Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 16, №2(4), 2014
УДК 159.9.072.42
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ УСТАНОВОК МОЛОДЕЖИ В ПЕРИОД КРИЗИСНЫХ ЯВЛЕНИЙ В ОБЩЕСТВЕ
© 2014 Н.Н.Ярушкин1, Н.Н.Сатонина2, В.В.Шарапов3
1,3 Поволжская государственная социально-гуманитарная академия. Самара 2Самарский государственный технический университет
Статья поступила в редакцию 25.09.2014
Статья посвящена анализу особенностей социальных установок студентов города Самары, сформировавшихся под влиянием восприятия событий, связанных с политическим кризисом на Украине. Рассматривается структура социальных установок студентов и содержание каждого компонента этих установок. Выявлены некоторые негативные аспекты социальных установок. Исследуются факторы, оказывающие влияние на формирование социальных установок студентов.
Госзадание Минобрнауки РФ №25.1028.2014/к «Социальная психология религиозного (конфессионального), этно-национального, правового и регуляционно-управленческого сознания в современной России». Ключевые слова: молодежь, политический кризис, представления, социальные установки, структура установок, психологические и социальные факторы социальных установок, молодежная политика.
События, связанные с политическим кризисом на Украине, стали своеобразным водоразделом в международной политике и международных отношениях. Противоречивая внутренняя и внешняя политика украинского государства с момента обретения своей независимости во многом стали определяющим фактором столкновения интересов западных стран, в первую очередь США, и России, всегда рассматривающую эту страну самой близкой по историческим, культурным, духовным, экономическим и другим критериям.
Тем не менее, благодаря «стараниям» правящей верхушки Украины и ее стремлению к украинизации населения, эта страна постепенно духовно отдалялась от России. Сокращение культурных контактов населения двух стран, преднамеренное искажение истории Украины, героизация лидеров украинских националистических движений негативным образом отразилось на взаимных представлениях людей этих стран и, в первую очередь, молодежи. В новых исторических, социальных и экономических условиях у украинской молодежи постепенно формировался враждебный образ России, что не могло не проявиться в агрессивном социальном поведении ее представителей в период политического кризиса. В то же время важно понять, какие представления об украинском
Ярушкин Николай Николаевич, доктор психологических наук, профессор кафедры общей и социальной психологии. E-mail: E-mail: nyarushkin@mail. ru Сатонина Неля Николаевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры экономики и управления организацией. E-mail: nn satonina@rambler. ru Шарапов Вячеслав Викторович, кандидат исторических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии. sharapov61@mail. ru
обществе сложились у российской молодежи и особенно у студенческой молодежи, как наиболее динамичной ее части. В перестроечный период процесс социализации российской молодежи во многом происходил весьма спонтанно без четко выраженной молодежной политики. Декларируемая политика дружбы с соседними государствами не подкреплялась непосредственными международными контактами молодежи, образовался своеобразный вакуум в сознании молодежи относительно не только дальнего, но ближнего зарубежья. Это способствует еще большему отчуждению представителей близких народов. Вот почему изучение взаимных социальных установок является весьма актуальной проблемой, решение которой может помочь исправлению сложившейся ситуации. В данной статье предметом исследования является выявление содержания социальных установок российской студенческой молодежи на примере студентов вузов г. Самары, что соответствует программе комплексного социально-психологического исследования. В опросе приняли участие 100 студентов самарских вузов.
Основная цель проведенного опроса студентов заключалась в определении их отношения не только к текущим событиям на Украине, но и отношения к истории и культуре этой страны, ее народу. Кроме того, важно было выяснить, в какой степени эти установки могут оказывать на возможное поведение опрашиваемых. Понятие социальная установка трактуется в психологической науке как общая ориентация человека на определенный социальный объект, предшествующая действию и выражающая предрасположенность действовать определенным образом относительно дан-
ного объекта. Известный американский социальный психолог Д.Майерс считает, что установка - это благоприятная или неблагоприятная оценочная реакция на что-либо или кого-либо, которая выражается во мнениях, чувствах и целенаправленном поведении1. В социальной психологии установка используется при изучении отношений личности как члена группы к тем или иным социальным объектам, механизмов саморегуляции, устойчивости и согласованности социального поведения, процесса социализации и изменения установок, например под влиянием пропаганды, а также при прогнозировании возможных форм поведения личности в определенных ситуациях. Социальная установка является сложным психологическим феноменом, обладающим своей структурой, компоненты которой дают представление об особенностях этой установки и позволяют с определенной степенью вероятности прогнозировать социальное поведения индивида.
М.Смитом была предложена трехкомпо-нентная структура аттитюда (социальной установки), в которой он выделил: а) когнитивный компонент (осознание объекта социальной установки); б) аффективный компонент (эмоциональная оценка объекта, выявление чувства симпатии или антипатии к нему); в) поведенческий (конативный) компонент (последовательное поведение по отношению к объекту)2. Таким образом, социальная установка определяется как осознание, оценка, готовность действовать. В психологии социальные установки рассматриваются в качестве важных психологических механизмов социального поведения личности. Современные ученые признают наличие взаимосвязи между социальными установками и последующим социальном поведении личности, которая в реальном поведении проявляется в более сложной форме, на что указывает, в частности, диспозиционная концепция В.Ядова3. Поэтому изучение социальных установок как отдельных индивидов, так и различных социальных групп имеет важное практическое значение, так как позволяет делать вероятностный прогноз относительно их будущего поведения.
В условиях бифуркационных процессов, протекающих в современном мире, важно не только систематически осуществлять подобный
1
Майерс Д. Социальная психология/Пер. с англ. -СПб: Питер, 1997. - 668 с.
2 Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 376 с. - С.293.
3 Ядов В.А. Социологическое исследование. Методология. Программа. Методы. - М.: Наука, 1987. - 237 с.
прогноз по разным категориям населения, но и учитывать, а также, по возможности, позитивно влиять на стихийно формирующиеся социальные установки. Одной из таких очень значимых категорий населения, безусловно, является современная молодежь, которая будет определять ближайшее будущее человечества. Вот почему весьма актуально изучение психологических механизмов, определяющих настоящее и будущее социальное поведение молодого поколения. В то же время важно осознавать, что изучение процесса формирования социальных установок молодежи сопряжено со значительными трудностями. Во-первых, следует учитывать возрастные психологические особенности молодежи, к которым можно отнести: нередко излишнюю категоричность и максимализм, повышенную подверженность внешним влияниям, недостаточную информированность, несформированность системы ценностных ориентаций и мировоззренческих позиций. Во-вторых, процесс социализации молодежи, в рамках которого формируются социальные установки, происходит в усложненных условиях переходного этапа развития общества. Для этих условий характерно явление аномии, то есть безнормности, когда прежние социальные нормы и ценности не в полной мере соответствуют реалиям сегодняшнего времени, а новые находятся в стадии становления и поэтому еще не могут выступать эффективными регуляторами социального поведения личности. Этот факт усугубляется отсутствием достаточно эффективной молодежной политики в масштабах страны, в рамках которой должно уделяться больше внимания повышению информированности молодежи в вопросах истории, национальной культуры, текущих событий стран, ранее входивших состав СССР.
Изучение особенностей социальных установок молодежи по актуальным современным проблемам позволяет выявить не только степень общей осведомленности молодежи по этим проблемам (когнитивный компонент социальных установок) и определить их эмоциональное отношение к ним (аффективный компонент), но и делать вероятностный прогноз относительно готовности данной категории населения к конкретным действиям (конативный компонент). Это, в свою очередь, предоставляет возможность своевременно корректировать нежелательные тенденции в процессе формирования социальных установок молодежи и ее социальном поведении, а также в определенной степени компенсировать отсутствие достаточно четкой современной молодежной политики.
Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 16, №№2(4), 2014
Для выявления особенностей социальных установок молодежи использовалась выборка, состоящая из 100 студентов нескольких вузов г. Самары. Цель исследования состояла в изучении содержания социальных установок студентов в отношении злободневной проблемы, волнующей многих россиян - кризиса на Украине. Прежде всего, определялось содержание когнитивного компонента изучаемых социальных установок, который проявляется в уровне осведомленности студентов относительно рассматриваемых событий и их участников. Был задан вопрос: «Что послужило поводом для начала политического кризиса на Украине? С каких событий начался политический кризис на Украине?». Многие опрошенные (64%) студенты увязывают начало этих событий с решением руководства Украины вступить в Евросоюз, а затем приостановить это вступление. 79% опрошенных студентов проявили должную осведомленность по вопросу «В каком городе Украины начались эти события», что, впрочем, неудивительно при их широком освещении в отечественных СМИ. В то же время студенты вузов проявили информационную беспомощность при попытке обозначить всех украинских президентов и очередность их правления. Правильный ответ дали лишь 33%. Многие (79%) правильно назвали последнюю правящую политическую партию на Украине - «Партию регионов». Достаточно точно студенты представляют истинные причины политического кризиса на Украине: 68%
- вмешательство Запада, 60% - действия экстремистов, 58% - слабое политическое руководство, 35% - высокий уровень коррупции, 28%
- тяжелое экономическое положение, 18% -действия олигархов. Многие опрошенные студенты (72%) смогли правильно обозначить, по чьей инициативе в свое время Крым перешел от России к Украине. Это было не так сложно сделать, учитывая широко обсуждаемую в настоящее время в СМИ данное событие прошлого. В значительно меньшей мере это удалось сделать студентам, отвечая на вопрос: «Какие области Украины отказались подчиниться киевским властям», хотя это тоже широко обсуждаемое в СМИ политическое явление. Только 59% студентов дали правильный ответ при 41% неправильном ответе. В то же время 89% опрошенных правильно отметили, что эта власть использовала государственный переворот, отстранив законного президента.
К сожалению, степень осведомленности современных студентов резко снижается, когда речь заходит не о текущих широко обсуждаемых в СМИ событиях, а об отдаленных исторических событиях. Так, 95% опрошенных не
смогли назвать национального героя Украины, способствовавшего ее воссоединению с Россией; 95% - не знают, когда Западная Украина была присоединена к СССР; 71% - не смогли назвать фамилию лидера западных украинских националистов во время и после Великой Отечественной войны. Никто из опрошенных (100%) не смог ответить на вопрос «В каком городе Украины в годы войны действовала подпольная «Молодая гвардия». Все это свидетельствует, что содержание когнитивного компонента социальных установок студенческой молодежи относительно соседнего государства оставляет желать лучшего. Причины могут быть разными: с одной стороны, недостаточно качественное школьное образование, которое должно формировать общую культуру и грамотность молодого поколения; с другой, недостаточная информация, получаемая из СМИ, которые длительное время, включая советский период, откровенно замалчивали негативные процессы, протекающие на Западной Украине, опасаясь обострения межнациональных отношений. В то же время неполная или «приглаженная» информация об объекте социальных установок способствуют их деформации.
Анализ особенностей аффективного компонента социальных установок студентов относительно украинских событий тоже указывают на ряд проблем. Опрос показал, что события на Украине затрагивают каждого опрошенного студента, хотя и в разной степени. Так 30% отметили, что эти события очень интересуют и волнуют их, 63% - эти события в определенной степени их интересуют и волнуют, 5% -не интересуют и не волнуют, 3% - ничего о них не знают и не хотят знать. Видимо постепенное охлаждение взаимоотношений между двумя странами отразилось и на личностном уровне: лишь 3% студентов с большой симпатией относятся к Украине, 30% - со средним уровнем симпатии, 35% - с безразличием, 25% - негативно. Конечно, на эти не радующие цифры не могли не отразиться последние события на Украине и наглядные свидетельства антироссийской истерии в этой стране. Отсюда негативные перемены в восприятии студентами образа этой братской страны. На вопрос «Каким для Вас представляется образ современной Украины?» только 10% отметили, что это братская дружественная страна, 58% - это нейтральная страна и 32% - это страна-соперница. В связи с этим у студенческой молодежи складывается весьма пессимистическое мнение относительно будущих взаимоотношений с этой страной. Только 40% опрошенных считает, что в будущем Украина будет союз-
ницей России, столько же (40%) полагает, что она будет союзницей США и 20% - союзницей Евросоюза. При этом многие опрошенные студенты вполне отчетливо осознают, что события на Украине не могут не затронуть тесно связанную с ней экономику России: 62% опрошенных считает, что эти события затронут экономику России, 28% - не могли определиться с оценкой последствий для экономики России и лишь 10% - полагают, что эти события не коснутся экономики России. В целом, можно констатировать, что у студентов складывается весьма настороженное отношение к братской стране, с которой у России до сих пор еще четко не определены границы.
Когнитивный и аффективный компоненты социальных установок студентов на события на Украине определяют конативный (регулятивный) компонент этих установок, что может существенно влиять на особенности их реального социального поведения и формирование их мнения относительно возможных действий России. Так, 39% опрошенных считает, что Россия должна оказывать помощь юго-восточной части Украины, 34% - что Россия не должна оказывать помощь, 17% - не определились с ответом. Из числа тех, кто считает, что такая помощь нужна, полагают, что она должна носить форму: военную - 8%, гуманитарную - 46%, военную и гуманитарную -46%. На вопрос «Должен ли, по Вашему мнению, Газпром снижать цену на газ для Украины?» 77% опрошенных высказались категорично «нет», 13% - высказались за снижение цены на газ и 10% затруднились с ответом.
Более гибкую позицию занимают опрошенные студенты в отношении своего личного участия в обсуждаемых событиях. Так 20% проявляют свою личную готовность чем-то помочь в нормализации ситуации на Украине и ее отношений с Россией, в то же время 30% - не готовы к этому, а 50% - еще не определились со своим мнением.
Опрос, проведенный среди студентов г. Самары, несмотря на ограниченную выборку, позволил выявить у данной категории молодежи определенные негативные тенденции в содержании сформировавшихся у них социальных установок, связанных с восприятием событий на Украине. Во-первых, выявлена недостаточная информированность молодежи о важных исторических событиях, участниками которых были Украина и Россия, что отражает недостатки системы школьного и высшего образования, а также неэффективную работу средств массовой информации. Во-вторых, зафиксировано весьма сдержанное отношение молодежи к соседней стране, очевидно, сформировавшееся не только под влиянием происходящих событий, но и повышенной концентрации внимания лишь на теневых сторонах жизни на Украине. В-третьих, определена ограниченная готовность студенческой молодежи оказывать какую-либо помощь этой стране. В-четвертых, полученные результаты указывают на недостаточно эффективную молодежную политикув обществе, которая в настоящее время приобретает особую значимость в связи с обострением внешне политической обстановки.
PSYCHOLOGICAL RESEARCH OF YOUNG PEOPLE'S SOCIAL ATTITUDES
IN CRISIS PERIODS
© 2014 N.N.Yarushkin1, N.N.Satonina2, V.V.Sharapov3°
1, 3 Samara State Academy of Social Sciences and Humanities. Samara 2Samara State Technical University
The article is devoted to the analysis of attitudes of students of Samara, adopted in response to the political crisis in Ukraine. The social attitude as a whole and the constituents of these attitudes as well are analyzed. The authors have identified some negative aspects of the attitudes. They have also studied the factors the students' attitudes come from.
Keywords: youth, political crisis, representations, social attitudes, structure of the attitudes, psychological and social factors of social attitudes, youth policy.
Nikolay Nikolayevich Yarushkin, Doctor of Psychology, Professor of Department of General and Social Psychology. E-mail: nyarushkin@mail. ru
Nelya Nikolayevna Satonina, Candidate of Psychological Sciences, associate professor of Department of Economics and Management. E-mail: nn satonina@rambler. ru
Vyacheslav Viktorovich Sharapov, Candidate of Historical Sciences, Associate professor of Department of General and Social Psychology. E-mail: sharapov61 @mail. ru