УДК 159.9:316.356.2 ББК 88.5:60.561.5 З-92
И.Ю. Зудилина
Кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики, философии и истории Самарской государственной сельскохозяйственной академии; Е-mail: [email protected]
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СОГЛАСОВАННОСТИ РОЛЕЙ В СЕМЬЕ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К БРАКУ
(Рецензирована)
Аннотация. Рассматривается проблема готовности современной молодёжи к браку в контексте изучения представлений о согласованности ценностных и ролевых ожиданий и притязаний в браке. Проводится теоретический анализ вариантов ролевой структуры семьи. Приводятся эмпирические данные, и анализируется влияние отношения к определённому социально-психологическому типу личности на психологическую готовность к браку по названному показателю. Описываются сравнительные результаты по изучению представлений о согласованности ценностных и ролевых ожиданий и притязаний в браке у юношей и девушек.
Ключевые слова: брак, молодежь, отношения, психологическая готовность, ролевые ожидания и притязания, социально-психологический тип личности.
I.Yu. Zudilina
Candidate of Psychology, Associate Professor of Department of Pedagogy, Philosophy and History, Samara State Agricultural Academy; E-mail: [email protected]
IDEAS ABOUT THE COHERENCE OF ROLES IN THE FAMILY AS AN INDICATOR OF STUDENTS' READINESS FOR MARRIAGE
Abstract. The article deals with the problem of readiness of modern youth for marriage in the context of studying the concepts of consistency of value and role expectations and claims in marriage. The author carries out a theoretical analysis of the role structure of the family. The publication provides empirical data and analyzes the influence of belonging to a certain socio-psychological type of personality on the psychological readiness for marriage according to the named indicator. The comparative results of studies of perceptions about consistency of value and role expectations and claims in marriage of boys and girls are described.
Keywords: marriage, youth, relations, psychological readiness, role expectations and claims, social and psychological type of personality.
Социально-политические изменения в современном обществе повлекли за собой значительные преобразования взглядов у молодежи в сфере семьи и брачных отношений. Новые представления молодого поколения о семейном взаимодействии
приводят к проблемным для общества последствиям и порождают необходимость проведения мер по сохранению института семьи.
Главенствующей предпосылкой гармонии отношений супругов в семье является психологическая
готовность [1: 21]. Среди показателей психологической готовности к браку выделяют представления о согласованности ценностных и ролевых ожиданий и притязаний в браке. Изменения в данной сфере проявились, прежде всего, в вопросах полоролевой идентификации.
Целью излагаемого в статье исследования явилось изучение представлений молодых людей различных типов личности о распределении ролей в семье. В работе использовались методы: анализ психолого-педагогической литературы, тестирование, математико-статистический анализ.
Ролевое взаимодействие в семье требует от супругов рефлексии в собственных ожиданиях и притязаниях. Данный процесс в большой степени зависит от межличностных отношений супругов и их установок. Поведение супругов в контексте их семейных ролей не должно противоречить представлениям друг друга о том, как эти роли должны исполняться. В противном случае неизбежно возникновение конфликта. Семейно-ролевая совместимость супругов состоит из двух аспектов. Первый - согласованность в семейных ценностях, содержание второго аспекта - согласованность представлений о ролях мужа и жены при выполнении семейных функций - ролевые ожидания и притязания [2: 137].
Выделяют традиционную и эгалитарную системы распределения ролей в семье. В традиционной инструментальная роль принадлежит супругу и заключается в налаживании контактов семьи с внешним миром, экспрессивную выполняет жена, которая отвечает за организацию быта семьи, сохранение здоровья членов семьи, воспитание детей и т.д. При такой позиции предполагается, что супруги ответственны за разные направления жизни семьи и поводов для возникновения конфликтов у них возникнуть не может. Конфликты порождаются на
почве либо неверного распределения супругами зоны ответственности, либо ненадлежащим выполнением своих обязанностей. В эгалитарной системе подразумевается распре -деление ролей поровну, вне зависимости от половой принадлежности [3: 110-116].
У современной молодежи наблюдаются псевдотрадиционная и псевдоэгалитарная модели семьи. Юноши в большей степени являются сторонниками псевдотрадиционной модели семьи, а девушки - псевдоэгалитарной. В псевдотрадиционной модели, так же, как и в традиционной, главенство предписано мужу, для роли жены - ограничения профессиональной карьеры, уход за детьми и большинство бытовых работ. Но псевдотрадиционная модель не предполагает, что муж будет в полной мере нести ответственность за материальное обеспечение семьи.
Девушки в своих представлениях проявляют склонность к псевдоэгалитарной модели семьи, в которой муж и жена имеют равные права в решении важных вопросов в семье, равное распределение бытовых работ, но в то же время муж должен выполнять традиционную обязанность - материально обеспечивать семью. По мнению Г. Навайтис, псевдотрадиционная и псевдоэгалитарная типы семей явно конфликтны. Сложность в том, что конфликт является скрытым, его сложно осознать, а следовательно, понять и разрешить ситуацию [4: 38-44].
Проблема дифференциации функций и ролей в семье представлена и в исследованиях зарубежных психологов. Демократичное распределение ролей в семье, отмечает В. Квинн, делает отношения между мужчиной и женщиной эмоционально богатыми, насыщенными, раскрепощает их. Но неопределённость половых ролей при этом может вызвать переживание фрустрации и тревогу, что, в свою очередь, влечет за собой непонимание, взаимное
недовольство, ухудшение отношений супругов [5: 386], [6].
Психологическая готовность к брачным отношениям, на наш взгляд, в большой мере связана с типологическими особенностями личности. В основе используемой нами типологии В.М. Миниярова, лежит социально-психологический тип личности. Автор отмечает, что «... социально-психологические типы личности не являются результатами психической аномалии индивидуума, а представляют собой лишь отклонения в пределах нормы от идеальных форм поведения...» [7: 80].
В проведенном исследовании респондентами выступили студенты ФГБОУ ВО «Самарская государственная сельскохозяйственная академия». Общее количество студентов
- 164 человека, среди них 62 (37,8%)
- девушки, 102 (62,2%) - юноши. Возрастные границы участников: 19-22 года. С помощью теста «Социально-психологический тип личности» определен количественный состав каждого из типов (табл. 1.)
внешность партнёра (7,17 балла), его активная социальная позиция (профессиональная, общественная и др.) (7,15). Как люди скромные, они не обращают внимания на свою внешность, не демонстрируют свои способности, но именно данные качества считают важными для счастливого брака и хотят видеть их в
В группе тревожных и конформных оказалось незначительное количество студентов, в результате мы посчитали возможным объединение типов, имеющих общие характеристики, в одну группу.
Проведенный анализ выборки по социально-психологическому типу показал, что для респондентов гармоничного социально-психологического типа наиболее значимыми являются такие семейные ценности, как наличие общих интересов с будущим партнером, идентичность ценностных ориентаций и потребностей (7,24 балла - высокий уровень - ШСЦ), родительские функции по воспитанию детей (7,20 - высокий уровень) и эмоционально-психотерапевтическая поддержка (7,48 - высокий уровень). Последняя шкала из названных показывает рассогласованность (больше допустимых 2 баллов - ШРОП), т.е. юноши этого типа ждут эмоциональную поддержку со стороны партнёра, но сами её оказывать не готовы.
Наиболее значимыми для студентов сензитивного типа оказались
своем партнёре. Высокие баллы по шкале «идентификация с супругом» (7,0) обусловлены их открытостью и человеколюбием.
У интровертивного типа личности мотив созидания, удовлетворения от процесса деятельности проявился в высоких баллах по шкале, измеряющей социальную
Таблица 1
Количество студентов по социально-психологическим типам
№ п/п Соцально-психологический тип личности Количество Количество студентов % студентов от общего количества
юноши девушки
1. Гармоничный 27 13 40 24,4
2. Доминирующий 18 17 35 21,4
3. Интровертивный 23 14 37 22,5
4. Сензитивный 21 15 36 21,9
5. Смешанный (инфантильный, тревожный, конформный) 13 3 16 9,7
активность (7,08). В шкалах, отражающих активность в работе, наблюдается преобладание притязаний над ожиданиями. Неуверенность в себе просматривается в преобладании ожиданий по отношению к партнеру по шкале «внешняя привлекательность» и «эмоционально-психотерапевтическая». У девушек результаты показали значимое преобладание ожиданий (более 2 баллов) по вопросу воспитания детей. Это отражает в сознании студенток позицию их родителей, не уделявших им в процессе воспитания внимания в должной мере.
Доминирующий тип студентов, для которого важен общественный статус, продемонстрировал преобладание установки на значимость активности в социуме (7,46 балла). Высокие баллы также выявлены по шкале личностной идентификации с партнёром (7,22) и внешней привлекательности (7,33). В отношениях с супругом(ой), скорее всего, представитель доминирующего типа будет руководить. У представителей обоих полов присутствует ожидание, что супруг(га) возьмёт функцию психотерапевта на себя. Для этого типа личности характерно требование уважительного отношения к ним со стороны других людей, хотя они могут проявлять небрежность.
Представители смешанного типа показали самую высокую сумму баллов по шкалам. Особенно значимыми для них являются наличие общих интересов и совместное времяпрепровождение с будущим партнёром (7,89), эмоциональная поддержка (7,62), привлекательная внешность (7,58), но выполнение большинства функций ожидается от партнёра. Отсутствие притязаний объясняется такими чертами характера, как пассивность в действиях, несамостоятельность, потребность в опеке и др.
Анализ результатов с использованием статистических критериев не показал различий в представлениях студентов различных
социально-психологических типов о значимости семейных ценностей. При сравнении результатов по ген-дерной принадлежности обнаружилось желание и юношей, и девушек всех социально-психологических типов, чтобы супруг(га) на себя взяли психотерапевтическую функцию. Ожидание эмоциональной поддержки отражает высокую потребность респондентов в защите и эмоциональном принятии со стороны брачного партнёра. Но сами исследуемые незначительно готовы на оказание эмоциональной поддержки.
Изменение традиционных установок особенно заметно в ожидании девушек большего вклада в воспитание детей их партнёров, а не их самих. Также обнаружено, что девушки, по сравнению с юношами, в меньшей степени ценят хозяйственно-бытовые нужды семьи.
Сравнение средних результатов по всем шкалам выявило высокую значимость родительских обязанностей для юношей, баллы по другим шкалам отражают средний уровень. Девушки наибольшую значимость придают общим взглядам и интересам с супругом, профессиональной самореализации, психологической поддержке и внешнему облику партнёра. В целом видим, что для девушек важны межличностные отношения с супругом, для юношей - продолжение рода.
Итоговые баллы показывают их преобладание у девушек, но статистические показатели не обнаружили различий при квотировании по полу ^=42 при р> 0,05). Общие данные выявили, что у большинства студентов результаты соответствуют среднему уровню. Однако детальный анализ показал проблемное «поле» в полученных результатах.
Таким образом, в ходе исследования выявлено влияние принадлежности студентов к определенному социально-психологическому типу на представления о согласованности ценностных и ролевых ожиданий и притязаний в браке. При этом
наблюдаются общие тенденции изменений взглядов, том числе и по гендерному признаку.
Рассогласованность в вопросах семейных ценностей и ролей негативно влияет на отношения супругов в семье. Полученные результаты
можно использовать для выработки рекомендаций, позволяющих осуществлять психолого-педагогическую корректировку при групповой и индивидуальной работе не только с представителями юношества, но и с другими возрастными категориями.
Примечания:
1. Гребенников И.В. Основы семейной жизни: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение. 1991. 158 с.
2. Андреева Т.В. Психология современной семьи: монография. СПб.: Речь, 2005. 436 с.
3. Волкова А.Н., Трапезникова Т.М. Методические приёмы диагностики супружеских отношений // Вопросы психологии. 1985. № 5. С. 110-116.
4. Навайтис Г. Семья в психологической консультации. М.; Воронеж: МОДЭК, 1999. 224 с.
5. Квинн В. Прикладная психология. СПб.: Питер. 2000. 559 с.
6. Петросьян С.Н., Рябикина З.И. Современные подходы к проблемам жизненного сценария личности как социально-психологический феномен // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2016. Вып. 3(183). С. 123-135.
7. Минияров В.М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекци-онный аспект). М.; Воронеж: Изд-во МПСИ: Модэк, 2000. 256 с.
References:
1. Grebennikov I.V. Fundamentals of family life / a manual for students of ped. universities. M.: Prosveshchenie. 1991. 158 pp.
2. Andreeva T.V. Psychology of modern family: a monograph. SPb.: Rech, 2005. 436 pp.
3. Volkova A.N., Trapeznikova T.M. Methodical receptions of diagnostics of matrimonial relations // Problems of psychology. 1985. Iss. 5, P. 110-116.
4. Navaytis Family in psychological counseling. M.; Voronezh: MODEK,1999. 224 pp.
5. Quinn V. Applied Psychology. SPb.: Piter. 2000. 559 pp.
6. Petrosyan S.N., Ryabikina Z.I. Current approaches to the problem of personality life script as social and psychological phenomenon // Bulletin of the Adyghe State University. 2016. Iss. 3 (183), P. 123-135.
7. Miniyarov V.M. Psychology of family education (diagnostic and correctional aspect). M.; Voronezh: MPSI: Modek, 2000. 256 pp.