Научная статья на тему 'Психологическое обеспечение антикоррупционной деятельности должностными лицами таможенных органов'

Психологическое обеспечение антикоррупционной деятельности должностными лицами таможенных органов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
124
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОРЫ КОРРУПЦИИ / FACTORS OF CORRUPTION / СИСТЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ / SYSTEM OF PSYCHOLOGICAL ENSURING OF ANTI-CORRUPTION ACTIVITY IN CUSTOMS AUTHORITIES / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА / PSYCHOLOGICAL WORK / ИНФОРМАЦИОННАЯ РАБОТА / INFORMATION WORK / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / SOCIAL WORK / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТАМОЖЕННОГО КОЛЛЕКТИВА В АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PSYCHOLOGICAL CONDITIONS OF EFFICIENCY OF CUSTOMS STAFF IN ANTI-CORRUPTION ACTIVITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пустозёров Александр Иванович

В статье рассматриваются психологические и социально-психологические вопросы коррупции и антикоррупционной деятельности. Утверждается, что одним из факторов снижения коррупции в таможенных органах является коллектив и его психосоциальная структура. Определены психологические условия продуктивности таможенного коллектива в борьбе с коррупционными проявлениями

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Пустозёров Александр Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL MAINTENANCE OF ANTI-CORRUPTION ACTIVITIES BY CUSTOMS OFFICIALS

The article examines the psychological and socio-psychological issues of corruption and anti-corruption activities. It is alleged that one of the factors to reduce corruption in the customs authorities is personnel and its psycho-social structure. The psychological conditions of customs staff productivity in the fight against corruption are defined

Текст научной работы на тему «Психологическое обеспечение антикоррупционной деятельности должностными лицами таможенных органов»

УДК 316.62 С

S

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ Х ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ О

ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ Q

Г

Пустозёров А.И. S

В статье рассматриваются психологические и социально-психологические вопросы

коррупции и антикоррупционной деятельности. Утверждается, что одним из факто- ^

ров снижения коррупции в таможенных органах является коллектив и его психосоци- Т

альная структура. Определены психологические условия продуктивности таможенно- Е

го коллектива в борьбе с коррупционными проявлениями °

Ь

The article examines the psychological and socio-psychological issues of corruption and Д anti-corruption activities. It is alleged that one of the factors to reduce corruption in the cus- Q toms authorities is personnel and its psycho-social structure. The psychological conditions of ^ customs staffproductivity in the fight against corruption are defined Т

S

Ключевые слова: факторы коррупции; система психологического обеспечения с антикоррупционной деятельности в таможенных органах (психологическая м работа, информационная работа, социальная работа); психологические условия ° эффективности таможенного коллектива в антикоррупционной деятельности q

Keywords: factors of corruption; system of psychological ensuring of anti-corruption Ы activity in customs authorities (psychological work, information work, social work);

psychological conditions of efficiency of customs staff in anti-corruption activity

Традиционно коррупция являлась объектом изучения различных юри- у дических дисциплин1. Однако со второй половины XIX века она стала все К

--Т

1 В частности, «Учеными записками СПб филиала РТА» был опубликован ряд правовых ис- ^ следований на эту тему: Андреева Л.А. Коррупция и рейдерство (уголовно-правовой аспект) // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2011. № 2 (39). С. 149-160; Андреева Л.А., Науменко Ф.П. Антикоррупционный анализ нормативного правового акта // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2010. № 3 (37). С. 176-186; Пиджаков А.Ю. Коррупция в таможенных органах - угроза национальной безопасности России // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2009. № 2 (34). С. 5-16; Прибылова Т.К. Понятие и правовые основы борьбы с коррупцией в таможенных органах // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2001. № 2 (15). С. 58-70; Фёдоров А.В. Антикоррупционная конвенция ОЭСР как часть правовой системы Российской Федерации: уголовно-правовой и уголовно-политические аспекты // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2013. № 4 (48). С. 99-128; Фёдоров А.В. Антикоррупционная составляющая присоединения Российской Федерации к Организации экономического сотрудничества и развития // Ученые записки СПб филиала РТА. 2011. № 3 (40). С. 72-93; Фёдоров А.В. АТЭС: вопросы противодействия коррупции // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2013. № 3 (47). С. 95-112; Фёдоров А.В. Национальный план противодействия коррупции и антикоррупционный мониторинг законодательства и правоприменения //

больше привлекать внимание экономистов2, историков, политологов, психологов3, культурологов4, социологов. В царской России с конца XIX до начала XX века психологи и социологи рассматривали проблему коррупции в рамках исследований российского чиновничества, выявляя социокультурные, национально-психологические особенности феномена «русской взятки».

После Октябрьской революции 1917 года коррупция, прежде всего взяточничество, были объектом пристального внимания правоведов и новой власти, которая рассматривала это явление как «пережиток» капитализма, наследие прошлого и прилагала немало усилий к искоренению зла. Отражением этих усилий являлась дискуссия вокруг взяточничества, ответственности за взятку вообще и в случае, если она спровоцирована (20-е годы XX века).

На масштабность коррупции большое влияние оказывает морально-психологическая атмосфера, царящая в обществе. Значительная часть государственных служащих рано или поздно сталкивается с обстоятельствами, которые влияют на выбор: принимать или не принимать коррупционное решение.

К принятию противоправного решения их могут подталкивать следующие социально-психологические факторы:

- информационная среда, которая формирует снисходительное и даже поощрительное отношение к коррупции. В условиях, когда СМИ почти ежедневно освещают тот или иной коррупционный скандал, честный государственный служащий уже не видит сдерживающих факторов для своего личного обогащения. Ему остается только дождаться удобного случая для своей «реабилитации»;

- ощущение экономической и социально-политической нестабильности общества, что заставляет задуматься о своем личном «экономическом капитале»;

- неэффективная система социальных гарантий, не обеспечивающая определенную стабильность жизни;

- нарушение справедливости при продвижении по карьерной лестнице.

- слабый социально-правовой контроль, не обеспечивающий неотвратимость наказания за совершенные проступки;

Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2010. № 1 (35). С. 8-16.

2 Колесников В.В., Быков В.Н. Противодействие коррупции как угрозе безопасности России: экономический подход и роль гражданского общества // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2009. № 2 (34). С. 17-29.

3 Полубояринова Е.А. Борьба с коррупцией в таможенных органах и лояльность должностных лиц // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2010. № 2 (36). С. 285-290.

4 Лебедева Н.В. Феномен организационной культуры и ее роль в борьбе с коррупцией // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2010. № 2 (36). С. 291-296.

- двойной моральный стандарт, в соответствии с которым, с одной стороны, коррупция, особенно верхушечная, считается общественно-неприемлемой, с другой - является принимаемой «по умолчанию» частью быта. Обвинения в коррупции стали настольно обыденными и расхожими, что грань между нормой и отклонением стирается.

Государственный служащий может стать коррупционером не только после принятия критического решения, но и в результате плавного перехода от действий «пограничного» характера к преступным.

Из этого следует, что таможенник, использующий свой профессиональный статус в целях личного обогащения:

- не осознает в полной мере социальную значимость своей профессии;

- не испытывает чувства уважения и доверия к собственной личности, что способствует деформации нравственного сознания.

Если учесть, что коррупционные связи и отношения в России формировались в течение столетий и уже стали неотъемлемым элементом государственного управления, ведения бизнеса и частной жизни граждан, то вряд ли можно рассчитывать на массовый переход к стереотипам управления, резко ограничивающим или исключающим коррупционные проявления.

В этих условиях необходим, как отмечал Дмитрий Медведев в ходе совещания по вопросам противодействия коррупции еще в 2008 году, «комплекс мер, а не точечные решения».

В связи с этим, наиболее актуальным представляется использование системы психологического обеспечения антикоррупционной деятельности в таможенных органах. Ее можно представить как определенный комплекс согласованных по целям, задачам, направлениям, силам и средствам действий, осуществляемых должностными лицами таможенных органов по формированию эмоционально-волевой устойчивости личности при работе с проявлениями коррупционного поведения и готовности к антикоррупционной деятельности. По сути, речь нужно вести о ликвидации условий для коррупции и создании «антикоррупционного стандарта» поведения.

Готовность как профессионально важное интегральное качество личности, помогающее эффективно использовать знания, опыт, быстро перестраивать деятельность при возникновении новых, непредвиденных ситуаций, включает в себя следующие составляющие:

- мотивационную (положительное отношение к профессии таможенника, стабильный интерес к ней);

- ориентационную (знание особенностей и условий таможенной деятельности, ее требования к личностным качествам, понимание обстановки, предвидение возможных изменений);

- операциональную (владение методами и приемами профессиональной таможенной деятельности, нужными знаниями, навыками, умениями, логическими операциями);

- эмоционально-волевую (уверенность, чувство долга и ответственности, самоконтроль, умение управлять своими действиями, самообладание, внутренняя мобилизованность);

- оценочную (оценка и самооценка профессиональной подготовленности, способности качественно решать профессиональные задачи);

- психомоторную (способность действовать профессионально в ситуациях принятия решений, актуальность и четкость предстоящих действий).

Процесс формирования готовности достаточно сложен. Неуверенность в «завтрашнем дне», недостаточный уровень жизни и постоянная озабоченность материальными проблемами отрицательно сказываются на личности, повышают уровень нервно-психической напряженности, создают вероятность срыва в профессиональной деятельности.

Для осуществления эффективной психолого-профилактической работы желательно знать психологические механизмы самозащиты и основные мотивы, к которым прибегают эти люди для самооправдания:

- коррупционер считает себя жертвой обстоятельств (мол, такова система, я не могу ее изменить и вынужден играть по ее правилам);

- чиновник рассматривает подношение как благодарность за правильно принятое решение, полезное обществу;

- вымогательство взятки не рассматривается как что-то противоправное. Чиновник руководствуется стереотипами: все они - воры, от налогов уклоняются, деньги нажили преступным путем, связаны с организованной преступностью и т.п. Взять у такого типа деньги сам бог велел, ущерба обществу я не причиняю - наоборот, понуждаю делиться «нечистых на руку»;

- своё мнение, что «берут все», может подтвердить ссылками на своих коллег, начальство и пр.;

- исходит из мнимых корпоративных соображений, что отказ от взятки могут неправильно истолковать коллеги, сочтут это подрывом традиций, сложившихся в данном ведомстве. Все это может в итоге привести к потере чиновником доходного, престижного места.

Система психологического обеспечения антикоррупционной деятельности имеет определенную структуру:

1. Информационно-просветительная работа, целью которой является освещение негативных последствий коррупционных действий (такой опыт имеется в Тюменской таможне), неотвратимости наказания. Для данной составляющей важную роль играет увеличение вероятности того, что коррупция будет выявлена и наказана. Как отмечается в методических рекомендациях «Организация психологической работы антикоррупционной направленности в таможенных органах Российской Федерации»: «Должны быть обеспечены своевременность наказания и надежная защита должностных лиц таможенных органов от неоправданных обвинений. Санкции должны быть соизмеримы с серьезностью правонарушения, и о них должно быть широко известно,

что это послужит средством профилактики правонарушений. Закон о борьбе с должностными правонарушениями должен одинаково распространяться на всех должностных лиц таможенных органов независимо от должности».

2. Социальная работа, основными задачами которой являются: социальная защищенность таможенников; предоставление не связанных с зарплатой льгот, улучшение жилищных условий; наличие лечебно-профилактических и санаторно-курортных учреждений, дающих возможность должностным лицам таможенных органов и членам их семей в необходимом объеме реализовать право на доступное высококвалифицированное медицинское обслуживание, санаторно-курортное лечение и оздоровительный отдых.

3. Культурно-досуговая работа, основными целями которой являются: поддержание духовно-эмоционального состояния таможенников; приобщение к общечеловеческим и национальным, культурным и нравственным ценностям; формирование высоких морально-психологических качеств; снятие нервно-психологических и физических нагрузок средствами литературы, искусства; создание условий для полноценного отдыха и общения.

4. Непосредственно психологическая работа, которая находится в введении психологов таможенных органов и осуществляется в целях формирования эмоционально-волевой устойчивости и психологической готовности таможенников к антикоррупционной деятельности.

Психологическая работа включает:

- психологическую поддержку и сопровождение мероприятий антикоррупционной направленности;

- участие психологов в отборе кандидатов на должности в таможенных органах, их психодиагностику и изучение индивидуально-психологических особенностей;

- совместно с руководством таможенных органов, кадровой службой осуществлять ротацию руководителей различных рангов;

- использование полиграфа и профайлинга для выявления признаков «факторов риска» как в отношении кандидатов на ключевые должности, так и в отношении действующих должностных лиц таможенных органов и при назначении на ту или иную должность, и с определённой (профилактической) периодичностью;

- осуществление психологической помощи и психокоррекции. Как правило, выделяют специфические черты психокоррекции - она ориентирована на клинически здоровую личность, на психологические трудности повседневной жизни, проблемы и жалобы невротического характера, людей, желающих изменить свою жизнь. Коррекция ориентируется на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения.

Коррупционное поведение обусловливается взаимодействием личности и социальной среды, в которой личность развивается. Влияние среды опосредовано множеством фактором и находит отражение в тех ценностных

ориентациях, этических нормах, установках, моделях поведения, которые усваивает для себя личность в процессе становления.

От социально-психологического климата в коллективе в значительной мере зависит формирование психологической готовности к действиям в составе организации (команде), где требуется согласованность коллективных действий, взаимопонимание между специалистами таможенных органов, взаимная требовательность, уверенность в достижении успеха. Исследования показывают, что 50-55 % специалистов считают, что на их поведение воздействует, прежде всего, мнение группы, частичное его влияние испытывают 30-35%.

Под психологией группы (коллектива) понимается формируемый в профессиональном процессе комплекс психологических связей между специалистами, обеспечивающий успешную служебную деятельность всей группы как единого целого.

Можно определить ряд особенностей психосоциальной структуры группы в отношении действий антикоррупционной направленности:

1. Характер социальной группы, в которой совершен поступок (сплоченность, наличие внутригруппового конфликта, уровень «наказывающих настроений», характер борьбы за власть).

2. Взаимодействие норм, касающихся оценки данного поступка. Иногда, нарушив норму «низшего порядка», человек исполняет норму «высшего порядка».

3. Статус личности нарушителя (высокий, средний, низкий, аутсай-дерство). То, что «нормально» для одного человека, может быть расценено как проступок для другого. Например, коррумпированный начальник может избежать наказания, тогда как рядовой чиновник будет наказан.

4. Статус группы в обществе. Основным фактором является желание или нежелание членов группы обнародовать проступок и способность противостоять социальному контролю со стороны «большого общества». Например, многие высокостатусные группы стремятся к сокрытию фактов нарушения норм своими членами (хотя часто не одобряют этих поступков).

5. Характер культуры данного общества. Основными факторами являются правосознание общества, его отношение к коррупции.

В таможенном коллективе процесс сплочения идет достаточно медленно, так как специалисты не были знакомы друг с другом, и нужно время, чтобы завязались прочные связи внутри коллектива, определяющие его как единый социальный организм.

Сплоченность выражает степень совпадения взглядов, позиций, оценок группы по отношению к происходящим событиям и профессиональным процессам, интересующим специалистов таможенных органов. Особенно это актуально в современных условиях, когда антикоррупционная деятельность

таможенных органов характеризует как личностный облик таможенника, так и психологический климат отдела.

Глубинный, смысловой мотив коррупции кроется в психологических аспектах личности. Основной момент заключается в том, что совершается нарушение служебного долга.

В психологической структуре коллектива таможенного органа различают несколько составных частей: организационная (официальные взаимоотношения); межколлективная (связь с другими отделами с целью состязания, обмена опытом и т.д.); неофициальная (знание друг о друге, взаимопонимание и взаимная требовательность, инициативность, удовлетворенность официальными лидерами и т.п.).

Эффективность коллективной деятельности во многом определяется умением согласованно работать, удовлетворенностью результатами профессионального труда, морально-психологической позицией, то есть защищенностью и равноправием каждого в коллективе, удовлетворенностью участников коллективной жизнедеятельностью группы и влиянием, которое она оказывает на своих членов.

Каков характер социально-психологических явлений в таможенном органе?

Взаимоотношения между специалистами определяются, прежде всего, спецификой содержания и организацией процесса профессиональной деятельности. Выделяют официальную, общественную, бытовую, личностно-психологическую сферы взаимоотношений.

Серьезная психологическая проблема может возникать в связи с несовпадением формальных (официальных) и неформальных (неофициальных) лидеров в социальной группе. Это несовпадение чревато ослаблением руководства отдела, несогласованностью действий таможенников, снижением качества профессиональной деятельности.

Значимым социально-психологическим явлением расценивается самоутверждение личности, то есть стремление специалиста занять и удержать в системе психологических отношений позицию признания его действительных достоинств, обеспечение доверия и уважения со стороны других сотрудников.

Таким образом, психологическими условиями продуктивности таможенного коллектива можно определить:

- комплектование отделов с учетом психологической совместимости их членов (в этом плане большую помощь оказывают психологи таможенного органа);

- создание сильной профессиональной мотивации путем разъяснения значимости деятельности, ее целей и задач, содержания и методов, необходимости достижения высокого профессионализма;

- формирование, поддержание и развитие нравственно здоровых взаимоотношений между специалистами таможенных органов, отношений товарищества и взаимопомощи, взаимопонимания и дружбы;

- своевременное предупреждение и психологически грамотное разрешение конфликтов, возникающих в ходе деятельности как между сотрудниками, так и между членами ВЭБ;

- проявление заботы о специалистах таможенных органов, учет их интересов, запросов, нужд;

- исключение грубости, унижения достоинства и чести коллектива, проявление такта, чуткости и внимательности к желаниям и стремлениям к членам таможенного коллектива.

Успех борьбы с коррупцией во многом зависит от выявления и учета причин и условий, которые ее порождают. Данные причины состоят в неисполнении государственной властью законов, широком развитии теневой экономики, слабости гражданского общества, взяткоемости законодательства.

Проблема профилактики проявлений коррупции в таможенных органах, в том числе должностных преступлений, может быть решена только при координировании усилий руководителей ФТС, таможенных органов, тесном взаимодействии правоохранительных структур. Это предполагает ответственность каждого должностного лица за свои поступки и за тех, кто служит государству рядом с ним.

Библиографический список

1. Андреева Л.А. Коррупция и рейдерство (уголовно-правовой аспект) // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2011. № 2 (39). С. 149-160.

2. Андреева Л.А., Науменко Ф.П. Антикоррупционный анализ нормативного правового акта // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2010. № 3 (37). С. 176-186.

3. Колесников В.В., Быков В.Н. Противодействие коррупции как угрозе безопасности России: экономический подход и роль гражданского общества // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2009. № 2 (34). С. 17-29.

4. Лебедева Н.В. Феномен организационной культуры и ее роль в борьбе с коррупцией // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2010. № 2 (36). С. 291-296.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Пиджаков А.Ю. Коррупция в таможенных органах - угроза национальной безопасности России // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2009. № 2 (34). С. 5-16.

6. Полубояринова Е.А. Борьба с коррупцией в таможенных органах и лояльность должностных лиц // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2010. № 2 (36). С. 285-290.

7. Прибылова Т.К. Понятие и правовые основы борьбы с коррупцией в таможенных органах // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2001. № 2 (15). С. 58-70.

8. Фёдоров А.В. Антикоррупционная конвенция ОЭСР как часть правовой системы Российской Федерации: уголовно-правовой и уголовно-политические аспекты // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2013. № 4 (48). С. 99-128.

9. Фёдоров А.В. Антикоррупционная составляющая присоединения Российской Федерации к Организации экономического сотрудничества и развития // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2011. № 3 (40). С. 72-93.

10. Фёдоров А.В. АТЭС: вопросы противодействия коррупции // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2013. № 3 (47). С. 95-112.

11. Фёдоров А.В. Национальный план противодействия коррупции и антикоррупционный мониторинг законодательства и правоприменения // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2010. № 1 (35). С. 8-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.