МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОВД
Канд. психол. наук В.Е. Петров, инспектор по особым поручениям ГУК МВД России, г. Москва
И.Ф. Солдатова, начальник отделения
Барнаульский юридический институт
Сравнительно непродолжительный период функционирования психологической службы ОВД, иногда искаженное представление у сотрудников и руководителей подразделений о надлежащей деятельности психолога, функционирование психологов в рамках воспитательного и кадрового аппарата во многом обусловливают возложение на психологов обязанностей общеорганизационного, воспитательного и социального характера, не требующих специальной профессиональной подготовленности.
Приказ МВД России от 26 июня 2000 г. № 690 определил приоритеты в решении вопроса о том, как, с кем и когда будет взаимодействовать психолог, в том числе и при осуществлении психологического сопровождения сотрудников из групп повышенного внимания (ГПВ). Необходимо всегда помнить, что как профессионал и специалист, психолог заработает авторитет и закрепится в подразделении органов внутренних дел лишь в том случае, если он станет выполнять специфические функции, которые никто лучше него в подразделении не осуществит. Тогда он действительно станет не просто “душевным” человеком, сотрудником кадрового или воспитательного аппарата.
Создавшиеся условия требуют четкого представления психологом модели своей профессиональной деятельности, в частности, при осуществлении психологического сопровождения сотрудников, нуждающихся в повышенном психологопедагогическом внимании. Эта деятельность должна включать в себя следующие основные компоненты.
Цель - реализация системы психологических мероприятий, направленных на обеспечение возможности длительного и эффективного выполнения своих служебных обязанностей сотрудниками, предрасположенными к затруднениям в социально-профессиональной адаптации.
Задачи деятельности:
1. Психологическое обеспечение адаптации молодых сотрудников к служебной деятельности, профилактики социально-психологической дезадаптации сотрудников, их профессиональной деформации.
2. Формирование благоприятного социально-психологического климата в служебном коллективе, способствующего успешной профессиональной деятельности и социализации сотрудников ГВП.
3. Обеспечение психологической подготовки и проведение психокоррекционной работы с сотрудниками, состоящими в ГПВ.
4. Психологическое обеспечение становления молодого руководителя.
Предмет деятельности - сотрудники ОВД, нуждающиеся в оказании психологической помощи, члены их семей.
Уровни деятельности - личность, группа, весь коллектив, на взаимодействие с которыми должна быть направлена деятельность психолога при осуществлении психологического сопровождения сотрудников, нуждающихся в его помощи.
Первый уровень - отдельная личность, испытывающая затруднения в социально-психологической или профессионально-психологической адаптации к роли сотрудника ОВД. Здесь возникают и решаются задачи, связанные с:
- оказанием психологической помощи сотрудникам, нуждающимся в снятии социально-психологической напряженности;
- психологической поддержкой сотрудников, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- психологическим воздействием на лиц, нуждающихся в формировании, коррекции и развитии нравственных и профессионально важных качеств личности;
- востребованностью сотрудниками индивидуальных психологических консультаций.
Второй уровень - коллектив, в котором служит “проблемный” сотрудник. На этом уровне психологом решаются задачи диагностики и оптимизации межличностных отношений сотрудника с коллегами, социализации индивида. Сюда же следует отнести и работу с семьей сотрудника.
Третий уровень - коллектив ОВД как единый организм. Оптимизация социально-психологического климата в целом, психологическое обеспечение адекватного отношения к сотруднику, выработка эффективных психолого-воспитательных методов воздействия на индивида - задачи, реализуемые психологом на третьем уровне.
Успешное решение проблем психологического сопровождения деятельности сотрудников, нуждающихся в повышенном внимании со стороны психолога, возможно лишь при условии комплексного подхода и их рассмотрения на каждом из выделенных уровней.
Средства, используемые психологом при осуществлении работы с сотрудниками: методы, приемы и техники психологической работы; аппаратурные и бланковые методики психодиагностики, исследования и воздействия; комнаты и кабинеты психологической разгрузки и поддержки, ПЭВМ, видеотехника и т.д.
Применение методов психологического изучения при сопровождении деятельности сотрудников, нуждающихся в повышенном психолого-педагогическом внимании, используется для:
-определения индивидуально-психологических особенностей и состояний сотрудников при формировании заключения о необходимости оказания им дополнительной психологической помощи;
- прогнозирования профессионального и социального поведения сотрудников;
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2005, №1(23)
103
- проведения психоконсультационной и психокоррекционной работы;
- оценки степени социально-психологической адаптации сотрудников, принятия мер для ее улучшения; д
- выработки оптимальных мер психолого-педагогического воздействия на личный состав ОВД.
Общие принципы психодиагностики, Кодекса профессиональной этики психолога, нормативные правовые акты и документы, регламентирующие деятельность психологической службы МВД России, позволяют сформулировать требования для проведения конкретных процедур диагностики психологических особенностей и состояния сотрудников, нуждающихся в повышенном психолого-педагогическом внимании. Такие диагностические процедуры должны обеспечивать: конфиденциальность, доброжелательное отношение, объективность, динамичность, минимизацию вмешательства в профессиональную и личную жизнь сотрудника. Доброжелательность и объективность предполагают непредвзятость, нравственную добросовестность выводов. Динамичность предусматривает определенную периодичность сбора данных о сотруднике из группы повышенного внимания, которая устанавливается индивидуально, но не реже 1 раза в квартал. Требования минимальности вмешательства в деятельность сотрудника и служебного коллектива предполагают использование таких психотехнологий, которые бы не препятствовали реализации личного времени и несению службы сотрудником.
Непременным компонентом деятельности психолога, осуществляющего психологическое сопровождение сотрудников, является диагностика эффективности, корректировка и совершенствование работы, Эффективное психологическое сопровождение сотрудников, нуждающихся в повышенном психолого-педагогическом внимании, невозможно без взаимодействия психологов с другими должностными лицами органа внутренних дел. Этому часто препятствуют определенные объективные причины.
Прежде всего необходимо отметить, что эффективное психологическое взаимодействие возможно только на межличностном уровне. Именно общение, взаимное доверие, благожелательное отношение и уважение между психологом и сотрудниками других служб позволяют успешно взаимодействовать в нужном направлении. Нормативные правовые акты и документы МВД России, опыт работы с персоналом ОВД указывают на необходимость корректного обращения с информацией психологического характера, что требует определенного уровня психологической подготовки и личностных качеств обладателей этой информации.
Выделенные направления деятельности при осуществлении психологического сопровождения ГПВ, задачи и методы их решения, уровни организационной системы ОВД, на которых могут решаться эти задачи, являются общими. Специфика деятельности психолога при сопровождении конкретного сотрудника определяется содержанием психологических проблем последнего, квалификацией психолога и особенностями организации служебной деятельности в том подразделении, где служат психолог и сотрудник. При этом гуманизм и кон-м фиденциальность - две необходимые составляющие успешности психологического сопровождения сотрудников, нуждающихся в повышенном внимании психолога.
Наличие в субъектах Российской Федерации разноуровневых звеньев психологической службы и анализ практики их функционирования позволяет отметить некоторую разобщенность и отсутствие необходимой преемственности в работе. Решение проблемы взаимодействия психологов различных подразделений органов внутренних дел в процессе психолого-педагогического сопровождения сотрудников, нуждающихся в повышенном внимании, повысит эффективность деятельности всей психологической службы МВД России (см. схему).
Схема
Взаимодействие психологов различных звеньев психологической службы МВД России
Условные обозначения. Заключения на:
1) стажера, имеющего группу риска по результатам первого этапа профессионального психологического отбора;
2) сотрудника, направленного на профилактический осмотр;
3) сотрудника, направленного на консультацию в ЦПД;
4) кандидата, стажера; >
5) сотрудника, отнесенного к группе риска по результатам профилактического психологического осмотра;
6) сотрудника по результатам психологической консультации;
7) абитуриента;
8) сотрудника, поступающего учиться;
9) выпускника;
10) абитуриента;
11) курсанта, сотрудника после консультации;
12) курсанта, сотрудника, направленного на консультацию;
13) выпускника, испытывавшего состояние дезадаптации при обучении в ведомственном вузе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Пономарев И.Б. Юридическая психология, конфликтология и психология управления, практическая психология в органах внутренних дел: Избранные труды. - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002.
ОТБОР В, СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД РОССИИ
Па примере БСИ МВД России
Т.А. Козлова, начальник отделения, Ю.В. Фромич, психолог-инспектор Восточно-Сибирский институт МВД России, г. Иркутск
Основным источником комплектования органов внутренних дел квалифицированными специалистами являются высшие и средние образовательные учреждения МВД России. Отбор наиболее пригодных кандидатов на учебу призван обеспечить существующий в системе органов внутренних дел многоступенчатый профессиональный отбор.
В общем виде отбор в ОВД представляет собой четыре последовательных этапа: социально-правовой, медицинский, психологический и конкурсно-экзаменационный. Все эти этапы имеют юридическую базу и методическое обеспечение. Правовой базой психологического отбора служит ряд документов как федерального, так и ведомственного значения. Они определяют статус, цели и задачи психологического отбора, регламентируют порядок его проведения и использования полученных результатов.
104
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2005, №1(23)