УДК159.923.2
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТЫ С СОТРУДНИКАМИ И КУРСАНТАМИ, НУЖДАЮЩИМИСЯ В ПОВЫШЕННОМ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВНИМАНИИ
И. Ф. Солдатова
Рассматриваются вопросы внимания к курсантам образовательных организаций МВД России (сотрудникам ОВД), испытывающим трудности при выполнении возложенных на них обязанностей. Предлагаются пути повышения эффективности психологической работы с данной категорией личного состава.
Ключевые слова: психологическое обеспечение, адаптация, группа повышенного внимания.
Совершенствование деятельности органов внутренних дел МВД России, происходящее в рамках текущего реформирования ведомства, обусловливает высокие требования к уровню профессиональной подготовки и личностным качествам сотрудников органов внутренних дел. В то же время демографическая ситуация на рынке труда, уровень состояния здоровья россиян предопределяют неизбежность принятия на учебу лиц, не в полной мере соответствующих требованиям учебно-служебной деятельности курсантов образовательных учреждений МВД России и дальнейшей службы. Поэтому в вузах МВД России оказываются курсанты, испытывающие, в силу субъективных личностных особенностей, проблемы и трудности при выполнении возложенных на них обязанностей. Число таких курсантов в различных вузах МВД России составляет 20-30 % от общего числа курсантов и слушателей. Вместе с тем обучение в ведомственном вузе фактически представляет собой первый этап формирования профессиональной психологической пригодности молодых людей к службе в ОВД. И чем скорее и более оптимально пройдет их адаптация к условиям обучения, тем успешнее они смогут готовиться к предстоящей деятельности.
Кроме того, сотрудники, даже полностью соответствующие требованиям предполагаемой деятельности на момент поступления на службу, в ходе службы и личной жизни подвергаются воздействию различных стресс-факторов, деформации, что приводит к нарушениям дисциплины и законности, нервно-психическим заболеваниям. Все это обусловливает актуальность своевременного и систематического психологического обеспечения деятельности сотрудников этой категории.
Повышенное психолого-педагогическое внимание в целом представляет собой комплекс организационных, индивидуально-психологических и индивидуально-воспитательных мероприятий, проводимых должностными лицами и направленных на профилактику чрезвычайных происшествий среди личного состава и оптимизацию деятельности сотрудников (курсантов, слушателей), испытывающих затруднения в исполнении своих обязанностей в силу личностных особенностей или кризисной ситуации
Говоря о психологическом обеспечении работы с курсантами, требующими повышенного внимания, следует заметить, что их возрастные особенности обеспечивают их большую восприимчивость к действию окружающей среды, в том числе и психокоррек-ционному воздействию. Они нуждаются в нем, принимают более активное и интенсивное вмешательство в свою деятельность, чем «взрослые» сотрудники ОВД. Поэтому психологическое обеспечение их адаптации, с одной стороны, должно быть ориентировано на компенсацию их индивидуально-психологических особенностей, затрудняющих учебно-служебную деятельность, а с другой — на создание в вузе условий, позволяющих на практике реализовать оптимальный индивидуально-воспитательный подход к проблемным курсантам. С этой целью, наряду с психокоррекцией курсантов непосредственно из группы повышенного внимания (ГПВ), сотрудники отделения обеспечивают психологическую работу других субъектов учебно-воспитательного процесса с этой категорией курсантов: активно консультируют руководителей курсов, преподавателей, кураторов об особенностях индивидуального подхода к проблемным курсантам, а иногда проводят беседы с их родителями.
Обеспечение психолого-педагогического воздействия на эффективность учебно-служебной деятельности курсантов из ГПВ часто диктует необходимость вмешательства в процессы их адаптации на организационно-психологическом уровне управления вузом в целом. Дезадаптация к служебной деятельности у курсантов возникает, существует и изменяется не в вакууме, а в организационном, материальном и духовном пространстве конкретного вуза МВД России, его формирующей специалистов среде, внешней по отношению к рассматриваемой проблеме. Системообразующая роль психолога в рамках всего учебного заведения в процессе разумного приспособления условий обучения в данном вузе к особенностям обучающихся становится возможной лишь на уровне руководства вуза. Именно через руководство, путем систематического анализа проблемы, повышения эффективности проводимых мероприятий, учебной, профессионально-служебной деятельности курсантов, слушателей и выпускников, подготовки рекомендаций и консультирования осуществляется влияние психолога на формирующую среду.
Такой комплексный подход способствует своевременной адаптации данной категории обучающихся к вузу и оптимизирует их личностно-профессиональное становление в роли курсанта и будущего сотрудника ОВД.
Опыт работы нашего отделения с курсантами из ГВП позволил сформулировать определенные правила, способствующие повышению ее эффективности:
— максимальная активность психолога для своевременного выявления проблемных курсантов, с использованием для этого всех возможных источников информации;
— оперативное реагирование психолога при выявлении потенциально неблагополучного курсанта;
— эффективное психолого-педагогическое воздействие на межличностном уровне и комплексно, со стороны нескольких субъектов воспитания.
Опыт показал, что целесообразно выделять следующие категории курсантов (слушателей), которым необходимо повышенное психолого-педагогическое внимание:
— пережившие ситуацию критического инцидента;
— поведение и эмоциональное состояние которых стало отличаться от характерного для них ранее;
— занятые активным «поиском» денежных средств (возможна игровая зависимость);
— испытывающие трудности адаптации в курсантском коллективе или к условиям обучения в институте;
— систематически нарушающие дисциплину;
— имеющие признаки отклоняющегося поведения;
— имеющие большую академическую задолженность.
Вопрос установления ГПВ среди постоянного состава отработан в значительно меньшей степени, хотя очевидно, что он не столь актуален в образовательных организациях, как в практических подразделениях ОВД. Возможность подбора сотрудников в вузе на конкурсной основе позволяет принимать только рекомендованных сотрудников и работников. С целью контроля адаптации новых сотрудников психологи держат их в поле зрения, обращая внимание на их эмоциональное состояние при личной встрече, получая информацию у руководителей, через три месяца после принятия на службу или работу их приглашают для разговора.
Можно выделить следующие категории сотрудников, составляющих также ГПВ: переживших ситуацию критического инцидента; поведение и эмоциональное состояние которых стало отличаться от характерного для них ранее; систематически нарушающих дисциплину; с признаками отклоняющегося поведения.
В последнее время в нормативных актах МВД России, касающихся работы с личным составом, все больше внимания уделяется роли и ответственности непосредственного руководителя за морально-психологическое состояние подчиненных и профилактику чрезвычайных происшествий в подразделениях. Приказ МВД России от 2 сентября 2013 г. № 660 «Об утверждении Положения об основах организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации» определил критерии включения сотрудников (курсантов) в группу повышенного внимания, но до сих пор нет нормативно закрепленного порядка обмена информацией о данных лицах между заинтересованными сотрудниками.
Кроме этого, такие данные относятся к разделу персональных и требуют определенной деликатности и психологической компетенции от работающих с ними. Излишняя однозначность и формализм в отношении человека, находящегося в кризисной ситуации и нуждающегося в помощи, могут значительно затруднить эффективность ее оказания. С целью обеспечить системность, преемственность и своевременность работы с личным составом, нуждающимся в повышенном психолого-педагогическом внимании, в институте разработан ряд
локальных нормативных актов, в частности, инструкция о порядке организации работы с этой категорией сотрудников.
Руководители подразделений, получившие методические рекомендации по выявлению проблемных сотрудников, ежеквартально информируют психологов института о наличии или отсутствии сотрудников (курсантов), которые, на их взгляд, нуждаются в повышенном внимании. На основании их рапортов психологи активно, но с соблюдением требований профессиональной этики работают индивидуально с каждым сотрудником, оказывают ему психокоррекционную помощь, а руководителю — консультационную, в части индивидуально-воспитательного подхода к сотруднику. В разработанной инструкции определены также другие должностные лица, которым предоставляется информация о сотрудниках (курсантах), нуждающихся в повышенном внимании, определен порядок работы этих лиц с сотрудниками в зависимости от категории имеющихся у них проблем. Опыт показывает, что такое организационное и содержательное дополнение к традиционной работе психологов с лицами, нуждающимися в дополнительном внимании, повышает своевременность и эффективность этой деятельности. Совместные усилия всех субъектов подготовки специалистов для ОВД в институте в работе с курсантами из ГПВ позволили за последние 5 лет добиться устойчивой тенденции снижения количества наказаний и отчислений курсантов и слушателей, ведь большую часть из них всегда составляют именно «проблемные» курсанты.
Кроме того, в институте для руководителей подразделений разработаны инструкция о порядке посещения сотрудника по месту жительства и методические рекомендации, освещающие социально-психологические и морально-этические аспекты, на которые следует обращать внимание при посещении сотрудника (курсанта) по месту жительства. Рапорт о посещении должен заканчиваться мнением руководителя о наличии (отсутствии) проблем у сотрудника, мероприятиях помощи в их решении, необходимости (да или нет) включения сотрудника в ГПВ.
Р. Г. Нургалиев еще в 2005 г. в своем Обращении к сотрудникам ОВД и ВВ МВД указал на актуальные и для современного состояния ОВД аспекты: «...есть жесткие требования приказов, уставов, боевых распоряжений, но есть область более тонких человеческих отношений, которые невозможно предусмотреть в рамках циркуля-ров»2. Организация работы в сфере этих «более тонких человеческих отношений» на этапе формирования личности будущего сотрудника полиции всеми субъектами учебно-воспитательного процесса — одна из основных практических задач психолога ведомственного образовательного учреждения.
1 Солдатова И. Ф. Организация психологического сопровождения сотрудников органов внутренних дел, нуждающихся в повышенном психолого-педагогическом внимании: методическое пособие М., 2010. 104 с.
2 Обращение министра внутренних дел Российской Федерации к сотрудникам органов внутренних дел и военнослужащим внутренних войск МВД России №1/5758 от 23.08.2005 г.