Научная статья на тему 'Психологическое благополучие студентов с разным уровнем ролевой самооценки'

Психологическое благополучие студентов с разным уровнем ролевой самооценки Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2096
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ / СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ЛИЧНОСТИ / РОЛЕВАЯ САМООЦЕНКА СТУДЕНТА / STUDENT AGE / SOCIAL ROLES / PSYCHOLOGICAL WELL-BEING OF THE INDIVIDUAL / THE ROLE OF THE STUDENT SELF-RATING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Русина Светлана Александровна

Представлены результаты исследования структуры психологического благополучия студентов вуза, имеющих различающиеся между собой характеристики ролевой самооценки. Выявлены различия в выраженности показателей факторов психологического благополучия (самопринятие, позитивные отношения с окружающими, автономия, управление окружающей средой, цель в жизни, личностный рост) в группах испытуемых с высоким, средним, низким уровнем ролевой самооценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Русина Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL WELL-BEING OF STUDENTS WITH DIFFERENT LEVELS OF ROLE SELF-RATING

The results of research of structure of psychological well-being of University students with different role self-rating. Differences in the severity of performance factors, psychological well-being (self-acceptance, positive relationships with others, autonomy, environmental management, purpose in life, personal growth) in the groups of subjects with high, medium, low of role self-rating.

Текст научной работы на тему «Психологическое благополучие студентов с разным уровнем ролевой самооценки»

Педагогическая психология

УДК 159.922.8-057.87 DOI: 10.14529^у150409

ББК Ю942-38 + Ю942-99

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ РОЛЕВОЙ САМООЦЕНКИ

С.А. Русина

Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул

Представлены результаты исследования структуры психологического благополучия студентов вуза, имеющих различающиеся между собой характеристики ролевой самооценки. Выявлены различия в выраженности показателей факторов психологического благополучия (самопринятие, позитивные отношения с окружающими, автономия, управление окружающей средой, цель в жизни, личностный рост) в группах испытуемых с высоким, средним, низким уровнем ролевой самооценки.

Ключевые слова: студенческий возраст, социальные роли, психологическое благополучие личности, ролевая самооценка студента.

Интенсивные социально-экономические и политические изменения в нашей стране порождают многочисленные психологические проблемы у населения, сопровождающиеся отсутствием уверенности в завтрашнем дне, повышенной тревожностью, утратой смысла жизни и жизненных перспектив. Такого рода проблемы существенно определяют уровень психологической устойчивости и благополучия граждан. Особое значение вышеизложенное имеет для студенческой молодежи, которая является одной из наиболее уязвимых групп населения.

Психологические характеристики периода студенчества связаны с происходящим в этом возрасте активным профессиональным и личностным становлением, предопределяющим жизненные цели и перспективы будущих специалистов. На этот период у юношей и девушек приходится существенное расширение ролевого репертуара за счет освоения новых социальных функций (ролей). В связи с этим изменения претерпевает не только ценностно-смысловая сфера личности, но и Я-концепция с ее «составляющей, связанной с отношением к себе или отдельным своим качествам» - с самооценкой (Бернс, 2007, с. 333). Смена статуса и принятие новой социальной роли происходит за счет актуализации и соотнесения собственной концепции этой роли с социальными ожиданиями и соответствующим ролевым исполнением. Процесс освоения социальной роли, обладая собствен-

ной спецификой, детерминирует необходимость оценки человеком себя и своей деятельности в конкретном статусном контексте. Происходит становление ролевой самооценки, под которой понимается оценка человеком своих качеств, возможностей, способностей, особенностей своей деятельности в процессе освоения, принятия и выполнения социальных функций, обусловленных статусом - местом, занимаемым в системе общественных отношений (Русина, 2014). Социальная роль «студент» относится к числу достигаемых и адекватно соотносится с ведущей деятельностью юношеского возраста. Успешное освоение этой роли и функционирование в ее рамках способствует решению важных психологических задач юности, прежде всего -профессионального самоопределения и интеграции в общество. Следовательно, знание условий и факторов, участвующих в становлении образа «Я-студент» у обучающейся молодежи, позволит грамотно выстраивать психолого-педагогическое сопровождение этого процесса.

Генезис ролевой самооценки студента как предмет научного исследования предполагает целесообразность изучения ее связи с другими интегративными психологическими образованиями, в том числе, психологическим благополучием личности в период студенчества.

Современное реформирование системы высшего профессионального образования направленно не только на улучшение качества

подготовки специалистов, но и на сохранение и укрепление психического здоровья личности, базовым феноменом которого является ощущение и состояние благополучия.

Одной из составляющих благополучия личности выступает психологическое благополучие, которое Л.В. Куликов определяет как «слаженность психических процессов и функций, ощущение целостности, внутреннего равновесия» (Куликов, 2004, с. 122).

В рамках позитивной психологии длительное время ведется полемика о субъективной природе счастья, удовлетворенности жизнью, ощущении благополучия и факторов их формирования (Аргайл, 2003; Батурин, Баш-катов, Гафарова, 2013; Шевеленкова, Фесен-ко, 2005; Bradbum, 1969; Ryff, 1989; Seligman, 2002). Сложность и многоаспектность данного понятия отражается в некоторых их указанных выше публикациях, определяющих психологическое благополучие, например, «как интегральный показатель степени направленности человека на реализацию основных компонентов позитивного функционирования (личностного роста, самопринятия, управления средой, автономии, цели в жизни, позитивных отношений с окружающими), а также степени реализованности этой направленности, субъективно выражающейся в ощущении счастья, удовлетворённости собой и собственной жизнью» (Шевеленкова, Фе-сенко, 2005, с. 103].

Основы представления о психологическом благополучии как комплексном понятии были заложены К. Рифф, которая выделила шесть нижеследующих основных компонентов психологического благополучия: самопринятие, позитивные отношения с окружающими, автономия, управление окружающей средой, цель в жизни, личностный рост.

Обобщение существующих подходов к пониманию психологического благополучия позволило Ю.В. Бессоновой определить его как «интегральный психический феномен, целостное переживание, отражающее успешность функционирования индивида в социальной среде, сопровождающееся благоприятным эмоциональным фоном, функциональным состоянием организма и психики и позитивным самоотношением, доверительным отношением к миру» (Бессонова, 2013, с. 33). При этом подчеркивается, что в структуру данного понятия входит «самооценка и самоотношение, в том числе - уверенность в собственных возможностях при преодолении не-

гативных обстоятельств, принятие личной ответственности за собственную жизнь, отсутствие внутреннего конфликта» (Бессонова, 2013, с. 34]. Кроме того, следует отметить и ряд других публикаций, в которых изучение особенностей психологического благополучия проводится в его связи с психологическими образованиями личности, в том числе и общей самооценкой (Григоренко, 2009; Козьмина, 2013; Rosenberg, 1965).

Самооценка, рассматриваемая в психологии как важнейшее личностное образование, принимающее участие в регуляции человеком своего поведения и деятельности, к тому же является автономной характеристикой личности, ее центральным компонентом, который формируется при активном участии самой личности и отражает качественное своеобразие ее внутреннего мира. В научной литературе по проблеме описаны эмпирические исследования самооценки и «ее связи с удовлетворенностью работой, успехами в учебе, характеристиками интеллектуальной деятельности, особенностями эмоциональной и мотиваци-онной сферы, возрастными особенностями, ощущением счастья, девиантным поведением, насилием, аномальным развитием личности, психосоматическими заболеваниями, алкоголизмом и наркоманией и т. д.» (Молчанова, 2010, с. 12).

Вопросы, касающиеся природы, механизмов становления и развития самооценки освящались в последние десятилетия в работах как отечественных, так и зарубежных авторов (Бернс, 1986; 2007; Бороздина, 1999; Братусь, Павленко, 1986; Джеймс, 2007; Кон, 1984; Молчанова, 2010; Спиркин, 1972; Соколова, 1989; Столин, 1983; Чеснокова, 1977; Emler, 2001; Kaplan, 1975; Mruk, 1999; Rosenberg, 1965). В них достаточно широко представлены исследования закономерностей, факторов, условий формирования самооценки. В большинстве случаев предметом этих исследований является общая (глобальная) самооценка. Как следствие, актуальной становится проблема, заключающаяся в том, что при «приписывании человеку единого показателя самоценности теряется информация о возможных различиях в его представлениях о себе; самооценку, вероятно, необходимо представлять в виде профиля, отражающего самооценки в различных областях деятельности» (Капрара, 2003, с. 194). Исследование частных самооценок, к тому же, представляется важным для изучения проблемы природы общей самооценки, вокруг

которой ведется дискуссия: «с одной стороны, полагают, что общая самооценка - одномерный конструкт, который не выводится из частных самооценок и не сводится к их сумме; с другой стороны, считается, что общая самооценка тем или иным образом формируется из частных» (Молчанова, 2010, с. 151).

Теоретические основания исследования. Вышеизложенное обосновывает исследовательский интерес к изучению частного вида самооценки, возникновение которого связано с процессом интернализации новой социальной роли (применительно к проблеме и смене статусов от роли «школьник» к роли «студент»). Вследствие этого возникает необходимость овладения новым видом деятельности и соответствующими формами поведения, что детерминирует возникновение частного вида самооценки, участвующей, в свою очередь, в формировании нового образа личности «Я-студент», «обогащая» тем самым ее Я-концепцию.

В целом этот период определяется для личности как состояние кризиса, в ходе которого изменения претерпевают многие ее структурные компоненты. Отследить «качество» происходящих с человеком изменений представляется возможным путем анализа субъективной оценки актуального жизненного состояния, способности быть субъектом собственной жизни посредством включения в учебно-профессиональную деятельность и освоения новых социальных ролей. Психологическое благополучие в такого рода жизненном контексте выступает индикатором успешности освоения бывшими школьниками нового социального положения, в процессе которого происходит становление новой ролевой самооценки. Таким образом, анализ результатов изучения ролевой самооценки студента и ее связи с психологическим благополучием является теоретически значимым, а вопрос разработки программы по оптимизации процесса освоения и исполнения социальной роли «студент» в условиях обучения в вузе представляется перспективным.

Материалы и методы исследования. В исследовании принимали участие 185 студентов Института психологии и педагогики Алтайской государственной педагогической академии (АлтГПА).

Использовались следующие психодиагностические методики:

• методика личностного дифференциала в адаптированном в лаборатории клинической

психологии и психодиагностики Санкт-Петербургского Психоневрологического института им. В.М. Бехтерева варианте (Фети-скин, 2009);

• опросник «Шкалы психологического благополучия» К. Рифф в адаптированном Н.Н. Лепешинским варианте (Лепешинский, 2007), содержащий 84 утверждения, ответы на которые регистрируются по шестипунктовой шкале, с последующим обобщением по шкалам, выделенным на основании перечисленных выше компонентов психологического благополучия. Индекс общего психологического благополучия определяется путем суммирования баллов, полученных по всем шкалам.

Обработка полученных данных проводилась с использованием компьютерного пакета статистических программ SPSS Statistics 20.0. Сравнения результатов исследования испытуемых разных групп проводилось с применением H-критерия Крускала - Уоллиса и U-критерия Манна - Уитни. Выявление особенностей сочетания внутригрупповых и межгрупповых данные проводилось с помощью расчета коэффициента ранговой корреляции Ч. Спирмена.

Описание основных результатов исследования. При анализе результатов исследования отношения к самому себе (в контексте описываемого исследования - отношения к себе как студенту) особое внимание уделялось показателям по фактору «Оценка». Интерпретация степени выраженности этих показателей свидетельствует об уровне самоуважения респондента, проявляющегося в рамках его деятельности в этой социальной роли, которое, с одной стороны, характеризуется осознанием и позитивным принятием себя в качестве студента, с другой стороны, - неудовлетворенностью собственным поведением, уровнем достижений, личностными качествами и проблемным самопринятием. При этом количественная выраженность оценки испытуемым себя в социальной роли студента (ролевая самооценка) соотносилась с одним из уровней тестовых нормативных данных: высоким, средним, низким. На основании этого выборка испытуемых была разделена на группы респондентов с высоким уровнем ролевой самооценки (группа № 1 численностью ni=66 испытуемых или 35,7 % выборки), со средним уровнем (группа № 2, n2=101; 54,6 % выборки) и низким уровнем (группа № 3, n3=18; у 9,7 % респондентов).

Результаты обследования по методике «Шкалы психологического благополучия» анализировались по каждой шкале, соответствующей шести основным компонентам психологического благополучия (самопринятие, позитивные отношения с окружающими, автономия, управление окружением, цели в жизни, личностный рост). Изучение связи ролевой самооценки и характеристик психологического благополучия проводилось раздельно в трех группах, различающихся по уровню самооценки с построением соответствующих профилей. Различия в показателях психологического благополучия студентов и их структурных характеристик в группах студентов с различным уровнем ролевой самооценки представлены на рисунке.

Таким образом, у студентов с высоким уровнем ролевой самооценки отмечаются наиболее высокие значения по всем показателям профиля методики К. Рифф. Зарегистрированы статистически значимые различия значений компонентов психологического благополучия в группах испытуемых с разным уровнем ролевой самооценки. В целом выраженность компонентов психологического благополучия студентов тем выше, чем выше уровень их ролевой самооценки. Наибольшую «чувствительность» к изменению уровня самооценки показали такие компоненты, как «позитивные отношения с окружающими» (Н=15,7; при р<0,01), «управление окружением» (Н=24,8; при р<0,01), «самопринятие»

(Н=7,7; при р<0,05), «цели в жизни» (Н=7,3; при р<0,05) и общий показатель психологического благополучия (Н=15; при р<0,01).

Анализ парного сравнения групп студентов с разным уровнем ролевой самооценки позволил детализировать статистически значимые различия в выраженности некоторых компонентов психологического благополучия и его общего показателя в группах испытуемых соответственно с высокой, средней и низкой ролевой самооценкой (см. таблицу).

Сравнительный анализ данных таблицы свидетельствует о наличии существенных различий между показателями в группах студентов с высоким уровнем ролевой самооценки, с одной стороны, и данными в группах испытуемых со средним и низким ее уровнем, с другой (при том, что статистических различий в показателях двух последних групп не выявлено). Качественная оценка различий по шкале «позитивные отношения с окружающими» показывает, насколько респонденты с разной ролевой самооценкой смогли в данной социальной роли установить и поддерживать удовлетворительные, открытые отношения с новыми людьми (одногруппники, преподаватели и т. д.). Низкие значения по этой шкале наблюдаются в группе студентов с низкой ролевой самооценкой, которых отличает отсутствие достаточного числа близких, доверительных отношений, наличие трудностей в проявлении открытости, а также переживаний по поводу собственной изолированности.

Профили компонентов психологического благополучия студентов в группах с разным уровнем ролевой самооценки

Различия в уровне выраженности показателей шкал психологического благополучия в группах студентов с разной выраженностью ролевой самооценки (по значениям и-критерия Манна - Уитни)

Шкалы методики К. Рифф Группы сравнения

Гр. № 1 - Гр. № 2 Гр. № 1 - Гр. № 3

Позитивные отношения с окружающими 255,5 **

Управление окружением 1997** 255,5 **

Цели в жизни 2583*

Самопринятие 2519*

Общий показатель ПБ 2320** 304,5**

Примечание. Группа № 1 - студенты с высоким уровнем ролевой самооценки; группа № 2 - студенты со средним уровнем ролевой самооценки; группа № 3 - студенты с низким уровнем ролевой самооценки. * - различия значимы на уровне р<0,05; ** - различия значимы на уровне р<0,01.

Различия по шкале «Управление окружением» во многом объясняются тем фактом, что новые условия обучения, соответствующая нормативно-правовая база вуза предполагают освоение студентами новых форм статусно-ролевого поведения. Как следствие, успешные в этом процессе молодые люди могут характеризоваться чувством компетентности в процессе организации, управлении и контроле своей студенческой деятельности. Студенты с высокими значениями по этой шкале имеют и высокую ролевую самооценку, что позволяет им выбирать или создавать подходящий контекст для реализации личных потребностей и ценностей. Напротив, для студентов с низкой ролевой самооценкой характерны сложности в организации повседневной деятельности, слабый отклик на предоставляющиеся возможности и чувство неспособности изменить или улучшить складывающиеся обстоятельства для того, чтобы добиться желаемого.

Фактор «цели в жизни» в группах респондентов с высоким и средним уровнем ролевой самооценки различается степенью осмысленности жизни во временном континууме «прошлое-настоящее-будущее», наличием целей и убеждений, предопределяющих перспективы личностного и профессионального становления. В этих же группах студентов значимы различия и в показателях по шкале «самопринятие»: при освоении новой социальной роли у них формируется образ «Я-студент», актуализирующий определенные личностные качества личности, которые могут при определенных условиях изменить отношение к себе в целом.

Отсутствие статистически значимых различий в группах студентов с разной ролевой самооценкой по шкалам «автономия» и «личностный рост» позволяет предположить, что

эти факторы являются устойчивыми в отношении уровневой организации ролевой самооценки студента, а имеющиеся в них различия лишь подчеркивают равномерность выраженности их по выборке в целом.

Значения общего показателя психологического благополучия претерпевают значимые различия при сравнении данных в группах студентов с высокой и средней, а также с высокой и низкой ролевой самооценкой. Полученные данные свидетельствуют о различной степени переживания испытуемыми ощущения удовлетворенности собой и своей жизнью, определяющейся, в том числе, уровнем ролевой самооценки.

Корреляционное исследование, проведенное с расчетом коэффициента ранговой корреляции Ч. Спирмена г8 для определения силы и направления корреляционной связи, позволило выявить прямую положительную связь ролевой самооценки студента с общим показателем психологического благополучия (г8=0,33; р<0,01), а также и его компонентами «позитивное отношение с окружающими» (г8=0,33; р<0,01), «управление окружением» (гк=0,44; р<0,01), «личностный рост» (г8=0,13; р<0,01), «цели в жизни» (гк=0,28; р<0,01) и «самопринятие» (гк=0,22; р<0,01). Таким образом, степень осознания и принятия себя в роли студента, удовлетворенность своей студенческой жизнью и уровнем достижений в ней связаны с открытостью в общении, наличием навыков, помогающих устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми, с чувством мастерства и компетентности в овладении средой, а также с реализацией своего потенциала, наличием целей и убеждений, позитивной оценкой себя и своей жизни в целом, осознанием и принятием своих положительных и отрицательных качеств.

Выводы

• Учеба в вузе - новый жизненный этап вчерашнего школьника, в ходе которого ведущей является учебно-профессиональная деятельность, обеспечивающая дальнейшее развитие личности молодых людей студенческого возраста. Эта деятельность сопровождается освоением социальной роли «Я-студент», одним из психологических новообразований которой является ролевая самооценка студента. Психологическое благополучие личности в этом процессе может рассматриваться как индикатор сформированного уровня ролевой самооценки. При этом увеличение показателей психологического благополучия студентов сопровождается повышением уровня ролевая самооценка.

• Результаты выполненного эмпирического исследования показывают, что в группах респондентов с различным уровнем ролевой самооценки отмечаются различия в выраженности общего показателя психологического благополучия и его компонентов («позитивные отношения с окружающими», «управление окружением», «самопринятие», «цели в жизни») различны.

• Отмечается достоверная (р<0,01) положительная корреляция между уровнем ролевой самооценки, с одной стороны, и общим показателем психологического благополучия, а также почти всеми его частными компонентами (кроме «Автономии»).

• Качественный анализ и интерпретация полученных в исследовании данных свидетельствуют, что повышение ролевой самооценки у студентов, уверенность в соответствии его личностных качеств и особенностей учебно-профессиональной деятельности всем нормам и требованиям вуза вызывают одобрение и самопринятие в новой социальной роли. В свою очередь, это приводит к повышению уровня его психологического благополучия. И напротив, низкая ролевая самооценка студента приводит к снижению уровня его психологического благополучия, вызывая при этом неудовлетворенность собой и снижение продуктивности учебной деятельности.

Заключение. Социальная роль «студент» является достигаемой и, по сравнению с другими ролями, ограниченной определенными временными рамками (4-5 лет). Можно считать, что психолого-педагогическое сопровождение процесса освоения этой роли, становления ролевой самооценки в ней, особенно на раннем этапе обучения в вузе, поможет гармонизировать отношение молодого человека к

себе как к студенту и оптимизировать профессиональную подготовку в соответствии с современными образовательными стандартами.

Литература

1. Аргайл, М. Психология счастья / М. Ар-гайл. - СПб.: Питер, 2003. - 271 с.

2. Батурин, Н.А. Теоретическая модель личностного благополучия / Н.А. Батурин, С.А. Баш-катов, Н.В. Гафарова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». - 2013. - Т. 6, № 3. - С. 4-14.

3. Бернс, Р. Что такое Я-концепция / Р. Бернс // Психология самосознания: хрестоматия / под ред. Райгородского. - Самара: Бахрах-М, 2007. - 672 с.

4. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание: пер. с англ. / Р. Бернс. - М.: Прогресс, 1986.

5. Бессонова, Ю.В. О структуре психологического благополучия /Ю.В. Бессонова // Психологическое благополучие личности в современном образовательном пространстве: сб. ст. / сост. Ю.В. Братчикова. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 2013. - 146 с.

6. Бороздина, Л.В. Теоретико-экспериментальное изучение самооценки: автореф. дис. ... д-ра психол. наук / Л.В. Бороздина. - М.: МГУ, 1999.

7. Братусь, Б.С. Соотношение структуры самооценки и целевой регуляции деятельности в норме и при аномалии развития / Б.С. Братусь,

B.Н. Павленко // Вопросы психологии. - 1986. -№ 4. - С. 146-154.

8. Григоренко, Е.Ю. Психологическое благополучие студентов и определяющие его факторы / Е.Ю. Григоренко // Проблемы развития территории. - 2009. - № 2. - C. 98-105.

9. Джемс, У. Личность / У. Джемс // Психология самосознания: хрестоматия. - Самара: Из-дат. дом «БАХАР - М», 2007. - 672 с.

10. Кон, И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание /И.С.Кон. -М.: Политиздат, 1984.

11. Капрара, Дж. Психология личности / Дж. Капрара, Д. Сервон. - СПб.: Питер, 2003. -640 с.

12. Козьмина, Л.Б. Самоотношение и самооценка как предикторы психологического благополучия личности студентов-психологов / Л.Б. Козьмина // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2013. - № 1(17). -

C. 193-197.

13. Куликов, Л.В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики / Л.В. Куликов. - СПб.: Питер, 2004. - 464 с.

14. Лепешинский, Н.Н. Адаптация опросника «Шкалы психологического благополучия» К. Рифф / Н.Н. Лепешинский // Психологический журнал. -2007. - № 3. - С. 24-37.

15. Молчанова, О.Н. Самооценка: Теоретические проблемы и эмпирические исследования:

учеб пособие / О.Н. Молчанова. - М.: Флинта: Наука, 2010. - 392 с.

16. Русина, С.А. Феномен ролевой самооценки в психологии / С.А. Русина // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - № 3. - С. 180-182.

17. Соколова, Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности / Е. Т. Соколова. - М.: МГУ, 1989. - 216 с.

18. Спиркин, А.Г. Сознание и самосознание /

A.Г. Спиркин. -М.: Политиздат, 1972.

19. Столин, В.В. Самосознание личности /

B.В. Столин. - М.: Изд-во Московского университета, 1983. - 288 с.

20. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп: учебное пособие / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М.: Психотерапия, 2009. - 544 с.

21. Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии / И.И. Чеснокова, Е.В. Шорохова. -М.: Наука, 1977. - 144 с.

22. Шевеленкова, Т.Д. Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методика исследования) / Т.Д. Шевеленкова,

П.П. Фесенко // Психологическая диагностика. -2005. - № 3. - С. 95-129.

23. Bradburn, N. The Structure of Psychological well-being / N. Bradburn. - Chicago: AldenePab, 1969. - 269 p.

24. Emler, N. Self-Esteem: The Costs and Consequences of Low SelfWorth / N. Emler. - York, England: York Publishing Services, 2001.

25. Kaplan, H.B. Self-Attitudes and Deviant Behavior /H.B. Kaplan. - Pacific Palisades, Calif., 1975.

26. Mruk, C. Self-esteem: Research, theory, and practice (2nd ed.) / C. Mruk. - N.Y.: Springer, 1999.

27. Rosenberg, M. Society and the adolescent self-image /M. Rosenberg. - Princeton, NJ: Princeton University Press, 1965.

28. Ryff C. Happiness is everything, or is it? Explorations on the meaning of psychological well-being / C. Ryff // J. of Personality and Social Psychology. - 1989. - Vol. 57.

29. Seligman, M.E.P. Authentic happiness: using the new positive psychology to real ize your potential for lasting fulfillment / M.E.P. Seligman. - New York: Free Press, 2002. - 321 p.

Русина Светлана Александровна, аспирант кафедры психологии образования, Алтайский государственный педагогический университет (АлтГПУ); ведущий психолог центра психологического и социального здоровья молодежи АлтГПУ (Барнаул), d-u-sha@mail.ru

Поступила в редакцию 16 октября 2015 г.

DOI: 10.14529/psy150409

PSYCHOLOGICAL WELL-BEING OF STUDENTS WITH DIFFERENT LEVELS OF ROLE SELF-RATING

S.A. Rusina, d-u-sha@mail.ru

Altai State Pedagogical University, Barnaul, Russian Federation

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The results of research of structure of psychological well-being of University students with different role self-rating. Differences in the severity of performance factors, psychological well-being (self-acceptance, positive relationships with others, autonomy, environmental management, purpose in life, personal growth) in the groups of subjects with high, medium, low of role self-rating.

Keywords: student age, social roles, psychological well-being of the individual, the role oj the student self-rating.

References

1. Argyle M. Psikhologiya schast'ya [Psychology of Happiness]. St. Petersburg, Piter Publ., 2003. 271 p.

2. Baturin N.A., Bashkatov S.A., Gafarova N.V. [Theoretical Model of Personal Well-being]. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Psychology, 2013, vol. 6, no. 3, pp. 4-14. (in Russ.)

3. Burns R., Raygorodskiy D.Ya. (Ed.) Chto takoe Ya-kontseptsiya. Psikhologiya samosoznaniya. Khrestoma-tiya pod red. Raygorodskogo [What is the I-concept. The Psychology of Self-knowledge]. Samara, Bakhrakh-M Publ., 2007. 672 p.

4. Burns R. Self-Concept Development and Education. Holt, Rinehart & Winston, 1982. 441 p. (Russ. ed.: Burns R. Razvitie Ya-kontseptsii i vospitanie [Self-Concept Development and Education]. Moscow, Progress Publ., 1986, 422 p.

5. Bessonova Yu.V. [The Structure of Psychological Well-being]. Psikhologicheskoe blagopoluchie lichnos-ti v sovremennom obrazovatel'nom prostranstve [Psychological Well-being of the Individual in a Modern Educational Environment]. Ekaterinburg, Ural State Pedagogical University, 2013. 146 p. (in Russ.)

6. Borozdina L.V. Teoretiko-eksperimental'noe izuchenie samootsenki. Avtoref. diss. dokt. psikhol. nauk [Theoretic-Experimental Study of Self-assessment. Abstarct of doct. diss.]. Moscow, 1999. 413 p.

7. Bratus B.S., Pavlenko V.N. [Correlation Structure of Self-evaluation and Target Activity Regulation in Normal and Abnormal Development]. Voprosypsikhologii [Questions of Psychology], 1986, no. 4, pp. 146-154. (in Russ.)

8. Grigorenko E.Y. [Psychological Well-being of Students and What Determines It]. Problemy razvitiya ter-ritorii [Problems of Development of the Territory]. 2009, no. 2, pp. 98-105. (in Russ.)

9. James W. Lichnost' [Personality]. Psikhologiya samosoznaniya [Psychology of Consciousness]. Samara, Bahar-M Publ., 2007. 672 p.

10. Kon I.S. Vpoiskakh sebya. Lichnost' i ee samosoznanie [In Search of Itself. Personality and Consciousness]. Moscow, "Politizdat" Publ., 1984.

11. Kaprara Dzh, Servon D. Psikhologiya lichnosti [Psychology of Personality]. St. Petersburg, Piter Publ., 2003. 640 p.

12. Kozmina L.B. [The Self and Self-esteem as Predictors of Psychological Well-being of Individual Students-Psychologists]. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl' [Historical and Socio-Educational Thought]. 2013, no. 1 (17), pp. 193-197. (in Russ.)

13. Kulikov L.V. Psikhogigiena lichnosti. Voprosypsikhologicheskoy ustoychivosti ipsikhoprofilaktiki [Personal Mental Health. The Issues of Psychological and Psycho-Prophylaxis]. St. Petersburg, Piter, 2004. 464 p.

14. Lepeshinskiy N.N. [Questionnaire Adaptation "Scale of Psychological Well-being" the K. Riff]. Psikho-logicheskiy zhurnal [Psychological Journal], 2007, no. 3, pp. 24-37. (in Russ.)

15. Molchanova O.N. Samootsenka: Teoreticheskie problemy i empiricheskie issledovaniya [Self Assessment: Theoretical Issues and Empirical Research: Training Manual]. Moscow, Nauka, Flint Publ., 2010, 392 p.

16. Rusina S.A. [Phenomenon Role of Self-Evaluation in the Psychology]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [World of Science, Culture and Education], 2014, no. 3, pp. 180-182. (in Russ.)

17. Sokolova E.T. Samosoznanie i samootsenka pri anomaliyakh lichnosti [Self-Awareness and Self-Confidence of Personality Anomalies]. Moscow, Moscow State University Publ., 1989. 216 p.

18. Spirkin A.G. Soznanie i samosoznanie [Consciousness and Self-Awareness]. Moscow, Politizdat Publ., 1972.

19. Stolin V.V. Samosoznanie lichnosti [Self-Consciousnes]. Moscow, Moscow University Publ., 1983, 288 p.

20. Fetiskin N.P., Kozlov V.V., Manuylov G.M. Sotsial'no-psikhologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malykh grupp [Socio-Psychological Diagnostics of Personality Development and Small Groups: a Training Manual]. Moscow, Psychotherapy Publ., 2009. 544 p.

21. Chesnokova I.I., Shorokhova E.V. Problema samosoznaniya v psikhologii [The Problem of Identity in Psychology]. Moscow, Nauka Publ., 1977. 144 p.

22. Shevelenkova T.D., Fesenko P.P. [Psychological Well-being of the Person (Review of the Basic Concepts and Methodology of Research)]. [Psychological Diagnostics], 2005, no. 3, pp. 95-129.

23. Bradburn N. The Structure of Psychological well-being. Chicago, AldenePab, 1969. 269 p. DOI: http://dx.doi.org/10.1017/S0033291700007637.

24. Emler N. Self-Esteem: The Costs and Consequences of Low SelfWorth. York, England, York Publishing Services, 2001.

25. Kaplan H.B. Self-Attitudes and Deviant Behavior. Pacific Palisades, Calif., 1975.

26. Mruk C. Self-esteem: Research, theory, and practice (2nd ed.). N.Y., Springer, 1999.

27. Rosenberg M. Society and the adolescent self-image. Princeton, NJ, Princeton University Press, 1965. DOI: 10.1126/science.148.3671.804.

28. Ryff C. Happiness is everything, or is it? Explorations on the meaning of psychological well-being. J. of Personality and Social Psychology, 1989, vol. 57. DOI: http://dx.doi.org/10.1037//0022-3514.57.6.1069.

29. Seligman M.E.P. Authentic happiness: using the new positive psychology to realize your potential for lasting fulfillment. New York, Free Press, 2002. 321 p.

Received 16 October 2015

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Русина, С.А. Психологическое благополучие студентов с разным уровнем ролевой самооценки / С.А. Русина // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». -2015. - Т. 8, № 4. - С. 76-83. Ш1: 10.14529^у150409

FOR CITATION

Rusina S.A. Psychological Well-Being of Students with Different Levels of Role Self-Rating. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Psychology. 2015, vol. 8, no. 4, pp. 76-83. (in Russ.). DOI: 10.14529/psy150409

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.