Ардашев Роман Георгиевич - соискатель кафедры уголовно-правовых дисциплин, Иркутский государственный технический университет. 664074, г. Иркутск, ул. Игошина, 4; e-mail: ardashev.roman@ gmail.com.
Архипова Анастасия Николаевна - старший преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин, Иркутский государственный технический университет. 664074, г. Иркутск, ул. Игошина, 4; e-mail: [email protected].
Information about the authors
Smolkova Iraida Vyacheslavna - Doctor of Law, Professor, Honored Lawyer of the Russian Federation, The Head of Criminal Procedure and Procuracy Supervision Department, Baikal National University of Economics and Law, Lenin str. 11, Irkutsk, 664003; e-mail:[email protected].
Ardashev Roman Georgievich - PHD candidate Department of Postgraduate Studies of Irkutsk State Technical University. Igoshin str. 4, Irkutsk, 664074; e-mail: [email protected].
Arkhipova Anastasiya Nikolaevna - senior teacher of department of criminal law disciplines, Irkutsk State Technical University. Igoshin str. 4, Irkutsk, 664074; e-mail: [email protected].
УДК 343.13
Е.И. Фойгель, А.А. Козулева
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОФАЙЛИНГА В ОПЕРАТИВНОЙ, СЛЕДСТВЕННОЙ И ЭКСПЕРТНОЙ
___ н<
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье раскрывается понятие профайлинга как метода получения криминалистически значимой информации. Обосновывается це-
*
Подготовлена при финансовой поддержке проекта «Пределы ограничения прав личности в уголовном судопроизводстве в целях обеспечения национальной безопасности государства: уголовно-процессуальный и криминалистический анализ», реализуемого в рамках проектной части государственного задания Минобрнауки РФ в 2014-2016 гг. в сфере научной деятельности (номер задания 29.1247.24 /К).
лесообразность использования профайлинга в деятельности правоохранительных органов. Определены основные цели использования метода. Обозначены основные направления использования профайлинга в оперативной, следственной и экспертной практике, описаны проблемные вопросы организационного и процессуального характера.
Ключевые слова: профайлинг, психологический профиль преступника, поисковый портрет преступника, диагностика ложных показаний, тактические приемы следственных действий.
E.I. Foygel A.A. Kozuleva
USING PROFILING IN THE OPERATIONAL, INVESTIGATIVE AND EXPERT ACTIVITIES
The article deals with the concept of profiling as a method of producing forensically relevant information. The feasibility of the use of profiling in law enforcement. The main purpose of using the method. The basic directions of use of profiling in the operational, investigative and expert practice, described the problematic issues of organizational and procedural nature.
Keywords: profiling, psychological profile of the crimanal, a portrait of the criminal search, diagnostics false testimony, the tactics of the investigation.
Одной из основных задач осуществления поисково-познавательной деятельности субъекта расследования преступлений является собирание и анализ криминалистически значимой информации. Процессуальная форма данного вида деятельности реализуется посредством осуществления следственных и процессуальных действий, непроцессуальная чаще всего - в виде оперативно-розыскных мероприятий. Возможности современной криминалистической науки предоставляют в распоряжение сотрудников правоохранительный органов мощный арсенал современных средств и методов собирания, исследования и анализа криминалистически значимой информации.
К числу наиболее интересных методов получения ориентирующей информации относится метод профайлинга. Традиционно под профайлингом принято понимать совокупность психологических методов и методик оценки и прогнозирования поведения человека на
основе анализа наиболее информативных частных признаков, характеристик внешности, невербального и вербального поведения [9].
Проблемами составления психологического профиля, поискового портрета преступника посвящены труды таких известных ученых криминалистов, как В.А. Образцов [6], В.И. Шиканов [5], А.А. Про-тасевич [8].
В чистом виде метод профайлинга может быть реализован в уголовном судопроизводстве в виде использования специальных познаний, поскольку преимущественно осуществляется высококвалифицированными специалистами в области психологии, однако возможность обучения сотрудников следственных и оперативных подразделений элементам профайлинга способствует значительному повышению эффективности производства процессуальных, следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.
Использование метода профайлинга в оперативной и следственной деятельности ставит перед собой следующие задачи:
- осуществление психологической диагностики;
- осуществление мер правомерного психологического влияния;
- прогнозирование дальнейшего поведения;
- диагностика ложных показаний;
- побуждение к даче правдавых показаний.
В настоящее время в деятельности правоохранительных органов можно выделить следующие основные направления использования метода профайлинга.
1. Производство оперативно-розыскных мероприятий по поиску неизвестного преступника
Анализ места преступления с точки зрения профайлинга на сегодняшний день отличается от осмотра места происшествия оперативными сотрудниками. Оперативные сотрудники, не владея технологией профайлинга, пропускают много информации, которая может помочь найти преступника. Это связано с тем, что с точки зрения профайлинга внешнее пространство является отражением внутреннего мира человека, поэтому грамотный анализ следовой картины преступления открывает большой пласт информации о личности преступника и о том, кого и где нужно искать.
Безусловно, процесс составления профиля неизвестного преступника - это очень сложный процесс. И до сих пор уже много лет идут споры о его применимости, его эффективности и надежности, насколько достоверны полученные данные, насколько оперативные
сотрудники могут пользоваться и основываться на данных поискового профиля неизвестного преступника и принимать его во внимание при разработке оперативных мероприятий.
На основе проведенного анализа уголовных дел, где использовался составленный специалистами профиль преступника, мы можем выделить следующие причины недостаточной эффективности применения метода профилирования неизвестного преступника.
Одной из причин низкой эффективности применимости профиля является составление не поискового, а психологического профиля преступника. В психологическом портрете неизвестного преступника делается акцент на личности преступника, его индивидуальных особенностях, возможных проблемах психического плана. Данные могут быть очень полезны на этапе работы с известным преступником, когда он уже пойман, и с ним необходимо устанавливать контакт с целью получения информации о событии.
Поисковый портрет предполагает предоставление конкретных рекомендаций для оперативных сотрудников на этапе оперативно-розыскных мероприятий, которые основаны на анализе следовой картины преступления: личность какого психотипа, его внешность и особенности в одежде, особенности поведения и речи, как организовано его пространство, его увлечения, где и кем может работать или работал, где искать территориально, его истинные причины совершенного преступления и др. В поисковом портрете круг подозреваемых сужается по выделенным в результате анализа места преступления критериям.
Следующей причиной низкой надежности профилирования неизвестного преступника является недостаточная подготовленность специалистов-психологов, незнание методики составления профиля преступника. В Израиле, например, обучение по методике составления поведенческого профиля неизвестного преступника занимает примерно один год. В России на сегодняшний день подобного обучения нет.
Еще одной причиной, которая снижает результативность применения поискового портрета преступника, является определенная пассивность со стороны оперативных сотрудников, которые в силу своей загруженности, работают по отработанной схеме, не принимают во внимание рекомендации специалиста по поиску преступника. Безусловно, такое положение связано с недоверием результатам проведенного анализа либо неудачным его применением в прошлом.
Как мы видим, все три основные причины взаимосвязаны, и, соответственно, проблемы с этим связанные должны решаться одновременно - для получения эффективных результатов.
Грамотно составленный поисковый портрет неизвестного преступника включает в себя четкие рекомендации кого искать, позволяет сузить географию поиска и сократить время поиска. Применение поискового портрета неизвестного преступника крайне необходимо при расследовании сексуальных серийных преступлений, в том числе в отношении несовершеннолетних, но может применяться и по одиночным преступлениям.
2. Производство следственных действий.
В уголовном процессе ложь, сохраняя свое основное значение средства введения в заблуждение и управления поведением других лиц, нередко противопоставляется усилиям сотрудникам по раскрытию преступления и изобличению виновных. Для успешной реализации задач правосудия доброкачественность информации, на основании которой принимаются решения по уголовным делам, имеет исключительное значение. Поэтому психодиагностика лжи является необходимым условием установления истины по делу [2, с. 16].
Внимание следователя во время проведения допросов и других следственных действий концентрируется на наблюдении за человеческим поведением с целью определения психологического состояния личности и той роли, которую тело играет в передаче информации об искренности или неискренности говорящего.
Конечно, каждый сотрудник в процессе работы иногда сам того не замечая, неизбежно опирается на данные психологии. Но чаще всего это эмпирическая, житейская психология, эклектично существующая в его профессиональном багаже. По большей части подобные знания в целом позволяют ориентироваться в обыденных ситуациях, но оказываются недостаточными в сложных проблемных ситуациях.
Знания, которые сотрудники приобретают в процессе обучения профайлингу, позволяют оценить личность опрашиваемого лица, понять, как установить в кратчайшие сроки психологический контакт с человеком, как вывести на дачу правдивых показаний, как распознать ложь в показаниях и, наконец, получить признательные показания у причастного лица.
Следователи, поставленные в жесткие процессуальные рамки, часто сталкиваются с невозможностью выполнения задач в установленные сроки. Применение таких методик как индивидуальная про-
файлинговая беседа с применением опросника Натана Гордона, метода когнитивного интервью и групповой профайлинг показывают свою эффективность при расследовании многих преступлений. Данные инструменты уже сегодня активно применяется при проведении следственных действий, таких как очная ставка, обыск, проверка показаний на месте преступления, допрос, и на практике показали свою эффективность.
3. Производство доследственных проверок на этапе возбуждения уголовного дела.
При получении объяснений от граждан и должностных лиц в рамках рассмотрения сообщения о совершении преступлений, сотрудники применяют технологию профайлинга для оценки поведения опрашиваемых лиц и выявления признаков наличия скрываемой информации, что может существенно повлиять на принятие решения о возбуждении уголовного дела либо отказе в возбуждении уголовного дела.
4. Профайлинг при выполнении оперативно-служебных задач, связанных с обеспечением безопасности граждан и общественного порядка
В соответствии с п. 5 ст. 12 Федерального закона РФ от 07.02.2011 г. №3 ФЗ «О полиции» в обязанности полиции входит «обеспечение безопасности граждан и общественного порядка... на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, в морских и речных портах и других общественных местах» [7].
Технология профайлинга позволяет его использование для обеспечения безопасности практически на всех видах общественного транспорта и во всех общественных местах.
В рамках данного направления профайлинг применяется для выявления лиц с признаками криминальных намерений и для опроса пассажиров. Настораживающее поведение является оправданным поводом для проведения более тщательного досмотра и проверки документов [4, с. 78].
5. Осуществление экспертной деятельности.
На сегодняшний день с применением профайлинга возможно проведение следующих видов судебно-психологических экспертиз:
1. Психолингвистическая (нейролингвистическая) экспертиза -данный вид экспертиз позволяет определить истинность или ложность высказываний, показаний подозреваемого или свидетеля, определить фрагменты истинного или ложного высказывания. Это не простая психолингвистическая экспертиза, - ее особенность заключается
в том, что, анализируя ответы подэкспертного, степень причастности или непричастности к событию определяется не только быстро и точно, но еще версия эксперта легко демонстрируется судье или суду присяжных.
2. Психоэмоциональная экспертиза или экспертиза мимики и эмоций - в основе этой экспертизы лежит общепринятая мировая методика, созданная Полом Экманом FACS и ЕмFACS, которая по мимике позволяет определить соответствие тому, что говорит человек и что он думает на самом деле. Использование специализированного программного обеспечения позволяет считать этот вид экспертиз самым точным с точки зрения детекции лжи.
3. Психолого-почерковедческая экспертиза, а также различного рода экспертизы, устанавливающие подлинность подписи или документов, - это одно из новых, но, в то же время, быстроразвивающееся направление судебных экспертиз. На сегодняшний момент с высокой долей вероятности можно, как техническими, так и почерковедче-скими способами, определить степень значимости того или иного участка рукописного текста или определить, например, по рукописному тексту объяснения степень правдивости или ложности в описании выделенного фрагмента или целого документа.
4. Определение причастности лица по косвенным признакам -еще один вид судебной экспертизы, который позволяет собрать воедино большое число уликовых признаков, как если бы, к делу не относящихся, и сделать однозначный вывод о возможной причастности или непричастности лица к совершенному правонарушению. Методика великолепно зарекомендовала себя, как способ получения основной доказательной базы в момент ее проведения.
5. Проективная методика установления истинности - данная методика разработана на базе американских аналогов и позволяет достаточно точно определять причастность или непричастность человека к тому или иному правонарушению, обычно используется, как дополнительный аргумент при фиксации доказательной базы.
6. «Оценка валидности утверждения показаний» - международная психологическая и психолингвистическая методика, определяющая степень надежности или достоверности показаний свидетелей, потерпевших или обвиняемых. Данная методика великолепно зарекомендовала себя в международном уголовном праве и процессах; в адаптированном виде используется для судебных экспертиз. Суждение о причастности или непричастности выносится на основании
19 критериев, выделенных судебными психиатрами, и на основе математической обработки информации, что позволяет достаточно точно определять истинные показания от заранее подготовленных.
7. Непосредственно сама профайлинговая экспертиза: «Методика определения соответствия модели поведения подэкспертного профилю лица, совершившего расследуемое преступление». Данная экспертиза направлена на определение профиля преступника, совершившего данное преступление, она позволяет определить возможность причастности того или иного лица к совершению инкриминируемого ему деяния [4, с. 131].
6. Обучение профайлингу оперативных сотрудников
Современный подход к формированию кадрового состава оперативных работников, комплектование его специалистами подготовленными и владеющими современными технологиями в области человековедения, требует разработки новых форм и методов обучения. Перед нами ставится задача подготовки юриста - специалиста высшей квалификации, не только наделенного набором профессиональных знаний, но и имеющего психологическую подготовку, в частности в области профайлинга. Одна из проблем высшего юридического образования заключается в том, что оно пока еще не в должной мере обеспечивает надлежащий уровень обучения практическим навыкам в области криминалистической психологии, психологии личности, психологии общения, психологии и психодиагностики лжи.
Сотрудники правоохранительных структур, осознавая необходимость в таких знаниях, стремятся расширить свой тактический репертуар, используя разные источники информации.
Принимая во внимание существующую проблему, нами была разработана и апробирована экспериментальная программа обучения в рамках повышения квалификации оперативных сотрудников. Целью экспериментальной программы явилось обучение сотрудников правоохранительных структур практическим навыкам использования технологии профайлинга и методикам безинструментальной детекции лжи.
Главными темами программы явились: 1) психотипология личностей с точки зрения криминалистической психологии; 2) современные подходы к изучению личности преступника на основе знаний оперативной психодиагностики; 3) содержание и особенности установления психологического контакта и управления коммуникацией с фигурантами по уголовным делам во время проведения оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, психологические приемы воз-
действия на допрашиваемого; 4) феномен лжи и психологические особенности лица, дающего ложные показания, профайлинг и безынструментальная детекция лжи опрашиваемых лиц; 5) индивидуальная про-файлинговая беседа и групповой профайлинг в расследовании преступлений, тактика разоблачения лжи и получения признательных показаний; 4) определение лиц с признаками намерений совершить противоправные действия, в том числе террористические акты.
Важно отметить, что психологическая подготовка сотрудников правоохранительных органов должна вести и в направлении обучению сотрудников антитеррористических подразделений: знание психологии людей, способных к совершению терактов, и знания, позволяющие в многолюдном потоке выявить человека, готовящегося совершить данное преступление, по внешним признакам и особенностям его поведения [1, с. 3].
И как показало проведенное нами исследование, эффективное овладение технологией профайлинга и методиками безинструмен-тальной детекции лжи возможно только при прохождении специального обучающего курса, что было бы целесообразно проводить на юридических факультетах в рамках программ обучения и повышения квалификации.
7. Обучение профайлингу следователей. Обучение следователей технологии профайлинга имеет свою особенность. Основная задача следователя - закрепление в процессуальной форме доказательств, ведение расследования уголовных дел и организация работы всей следственно-оперативной группой. В связи с этим обучение выстраивается с именно учетом специфики деятельности следователя.
Таким образом, технология профайлинга является универсальным комплексным и современным инструментом, который целесообразно использовать в правоохранительных органах в следственной, оперативной, кадровой и управленческой деятельности.
Перечень аспектов применения профайлинга, представленный нами, безусловно, не является исчерпывающим и будет расширяться по мере того, как методики профайлинга будут внедряться в практическую деятельность сотрудников правоохранительных органов.
Список использованной литературы
1. Анисимова Н.Н. Особенности визуальной психодиагностики личности террориста. Обнаружение криминального искажения информации : учеб.-метод. пособие. Домодедово : ВПИК МВД России, 2007. 78 с.
2. Блинова И.В., Козулева А.А. Психодиагностика лжи в показаниях допрашиваемых лиц. Методическое пособие для следователей. Иркутск : Изд-во Иркут. Ин-та повышения квалификации прокурорских работников ГП РФ, 2004. 54 с.
3. Вачковская О.В. Психология коррупционного поведения госслужащих : монография. СПб. : ООО «Книжный Дом», 2013. - 264 с.
4. Волынский-Басманов Ю.М., Эриашвили Н.Д. Профайлинг : Технологии предотвращения противоправных действий : учеб. пособие. М. : ЮНИТИ-ДАНА : Закон и право, 2013. 199 с.
5. Монологи: Криминалисты о своей науке, призванной адекватно противостоять современной преступности / отв. ред. И.В. Смолькова и В. И. Шиканов. Иркутск ; Москва : Изд-во ИГЭА, 1999. 352 с.
6. Образцов В.А., Богомолова Н.Н. Криминалистическая психология. М. : Юнити-Дана, 2002. 448 с.
7. О полиции : федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ // Рос. газ. 2011. 8 февр.
8. Протасевич А.А. Поисковый портрет как интегративная система. Иркутск : Изд-во ИГЭА, 1998. 108 с.
9. Профайлинг [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 12.10.2015).
10. Спирица Е.С. Реальная психология лжи. М. : Междунар. Акад. Исследования Лжи, 2015. 256 с.
11. Центр судебных экспертиз IARL. Международная академия лжи. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://iarl.ru (дата обращения: 12.10.2015).
Информация об авторах
Фойгель Елена Игоревна - заведующая кафедрой уголовного процесса и криминалистики, Иркутский институт Всероссийского государственного университета юстиции, кандидат юридических наук, доцент, 664011, г. Иркутск, ул. Некрасова, 4; e-mail: foiguelelena@ gmail.com.
Козулева Анна Алексеевна - эксперт-профайлер, психолог, преподаватель Иркутского Представительства Международной Академии Исследования лжи, г. Иркутск, ул. Гоголя, 53/2; e-mail: [email protected].
Information about the author
Foygel Elena Igorevna - Holder of a chair of criminal process and criminalistics Irkutsk Institute (Affiliate) of the All-Russian State University of Justice, Ph D in Law, Associate Professor, 664011, Nekrasova, 4; e-mail:[email protected].
Kozuleva Anna Alekseevna - expert-profiler, a psychologist, a teacher of Irkutsk Branch of the International Academy of Research of lies, Irkutsk, Gogolya, 53/2; e-mail: [email protected].