Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СОТРУДНИКОВ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНОВ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СОТРУДНИКОВ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
49
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MOTIVATION / LABOR ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Абдурафиева Т.Р.

Данная работа посвящена исследованию проблемы мотивации трудовой деятельности у сотрудников интернет-магазинов. Описана взаимосвязь мотивации и стимулирования труда персонала. Определена структура мотивации трудовой деятельности у сотрудников интернет-магазина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL STUDY OF MOTIVATION OF LABOR ACTIVITY THE EMPLOYEES OF THE ONLINE STORES

This work is devoted to study problems of motivation of labor activity the employees of the online stores. Describes the relationship of motivation and stimulation of personnel. The structure of motivation of labor activity the employees of the online store.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СОТРУДНИКОВ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНОВ»

УДК 159.947.5

Абдурафиева Т.Р. студент 4 курса направление подготовки «Психология»

ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»

Россия, г. Симферополь

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СОТРУДНИКОВ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНОВ

Аннотация: Данная работа посвящена исследованию проблемы мотивации трудовой деятельности у сотрудников интернет-магазинов. Описана взаимосвязь мотивации и стимулирования труда персонала. Определена структура мотивации трудовой деятельности у сотрудников интернет-магазина.

Ключевые слова: мотивация, трудовая деятельность.

Abdurafieva T.R.

4-year student, direction of training "Psychology" GBOU VK RK «Crimean Engineering and Pedagogical University»

Russia, Simferopol PSYCHOLOGICAL STUDY OF MOTIVATION OF LABOR ACTIVITY THE EMPLOYEES OF THE ONLINE STORES

Annotation: This work is devoted to study problems of motivation of labor activity the employees of the online stores. Describes the relationship of motivation and stimulation of personnel. The structure of motivation of labor activity the employees of the online store.

Keywords: motivation, labor activity.

Актуальность проблематики заключается в том, что с каждым днем все в большее количество организаций проникают новейшие технологии. Это приводит к формированию новой парадигмы управления, которая выделяет ресурсы сотрудников в качестве ключевого элемента эффективности организации. Мотивация и стимулирование труда выступают главными составляющими процесса управления в любой организации.

Целью данного исследования стало выявление и описание мотивации трудовой деятельности у сотрудников интернет-магазина.

Изложение основного материала. Мотивация выступает в качестве процесса побуждения к действию, то есть она управляет поведением человека, задает его направленность, активность, устойчивость, направлена на удовлетворение потребностей человека. Мотивом деятельности человека является то, что непосредственно вызывает действия человека. Они могут поддаваться осознанию - человек может усиливать или приглушать действие отдельных мотивов. Условно мотивы можно поделить на внутренние и внешние [1]. Потребности - это то, что необходимо человеку для поддержания жизнедеятельности и развития организма и личности. Условно

потребности можно поделить на материальные и духовные.

Стимулируя и мотивируя, можно долговременно воздействовать на работника, изменяя его ценностную ориентацию, интересы, развивая потенциал на основе мотивационного ядра. Мотивация сотрудников и стимулирование могут не только усиливать воздействие друг друга, но и противостоять друг другу, ибо по своей направленности они все же противоположны: мотивация пытается изменить существующее положение, а стимулирование лишь закрепляет его. При этом мотивация - процесс сознательного выбора человека того или иного типа поведения. В истории зафиксированы 4 основные формы стимулирования труда [4]: 1) принуждение; 2) материальное поощрение 3) моральное поощрение; 4) самоутверждение. Основными побуждениями человека к труду могут стать разные желания, например, желание оказать помощь другим, необходимость трудовой деятельности, и даже нежелание показаться социуму тунеядцем. Причиной может стать так же потребность в самоактуализации или потребность в общественном признании со стороны других [6].

К. Замфир предложила один из подходов в изучении трудовой деятельности [2, 7]. В данном подходе она выделяет три основные составляющие мотивации: 1) внутренняя (ВМ) - то, что порождается в сознании человека самой трудовой деятельностью. На основе данного вида человек трудится с удовольствием, и ему не нужно внешнее давление и дополнительное стимулирование; 2) внешняя положительная (ВПМ) -стимулирование деятельности человека при помощи дополнительных поощрений, которыми могут стать престиж, материальное стимулирование, одобрение со стороны коллег, премии; 3) внешняя отрицательная (ВОМ) -попытка стимулирования деятельности человека с помощью мер наказания, например, критики, осуждения, штрафов, выговоров. Если рассматривать эффективность мотивации с точки зрения производительности, то внутренняя мотивация является наиболее эффективной. Внешняя положительная мотивация так же может влиять положительно, но при этом, как и внешняя отрицательная, она может привести к тому, что труд постепенно будет превращаться в деятельность, которую человек совершает лишь из-за давления необходимости.

По мнению К. Замфир, наиболее высокая эффективность труда происходит при таком соотношении: ВМ>ВПМ>ВОМ, где центральное место занимают внутренние мотивы человека, но при этом используются внешние положительные мотивы и ограничиваются внешние отрицательные. ВОМ>ВПМ>ВМ при этом является наихудшим соотношением, так как в данном случае центральное место отводится под внешние отрицательные мотивы, то есть человек работает под страхом наказания, при этом его внутренние мотивы ограничены и не имеют роли.

Основным методом для исследования мотивации трудовой деятельности в нашей работе выступила методика К. Замфир в модификации А. Реана. Выборку испытуемых составили 8 студентов и 7 специалистов,

работающих в интернет-магазине компьютерных игр.

Результаты исследования демонстрируют, что у студентов наиболее выражена внешняя положительная мотивация, то есть студенты работают, ожидая поощрений. При этом наименее выражена внешняя отрицательная мотивация. Данный мотивационный комплекс (ВПМ>ВМ>ВОМ) средний по своей эффективности.

Таблица 1.

Результаты исследования профессиональной деятельности студентов

по методике К. Замфир в модификации А. Реана, %

Тип мотивации труда

Внутренняя Внешняя положительная Внешняя отрицательная

специалисты студенты специалисты студенты специалисты студенты

71 37,5 29 50 0 12,5

В отличие от студентов, нет специалистов, которые руководствуются отрицательной внешней мотивацией, т.е. никто из них не работает под страхом увольнения или потери источника дохода.

Исследование показало, что для специалистов наиболее характерна внутренняя мотивация и наименее - внутренняя отрицательная. Данный мотивационный комплекс является наиболее эффективным.

Выводы: Теоретический анализ проблемы исследования позволил нам установить, что осуществление деятельности человека происходит благодаря совокупности внешних и внутренних сил - мотивации. Мотивация вызывает у людей различную реакцию, потому достаточно сложно дать однозначное описание данному процессу. При всем при этом существует множество концепций, которые описывают факторы, влияющие на мотивацию.

В ходе исследования мы выяснили, что побуждается деятельность одновременно несколькими мотивами, которые имеют свою иерархию.

Эмпирическое исследование показало, что работающие студенты в большинстве ориентированы на материальное, внешнее положительное стимулирование, при этом специалисты, которые уже получили образование и работают по специальности, в основном ориентированы на значимость своей деятельности: на сколько их труд ценен для них самих и общества в целом. Специалисты стремятся превзойти всех в данной деятельности, достичь большего, самосовершенствоваться.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что группы испытуемых, студенты и специалисты, имеют различия в степенях выраженности внутренней и внешней мотивации, что позволяет сделать вывод о том, что между степенью образования и показателями мотивации труда существует взаимосвязь: чем выше профессионализм, тем более выражено стремление к достижениям и самосовершенствованию в своей сфере деятельности.

Использованные источники: 1. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека / В.К. Вилюнас - М.: МГУ, 1990. - 288 с

2. Додонов, Б.И. Структура и динамика мотивов деятельности / Б.И. Додонов // Вопросы психологии. - 1984. - № 4. - С. 126 - 130.

3. Зеер Э.Ф. Психология профессий / Э.Ф.Зеер. - Екатеринбург: УГППУ, 1997. 244 с.

4. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П Ильин. - СПб.: Питер, 2000- 512 с.

5. Климов, Е.А. Введение в психологию труда. / Е.А.Климов- М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. 350 с.

6. Климов, Е.А. Психология профессионала / Е.А.Климов. М.: Изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. 400 с.

7. Кокурина, И. Г. Социально-психологический анализ смыслообразующей функции мотивации жизнедеятельности социального индивида [Электронный ресурс] /И. Г. Кокурина // Режим доступа: http://www.psy.msu.ru/science/public/kokurina/kokurina2007.pdf

8. Краткий психологический словарь: сл. /Ред.-сост. Л.А.Карпенко: Под общ.ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. - 2 изд.,расш.,испр.и доп. -Ростова на Дону: Издательство «Феникс», 1998.// Режим доступа: http://shp.by.ru/psy/lit/psy_enc/txt/m48.shtm.

9. Леонтьев, Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности. / Д.А. Леонтьев //Вестн. МГУ, Сер.14, 1996, - № 4- С. 35-44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.