ТЕОРИЯ ВОИНСКОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
УДК 355.232.6:159.9
Пашкин С.Б., Мозеров С.А., Мозерова Е.С. Pashkin S.B., Mozerov S.A., Mozerova E.S.
Актуальные аспекты оказания психологической помощи военнослужащим
Major aspects of psychological assistance to servicemen
Аннотация:
Рассматриваются актуальные вопросы, связанные со спецификой оказания психологической помощи военнослужащим при исполнении ими должностных обязанностей во всём многообразии их профессиональной деятельности.
Abstract:
The article deals with the specifics of psychological assistance to military personnel in the performance of their professional duties.
Ключевые слова: психология, деятельность, профессионализм, служба, организация, помощь. Keywords: psychology, activity, professionalism, service, organization, help.
Требования Верховного главнокомандующего и Министра обороны к офицерам командного и воспитательного состава Вооруженных Сил предопределяют, в том числе, необходимость проведения постоянной работы по совершенствованию деятельности, связанной с улучшением профессиональной выучки личного состава, его воспитания, укрепления, сохранения, восстановления психического здоровья военнослужащих.
Важным направлением этой деятельности выступает психопрофилактика психического здоровья, особенно нервно-психической неустойчивости у военнослужащих. Войсковая практика свидетельствует о возможности и целесообразности организации широкомасштабной работы по психопрофилактике нервно-психической неустойчивости у военнослужащих [1, 2, 8]. Как показывает российский военно-психологический опыт, это возможно при учете ряда психологических предпосылок деятельности психологов (специалистов) командно-воспитательного состава. Среди них нам представляются наиболее важными две группы:
a) связанные с личностной позицией офицерского состава в этой работе и другими аспектами (организационно-деятельностные предпосылки);
b) связанные с возможностями квалифицированной психологической помощи нуждающимся военнослужащим в рамках обосновываемого нами подхода (т.е. научно-методические предпосылки).
Действенность психологической помощи зависит от ее организационно-деятельностных основ. Главной фигурой, определяющей эту работу, является офицер. Однако, несмотря на существующие распоряжения и рекомендации, далеко не все должностные лица могут психологически грамотно организовать и оказывать такую помощь. И тому есть немало причин мотивационного, профессионального, организационного, собственно деятельного характера.
Предлагаемые приемы, методы работы в большинстве случаев не распространяются среди офицеров, хотя интерес к проводимой работе у большинства, несомненно, есть. Если кто и стремится что-то взять, то в виде конкретной рекомендации на конкретную ситуацию (случай), оперативной информации, простого, но действенного приема, требующего минимальных затрат сил. Поэтому на практике психологическая помощь в основном сводится к усилению контроля над подчиненными, стремлению перевоспитать их, к ужесточению наказаний за проступки. Менее всего многие офицеры-руководители стремятся разбираться в причинах нервно-психической неустойчивости подчиненных, перепоручая такого рода вопросы их непосредственным командирам и начальникам, чаще не готовым к их разрешению в силу недостатка опыта и необходимости решения ряда других более понятных им задач.
Исходя из перечисленного выше, необходимо целенаправленное формирование мотивационной основы деятельности офицеров по организации и проведению психологической помощи военнослужащим. Основными направлениями реализации, на наш взгляд, могли бы стать:
- постоянное психологическое просвещение по вопросам психического здоровья и психопрофилактики нервно-психической неустойчивости в условиях воинской деятельности;
- побуждение офицеров к деятельному участию в этой работе за счет придания ей профессиональной, социальной, личной значимости с соответствующим закреплением в различных руководящих документах;
- пропаганда передового опыта личного участия в этой работе и др.
Как показывает опыт, учет этих направлений в основном позволяет формировать мотивационный компонент организационно-деятельностных основ работы, но требует непрерывности, комплексности, наращивания усилий, масштабности разрабатываемой проблемы.
В этой связи может быть полезен подход к развитию мотивации профессионального самосовершенствования офицера, в данном случае, в области психопрофилактики нервно-психической неустойчивости. В настоящее время исследователи выделяют пять групп мотивов самосовершенствования специалистов:
- широкие социальные мотивы (принесение пользы обществу, служение идеалам и чаяниям народа, выполнение профессионального долга и др.);
- профессиональные мотивы (овладеть специальностью, повысить свое мастерство, получить продвижение по службе, получить доступ к самостоятельному выполнению определенных заданий и т.д.);
- мотивы социальной идентификации (добиться признания у начальников, завоевать авторитет у сослуживцев, подчиненных, получить признание значимых лиц и др.);
- познавательные мотивы (стремление расширить кругозор, преодоление интеллектуальных затруднений и проч.);
- ситуационные мотивы (новизна деятельности, ее престижность в глазах окружающих, влияние примера, интуитивное влечение и др.).
Выделение и учет этих групп поможет более адресно проводить работу по формированию мотивационной основы психологической помощи.
Следующей составляющей психологической помощи военнослужащим является профессиональная подготовленность (компетентность) офицеров к этой работе. Опыт работы военных психологов [1, 2, 8] и авторские исследования [3, 4, 5, 6, 7] в полной мере продемонстрировали важность этой предпосылки. Без психологически грамотного понимания существа предстоящей работы вряд ли удастся что-либо сделать. Другими словами, сильное желание решить проблему, здравый смысл или (и) житейский опыт - не всегда лучшие и достаточные условия для действительного достижения результата.
Проблемы психического здоровья военнослужащих, его психопрофилактики нуждаются в углубленном изучении и серьезном внимании. К сожалению, к человеку иногда относятся преимущественно как к средству достижения тех или иных целей. Логика жизни, темпы военно-технической революции, характер решаемых военнослужащими задач неумолимо свидетельствуют о настоятельной необходимости поворота военных руководителей всех уровней к личности подчиненного военнослужащего. Подготовка военного профессионала сегодня требует затрат больших средств. Но если он будет профессионально не готов или его психическое здоровье (в контексте рассматриваемой нами проблемы) не будут отвечать предъявленным требованиям, это может стать тем слабым звеном, которое приведет к срыву.
Основными направлениями реализации программы оказания психологической помощи военнослужащим на современном этапе могли бы стать:
- внесение соответствующей тематики в учебные планы подготовки офицеров в военных училищах, институтах и академиях;
- внесение в плановые занятия профессиональной подготовки в войсках отдельных тем или спецкурса по проблемам психического здоровья военнослужащих и психопрофилактики его расстройства в условиях воинской службы;
- обсуждение этих вопросов в армейской печати, на научно-практических конференциях, совещаниях, сборах и т.д. офицерского состава;
- издание методической литературы, памяток в помощь командно-воспитательному составу по рассматриваемой проблеме;
- обмен опытом работы передовых офицеров, подразделений, частей в организации психопрофилактики нервно-психической неустойчивости военнослужащих контрактной и срочной службы и т.д.
В качестве третьей составляющей психологической помощи военнослужащим мы выделяем собственно организационную составляющую этой деятельности. Как известно, в грамотной организации любого дела - половина успеха. И в данном случае, чтобы психопрофилактика нервно-психической неустойчивости военнослужащих действительно проводилась, необходима ее качественная организация и контроль за исполнением намеченного. Опыт Вооруженных Сил свидетельствует, что психологические аспекты работы с нервно-психически неустойчивыми военнослужащими реализуются должностными лицами только в той степени, в какой это регламентируется их обязанностями, закрепленными в соответствующих приказах. Деятельность специалистов профессионального психологического отбора в отношении нервно-психически неустойчивых военнослужащих определяется Приложением к приказу Министра обороны Российской Федерации. В нем четко определено, что одной из задач профессионального психологического отбора в Вооруженных Силах является выявление лиц с нервно-психической неустойчивостью. Затем данные о лицах с признаками нервно-психической неустойчивости представляются в призывные комиссии, медицинскую службу воинских частей и военно-учебных заведений и учитываются ими при определении годности этих граждан к военной службе (обучению) и проведении лечебно-профилактических мероприятий. Соответственно, никакая иная (в т.ч. психопрофилактическая) работа этими специалистами в отношении военнослужащих не проводится.
Что касается воспитательных структур, то их деятельность определяется Приказом Министра обороны Российской Федерации. Непосредственная работа с нервно-психически неустойчивыми военнослужащими определена только психологу полка (т.е. военному психологу, т.к. это единственная штатная должность для них в войсках). Причем для них эта обязанность задана всего лишь в двух пунктах:
- совместно с медицинской службой полка выявляет и ведет постоянное наблюдение за военнослужащими с признаками нервно-психической неустойчивости, оказывает им психологическую помощь;
- несет ответственность за организацию взаимодействия с медицинской службой полка и проведение мероприятий психологической работы по сохранению психического здоровья личного состава.
В обязанностях всех других должностных лиц нет ни слова ни о психологической помощи, ни о психическом здоровье, ни о работе с нервно-психически неустойчивыми военнослужащими. Таким образом, эта проблема находится в сфере профессиональной компетенции военных медиков и психологов. Именно они выступают организаторами всей системы работы с данной категорией военнослужащих.
Действительно результативной она может быть при условии создания специальной психологической службы. Только в таком случае возможна вообще реализация психологической составляющей психологической помощи в войсках. Однако это в полной мере касается содержания работы, но не ее организации. Без организующей роли психолога или специально подготовленного для этого специалиста психологическая помощь и в широком смысле этого слова несостоятельна.
С другой стороны, вменение в обязанность оказание психологической помощи должностными лицами, не имеющими профессиональной психологической подготовленности или соответствующего образования, также вряд ли целесообразно, т.к. это сугубо практическая сфера деятельности, требующая глубоких всесторонних знаний и практических навыков в психологии, психиатрии, клинической психологии, психотерапии и др. И только психологи и медики - практики, подготовленные к этой деятельности, в состоянии оценить проблему на местах и предложить действенные виды, средства психологической помощи нервно-психически неустойчивым или (и) склонным к ней военнослужащим.
Вместе с тем, выделение организационной составляющей психопрофилактической работы предполагает и решение ряда других вопросов. Среди них - определение места психолого-психотерапевтической работы в системе других направлений деятельности организующих ее лиц и в целом в системе воспитательной работы в войсках, если психологическая помощь будет должным образом организована. Представляется, что если для организующих ее специалистов это не будет ведущим направлением деятельности, то целесообразно, чтобы она входила в систему психологической (психотерапевтической) помощи нуждающимся военнослужащим. Тогда организация этой деятельности и ее содержательное наполнение определялось бы действительным запросом на такую работу (в т.ч. психопрофилактическую).
Безусловно, важной стороной организационной предпосылки является планирование этой деятельности и определение форм, порядка отчетности за ее проведение. Кроме того, для возможности совершенствования и наращивания этой деятельности, важен обмен опытом этой работы на местах, координация и обобщение ее результатов группой или Центром научных сотрудников, которые могли бы проводить и опытно-экспериментальные проверки различных подходов.
Одной из организационных проблем является необходимость создания условий на местах для ее проведения: оборудованные места, время, регламентация мероприятий, их административно-правовая база, материальное обеспечение и др. Поэтому по аналогии с предложениями Буянова В.И. [1], разрабатывающего проблему психологической коррекции затруднений адаптации молодых офицеров, мы также считаем важными организационными вопросами, например, следующие:
- выделение в распорядке дня времени для оказания психологической помощи нуждающимся военнослужащим;
- возможность проведения мероприятий психопрофилактической работы в парко-хозяйственные и выходные дни, в дни и часы самостоятельной подготовки или проведения воспитательной работы;
- введение элементов психологической помощи в проводимые плановые занятия по различным дисциплинам, на полевых выходах, учениях и т.д.;
- обучение военнослужащих методам и приемам психической саморегуляции в ходе проведения с ними занятий по боевой и специальной подготовке.
Действенная реализация организационной стороны способствовала бы укреплению взаимодействия психологов (специалистов) с командно-воспитательным составом, военными медиками.
Наконец, собственно деятельностная составляющая психопрофилактики нервно-
психической неустойчивости также многопланова. Важно, чтобы данная работа была не только
организована, но и грамотно проведена. При этом все отмеченные ранее предпосылки как бы
интегрируются, проявляясь в виде своих мотивационных, профессиональных и других
составляющих в процессе проводимой работы. Анализ теоретических исследований и практический
опыт свидетельствуют о том, что оценка качества, эффективности психологической помощи в
любом ее виде - довольно сложная теоретическая и практическая задача, особенно если она решается
не в рамках специально организованной и тщательно спланированной деятельности. В связи с этим
нам представляется полезной попытка отдельных авторов выделить два вида показателей
эффективности психологической помощи: процессуальные и результативные.
Процессуальные показатели могут свидетельствовать о том, как военный психолог
(специалист) или иное вовлеченное в психопрофилактическую работу должностное лицо
осуществляет ее доступными ему профессиональными средствами, как реализует свои личностные
возможности, какова его работоспособность, отношение к проводимой работе.
Результативные показатели свидетельствуют о том, насколько повышена нервно-
психическая устойчивость военнослужащего; насколько оптимизированы (в пределах возможного)
для предрасположенных к нервно-психической неустойчивости ситуации воинской
жизнедеятельности; каковы позитивные изменения в психическом самочувствии и социальном
поведении военнослужащих, сослуживцев, командно-воспитательного состава.
53
Другим аспектом деятельностной составляющей психопрофилактической работы является степень осознанности социальной значимости этого командно-воспитательным составом. Анализ исследований по данному направлению [1, 2, 4, 6, 7, 8] свидетельствует о том, что подавляющее большинство командиров и воспитателей имеют самое общее представление о психическом здоровье и о возможностях его психопрофилактики. Кроме того, достаточно широко распространена так называемая медицинская парадигма подхода к проблеме, мало чем отличающейся от соответствующей российской. Она заключается в известном афоризме: «Армии нужны только здоровые люди». Этим в более или менее скрытой форме подчеркивается, что задача командно-воспитательного состава - работа с психически абсолютно здоровыми военнослужащими, а с теми, кого относят к числу нервно-психически неустойчивых, должны заниматься военные медики. С другой стороны, если кто-то из солдат, курсантов, сержантов, прапорщиков, офицеров, попав в субъективно им кажущуюся неразрешимую или трудную ситуацию жизнедеятельности, проявляя себя все более и более склонным к нервно-психической неустойчивости, обычно не считают себя нуждающимися в психологической помощи, заявляя, что они здоровы. Другими словами, не все понимают, что нервно-психическая неустойчивость присуща психически здоровым людям, что ее проявление детерминируется субъективной сложностью ситуации жизнедеятельности, т.е. этот показатель во многих случаях динамичен. И во многом зависит как от уровня организации воинской жизнедеятельности в целом, так и от подготовленности военнослужащего к преодолению ее тягот и лишений, негативных (по крайней мере, неоправданных) последствий для своего психического здоровья.
Следующий аспект составляющей заключается в необходимости целенаправленной и систематической работы по развенчанию социально-бытовых стереотипов военнослужащих по поводу психологической и психиатрической (или медико-психологической) помощи. К сожалению, обращение за психологической помощью по поводу проблем и личностных трудностей у большинства ассоциируется со страхом перед медицинским вмешательством. И такая перспектива, как правило, немедленно отторгается. Поэтому серьезной предпосылкой эффективности психопрофилактики нервно-психической неустойчивости может стать ее четкое размежевание с деятельностью военных медиков по целям, методам работы, ее принципам, границам вмешательства, используемым средствам, месту, времени, профессиональному языку (жаргону) и т.д. И хотя взаимодействие с военными медиками в этой деятельности необходимо и полезно, важно, чтобы это было именно взаимодействие, а не попытка их подменить. Психопрофилактическая работа по всем основным показателям должна отличаться от соответствующей медицинской составляющей. Иначе барьер неприятия (боязни медиков) не будет преодолен.
Не менее важная сторона деятельностной составляющей - тщательный подбор кадров специалистов, призванных заниматься психопрофилактикой нервно-психической неустойчивости в узком смысле слова или (и) руководить этой работой в целом. Главное ограничение и
54
противопоказание здесь - морально-нравственная сторона. Психопрофилактика нервно-психической неустойчивости (в узком смысле особенно) или руководство ею - вид психологической помощи нуждающемуся военнослужащему, а потому такие специалисты для начала должны быть сами нервно-психически устойчивыми. Кроме того, занятие этой деятельностью предполагает доступ к интимной, сугубо личностной информации об особенностях человека, обычно широко не афишируемой. А потому важно, чтобы специалисты умело и корректно ею пользовались, делились с кем-либо ее частями только в той мере, насколько это диктуется требованиями служебной целесообразности и профессионального долга.
В связи с этим еще одна сторона деятельностной составляющей - важность обоснования и соблюдения для вовлеченных в психопрофилактическую работу профессиональной этики. В принципе эта проблема требует самостоятельной разработки. Тем более что и в российской военной психологии общепринятого взгляда пока не сложилось, хотя и существуют некоторые авторские точки зрения на этот счет. В этом вопросе мы разделяем подход Буянова В.И. [1], который может служить некоторым ориентиром, полезным для учета при более конкретной разработке проблемы. Он заключается в следующем (применительно к психопрофилактической работе):
1. Необходимое условие успешности психопрофилактики нервно-психической неустойчивости -профессиональная компетентность специалиста (психолога), его знания, навыки, умения в вопросах оказания психологической помощи нуждающимся военнослужащим.
2. Специалисту важно иметь возможность в случае профессиональных затруднений обращаться за помощью коллег и более опытных специалистов.
3. Недопустимо причинение вреда обратившемуся за помощью (или получающему ее) ни намеренно, ни по небрежности.
4. Недопустимо использование профессиональных знаний, навыков, умений, мастерства, возможностей и информации о получающем психопрофилактическую помощь в негуманных целях.
5. Специалист ответственен за качество психологической помощи, поэтому ее обезличивание нежелательно.
6. Специалист или (и) нуждающийся в помощи имеют право порекомендовать другого специалиста и другой вид помощи или (и) обратиться к другому специалисту по профессиональным, личностным или иным уважительным соображениям.
7. И специалист, и получающий психологическую помощь строят свои отношения на основе взаимного уважения, доверия, ответственности.
8. Специалист призван соблюдать профессиональные тайны, ограничения, конфиденциальность содержания проводимой работы.
9. Психологическая помощь военнослужащему оказывается только при его личном желании (согласии).
10. Специалист призван уважительно относиться к коллегам, наставникам, проводимой ими работе, не допускать критиканства, некорректности в их отношении.
11. В своей работе специалист руководствуется принципом приоритетности интересов психического здоровья нуждающегося над групповыми, научными и им подобными интересами окружающих.
12. Профессиональное сообщество ответственно за специалиста, специалист ответственен перед профессиональным сообществом за проводимую работу.
Следование этим принципам позволит судить о некоторых границах психопрофилактики нервно-психической неустойчивости, об организационно-деятельностных основах работы, в рамках которых может быть реализована конкретная содержательная программа.
Таким образом, практические основы психопрофилактики нервно-психической неустойчивости представляют собой совокупность мотивационных, профессиональных, организационных и деятельностных предпосылок, учет которых, на наш взгляд, позволит разрабатывать и реализовывать конкретные авторские программы оказания психологической помощи военнослужащим в конкретных видах профессионального труда.
Список литературы:
1. Буянов В.И. Психологическая коррекция затруднений социально-психологической адаптации молодых офицеров к условиям службы в воинской части: Дис... канд. психол. наук. - М.: ВА им. Ф.Э.Дзержинского, 1996. - 254 с.
2. Караяни А.Г., Бархаев Б.П., Перевалов В.Ф., Сыромятников И.В. Взаимодействие офицера и психолога в изучении индивидуально-психологических особенностей военнослужащих // Психология и педагогика профессиональной деятельности офицера. Сер. «Библиотека офицера» / Под редакцией Б. П. Бархаева. - Москва, 2006. - С. 141-152.
3. Культура педагогического общения как условие успешности профессиональной деятельности военного инженера / Авторы-составители Пашкин С.Б., Минко Н.И. / ВИ(ИТ) ВА МТО. - СПб., 2016. - 106 с.
4. Пашкин С.Б. Психологическая культура в профессиональной служебной деятельности как фактор профессионального развития // Вестник «Биомедицина и социология». - 2019. - Т. 4.- №1. - С. 32-37.
5. Пашкин С.Б., Мозеров С.А., Мозерова Е.С. Влияние методов психической саморегуляции на оптимизацию эмоциональных состояний военнослужащих при исполнении должностных обязанностей // Развитие военной педагогики в XXI веке: Материалы V межвузовской научно-практической конференции / под ред. С.В. Костарева, И.И. Соколовой, Н.В. Ершова. - СПб.: ВАС, 2018. - С. 193-196.
6. Пашкин С.Б. Влияние психологической культуры руководителя на эффективность функционирования организации // Научные проблемы материально-технического обеспечения
56
Вооруженных Сил Российской Федерации: сборник научных трудов. - СПб.: Изд-во Политехн. Унта, 2017. - С. 257-277.
7. Пашкин С.Б., Иконникова Г.Ю., Куриленко Я.С. Результаты исследования ценностных ориентаций офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации с различным стажем военной службы // Научные проблемы военно-системных исследований: сборник научных трудов / под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. В.Б. Коновалова - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017. - С. 330-346.
8. Султанмуратов Ю.М., Овчинников А.А., Султанова А.Н., Сычева Т.Ю. Индивидуально-психологические особенности военнослужащих, влияющие на успешность адаптации // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. - 2017. -№ 3 (96). - С. 50-56.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Анпилов Сергей Михайлович, доктор технических наук профессор, советник РААСН, "Предприятие Анпилова С.М.», генеральный директор, e-mail:[email protected]
Борисов Алексей Александрович, кандидат технических наук, доцент, ВИ (ИТ) ВА МТО им. генерала армии А.В. Хрулева, начальник кафедры физической подготовки, e-mail: [email protected].
Anpilov Sergey M., Doctor of Technical Sciences, professor, Advisor to the RAACS, "The company Anpilov S.M.", General Director, e-mail:[email protected]
Borisov Alexey A., candidate of technical Sciences, associate Professor, MTI Military Academy of logistics named after army General A.V. Khrulev, head of the Department of physical training, e-mail: [email protected]
Вакуненков Вячеслав Александрович, кандидат технических наук, ВИ (ИТ) ВА МТО им. генерала армии А.В. Хрулева, начальник отдела (организации научной работы и подготовки научно-педагогических кадров), е-таЛ: [email protected].
Vacunenkov Viacheslav A., candidate of technical Sciences, MI(E) The General A.V. Khrulev Military Academy of logistics, Head of the Department of scientific work and training of scientific and pedagogical personnel, e-mail: [email protected].
Винокуров Павел Валерьевич, ВИ (ИТ) ВА МТО им.
генерала армии А.В. Хрулева,, преподаватель кафедры «Системы жизнеобеспечения объектов военной инфраструктуры», e-mail: [email protected]
Vinokurov Pavel V., MI(E) The General A.V. Khrulev Military Academy of logistics, lecturer of the Environmental support systems department, e-mail: [email protected]
Гайнуллин Марат Мансурович, кандидат технических наук доцент, ВИ (ИТ) ВА МТО им. генерала армии А.В. Хрулева, заместитель начальника кафедры «Гидротехнические сооружения, строительные конструкции и механика твердого тела», e-mail: [email protected];
Gaynullin Marat M., candidate of technical Sciences associate Professor, MI(E) The General A.V. Khrulev Military Academy of logistics, Deputy head of the Department, e-mail: [email protected]
Головачёв Алексей Васильевич, кандидат педагогических наук доцент, ведущий инженер отдела ВИ(ИТ) ВАМТО им. генерала армии А.В. Хрулева, е-таП: [email protected]
Golovachev Alexey V., candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, leading engineer of the Department, MTI VAMTO named after army General A.V. Khrulev, e-mail: [email protected]
Жуйков Денис Анатольевич, кандидат технических наук ФГАОУ ДПО «Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов ТЭК», заведующий кафедрой «Пожарная безопасность», e-mail: [email protected]
Juykov Denis A., Candidate of technical Sciences, FAEI of Additional Professional Education «Institute of Advanced Training for managers and specialists of the fuel-and-power sector», Head of the Department of Fire Safety, e-mail: [email protected]
Жураев Зафар Панжиевич, ВИ (ИТ) ВА МТО им.
генерала армии А.В. Хрулева, курсант, e-mail: [email protected]
Jurayev Zafar P., MI(E) The General A.V. Khrulev Military Academy of logistics, cadet, e-mail: [email protected]