ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ В РОЛЕВЫХ
ПРОГРАММАХ СОВРЕМЕННЫХ МОЛОДОЖЕНОВ
1 2 Колпакова А.В. , Литягина Е.В.
Email: [email protected]
1Колпакова Анастасия Владимировна - студент магистратуры, направление подготовки: психология;
2Литягина Елена Викторовна - кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии развития, Самарский национальный исследовательский университет им. ак. С.П. Королева,
г. Самара
Аннотация: статья раскрывает особенности взаимосвязи компонентов психологического благополучия и ролевых программ современных молодоженов. В публикации проведен анализ последних исследований, связанных с изучением ролевых установок и психологического благополучия в браке. Использованы Опросник РОП (Ролевые ожидания и притязания в браке), разработанный А.Н. Волковой и Т.М. Трапезниковой, для оценки ролевых предписаний в браке и Шкала психологического благополучия К. Рифф для ознакомления с основными компонентами психологического благополучия и их выраженностью у каждого из супругов. В статье представлены материалы исследований, проводившихся в течение последнего года у недавно заключивших брак пар, по которым было установлено множество взаимосвязей между компонентами ролевого поведения в семье и психологическим благополучием у супругов.
Ключевые слова: брак, семья, молодожены, ролевые ожидания, ролевые притязания, психологическое благополучие.
PSYCHOLOGICAL WELL-BEING IN ROLE-PLAYING
PROGRAMS MODERN NEWLYWEDS 12 Kolpakova A.V.1, Lityagina E.V.2
1 Колпакова Anastasia Vladimirovna - Master Student, DIRECTION OF PREPARATION: PSYCHOLOGY;
2Lityagina Elena Viktorovna - Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, PSYCHOLOGY OF DEVELOPMENT DEPARTMENT, SAMARA NATIONAL RESEARCH UNIVERSITY AK. S.P. KOROLEV,
SAMARA
Abstract: the Article reveals the peculiarities of interrelationship between components of psychological well-being and role programs of modern newlyweds. The publication analyzes the latest studies related to the study of role attitudes and psychological well-being in marriage. The Questionnaire used ROP (Role expectations and claims in marriage), developed by A.N. Volkova and T.M. Trapeznikova, to assess the role of regulations in marriage and Scale ofpsychological wellbeing K. Riff to familiarize yourself with the main components ofpsychological well-being and the severity of each of the spouses. The article presents the materials of the research carried out during the last year in newly married couples, which established many relationships between the components of role-playing behavior in the family and the psychological well-being of spouses.
Keywords: marriage, family, newlyweds, role expectations, role claims, psychological well-being.
УДК 159.9.072.423
По словам А. Моруа, полноценный брак - это красивая система, в которой с легкостью можно в любой момент поменять привычный порядок элементов и это никак не повлияет на отношения между супругами. В. Сатир во многих своих работах обращает внимание на то, что семейное равновесие и правильное функционирование пары напрямую связано с усилиями каждого из супругов, ожиданиями и притязаниями по отношению к своему партнеру [14].
Ролевые установки мужа и жены, безусловно, влияют на прочность отношений. Е.М. Фещенко в своей исследовательской работе утверждает, что функциональная адаптивность пары повышается у семей, сумевших подстроить свои представления, связанные с собственным поведением и поведением партнера к реальной жизни. А. Добрович и О. Ясицкая рассказывают о ловушках «быстрой любви», позволяющих приписать несуществующие качества своему избраннику и создать слишком идеальную ролевую программу для отношений. И как показывают данные в статье Л.Л. Москаевой - несогласованность моральных и бытовых ценностей в отношениях между мужем и женой может в итоге привезти к их разрыву [6, 12, 13].
С другой стороны работа Е.С. Романовой, показывает, что многие молодые семьи входят в брачную жизнь с 80% решенных ролевых конфликтов. Общество быстро трансформируется, и нельзя не заметить, что с каждым годом невесты и женихи становятся все старше, в Загс все чаще приходят взрослые, уверенные в себе люди, а не запутавшиеся в отношениях дети. По данным Федеральной Государственной службы статистики в РФ за 2016 год видно, что мужчины в среднем женятся в 31,5 год, а девушки выходят замуж, около 27,6 лет. По словам А.В. Гнусиной, молодые люди в последние годы ставят на первое место в фундаменте серьезных отношений финансовую и хозяйственно-бытовую совместимость, возможность саморазвития, независимости от партнера [3, 9, 11].
Н.Д. Узлов пишет о том, что у, недавно заключивших брак, пар есть особенность подавлять определенные компоненты собственного психологического благополучия. Новоиспеченные мужья сталкиваются с проблемой невозможности полноценного личностного роста, появляется нехватка позитивных отношений с окружающими, а молодые жены в свою очередь страдают от отсутствия саморазвития. В.М. Целуйко в свою очередь говорит о том, что молодая семья никогда не сможет гармонизироваться и распадется, если личностные интересы, способность к самоконтролю и самопринятию будут подавляться хотя бы у одного супруга. По словам Г.Ф. Дейнега, ролевая адаптация в паре может произойти только тогда, когда на интрапсихическом уровне нет ощущения подавления индивидуальной психологической безопасности у каждого из партнеров [4, 10, 13].
Может быть, именно от уровня благополучности, ощущения себя психологически здоровым, готовности к дальнейшим изменениям и социальному взрослению, и зависят ролевые ожидания, подталкивающие человека заключить брак в нашей модернизированном обществе?
Мы предположили, что существует взаимосвязь между структурными элементами ролевых установок и компонентами психологического благополучия у молодоженов. Для проверки выдвинутой гипотезы мы провели исследование взаимосвязи ролевых установок и психологического благополучия молодоженов.
Выборку исследования составили пары, заключившие брак в июне-октябре 2017 года в г. Самаре. В исследовании приняли участие 60 женщин в возрасте в среднем 25 лет и 60 мужчин в возрасте в среднем - 27, 5 лет. Прежде чем заключить брак, пары состояли в отношениях в среднем - 4 года.
Для обследования использовались Опросник РОП (Ролевые ожидания и притязания в браке), разработанный А.Н. Волковой и Т.М. Трапезниковой, для оценки ролевых предписаний в браке и Шкала психологического благополучия К. Рифф для
ознакомления с основными компонентами психологического благополучия и их выраженности у каждого из супругов.
Исследование показало, что в основном ролевые установки у изучаемых женщин находятся в средних значениях. Шкала притязаний у испытуемых на собственную привлекательность имеет очень высокий показатель 6,78. Самые минимальные ожидания у испытуемых связаны с хозяйственно-бытовыми ожиданиями - 3,93, а самые высокие - с родительско-воспитательными функциями и эмоционально-психологическими отношениями в паре - 6,32 и 6,35.
У мужчин в свою очередь установлено, что большая часть ролевых установок у мужчин имеет показатели выше среднего. Шкалы ожидания от супруги функциональной активности в родительско-воспитательной сфере и хозяйственно-бытовых вопросах очень высокие по своим оценкам - 7,53 и 7,08. Самые максимальные притязания по отношению к себе у испытуемых связаны с собственной соцактивностью - 6,72.
По результатам тестирования можно сказать, что в целом исследуемые молодожены достаточно согласованы в своих семейных ценностях и ролевых программах. Самой проблемной зоной для возникающих конфликтов у супругов остается социальная активность друг друга - 2,25.
В таблице 1 представлены результаты исследования ролевой адекватности, соответствие собственной роли в браке у женщин.
Таблица 1. Ролевая адекватность женщин
Общая ролевая адекатность Хозяйственно-бытовая шкала Родительско-воспитательная шкала
5,95 1,37 0,85
Шкала соцактивности Эмоционально-психологическая шкала Шкала внешней привлекательно сти
1,38 0,97 1,5
Показано, что в большей степени испытуемые обладают высокой ролевой адекватностью по отношению к собственным ожиданиям от брака и притязаниям своего супруга. Наибольший уровень расхождения в соответствии у женщин связан с собственной внешней привлекательностью - 1,5.
В таблице 2 представлены результаты исследования ролевой адекватности у мужчин.
Таблица 2. Ролевая адекватность мужчин
Общая ролевая адекватность Хозяйственно-бытовая шкала Родительско-воспитательная шкала
5,63 1,6 1,62
Шкала соцактивности Эмоционально-психологическая шкала Шкала внешней привлекательно сти
1,67 0,62 0,68
Показано, что в большей степени испытуемые обладают высокой ролевой адекватностью по отношению к собственным ожиданиям от брака и притязаниям своего супруги. Наибольший уровень расхождения в соответствии у мужчин связан с родительско-воспитательной функцией и шкалой соцактивности - 1,5.
В таблице 3 показаны результаты изучения психологического благополучия у женщин.
Позитивные отношения Автономия Управление средой Личностный рост
64,2 53,6 62,3 52,3
Цели в жизни Самопринятие Психологическое благополучие
53,8 50,7 336,9
Полученные данные характеризуют уровень психологического благополучия у женщин как средний, соответствующий минимальному нормативному значению. Наиболее реализуемые компоненты психологического благополучия у испытуемых это позитивные отношения с окружающими и управление средой, показатели выше среднего - 64,2 и 62,3. Самые неблагополучные сферы для исследуемых - это самопринятие и личностный рост, показатели низкие, ниже положенного уровня нормативного значения - 50,7 и 52,3.
В таблице 4 показаны результаты изучения психологического благополучия у мужчин.
Таблица 4. Результаты исследования психологического благополучия у мужчин
Позитивные отношения Автономия Управление средой Личностный рост
56,2 66,4 65,3 65,3
Цели в жизни Самопринятие Психологическое благополучие
63,5 60,7 377,4
Представленная информация позволяет нам говорить о том, что уровень психологического благополучия у мужчин, недавно заключивших брак, выше среднего. Самыми реализуемыми сферами в плане собственной благополучности оказались автономия, управление средой и личностный рост - 66,4, 65,3, 65,3. Самой пассивной и мало благополучной средой для исследуемых оказываются позитивные отношения - 56,2.
Взаимосвязь ролевых программ и психологического благополучия у молодоженов
В результате корреляционного анализа, установлено несколько статистически важных взаимосвязей между компонентами ролевой адекватности у супругов и их психологическим благополучием.
1. Обнаружена высокая значимая двусторонняя корреляция между высоким уровнем автономии и низким уровнем ролевой адекватности внешности у женщин - -0, 405. Таким образом, можно сделать вывод о том, что чем меньше женщина обращает внимание на собственную внешность в отношениях с супругом, тем больше она может добиться независимости и возможности отстаивать свое мнение и точку зрения. Стоит отметить, что именно внешняя привлекательность имеет самое критическое положение из всех ролевых установок, и меньшее ролевое соответствие, чем все остальные показатели. При этом автономия как компонент психологического благополучия выражена достаточно низко. Можно предположить, что современные молодые жены настолько увлекаются собственной внешностью, что забывают про реализацию собственного Я, из-за чего в дальнейшем испытывают сильный дискомфорт, и отдаляются от супруга в эмоциональном и психологическом плане.
2. Найдена важная корреляция между общей ролевой адекватностью женщины как жены и ее возможностями управлять средой - 0,325. Эта очень интересная информация говорит о том, что соответствие принятой в браке семейной программе позволяет женщине осуществлять легче контроль над внешними факторами и использовать необходимые ресурсы для решения сложных задач.
3. Была раскрыта статистически значимая двусторонняя корреляция между возможностями личного роста и низкой эмоционально-психологической ролевой адекватностью у женщины — 0,288. Это подтверждает выводы исследований Е.М Фещенко о том, что личностный рост для жен может быть успешен, если функция эмоционально-психологических отношений с мужем сдвинута на второй план. Можно ли предположить, что современные невесты в большей части случаев, выход замуж, несмотря на все тенденции современного общества и равенство полов, сильно начинают подавлять свое Я, чтобы угодить супругу и сохранить брак [12].
4. Отмечена значимая взаимосвязь между целями в жизни и ролевой адекватностью в хозяйственно-бытовой сфере у исследуемых женщин - 0,281. Такие данные могут говорить о том, что ответственность за домашние дела и уют сводят целеполагание супруги к ее семейному очагу, но корреляция не слишком высокая, поэтому скорее лишние обязанности усиливают организованность женщины. Также существует статистически важная корреляция у молодых мужей между стремлением к личностному росту и критической ролевой адекватностью в хозяйственных делах - -
0.262. Взаимосвязь не слишком высокая, но значимая. Ведь на самом деле многие мужчины не слишком расположены к ведению домашнего хозяйства. Самые высокие ожидания у исследуемых связаны именно с ожиданиями от выполнения хозяйственно-бытовых дел супругой.
5. Найдена важная двусторонняя взаимосвязь между уровнем автономии и социальной ролевой адекватностью у исследуемых мужчин - 0,352. Соцактивность - самая неустойчивая среда согласованности в отношениях у молодых пар, первый источник конфликтов. К тому же у мужчин очень высокие притязания на собственные социальные достижения, свободу поведения в обществе. Психологическое благополучие по полученным данным значительно реализуется через собственную автономию.
По данным проведенного нами исследования можно говорить о том, что компоненты психологического благополучия действительно связаны с ролевыми установками у современных молодоженов. Исследованные пары обладают высокой согласованностью в своих ожиданиях друг к другу. На момент заключения брака женщины обладают повышенной критической адекватностью к собственной привлекательности, и это сильно давит на их личное мнение и автономию, мужчины наоборот нуждаются в повышенной социальной активности, а притязания на домашние обязанности подавляют их личностный рост. Чтобы понять, насколько изменятся их ролевые установки в дальнейшем, и будут ли они взаимосвязаны с психологическим благополучием, целесообразно провести исследование на этой же выборке через год, и сравнить полученные данные.
Список литературы /References
1. Андреева Т.В. Семейная психология: Учеб. пособие. СПб.: Речь, 2004. 244 с.
2. Волкова А.Н. Методические приемы диагностики супружеских отношений // Вопросы психологии / А.Н. Волкова, Т.М. Трапезникова, 1985. № 5. С. 110-116.
3. Гнусина А.В. Особенности ролевых ожиданий и притязаний будущих супругов (по результатам исследования) // International Scientific Review. № 1(11) / International Scientific Review of the Problems and Prospects of Modern Science and Education: IX International Science Conference (United Kingdom, London, 13-14 January, 2016).
4. Дейнега Г.Ф. Мифы и рифы супружества // Агарков С.Т., Дейнега Г.Ф., Малярова Н.В. Азбука для двоих. М.: Знание, 1991. 190 с.
5. Колпакова А.В. Особенности ролевых установок современных молодоженов и уровень их психологического благополучия. Психологические исследования: сборник научных трудов / под ред. К. С. Лисецкого, В.В. Шпунтовой. Вып. 14. Самара: Изд-во: Самарского Университета, 2018 (в печати).
6. Москаева Л.Л.Согласованность семейных ценностей в молодых семьях как фактор психосоматического благополучия ребенка // Сибирский Вестник Специального образования. № 2 (15), 2015. С. 76-79.
7. Мухордова О.Е., Городилова Н.В. Ролевые ожидания в браке и представления о семье юношей и девушек с ограниченными возможностями // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика», 2005. № 1. С. 79-91.
8. Пергаменщик Л.А. Опросник «Шкалы психологического благополучия» К. Рифф: Процесс и результаты адаптации // Психологическая диагностика, 2007. № 3. С. 73-87.
9. Романова Е.С. Супружеские ожидания и притязания в молодой семье // Психология, социология и педагогика, 2014. № 6. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psychology.snauka.ru/2014/06/3297/ (дата обращения: 12.01.2018).
10. Узлов Н.Д. Психологическое благополучие в браке на этапах молодого и среднего супружества / Н.Д.Узлов// Личность, семья, общество: вопросы современной психологии: матер. Междунар. заочной научно-практ. конференции 30 января 2011 г. Новосибирск: ЭНСКЕ, 2011. С. 40-46.
11. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.gks.ru/ (дата обращения: 12.01.2018).
12. Фещенко Е.М. Ролевые ожидания и притязания супругов на разных этапах развития семьи // Вестник БГУ, 2012. № 1 (2). С. 172-175.
13. Целуйко В.М. Психология современной семьи. М.: Владос, 2004. 272 с.
14. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи. 4-е изд. // Мастера психологии. / Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. СПб.: Питер, 2008. 672 с.
ЭКСПЕРТНОЕ ИНТЕРВЬЮ КАК МЕТОД МОДЕЛИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ ГЛОБАЛЬНЫХ
ИЗМЕНЕНИЙ
Алексеевская В.В. Email: [email protected]
Алексеевская Валерия Викторовна - магистр психологии, кафедра политической психологии, факультет психологии, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург
Аннотация: статья посвящена использованию метода экспертного интервью в моделировании психологических последствий глобальных процессов и его возрастающей роли в современных условиях. В статье описывается данный метод, его формы: структурированное, полуструктурированное и свободное. Перечислены критерии выбора экспертов для исследования указанным методом. В статье также описан способ определения списка экспертов для проведения интервью - «снежный ком» и его разновидности: метод взаимной оценки экспертов, метод личной самооценки.
Ключевые слова: глобальные процессы, экспертное интервью, методы психологического исследования.