ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ PROFESSIONAL GROwTH AND DEVELOPMENT OF A PERSON
УДК/uDC 377+378:355.1 Г. В. Воробьев, Д. Г. Кочергин
G. Vorobiev, D. Kochergin
служба в вооруженных СИЛАХ РФ
И СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ КУЗБАССКОГО СТУДЕНЧЕСТВА
russian's military service
AND attitudes OF KEMEROVO REGION'S STuDENTS
Введение. Обеспечение национальной безопасности России невозможно без учета потребностей Вооруженных сил РФ в кадровых ресурсах. Для удовлетворения данных потребностей необходима положительная мотивация призывников на прохождение службы. При этом эффективность целенаправленного социального воздействия на мотивацию призывников зависит от того, учтены ли факторы, обусловливающие отношение молодежи к армии и военной службе. Оценить эти факторы можно путем исследования социальных установок. Цель настоящей работы — выявление и анализ установок наиболее многочисленной социальной группы молодежи призывного возраста в Кузбассе — студентов.
Методология. В работе использована теоретическая модель социальной установки М. Смита, включающая три взаимосвязанных компонента: аффективный, когнитивный и поведенческий. Для эмпирического исследования данных компонентов установок была разработана социологическая методика, предполагавшая возможность сопоставления мнения кузбасской молодежи о Российской армии с данными общероссийских опросов общественного мнения. Респондентами исследования стали студенты профессиональных образовательных организаций и высшей школы Кузбасса (n = 1 115).
Результаты исследования позволили установить, что кузбасское студенчество в целом одобряет деятельность российских Вооруженных сил РФ, высоко оценивает их боеспособность и считает необходимым существование сильной армии в современной России. При этом у студентов отмечена дифференциация социальных установок на службу в армии по модальности (позитивная, нейтральная, негативная), выделены различия в когнитивных компонентах установок студентов колледжей, техникумов и высшей школы.
Заключение. Проведенный анализ показал, что позитивные социальные установки на службу в армии в студенческой среде, как правило, являются устойчивыми, негативные установки — напротив, неустойчивыми, слабоинтернализованными индивидами. Поэтому повышение эффективности гражданско-патриотического воспитания способно оказать существенное влияние на формирование позитивного отношения российской и кузбасской молодежи к Вооруженным силам, в перспективе увеличив число молодых людей, желающих служить Отечеству.
Introduction. The national security of Russian Federation requires meeting the needs of manpower. However the satisfaction of manpower needs remains as an actual problem of modern Russian's state. The solution of this problem is a creation of measures for the development of positive motivation for taking part in the military service. An important element of these measures is a research of the youth's attitudes. The main intention of this paper is a revelation and an analysis of Kemerovo Region students' attitudes in the context of the military service.
Methodology. The students of Kemerovo Region professional education organizations become an object of this paper's social research (n = 1115). The selection of respondents is conducted by the quotum method. The quote parameters are a level of receiving education, gender and age of respondents. The sampling error is equal to 3.4 pct (p=0.05).
Results. The authors consider that Kemerovo Region's students approve Russian army's activity generally. The students rate highly the combat capability of the army and think that Russia must have a strong army to be successful in the social development. Even so a huge differentiation of students' attitudes regard of students' level of the receiving education is revealed in the end of the paper's research.
Conclusions. According to the research results, students' negative attitudes in the context of the military service appear as unstable, low-internalized personality traits. Thus an increasing of patriotic upbringing effectiveness in Russia and Kemerovo Region can make a positive influence on young peoples' relations to the participation in the military service.
Ключевые слова: Вооруженные силы РФ, Кузбасс, студент, молодежь, социальная установка.
Keywords: Armed Forces of Russian Federation, Russian army, Kemerovo Region, student, the youth, attitude, sociological research.
Введение
Вооруженные силы Российской Федерации наряду с другими институтами российского общества в пореформенный период были поставлены перед необходимостью радикальных изменений. Смена внешнеполитического курса, кризис и последующая стагнация экономики, трансформация ценностных ориентиров россиян и другие характерные тенденции 1990-х годов способствовали снижению боеспособности Вооруженных сил нашей страны, создав угрозу ее национальной безопасности.
Стремительная переориентация политического истеблишмента России на партнерские отношения с прежними геополитическими противниками, активно поддерживаемая последними, способствовала девальвации представления о сильной армии как основополагающем элементе успешного государства. Это привело к снижению государственных расходов на национальную оборону: к 1999 году совокупные расходы российского бюджета по этой статье составляли лишь 37,1 % от значения 1992 года [23]. Хроническое недофинансирование Вооруженных сил РФ негативно сказалось на их материально-техническом обеспечении и социальной инфраструктуре, при этом последовательно свертывалась и военная инфраструктура в целом: проходили конверсию или закрывались предприятия военно-промышленного комплекса, замораживались оборонные научные исследования, сокращался набор в военные образовательные организации.
Параллельно этим процессам изменялось отношение общества к Вооруженным ^лам. На фоне демилитаризации внешней политики России все более распространенным становился взгляд на армию как на непродуктивный институт, не нужный современному государству. Триумф либеральных ценностей в свою очередь способствовал обостренному восприятию противоречия между относительной свободой общества и полной несвободой солдат, естественными правами личности и их отчуждением в армии. Такие изменения происходили на фоне радикальной переоценки молодежью культурных ценностей предыдущих поколений, нарушения преемственности в передаче социокультурного опыта: в 1990-е годы молодежь утрачивает коллективистскую направленность своих жизненных ориентаций, все более тяготея к индивидуалистской ценностной системе, присущей западной культуре [7, с. 34]. Материальный достаток и высокий социальный статус в сознании молодежи становятся основными атрибутами маскулинности [5, c. 134], вытесняя и обесценивая значимость, в том числе, и службы в армии.
Вооруженные силы России к началу XXI века представляли собой остатки мобилизационной Советской армии — тысячи баз хранения, арсеналы, склады, многочисленные штабы и кадриро-ванные части, насчитывавшие около 10-12 тыс. танков и 1200 боевых самолетов [1, c. 158]. При штатной численности Вооруженных сил в 1,2 млн человек укомплектованных боевых частей, спо-
собных без дополнительной подготовки приступить к выполнению боевых задач, к началу второй войны в Чечне (1999-2009 гг.) в Российской армии не оказалось. Поэтому 66-тысячную войсковую группировку пришлось собирать из сводных батальонов и отдельных отрядов по всей России [14]. Престиж службы в армии по призыву в 1990-е годы существенно снизился. В отсутствие в казарме офицеров, занятых заработками на стороне, и по причине ликвидации системы армейских политработников, занимавшихся воспитательной работой среди военнослужащих, неуставные отношения в Российской армии приобрели угрожающие масштабы. Невыполнение установленных значений призыва молодых людей в ряды Вооруженных сил стало характерной чертой ежегодных призывных кампаний. При этом увеличение возможностей (как легальных, так и нелегальных) получить отсрочку сделало службу в армии фактически уделом молодых людей из малообеспеченных семей [1, с. 155].
Изменение негативной тенденции развития российских Вооруженных сил наметилось в 20002010-е годы. В соответствии с принятой в 2000 году Концепцией национальной безопасности Российской Федерации подъем военного потенциала государства признается одной из основных задач в области обеспечения национальной безопасности России [11 ]. От этой установки российское государство не отходит и в настоящее время. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года отмечается, что национальная безопасность обеспечивается путем развития и совершенствования военного потенциала государства, выделения на эти цели достаточного объема финансовых, материальных и иных ресурсов [12]. За 16 лет совокупные военные расходы России выросли в 3,4 раза, превысив в 2016 году сумму в 70 млрд долларов США [23]. По данным Минобороны России, к концу 2015 года оснащенность Вооруженных сил современными образцами техники и вооружения была доведена до 47 %, впервые количество военнослужащих рядового и сержантского состава по контракту превысило численность по призыву [13]. Изменились условия прохождения военной службы: срок службы по призыву был уменьшен с двух лет до одного года; солдаты полностью освобождены от всех хозяйственных работ, что позволило увеличить время на физическую подготовку до 25 часов в неделю (4-5 часов в день); улучшены условия проживания и питания военнослужащих; разработана новая военная форма и т. д. [17].
Исследования общественного мнения показывают, что за последние годы отношение российского общества к Вооруженным силам изменилось в лучшую сторону: в конце 2015 года абсолютное большинство россиян (82 %) одобряли действия Российской армии, тогда как в 2010 году доля положительно оценивающих армию не превышала 50 % [4]. Параллельно росту одобрения армии в целом растет и убежденность россиян в том, что их родственники должны служить в войсках. Однако такая убежденность порой расходится с жизненными стратегиями российской молодежи: так, молодые люди из семей со средним или высоким достатком, живущие в крупных городах, рассматривают армию как помеху для личностного и профессионального развития [1, с. 164]. По оценкам экономистов, бывшие призывники теряют от 5 до 15 % своих годовых доходов в течение жизни, а приобретенные во время службы военные навыки и специальности часто оказываются невостребованными в гражданской жизни [6, с. 54-55]. Поэтому некоторые призывники по-прежнему считают более выгодным избегание службы, даже если оно связано с расходами, например на оплату дорогостоящих консультаций в специализированных юридических фирмах [20].
Таким образом, в современной России сохраняется (хотя и в сглаженном по сравнению с предыдущими десятилетиями виде) противоречие между потребностью Вооруженных сил в новых кадрах, без которых невозможно воспроизводство армии как социального института, а следовательно, и обеспечение национальной безопасности России, и проблемами в ее реализации, связанными как с сохранением стратегии избегания военной службы в молодежной среде, так и с недостатком позитивной мотивации молодых людей к ее прохождению. Для разрешения этого противоречия недостаточно только одной, хотя весьма важной и действенной меры, — объективного улучшения условий прохождения службы. Необходим комплекс мер, направленных на создание положительной мотивации у призывников на прохождение службы в рядах Российской армии. Разумеется, эффективность такого комплекса мер во многом зависит от того, учтены ли факторы, обусловливающие отношение молодежи к армии и военной службе.
Методология
Как отмечал П. А. Сорокин, «тщательное научное исследование конкретных социальных условий должно предшествовать любой практической реализации их реформирования» [19, с. 271]. Чтобы наметить пути преодоления трудностей, с которыми сталкивается Кемеровская область
при выполнении задач по призыву новобранцев в ряды Вооруженных сил, в марте-мае 2017 года нами было проведено социологическое исследование мнений наиболее многочисленной социальной группы молодежи призывного возраста — студентов.
Главной целью исследования являлась не столько фиксация мнений студентов о службе в армии, сколько выявление устойчивых связей их мнений с предполагаемым поведением. Данные связи отражены и концептуализированы в понятии социальной установки, широко используемом в современной социологии и социальной психологии. Согласно Г Олпорту, социальная установка есть состояние психологической готовности личности вести себя определенным образом в отношении объекта, детерминированное ее прошлым опытом. В соответствии с подходом М. Смита в структуре установки могут быть выделены три взаимосвязанных компонента:
— аффективный (эмоциональный) — отношение к объекту установки, выраженное на языке непосредственных переживаний и чувств, его эмоциональная оценка;
— когнитивный (познавательный) — мнение о свойствах объекта установки;
— поведенческий — готовность к осуществлению деятельности, связанной с объектом [21, с. 103].
Для операционализации понятия применительно к установкам студентов, связанным со службой в армии, была разработана социологическая методика, которая включала три блока вопросов для фиксации вышеназванных компонентов установки. Методология исследования предполагала возможность сопоставления мнения кузбасской молодежи о Российской армии с данными общероссийских исследований общественного мнения. Мнение российской молодежи выводится на основании результатов опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в октябре-ноябре 2015 года (по возрастной группе 18-24 года) [4].
В исследовании приняли участие студенты профессиональных образовательных организаций и высшей школы Кузбасса (п = 1115). Выборка респондентов проводилась на основании квотирования по уровню получаемого образования, полу и возрасту. В целях обеспечения структурной репрезентативности был проведен последовательный «ремонт» выборки, приводимые ниже данные получены на базе «отремонтированного» массива. Ошибка выборки по областному массиву не превышает 3,4 % при коэффициенте доверия 0,96.
Результаты
Согласно результатам проведенного исследования, большинство кузбасских студентов (71 %) одобряют деятельность российских Вооруженных сил, хотя данное значение несколько ниже общероссийского уровня одобрения (82 %). Как отмечают социологи, наблюдаемый в последние годы рост одобрения армии населением во многом связан с ростом внешнеполитической напряженности вокруг России, актуализующим тематику внешних угроз в общественном дискурсе. Молодежь разделяет представление о том, что для России существует реальная военная угроза со стороны других стран: с этим согласны 62 % молодых людей в России и 57 % студентов в Кузбассе. Боеспособность Вооруженных сил оценивается молодежью очень высоко: абсолютное большинство опрошенных как в России (89 %), так и Кемеровской области (80 %) уверены, что армия сможет защитить нашу страну от внешних угроз (табл. 1).
Таблица 1
Оценка молодежью боеспособности Вооруженных сил РФ, %
Ответы на вопрос «По Вашему мнению, способна ли наша армия сейчас защитить Россию в случае реальной военной угрозы со стороны других стран?» Российская Федерация, молодежь 18-24 лет Кемеровская область, студенты
Определенно да 49 41
Скорее да 40 39
Скорее нет 6 6
Определенно нет 2 2
Затрудняюсь ответить 3 12
Примечателен и тот факт, что рост одобрения российских Вооруженных сил совпадает с положительными оценками динамики их боеспособности. Скептическое восприятие изменений, происходящих в армии за последние годы, не характерно и для молодежи: лишь 3 % молодых россиян (5 % студентов в Кузбассе) считают, что боеспособность армии понизилась (табл. 2).
Таблица 2
Оценка молодежью динамики боеспособности Вооруженных сил РФ, %
Ответы на вопрос «Как Вам кажется, как изменилась боеспособность Российской армии в течение последних 2-3 лет?» Российская Федерация, молодежь 18-24 лет Кемеровская область, студенты
Скорее повысилась 73 68
Осталась на том же уровне, не изменилась 19 8
Скорее понизилась 3 5
Затрудняюсь ответить 5 19
Кузбасские студенты в целом поддерживают изменение способа комплектования Вооруженных сил РФ, связанное с введением службы по контракту. Почти половина опрошенных (45 %) выступают за дальнейшую профессионализацию Российской армии, считая, что долю служащих по контракту необходимо увеличивать. 31 % студентов считают сложившуюся структуру оптимальной, при этом лишь 4 % опрошенных ратуют за снижение доли солдат-контрактников в рядах Вооруженных сил. Введение альтернативной гражданской службы в России позитивно оценивают большинство студентов (70 %). Вместе с тем результаты опроса показали, что среди кузбасских студентов доля затрудняющихся однозначно оценить положение дел в Вооруженных силах (по этим и другим позициям) превосходит среднероссийское значение примерно на 10 %, притом что они достаточно высоко оценивают уровень собственной информированности (53 %).
Антимилитаристская направленность, характерная для общественного мнения в 1990-х и первой половине 2000-х годов, существенно снижается в 2010-х — происходит признание важности создания сильной армии для современного государства. Молодые люди разделяют эту доминирующую в обществе позицию, что подтверждается данными опросов: 78 % российской молодежи и 74 % кузбасских студентов считают необходимым существование сильной армии в современном государстве (табл. 3). Данная позиция наиболее характерна для студентов крупных городов области (Кемерова, Новокузнецка) и девушек, тогда как молодежи из небольших населенных пунктов и юношам более свойственны антимилитаристские установки. Однако наиболее сильно разнятся мнения студентов в зависимости от уровня получаемого ими образования. Так, в группе студентов, получающих среднее профессиональное образование в колледжах и техникумах, к идее создания сильной армии положительно относятся 78 %, в группе студентов вузов — лишь 70 %.
Таблица 3
Мнение молодежи о роли в армии в современном государстве, %
Ответы на вопрос «Существуют различные мнения о необходимости армии в современном государстве. С каким из приведенных мнений Вы в большей степени согласны?» Российская Федерация, молодежь 18-24 лет Кемеровская область, студенты
Студенты в целом Студенты техникумов/ колледжей Студенты вузов
Создание сильной армии — приоритет для государства 78 74 78 70
Сильная армия не нужна государству 16 10 8 10
Затрудняюсь ответить 6 17 13 20
Сравнительно широкая распространенность скептических взглядов на Российскую армию среди студентов высшей школы еще более заметна в оценках желаемой динамики влияния Вооруженных сил на общественную жизнь в целом (рис. 1). Так, 43 % будущих квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена считают, что влияние армии на жизнь россиян должно усиливаться и в дальнейшем, из них за статус-кво выступают 35 %, за ослабление влияния армии — 7 %. Среди будущих бакалавров и магистров в необходимости роста влияния армии уверены лишь 14 %, тогда как большинство выступает за отсутствие изменений (45 %) или снижение влияния данного института (20 %).
39
40 10 10
^ Влияние армии должно усилиться
^ Влияние армии должно остаться на прежнем уровне □ Влияние армии должно ослабнуть
^ Затрудняюсь ответить
Рис. 1. Оценка молодежью желаемой динамики влияния Вооруженных сил РФ на общественную жизнь, %
Разнятся взгляды двух групп студентов и на конкретные социальные функции института армии, в особенности на функцию патриотического воспитания молодежи, формирования любви к родной стране. Если важность институтов семьи и образования в этом аспекте признают все студенты независимо от уровня осваиваемых ими образовательных программ, то соответствующую роль армии отметили почти две трети студентов техникумов и колледжей и лишь треть студентов высшей школы. Последние в большей мере придерживаются позиции гражданского активизма, подчеркивая важность деятельности общественно-патриотических движений и общественных организаций.
Большинство кузбасских студентов (62 %), осваивающих программы СПО (среднего профессионального образования), склонны видеть в службе в армии дополнительные возможности для самореализации (рис. 2). Такую позицию разделяют лишь 41 % студентов вузов, тогда как среди них преобладает нейтрально-негативная оценка службы в армии как социальной необходимости, долга, выполнение которого никак не влияет на жизнь молодого человека (28 %) или снижает возможности для его самореализации (20 %).
Таким образом, результаты исследования показывают, что социальным установкам студентов, касающимся Вооруженных сил РФ, в целом свойственна позитивная эмоциональная оценка, или положительная модальность. При этом дифференциация эмоциональных оценок существенна для двух социальных групп респондентов — студентов колледжей и техникумов, студентов вузов.
Для оценки смыслового содержания социальных установок студентов, то есть когнитивного компонента, в социологическую методику были включены вопросы, в которых студентам предлагалось выделить конкретные положительные и отрицательные эффекты прохождения службы для молодого человека из приведенного перечня или указать свои варианты. Почти все студенты (97 %), позитивно оценивающие влияние службы в армии на жизнь молодого человека, конкретизировали свою позицию и отметили положительные результаты ее прохождения, при этом часть студентов (43 %) этой группы также указала и на определенные отрицательные результаты службы (рис. 3). Среди студентов, нейтрально оценивающих влияние армии на индивида, велика доля выделивших как положительные (58 %), так и отрицательные (74 %) результаты службы: при
0 Армия дает человеку новые возможности для того, чтобы найти себя, состояться в жизни
^ Служба в армии не оказывает существенного влияния на дальнейшую жизнь молодого человека
□ Служба в армии скорее негативно влияет на жизнь человека, мешает реализоваться планам
^ Затрудняюсь ответить Рис. 2. Оценка молодежью влияния службы в армии на жизнь молодого человека, %
Студенты, позитивно оценивающие влияние службы в армии на жизнь молодого человека
96,7
Студенты, нейтрально оценивающие влияние службы в армии на жизнь молодого человека
Студенты, негативно оценивающие влияние службы в армии на жизнь молодого человека
■ Выделили конкретные позитивные результаты службы в армии В Выделили конкретные негативные результаты службы в армии
Рис. 3. Оценка кузбасскими студентами службы в армии, %
этом не видят положительных и отмечают отрицательные стороны службы в основном «нейтральные» студенты вузов. Наконец, лишь около половины студентов (53 %), скептически оценивающих полезность службы в армии для молодого человека, отметили отрицательные эффекты службы. Соответственно, остальные студенты-скептики (47 %) не пояснили свою позицию, затруднившись выделить конкретные отрицательные эффекты или воздержавшись от ответа на вопрос: примечательно, что это, в основном, студенты вузов (их доля достигает 90 %).
Таким образом, можно утверждать, что в студенческой среде установкам на службу в армии с позитивной модальностью свойственна высокая аргументированность, наличие доводов как «за», так и «против». Эта закономерность свойственна как установкам студентов колледжей и техникумов, так и установкам студентов высшей школы. Установки с нейтральной модальностью также характеризуются аргументированностью (студенты колледжей и техникумов в основном выделяют преимущества службы в армии, студенты вузов, напротив, — угрозы). Установки с негативной модальностью дифференцируются в когнитивном плане более значимо, чем позитивные и нейтральные: они могут быть как хорошо аргументированными (преимущественно среди студентов колледжей), так и априорными, стереотипными (в основном среди студентов вузов).
Более детально рассмотрим когнитивный компонент установок, связанных со службой в Вооруженных силах РФ (табл. 4). Большинство студентов (75 %), имеющих установку с позитивной модальностью, связывают положительное влияние службы в армии с прохождением школы жизни, рассматривают ее как важный этап в биографии мужчины. Две трети студентов (66 %) указывают на позитивное изменение личности военнослужащих, формирование у них черт, традиционно ассоциируемых с мужественностью: дисциплинированности, ответственности, решимости, стойкости и др. В существовании «внешнего» положительного эффекта от службы в армии, связанного с изменением отношения окружающих к отслужившим молодым людям, уверены лишь 32 % студентов. Три указанные позиции характеризуют социально-личностный результат службы в армии — именно он является основным, по мнению студентов, придерживающихся позитивной установки. Другой результат службы — прагматический — менее выражен в ответах этой группы студентов и менее значим для них: большинство студентов разделяют уверенность в расширении возможности трудоустройства отслуживших молодых людей (59 %□), но лишь немногие из них указывают на приобретение новых профессиональных навыков и образования (33 %□), получение различных льгот (11 %□). Данные оценки существенно не отличаются по группам студентов колледжей, техникумов и вузов.
Студенты, придерживающиеся установок с нейтральной и негативной модальностью, считают незначительными положительные социально-личностный и прагматический результаты службы в Вооруженных силах РФ. При этом в данной группе присутствует ранее отмеченная дифференциация мнений по уровням образования: студенты техникумов, колледжей почти в два чаще выделяли позитивные результаты службы в армии, по сравнению со студентами вузов. Для студентов учреждений СПО значимы социально-личностные результаты службы: прохождение школы жизни, формирование личности.
Таблица 4
Мнение кузбасских студентов о позитивных результатах службы в армии в зависимости от модальности их социальной установки, % опрошенных в соответствующей группе студентов
Ответы на вопрос «Укажите позитивные результаты службы в армии для молодого человека (можно выбрать все подходящие варианты ответа)» Оценка влияния службы в армии на жизнь молодого человека (модальность социальной установки)
Позитивная Нейтральная Негативная
Приобретается жизненный опыт, приходит зрелость 75,4 26,5 11,0
Формируется личность 65,5 17,8 8,8
Расширяются возможности трудоустройства 59,1 22,7 13,2
Приобретаются профессиональные навыки, образование 33,1 13,8 9,7
Изменяется отношение окружающих 31,6 13,7 4,4
Предоставляются льготы 11,3 2,8 3,0
Другое 0,4 3,6 1,3
Когнитивный компонент установок студентов с нейтральной и негативной модальностью может быть более полно раскрыт через анализ оценок отрицательных результатов службы на жизнь молодого человека. Можно отметить, что ни одна из «отрицательных» позиций не является значимой для большинства студентов, придерживающихся данных установок (табл. 5). Отрицательные социально-личностные результаты службы (ухудшение здоровья и угроза гибели, снижение интеллектуальных способностей) отмечает в среднем каждый четвертый «нейтральный» и каждый пятый «негативно ориентированный» студент. Аналогично оцениваются студентами и отрицательные прагматические результаты (потеря времени, профессиональный застой, снижение возможностей для трудоустройства). При этом в когнитивном аспекте нейтральные установки студентов вузов и негативные у студентов техникумов и колледжей практически идентичны: большинство из них отрицательно оценивают как социально-личностные (63 и 66 % соответственно; в основном выделяется снижение интеллектуальных способностей), так и прагматические результаты службы (65 и 67 % соответственно; в основном отмечается потеря времени).
Таблица 5
Мнение кузбасских студентов о негативных результатах службы в армии в зависимости от модальности их социальной установки, % опрошенных в соответствующей группе студентов
Ответы на вопрос «Укажите негативные результаты службы в армии для молодого человека (можно выбрать все подходящие варианты ответа)» Оценка влияния службы в армии на жизнь молодого человека (модальность социальной установки)
Позитивная Нейтральная Негативная
Теряется время 18,0 45,7 23,5
Ухудшается здоровье 15,8 30,1 12,1
Не приобретаются профессиональные навыки 9,1 17,0 26,8
Снижаются возможности трудоустройства 7,3 10,0 8,6
Снижаются интеллектуальные способности 11,6 28,2 27,9
Присутствует угроза гибели 13,5 22,0 20,0
Другое 0,4 2,2 0,4
Таким образом, результаты исследования подтверждают не только дифференциацию социальных установок студентов на службу в армии по модальности (позитивная, нейтральная, негативная), но и указывают на существенные различия в когнитивных компонентах установок студентов колледжей, техникумов и высшей школы (рис. 4).
Следует предположить, что отмеченное несоответствие когнитивных компонентов социальных установок групп кузбасских студентов отражает различия в структуре их ценностных ориен-таций. Для студентов, получающих высшее образование, в большей степени характерен индивидуализм — они связывают самореализацию с профессиональным успехом, высоким положением в социуме и материальным благосостоянием [3]. При этом служба в армии не всегда вписывается в их стратегию достижения успеха: она отсрочивает выход на рынок труда, не способствует трудоустройству по престижным специальностям, а также может негативно влиять на уровень получаемых доходов. Однако как показывают результаты исследования, далеко не все студенты вузов могут четко аргументировать, рационализировать свою негативную установку на службу в армии в подобном ключе, что указывает на конформистские черты их индивидуализма, неполную интер-нализацию ими индивидуалистических ценностей [22].
Модальность социальной установки
Позитивная Нейтральная Негативная
в о т н е ч ^ т о Студенты техникумов, колледжей 1) установка является аргументированной; 2)доминирует позитивная оценка результатов службы; 3) наиболее значим положительный социально-личностный результат службы в армии, положительный прагматический результат менее значим 1) установка является аргументированной; 2)преобладает позитивная оценка результатов службы; 3) значим только положительный социально-личностный результат службы в армии 1)установка является аргументированной; 2) доминирует негативная оценка результатов службы; 3) в равной степени значимы отрицательные социально-личностный и прагматический результаты службы в армии
а с с ^ Студенты вузов 1) установка является аргументированной; 2)доминирует позитивная оценка результатов службы; 3) наиболее значим положительный социально-личностный результат службы в армии, положительный прагматический результат менее значим 1) установка является аргументированной; 2) доминирует негативная оценка результатов службы; 3) в равной степени значимы отрицательные социально-личностный и прагматический результаты службы в армии 1)установка является неаргументированной; 2)преобладает негативная оценка результатов службы; 3)значим только отрицательный прагматический результат службы в армии
Рис. 4. Матрица когнитивных компонентов социальных установок кузбасских студентов
Структуре ценностных ориентаций студентов, осваивающих программы среднего профессионального образования, также свойственен индивидуалистско-прагматический уклон. Но этой группе студентов достаточно близки и коллективные ценности, связанные с ориентацией на взаимодействие, важностью соблюдения социальных норм для достижения личного успеха. Поэтому они более склонны признавать высокую общественную значимость института армии и, исходя из этого, рассматривать службу в Вооруженных силах РФ как выгодную стратегию для индивида. В этом случае мы видим, что социальные ценности интернализируются студентами, воспринимаются как собственные. Поэтому такие студенты в состоянии хорошо аргументировать свою позицию, выделить положительные и отрицательные стороны службы.
Для характеристики декларируемого поведенческого компонента установок студентов рассмотрим взгляды юношей (не служивших ранее) на перспективы прохождения ими службы в Вооруженных силах (рис. 5).
«Собираетесь ли Вы после окончания учебы пройти службу в армии?»
6
11
13
□ Да
Скорее да
III Скорее нет
I Определенно, нет
в Затрудняюсь ответить
6
Птупенты трхникимпк/кпппрпжрй
Птмпрнты R\/3nR
Рис. 5. Кузбасские студенты о планах на прохождение службы в Вооруженных силах РФ,
% опрошенных по группе студентов
Более половины опрошенных кузбасских студентов (58 %) отметили, что собираются служить после окончания обучения: соответственно, среди студентов колледжей, техникумов — их большинство (73 %), среди студентов вузов — меньшинство (42 %). Студенты колледжей и техникумов из крупных городов области (Кемерова, Новокузнецка) в большей степени настроены на прохождение службы (83 %), хотя среди студентов из небольших городов доля планирующих пройти службу также велика (70 %).
Половина собирающихся служить студентов (50 %) планируют пройти срочную службу по призыву; 20 % — предпочли бы служить по контракту; 18 % опрошенных еще не определились с формой будущей службы, 12 % — выразили желание пройти альтернативную гражданскую службу — это в основном студенты вузов.
Многочисленные исследования показывают, что «слабые», неаргументированные установки наиболее нерелевантны поведению — в таких случаях человек часто утверждает одно, а поступает совершенно иначе [9, с. 170-190]. Результаты исследования в части предпочтения альтернативной службы еще раз подтверждают распространенность «слабых», конформных установок среди студентов вузов, ведь по факту данный вид службы выбирает абсолютное меньшинство призывников. Так, в 2017 году всего 12 жителей Кузбасса из почти 7 тыс. призывников (0,17 %) решили проходить альтернативную службу [2].
Три четверти молодых людей (73 %), собирающихся пройти службу, отмечают, что в той или иной форме готовятся к этому. Наиболее распространенной формой подготовки являются регу-
лярные занятия спортом — спортивной подготовке уделяют внимание почти все готовящиеся к службе студенты (табл. 7). Психологическая подготовка к будущему изменению своего социального статуса также является частой практикой среди студентов — на это указали 45 % опрошенных. Вместе с тем целенаправленно готовятся к армии лишь немногие: общую информацию о прохождении службы изучают 27 % студентов, специальную информацию (например, воинские уставы, характеристики стрелкового оружия) — 13 %. При этом присутствуют различия в активности подготовки к службе между студентами колледжей/техникумов и вузов: среди первых доля тех, кто никак не готовится к службе, не превышает 19 %, среди вторых — достигает 38 %.
Таблица 7
Кузбасские студенты о подготовке к службе в Вооруженных силах РФ, % студентов, планирующих пройти службу
Ответы на вопрос «Если после окончания учебы Вы собираетесь пройти службу, то как Вы к этому готовитесь?» Кемеровская область, студенты
Студенты в целом Студенты техникумов/ колледжей Студенты вузов
Занимаюсь спортом 70,9 81,0 57,3
Готовлюсь психологически 44,8 36,9 56,3
Изучаю общую информацию о службе в армии 26,9 28,1 25,0
Изучаю специальную информацию (характеристики стрелкового оружия, воинские уставы и др.) 13,0 17,6 6,3
Не готовлюсь 26,7 19,3 37,5
Большинство студентов, выражающих готовность пройти службу в рядах Вооруженных сил РФ, признают положительные социально-личностные результаты службы. Наиболее значимыми студенты колледжей и техникумов считают социальное взросление, прохождение школы жизни (70 %), студенты вузов — формирование новых качеств личности (54 %). Прагматические результаты также признаются студентами, но такие результаты менее выражены — в основном здесь выделяется расширение возможностей для трудоустройства после прохождения службы. Подобный акцент студентов на перспективах трудоустройства можно связать, в том числе, с принятием Федерального закона от 02.07.2013 № 170-ФЗ [10], закрывшего возможность занятия должностей государственной и муниципальной службы лицам мужского пола, не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований. Преференции на поступление в вузы, введенные тем же законом, не рассматриваются студентами как значимое преимущество: данный пункт выделили лишь 6 % студентов колледжей и техникумов.
Вместе с тем нельзя утверждать, что планирующие служить студенты воспринимают армейский этап жизни и его результаты исключительно в позитивном ключе. Результаты исследования показывают, что почти каждый третий студент указывает на негативные ожидаемые последствия службы, среди которых чаще всего отмечаются ухудшение здоровья и снижение интеллектуальных способностей. Подобные тревожные ожидания наиболее характерны для студентов вузов, что вполне объяснимо: почти половина из них не занимается спортом, физически не готовится к службе.
Особого внимания заслуживают мотивы студентов, не планирующих проходить службу в армии. Существует распространенное мнение о том, что такие молодые люди убеждены в негативном влиянии армейской службы на дальнейшую жизнь. Данные проведенного нами исследования не подтверждают такое мнение: совокупная доля студентов, уверенных в положительном (15 %) или нейтральном (34 %) влиянии армии на жизнь молодого человека, превосходит долю тех, кто говорит о преимущественно негативном влиянии (45 %). При этом среди положительных сторон прохождения службы чаще всего отмечается расширение возможностей для дальнейшего трудоустройства (социально-личностные результаты менее выражены). С другой стороны, для оценок данной группы студентов наиболее характерны тревожные ожидания, их уровень почти в два раза превосходит среднее для всех студентов значение. Актуальными являются как опасения за состо-
яние здоровья (отмечают прежде всего студенты вузов), так и обеспокоенность потерей времени, интерпретируемой как утрата профессиональных навыков (студенты колледжей/техникумов).
Ответы не планирующих служить студентов на вопрос о причинах уклонения призывников от службы в армии позволяют охарактеризовать факторы, определяющие их собственную отрицательную установку на прохождение службы. Так, более половины студентов (54 %) данной группы отмечают низкую безопасность условий несения военной службы, около половины опрошенных (45 %) указывают на угрозу неуставных отношений, дедовщины (табл. 8). Сокращение срока службы по призыву до одного года существенно снизило риск возникновения неуставных отношений. Можно утверждать, что молодежь реагирует на это изменение, поскольку доля молодых людей, мотивирующих свой отказ от службы в армии проблемой дедовщины, устойчиво снижается в последние годы (по оценкам социологов, в 2010 году она составляла 66 %) [18, с. 60-67]. Однако данная возможность по-прежнему вызывает серьезные опасения у потенциальных призывников, поскольку доля оценивающих условия несения военной службы как небезопасные существенно не снижается.
Таблица 8
Кузбасские студенты о причинах уклонения призывников от службы в Вооруженных силах РФ, % студентов, не планирующих проходить службу
Ответы на вопрос «На Ваш взгляд, каковы основные причины уклонения призывников от службы в армии?» (Выберите не более 3 ответов) Кемеровская область, студенты
Студенты в целом Студенты техникумов, колледжей Студенты вузов
Низкая безопасность условий военной службы 54 32,5 64,3
Неуставные отношения во время военной службы 45 33,7 50,0
Низкая степень психологической и физической подготовленности призывников 35 34,9 35,7
Необходимость получения образования, построения карьеры 56 39,8 64,3
Необходимость содержания семьи 36 21,7 42,9
Угроза участия в военных действиях 36 22,9 42,9
Другое (потеря времени, отсутствие значимой пользы для саморазвития) 6 9,6 4
При этом наблюдается рост обеспокоенности студентов возможностью участия в военных действиях: на это указали 36 % опрошенных (по результатам указанного выше исследования, в 2010 году это отмечали лишь 21 % молодежи). Во многом такая динамика может объясняться ростом внешнеполитической напряженности (особенно в связи с событиями на Украине) и участием России в военных операциях на Ближнем Востоке. Традиционно многие молодые люди объясняют нежелание служить противоречием службы и их жизненных планов. Результаты настоящего исследования показывают, что такая тенденция сохраняется: о необходимости получения образования и построения карьеры говорят 56 % студентов, на необходимость содержания семьи указывают 36 % из них. Следует отметить, в группе студентов вузов, не планирующих проходить службу в армии, оценки большинства из указанных выше мотивов почти в два раза превосходят аналогичные оценки студентов колледжей и техникумов.
Заключение
По результатам проведенного нами исследования можно заключить, что:
— большинство кузбасских студентов одобряют деятельность российских Вооруженных сил, высоко оценивают их боеспособность и считают необходимым существование сильной армии в современном государстве: по этим позициям они солидарны с российской молодежью в целом;
— социальные установки студентов вузов в части прохождения службы в армии отличаются от установок студентов техникумов и колледжей: первые рассматривают службу в армии скорее как социальную необходимость, долг, выполнение которого никак не влияет на жизнь молодого человека или снижает возможности для его самореализации; вторые, напротив, склонны видеть
в службе в армии дополнительные возможности для самореализации человека;
— студенческие установки на службу в армии с позитивной и нейтральной модальностью в большинстве случаев являются мотивированными, имеющими аргументацию «за» и «против». Это справедливо для студентов колледжей/техникумов и вузов; негативные установки многих студентов являются априорными, не основываются на конкретных фактах и рассуждениях. Особенно распространены такие установки среди студентов вузов;
— для студентов позитивное влияние службы в армии на жизнь молодого человека лежит преимущественно в личностной плоскости и связывается с взрослением личности, формированием ее новых качеств; негативное влияние, напротив, рассматривается с точки зрения прагматических интересов и включает как упущенные возможности, так и риски для жизни и здоровья солдат. Структура позитивных и негативных оценок влияния армии на жизнь человека различна для студентов вузов, техникумов и колледжей;
— среди юношей, обучающихся в техникумах и колледжах, преобладает установка на прохождение службы в армии после окончания обучения, среди юношей — студентов вузов — установка на избежание службы; большинство юношей, планирующих служить в будущем, готовятся к этому: наиболее распространенной формой подготовки являются занятия спортом;
— основными мотивами избегания студентами службы в Вооруженных силах РФ являются невысокая безопасность службы (связываемая, в том числе, с риском возникновения неуставных отношений) и несовместимость службы с продолжением обучения или построением карьеры; для не планирующих служить студентов характерна высокая тревожность в оценках результатов службы, хотя многие из них признают положительное влияние службы на жизнь молодого человека.
Важно отметить, что негативные социальные установки на службу в армии в студенческой среде часто носят конформный характер, им свойственна слабая интернализация индивидами. Не вызывает сомнения, что данное явление есть продукт несбалансированного влияния социальных факторов на формирование установок молодежи. При этом можно предположить, что наиболее вероятно формирование слабых установок при наличии негативного влияния социального окружения и низкой эффективности позитивной воспитательной деятельности государственных и общественных институтов.
Большинство экспертов сходятся во мнении, что одним из слабых звеньев в вопросах развития позитивного отношения молодежи к воинской службе является российская система образования [15; 16]. Поэтому необходимо дальнейшее усиление гражданско-патриотического воспитания в образовательных организациях, тем более что для реализации соответствующих педагогических условий имеются организационные и иные значимые ресурсы: связь с семьями учащейся молодежи; наличие среди родителей обучающихся кадровых военных; квалифицированный кадровый педагогический состав; актуальные педагогические технологии [15, с. 219].
Вместе с тем для формирования позитивного отношения к службе в армии важна активная позиция органов государственной власти и общественных организаций. На наш взгляд, для повышения эффективности гражданско-патриотического воспитания требуется:
— создание сети центров военно-патриотического воспитания;
— обеспечение открытости и доступности актуальной информации о воинской службе;
— активное использование сети Интернет и интернет-сообществ в информировании о позитивных аспектах воинской службы;
— проведение совместных мероприятий с участием обучающихся, солдат и офицеров Вооруженных сил РФ.
Системная реализация этих и других мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию как в Кемеровской области, так и других регионах России будет способствовать компенсации «фоновых» факторов социальной среды, формирующих негативное отношение к армии, а значит, увеличению числа молодежи, желающей служить Отечеству.
Литература
1. Балашов А. И. Российская армия: смена модели //Мир России. 2014. № 4. С. 148-177.
2. Весенний призыв - 2017: что ждет кузбассовцев [Электронный ресурс]. URL: http://gazeta.a42.nu/ienta/anticies/
vesennij-prizyv-2017-chto-zhdyot-kuzbassovcev (дата обращения: 29.08.2017).
3. Давыдова М. А. Ценности коллективизма и индивидуализма в молодежной среде (опыт эмпирического исследования)
[Электронный ресурс]. URL: https://www.civisbook.nu/fiies/Fiie/Davidova.pdf (дата обращения: 29.08.2017).
4. Доверие россиян Вооруженным Силам РФ (по материалам НИР «Доверие населения страны Вооруженным Силам РФ как гаранту стабильности российского государства и общества). Всероссийский центр изучения общественного мнения [Электронный ресурс]. URL: http://Www.wciom.nu/fileadmin/file/neponts_confenences/2016/2016-02-18-armiya.pdf (дата обращения: 29.08.2017).
5. Думчене А. О., Даукилас С. О. О сочетании прагматических и гуманистических ценностей студентов //Социологические исследования. 2007. № 5. С. 132-136.
6. Емцов Р., Локшин М. Экономическое бремя призыва на военную службу в России: результаты микроэкономического анализа //Вопросы экономики. 2006. № 1. С. 50-69.
7. Звездина Г. П., Приймак Е. Н. Служба в армии в системе ценностных ориентаций юношей призывного возраста //Российский психологический журнал. 2013. Т. 2, № 2. С. 32-40.
8. Иудин А. А., Саралиева З. Х., Ушакова Я. В. Социологический портрет призывника //Социологические исследования. 2013. № 11. С. 54-63.
9. Майерс Д. Социальная психология. СПб. : ПИТЕР, 2007. 632 с.
10. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву : федер. закон от 02.07.2013 № 170-ФЗ //Российская газета. 2013. 10 июля.
11. О Концепции национальной безопасности Российской Федерации : указ Президента Российской Федерации от 10.01.2000 № 24//Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 2. Ст. 170.
12. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года : указ Президента Российской Федерации от 12.06.2009 № 537//Российская газета. 2009. 19 мая.
13. Отчет об итогах деятельности Минобороны России в 2015 году [Электронный ресурс]. URL: http://itogi2015.mil.nu/ page145226.html (дата обращения: 29.08.2017).
14. Путин В. В. Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России //Российская газета. 2012. 17 февраля.
15. Саенко Л. А., Битаев А. С. Позитивное отношение к воинской службе как социально-педагогическая проблема //Мир науки, культуры, образования. 2015. № 6 (65). С. 218-220.
16. Санина А. Г. Патриотизм и патриотическое воспитание в современной России //Социологические исследования. 2016. № 5. С. 44-53.
17. Служба по призыву. Министерство обороны РФ [Электронный ресурс]. URL: http://necnut.mil.nu/caneen/conscniption.htm (дата обращения: 29.08.2017).
18. Смирнов А. В. Установки допризывной молодежи на прохождение военной службы по призыву (по материалам Ивановской области) // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия Социальные науки. 2011. № 4 (24). С. 60-67.
19. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество / под общ. ред. А. Ю. Согомонова. М., 1992. 430 с.
20. Хотят ли русские служить? [Электронный ресурс]. URL: https://Www.gazeta.nu/anmy/2016/02/22/8081159.shtml (дата обращения: 29.08.2017).
21. Шихирев П. Н. Современная социальная психология. М., 1999. 448 с.
22. Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово : Кузбассвузиздат, 2000. 152 с.
23. SIPRI Military Expenditune Database. Stockholm International Peace Reseanch Institute [Electnonic nesounce]. URL: https:// www.sipni.ong/databases/milex (accessed 29.08.2017).
References
1. Balashov, A. I. Russian anmy: shift of the model. World of Russia [Min Rossii]. 2014. № 4. P. 148-177. (In Russian).
2. Russian anmy's necnuiting in 2017: what Kemenovo Region's citizens should wait fon [Vesennij pnizyv - 2017: chto zhdet kuzbassovcev]. Available at: http://gazeta.a42.nu/lenta/anticles/vesennij-pnizyv-2017-chto-zhdyot-kuzbassovcev. (accessed 29.08.2017). (In Russian).
3. Davidova M. A. The values of collectivism and individualism in the youth envinonment [Cennosti kollektivizma i individualizma v molodezhnoj snede (opyt jempinicheskogo issledovanija)]. Available at: https://www.civisbook.nu/files/File/Davidova.pdf (accessed 29.08.2017). (In Russian).
4. The tnust of Russian to Anmed Fonces of Russian Fedenation (matenials of the scientific neseanch of All-Russian Centen of Public Opinion Reseanch) [Dovenie nossijan Voonuzhennym Silam RF (po matenialam NIR «Dovenie naselenija stnany Voonuzhennym Silam RF kak ganantu stabil'nosti nossijskogo gosudanstva i obshhestva). Vsenossijskij centn izuchenija obshhestvennogo mnenija]. Available at: http://www.wciom.nu/fileadmin/file/neponts_confenences/2016/2016-02-18-anmiya.pdf (accessed 29.08.2017). (In Russian).
5. Dumchene A. А., Daukilas C. O. About the combination of pnagmatic and humanistic values in students' pensonal tnaits pnofiles. Sociological researches [Sociologicheskie issledovanija]. 2007. № 5. P. 132-136. (In Russian).
6. Emtzsov P., Lokshin M. The economic bunden of Russian anmy's necnuiting: micnoeconomic analysis. Questions of the economy [Vopnosy jekonomiki]. 2006. № 1. P. 50-69. (In Russian).
7. Zvezdina G. P., Pniimak E. N. The militany senvice in the system of young man's values. Russian psychological journal [Rossijskij psihologicheskij zhunnal]. 2013. Vol. 2, №2. P. 42-40. (In Russian).
8. Iudin A. A., Sanalieva Z. H., Ushakova Ya. V. Sociological pontnait of a Russian's anmy necnuit. Sociological Studies [Sociologicheskie issledovanija]. 2013. № 11. P. 54-63. (In Russian).
9. Mayens D. Social psychology [Social'naja psihologija]. Saint-Petensbung : PITER, 2007. 632 p. (In Russian).
10. About the altenations in some laws of Russian Fedenation in the partition of nealization of events linked with the incneasing of the pnestige and the attnaction of the militany senvice : fedenal law № 170-FZ appnoved on 02.07.2013. Russian gazette [Rossijskaja gazeta]. 2013. July 10. (In Russian).
11. About the Conception of the national secunity of Russian Fedenation : decnee of the Pnesident of Russian Fedenation № 24 appnoved on 10.01.2000. Collection of Legislation of the Russian Federation [Sobnanie zakonodatel'stva Rossijskoj Fedenacii]. 2000. № 2. Ant. 170. (In Russian).
12. About the Strategy of the national security of Russian Federation until year 2020: decree of the President of Russian Federation № 537 approved on 12.06.2009. Russian gazette [Rossijskaja gazeta]. 2009. May 19. (In Russian).
13. The report about the activity of Ministry of Defense of Russian Federation in year 2015 [Otchet ob itogah dejatel'nosti Minoborony Rossii v 2015 godu]. Available at: http://itogi2015.mil.ru/page145226.html. (accessed 29.08.2017). (in Russian).
14. Putin V. V. To be strong: the guaranties of national security for Russia. Russian gazette [Rossijskaja gazeta]. 2012. February 17. (In Russian).
15. Saenko L. A., Bitaev A. C. The positive relations on military service as a socio-pedagogical problem. The world of science, culture and education [Mir nauki, kul'tury, obrazovanija]. 2015. № 6 (65). P. 218-220. (In Russian).
16. Sanina A. G. The Patriotism and patriotic upbringing in modern Russia. Sociological researches [Sociologicheskie issledovanija]. 2016. № 5. P. 44-53 (In Russian).
17. The personnel participation in the military service. Ministry of Defense of Russian Federation [Electronic resource]. Available at: http://recrut.mil.ru/career/conscription.htm. (accessed 29.08.2017). (In Russian).
18. Smirnov A. V. Attitudes on the military service of the youth (on the materials of Ivanovo Region). Vestnik of Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod. Series: Social Sciences [Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo. Serija Social'nye nauki]. 2011. № 4 (24). P. 60-67. (In Russian).
19. Sorokin P. A. Man. Civilization. Society [Chelovek. Civilizacija. Obshhestvo]. A. I_l. Sogomonov, editor. Moscow, 1992. 430 p. (In Russian).
20. Does Russians want to bear arms? [Hotjat li russkie sluzhit'?]. Available at: https://www.gazeta.ru/army/2016/02/22/ 8081159.shtml. (accessed 29.08.2017). (In Russian).
21. Shiharev P. N. Modern social psychology [Sovremennaja social'naja psihologija]. Moscow, 1999. 448 p. (In Russian).
22. Yanitskii M. S. Value orientations of the person as a dynamic system [Cennostnye orientacii lichnosti kak dinamicheskaja sistema]. Kemerovo: Kuzbassvuzizdat, 2000. 152 p. (In Russian).
23. SIPRI Military Expenditure Database. Stockholm International Peace Research Institute. Available at: https://www.sipri.org/ databases/milex. (accessed 29.08.2017). (Translated from English).
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ: ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ, СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД
PROFESSIONAL SELF-IDENTIFICATION AND VOCATIONAL COUNSELLING OF SCHOOLCHILDREN: HISTORICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS, THE MODERN VIEW
Введение. Как следует из требований федеральных государственных образовательных стандартов, одним из важнейших результатов общего среднего образования является осознанный выбор будущей профессии. Вместе с тем осуществление этого выбора довольно сложно.
Методология. Исследование проведено на основе анализа литературы и обобщения опыта практической работы, представленного в рамках специального проекта «Профориентация» на Московском международном салоне образования — 2017.
Результаты. В психолого-педагогической науке представления о факторах, побудительных мотивах, движущих силах и механизмах принятия осознанного выбора весьма разнообразны. За рубежом имеют место концепции свободного развития личности, пространства возможностей, информированного выбора, случайного выбора. В отечественной науке и практике в настоящее время принята концепция профессионального самоопределения. Современное понимание карьеры — это не только успешность в профессии, но и успешность всей жизни. Важнейшим средством поддержки профессионального самоопределения школьников является профессиональная ориентация. Сложившаяся в нашей стране в 1960-70-х годах система (в историко-педаго-гическом аспекте охарактеризованы соответствующие направления и формы работы) нуждается в модернизации, поскольку не соответствует современным требованиям постиндустриального общества.
УДК/UDC 37.048.45
Д. С. Ермаков
D. Ermakov