Научная статья на тему 'Психологическое благополучие как условие успешной адаптации курсантов к повседневной деятельности'

Психологическое благополучие как условие успешной адаптации курсантов к повседневной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
435
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ / АДАПТАЦИЯ / БЛАГОПОЛУЧИЕ / СЛУЖЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PSYCHOLOGY / ADAPTATION / WELL-BEING / OFFICIAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пашкин С. Б., Головачёв А. В., Савинская А. С.

Рассматриваются взгляды отечественных и зарубежных исследователей на благополучие, как психологический феномен и его влияние на процессы адаптации и успешности в организации и осуществлении профессиональной деятельности. Взаимовлияние адаптации и благополучия военнослужащих анализируются на примере курсантов военных инженерных вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological well-being as a condition for successful adaptation of cadets to everyday activities

The article considers the views of domestic and foreign researchers on well-being as a psychological phenomenon and its influence on the processes of adaptation and success in the organization and implementation of professional activities. The mutual influence of adaptation and well-being of military personnel is analyzed as in the case of military engineering universities cadets.

Текст научной работы на тему «Психологическое благополучие как условие успешной адаптации курсантов к повседневной деятельности»

4. Своевременное устранение выявленных недостатков в ходе инженерного оборудовании третьего и четвертого оборонительных рубежей, несмотря на недостаточную общую глубину обороны города, способствовали успеху обороны.

5. Опыт обороны Одесской ВМБ показал необходимость оборудования аэродромов истребительной авиации в черте города.

6. Систематические бомбардировки порта и обстрелы артиллерией противника отчетливо показали необходимость рассредоточения причальных сооружений в пределах базы.

7. Расположение главной водонасосной станции за чертой города и захват её противником выявил необходимость оборудования системы автономного водоснабжения военно-морских баз.

8. Всесторонний анализ мероприятий, выполненных инженерными частями Черноморского флота и Отдельной Приморской армии в ходе обороны ВМБ, сформулированные выводы и высказанные рекомендации могут быть использованы российскими военными специалистами, при выполнении ими профессиональных обязанностей в зонах современных локальных военных конфликтов.

9. Материал статьи может быть рекомендован курсантам Военного института (инженерно-технического), проходящих обучение по специальностям строительного профиля, как в рамках соответствующих дисциплин, так и на факультативной основе.

Список литературы:

1. Золотарёв В.А., Шломин В.С. Как создавалась военно-морская мощь Советского Союза. -Санкт - Петербург: Полигон, 2004 г. - 527 с.

2. Карев Г.А. Одесса - город - герой. . - М.: Воениздат, 1978. - 1765 с.

3. ЦАМО, Ф. 228, оп. 701, д. 56.

4. Мощанский И. Б. Города - крепости. - М.: «Вече», 2009. - 221 с.

5. Азаров И. И. Осаждённая Одесса. - М.: Воениздат, 1968. - 253 с.

6. ЦВМА, Ф. 2095, оп. 1, д. 68.

7. Н. М, Алёщенко. Они защищали Одессу. - М.: «Издательство ДОСААФ», 1965. - 183 с.

Теория воинского обучения и воспитания

УДК: 355.232.6:159.9

Пашкин С.Б., Головачёв А.В., Савинская А.С. Pushkin S.B., Golovachev A. V., Savinskaya A.S.

Психологическое благополучие как условие успешной адаптации курсантов к повседневной

деятельности

Psychological well-being as a condition for successful adaptation of cadets to everyday activities

Аннотация:

Рассматриваются взгляды отечественных и зарубежных исследователей на благополучие, как психологический феномен и его влияние на процессы адаптации и успешности в организации и осуществлении профессиональной деятельности. Взаимовлияние адаптации и благополучия военнослужащих анализируются на примере курсантов военных инженерных вузов.

Abstract:

The article considers the views of domestic andforeign researchers on well-being as a psychological phenomenon and its influence on the processes of adaptation and success in the organization and implementation of professional activities. The mutual influence of adaptation and well-being of military personnel is analyzed as in the case of military engineering universities cadets.

Ключевые слова: психология, адаптация, благополучие, служебная деятельность.

Keywords: psychology, adaptation, well-being, official activity.

В современном мире, с его динамично ускоряющимся ритмом жизни и лавинообразно увеличивающимся информационным потоком, люди все чаще подвергаются стрессовым ситуациям, в результате чего у них может возникнуть дискомфорт, внутренняя дисгармония. Это неблагоприятно сказывается на выполнении работ, самочувствии, восприятии действительности. В результате у человека появляется раздраженность, агрессия, что может привести к развитию депрессии. Такой человек теряет веру в себя, интерес к жизни, перестает видеть и строить дальнейшие планы на будущее. Изменениям подвергаются его жизненные ценности и взгляды на окружающий мир. Сказанное, безусловно, относится и к такой специфической категории граждан, как военнослужащие.

Обосновывая причины удовлетворенности жизнью одних или же ощущений опустошения у других, ученые педагоги и психологи выделяют как объективные, так и субъективные показатели, к числу которых относят и феномен благополучия (наиболее общий термин по отношению к эмоциональному или, например, материальному благополучию). Для того чтобы люди успешно выходили из сложившихся стрессовых ситуаций в своей повседневной жизни, им необходимо уметь изменять как сами обстоятельства, так и своё субъективное отношение к ним.

Слово благополучие заимствовано из старославянского языка: «благая полука», то есть «хорошая судьба, хороший случай». Если рассматривать слово «благополучие» по частям, то оно состоит из двух слогов «благо» и «получать», но смысл благополучия гораздо глубже, и зависит не только от индивида, но и от внешних факторов.

В современных условиях важным показателем жизни является психологическое благополучие, представляющее собой системное состояние человека в сложной взаимосвязи физических, психологических, культурных, социальных и духовных факторов. Психологическое благополучие отражает восприятие и оценку человеком своих способностей к самореализации. Изучение феномена «психологическое благополучие» является актуальным направлением научного поиска в наше время.

Теоретические подходы к изучению психологического благополучия

Под благополучием в общем смысле понимается многовидовой конструкт, который представляет взаимосвязь физических, социальных, психологических, социально-экономических и духовных факторов. У каждого человека своё представление о благополучии, которое можно в целом определить как удовлетворённость жизнью, приводящее к спокойному и счастливому состоянию. Для одних это материальная обеспеченность, для других - благоприятная обстановка в семье, улучшенные жилищные условия, интересная работа, служба.

В нашем понимании благополучие - это удовлетворенность жизнью, состоящая из душевного, морального, финансового состояния и житейского и социального положения, в результате чего у человека (военнослужащего, в том числе) появляется спокойствие, гармония, наполненность человеческим счастьем, стремление к достижению поставленных целей, эмоциональная стабильность.

Обзор исследований в отечественной и зарубежной психологии позволяет систематизировать основные направления, касающиеся термина «благополучие». К сегодняшнему дню отечественные исследователи глубоко проанализировали и систематизировали [1, 2, 3] работы западных психологов (Н. Брэдберна, Э. Динера, К. Динера, К. Риффа и др.), а так же работы известных российских учёных, затрагивавших и раскрывавших проблемы психологии благополучия (Т.Д. Шевеленкова, Б.И. Додонова, Е.Е. Бочарова, Н.К. Бахарева, А.В. Воронина, П.П. Фесенко, А.Е. Созонтова и др.). Непосредственно проблемы адаптации военнослужащих к условиям профессиональной деятельности с целью достижения благополучия в мироощущении личности изучали А.В. Резепин, В.Б. Михайлов, В.Ю. и Даутова [4], М.Г. Рябова и А.С. Отраднова [5], А.Н. Устимова [6], Булат Р.Е. [7], А.А. Шадрин [8]. В той или иной степени понятие «благополучие» военнослужащих рассматривалось нами в ранее опубликованных работах [9, 10, 11, 12].

Впервые понятие «психологическое благополучие» ввел Н. Брэдберн, рассматривая его как баланс между позитивными и негативными аффектами. Именно это состояние Н. Брэдберн считал счастьем. Э. Динер предположил, что благополучие включает в себя также удовлетворенность жизнью. Таким образом, Н. Брэдберн и Э. Динер первые заложили в зарубежной психологии представление о психологическом благополучии [2].

В трудах отечественных психологов, в частности Л.В. Куликова [13], и др. субъективное благополучие трактуется как состояние внутреннего равновесия между переживаниями и

45

удовлетворенностью жизнью. Еще одним из известных подходов в рассмотрении психологического благополучия является концепция Б.И. Додонова, проанализированная в [3]. Отсутствие негативных эмоций, по мнению последнего, это ещё не счастье, И только присутствие положительных переживаний помогает зафиксировать счастье. С.А. Водяха считает, что «баланс позитивных и негативных эмоций является основным показателем психологического благополучия личности» [2]. Таким образом, можно сказать, что психологическое благополучие, прежде всего, - это равновесие, баланс позитивных и негативных эмоций, переживаний, составляющих эмоциональное состояние и самочувствие личности.

Критериями психологического благополучия являются

- взаимоотношения с другими людьми,

- возможности саморазвития,

- переживание смысла и цели жизни,

- самопонимание и самопринятие.

К основным факторам психологического благополучия, как нам представляется, следует отнести следующие:

- удовлетворенность жизнью;

- соответствие уровня притязаний, самооценки жизненным реалиям;

- соматические (анатомические, физиологические, биохимические) особенности личности;

- психофизиологические свойства индивидуума.

Формирование психологического благополучия зависит не только от внешних факторов, но и от самой личности, а именно от ее восприятия реальной действительности.

В концепции В.Н. Мясищева [14] в центр психологического благополучия ставятся отношения, который и определяют личность как «ансамбль отношений», а именно как отношение к объектам в окружающем мире. Именно это и определяет внутренний мир человека и выражает его личный опыт в целом.

Из современных исследований по проблеме субъективного благополучия можно выделить концепцию Л.В. Куликова [13], который считает, что психологическое благополучие (ощущения гармонии и целостности) входит в общее понятие благополучия, которое состоит также из:

- социального благополучия - удовлетворенности личностью статусом в обществе;

- духовного благополучия - причастности личности к духовному миру, укладу общества, осознании значимости себя и своей жизни;

- телесного благополучия - хорошего физического самочувствия, бодрости духа;

- морального благополучия - стабильности материального достатка.

В этот список можно добавить эмоциональное благополучие, которое зарождается в человеке с детства. Оно формируется из восприятия ребенком отношений в семье. Семья, в которой растет ребёнок, в идеале должна быть благополучной. Ребёнку жизненно необходимы положительные эмоции, которые он должен получать, помимо семьи, в детском саду, общеобразовательной школе, творческих кружках и т.п.

Не менее важным фактором благополучия, тесно связанным с благополучием социальным, является материальная сторона жизни, так как именно она является по существу, определённым фундаментом человеческого бытия.

Таким образом, благополучие бывает еще и финансовым, нравственным, житейским, и означает удовлетворенность человека жизнью. Естественно то, что каждый человек понимает личное благополучие по-своему. Для одних это может быть активная жизненная позиция, творческая, преобразовательная деятельность, а для других эмоциональная пассивность, спокойствие, потребность «плыть по течению жизни».

Взаимовлияние адаптации и благополучия курсантов на ранних стадиях профессионализации.

Когда человек попадает в новые жизненные обстоятельства, условия существования и повседневной деятельности, меняется и его представление о благополучии. Вступает в силу фактор соответствия, равновесия между человеком и внешней средой, когда человек приспосабливается к изменениям внешних и внутренних условий существования. В частности, это относится и к курсантам военных вузов, на примере которых нами и будут рассмотрены механизмы перестройки и формирования благополучия в целом и психологического в частности.

Известно, что подавляющее большинство молодых людей (как юношей, так и девушек), планирующих свой жизненный путь после окончания средней школы посвятить службе в силовых структурах, пройдя обучение в соответствующем военном вузе, делают свой выбор осознанно и добровольно.

Уже в первый день, после прибытия в ввуз для поступления на первый курс, кандидаты, закончившие среднюю школу или гражданский техникум (колледж), попадают в необычную для себя обстановку. Безусловно, морально и эмоционально более подготовленными являются кандидаты на поступление в ввуз из числа выпускников суворовских, нахимовских и кадетских училищ, кадетских корпусов и классов.

Однако и тем, и другим до зачисления в ввуз по результатам ЕГЭ необходимо пройти углубленную медицинскую комиссию и сдать нормативы по физической подготовке, пройти тестирование специалистами штатной группы профессионального отбора. Все эти дополнительные (по сравнению с гражданскими вузами) испытания предопределяют возможное возникновение непредвиденных стрессовых ситуаций для поступающих в ввуз. Последующая необходимость прохождения курса начальной военной подготовки каждым отобранным приёмной комиссией

47

кандидатом из числа перечисленных категорий поступающих также может оказать негативное влияние на личностную оценку поступившим своего благополучия и усложнить процесс адаптации.

То, что отобранные приёмной комиссией кандидаты априори являются лучшими из общего числа тех, кто подал документы для поступления в конкретный ввуз, предопределяет необходимость корректного, чуткого и одновременно ситуационно требовательного отношения к каждому такому кандидату со стороны назначенных командиров, воспитателей, преподавателей.

Следует иметь в виду, что за период прохождения курса начальной военной подготовки, командирам, их заместителям по военно-политической работе, преподавателям следует добиваться понимания отобранными кандидатами того обстоятельства, что глубокое осознание ими важности изучения уставных положений, безусловного и осознанного их выполнения в повседневной жизни, также, как и требований распорядка дня, будет являться залогом будущего психологического благополучия.

Успешное завершение курса начальной военной подготовки, принятие каждым кандидатом военной присяги и зачисление в ввуз следует рассматривать как окончание первого этапа адаптации к новым жизненным реалиям.

Второй этап адаптации начинается вслед за первым и длится весь первый год обучения курсантов. В этот период они проходят военную службу по призыву, находясь на полном государственном обеспечении. Им выдают военную и спортивную форму, денежное довольствие. Они обеспечены полноценным питанием и жильём, им предоставляется периодическая (в зависимости от личных успехов в учёбе и службе) возможность отдыха за пределами ввуза. Эти обстоятельства, безусловно, способствуют процессу дальнейшей адаптации первокурсников к новым для них условиям жизни. Но для полноценного процесса формирования субъективного ощущения личного благополучия каждым из них, перечисленных государственных гарантий, как правило, недостаточно.

В период второго этапа адаптации командирам, их заместителям по военно-политической работе, преподавателям необходимо продолжать планово организованную, повседневную работу по разъяснению курсантам-первокурсникам:

- оправданной необходимости всех ограничений их жизненного пространства и субординации в служебных отношениях, алгоритмизации повседневной деятельности;

- необходимости вдумчивой, кропотливой и напряжённой учёбы с целью получения необходимого объёма профессиональных знаний, формирования умений и постепенного доведения этих умений до уровня навыков.

Следует понимать, что только осознанное принятие перечисленных личностных ограничений первокурсниками будет, с высокой степенью вероятности, способствовать у каждого из них формирование ощущения всех ранее названных составляющих благополучия.

Внутренняя специфика военного вуза имеет ярко выраженные особенности:

48

- различия в социальных ролях (субординация);

- выполнение служебных обязанностей и приказов (приказаний) командиров и начальников;

- совмещение процесса профессионального обучения с выполнением учебно- боевых и боевых задач;

- необходимость проявления новых ценностей и личностных качеств, таких как мужество, честь, верность, исполнительность.

Именно в таких условиях у первокурсников, усилиями офицерского состава и гражданского персонала должно формироваться осознанно позитивное отношение к названным особенностям армейского уклада жизни.

Первый курс для будущих офицеров представляет собой действительно серьезное испытание. Новые условия, новый коллектив, новый распорядок дня требуют определённого времени для привыкания.

Следует иметь в виду, что предрасположенность к успешной адаптации впервые определяется в ходе профессионального психологического отбора, проводимого штатными специалистами на этапе отбора кандидатов в ввуз. Результаты тестирования должны быть глубоко изучены и всесторонне использоваться командирами уже в период прохождения кандидатами курса начальной военной подготовки и на протяжении всего первого курса обучения курсантов. Известно, что в процессе указанного тестирования изучаются волевая, эмоциональная, интеллектуальная, мотивационная сфера личности поступающих в ввуз кандидатов и другие их индивидуальные социально-психологические особенности. Профессиональный психологический отбор (ППО) позволяет выделить две группы кандидатов. В первую группу (1 и 2 группа профпригодности) входят будущие курсанты, которые предположительно хорошо адаптируются к новым условиям, т.е. с благоприятными показателями, во вторую группу (3 группа - условно пригодные) входят те, у которых были выявлены неблагоприятные показатели, исходя из процедур ППО.

Все эти данные входят в анамнез будущего военнослужащего, что в дальнейшем облегчает работу по указанному направлению командирам, воспитателям, психологам и медицинским работникам.

Образовательный процесс, направленный на получение знаний, для подавляющего

большинства первокурсников сопровождается эмоциональной напряженностью, повышенной

ответственностью. И, если оставить курсантов один на один со своими проблемами, то это в самое

короткое время может привести к их дезадаптации - психическому состоянию, возникающему в

результате несоответствия социопсихологического или психофизиологического статуса индивида

требованиям новой социальной ситуации, депрессии и другим различным негативным последствиям.

Поэтому офицерскому составу и гражданскому персоналу необходимо продолжать прилагать усилия

для поддержания в курсантских коллективах атмосферы, обеспечивающей психологическое

49

благополучие. Позитивное благополучие сопровождается всесторонним развитием личности, гармонизацией, профессиональной социализацией. Негативное благополучие выступает как носитель психически эмоционального напряжения, что может привести к возникновению психических расстройств личности и депрессивным состояниям.

В рассматриваемых условиях благополучие курсантов зависит от выраженности активной жизненной позиции, соотнесенной с самоопределением личности, а также таких свойств личности как:

- эмоциональная зрелость;

- уверенность в себе и своих возможностях;

- дисциплинированность;

- исполнительность.

В исследованиях, связанных с образовательной деятельностью в ввузах, часто рассматривают проблему адаптации. В них адаптация проявляется на разных уровнях:

- адаптация к новым социокультурным условиям жизни;

- адаптация к новой системе отношений;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- адаптация к новой профессии;

- адаптация к новой системе образования.

Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает рассмотрение проблемы адаптации курсантов к служебной деятельности, которая включает в себя в качестве составляющих частей несколько видов адаптаций [15]:

1. социально-психологической (формирование самооценки, реализация себя в коллективе, изменение ценностей, круга общения, стремление к самоутверждению в коллективе);

2. психофизиологической (перестройка мышления, тренировка воли, преодоление эмоционального напряжения);

3. профессиональной (вхождение курсанта в профессиональную среду, усвоение уставных норм, правил распорядка, дисциплины, ценностей);

4. педагогической (усвоение значительного объема учебного материала (особенно в инженерном ввузе), приспособление к новому стилю обучения, поиск новых форм и методов работы).

Известно, что адаптация - это приспособление организма к изменившимся условиям среды. Адаптация военнослужащих - это сложный процесс перестройки их сформированных жизненных навыков, умений, и привычек в соответствии с новыми условиями и задачами, стоящими перед ними в ходе исполнения служебных обязанностей. В военном вузе с первых дней курсанты учатся в комплексе решать вопросы, связанные не только с получением знаний, но также с исполнением

служебно-боевых обязанностей. Каждый из них несет, прежде всего, ответственность за свое поведение, дисциплину, решает поставленные перед ним задачи.

Подготовка в высших военных учебных заведениях инженерного профиля, осуществляется в условиях высокого психоэмоционального напряжения, что обусловлено спецификой образовательной организации, так как параллельно с учебной деятельностью осуществляется и служебная, что создает существенные трудности для индивида и его адаптации.

После зачисления в военный вуз, курсанты сразу же сталкиваются с различного рода трудностями. Особенно важно в начальный период контролировать их морально-психологическую готовность, так как возможны сложности в их восприятии необходимости соблюдении строгой воинской дисциплины, субординации и распорядка дня. Поэтому командирам курсантских подразделений первого курса следует, в случае оправданной необходимости привлекать к работе, направленной на решение проблем адаптации подчинённых их родителей, близких родственников.

На процесс адаптации оказывают влияние следующие факторы, которые следует учитывать при работе с курсантами:

- факторы развития личности (качества, уровня школьной подготовки, воспитания в

семье);

- факторы образовательного процесса в ввузе (подготовка к учебному занятию, строго регламентированный учебный процесс);

- социально-бытовые факторы служебной деятельности;

- факторы организации внеслужебного времени;

- факторы взаимодействия адаптационных процессов (влияние на курсантов-первокурсников нескольких видов адаптации).

Особое внимание командирам курсантов следует уделять диагностике адаптационных процессов, имея в виду:

- индивидуальные особенности привыкания к новой среде;

- наличие внутриличностных конфликтов и динамику их протекания;

- наличие тревожности.

Учебная и служебная деятельность в этот период определяют направленность адаптационных процессов, поэтому командирам и преподавателям необходимо комплексно отслеживать организацию учебно-воспитательного процесса, чтобы своевременно выявлять негативные проявления. Безусловно, усложнить процесс адаптации и замедлить его могут излишне высокая служебная нагрузка, некомпетентное отношение со стороны отдельных командиров и преподавателей, срывы в организации образовательного процесса в ввузе и т.п.

Человек с позитивными ценностными ориентациями может быстрее приспособиться к армейской микросреде, нежели человек с негативными установками.

Социальную адаптацию рассматривают как период смены окружающей обстановки и условий деятельности. Курсанты первокурсники включены в основном в два вида социальной адаптации:

1. приспособлению к новым для них условиям организации образовательного процесса;

2. приобщению к жестко-регламентированным социальным условиям жизни, уставным нормам и правилам.

Именно завершённость обоих составляющих определяет внутреннее психологическое благополучие курсантов. В том случае, если первокурсник справляется с первым видом адаптации, а в коллективе у него возникают сложности в межличностных коммуникациях, то вполне возможно проявление душевного дискомфорта, в некоторых случаях даже неполноценности. Это может привести к ослаблению мотивации обучающегося, нежеланию дальнейшего нахождения в стенах ввуза для получения военной специальности.

Социальная адаптация личности может быть эффективна только в том случае, если требования руководства ввуза, офицерского состава, преподавателей способствуют благоприятному социально-психологическому климату в воинских коллективах курсантских учебных групп. Важным побудительным элементом к адаптации первокурсника является влияние позитивно настроенного воинского коллектива, в составе которого он учится и служит.

Безусловно, с моментом завершения обучения на первом курсе военного вуза, подписанием первого контракта на оставшийся период учёбы и первые пять лет службы на офицерских должностях, процесс адаптации курсанта к особенностям военной службы не заканчивается. Ведь с развитием личности военнослужащего меняется и его мотивационно-потребностная сфера, которая предопределяет необходимость к приспособлению к новым изменениям в среде его обитания. Однако следующий этап адаптации и сохранение состояния психологического благополучия личности курсанта инженерного ввуза будет предметом наших дальнейших научно-прикладных исследований.

Заключение

Таким образом, психологическое благополучие курсанта как индивидуума зависит от особенностей его мировоззрения и способности к его (мировоззрения) позитивной корреляции, от сроков адаптации в новых условиях жизнедеятельности, от внутренней гармонии, ощущения удовлетворения как от жизни в целом, так и от учебной, служебной деятельности в частности. Адекватная самооценка, гармоничные взаимоотношения с сокурсниками, офицерами и преподавателями, дисциплинированность, ответственность, смелость, психическая устойчивость -важные приобретаемые или развиваемые качества, которые способствуют адаптации курсанта к новым условиям его жизни. Для этого в стенах военно-учебного заведения необходимо создавать обстановку, способствующую формированию благополучия всех членов воинского коллектива. Подобная, безусловно, сложная и многогранная повседневная работа должностных лиц должна

привести к абсолютной минимизации случаев отчислений курсантов по нежеланию учиться, неуспеваемости и недисциплинированности.

Список литературы:

1. Андронникова О.О., Ветерок Е.В. Психологическое благополучие и здоровье как актуальная потребность современного человека в рамках девиктимизации // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2016. - №1(65). - С. 72-76.

2. Водяха С.А. Современные концепции психологического благополучия личности // Дискуссия. - 2012. - №2(20). - С. 132-138.

3. Пучкова Г.Л. Субъективное благополучие как фактор самоактуализации личности: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01. - Хабаровск, 2003 - 163 с.

4. Резепин А. В., Михайлов В. Б., Даутова В. Ю. Психологическое сопровождение адаптации первокурсников к условиям учебно-служебной деятельности // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2001. - №2.

5. Рябова М. Г., Отраднова А. С. Индивидуально-психологические особенности курсантов в процессе адаптации к образовательной среде вуза МВД России // Педагогическое образование в России. - 2016. - №6.

6. Устимова А. Н. Особенности социально-психологической адаптации курсантов-первокурсников военных вузов РФ [Текст] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2015.- С. 73-75.

7. Булат Р. Е. Управление качеством профессиональной подготовки в военно-технических вузах. : диссертация ... доктора педагогических наук : 13.00.08 / Булат Роман Евгеньевич; [Место защиты: Ленинград. гос. ун-т].- Санкт-Петербург, 2010.- 354 с.

8. Шадрин А. А. Межличностные взаимоотношения как фактор субъективного благополучия курсантов в процессе военно-профессиональной социализации // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2014. - №3 (58).

9. Пашкин С.Б. Формирование военно-профессиональной готовности курсантов к служебной деятельности в процессе обучения в высшем учебном заведении // Научный вестник Вольского военного института материального обеспечения: военно-научный журнал. - 2017. - №4 (44). - С. 200-205.

10. Пашкин С.Б., Иконникова Г.Ю., Куриленко Я.С. Результаты исследования ценностных ориентаций офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации с различным стажем военной службы // Научные проблемы военно-системных исследований: сборник научных трудов / под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. В.Б. Коновалова - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017. - С. 330-346.

11. Пашкин С.Б. Психологические возможности оптимизации функциональных состояний курсантов в ходе несения внутренней службы // Актуальные проблемы современного инженерного образования. Часть 2: материалы Ш-й Всероссийской научно-практической конференции (Омск, 10 ноября 2017 г.). - Омск: ОАБИИ, 2017. - С. 3-8.

12. Пашкин С.Б., Мозеров С.А., Мозерова Е.С Диагностика и формирование готовности обучающихся вуза к профессиональной деятельности // Психология и педагогика XXI века. Современные проблемы и перспективы: сборник статей Международной научно-практической конференции (3 сентября 2017 г., г. Волгоград). - Уфа: АЭТЕРНА, 2017. - с. 152-156.

13. Куликов Л.В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики: учебное пособие. - СПб.: Питер, 2004. - 464 с.

14. Мясищев В.Н. Психология отношений [Текст]: избранные психологические труды / под ред. А. А. Бодалева; Российская акад. образования, Московский психолого-социальный ин-т. - 4-е изд. - Москва: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2011. - 398 с.

15. Жигалова Е. А. Адаптация курсантов к служебной и учебной деятельности высших учебных заведений МВД России // Вестник Восточносибирского института МВД России. - 2014.-№4(71).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ INFORMATION ABOUT THE

AUTHORS

Белов Олег Евстафьевич, кандидат технических наук, ВИ(ИТ) ВА МТО им. генерала армии А.В. Хрулёва, доцент кафедры электроснабжения, электрооборудования и автоматики, e-mail: [email protected]

Бирюков Юрий Александрович, кандидат технических наук, ВА МТО им. генерала армии А.В. Хрулёва, докторант, e-mail: [email protected]

Быков Владимир Леонидович, кандидат технических наук, Ассоциация СРО «Петровское объединение строителей», директор, e-mail:[email protected]

Васильченко Сергей Николаевич, кандидат военных наук доцент, ВИ(ИТ) ВА МТО им. генерала армии А.В. Хрулёва, профессор кафедры "Тактика и общевоенные дисциплины», e-mail:Vasilchenko Sergey Nikolayevich @yandex.ru

Ваучский Михаил Николаевич, доктор технических наук профессор, ВИ(ИТ) ВАМТО имени генерала армии А. В. Хрулёва, профессор кафедры «Технология, организация и экономика строительства», e-mail:wow_2@ mail.ru

Головачёв Алексей Васильевич, кандидат педагогических наук доцент, ВИ(ИТ) ВАМТО им. генерала армии А.В. Хрулева, ведущий инженер отдела, е-mail: [email protected]

Belov Oleg E., candidate of technical Sciences, MI(E) VAMTO named after army General A.V. Khrulev, associate professor, Department of power supply, electrical equipment and automation, e-mail: [email protected]

Biryukov Yury А., candidate of technical Sciences, VAMTO named after army General A.V. Khrulev, doctoral, e-mail: uabiryukov@mail. ru

Bikov Vladimir L. candidate of technical Sciences, Association of SRO "Petrovsky Association of builders", Director, e-mail:[email protected]

Vasilchenko Sergey N., Candidate of Military Sciences, associate professor, MI(E) VAMTO named after army General A.V. Khrulev, Professor of the Department, e-mail:Vasilchenko Sergey Nikolayevich @yandex.ru

Vauchskii Mihail N., doctor of technical Sciences Professor, MI(E) VAMTO named after army General A.V. Khrulev, Professor of the Department "Technology, organization and Economics of construction", e-mail: wow_2@ mail.ru

Golovachev Alexey V., candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, MI(E) VAMTO named after army General A.V. Khrulev, leading engineer of the Department, email: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.