Ст.3200; Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 «О мерах нетарифного регулирования» // http://www.eaeunion.org; Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязните-лях//URL://http://www.un.org
3. Распоряжение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 28.02.2018 № 36 «О проекте Соглашения о принципах и подходах осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов ЕАЭС в целях гармонизации законодательства государств-членов ЕАЭС»// URL://http://www.alta/ru
4. Постановление Правительства Кыргызской Республики от 20.02.2012 № 123 «О государственном агенстве охраны окружающей среды и
лесного хозяйства при Правительстве Кыргызской Республики»// URL://http://www.cbd/minjust.gov.kg; Кодекс Республики Казахстан от 09.01.2007 № 212-Ш-ЗРК «Экологический кодекс Республики Казахстан»// URL://http://www.pavlodar.com
5. Об административных правонарушениях Кодекс Республики Казахстан от 5 июля 2014 года № 235^ ЗРК // https://www.mod.gov.kz/rus/dokumenty/zakony
6. См.: Ст.ст. 167, 181-1 Кодекса Кыргызской Республики об административной ответственности //URL://http://www.cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ш/6
7. См.: Ч. 2 ст. 2.1; ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). ст. 1; 2018. N 7. ст. 973.
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОРРУПЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Коваль Виктория Дмитриевна
Аспирант кафедры административного и муниципального права ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия»
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена исследованию причин коррупции в деятельности таможенных органов Российской Федерации. Автором указываются основные факторы, влияющие на высокий уровень коррупции в таможенных органах.
ABSTRACT
The article is devoted to the study of the causes of corruption in the activities of the customs authorities of the Russian Federation. The author identifies the main factors affecting the high level of corruption in the customs authorities.
Ключевые слова: коррупция, причины коррупции, противодействие коррупции, таможенные органы, дисциплинарная ответственность, конфликт интересов.
Keywords: corruption, causes of corruption, anti-corruption, customs, disciplinary responsibility, conflict of interest.
Одним из субъектов борьбы с коррупцией выступает Федеральная таможенная служба России, на которую законодателем возложено обеспечение экономической безопасности и экономических интересов государства.
В настоящее время масштабы существующей коррупции в таможенных органах оказывают негативное влияние на деятельность государства (недополучение сумм налогов и сборов в федеральный бюджет), бизнес-сообщество (недобросовестная конкуренция, дополнительные издержки и затраты) и функционирование таможенной системы в целом (подрываются правовые основы таможенного администрирования, ограничиваются возможности решения правительственных задач, создается негативный имидж таможенников в обществе).
Проблема борьбы с проявлениями коррупции в деятельности таможенных органов остается актуальной и сейчас, несмотря на все законы и усилия. Чтобы вылечить болезнь, нужно понять ее причины.
Но к сожалению, на сегодняшний день основной упор по-прежнему делается на борьбу с последствиями коррупции, при этом причины коррупции остаются практически без внимания.
Анализ правоохранительной информации подразделений по противодействию коррупции таможенных органов за 2012-2017 гг. показал, что размеры взяток, предлагаемых таможенникам, зачастую составляют солидные суммы, что не может не выступать соблазном для их получения [3].
В настоящее время противодействие коррупции в таможенных органах РФ характеризуется следующими специфическими особенностями: коррупция происходит в ходе непрекращающегося реформирования таможенных органов РФ, а также изменения таможенного, уголовного и уголовно-процессуального законодательства.
Также главные причины коррупции, помимо свойств человеческой природы, русских традиций, терпимости населения к этому явлению, и его неверию в эффективность правоохранительных органов, в деятельности таможенных органов заключаются в следующем:
1. Несовершенство законодательства, в том числе таможенного.
Так даже основополагающий документ, регламентирующий систему правоотношений сфере таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности, Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) [1], вступивший в силу с 2 января 2018 г. содержит массу отсылочных норм к законодательству государств-членов или к решениям Евразийской экономической комиссии, что относится к коррупциогенным факторам, поскольку усложняется изучение и использование положений таможенного законодательства как должностными лицами таможенных органов, так и субъектами таможенных правоотношений.
Коррупциогенность данного фактора состоит также и в том, что законодатель предоставляет полномочному органу в области таможенного дела (ФТС России) более конкретное регулирование тех или иных отношений, в том числе путем издания соответствующих актов, чем провоцирует его на создание условий, удобных последнему, зачастую в ущерб интересам участникам ВЭД и гражданам. Так законодательством государств-членов о таможенном регулировании может быть установлен менее продолжительный срок принятия предварительного решения о классификации товара (статья 25 ТК ЕАЭС и др.).
В ряде статей ТК ЕАЭС используется слово «иные» (ст.14, 51, 52, 62, 63. 67, 68 и др.), что предоставляет возможность безграничного нормотворчества и, в конечном счете, ослабляет значимость самого первоисточника - самой статьи ТК ЕАЭС, в которой содержится такая отсылочная норма.
Кроме того, регламентация ряда важнейших таможенных процедур на уровне государств-участников таможенного союза может привести как к разнообразному правовому регулированию, так и к отсутствию единообразия в рамках реализации тех или иных норм. Это может привести к тому, что бизнес оперативно будет реагировать на различия в нормативных документах и искать всевозможные способы для применения законодательства того государства, которое выгодно ему для минимизации таможенных издержек.
Также несовершенство правовой базы допускает возможности различной трактовки и субъективного подхода к определению, например, таможенной стоимости, размеров штрафных санкций и т.д. Так, предусмотренные российским законодательством максимальные размеры санкций за некоторые виды нарушений таможенных правил достигают двух-трехкратной стоимости самих товаров и транспортных средств, являющихся предметом административного правонарушения, что часто значительно превышает реальные возможности участника внешнеторговой деятельности по их оплате. Эти обстоятельства позволяют недобросовестным должностным лицам таможенных органов и участникам ВЭД «договариваться» с учетом взаимной выгоды, минуя государственные интересы. Наглядным примером этого может служить уголовное
дело, возбужденное по ч. 5 ст. 290 УК РФ («Получение взятки вкрупном размере») в отношении начальника отдела административных расследований одного из таможенных постов Московской областной таможни по факту получения взятки в размере 10 ООО долларов США от представителя коммерческой организации за смягчение штрафных санкций и ускорение проведения административного расследования [4].
2. Сложность системы документооборота, учета и контроля и бюрократизация процедур.
Вместо создания благоприятных условий для добровольной выплаты налогов импортерами и экспортерами часто вводятся многочисленные формы документации или процедуры оформления, которые требуют обращения к множеству различных сотрудников и посещения целого ряда учреждений, в каждом из которых для облегчения процедуры обработки документации может предполагаться уплата определенного вознаграждения.
Так для выпуска товара, кроме собственно прохождения таможни, предприятие зачастую вынуждено получать массу разрешений, заключений, разрешающих штампов и сертификатов других контролирующих служб: ветеринарной, фитосани-тарной, экологической, санитарно-эпидемиологической. Очень часто получение этих разрешений не только занимает дополнительное время (превышающее само таможенное оформление), но и становится причиной задержек пропуска товаров и коррупции в государственных органах.
Целесообразно внедрение механизма «единого окна» в соответствии с рекомендациями Комитета ООН по упрощению торговли. «Единое окно» предполагает, что при пересечении границы предприятие общается только с одним государственным органом - таможней. При этом прохождение всех других контрольных процедур и получение разрешений от ветеринаров, санитаров и других должна организовать сама таможня. Поскольку при получении разрешений с представителями других контролирующих служб общается такой же государственный орган (таможня), коррупция становится по определению невозможной. В настоящее время действует уже система межведомственного электронного взаимодействия, но не со всеми еще контрольными службами.
3. Довольно низкая социальная защищенность сотрудников таможенных органов, понижающийся вследствие инфляции жизненный уровень, низкие заработные платы.
Можно согласиться с доводами А. Ступни-кова, что основной объем работы (совершение таможенных операций, проведение таможенного контроля и др.) лежит на таможенниках, имеющих статус государственных гражданских служащих. Наличие существенного различия в правовом положении, льготах, денежном довольствии между сотрудниками таможенных органов и государственными гражданскими служащими влияет и на причины совершения коррупционных правонарушений. Государственные гражданские
служащие таможенных органов наиболее часто совершают правонарушения коррупционного характера на таможенных постах при совершении таможенных операций, что обусловлено дисбалансом между относительно невысокой оплатой труда и огромной ответственностью при таможенном оформлении и таможенном контроле [6]. Заработная плата инспектора таможенного поста в настоящее время колеблется в пределах 25 тысяч рублей.
4. Конфликт интересов.
В определении конфликта интересов, данном в ФЗ «О противодействии коррупции» [2], под личной заинтересованностью государственного понимается только возможность получения государственным служащим при исполнении должностных обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц. При этом коррупционеры могут получать для себя или для третьих лиц услуги неимущественного характера - те преимущества, которые не имеют номинальной стоимости и не могут быть оценены в денежном эквиваленте, т.е. в данном определении отсутствует ссылка на то, что личная заинтересованность может проявляться и в получении нематериальных благ.
Так к правонарушениям, которые в значительной мере являются частными проявлениями конфликта интересов относятся: использование в целях, не связанных с исполнением обязанностей государственной службы, финансовых средств государственного имущества; получение гонораров за публикации и выступления, связанные с исполнением обязанностей государственной службы; получение от физических и юридических лиц вознаграждения (подарков, денежного вознаграждения, ссуд, услуг, оплаты развлечений, отдыха, транспортных расходов и иных вознаграждений), связанных с исполнением обязанностей государственной службы; выезд в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц; использование служебного положения в интересах политических партий, иных общественных и религиозных объединений, а также для пропаганды отношения к ним.
До сих пор у ряда должностных лиц таможенных органов, проходящих службу на должностях категории руководители, проходят службу в одном и том же таможенном органе (подчиненном таможенном органе) или работают в организациях составляющих внешнеэкономическую деятельность (являются таможенным представителем) в регионе деятельности таможенного органа, лица, с которыми связана личная заинтересованность должностного лица.
5. Нехватка профессионализма у сотрудников и несоответствие их уровня современным требованиям.
Так неопределенность положения, связанная с отменой льгот и изменением статуса (переводом большей части личного состава на должности государственных гражданских служащих), постоянные
Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) #8 (53), 2018 организационно-штатные мероприятия в таможенной системе, заключение контрактов с сотрудниками о службе в таможенных органах на короткие сроки (преимущественно на 1 год) усилили отток из таможенных органов квалифицированных, опытных сотрудников, которые зачастую попадают в коммерческие структуры, действующие в околотаможенной сфере, и используют полученные ими знания, практический опыт и связи в таможенных органах.
Также имеют место быть нарушение справедливости при продвижении по карьерной лестнице, покровительство по службе, протекционизм при приеме на службу знакомых, но далеко не профессиональных сотрудников.
6. Слабый контроль и надзор за деятельностью служащих и должностных лиц таможенных органов, при этом проблема ненадлежащего контроля заключается не только в некачественной работе надзирающих органов, но иногда и в сложной структурной организации некоторых органов власти.
Слабый социально-правовой контроль, не обеспечивающий неотвратимость наказания за нарушения законодательства.
Так при принятии решения о получении взятки или ином законодательном действии человек учитывает опасность быть пойманным, и, если такой риск незначителен, большее число лиц оказываются готовыми его принять.
Слишком часто работа в таможенных органах рассматривается как непродолжительное занятие, позволяющее быстро обогатиться, а не как профессиональная долгосрочная карьера.
7. Отсутствие эффективных дисциплинарных
мер.
Важным фактором, препятствующим коррупции, являются различного рода санкции. Если наказания недостаточно жестки и не всегда применяются в случае выявления случаев подкупа (дисциплинарные меры), они оказываются недейственными в снижении степени коррумпированности должностных лиц таможенных органов.
Целесообразно ввести административную ответственность за правонарушения, создающие условия для коррупционных правонарушений, вместо дисциплинарной ответственности, установленной в законодательстве для государственных служащих и сотрудников таможенных органов.
8. Низкий уровень образования и правового сознания общества.
Из-за низкого уровня правовой культуры и отсутствия правового режима доступа к информации, т.к. много издается нормативных документов ведомственного характера и официально не публикуются, участники ВЭД не в полной мере обладают знаниями о своих правах, в связи с чем, порой легче пойти на поводу у служащих таможенных органов, чем активно защищать свои интересы.
Правовое сознание граждан надо воспитывать на ранних стадиях, например в школе, путем разъяснения детям, что такое долг перед своей страной, честь, достоинство и какие последствия влечет за
Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 8 (53), 2018 собой их нарушение, приучая их тем самым к чувству ответственности.
Так неблагоприятная обстановка, способствующая развитию у человека коррупционных взглядов, может складываться у него и на работе. Если, к примеру, человек трудоустраивается на должность и попадает при этом в коллектив, где коррупционные схемы являются чем-то обыденным в повседневной деятельности, то велика вероятность того, что вновь прибывший сотрудник также будет подвержен коррупционному влиянию. Иногда бывает так, что в коррупционных схемах участвуют абсолютно все сотрудники отдела или таможенного поста вплоть до руководства.
Мотивами для самооправдания взяточничества должностными лицами таможенных органов могут являться:
- позиционирование себя в качестве жертвы обстоятельств;
- благодарность за быстрое решение вопроса;
- вымогательство взятки не рассматривается как противоправное деяние (т.е. мышление по типу: все они воры, от налогов уклоняются, взять деньги у такого человека поэтому не стыдно и не причиняет вред обществу);
- мнение корпоративного характера (т.е. мышление по типу: «берут все», поэтому зачем быть «белой вороной») [5].
Решение этих, а также иных причин возникновения коррупции требует тщательного и спланированного подхода. Современная государственная политика противодействия коррупции должна быть направлена не только на необходимость строго наказания коррупционеров, но и на уделение внимания правильному воспитанию кадров таможенной службы. Прохождение службы в таможенных
органах должно компенсироваться достойным государственным жалованьем и гарантиями, обеспечивающими стабильность, продвижение по службе. Несомненно, необходимы целенаправленные усилия не только со стороны государства в целом, но и гражданского общества и граждан в частности.
Список литературы
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза // Официальный сайт Евразийского экономического союза http ://www. eaeunion.org/, 12.04.2017.
2. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N° 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228.
3. Информационные материалы о результатах работы подразделений по противодействию коррупции таможенных органов Российской Федерации за 2012-2017 годы. - Режим доступа: http ://www. customs.ru
4. Информационные материалы о результатах работы подразделений по противодействию коррупции таможенных органов Российской Федерации за 9 месяцев 2014 года. Режим доступа: http://www.customs.ru.
5. Пустозеров А.И. Психологическое обеспечение антикоррупционной деятельности должностными лицами таможенных органов // Ученые записки Санкт-Петербургского им. В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2014. № 3 (51). С.106.
6. Ступников А. Субъективно о коррупции в таможенных органах // ЭЖ-Юрист. 2013. № 21. -Режим доступа: СПС Консультант плюс
ПРАВОВЫЕ КОЛЛИЗИИ В РОССИЙСКОМ И МЕЖДУНАРОДНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ПО ВОПРОСАМ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОХИЩЕННЫХ ДЕТЕЙ: ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ АСПЕКТ_
Коноплянникова Т. В.
Доцент кафедры гражданского права и процесса, кандидат педагогических наук,
доцент, г. Оренбург Бардина Татьяна Алексеевна Студент 4 курса юридического факультета ОГУ, г. Оренбург
Иванов Алексей Алексеевич Студент 4 курса Юридического факультета ОГУ, г. Оренбург
АННОТАЦИЯ
В данной статье рассматриваются некоторые процессуальные аспекты, связанные с возникновением и решением правовых коллизий по вопросам защиты прав и интересов похищенных детей в российском и зарубежном законодательстве, представлен анализ материалов судебной практики.
ABSTRACT
This article discusses issues related to the procedural aspects of emergence and resolution of legal conflicts in matters related to the protection of the rights of abducted children in Russian and in foreign legislation, the analysis of judicial practice is given.
Ключевые слова: права детей, защита, правовые коллизии, международное законодательство, российское законодательство, процессуальные аспекты.
Keywords: children's rights, protection, legal conflicts, international law, russian law, procedural aspects.