Научная статья на тему 'Криминальный мотив как детерминанта мотивационного состояния несовершеннолетнего правонарушителя'

Криминальный мотив как детерминанта мотивационного состояния несовершеннолетнего правонарушителя Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
386
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Криминальный мотив как детерминанта мотивационного состояния несовершеннолетнего правонарушителя»

вместимость и общность интересов. Данная стратегия позволяет разрешать конфликт, сохранять партнерские отношения во время и после него. Для сотрудничества необходимы интеллектуальные и эмоциональные усилия сторон, а также время и ресурсы.

Как известно, подростковый возраст - это остропро-текающий переход от детства к взрослости, где переплетаются противоречивые тенденции социального развития. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и массой положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, более многообразными и содержательными становятся все отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется и существенно изменяется сфера его деятельности, развивается ответственное отношение к себе, к другим людям и т. д.

Дети обычно стремятся копировать поведение других людей и наиболее часто тех, с которыми они находятся в тесном контакте. Отчасти это сознательная попытка вести себя так же, как ведут себя другие, отчасти это неосознанная имитация, являющаяся одним из аспектов процесса идентификации с другими. Следует отметить, что сам выбор ребенком той или иной модели поведения в какой-то мере определяется вариантами поведения, которые он наблюдает среди окружающих его взрослых. На самом простом уровне это проявляется в том, как дети заражаются теми или иными привычками. Специфическая социальная активность подростка заключается в большой восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях. Таким образом, очень важно, как ведут себя значимые взрослые, в частности родители, как в повседневной жизни, так и в травмирующей ситуации.

В целом поведение подростка определяется промежуточностью (маргинальностью) его положения. Это проявляется в психике, для которой типичны внутренняя застенчивость, неопределенность уровня притязаний, внутренние противоречия, агрессивность, склонность к крайним точкам зрения и позициям.

Подростки в своей жизни используют различные стратегии поведения. Наиболее выбираемыми способами поведения у девочек являются "Поиск социальной поддержки" и "Бегство-избегание". Так, в большинстве случаев девочки предпочитают избегать проблем, особенно если рядом нет людей, способных оказать дружескую поддержку. Для них очень важно чувство защищенности.

Для мальчиков же характерно "Планирование решения проблемы" и "Самоконтроль". Они способны обуздать свои чувства и подключить разум. Чаще всего мальчики пытаются построить план действий, просчитать дальнейшие шаги. Они не будут попусту болтать, а подойдут к решению проблемы со всей ответственностью. Мальчики - более рациональные, а девочки - эмоциональные.

И для мальчиков, и для девочек характерно использование такой стратегии, как "Принятие ответственности". Они признают свою роль в возникновении тех или иных сложностей и не перекладывают ответственность на других. Также немаловажное значение имеет "Конфронтаци-онный копинг" в жизни подростков. В связи с противоречивой натурой они всячески пытаются противопоставить себя обществу и стоять на своем несмотря ни на что.

Если говорить о наименее распространенных копинг-

стратегиях, то у девушек - это "Самоконтроль" и "Планирование решения проблемы". Им сложно взять себя в руки и отбросить эмоции и чувства, вовлекаемые в ситуацию. Порой они сначала действуют, а потом думают.

У мальчиков наименее используемыми стратегиями являются "Дистанцирование" и "Положительная переоценка". Так, они не стремятся отстраниться от травмирующей ситуации, приукрасить ее, найти некие положительные моменты, а пытаются трезво оценить происходящее.

Кроме того, следует отметить, что поведение подростка не всегда соответствует его истинным чувствам и переживаниям. Очень часто ребенок стремится скрыть свои мысли, эмоции. Это может быть связано с тем, что подростки очень утонченные натуры, их легко обидеть, задеть, и порой им проще подстроиться под ситуацию, чем поставить себя под удар.

Однако, говоря о выборе подростками той или иной стратегии, следует отметить, что наблюдаются лишь тенденции к их использованию, поскольку они еще крайне противоречивы и импульсивны.

Если же говорить о стилях поведения в конфликте, то подростками чаще всего используются две стратегии: уклонение и конфронтация. Те подростки, которые не склонны к конфликтам, чаще всего используют уклонение, стараясь либо вообще не замечать существующую проблему, либо сознательно уходя от нее. Те же, в которых силен дух противоречия, в большей степени склонны к конфронтации, даже в тех случаях, когда понимают свою неправоту

Таким образом, можно говорить об имеющихся тендерных различиях в особенностях копинг-стратегий мальчиков и девочек в подростковом возрасте. И выбор той или иной стратегии поведения обусловлен окружающей средой и личностными особенностями самого ребенка, также как и выбор стратегий откладывает отпечаток на все поведение подростка.

Список литературы

1.Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2007. - 464 с.

2.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: Т. 1-4.-М.:А/О Изд. группа "Прогресс", "Универс", 1994.

3.Никольская И. М, Грановская Р. М. Психологическая защита у детей. - СПб.: Речь, 2000. - 507 с.

4.Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок. 57000 слов /Под ред. д-ра филол. наук проф. Н.Ю. Шведовой.- 13-е изд-е, испр. - М.: Рус. яз., 1981.- 816с.

5.Психология современного подростка/Под ред. Д. И. Фельдштейна. -М.: Педагогика, 1987. - 240с.

6.Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В., Замышляева М.С. Адаптация методик, изучение совладающего поведения Way of Coping Questionnaire (Опросник способов совладания Р. Лазаруса и С. Фолкмана) // Психологическая диагностика. - 2005 - № 3 - С. 57 - 76.

7. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. - Ростов н/Д: Феникс,

2000. - 544с.

КРИМИНАЛЬНЫЙ МОТИВ КАК ДЕТЕРМИНАНТА МОТИВАЦИОННОГО СОСТОЯНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПРАВОНАРУШИТЕЛЯ

Ю.А. Малюшина

Одной из актуальных проблем в нашем обществе является борьба с противоправным поведением несовершеннолетних. Выявление и изучение криминального мотива как мотивационного состояния позволяет глубже

понять причины противоправного поведения и особенности личности правонарушителя, определить наиболее эффективные пути его исправления и перевоспитания, наметить и осуществить меры предупреждения преступлений.

Исследуя мотив и цель преступления, мы тем самым приходим в конечном итоге к раскрытию тех психологических и характерологических черт субъекта преступления, которые составляют содержание его антиобщественной установки.

Криминологические и психологические исследования свидетельствуют о том, что важнейшим фактором, мотивирующим преступление, являются свойства личности. Поиск и интерпретация специфики мотивации преступного поведения являются одной из актуальных задач научных исследований. Криминологическая специфика определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, криминология всегда исследует личность в связи с совершением преступления, т.е. поведением или действием, выходящим за рамки привычного, повседневного, носящего, как правило, характер эксцесса. Во-вторых, лицо, совершающее преступление, независимо от того, понесет ли оно уголовное наказание, в большей или меньшей степени отчуждает себя от многих связей, общностей, социальных институтов, противопоставляет господствующим ценностям.

Анализ мотивов преступного поведения дает возможность глубоко проанализировать его подлинные причины. Системное изучение криминальной мотивации несовершеннолетних помогает выявить основные закономерности формирования преступного поведения и специфические особенности, которые отличают его от социально правомерной деятельности.

Как психическое состояние мотив рассматривается в работах В.С. Мерлина [5], С.Л. Рубинштейна [8].

В теории деятельности осознанная потребность побуждает человека к активности. В осознанной потребности содержится активное отношение (стремление) к какому-то действию, направляющее человека на преобразование условий с целью удовлетворения нужды.

Криминальный мотив всегда соотнесен с представлением о цели, на достижение которой направлено поведение, со способами достижения данной цели и с представлением о результате деятельности. Криминальный мотив предполагает цель, а цель предполагает мотив. С.Л. Рубинштейн говорит о том, что предметы становятся объектами желаний и возможными целями действий субъекта, когда он включает их в практическое осознание своего отношения к потребности [8].

Таким образом, в деятельностном подходе мотив криминального поведения несовершеннолетних правонарушителей является целостным способом организации активности несовершеннолетнего, интегральным побудителем и регулятором деятельности правонарушителя.

Возникновение противоправной деятельности обусловливается совокупностью многих факторов, имеющих свои функции в целостном процессе криминальной мотивации.

Многозначность понимания криминального мотива отражается в многообразии его функций:

1.Побудительная - возникновение потребностного состояния, которое вызывает мобилизацию энергии; 2.На-правляющая - направленность энергии на определенный объект и определение активности; З.Селективная -согласование и взвешивание побудителей, условий и средств, необходимых для удовлетворения потребности; 4.Когнитивная - включение познавательных процессов в оценочный механизм и выработка стратегий удовлетво-

рения потребности; 5.Целемоделирующая - определение стратегии удовлетворения потребностей посредством построения иерархии целей; б.Стимулирующая -продолжение побудительности при осуществлений своих преступных замыслов; 7. Смыслообразующая - придание мотивам личностного смысла; 8.Отражательная - отражение в сознании человека потребностей и целей, средств их достижения, своих возможностей и последствий.

Можно сделать вывод, что формирование системы побуждений личности правонарушителя и их актуализация в конкретной жизненной ситуации главным образом выполняют отражательную функцию; возникновение мотива и формирование цели преступного поведения - побудительную; выбор путей достижения цели, прогноз возможных последствий и принятие решения о совершении преступления - регулятивную; контроль и коррекция преступных действий; анализ наступивших последствий, раскаяние или выработка защитного мотива - контролирующую. В реальном преступном поведении его элементы и функции мотивации взаимно переплетаются, образуя целостную содержательно-функциональную систему.

Отражательная функция мотивации преступного поведения имеет исключительное значение. Именно она позволяет считать мотивацию специфической формой субъективного отражения объективных криминогенных явлений и процессов, изучать социально-психологический механизм отражения в мотивации причин и условий преступления, причинно связывать криминогенные явления и процессы с преступным поведением и анализировать истоки мотивации. Через эту функцию реализуется детерминация преступного поведения социальной средой.

Противоправная мотивация может иметь различные истоки, формы и степень выраженности. В.В. Лунеев предлагает рассматривать следующие ведущие мотивации противоправных действий: корыстно-алчную, насильственно-эгоистическую, анархистско-индивидуалистичес-кую, легкомысленно безответственную, трусливо - малодушную [4].

А.И.Долгова на примере подростков и степени сфор-мированности криминального мотива выделяет насильственный и корыстный типы деформации личности. При насильственном типе имеет место стремление к самоутверждению желания представить себя сильной, справедливой, отзывчивой натурой, всегда готовой прийти на помощь. Однако представления о справедливости у таких лиц искажены, их мораль, по сути дела, является моралью преступника.

Для них типичны групповой эгоизм, тесная привязанность к неформальной группе, жестокость, культ силы, убежденность в правильности своего поведения. Для корыстного типа более характерен не групповой, а индивидуальный эгоизм. У его представителей более дефектны ценностные ориентации, они полностью осознают противоправный характер своих действий. Таких подростков отличают скрытность, аморальность, наличие корыстных установок, более глубокая социальная запущенность. На практике по большей части приходится иметь дело с комбинациями указанных типов.

Проблема антиобщественного поведения существует не только как абстрактное социальное явление. Повседневная жизнь ставит перед каждым из нас непростые задачи: не поддаться влиянию криминогенной обстановки, избежать страха, защитить себя и свою семью, воспитать законопослушание в детях, помочь людям, вставшим на путь нарушения закона, вернуться в общество. Поставленные задачи требуют огромных усилий со

стороны государства и его граждан. Одновременно с этим решение проблемы преступности тесно связано с серьезным научным осмыслением противоправного поведения как отклоняющегося поведения личности в монографии Н.Ф. Кузнецовой "Преступление и преступность", понятие мотивации было использовано при характеристике не только индивидуального поведения, но и преступности в целом как массового социального явления.

Как отмечал французский психолог Ж. Нюттен, одни специалисты считают понятие мотивации "лишним, обреченным на исчезновение... тогда как для других мотивация - это главная тема психологии и даже ключ к пониманию поведения. В основе этого разногласия лежит различие точек зрения на мотивацию, в результате чего само понятие становится неопределенным" [6].

Несмотря на имеющиеся разногласия, можно считать вполне приемлемыми следующие определения мотива человеческого поведения. "Мотив - это то, что обусловливает стремление человека к данной, а не к какой -нибудь иной цели." (Костюк Г.С.), "Более или менее адекватно осознанное побуждение выступает как мотив" (Рубинштейн С.Л.) [3].

Соответственно, мотив преступного поведения определяется как осознанное побуждение (стремление) к совершению конкретного целенаправленного поступка (волевого акта), представляющего общественную опасность и предусмотренного уголовным законом в качестве преступления, как то внутреннее побуждение, которое вызывает у лица решимость совершить преступление и руководит им при его осуществлении, или побуждение, которым руководствовалось лицо, совершая преступление, и т.д.

В формулировке К.Е. Игошева "Мотив преступного поведения можно определить как сформировавшееся под влиянием социальной среды и жизненного опыта личности побуждение, которое является внутренней непосредственной причиной преступной деятельности и выражает личное отношение к тому, на что направлена преступная деятельность"

Следует отметить, что и психологи, и юристы отмечают большое разнообразие мотивов поведения, в том числе и криминального, и что "мотив преступления по своему содержанию совпадает с элементами иных психологических явлений, но не сводится ни к одному из них" По данным криминологических исследований, "среди мотивов изученных преступлений первое место занимают интересы личности (материальные, служебные, личные, родственные, жилищные и т.д.), за ними идут чувства (месть, ревность, зависть, ненависть и др.), потребности, взгляды, идеалы, привычки личности.

Мотив криминального поведения имеет важное значение в юридической психологии. Отражая особенности личности преступника, он дает представление о содержании, глубине, степени устойчивости ее антиобщественных взглядов. В ряде случаев он позволяет судить об условиях формирования личности, а также о ситуации, в которой возникло преступное намерение. Знание мотивов преступного поведения облегчает прогнозирование будущего поведения преступника. Существенную роль играет изучение структуры и распространенности мотивов различных правонарушений в территориальном, социальном и временном разрезах, все это необходимо для эффективной организации борьбы с преступностью.

Мотивацию необходимо отличать от механизма преступного поведения как по объему, так и по содержанию понятий. Мотивация не охватывает всего механизма, потому что последний включает и такие элементы, как ситуация, т.е ее оценка субъектом, предвидение (прогнози-

рование) им последствий своих действий, принятие решений и их осуществление, самоконтроль и т.д.

Мотивация преступного поведения - это внутренний процесс для того лица, чье поведение мы исследуем. Но ведь и само это лицо, и его мозг, и все психические процессы этого мозга, включая мотивацию, являются внешними для исследователя, они существуют объективно, независимо от воли этого исследователя и могут быть им познаны в соответствии с возможностями современной науки.

Мотивация преступного поведения связана с объективными условиями социальной среды, она отражает прошлое, настоящее и будущее тех социальных ситуаций, в которых действует тот или иной индивид, органические связи его с условиями формирования его личности и объективными общественными отношениями, с господствующими в обществе и социальной группе взглядами, ценностными ориентациями, а также с социальными установками, оценками поведения, стимулами и санкциями социального контроля [1].

На наш взгляд, мотивация является динамичным процессом, она тесно связана со всеми элементами преступного поведения: актуализация потребности, возникновение и формирование мотива, целеобразование, выбор путей достижения цели, прогнозирование возможных результатов, принятие решения, контролем и коррекция действий, анализ наступивших последствий, раскаяние или выработка защитного мотива.

Можно выделить криминальные и криминогенно значимые мотивы, которые выступают условиями, способствующими принятию криминальных целей (способов) действий преступного поведения.

I. Криминальные мотивы - мотивы, порожденные криминальной потребностью, которая проявляется в форме влечения к совершению определенного вида общественно опасного деяния. Криминальная потребность представляет привычку систематического совершения определенных видов преступных действий либо может возникнуть в результате действий иного психологического механизма.

Такого рода мотивы проявляются как влечения к совершению: краж, сексуально-насильственных действий, истязаний определенных категорий людей; убийств, актов вандализма, учинения пожаров и т.д. Импульсивно возникающее непреодолимое влечение к совершению определенного общественно опасного деяния относят к психической болезни - патологии влечений (серийные убийцы).

II. Криминогенно значимые мотивы порождаются социально-дезадаптивными потребностями, удовлетворение которых правомерным способом является весьма затруднительным либо вообще не может быть осуществлено [2].

В практике следственных подразделений органов внутренних дел Курганской области имели место два уголовных дела о кражах из дачных домов. И в первом, и во втором случаях неоднократные кражи из одних и тех же дачных домов совершали группы лиц (из 4-х человек), которые, воспользовавшись отсутствием хозяев этих дач, на протяжении нескольких дней дважды проникали внутрь указанных строений и похищали находившееся там чужое имущество (телевизоры, ковры, посуду, одежду, инструменты и т.п.). Преступные группы состояли в первом случае из несовершеннолетних 15-17 лет, жителей близлежащих деревень, а во втором - из взрослых лиц без определенного места жительства. Вместе с тем действиям задержанных впоследствии участников этих групп, на наш взгляд, правильно были даны различные юридические оценки.

Несовершеннолетним участникам первой группы было предъявлено обвинение в совершении двух краж с незаконным проникновением в жилище по ч. 3 ст. 158 УК РФ. Основанием такой квалификации их поведения послужило то обстоятельство, что у несовершеннолетних отсутствовал единый умысел на достижение одной преступной цели. Намерение совершить кражи из одного и того же дома каждый раз у них возникало самостоятельно после распития спиртных напитков и нехватки денежных средств для их приобретения. У взрослых был выявлен абсолютно другой умысел на совершение преступления.

Для диагностики причин девиантного поведения и определения мотива подростков нами было проведено исследование с использованием "Методики диагностики склонности к отклоняющемуся поведению", разработанной Вологодским центром гуманитарных исследований и консультирования "Развитие".

Нами были выявлены сферы возникновения критических ситуаций у подростков с отклоняющимся поведе-

нием:

Ссоры, конфликты с друзьями 74%

Конфликты, ссоры, разногласия с сокурсниками 60%

Ссоры между родителями, родственниками 69%

Неприятности с преподавателями 58%

Разногласия между родителями и учителями 34%

Переживание (сожаление) из-за того, что сделал 39%

Неуспеваемость 73%

Конфликты с братом, сестрой 58%

Конфликты с милицией 60%

Неприятные внутренние переживания 41%

О своей же готовности совершить насилие по отношению к другому или себе подростки ответили следующим образом: готовы отомстить за нанесенную обиду -51,3%, склонны сами совершить насилие - 37,6%, могли бы попытаться убить себя - 4,8%, способны уйти из дома - 6,3%.

Компенсация неудовлетворенности для трудных подростков - это чаще всего сфера досуга. Не добившись успеха в учебе, в результате чего не получив возможности заниматься престижным трудом, несовершеннолетний пытается найти удовлетворение в общении со сверстниками, причем не всегда приемлемыми для общества способами, а часто и совершая преступления. Непосредственной причиной отличия является особое, обусловленное возрастом и системой общественных институтов социальное положение подростков - так, мотивация здесь отмечена определенными признаками инфантилизма. Многие преступления совершаются на почве озорства, интереса, ложно понятой романтики, страсти к путешествиям. Нередко романтичность "деятельности" таких подростковых групп становится заманчивой средой для учащихся школ, что является причиной роста количества желающих бросить школу и начать "самостоятельную" взрослую жизнь.

Таким образом, в криминологической литературе отмечается импульсивность большинства преступлений несовершеннолетних, отсутствие преднамеренности. Этим и отличаются мотивы преступлений подростков от преступлений взрослых в большинстве случаев.

Помочь несовершеннолетнему найти свое место в жизни, предотвратить совершение преступления - главная задача, стоящая перед нашим обществом.

Проблема криминального поведения существует не только как абстрактное социальное явление. Повседневная жизнь ставит перед каждым из нас непростые задачи: не поддаться влиянию криминогенной обстановки, избежать страха, защитить себя и свою семью, воспитать законопослушание в детях, Поставленные задачи

требуют огромных усилий со стороны государства и его граждан. Основной целью работы с несовершеннолетними правонарушителями является стремление показать многогранность мотивации как явления, входящего в комплекс факторов, детерминирующих преступное поведение, изучить мотивы, побуждающие к совершению правонарушения, и в связи с этим выявить практические возможности для использования знаний об этом явлении в борьбе с преступностью.

Список литературы

1.Крылова Е.А. Организация работы по делам несовершеннолетних. -М.: Вариант, 2006. - 232 с.

2.Кудрявцев В.Н. Криминальная мотивация. - М.: Наука, 1982. - 352 с.

3.Кучинская Е.В. Психологический анализ корыстной деформации личности несовершеннолетних правонарушителей. - М.: Юристъ, 1998.- 230 с.

4.Лунев В.В. Преступное поведение: мотивация, прогнозирование, профилактика. - М.: Просвещение, 1992. - 312 с.

5.Мерлин В.С. Лекции по психологии мотивов человека. - Пермь, 1987. -158 с.

6.Пивоваров П.Г., Соловьев В.Н. Психологическая характеристика преступлений несовершеннолетних, их профилактика. -Домодедово: ВИПК МВД России, 2002 - 264 с.

7.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Просвещение, 1986. - 228 с.

8.Экспериментальная психология /Под ред. П. Фресс, Ф. Пиаже. - М.: Просвещение, 1984. - 375 с.

ПРИВЯЗАННОСТЬ КАК БАЗОВЫЙ ЭЛЕМЕНТ ЛЮБВИ РЕБЕНКА К РОДИТЕЛЮ

О.В. Маркушонок

Важность взаимоотношений ребенка с близким взрослым для формирования его личности отмечали многие авторы (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, М.И. Лисина и др.).

Любовь - исключительно сложный объект для психологического анализа. Это одно из самых употребительных слов. Важно отметить, что любовь - это, в первую очередь, лингвистический конструкт, созданный самим человеком для обозначения определенных субъективных переживаний.

Таким образом, мы рассматриваем любовь ребенка к родителю как сложный эмоционально-поведенческий комплекс, транслируемый через отношение к родителю, данный ребенку в переживании привязанности и авторитетного доверия к значимому взрослому. Данное чувство, на наш взгляд, основано на аффилиативной потребности, детерминировано уровнем психического развития ребенка и подвержено динамическим изменениям в процессе детско-родительского взаимодействия.

Согласно разработанной нами трехфакторной модели любви ребенка к родителю, отношение ребенка к родителям обусловливают три основных фактора: психофизиологический, личностный и социально-культурный. Под влиянием причинных факторов соответствующие подструктуры личности участвуют в формировании элементов любви ребенка к родителю. Такими элементами, на наш взгляд, выступают: привязанность, аттракция и доверие ребенка по отношению к родителю.

В современной научной психологии привязанность является ключевым понятием, описывающим отношение ребенка к близкому взрослому. Феномен привязанности представляет собой глубокую эмоциональную связь, возникающую между ребенком и взрослым в результате общения и тесного взаимодействия. Став предметом целе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.