Научная статья на тему 'Современные технологии борьбы с коррупцией в таможенной сфере'

Современные технологии борьбы с коррупцией в таможенной сфере Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1468
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ВЗЯТКИ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ТАМОЖНЯ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА / МЕТОДЫ БОРЬБЫ / CORRUPTION / BRIBERY / CRIME / CUSTOMS / FEDERAL CUSTOMS SERVICE / METHODS OF STRUGGLE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лопаткина Е. С., Афонин Д. Н.

В статье проводится исследование и разработка научно обоснованных мер информационно-технического обеспечения таможенного контроля для борьбы с коррупцией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern technologies for fighting corruption in customs area

The article presents research and development of evidence-based interventions and technical support of customs controls to combat corruption.

Текст научной работы на тему «Современные технологии борьбы с коррупцией в таможенной сфере»

Современные технологии борьбы с коррупцией в таможенной сфере Modern technologies for fighting corruption in customs area

Лопаткина Е. С.

Студент 1 курса магистратуры ф-т юриспруденция Санкт-Петербургского им. В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии РФ, г. Санкт-Петербург E-mail:[email protected]

Афонин Д.Н.

преподаватель кафедры технических средств таможенного контроля и криминалистики в Санкт-петербургском им. В.Б. Бобкова филиале Российской таможенной академии,

д-р мед. наук РФ, г. Санкт-Петербург E-mail: dnafonin@gmail. com

Lopatkina E.

1st-year student master Faculty of law St. Petersburg name VB Bobkov branch Russian Customs Academy Russian Federation, Saint Petersburg E-mail: katerina20063@rambler. ru

Afonin D.

Professor department of Technical customs control and criminology in St. Petersburg name VB Bobkov branch Russian Customs Academy Russian Federation, Saint Petersburg E-mail: dnafonin@gmail. com

Аннотация.

В статье проводится исследование и разработка научно обоснованных мер информационно -технического обеспечения таможенного контроля для борьбы с коррупцией. Annotation.

The article presents research and development of evidence-based interventions and technical support of customs controls to combat corruption.

Ключевые слова: коррупция, взятки, преступления, таможня, Федеральная таможенная служба, методы борьбы.

Keywords: corruption, bribery, crime, customs, Federal Customs Service, the methods of struggle.

Опасность коррупции в таможенной сфере заключается не только в экономических потерях, характеризующихся недополучением сумм налогов и сборов в федеральный бюджет. Коррупция негативно отражается на бизнес-сообществе, в котором создается недобросовестная конкуренция, возникают дополнительные издержки и затраты. Кроме того, коррупция отрицательно влияет на функционирование самой таможенной системы, подрывая правовые основы таможенного администрирования, создавая предпосылки

негативного морально-психологического климата в коллективах и отрицательного влияния на имидж таможенников в обществе.

Для борьбы со взяточниками в структуре Федеральной таможенной службе (далее - ФТС) созданы специальные подразделения, которые осуществляют проверки сотрудников таможни на предмет оказания ими прямого содействия криминальным структурам в контрабандном перемещении товаров, уклонении от уплаты таможенных пошлин и платежей и в совершении иных преступлений и правонарушений.

Так, в 2016 году по материалам подразделений по противодействию коррупции ФТС возбуждено 403 уголовных дела, что на 32% больше, чем в 2015 году. Из них по преступлениям коррупционной направленности возбуждено 195 уголовных дел. Вместе с тем, в данной сфере велика латентность взяточничества, в связи с чем количество преступных деяний не ограничивается приведенными данными.

Снижение криминогенности коррупционных преступлений в таможенной сфере требует комплексного подхода к решению указанных проблем и обуславливает необходимость исследования вопросов, связанных с совершенствованием информационно-технического обеспечения таможенного контроля как фактора борьбы со взяточничеством в таможенной сфере.

Целью работы являются исследование и разработка научно обоснованных мер информационно -технического обеспечения таможенного контроля для борьбы с коррупцией.

Действующей системе мер противодействия коррупции в таможенных органах присущи такие недостатки, как отсутствие концепции обеспечения собственной безопасности таможенных органов, несовершенство ведомственной нормативно-правовой базы по противодействию коррупции, отсутствие механизма взаимодействия ФТС России со службами стран-участниц ЕАЭС по вопросам противодействия коррупции, недостатки кадровой политики таможенных органов и ряд других.

По данным различных исследователей, прослеживаются общие условия, осложняющие борьбу с коррупцией и способствующие ее развитию, к которым можно отнести:

- отсутствие четкой законодательной базы для борьбы с коррупцией;

- неисполнение законов и низкий уровень правосознания и нравственного климата в стране, потеря нравственных ориентиров, когда преступники выглядят «образцами для подражания»;

- высокий уровень коррумпированности государственного аппарата и бизнеса в целом;

- недостатки в подборе, изучении и расстановке кадров;

- недостаточная оплата труда;

- отсутствие четкой регламентации действий таможенника и должного контроля за его работой, способствующее недобросовестному отношению к служебным обязанностям и нарушениям дисциплины, недостаточная личная примерность руководителей таможенных органов;

- низкий уровень воспитательно-профилактической работы руководителей всех уровней;

- кадровый протекционизм (родственный, земляческий, приятельский, корпоративный, национальный), позволяющий недобросовестным участникам ВЭД и коррумпированным таможенникам продвигать на должности своих людей и с их помощью выстраивать коррупционные схемы, извлекая незаконные прибыли;

- покровительство как несправедливое поощрение денежными средствами, материальными или иными благами лиц или групп лиц на основе существующих отношений, а не за заслуги в службе;

Применение метода экспертных оценок позволило нам определить составные элементы структуры взяточничества, совершаемого в таможенной сфере, к которым относятся: количественные параметры взяточничества в таможенной сфере; уровень латентности взяточничества в таможенной сфере; обусловленность дачи-получения взятки, то есть, совершение действий (бездействие), за которые передается -получается взятка; способ совершения взяточничества; место передачи взятки; сумма передаваемых взяток.

По должностному положению сотрудников таможенных органов, получивших взятку, условно можно разделить на две группы: организующих, контролирующих и непосредственно осуществляющих таможенные операции, процедуры, таможенный контроль и т.п. По результатам проведенного исследования данная группа составила - 88,2%; осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, расследование, в том числе административное, борьбу с контрабандой и другие правоохранительные функции - 11,8%. Первая группа взяточников может быть классифицирована на более мелкие подгруппы по такому основанию как уровень системы таможенных органов. Вторая группа должностных лиц таможенных органов, получивших взятку и осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, расследование, в том числе административное, борьбу с контрабандой и другие правоохранительные функции, может быть классифицирована на несколько подгрупп по такому основанию как вид деятельности.

В качестве посредника в 63,6% от общего количества изученных посредников выступали работники таможенных органов, в 18,2% - бывшие работники таможенных органов, в 18,2 - лица, знакомые с работниками таможенных органов. Участие в большинстве случаев в качестве посредников работников таможенных органов либо бывших сотрудников, в определенной степени свидетельствует о коррупционной системе вымогательства взяток в таможенных органах.

Высокий уровень коррупции в таможенной сфере обусловлен и объективными, и субъективными факторами. К первым относятся: активное воздействие со стороны ОПГ и отдельных криминальных элементов на должностных лиц таможенных органов с целью их втягивания в противоправную деятельность; несовершенство организации таможенного оформления и контроля и высокая степень сложности технологических процессов в сфере таможенного дела; недостатки правового характера; недостатки

организационно-управленческого характера; обстоятельства социального характера; К числу обстоятельств субъективного характера относятся: нравственно-психологические, моральные факторы; незаинтересованность таможенных органов в искоренении таможенных преступлений, в том числе взяточничества; низкая эффективность ведомственного контроля за повседневной деятельностью таможенных органов, недостатки в подборе и расстановке кадров, порождающие нарушения трудовой и служебной дисциплины, отклонения от действующих технологий таможенного контроля; низкий уровень расследования данной категории уголовных дел.

Проведенное нами исследование позволило раскрыть характеристику субъектов предупреждения взяточничества в таможенной сфере, к которым отнесены: руководители таможенных органов и их структурных подразделений; кадровые службы таможенных органов; управление по противодействию коррупции; граждане, выезжающие или приезжающие из-за рубежа, а также участники ВЭД; органы суда и прокуратуры; подразделения контроля соблюдения законности, действующие в структуре оперативной таможни, а также меры, осуществляемые ими.

В результате проведенного нами кластерного анализа на основе анкеты по определению уровня экстраверсии, лживости и удовлетворенности своим финансовым положением, получилось разбить всех анкетируемых на три группы: с высоким уровнем склонности к коррупции, низким и среднем. Дискриминантный анализ позволил подтвердить правильность классификации, которая составила 90,3% и разработать формулы, по которым зная уровни экстраверсии, лживости и удовлетворенности своим финансовым положением ДЛТО можно отнести к определенному уровню склонности к коррупции. По результатам пробит-анализа было выяснена сумма, от которой не сможет отказаться ДЛТО удовлетворенный и неудовлетворенный своим финансовым положением.

На основе проведенных исследований была разработана компьютерная программа, которая может использоваться в таможенных органах для людей, претендующих на занятие вакантных должностей.

Нами разработана методика для оценки коррумпированности таможенных органов на основании анкетирования участников ВЭД, по результатам проведения которой может приниматься серьезные дисциплинарные взыскания в отношении руководителей таможенных органов, вплоть до увольнения.

Список использованной литературы

1. Антонян Ю. М. , Эминов В. Е. Личность преступника. Криминолого-психологическое исследование. // М.: НОРМА : ИНФРА-М, 2010

2. Воронцов С.А., Михайлов А.Г. О роли средств массовой информации в противодействии коррупции // Философия права. 2012.- №2. - С. 109-114

3. Воронцов С.А. О факторах, снижающих эффективность оперативно-розыскного противодействия коррупции // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2014. - №6.

4. Гармаев Ю.П. Должностные преступления в таможенных органах // М.: ООО Издательство «Юрлитинформ», 2002

5. Гребенюк Р. А. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика взяточничества // Ставрополь, 2004

6. Гриненко А. В. Международный и зарубежный опыт борьбы с коррупцией // Коррупция и борьба с ней. М., 2000

7. Федоренко Д.Н. Противодействие коррупционным преступлениям в таможенных органах России: современное состояние и перспективы // Таможенное дело. 2014. - № 2

8. Шумилов А.Ю. Противодействие коррупции в таможенных органах Российской Федерации: учебное пособие // М.: издательский дом Шумиловой И. И., 2012

9. Юрковский А.В. Правовые основы противодействия коррупции: учеб. пособие / А.В. Юрковский, К.Н. Евдокимов, В.М. Деревскова. - Иркутск: Иркут. юрид. ин-т (филиал) Академии Генеральной прокуратуры РФ, 2012

10. Статистические данные Министерства финансов Российской Федерации за 2015 г. [Электронный ресурс]: официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://minfin.ru/ (дата обращения - 26.01.2016)

11. Статистические данные Федеральной таможенной службы Российской Федерации за 2015 г. [Электронный ресурс]: официальный сайт Федеральной таможенной службы Российской Федерации. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://customs.ru/ (дата обращения - 26.01.2016)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.