УДК 316.628:378.172
СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ КАК ФАКТОР МОТИВАЦИИ ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ОТНОШЕНИИ СОБСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ
©ШестопаловаЛ.Ф.1, НикишинаВ.Б.2, Недуруева Т.В.2, Петраш Е.А.2
1 Отдел медицинской психологии Института неврологии, психиатрии и наркологии Национальной академии медицинских наук Украины, Харьков, Украина;
2 Курский государственный медицинский университет, Курск
E-mail: vb nikishina@mail. m
Статья посвящена проблеме социального капитала как фактора мотивации поведения студентов в отношении собственного здоровья. Социальный капитал рассматривается как совокупность количественных и качественных характеристик социальных отношений, которые базируются на взаимном доверии субъектов социальных отношений, посредством чего происходит трансляция ценностно-смысловых установок в отношении здоровья, реализация которых происходит в форме конкретных поведенческих стратегий. В молодежной среде выявлена тенденция воспроизводить наблюдаемые в ближайшем окружении стереотипы поведения, систему ценностей и установок в отношении здоровья. По результатам исследования разработаны рекомендации оптимизации мотивации поведения по отношению к собственному здоровью студентов.
Ключевые слова: социальный капитал, здоровье, доверие, мотивация поведения, автономность, самовыражение.
SOCIAL CAPITAL AS A FACTOR OF STUDENTS' BEHAVIOR MOTIVATION IN RELATION TO THEIR OWN HEALTH
Shestopalova L.F.1, Nikishinа V.B.2, Nedurueva T.V.2, Petrash E.A.2
1 Department of Medical Psychology of the Institute of Neurology, Psychiatry and Toxicology of the National Academy of Medical Sciences of Ukraine, Kharkov, Ukraine; 2 Kursk State Medical University, Kursk
The article deals with the problem of social capital as a factor motivating the students' behavior in relation to their own health. Social capital is considered as a set of quantitative and qualitative characteristics of social relations based on mutual confidence of social relations subjects, thereby translating the value and sense aims in respect of health, the implementation of which occurs in the form of specific behavioral strategies. In youth there is a tendency to repeat the patterns of behavior, values and attitudes to health observed in the inner circle. According to the study we developed the recommendations aimed to optimize the behavior motivation in relation to students’ health.
Keywords: social capital, health, confidence, motivation, behavior, autonomy, self-expression.
Проблема здоровья входит в число приоритетных направлений социального развития страны, что обуславливает актуальность проведения научных исследований и выработку методических и организационных подходов к сохранению здоровья, формированию и популяризации здорового образа жизни. Особого внимания в этом контексте заслуживает студенческая молодежь как наиболее активная часть общества, перед которой стоят социальные, экономические, демографические, нравственные задачи развития государства.
Социально-психологический подход к проблеме сохранения здоровья и формирования здорового образа жизни населения актуализирует ряд вопросов, связанных с определением понятия здоровья. В современном обществе сложилось двойственное понимание здоровья. С одной стороны, здоровье определяется как результат в форме состояния благополучия в сферах социального, психологического, физического бытия человека [7, 10, 16]. С другой стороны, нельзя отрицать процессуальное понимание здоровья как активности индивида. Помимо представленных
точек зрения в понимании здоровья сама проблема здорового образа жизни и сохранения здоровья наполнена следующим рядом парадоксов. Во-первых, в общественном сознании преобладает установка, что полное благополучие недостижимо, а значит, усилия вкладывать в него бессмысленны. Во-вторых, при общей декларативности значения и ценности здоровья социальный акцент преобладает в отношении нездоровья. В-третьих, при очевидном общем росте благосостояния населения отмечается ухудшение состояния его здоровья. Наконец, при непрерывном росте человеческой популяции процент здоровых людей (как по объективным, так и по субъективным оценкам) неуклонно снижается.
Масштаб задач, решаемых в сфере политики здравоохранения и обозначенный ряд парадоксов в отношении понятия здоровья, указывает на необходимость научного поиска интегральных социально-психологических факторов мотивации поведения людей в отношении собственного здоровья.
Многочисленные зарубежные и отечественные национальные и кроскультурные исследователи подтвердили связи конструкта социального капитала с такими показателями, как средняя продолжительность жизни, уровень смертности, степень алкоголизации, приверженность к табакокурению, удовлетворенность жизнью [4, 14, 16,
17, 18]. В то же время если сам факт позитивного влияния социального капитала на здоровье и психологическое благополучие установлен, то вопрос о природе и механизме этого влияния остается открытым и требующим дальнейшего изучения.
Понятие социального капитала довольно обширно и имеет многогранную трактовку с точки зрения различных подходов. В данном исследовании социальный капитал понимался как количественные и качественные характеристики социальных отношений [13]. Объективная материализованная структура социального капитала представляет собой сеть социальных связей, квалификация которых может осуществляться посредством оценки их количества, плотности, силы и интенсивности [13].
Абсолютное число исследователей сходятся во мнении о том, что основным компонентом, «ядром» социального капитала является доверие [5, 12]. Многочисленные подходы позволяют рассматривать понятие «доверие» как такое качество отношения к другому человеку, группе лиц или организации в целом, которое подразумевает оценку этих людей как честных, правдивых, искренних, возможность положиться на них в деятельности, передавать им информацию без опасения о ее недобросовестном использовании [2, 8, 9]. Из данной трактовки понятия следует, что доверие, выступая в качестве содержания социального капитала, также может рассматриваться как механизм трансляции установок, ценностей, взглядов людей, состоящих в доверительных отношениях друг с другом, осуществление ими деятельности, направленной на достижение общих целей.
Таким образом, согласно концептуальной модели нашего исследования, социальный капитал как совокупность количественных и качественных характеристик социальных отношений базируется на взаимном доверии субъектов социальных отношений, посредством чего происходит трансляция ценностно-смысловых установок в отношении здоровья, реализация которых происходит в форме конкретных поведенческих стратегий.
Рассматривая социальный капитал в качестве интегрального социально-психологического фактора мотивации поведения в отношении здоровья, мы тем не менее не можем упускать из внимания внутренние детерминанты выбора поведенческой
стратегии в отношении здоровья. С этой точки зрения автономность личности выступает в качестве основной и универсальной человеческой потребности, неудовлетворение которой, по мнению исследователей, приводит к культурному отчуждению, снижению удовлетворенности жизнью и ухудшению самочувствия [7,8,10].
В качестве объекта данного исследования выступила мотивация поведения в отношении собственного здоровья. Предмет исследования - влияние социального капитала на мотивацию поведения в отношении собственного здоровья.
Задачи:
изучение социального капитала как системы социальных связей по параметрам периодичности, опосредованности/непосредственности взаимодействия, ориентации социальных связей на здоровье/ нездоровье;
изучение доверия как основного содержательного компонента в структуре социального капитала;
изучение стратегий автономности и самовыражения как факторов внутренней мотивации поведения в отношении здоровья;
изучение отношения к здоровью студентов в зависимости от характера социального капитала;
разработка рекомендаций по оптимизации мотивации поведения студентов в отношении собственного здоровья.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование осуществлялось на базе Курского государственного медицинского университета с февраля по май 2013 года. В исследовании приняли участие 348 участников. Выборка характеризовалась однородностью по возрастному, половому, образовательному признакам. Участники исследования - студенты высших учебных заведений; возраст от 19 до 25 лет; соотношение мужчин и женщин 1:1.
В качестве психодиагностических методов исследования были использованы: «Методика оценки объема и качества социального капитала» (В.Б. Никишина); «Методика оценки доверия/недоверия личности другим людям» (А.Б. Купреченко), «Тест самодетерминации» (К. Шелдона и Э. Деси в адаптации Е.Н. Осина), тест «Индекс отношения к здоровью» (С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин) [1, 5, 3].
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В результате исследования социального капитала как системы связей количественных и каче-
ственных характеристик социальных отношений было получено, что распределение показателя объема социального капитала соответствует нормальному распределению; минимальное значение объема социального капитала составило две социальные связи, максимальное - сорок три социальные связи; среднее значение показателя объема социального капитала - 19,18, среднее квадратичное отклонение - 8,46 (рис. 1).
Статистический анализ средних значений показателей периодичности в структуре социального капитала показал, что преобладающую долю объема социального капитала (53%) составляют социальные связи с людьми, взаимодействие с которыми осуществляется ежедневно. На втором месте - социальные связи с людьми, взаимодействие с которыми осуществляется несколько раз в неделю (21%), затем - социальные связи с людьми, взаимодействие с которыми осуществляется несколько раз в месяц (18%), и, наконец, наименьшую долю объема социального капитала составляют социальные связи с людьми, взаимодействие с которыми осуществляется несколько раз в год (8 %).
Для изучения параметров социального капитала молодежи мы провели статистический анализ средних значений этих показателей. Так, по данным анализа показателей опосредованно-сти/непосредственности отношений в структуре социального капитала мы увидели, что преобладающими для молодежи являются непосредственные отношения (74%).
Статистический анализ средних значений показателей ориентации на здоровье/нездоровье показал, что преобладающими для молодежи являются социальные связи с людьми, которые, по их мнению, ведут здоровый образ жизни.
Исследование таких показателей социального капитала как периодичность и опосредован-ность/непосредственность отношений в структуре
социального капитала в группах социальных связей, ориентированных на здоровье и нездоровье, показал, что в группе социальных связей ориентированных на здоровье, преобладают непосредственные ежедневные отношения; в группе социальных связей, ориентированных на нездоровье, также преобладают непосредственные ежедневные отношения.
Полученные статистические результаты анализа средних значений показателей социального капитала свидетельствуют о том, что стандарты как здоровьеориентированного, так и нездоровье, ориентированного поведения молодежи задаются посредством ежедневных непосредственных социальных взаимодействий. Таким образом, представители непосредственного социального окружения являются основным источником формирования поведения в отношении собственного здоровья.
Исследование интегрального показателя доверия как основного содержательного компонента в структуре социального капитала показало, что в группах респондентов с высоким, средним и низким объемом социального капитала значение доверия значимо выше, чем в группе с низким объемом социального капитала.
Для изучения структурных компонентов доверия (приязнь, надежность, единство и знание) в структуре социального капитала молодежи мы провели статистический анализ средних значений структурных компонентов доверия в группах респондентов с высоким, средним и низким объемом социального капитала (рис. 2).
Полученные данные свидетельствуют о том, что в выделенных нами группах молодежи с высоким и средним объемом социального капитала средние значение показателей приязни, знания и единства значимо выше, нежели чем в группе с низким объемом социального капитала.
Рис. 1. Гистограмма распределения общего показателя социального капитала.
Ю
Высокий уровень объема социального Средний уровень объема социального Низкий уровень объема социального капитала капитала капитала
□ Надежность ■ Единство И Знание Ш Приязнь
Рис. 2. Гистограммы средних значений структурных компонентов доверия при различном объеме социального капитала, где *- значимость различий.
Самодетерминация
Гистрогамма средних значений показателей Диаграмма долей автономии и самовыражения
самодетерминации в общем объеме самодетерминации
Индекс отношения к здоровью
Эмоциональная
Познавательная
Поведенческая
Общая
Гистограмма
отношения к здоровью к здоровью
Рис. 3. Гистограммы и диаграммы средних значений структурных компонентов самодетерминации и индекса отношения к здоровью.
Низкий объем социального капитала
Высокий объем социального капитала
Рис. 4. Диаграмма распределения долей параметров самодетерминации поведения при низком и высоком объемах социального капитала.
50
45
40
35
30
25
20
15
10
5
О
43,35*
/о,эз
Низкий объем социального капитала
Высокий объем социального капитала
Рис. 5. Гистограмма средних значений индекса отношения к здоровью при различных объемах социального капитала, где * - обнаружены статистически значимые (достоверные) различия (р<0,05), статистический критерий U Манна-Уитни.
Таким образом, результаты исследования интегрального показателя и содержательных компонентов доверия (знание, приязнь, единство) в группе молодежи указывают на наличие их взаимосвязи с показателем объема социальных связей в структуре социального капитала. При этом снижение доверия в группе снижает и объем социальных связей. Субъект же, проявляющий активность в построении социальных связей с другими людьми, имеет высокий уровень доверия к ним.
Для исследования факторов внутренней мотивации поведения студентов в отношении здоровья мы изучили особенности самодетермина-ции студентов и содержательные параметры отношения к здоровью.
Статистический анализ средних значений показателей самодетерминации у студентов показал, что преобладающей для них является стратегия самовыражения (рис. 3).
В результате исследования показателей индекса отношения к здоровью мы увидели, что доля показателя эмоционального отношения к здоровью для студентов является преобладающей, чем доля показателей познавательного и поведенческого отношения к здоровью.
Полученные результаты статистического анализа средних значений показателей самодетерми-нации и индекса отношения к здоровью в группах студентов с низким и высоким объемом социального капитала свидетельствуют о том, что социальные связи при высоком объеме социального капитала формируются за счет стратегии самовыражения и характеризуются значительным повышением индекса отношения к здоровью. В свою очередь социальные связи при низком объеме социального капитала формируются за счет стратегии автономности и характеризуются значительным снижением индекса отношения к здоровью (рис. 4).
Статистический анализ средних значений показателей самодетерминации и индекса отношения к здоровью в группах с преобладанием здоровьеориентированных и нездоровье-
ориентированных социальных связей показал, что преобладание здоровьеориентированных связей осуществляется за счет стратегии самовыражения и характеризуется значительным увеличением индекса отношения к здоровью. В свою очередь преобладание нездоровьеориентированных связей осуществляется за счет стратегии автономности и характеризуется значительным снижением индекса отношения к здоровью (рис. 5).
Изучение социального капитала как системы связей по параметрам периодичности, опосредо-ванности/непосредственности взаимодействия, ориентации социальных связей на здоровье/нездоровье показало, что преобладающими для студентов являются социальные связи, ориентированные на здоровье, с ежедневным и непосредственным взаимодействием.
Изучение доверия как основного содержательного компонента в структуре социального капитала выявило, что доверие содержательно и количественно сопряжено с параметрами объема и характера социального капитала. При высоком объеме социального капитала интегративный показатель доверия значительно выше, формирование доверительных социальных связей происходит с учетом вариативности параметров надежности, единства, знания, приязни. Значимое снижение интегративного показателя доверия при низком объеме социального капитала сопровождается выстраиванием доверительных отношений преимущественно на основании параметра надежности.
Изучение стратегий автономности и самовыражения как факторов внутренней мотивации поведения студентов в отношении здоровья показало, что преобладающей в молодежной среде является стратегия самовыражения.
Проведенное исследование факторов внутренней мотивации поведения студентов в отношении здоровья показало, что отношение к собственному здоровью студентов является эмоционально насыщенным при относительной невос-требованности информации о здоровье и дефиците конкретных действий по его сохранению и укреплению. При этом интегративный показатель отношения к здоровью значимо выше при высоком объеме социального капитала, что, по всей видимости, достигается посредством стратегии самовыражения.
Высокий уровень индекса отношения к здоровью у студентов сопровождается преобладанием здоровьеориентированных социальных связей в структуре социального капитала, а также стра-
тегией самовыражения. Низкий уровень индекса отношения к здоровью сопровождается преобладанием нездоровьеориентированных социальных связей в структуре социального капитала, а также стратегией автономии.
Таким образом, результаты исследования отражают существующую в молодежной среде тенденцию воспроизводить наблюдаемые в ближайшем окружении стереотипы поведения, систему ценностей и установок в отношении здоровья. Будучи включенным в здоровьеориентированную социальную среду, молодой человек стремится не только соответствовать, но и выделится среди сверстников в отношении значимых для социального окружения ценностей. Тем самым происходит формирование и закрепление личностного эмоционального отношения молодого человека к собственному здоровью, реализующегося посредством соответствующих поведенческих стратегий.
Осуществленное исследование мотивации по отношению к собственному здоровью студентов выявило ряд проблем в данной сфере, которые указывают на направления и характер мер по оптимизации отношения студентов к здоровью и здоровому образу жизни. Основной проблемой, наблюдаемой на макросоциальном уровне, является декларативная ценность здоровья при отсутствии конкретного содержания понятия. Очевидной в данном случае является необходимость наполнения образа здоровья культуральным, религиозным и, что немаловажно, этнически близким содержанием. На микросоциальном уровне актуальной является проблема преобладания в молодежной среде ценности на самовыражения над ценностью автономности, что тем не менее может выступать в качестве ресурса поддержки и культивирования стандартов здоровьеориентированного поведения. И, наконец, что касается индивидуального уровня, то в данном случае дефицит стратегии автономности у большинства молодых людей требует выработки индивидуальных критериев оценки параметров отношения к здоровью.
Мероприятия, направленные на оптимизацию мотивации поведения студентов по отношению к собственному здоровья, рекомендуется проводить в несколько этапов. Задачей первого этапа является структурирование образа здоровья, что достигается посредством механизма социальной установки и при помощи регулярной демонстрации эмоционально насыщенной социальной рекламы здоровья. На втором этапе целесообразным представляется формирование конкретных стандартов поведения в отношении здоровья, основанное на саморегуляции как осознанной активности, и достигаемое посредством организации
непосредственного взаимодействия. На заключительном этапе рекомендуется выработка критериев и оценок здоровья посредством ассоциативного механизма и при помощи непосредственной трансляция паттернов поведения в отношении здоровья из ближайшего окружения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гордеева Т.О. Теория самодетерминации Э. Диси и Р. Райана // Психология мотивации достижения: учеб. пособие. - M. : Смысл: Академия, 2006. -336 с.
2. Градосельская Г.В. Сетевые измерения в социологии: учебное пособие. - М., 2004. - 248 с.
3. Дерябо С.Д., Ясвин В.А., Панов В.И. Здоровье как предмет экопсихологической диагностики// Прикладная психология. -2000.- № 4 - С. 52-66
4. Коулмен Дж. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. -2001. - № 3. - С. 122-139.
5. Купрейченко А.Б. Психология доверия и недоверия. - М. : Изд. «Институт психологии РАН», 2008. - 564 с.
6. Мачеринскене И., Минкуте-Генриксон Р., Има-навичене Ж.С. Социальный капитал организации: методология исследования // СОЦИС.- 2006.-№ 3.- С. 29-39.
7. Недуруева Т.В., Кузнецова А.А. Отношение к здоровью врачей-терапевтов как внутренний механизм саморегуляции их профессиональной деятельности // Известия Юго-Западного государственного университета. - 2012. - № 5-1 (44). -С. 306-310.
8. Никишина В.Б., Запесоцкая И.В. Дихотомическая модель доверия-зависимости: детерминация, фе-
номенология, генез // Социальная политика и социология. -2010. -№ 4.- С. 154-163.
9. Скрипкина Т.П. Психология доверия: учебное пособие. - М., 2001. - 264 с.
10. Роуз Р. Социальные потрясения, социальная уверенность и здоровье // Социальный капитал и социальное расслоение в современной России. -Минск, 2004. - С. 119-143.
11. Татарко А.Н., Лебедева Н.М. Социальный капитал: теория и психологические исследования. -М. : РУДН, 2009. - С. 54-55.
12. Фукуяма Ф. Доверие. - М. : Хранитель, 2006. -248 с.
13. Шихирев П.Н. Природа социального капитала: социально-психологический подход // Общественные науки и современность - 2003. - № 2. -С. 17-31.
14. Human Development Report-2007/8 - Режим доступа:
http://hdr.undp.org/sites/default/files/reports/268/hdr 20072008 en complete.pdf, свободный (10.06.2014)
15. Lyn N. Social Capital: a theory of social structure and action. - Cambridge, 2001. - 267 с.
16. Menec V. H. The Relation between Everyday Activities and Successful Aging: a 6-Year Longitudinal Study // Journal of Gerontology. -2003. - N 58 В.-P. 74-82.
17. Official Records of the World Health Organization. -
N 2. - Р. 100. - Режим доступа:
http://www.who.int/suggestions/faq/en/, свободный
(18.06.2014)
18. The Global Competitiveness Report 2008-2009. -
Режим доступа:
https://ru.scribd.com/doc/7471885/The-Global-Competitiveness-Report-2008-2009, свободный
(10.06.2014)