ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ГОТОВНОСТЬ К ИЗМЕНЕНИЯМ, РОЛЕВЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ В СОВРЕМЕННЫХ МОЛОДЫХ СЕМЬЯХ В ПЕРВЫЙ ГОД ПОСЛЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРАКА Колпакова А.В.1, Литягина Е.В.2 Em ail: [email protected]
'Колпакова Анастасия Владимировна - студент магистратуры, направление подготовки: психология;
2Литягина Елена Викторовна - кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии развития, Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П. Королева,
г. Самара
Аннотация: в статье описывается исследование взаимосвязи элементов готовности к изменениям с отдельными формами ролевой согласованности и конструктами психологического комфорта у молодых пар, проживающих в законном браке несколько месяцев. В публикации представлен теоретический обзор англоязычных и российских исследований по данной теме. Эмпирическое исследование образа жизни молодоженов проводилось с помощью следующих методик: Опросник РОП А.Н. Волковой и Т.М. Трапезниковой для исследования ролевых установок респондентов; Шкала психологического благополучия К. Рифф для понимания особенностей психологического комфорта супругов; Методика «Личностная готовность к переменам» Родника, Хезера, Голда и Хала для выявления степени преобразования поведения супругов.
Ключевые слова: брак, семья, молодожены, ролевая адекватность, психологическое благополучие, готовность к изменениям.
READINESS FOR CHANGES, ROLE PREFERENCES AND PSYCHOLOGICAL COMFORT IN MODERN YOUNG FAMILIES IN THE FIRST YEAR AFTER THE CONCLUSION OF MARRIAGE Kolpakova A.V.1, Lityagina E.V.2
'Колпакова Anastasia Vladimirovna - Master Student, DIRECTION OF PREPARATION; PSYCHOLOGY;
2Lityagina Elena Viktorovna - Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, PSYCHOLOGY OF DEVELOPMENT DEPARTMENT, SAMARA NATIONAL RESEARCH UNIVERSITYAK. S.P. KOROLEV, SAMARA
Abstract: the article describes the study of the relationship between the elements of readiness for changes with individual forms of role coherence and constructs of psychological comfort in young couples living in wedlock for several months. The publication provides a theoretical overview of English and Russian studies on this topic. An empirical study of the lifestyle of the newlyweds was carried out using the following methods; a Questionnaire ROP A. N. Volkova and T. M. Trapeznikova for the study of the role attitudes of respondents; the Scale of psychological well-being K. Riff for understanding the features of psychological comfort of spouses; Method of "Personal readiness for change" Spring, Heather, gold and Hal to identify the degree of transformation of the behavior of spouses.
Keywords: marriage, family, newlyweds, role adequacy, psychological well-being, readiness for change.
УДК 159.9.072.42
Первые месяцы и годы после заключения брака являются определяющими для построения отношений супругов в будущем. В своей статье Б. Карни отмечает, что для создания дееспособной семьи необходима внутренняя энергия, которой не хватает супругам, а также умение правильно задавать вопросы друг другу [15]. S. Stritof говорит, что первые два года брака важны, это своеобразный пробный этап столкновения ценностей и ожиданий обоих
партнеров, который либо приведет к сплочению в молодой семье, либо приведет к разрыву супружества [19]. Исследование, проведенное Т. Хьюстоном, показывает, что преобразования в семейной связи в первые два года определяют долгосрочность брака [16].
Согласно E. Finkel, готовность к трансформациям личных ожиданий - верный путь к преодолению негативных тенденций во взаимодействиях в паре [12]. По словам Б. Карни, брак в настоящее время - сложное дело, если молодые не готовы к взаимоотдаче [16]. Л.Л. Москаева в своих работах предъявляет данные, по которым пары, недавно заключившие брак, оказываются несовместимы по своим ролевым ожиданиям в нравственных вопросах и хозяйственных делах [4]. Э. Слоттер, рассказывает о том же самом, делая акцент на то, что молодожены таким способом стремятся самоактулизироваться через подавление партнера [18]. Данные исследований в последние несколько лет, например у Е.С. Романовой, показывают, что ролевые конфликты на первичных этапах адаптации встречаются уже у двух из десяти молодых семей [9].
А. Lavner и Т.Н. Брэдбери пишут о том, что молодожены, имевшие долгие добрачные отношения, а также обрученные в течение нескольких лет, статистически больше склонны к позднему разводу и имеют высокий уровень психологического благополучия [15]. Исследования Amato и Hohmann-Marriott показывают, что степень психологического комфорта у разводящихся пар ниже нормы, и сохраняется на таком уровне в течение следующих 6 лет [17]. А, по словам Е.М. Фещенко, супруги больше склонны к саморазвитию, если функциональная адекватность ожиданий во взаимодействиях между ними налажена [11]. Н.Д. Узлов в свою очередь пишет о том, что молодые, поженившись, сталкиваются с проблемами - благополучию вредит недостаток положительных связей с другими людьми и опасности в перспективах личностного роста [10].
Из всего вышесказанного следует выделить, что готовность к изменениям, ролевая адекватность ожиданий пары и личный психологический комфорт - весомые факторы в создании и дальнейшем укреплении молодой семьи. И как показало наше исследование, между конкретными элементами психологического благополучия и разными сторонами ролевой адекватности существует значимая корреляция. Были проанализированы 60 пар молодоженов, заключивших брак во второй половине 2017 года в г. Самара, средний возраст тестируемых: мужчины - 27 лет, женщины - 25 лет. Все исследованные находились в добрачных отношениях в среднем 4 года [2, 3].
Полученные данные позволили нам предположить, что существует также и взаимосвязь между компонентами готовности к изменениям и психологическим благополучием, и ролевыми ожиданиями изучаемых пар. Для понимания особенностей трансформации поведения у супругов была применена методика «Личностная готовность к переменам» Родника, Хезера, Голда и Хала. Также учитывались информация, полученная в предыдущем исследовании по методике Шкала психологического благополучия К. Рифф и Опроснику РОП (Ролевые ожидания и притязания в браке) А.Н. Волковой и Т.М. Трапезниковой [1, 7, 8].
Сравнение двух групп молодых супругов с помощью U-критерия Манна-Уитни показало отсутствие различий в подготовленности к переменам у мужчин и женщин.
У исследуемых женщин был выявлен средний общий уровень готовности к изменениям — 160 - интегральный показатель - 76%. При этом самыми высокими показателями обладают шкалы смелости и находчивости — 27,2, высокий уровень развития. А низкими - шкалы уверенности и оптимизма — 17,2 и 18.
На рисунке 1 показаны результаты изучения готовности к изменениям у женщин.
Рис. 1. Готовность к изменениям у женщин
У исследуемых мужчин был выявлен низкий общий уровень готовности к изменениям — 153,1 - интегральный показатель - 72%. При этом самыми высокими показателями обладает шкала страстности — 27,3, высокий уровень развития. А низкими - шкалы смелости и толерантности к двусмысленности — 16,2 и 18,3.
На рисунке 2 предъявлены результаты тестирования готовности изменения у мужчин.
Рис. 2. Готовность к изменениям у мужчин
Основываясь на полученных результатах, можно говорить о том, что в первые месяцы брака стремление к переменам у молодых жен выше, чем у мужей. Характерным проявлением у женщин в поведении в большей степени оказывается смелость и находчивость (показатели по шкале готовности к переменам - 27,2), у мужчин же такими же высокими цифрами обладает компонент страстности в действиях - 27,3.
В ходе корреляционного анализа данных были обнаружены значимые взаимосвязи между компонентами психологического благополучия и структурными единицами готовности к изменениям у молодоженов, а также были определены статистически важные взаимосвязи между различными формами ролевой адекватности и элементами структуры готовности к переменам у супругов.
1. Установлены две обратных корреляции у женщин между позитивными отношениями и смелостью, и между самопринятием и толерантностью к двусмысленности. Самопринятие находится на очень низком уровне у исследуемых и является самым слабым индикатором их психологического благополучия, а позитивные отношения наоборот имеют высокие показатели. Смелость и терпимость к непонятным ситуациям являются при этом основными элементами готовности к переменам. Таким образом, можно говорить о том, что стремление не разбираться в двусмысленных ситуациях снижает самопринятие опрошенных в первые месяцы брака. Б. Карни пишет о похожем феномене, утверждая, что для молодоженов это своеобразная
жертва преданности своему союзу, которая может укрепить и сохранить брак - женщины должны быть готовы к компромиссу во всех сложных ситуациях, не стремиться разъяснять все досконально, подвергая испытаниям свои ценности [15]. В случае нашего исследования этот вопрос связан с самопринятием. Но также мы наблюдаем ситуацию, когда повышенная смелость в действиях вредит позитивным отношениям испытуемых с другими, к которым они так стремятся. Подобные результаты сложно объяснить, однако можно выдвинуть гипотезу о том, что именно поддержание хороших связей с другими людьми не нуждается в большой решительности и храбрости, а наоборот связано с умением соглашаться и подавлять свой пыл во многих ситуациях. Ф. Брэдбери говорит о том, что решимость жизненно необходима в молодом браке, чтобы в один момент партнеры могли друг другу сказать о том, что неправильно в их взаимодействии, однако это действительно может серьезно навредить их положительным отношениям [16].
2. У мужчин же между единицами структуры психологического комфорта и готовностью к переменам были найдены корреляционные связи между личностным ростом и толерантностью к двусмысленности, самопринятием и уверенностью, а также выделена взаимозависимость между управлением средой и оптимизмом, и смелостью. Терпимость к непонятным ситуациям обладает высшей степенью в схеме изменения поведения у респондентов. Возможно, нерешение двусмысленных вопросов влияет на более быстрое индивидуальное прогрессирование, потому что молодые люди не отвлекаются на детализацию проблем, а занимаются именно своим саморазвитием. Доктор Хьюстон косвенно подтверждает это, когда рассказывает о том, что для новобрачных необходимо отключиться от проблемных событий в медовый месяц, чтобы справиться с депрессией, которая, по его словам, накатывает после организации свадьбы. Также Т. Хьюстон указывает на то, что первые месяцы для новоявленной семьи должны быть толчком в будущее, фундаментом для персональной перспективы каждого из супругов [16]. Способность контролировать ситуацию - весомый элемент в сфере психологического благополучия у мужчин, и действительно может работать успешно при влиянии на него оптимизма и смелости при решении разных вопросов, считает Т. Брэдберри [17]. Л. Нэфф и Б. Карни представляют информацию о том, что в первые четыре года брака, связь, формирующаяся между супругами, зависит от того, как они справляются с организацией собственной жизни: чем энергичнее и позитивнее молодожены преодолевают любые проблемы, тем легче им адаптировать и защитить свой брак [15]. Самопринятие, как компонент психологического комфорта не обладает высокими значениями у исследованных мужчин, и уверенность в переменах тоже имеет средние значения. Эту взаимосвязь можно рассматривать в контексте, как приобретение и привыкание к новому статусу «мужа» исследованными зависит от «твердости почвы сегодняшнего дня, на которой они стоят». E. Finkel пишет в своих работах о том, что новые, захватывающие мероприятия, в которых участвуют молодые пары вместе, помогают быстрее им привыкнуть к своему качеству «семейного» человека, что, в свою очередь, повышает их устойчивость во всевозможных обстоятельствах [12].
3. У тестируемых женщин выявлены несколько взаимосвязей между ролевыми установками и способностью к изменениям. Хозяйственно-бытовое соответствие роли коррелирует с оптимизмом, как частью схемы преобразования собственной жизни. Эти данные подтверждаются в работах Е. П. Паславской, которая рассматривает поведение новобрачных в браке в первые годы его существования - женская ролевая адекватность в сфере домашних дел зависит от энергичности и положительного настроя молодой супруги, готовности соответствовать ожиданиям своего партнера в разделении обязанностей по поддержке общего быта [6]. Бодрость и жизнелюбие в этом случае помогают привыкнуть в будущем к статусу «хозяйки». Также определена сложная корреляция родительско-воспитательной согласованности с составляющими готовности к переменам - уверенностью, страстностью и толерантностью к двусмысленности. Опрошенные увлеченно относятся к своим материнским обязанностям, но при этом не чувствуют уверенности в этой роли, и испытывают тревогу в двусложных ситуациях, связанных с этим вопросом. На это опирались же в своих исследованиях О.Е. Мухордова и Н.В. Городилова, говоря о том, что современные девушки-студентки имеют высокие стремления к родительству, но не готовы взять на себя эту ответственность, особенно в психологическом плане [5].
4. Из конструктов ролевой адекватности у мужчин только хозяйственно-бытовая функциональная программа оказалась взаимосвязана с оптимизмом в направленности к преобразованиям так же, как и у исследованных женщин. Жизнерадостный настрой на будущее, вероятно, является неплохим стимулом в организации домашней экосистемы. И возможно выполнение многих обязанностей в быту в этом случае приносит радость, которая в
дальнейшем позволяет сохранить такое отношение к хозяйственному труду. Ф. Финчем пишет, что любые внутриквартирные семейные проблемы должны решаться в положительном расположении духа. Потому что в регулируемом браке предиктором согласованных отношений приходится импульс, с которым супруги с самого начала вкладываются в построение отношений, особенно семейного очага [13].
Основываясь на информации, приобретенной в процессе исследования, можно говорить о том, что готовность к изменениям - значимый элемент в жизни молодоженов, который оказывает весомое влияние и на психологическое благополучие, и на ролевую согласованность каждого из новобрачных в первые месяцы брака. При этом супруги не имеют разницы в своих стремлениях к переменам. Очевидно, что для тщательного анализа изменений в ожиданиях и притязаниях супругов в процессе совместной жизни необходимо проведение лонгитюдного исследования.
Список литературы / References
1. Волкова А.Н. Методические приемы диагностики супружеских отношений // Вопросы психологии / А. Н. Волкова, Т. М. Трапезникова. 1985. № 5. С. 110-116.
2. Колпакова А.В. Особенности ролевых установок современных молодоженов и уровень их психологического благополучия. Психологические исследования: сборник научных трудов / под ред. К.С. Лисецкого, В.В. Шпунтовой. Вып. 14. Самара: Изд-во: Самарского Университета, 2018. (в печати)
3. Колпакова А.В., Литягина Е.В. Психологическое благополучие в ролевых программах современных молодоженов. // Вестник науки и образования №3 (39), 2018, C. 92-97.
4. Москаева Л.Л. Согласованность семейных ценностей в молодых семьях как фактор психосоматического благополучия ребенка // Сибирский Вестник Специального образования № 2(15) 2015. С. 76-79.
5. Мухордова О.Е., Городилова Н.В. Ролевые ожидания в браке и представления о семье юношей и девушек с ограниченными возможностями // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2005. №1. С.79-91.
6. Паславская Е.П. Особенности ролевых ожиданий и притязаний супругов на разных этапах жизненного цикла семьи // Психология глазами студентов: материалы X ежегодной науч. конф. студентов, магистрантов и аспирантов фак. филос. и соц. наук / под ред. Ю. Г. Фроловой. - Минск : БГУ, 2013. C. 19-20.
7. Пергаменщик Л.А. Опросник «Шкалы психологического благополучия» К.Рифф: Процесс и результаты адаптации // Психологическая диагностика. 2007. № 3. С.73 - 87.
8. Почебут Л.П. Взаимопонимание культур. Методология и методы этнической и кросс-культурной психологии. Психология межэтнической толерантности. СПб., 2005. 281 с.
9. Романова Е.С. Супружеские ожидания и притязания в молодой семье // Психология, социология и педагогика. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psychology.snauka.ru/2014/06/3297 (дата обращения: 12.01.2018).
10. Узлов Н.Д. Психологическое благополучие в браке на этапах молодого и среднего супружества /Н.Д.Узлов// Личность, семья, общество: вопросы современной психологии: матер. Междунар. заочной научно-практ. конференции 30 января 2011 г. Новосибирск: ЭНСКЕ, 2011. С.40-46.
11. Фещенко Е.М. Ролевые ожидания и притязания супругов на разных этапах развития семьи // Вестник БГУ. 2012. №1 (2). - С. 172-175.
12. Finkel, E. J., Larson, G. M., Carswell, K. L., & Hui, C. M. Marriage at the summit: Response to the commentaires. // Psychological Inquiry, (2014). 25, 120-145.
13. Frank D. Fincham Marital Conflict: Correlates, Structure, and Context // Psychological science journal. 2005 (5). - 23-28. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.psychologicalscience.org/journals/cd/12_1/Fincham.cfm/ (дата обращения: 12.03.2018).
14. Hui C.M., Molden, D.C., & Finkel, E. J. Loving freedom: Concerns with promotion or prevention and the role of autonomy in relationship well-being. // Journal of Personality and Social Psychology, (2013). 105, 61-85.
15. Karney, B.R., &Bradbury, T.N. Attributions in marriage: State or trait? A growth curve analysis. // Journal of Personality and Social Psychology, (2000), 78, 295-309.
16. Neff L.A., & Karney B.R. To know you is to love you: The implications of global adoration and specific accuracy for marital relationships // Journal of Personality and Social Psychology, (2005), 88, 480-497.
17. Schoebi D., Karney B. R., Thomas N. Bradbury. Stability and change in the first 10 years of marriage: Does commitment confer benefits beyond the effects of satisfaction? // Journal of Personality and Social Psychology, 2011. 102(4), 729-742.
18. Slotter E.B. The Trouble With Modern Marriage // Psychology Today journal. 2014. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.psychologytoday.com/intl/blog/me-you-us/201407/the-trouble-modern-marriage/ (дата обращения: 15.03.2018).
19. Stritof B., Stritof S. The Everything Great Marriage Book. // Adams Media. 2004- 304.