Научная статья на тему 'Психологическое обеспечение работы с сотрудниками и курсантами, нуждающимися в повышенном психолого-педагогическом внимании'

Психологическое обеспечение работы с сотрудниками и курсантами, нуждающимися в повышенном психолого-педагогическом внимании Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3560
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / АДАПТАЦИЯ / ГРУППА ПОВЫШЕННОГО ВНИМАНИЯ / PSYCHOLOGICAL PROVISION / ADAPTATION / INCREASED FOCUS GROUP

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Солдатова Ирина Федоровна

Рассматриваются вопросы внимания к курсантам образовательных организаций МВД России (сотрудникам ОВД), испытывающим трудности при выполнении возложенных на них обязанностей. Предлагаются пути повышения эффективности психологической работы с данной категорией личного состава.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological Provision of the Work with Officers and Cadets Requiring the Increased Psychological and Pedagogical Attention

The article is devoted to the attention paid to Russian MIA learning institutions’ cadets (Interior officers) experiencing difficulties in the line of their duties. The researcher suggests the ways of increasing effectiveness of psychological work with this group of the personnel.

Текст научной работы на тему «Психологическое обеспечение работы с сотрудниками и курсантами, нуждающимися в повышенном психолого-педагогическом внимании»

УДК159.923.2

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТЫ С СОТРУДНИКАМИ И КУРСАНТАМИ, НУЖДАЮЩИМИСЯ В ПОВЫШЕННОМ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВНИМАНИИ

И. Ф. Солдатова

Рассматриваются вопросы внимания к курсантам образовательных организаций МВД России (сотрудникам ОВД), испытывающим трудности при выполнении возложенных на них обязанностей. Предлагаются пути повышения эффективности психологической работы с данной категорией личного состава.

Ключевые слова: психологическое обеспечение, адаптация, группа повышенного внимания.

Совершенствование деятельности органов внутренних дел МВД России, происходящее в рамках текущего реформирования ведомства, обусловливает высокие требования к уровню профессиональной подготовки и личностным качествам сотрудников органов внутренних дел. В то же время демографическая ситуация на рынке труда, уровень состояния здоровья россиян предопределяют неизбежность принятия на учебу лиц, не в полной мере соответствующих требованиям учебно-служебной деятельности курсантов образовательных учреждений МВД России и дальнейшей службы. Поэтому в вузах МВД России оказываются курсанты, испытывающие, в силу субъективных личностных особенностей, проблемы и трудности при выполнении возложенных на них обязанностей. Число таких курсантов в различных вузах МВД России составляет 20-30 % от общего числа курсантов и слушателей. Вместе с тем обучение в ведомственном вузе фактически представляет собой первый этап формирования профессиональной психологической пригодности молодых людей к службе в ОВД. И чем скорее и более оптимально пройдет их адаптация к условиям обучения, тем успешнее они смогут готовиться к предстоящей деятельности.

Кроме того, сотрудники, даже полностью соответствующие требованиям предполагаемой деятельности на момент поступления на службу, в ходе службы и личной жизни подвергаются воздействию различных стресс-факторов, деформации, что приводит к нарушениям дисциплины и законности, нервно-психическим заболеваниям. Все это обусловливает актуальность своевременного и систематического психологического обеспечения деятельности сотрудников этой категории.

Повышенное психолого-педагогическое внимание в целом представляет собой комплекс организационных, индивидуально-психологических и индивидуально-воспитательных мероприятий, проводимых должностными лицами и направленных на профилактику чрезвычайных происшествий среди личного состава и оптимизацию деятельности сотрудников (курсантов, слушателей), испытывающих затруднения в исполнении своих обязанностей в силу личностных особенностей или кризисной ситуации

Говоря о психологическом обеспечении работы с курсантами, требующими повышенного внимания, следует заметить, что их возрастные особенности обеспечивают их большую восприимчивость к действию окружающей среды, в том числе и психокоррек-ционному воздействию. Они нуждаются в нем, принимают более активное и интенсивное вмешательство в свою деятельность, чем «взрослые» сотрудники ОВД. Поэтому психологическое обеспечение их адаптации, с одной стороны, должно быть ориентировано на компенсацию их индивидуально-психологических особенностей, затрудняющих учебно-служебную деятельность, а с другой — на создание в вузе условий, позволяющих на практике реализовать оптимальный индивидуально-воспитательный подход к проблемным курсантам. С этой целью, наряду с психокоррекцией курсантов непосредственно из группы повышенного внимания (ГПВ), сотрудники отделения обеспечивают психологическую работу других субъектов учебно-воспитательного процесса с этой категорией курсантов: активно консультируют руководителей курсов, преподавателей, кураторов об особенностях индивидуального подхода к проблемным курсантам, а иногда проводят беседы с их родителями.

Обеспечение психолого-педагогического воздействия на эффективность учебно-служебной деятельности курсантов из ГПВ часто диктует необходимость вмешательства в процессы их адаптации на организационно-психологическом уровне управления вузом в целом. Дезадаптация к служебной деятельности у курсантов возникает, существует и изменяется не в вакууме, а в организационном, материальном и духовном пространстве конкретного вуза МВД России, его формирующей специалистов среде, внешней по отношению к рассматриваемой проблеме. Системообразующая роль психолога в рамках всего учебного заведения в процессе разумного приспособления условий обучения в данном вузе к особенностям обучающихся становится возможной лишь на уровне руководства вуза. Именно через руководство, путем систематического анализа проблемы, повышения эффективности проводимых мероприятий, учебной, профессионально-служебной деятельности курсантов, слушателей и выпускников, подготовки рекомендаций и консультирования осуществляется влияние психолога на формирующую среду.

Такой комплексный подход способствует своевременной адаптации данной категории обучающихся к вузу и оптимизирует их личностно-профессиональное становление в роли курсанта и будущего сотрудника ОВД.

Опыт работы нашего отделения с курсантами из ГВП позволил сформулировать определенные правила, способствующие повышению ее эффективности:

— максимальная активность психолога для своевременного выявления проблемных курсантов, с использованием для этого всех возможных источников информации;

— оперативное реагирование психолога при выявлении потенциально неблагополучного курсанта;

— эффективное психолого-педагогическое воздействие на межличностном уровне и комплексно, со стороны нескольких субъектов воспитания.

Опыт показал, что целесообразно выделять следующие категории курсантов (слушателей), которым необходимо повышенное психолого-педагогическое внимание:

— пережившие ситуацию критического инцидента;

— поведение и эмоциональное состояние которых стало отличаться от характерного для них ранее;

— занятые активным «поиском» денежных средств (возможна игровая зависимость);

— испытывающие трудности адаптации в курсантском коллективе или к условиям обучения в институте;

— систематически нарушающие дисциплину;

— имеющие признаки отклоняющегося поведения;

— имеющие большую академическую задолженность.

Вопрос установления ГПВ среди постоянного состава отработан в значительно меньшей степени, хотя очевидно, что он не столь актуален в образовательных организациях, как в практических подразделениях ОВД. Возможность подбора сотрудников в вузе на конкурсной основе позволяет принимать только рекомендованных сотрудников и работников. С целью контроля адаптации новых сотрудников психологи держат их в поле зрения, обращая внимание на их эмоциональное состояние при личной встрече, получая информацию у руководителей, через три месяца после принятия на службу или работу их приглашают для разговора.

Можно выделить следующие категории сотрудников, составляющих также ГПВ: переживших ситуацию критического инцидента; поведение и эмоциональное состояние которых стало отличаться от характерного для них ранее; систематически нарушающих дисциплину; с признаками отклоняющегося поведения.

В последнее время в нормативных актах МВД России, касающихся работы с личным составом, все больше внимания уделяется роли и ответственности непосредственного руководителя за морально-психологическое состояние подчиненных и профилактику чрезвычайных происшествий в подразделениях. Приказ МВД России от 2 сентября 2013 г. № 660 «Об утверждении Положения об основах организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации» определил критерии включения сотрудников (курсантов) в группу повышенного внимания, но до сих пор нет нормативно закрепленного порядка обмена информацией о данных лицах между заинтересованными сотрудниками.

Кроме этого, такие данные относятся к разделу персональных и требуют определенной деликатности и психологической компетенции от работающих с ними. Излишняя однозначность и формализм в отношении человека, находящегося в кризисной ситуации и нуждающегося в помощи, могут значительно затруднить эффективность ее оказания. С целью обеспечить системность, преемственность и своевременность работы с личным составом, нуждающимся в повышенном психолого-педагогическом внимании, в институте разработан ряд

локальных нормативных актов, в частности, инструкция о порядке организации работы с этой категорией сотрудников.

Руководители подразделений, получившие методические рекомендации по выявлению проблемных сотрудников, ежеквартально информируют психологов института о наличии или отсутствии сотрудников (курсантов), которые, на их взгляд, нуждаются в повышенном внимании. На основании их рапортов психологи активно, но с соблюдением требований профессиональной этики работают индивидуально с каждым сотрудником, оказывают ему психокоррекционную помощь, а руководителю — консультационную, в части индивидуально-воспитательного подхода к сотруднику. В разработанной инструкции определены также другие должностные лица, которым предоставляется информация о сотрудниках (курсантах), нуждающихся в повышенном внимании, определен порядок работы этих лиц с сотрудниками в зависимости от категории имеющихся у них проблем. Опыт показывает, что такое организационное и содержательное дополнение к традиционной работе психологов с лицами, нуждающимися в дополнительном внимании, повышает своевременность и эффективность этой деятельности. Совместные усилия всех субъектов подготовки специалистов для ОВД в институте в работе с курсантами из ГПВ позволили за последние 5 лет добиться устойчивой тенденции снижения количества наказаний и отчислений курсантов и слушателей, ведь большую часть из них всегда составляют именно «проблемные» курсанты.

Кроме того, в институте для руководителей подразделений разработаны инструкция о порядке посещения сотрудника по месту жительства и методические рекомендации, освещающие социально-психологические и морально-этические аспекты, на которые следует обращать внимание при посещении сотрудника (курсанта) по месту жительства. Рапорт о посещении должен заканчиваться мнением руководителя о наличии (отсутствии) проблем у сотрудника, мероприятиях помощи в их решении, необходимости (да или нет) включения сотрудника в ГПВ.

Р. Г. Нургалиев еще в 2005 г. в своем Обращении к сотрудникам ОВД и ВВ МВД указал на актуальные и для современного состояния ОВД аспекты: «...есть жесткие требования приказов, уставов, боевых распоряжений, но есть область более тонких человеческих отношений, которые невозможно предусмотреть в рамках циркуля-ров»2. Организация работы в сфере этих «более тонких человеческих отношений» на этапе формирования личности будущего сотрудника полиции всеми субъектами учебно-воспитательного процесса — одна из основных практических задач психолога ведомственного образовательного учреждения.

1 Солдатова И. Ф. Организация психологического сопровождения сотрудников органов внутренних дел, нуждающихся в повышенном психолого-педагогическом внимании: методическое пособие М., 2010. 104 с.

2 Обращение министра внутренних дел Российской Федерации к сотрудникам органов внутренних дел и военнослужащим внутренних войск МВД России №1/5758 от 23.08.2005 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.