Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ВНУТРЕННИХ ЦЕННОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ВНУТРЕННИХ ЦЕННОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
215
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Innova
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хачатрян Азатуи Араовна

На основе результатов теоретического анализа проблемы внутренних ценностей личности было установлено, что формирование ценностно-смысловой сферы происходит поэтапно. Один из этапов формирования происходит в подростковом возрасте. В силу текущей ведущей деятельности на формирование определенной системы ценностей подростков оказывают влияние ценности, принятые в референтной группе сверстников. Основной задачей является изучение иерархии ценностей по отношению к девиантному поведению. Исследование иерархии личностных жизненных ценностей проводилось с использованием методики "ценностные ориентации" Милтона Рокича с участием 120 студентов (средний возраст 19 лет) г. Белореченска. Для некоторых студентов этот метод представлялся трудным, в понимании представленных высказываний и построении определенной системы ценностей, значимых для них в данный момент. По результатам проведенного исследования было установлено, что для группы студентов с девиантным поведением характерны такие ценностные цели, как свобода выбора и независимость от родительского контроля, наличие желания действовать в соответствии со своими убеждениями, в то время как социальные нормы не регулируют такое поведение подростка. А также стремление к веселой, размеренной жизни, отсутствие контроля со стороны родителей, учителей и общества в достижении своих целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FORMATION OF INTERNAL VALUES IN ADOLESCENTS WITH DEVIANT BEHAVIOR

Based on the results of theoretical analysis of the problem of internal values of the individual, it was found that the formation of the value-semantic sphere occurs in stages. One of the stages of formation occurs during adolescence. Due to the current leading activity, the formation of a certain system of values of adolescents is influenced by the values accepted in the reference group of peers. The main task is to study the hierarchy of values in relation to deviant behavior. The study of the hierarchy of personal life values was conducted using the "Value orientations" method by Milton Rokich with the participation of 120 students (average age 19 years) in Belorechensk. For some students, this method seemed difficult, in understanding the presented statements and building a certain system of values that are currently significant for them. According to the results of the study, it was found that the group of students with deviant behavior is characterized by such values of the goal as freedom of choice and independence from parental control, and the desire to act according to their beliefs, while social norms do not regulate such behavior of a teenager. As well as the desire for a fun, measured life, lack of control on the part of parents, teachers and society in achieving their goals.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ВНУТРЕННИХ ЦЕННОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ВНУТРЕННИХ ЦЕННОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

PSYCHOLOGICAL FORMATION OF INTERNAL VALUES IN ADOLESCENTS WITH DEVIANT BEHAVIOR

Хачатрян Азатуи Араовна Щ Khachatryan Azatui Araovna

ГБПОУ KK «Белореченский индустриально- Щ GBPOU KK «Belorechensk industrial технологический техникум» and technological college»

E-mail: azatui90@mail.ru

Резюме

На основе результатов теоретического анализа проблемы внутренних ценностей личности было установлено, что формирование ценностно-смысловой сферы происходит поэтапно. Один из этапов формирования происходит в подростковом возрасте. В силу текущей ведущей деятельности на формирование определенной системы ценностей подростков оказывают влияние ценности, принятые в референтной группе сверстников. Основной задачей является изучение иерархии ценностей по отношению к девиангному поведению. Исследование иерархии личностных жизненных ценностей проводилось с использованием методики "ценностные ориентации" Милтона Рокича с участием 120 студентов (средний возраст 19 лет) г. Белореченска. Для некоторых студентов этот метод представлялся трудным, в понимании представленных высказываний и построении определенной системы ценностей, значимых для них в данный момент. По результатам проведенного исследования было установлено, что для группы студентов с девиантным поведением характерны такие ценностные цели, как свобода выбора и независимость от родительского контроля, наличие желания действовать в соответствии со своими убеждениями, в то время как социальные нормы не регулируют такое поведение подростка. А также стремление к веселой, размеренной жизни, отсутствие контроля со стороны родителей, учителей и общества в достижении своих целей.

Ключевые слова: ценности, подростковый возраст, девиантное поведение, исследования

Summary

Based on the results of theoretical analysis of the problem of internal values of the individual, it was found that the formation of the value-semantic sphere occurs in stages. One of the stages of formation occurs during adolescence. Due to the current leading activity, the formation of a certain system of values of adolescents is influenced by the values accepted in the reference group of peers. The main task is to study the hierarchy of values in relation to deviant behavior. The study of the hierarchy of personal life values was conducted using the "Value orientations" method by Milton Rokich with the participation of 120 students (average age 19 years) in Belorechensk. For some students, this method seemed difficult, in understanding the presented statements and building a certain system of values that are currently significant for them. According to the results of the study, it was found that the group of students with deviant behavior is characterized by such values of the goal as freedom of choice and independence from parental control, and the desire to act according to their beliefs, while social norms do not regulate such behavior of a teenager. As well as the desi re for a fun, measured life, lack of control on the part of parents, teachers and society in achieving their goals.

Key words: values, adolescence, deviant behavior, research

References to the article

Khachatryan A.A. Psychological formation of internal values in adolescents with deviant behavior // Innova. -2020.-№2(19).-P. 21-26. D0l:10.21626/innova/2020.2/04

Библиографическая ссылка на статью

Хачатрян A.A. Психологическое формирование внутренних ценностей у подростков с девиантным поведением // Innova. - 2020. - № 2 (19). - С.

21-26.

Введение

Психология девиантного поведения в России, в отличие от зарубежной науки, находится на стадии бурного развития и становления. Помимо психологии, социальная психология, социология, педагогика,

криминология и другие являются областями знаний, изучающими девиантное поведение. Проблема девиантного поведения - это

междисциплинарная область научного знания, которая занимается "изучением механизма возникновения, формирования, динамики и исходов девиантного поведения". Исследование внутренних ценностей подростков с девиантным поведением показывает, что ценности и ценностные ориентации являются важнейшей характеристикой личности, они входят в систему жизненных смыслов и содержат основу мотиваций. Подчеркивая индивидуальность и

уникальность личности, они способствуют равновесию человеческого существования, направляют личность на стадии развития и объясняют ее характер и деятельность. Именно в подростковом возрасте интенсивно происходит формирование основных черт и качеств личности, а также системы внутренних и жизненных ценностей, имеющих большое значение для развития понимания, самоидентификации в обществе и поиска жизненных направлений. Подростки в этом возрасте склонны придавать прагматический характер социально значимым ценностным сферам, что, в свою очередь, является предпосылкой для создания различного рода девиаций. Ориентация личности на определенные смыслообразующие и мотивирующие ценности и интегрирующие вокруг них потребности, установки, интересы, убеждения и идеалы, убеждения оказывают влияние на формирование общества в целом. Поэтому очень важно, чтобы подросток вступал во взрослую жизнь с системой либеральных моральных ценностей и установок.

Сложность определения сущности личностных ценностных ориентаций обусловлена тем, что на данный момент не существует единой теории, которая давала бы целостный, детальный взгляд на этот вопрос. В отечественной и зарубежной литературе существует около 100 определений понятия «ценность», предложенных в различных научных подходах.

Интерес к изучению проблемы девиантного поведения, понимаемого как отклонение от установленных норм (социальных, психических, правовых, нравственных норм), в последнее время получил широкое

Несмотря на огромный объем научных работ, посвященных проблеме жизненных ценностей личности подростков с девиантным поведением, до сих пор существует дефицит специальных программ, направленных на создание "просоциальной системы ценностей" для этой группы подростков. Следует отметить, что изменение существующих систем жизненных ценностей возможно, если понимать противоречия между индивидуальными ценностями, которые уже существуют. Комплекс процедур, направленных на актуализацию внутренней структуры личности, ее ценностно-смысловой сферы, позволит корректировать различные виды девиации (отклонения от

Целью исследования является изучение жизненных ценностей личности подростков с

Материалы и методы

психологические новообразования, которые по мере своего развития формируют у подростка целостную картину мира. Личностное самоопределение, поиск и достижение целей -все это зависит от существующей системы ценностных ориентаций.

Подростковый возраст является одним из этапов формирования личностных жизненных ценностей. И поведение индивида во многом зависит от той системы ценностей, которая сложилась в процессе развития.

Экспериментальное исследование

проводились в несколько этапов на базе ГБПОУ

-

технологический техникум» и АНЧ ПОО «Краснодарского кооперативного техникума

1. Подготовительный этап. Ознакомление с обстановкой в «БИТТ» и АНЧ ПОО «ККТ», сбор информации о студентах, поведение которых беспокоит, формирование выборки исследования.

В техникумах осуществляют обучение студенты с различных сел, поселков, станиц и городские ребята Белореченского района и др. мест. Таким образом, в выборку исследования вошли подростки, воспитывающиеся в разных социальных условиях, обладающие разным представлением о системе жизненных ценностей. Для некоторых из них подростковый кризис сопровождался рядом определенных переживаний, а именно переездом, переходом из школы в техникум, разрывом постоянного общения с друзьями детства, одноклассниками, непониманием с родителями и другими факторами.

Исходя из данных образовательных учреждений, реализуются программы по различным специальностям и профессиям, по которым обучаются студенты в сферах общественного питания, поведение которых не соответствует общепринятым стандартам.

Исследуемая выборка неоднородна, состоит из 36 мальчиков и 84 девочек в возрасте

2. Диагностический этап. Выявление склонности к девиантному поведению у студентов 1-4 курсов и последующее изучение системы жизненных ценностей этих подростков. Диагностика проводилась в групповой форме в начале 2020-2021 учебного года, в дневное время.

Использовались диагностические методы: «исследование ценностных Милтона Рокича.

следующие тест-опросник ориентаций»

Выбор методологии исследования основывается на принципах достоверности и валидности. Они универсальны и подходят для

Методика «ценностные ориентации» М. Рокича направлена на выявление содержательной стороны личности. Она позволяет выявить отношение индивида к окружающей действительности, к другим людям и к самому себе, а также увидеть мотивационную основу поведения человека.

М. Рокич выделил два типа ценностей, каждый из которых включает в себя 18 типов

1) ценностные цели (терминальные), или наиболее предпочтительные конечные цели существования (свобода, равенство, мир и т.д.);

2) ценности средств (инструментальные), то есть идеальные нормы поведения (ответственность, воспитанность, чувствительность, толерантность). В свою очередь, инструментальные ценности делятся на: моральные и компетентностные ценности.

Участникам предлагается набор из двух блоков, каждый из которых состоит из 18 утверждений, соответствующих определенной

важность этих принципов. При обработке результатов этого метода учитываются пять

доминирующих значений в блоке терминальных и инструментальных Значений;

3) психологическая стадия просветления. Целью данного этапа является формирование и проведение программы, направленной на работу с ценностно-смысловой сферой личности подростков;

4) этап оценки. Оценка эффективности разработанной программы и исследования в

Таким образом, исходя из целей, поставленных на каждом этапе, был определен ряд следующих задач: выявление склонности к девиантному поведению у учащихся 1-4 классов, изучение существующих у них систем жизненных ценностей, формирование программы психологического воспитания.

Результаты и обсуждение

Основной задачей данного этапа исследования является рассмотрение иерархии ценностных установок по отношению к

Исследование иерархии внутренних ценностей личности проводилось с использованием методики «ценностные ориентации» Милтона Рокича.

Таблица 1. Результаты исследования терминальных ценностей подростков в процентах

№ Список терминальных ценностей Наиболее Наименее

значимые значимые

ценности ценности

1 Активная деятельная жизнь 56% 64%

2 Жизненная мудрость 36% 80%

3 Здоровье 75% 33%

4 Интересная работа 20% 85%

5 Красота природы и искусства 3% 95%

6 Любовь 18% 88%

7 Материально обеспеченная жизнь 72% 34%

8 Наличие хороших и верных друзей 80% 35%

9 Общественное призвание 30% 90%

10 Познание 19% 89%

11 Продуктивная жизнь 35% 79%

12 Развитие 25% 85,5%

13 Развлечения 74,5% 18,5

14 Свобода 91% 16,5

15 Счастливая семейная жизнь 47% 59%

16 Счастье других 86% 18%

17 Творчество 8,5% 98%

18 Уверенность в себе 88% 25%

При этом подростки с девиантным поведением приравнивают ценность «свободы к «вседозволенности». Рассматривая свободу без ответственности, подростки придерживаются позиции, что они взрослые для свободы, но еще не для ответственности.

Девиантные подростки характеризуются стремлением к веселой, размеренной жизни, отсутствием контроля со стороны родителей, педагогов и общества в достижении своих целей.

Подростки с трудным семейным положением, независимо от их поведения,

относились к числу преобладающих ценностей благополучия в семье.

Выдвигая на первый план девиантного поведения подростков такие ценности, как самостоятельность, смелость в отстаивании

своего мнения, твердая воля настаивать на своем, подростки характеризуются как личность, достигающую любыми путями поставленных целей, независимо от установленных моральных и социальных норм.

Таблица 2. Результаты исследования инструментальных ценностей подростков в процентах

№ Список инструментальных ценностей Наиболее значимые ценности Наименее значимые ценности

1 Аккуратность, умение содержать в порядке вещи, порядок в делах 6% 90%

2 Воспитанность 7% 95%

3 Высокие запросы 70% 15%

4 Жизнерадостность 40% 25%

5 Исполнительность 35% 5%

6 Независимость 80% 10%

7 Непримиримость к недостаткам в себе и др. 5% 50%

8 Образованность 15% 60%

9 Ответственность 6% 20%

10 Рационализм 10% 45%

11 Самоконтроль 25% 55%

12 Смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов 77% 16%

13 Твёрдая воля 78% 12,5%

14 Терпимость 10% 40%

15 Широта взглядов 40% 70%

16 Честность 50% 9%

17 Эффективность в делах 50% 65%

18 Чуткость 20% 70%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В связи с этим можно сделать вывод, что ценность значимо влияет на личностные качества подростков с девиантным поведением, она может определять степень вероятности совершения публичных правонарушений.

Работа с набором новых жизненных ценностей у подростков поможет предотвратить рецидивы девиантного поведения.

Ценность понимается учащимися с точки зрения постоянного поиска интересных идей, которые направляют позитивное развитие

По результатам повторного тестирования группа подростков, проявляющих склонности к девиантному поведению, сократилась до 15%. Эти результаты были получены при работе с уже сформированными значениями. Проводимая работа по психологическому воспитанию способствовала формированию у подростков позитивного представления о личности, своих потребностях и студентов также отмечается эмоционально-волевой сферы, снижение уровня тревожности и агрессивности. Комплекс проведенных упражнений, позволил

сформировать уверенное и ответственное поведение подростка, который устойчив к влиянию окружающих.

собственной ценностях. У нормализация

Выводы

Теоретический анализ проблемы «внутренних ценностей и девиантного поведения» позволил сформировать

методологическую основу эмпирического исследования. Установлено, что жизненные ценности формируются в самосознании личности. Убеждения, принципы и интересы работают вместе, образуя пирамиду на вершине которой в определенный период находятся ценности, мотивирующие действия и поведение человека в целом.

подходу к изучению ценностей, невозможность их реализации может повлиять на развитие отклонений в личностном поведении. Раннее осознание появления внутренних противоречий и конфликтов в системе внутренних ценностей подростка позволяет объяснить условия и механизмы девиантного поведения.

В свою очередь, изменение системы внутренних ценностей возможно только при наличии противоречий между индивидуальными ценностями, которые уже существуют.

Изучение ценностных ориентаций подростков с девиантным поведением необходимо для того, чтобы обозначить

основные направления психологической работы с этими подростками. Основной проблемой является отсутствие специализированных программ, которые способствовали бы формированию просоциальной системы ценностей у подростков с девиантным

Для группы подростков с нарушениями поведения более характерна система ценностей, отвечающая только их личностным принципам и не учитывающая установленные нормы и правила поведения в обществе и государстве.

Таким образом, в ходе исследования было определено, что развитие психологического образования, которое будет направлено на работу с ценностно-смысловой сферой личности, будет способствовать формированию у подростков позитивного представления о себе, о системе ценностей, которые будут влиять на подростков с девиантным поведением.

Комплекс упражнений позволил стабилизировать эмоционально-волевую сферу подростков, снизить уровень тревожности и агрессивности, сформировать уверенное и ответственное поведение, устойчивое к давлению со стороны окружающих.

Литература

1. Бубанова, С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система [Текст] / С.С. Бубанова// Психологический журнал. - 2015. - Т. 20. - № 5. - С. 38^4.

2. Гарванова М.З., Гарванов И.Г. Исследование ценностей в современной психологии [Текст] / М.З. Гарванова, И.Г. Гарванова // Современная психология: материалы III междунар. науч. конф. - Казань: Бук, 2014. - С. 5-20.

3. Голованова, Е.И. Проблема девиантного поведения. Развитие представлений о девиантном поведении [Текст] / Е.И. Голованова // Ученые записки РГСУ. - 2009. - № 11. -С. 206-209.

4. Гурьев, М.Е. Психологический анализ возрастных особенностей подростков, имеющих девиантное поведение [Текст] / М.Е. Гурьев // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробации результатов исследования. - 2015. -№ 16.-С. 69-76.

5. Драгунова, Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте [Текст] / Т.В. Драгунова //

педагогическое агентство, 2005. - С. 385-404".

6. Завалихина, P.C. Девиантное поведение как психологический феномен [Текст] / P.C. Завалихина // Сибирский педагогический журнал. -2004.-№3,-С. 138-143.

7. Зайдуллина, Г.Г. Девиантное поведение подростков и условия его социально-педагогической профилактики и коррекции [Текст] / Г.Г. Зайдуллина // Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Редакционно-издательский центр МГГУ им. М.А. Шолохова, 2011.-159 с.

8. Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь [Текст] / В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М., 2008. - 692 с.

9. Змановская, Е.В. Психология девиантного поведения структурно-динамический подход [Текст]: монография / Е.В. Змановская. - СПб.: Изд-во СПб. ун-та МВД России, 2005. - 274 с.

10. Каширский, Д.В. Психология личностных ценностей [Текст] / Д.В. Каширская // Автореф. дис. д-ра психол. наук. - М., 2014. - 56 с.

11. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения [Текст] / Ю.А. Клейберг // Учебное пособие для вузов. - М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М», 2001. - 160 с.

12. Коноплева И.Н., Лозовенко A.C. Стиль воспитания в семье и ценностные ориентации у подростков с девиантным поведением [Электронный ресурс] / И.Н. Коноплев, A.C. Лозовенко // Психология и право. - 2012.

13. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М., 2011. -130 с.

14. Науменко, Е.С. Подростковый возраст как фактор развития различных форм девиаций [Текст] / Е.С. Науменко // «Наука и образование: новое время». - 2016. - № 5. - С. 139-153.

15. Николаева, Э.Ф. Проблема социализации и самореализации на ранних этапах онтогенеза личности. Прикладные исследования психологии личности [Текст] / Э.Ф. Николаева // Сб. научных трудов. Выпуск 1. - Тольятти: ТГУ, 2009. -С. 65-78.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.