственная работоспособность, высокие показатели аттентивно-мнестических процессов; высокая интеллектуальная активность (анализ непрерывно меняющейся ситуации, информации, удержание её в памяти, достраивание информационной карты при недостаточности имеющихся данных, принятие решений в условиях дефицита времени и информационной неопределенности); способность к рефлексивному мышлению (умение предугадывать мысли и действия другого человека, мысленно поставив себя на его позицию); способность к комбинационному мышлению (умение прогнозировать, моделировать ситуации, оказывающие воздействие на лиц, представляющих оператив-
ный интерес); способность к ролевому перевоплощению (разыгрывание ролей различных социальных и профессиональных типов); высокий уровень речевого развития, умение быстро и достоверно объяснить актуальную ситуацию, доносить значимую информацию.
Сотрудники, специализирующиеся на профилировании криминального поведения, должны осуществлять быструю диагностику индивидных и личностных особенностей объектов наблюдения по внешним поведенческим признакам, определять психологические особенности личности и актуальное состояние, владеть методами психологического воздействия при решении поставленных задач, определять скрытую мотивацию в поведении.
Кроме того, профайлер должен быть объективен при восприятии объекта исследования и уметь не раскрывать собственное истинное отношение к потенциальному правонарушителю. Осуществляя профилирование, необходимо проводить непрерывную оценку конгруэнтности (согласованности) информации (как вербальной, так и невербальной), получаемой от объекта. Сложность и многоплановость функциональных обязанностей профайлера требует наличия у него не только богатого перечня профессионально значимых качеств, но и широкого спектра умений и навыков.
В своей профессиональной деятельности профайлер должен руководствоваться следующими этическими принципами: объективность, беспристрастность, независимость; профессиональная компетентность; порядочность; конфиденциальность; безупречность поведения.
Обычно профайлерами становятся психологи с высокой квалификацией и достаточным опытом в выявлении феноменов человеческого поведения. Также профайлеры должны пройти обучение в центрах психофизиологического образования и экспертизы.
Рассмотрим применение психологического профилирования при работе с подростками с криминальным, асоциальным поведением, учитывая особенности их личности [1], [2], [6]. Психологическое профилирование асоциального поведения подростков - это метод распознавания лица, совершившего криминальный поступок. Профиль обычно используется в расследованиях крупных преступлений таких,
как убийство, изнасилование, кражи в особо крупных размерах. Особенно значим психологический профиль, когда есть убедительные доказательства того, что это серийное преступление или преступление, носящее рецидивный характер. Для составления профиля асоциальных подростков чаще всего используется комплексный метод. Этот комплекс состоит из прохождения предтестового интервью, полиграфа (детектор лжи), а также прохождения диагностических методик типа ММР1 (СМИЛ). Комплексный метод диагностирует ряд черт личности: фенотипические особенности, самооценку, формы социальных отношений, мо-тивационную сферу, типы реагирования на конфликтные ситуации, ведущие потребности, фон настроения, сексуальную ориентацию, степень адаптированности личности, наличие психических проблем, суицидальность, отношение к алкоголизму, конфликтность. Комплексный метод является эффективным способом работы по борьбе с первичной преступностью несовершеннолетних и рецидивами [4].
Основными причинами подростковой преступности являются: безнадзорность, отсутствие условий для организации досуга, неудовлетворительные условия воспитания детей во многих семьях, недостатки в работе правоохранительных органов по борьбе с преступностью несовершеннолетних, педагогическая запущенность, дефекты школьного воспитания, неблагоприятные особенности взаимодействия подростков с окружением, скрытая пропаганда легализации наркотиков, проживание в неблагоприятных районах, отсутствие перспектив в получении профессионального образования в виду его дороговизны. Поэтому подростку приходится выбирать криминальное поведение как стратегию жизни.
Существуют клинические признаки, которые прямо связанны с асоциальным поведением подростков, требующие распознавания и вмешательства. Наиболее часто с асоциальным поведением у подростков связана такие патологии, как задержка умственного развития, речевые нарушения, психические нарушения - дефицит внимания, гиперактивность, депрессия, тревога, аномалии характера, деформации в ценностно-ориентационной сфере. Неспособность справиться с социальными задачами (создание и сохранение нормальной семьи, сохранение
нормальных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, умение разрешать конфликты) предрасполагает подростков к физическому насилию и другому опасному поведению. Асоциальное поведение сопровождаются: дефицитом внимания, гиперактивностью, повышенной склонностью к подростковой преступности, злоупотреблением различными запрещенными препаратами, наркотиками, алкоголем, беспорядочностью половых связей, криминальным поведением, а также заключением в тюрьму и асоциальным нарушением личности. Для подростков наиболее значимыми являются такие ценности, как гедонизм, власть и самостоятельность, преобладание негативизма, неопределенности и крушение авторитетов [1], [2], [6].
Асоциальное поведение у подростков может проявляться в форме:
- девиантного поведения - такое поведение является отклонением асоциального поведения подростков, имеющим связь с нарушением соответствующих возрасту подростка социальных норм и устоявшихся правил поведения, свойственных в семейных, школьных отношениях. Чаще всего проявляется в форме агрессии, нежелании учиться, демонстрации своего негатива близкому окружению. Также такое поведение сопровождается уходами из дома, бродяжничеством, суицидальными попытками. Подростки могут начать принимать алкогольные, наркотические средства, а также такое поведение проявляется в действиях сексуального характера (стремление к изнасилованию).
- делинквентного поведения, проявляется в повторяющихся асоциальных поступках, уже сложившихся в какой-то своеобразный устойчивый стереотип поведения, которое влечет нарушение общественного порядка. Такое поведение может остаться безнаказанным из-за отсутствия значительной общественной опасности или не достижения возраста привлечения к уголовной ответственности. В таком поведении замечают проявления в виде оскорблений, побоев, поджогах, вымогательстве, мелких кражах.
- аддиктивного поведения, характеризуется бегством от существующих проблем, ухода «в свой мир», что сопровождается бегством в тело (булимия, анорексия), в фантазии (компьютерные игры), в религию, секс, наркотики, суицидальные наклонности у подростка.
После длительного изучения асоциальных подростков были выявлены критические признаки их асоциального поведения: склонность к бродяжничеству, к дракам, буллингу (физическим и психологическими издевательствам над более слабыми), склонность ко лжи, склонность к группам, отличающимся асоциальной направленностью - поджоги, кражи и т. д.; отсутствие желания учиться [1], [2], [6].
Присутствие профайлера необходимо при проведении оперативно-следственных действий в отношении несовершеннолетних, предусмотренных законом, осуществляющихся в определенном процессуальном порядке.
Как правило, осуществляются следующие следственные действия: осмотр места происшествия, обыск, задержание подозреваемого, проведение допроса. По своему психологическому содержанию осмотр - это процесс наблюдения (активное, целенаправленное восприятие предметов, объектов). Психологическая установка на то, чтобы выявить элементы субъективной стороны совершенного преступления обеспечит профайлеру выявление: психологических характеристик личности подозреваемого (составление психологического портрета, применение знаний в области профайлинга); особенностей психического состояния человека в момент совершения преступления (выявление отклонений в поведении, осуществляемых без контроля сознания). Профайлер должен обладать развитым профессиональным мышлением; воображением и интуицией, применяя эмпа-тию, рефлексию (психологизация мышления). Его задача: реконструкция событийного ряда из объективных психологических фактов (воссоздание мысленной, целостной картины совершенного преступления). Профайлер должен думать по поводу субъективной стороны преступления, эмоциям, присутствующим у преступника; психическому отношению человека к совершенным действиям или объекту преступления; по механизмам реально совершенного преступления, или его инсценировки.
При процедуре обыска несовершеннолетних правонарушителей также необходимо присутствие специалиста - профайлинга (для получения дополнительной информации помогут наблюдение, анализ его результатов и фиксирование таких особенностей в поведе-
нии подозреваемого, как: эмоциональное возбуждение (которое человек обычно пытается скрыть), покраснение или побледнение лица, аритмия дыхания, совершение непроизвольных движений, дрожание голоса (при обыске важно время от времени задавать вопросы - с целью обнаружения волнения, дрожания голоса, изменения его тембра, тональности). Ситуация обыска сопряжена с высокой эмоциональностью, с психической нагрузкой на подозреваемого, с оказанием психологического воздействия на него, и это необходимо учитывать. В ситуации допроса (процесс получения информации от лица, обладающего сведениями, имеющими значение для расследования) знания в области профайлинга наиболее актуальны, так как это одно из самых сложных следственных действий. Требует от специалиста: детальной наблюдательности; знаний в области психологии человека (половозрастных особенностей, психологических особенностей личности); высокого уровня общей и профессиональной культуры. Включает такие этапы, как: подготовительный (цель специалиста получить максимум информации о человеке, его психологических особенностях; определить линию поведения; особенности применения методов, приемов опроса); этап установления психологического контакта (цель: создать условия для человека, в которых у него появилось бы желание вступить в общение, для этого необходимо учитывать особенности личности человека, его психическое состояние; предвосхищать его актуализированные потребности; опираться на его положительные качества; преодолевать собственное негативное, субъективное отношение к допрашиваемому, не допуская пренебрежительное, высокомерное отношение к нему; сдерживать свои экспрессивные проявления). На данном этапе можно применять тактику невербального ведения допрашиваемого за собой ( сходство манеры общения, принимаемых поз, применяемых жестов и т. д. -то есть совпадение «языка тела», применение техники «подстройки». Третья стадия - этап допроса, содержит следующие условные фазы:
свободный рассказ допрашиваемого, детализация, систематизация полученной информации. И на данном этапе умение специалиста выслушивать, направлять, правильно задавать вопросы, использовать знания в области психологии человека, умение подмечать детали - являются базовой, основной частью этого этапа.
Подводя итог вышесказанному, хотелось бы отметить, что профайлинговая система имеет несомненную практическую ценность, поскольку позволяет оценивать достоверность получаемой информации от человека по невербальному каналу (неинструментальная детекция лжи). Это системный набор методов (которые взаимодополняют и проверяют друг друга) для поведенческой оценки человека, составления его психологического портрета - профиля и основных характеристик поведения. Технология профайлинга представляет собой систему предотвращения противоправных действий путем профилирования, т. е. выявления потенциально опасных лиц на основе невербальной и оперативной диагностики. Технология профайлинга применима в любой сфере деятельности, связанной с взаимодействием людей и анализом их поведения. На сегодняшний день существует две наиболее часто встречающиеся разновидности профайлинга: криминальный и оперативный. В судопроизводственных делах используется профайлинговая судебная экспертиза (контактная и дистанционная). Профай-линг использует в своем арсенале два главных метода - наблюдение и опрос (опросная беседа); требует от специалиста определенных знаний, умений, навыков, соблюдения этических принципов. Применение психологического профилирования при работе с подростками с асоциальным поведением имеет ряд специфических особенностей, обусловленных половозрастными, личностными характеристиками. Для составления профиля асоциальных подростков чаще всего используется комплексный метод, который является эффективным способом работы по борьбе с первичной преступностью несовершеннолетних и рецидивами.
14.11.2017
Статья выполнена при поддержке РГНФ, проект №16-36-00017а.
Список литературы:
1. Аптикиева, Л.Р. Психолого-педагогическая профилактика склонности к асоциальному поведению подростков в школе / Л.Р. Аптикиева, А.Х. Аптикиев, М.С. Бурсакова // Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном мире: сборник трудов участников III Международной научно-практической конференции. - Москва: РУДН, 2017. - С. 147-152.
2. Аптикиев, А.Х. К проблеме изучения криминогенной направленности личности подростка / А.Х. Аптикиев, Л.Р. Аптикиева, М.С. Бурсакова // Психология и Психотехника. - 2016. - 12. - 15 с. - DOI: 10.7256/2454-0722.2016.12.22976.
3. Арпентьева, М.Р. Экспертный профайлинг как сфера профессиональной деятельности психолога-практика / М.Р. Арпентьева // Psychology Educology Medicine. - 2016. - №3. - С. 20-32.
4. Болеев, Т.К. Психологическое профилирование и коррекция подростков с криминальным поведением / Т.К. Болеев, В.Д. Гущина // Вестник Моск. ун-та, сер.14. психология. - 2013. - №3.
5. Возженикова, О.С. Некоторые аспекты применения технологии профайлинга в сфере обеспечения авиационной (транспортной) безопасности / О.С. Возженикова, Д.А. Кузнецов // Концепт. - 2014. - №12 (декабрь). - ART 14368. - 0,6 п.л.
6. Зубова, Л.В. К вопросу профилактики и коррекции криминогенной направленности личности подростка / Л.В. Зубова, Л.Р. Аптикиева, М.С. Бурсакова // Психология и Психотехника. - 2017. -1. - 15 с. - DOI: 10.7256/2454-0722.2017.1.23288.
7. Кулик, А. Что такое профайлинг? / А. Кулик, К. Митрошин // Мастер переговоров. - 2016. - №8 (06). - С. 4-6.
8. Ломброзо, Ч. Преступный человек / Ч. Ломброзо. - М.: Эксмо; СПб.: Милгард, 2005. - 880 с.
9. Статный, В.М. Применение технологий профайлинга в деятельности органов внутренних дел: монография / В.М. Статный, Е.В. Спирица, А.М. Иванова. - М.: ДГСК МВД России, 2014. - 120 с.
10. Статный, В.М. Профессиональный психологический отбор профайлеров из числа сотрудников органов внутренних дел с применением «Автоматизированной системы психологического сопровождения профессиональной деятельности». Отчет о научно-исследовательской работе / В.М. Статный, А.М. Иванова, И.А. Воробьев. - СПБ, СПБ ун-т МВД России, 2013. - 78 с.
11. Фрай, О. Детекция лжи и обмана / О. Фрай. - СПб.: Прайм-Еврознак. - 2005.
12. Экман, П. Узнай лжеца по выражению лица [Unmasking the Face: A Guide to Recognizing Emotions from Facial Clues] / П. Эк-ман, У Фризен; пер. с англ. В. Кузина. - СПб.: Питер, 2010. - 272 с.
13. Ющенко, Д.В. Современный профайлинг. Менталист на страже наших интересов. [Электронный ресурс] / Д.В. Ющенко. -2015. - Режим доступа: http://coachcentre.ru/article/130624.
14. The fire behind the smoke: A reply to Snook and colleagues / H. Dern [и др.] // Criminal Justice and Behavior. - 2009. - №36(10). -С.1085-1090.
15. The Criminal Profiling Illusion: What's Behind the Smoke and Mirrors? / B. Snook [и др.] // Criminal Justice and Behavior. - 2008. -№1 - Т. 35. - С. 1257-1276.
References:
1. Aptikieva L.R., Aptikiev A.H., Bursakova M.S. Psihologo-pedagogicheskaya profilaktika sklonnosti k asocial'nomu povedeniyu podrostkov v shkole. Aktual'nye problemy psihologii i pedagogiki v sovremennom mire: sbornik trudov uchastnikov III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Actual problems of psychology and pedagogy in the modern world: a collection of works of participants of the 3rd International Scientific and Practical Conference]. Moskva: RUDN, 2017, pp. 147-152.
2. Aptikiev A.H., Aptikieva L.R., Bursakova M.S. K probleme izucheniya kriminogennoj napravlennosti lichnosti podrostka. Psihologiya i Psihotekhnika [Psychology and Psychotechnics], 2016, 12, 15 p., doi: 10.7256/2454-0722.2016.12.22976.
3. Arpent'eva M.R. EHkspertnyj profajling kak sfera professional'noj deyatel'nosti psihologa-praktika. Psychology Educology Medicine, 2016, no. 3, pp. 20-32.
4. Boleev T.K., Gushchina V.D. Psihologicheskoe profilirovanie i korrekciya podrostkov s kriminal'nym povedeniem. Vestnik Mosk. un-ta, ser. 14., psihologiya [Herald of MSU, ser.14., psychology], 2013, no. 3.
5. Vozzhenikova O.S., Kuznecov D.A. Nekotorye aspekty primeneniya tekhnologii profajlinga v sfere obespecheniya aviacionnoj (transportnoj) bezopasnosti. Koncept [Concept], 2014, no. 12, ART 14368, 0,6 p.l.
6. Zubova L.V., Aptikieva L.R., Bursakova M.S. K voprosu profilaktiki i korrekcii kriminogennoj napravlennosti lichnosti podrostka. Psihologiya iPsihotekhnika [Psychology and Psychotechnics], 2017, 1, 15 p., doi: 10.7256/2454-0722.2017.1.23288.
7. Kulik A., Mitroshin K. CHto takoe profajling?Masterperegovorov [Master of negotiations], 2016, no. 8(06), pp. 4-6.
8. Lombrozo CH. Prestupnyj chelovek [The criminal person]. M.: EHksmo; SPb.: Milgard, 2005, 880 p.
9. Statnyj V.M., Spirica E.V., Ivanova A.M. Primenenie tekhnologijprofajlinga v deyatel'nosti organov vnutrennih del: monografiya [Application of profiling technologies in the activity of law-enforcement bodies: monograph]. M.: DGSK MVD Rossii, 2014, 120 p.
10. Statnyj V.M., Ivanova A.M., Vorob'ev I.A. Professional'nyj psihologicheskij otbor profajlerov iz chisla sotrudnikov organov vnutrennih del s primeneniem «Avtomatizirovannoj sistemy psihologicheskogo soprovozhdeniya professional'noj deyatel'nosti». Otchet o nauchno-issledovatel'skoj rabote [Professional psychological selection of profilers from among employees of law enforcement bodies with the application of the «Automated system of psychological support of professional activity». Report on research work]. SPB, SPB un-t MVD Rossii, 2013, 78 p.
11. Fraj O. Detekciya lzhi i obmana [Detection of lies and deceit]. SPb.: Prajm-Evroznak, 2005.
12. EHkman P., Frizen U., Kuzina V. (translator) Uznaj lzhecapo vyrazheniyu lica [Unmasking the Face: A Guide to Recognizing Emotions from Facial Clues]. SPb.: Piter, 2010, 272 p.
13. YUshchenko D.V. Sovremennyjprofajling. Mentalist na strazhe nashih interesov [Modern profiling. Mentalist guarding our interests]. 2015. Available at: http://coachcentre.ru/article/130624.
14. Dern H. et al. The fire behind the smoke: A reply to Snook and colleagues. Criminal Justice and Behavior, 2009, no. 36(10), pp. 1085-1090.
15. Snook B. et al. The Criminal Profiling Illusion: What's Behind the Smoke and Mirrors? Criminal Justice and Behavior, 2008, no. 1, vol. 35, pp. 1257-1276.
Сведения об авторе:
Аптикиева Ляйля Рахматулловна, доцент кафедры общей психологии и психологии личности Оренбургского государственного университета, кандидат психологических наук, доцент
E-mail: aptikieva@inbox.ru 460018, Оренбург, пр-т Победы 13, ауд. 20715, тел. (3532) 37-25-75