УДК 342.951 DOI: 10.22394/2074-7306-2017-1-2-118-122
О РОЛИ ПОВЫШЕНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАСТНИКОВ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ
Смоленский
Михаил
Борисович
Миллеров
Евгений
Владимирович
доктор социологических наук, кандидат юридических наук, профессор, Ростовский филиал ГКОУ ВПО «Российская таможенная академия» (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, пр. Буденовский, 20) E-mail:[email protected]
кандидат юридических наук, Ростовский филиал ГКОУ ВПО «Российская таможенная академия» (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, пр. Буденовский, 20) E-mail: [email protected]
Аннотация
В статье исследуются особенности и проблемы профилактики коррупционного поведения в сфере таможенного дела, акцентируется внимание на повышении правовой культуры участников внешнеэкономической деятельности. Рассмотрены причины коррупционного поведения участников внешнеэкономической деятельности, предложены мероприятия по повышению правовой культуры данных участников таможенных правоотношений.
Ключевые слова: коррупция; противодействие; таможенные органы; участники внешнеэкономической деятельности; правовая культура; повышение эффективности.
Вопросам противодействия коррупции в таможенных органах сегодня посвящено немало трудов целого ряда авторов. В большинстве своем в них исследуются проблемы коррупции изнутри таможенного персонала, что, безусловно, является наиважнейшим в анализе данной проблемы. Вместе с тем, на наш взгляд, учеными недостаточно уделяется внимания исследованию «другой стороны медали», а именно -коррупционного поведения участников внешнеэкономической деятельности (далее - участники ВЭД), ведь именно от них идет соблазн для должностных лиц таможенных органов, выражающийся в крупных суммах взяток за различного рода попустительства в соблюдении таможенного законодательства.
Некоторые авторы, например, С. С. Бут, по этому поводу справедливо подчеркивают, что таможенные органы, обладающие распорядительными и контрольными функциями, способные повлиять на движение значительных денежных потоков, естественным образом подвергаются действию коррупциогенных факторов, коррупционных тенденций, что определяет специфику противодействия коррупции среди их должностных лиц [1, с. 82].
Справедливости ради нужно отметить, что в прошлом веке наши таможенники не были столь подвергнуты «коррупционному натиску» со стороны лиц, перемещающих товары через таможенную границу. Известный ученый в области таможенного права О. Ю. Бакаева объясняет это периодом действия в ХХ в. (советский период) государственной монополии на внешнюю торговлю. Таможню в данный период называли «чемоданной» по понятной причине (в связи с преобладанием перемещения
118
физическими лицами товаров для личного пользования), в связи с этим таможенная деятельность носила практически исключительно правоохранительный характер. Начиная с 90-х годов XX в. приоритет постепенно сместился в пользу доминирования фискального направления деятельности таможенных органов. Итогом усиления этой (фискальной) функции в России стала криминализация внешней торговли, повлекшая большие потери для федерального бюджета [2, с. 12].
В научных трудах, посвященных особенностям и проблемам борьбы с коррупцией в таможенных органах в качестве причин коррупции в данном ведомстве, как правило, называются в основном внутри таможенные проблемы (несовершенство таможенного законодательства, низкий уровень правовой культуры и вопросы моральной стойкости таможенников, недостаточный уровень заработной платы должностных лиц таможенных органов, оставляющий желать лучшего уровень социального обеспечения таможенников и членов их семей).
Лишь немногие ученые в числе основных причин называют коррупционное поведение участников ВЭД. Так, Н. Е. Симонов одной из главных причин указанной проблемы называет образование в конце ХХ века (90-е годы) в нашей стране значительной криминальной социальной группы т.н. «недобросовестных участников ВЭД» (обуславливается нерешенностью ряда значимых социально-экономических проблем населения России (например, занятости, уровня жизни, зарплаты и т. д.)), приведшая к массовому занятию населением ВЭД, сопряженной с многочисленными нарушениями таможенного законодательства [3, с. 219].
Проблему взяточничества в таможенных органах усугубляют и сами размеры взяток. Так, анализ правоохранительной информации подразделений по противодействию коррупции таможенных органов показывает, что размеры взяток, предлагаемых таможенникам зачастую составляют солидные суммы, что не может не выступать соблазном для их получения. Например, должностным лицом одного из постов Владивостокской таможни была получена взятка в размере 617,5 тысяч рублей [4], в этой же таможне была выявлена попытка дачи взятки инспектору таможенного поста в размере 500 тысяч рублей [5], должностным лицом одного из таможенных постов Дагестанской таможни была получена взятка в размере 700 тысяч рублей [6]. Это еще не самые серьезные размеры взяток, официально зарегистрированные подразделениями по противодействию коррупции. К примеру, в 2016 г. в отношении лица, пытавшегося передать взятку должностным лицам Смоленской таможни за входящие в их полномочия действия по таможенным операциям, связанным с оформлением акцизных и иных товаров было возбуждено уголовное дело по ч. 5 ст. 291 УК РФ (т. е. за дачу взятки в особо крупном размере). Размер этой взятки составил почти 3 млн. рублей (2 962 000 рублей) [7].
Нельзя не отметить активность подразделений по противодействию коррупции таможенных органов в вопросах выявления фактов дачи взяток должностным лицам таможенных органов в последние годы. Так, если в 2012 г. по России в целом на основании материалов указанных подразделений были возбуждены уголовные дела в отношении всего 13 взяткодателей [8], то в 2016 г. уже в отношении 53 таких лиц [7].
Мотив такого поведения коррупционно настроенных участников ВЭД вполне понятен. Целью дачи взяток таможенникам с их стороны является снижение положенных по законодательству уплате таможенных платежей в федеральный бюджет путем искажения данных о номенклатуре, таможенной стоимости, количестве товаров и т. п.
Однако опасность коррупции в таможенных органах, как справедливо отмечают некоторые ученые, заключается не только в экономических потерях, характеризу-
ющихся в недополучении таможенных платежей в бюджет страны. Данная коррупция негативно отражается и на самом бизнес-сообществе, в котором создается недобросовестная конкуренция, возникают дополнительные издержки и затраты [9, с. 31].
Для наиболее эффективного противодействия коррупции в таможенных органах считаем необходимым принимать меры в вопросах повышения уровня правовой культуры не только таможенников, но и участников ВЭД.
Так, например, в рамках одного из исследований, проводимого в форме анкетирования должностных лиц таможенных органов, в числе наиболее эффективных мер по снижению в данном ведомстве проявлений коррупции респонденты отметили такую меру как «опубликование в СМИ информации о выявленных фактах совершения коррупционных правонарушений сотрудниками таможенных органов» (75,3 %) [10, с. 69]. Вместе с тем, вопрос об опубликовании в СМИ информации о выявленных фактах совершения противоправных деяний коррупционного характера участниками ВЭД не ставился. Считаем, что эти факты должны активно освещаться в СМИ, особенно такие, как в вышеуказанном случае, имевшем место в 2016 г. в Смоленской таможне.
Между тем, как показывают некоторые исследования, уровень правовой культуры самих участников ВЭД пока оставляет желать лучшего. Так, например, результаты анкетирования участников ВЭД по вопросам оптимизации противодействия коррупции в таможенных органах на Дальнем Востоке (в анкетировании представителей внешнеэкономической деятельности приняли участие 37 организаций), показали, что 64,86 % участников ВЭД обратятся в подразделения противодействия коррупции таможни или другие правоохранительные органы с заявлением о факте коррупционного поведения должностного лица таможенного органа. Вместе с тем, 86,49 % респондентов знают порядок обжалования решений, действий (бездействий) должностных лиц таможенных органов в соответствии с ТК ТС [11, с. 63]. Таким образом, далеко не каждый из участников ВЭД имеет желание обращения в таможенный орган с жалобой указанного характера.
В связи с этим необходимо принятие мер по повышению уровня правовой культуры участников ВЭД, что можно достичь, по справедливому, на наш взгляд, мнению М. В. Краморовой, совершенствованием правового воспитания. Эффективным правовым воспитанием в целом, М. В. Краморова считает целенаправленную деятельность государства, общественных структур, СМИ, трудовых коллективов по формированию высокого правосознания и правовой культуры в обществе.
Противокоррупционная направленность правового воспитания, по ее мнению, основана на повышении в обществе в целом позитивного отношения к праву, его соблюдению; повышению уровня правовых знаний, в том числе o коррупционных формах поведения и мерах по их предотвращению; формировании представления как у государственных служащих, так и у граждан o мерах юридической ответственности, которые могут применяться в случае совершения коррупционных правонарушений.
В связи с этим имеется необходимость оптимизации основных форм реализации антикоррупционного воспитания, к которым М. В. Краморова относит:
- антикоррупционное образование (направленное на формирование неприязненного отношения к коррупционному поведению в рамках образовательных программ, школьного, высшего, послевузовского и дополнительного образования);
- антикоррупционная пропаганда (прежде всего через СМИ, в том числе c использованием рекламы);
- проведение органами государственной власти и местного самоуправления различных мероприятий (слушаний, совещаний, семинаров, конференций) антикоррупционного характера [12, с. 11].
Таким образом, считаем, что в числе мер, направленных на повышение уровня правовой культуры участников ВЭД в целях повышения эффективности противодействия коррупции в таможенной сфере сегодня необходимо:
- регулярно проводить совместные мероприятия таможенных органов и представителей ВЭД (конференции, круглые столы и т. д.) по проблемам противодействия коррупции в области таможенного дела;
- принять меры к обязательному внедрению в вузах соответствующего профиля учебных курсов для участников ВЭД по вопросам противодействия коррупции;
- активно освещать в СМИ информацию о фактах привлечения к уголовной ответственности лиц за дачу взяток должностным лицам таможенных органов.
Литература
1. Бут С. С. Система административно-правовых средств противодействия коррупции в таможенных органах Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2013, № 8.
2. Бакаева О. Ю. Борьба с коррупцией в таможенной сфере как инструмент оптимизации баланса частных и публичных интересов // Таможенное дело. 2009, № 2.
3. Симонов Н. Е. Актуальные вопросы участия подразделений собственной безопасности таможенных органов России в противодействии коррупции // Пробелы в российском законодательстве. 2011, № 6.
4. Информационные материалы о деятельности подразделений по противодействию коррупции в 1 полугодии 2012 г. // Официальный сайт ФТС России [Электронный ресурс] : Режим доступа - www.customs.ru
5. Информационные материалы о результатах работы подразделений по противодействию коррупции таможенных органов Российской Федерации за 2013 г. // Официальный сайт ФТС России [Электронный ресурс] : Режим доступа -www.customs.ru
6. Информационные материалы о результатах работы подразделений по противодействию коррупции таможенных органов Российской Федерации за 1 квартал 2015 г. // Официальный сайт ФТС России [Электронный ресурс] : Режим доступа - www.customs.ru
7. Информационные материалы о результатах работы подразделений по противодействию коррупции таможенных органов Российской Федерации за 2016 г. // Официальный сайт ФТС России [Электронный ресурс]: Режим доступа -www.customs.ru
8. Информационные материалы о результатах работы подразделений по противодействию коррупции таможенных органов Российской Федерации за 2012 г. // Официальный сайт ФТС России [Электронный ресурс]: Режим доступа -www.customs.ru
9. Димитров Н. Н. Должностная преступность и коррупция в таможенных органах России: некоторые онтологические и криминологические аспекты // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2013, № 2 (46).
10. Баранник И. Н. Состояние и эффективность борьбы с коррупцией в таможенных органах // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2011, № 2 (55).
11. Смирнова Н. А. Противодействие коррупции в таможенных органах (на примере Хабаровской таможни) // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2012, № 1 (58).
12. Краморова М. В. О некоторых направлениях противодействия коррупции в таможенных органах // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2014, № 9 (52).
Smolenskiy Mikhail Borisovich, doctor of sociological Sciences, candidate of legal Sciences, Professor, Rostov branch of state special educational institution of higher professional education «Russian customs Academy» (20, Budenovsky Ave., Rostov-on-don, 344002, E-mail: [email protected]
Millerov Eugene Vladimirovich., candidate of legal Sciences,
Rostov branch of state special educational institution of higher professional education «Russian customs Academy» (344002, Rostov-on-don, Budenovsky Ave., 20) E-mail: [email protected]
ON THE ROLE OF RAISING LEGAL CULTURE OF PARTICIPANTS OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITIES FOR THE MOST EFFECTIVE FUNCTIONING OF STATE LEGAL MECHANISM OF COMBATING CORRUPTION IN CUSTOMS AUTHORITIES
Abstract
The article examines the characteristics and problems of the prevention of corrupt practices in the customs field, the focus is on improving the legal culture of participants of foreign economic activity. The causes of corruption behavior of participants in foreign economic activities, proposed actions for increase of legal culture data of participants of customs legal relations. Key words: corruption; counteraction; customs bodies; participants of foreign economic activity; legal culture; improving the efficiency.
УДК: 346.7 DOI: 10.22394/2074-7306-2017-1-2-122-126
НОВЕЛЛЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИКРОФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Келарева аспирант, Южный федеральный университет
Екатерина (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. М. Горького, 88)
Владимировна E-mail: [email protected]
Аннотация
Данная статья посвящена актуальным аспектам деятельности микрофинансовых организаций, обзору изменений правового регулирования деятельности микрофинансовых организаций, описанию ключевых проблем, с которыми сталкиваются граждане при взаимодействии с микрофинансовыми организациями, а также рекомендациям по их разрешению.
Ключевые слова: микрофинансовые организации; микрокредитные организации; договор потребительского кредита; договор займа; коллекторы; коллекторская деятельность; гражданин.
История микрофинансирования в мире насчитывает более 40 лет, однако в Российской Федерации это явление получило не только широкое распространение, но и большую популярность среди россиян лишь в последние годы. Рост числа мик-