То же можно сказать и о климате, и об истории обеих стран, особенностях этикета, и прочих аспектах, связанных с формированием той или иной культуры.
Работы студентов были представлены на английском языке, в презентациях, через интерактивные средства. Был дан подробный сравнительный анализ и ссылки на историческое происхождение того или иного суеверия, также проводились различные обсуждения, связанные с адекватностью и приемлимостью тех или иных суеверий. В ходе данного изучения обучаемые научились сами анализировать тексты на иностранном языке, находить необходимую информацию на иностранном языке, а, главное, смогли углубиться в иноязычную культуру, узнав и изучив её новые грани.
Стоит также отметить, что после введения элементов культурологии и социокультьурной компетенции в уроки иностранного языка среди студентов неязыковых вузов, восприятие и понимание английского языка обучаемыми стало более лёгким и простым. Так, некоторые нюансы английского языка стали более понятны, что в положительную сторону отразилось на результатах
изучения иностранного языка. Возможно, это может показаться независимым друг от друга, однако, если мы примем во внимание, что язык является лишь частью культуры, и эту часть нельзя изучать отдельно от культурологического контекста, можно понять, что психологическое восприятие особенностей культуры быта, простое понимание, что «они» не такие, как «мы», смогло сломать психологический барьер и в восприятии языковых особенностей, что привело к простому приятию особенностей языка, как должного, а не как чего-то неприемлимого и странного.
Завершая исследование, необходимо также сказать, что, в современном мире, при его глобализации, обучаемым чрезвычайно необходимы навыки социокультурной компетенции, равно, как и изучение ставшим международным английского языка. И, чтобы, при общении, избежать непонимания среди носителей иностранной культуры, а, также выглядеть грамотным и умным человеком в обществе, необходимо мотивировать студентов на изучение иностранного языка и формировать в их сознании социокультурной компетенции, как неотъемлимого элемента современной жизни.
Библиографический список
1. Мильруд, РП. Компетентность в изучении языка // Иностранные языки в школе. - 2004. - № 7.
2. Сепир, Э. Язык. Введение в изучение речи // Избранные труды по языкознанию и культурологи. - М., 1993.
3. Тер-Минасова, С.В. Язык и межкультурная коммуникация. - М., 2000.
Bibliography
1. Miljrud, R.P. Kompetentnostj v izuchenii yazihka // Inostrannihe yazihki v shkole. - 2004. - № 7.
2. Sepir, Eh. Yazihk. Vvedenie v izuchenie rechi // Izbrannihe trudih po yazihkoznaniyu i kuljturologi. - M., 1993.
3. Ter-Minasova, S.V. Yazihk i mezhkuljturnaya kommunikaciya. - M., 2000.
Статья поступила в редакцию: 19.03.12
УДК 159.923
Sarsembeyeva E. PSYCHOLOGICAL TRAINING FOR AN IMPROVEMENT OF MANAGEMENT ACTIVITY EFFICIENCY. The results of diagnosis of use of leader's management activity means taking into account a laterality of cerebral hemispheres are presented in the work, also as the psychological program aimed at enhancing management activity means taking into account a psycho-physiological development basis.
Key words: management activity, individual's psycho-physiological peculiarities, effective management, behavioral reactions of the personality, individual peculiarities of manager.
Э.Ю. Сарсембаева, аспирант НГПУ, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В работе представлены результаты диагностики использования средств управленческой деятельности руководителя с учетом латеральности полушарий головного мозга, а так же психологическая программа, направленная на расширение средств управленческой деятельности руководителя с учетом психофизиологической основы развития.
Ключевые слова: управленческая деятельность, психофизиологические особенности индивида, эффективное управление, реакции личности, индивидуальные особенности руководителя.
Исследование эффективности психологических средств оптимизации управления с учетом психофизиологических особенностей мы провели на выборке 780 человек, являющихся руководителями среднего звена (менеджеры, начальники цехов, начальники участков), мужчины и женщины в возрасте 35-42 года. Базой исследования являлись следующие предприятия, принимавших участие в курсах повышения квалификации, организованных учебным центром «Карьера»: Павлодарский алюминиевый завод, Павлодарский ферросплавный завод, Павлодарский электролизный завод, ТОО «Вигас», ТОО «Глория-фарм», «Богатырь-транс» и «Разрез-Богатырь» (г. Экибастуз), а так же руководители среднего управленческого звена, проходившие повышение квалификации на курсах в рамках «Программы повышения квалификации руководящих работников и менеджеров в сфере экономики РК» (ИПК Международная профессиональная академия «Туран-Про-фи») в период с 2006 по 2011 гг.
Наше исследование мы проводили в три этапа. На первом этапе была проведена диагностика испытуемых и определена контрольная и экспериментальная группы.
На втором этапе проводились специально разработанные занятия для испытуемых экспериментальной группы,
способствующих обучению и формированию средств эффективной управленческой деятельности.
На третьем этапе было произведено сравнение результатов в экспериментальной и контрольной группах с целью подтверждения эффективности проведенных занятий.
В процессе работы с первым блоком методик было выявлено 23 случая амбидекстрии, следовательно, наша выборка составила 757 человек. Контрольная группа составила выборка из 230 человек: это руководители среднего управленческого звена, с которыми не проводилась коррекционно-развивающая программа по оптимизации управленческой деятельности. Соответственно экспериментальную группу составила выборка из 527 человек.
В контрольной группе были получены следующие данные: индивидов с доминированием левого полушария - 146 (63%), индивидов с доминированием правого полушария - 84 (37%). В экспериментальной группе: индивидов с доминированием левого полушария - 337 (58%), индивидов с доминированием правого полушария - 190 (36%). Результатами диагностического исследования в экспериментальной группе стали следующие показатели, представленные на рис. 1.
1. Автократический стиль
2. Демократический стиль
3. Либеральный стиль
4. Мотивация успеха
5. Мотивация избегания неудач
6. Готовность к риску
7. Коммуникативные способности
8. Организаторские способности
9. Стиль в конфликте «Соперничество»
10. Стиль в конфликте «Сотрудничество»
11. Стиль в конфликте «Компромисс»
12. Стиль в конфликте «Избегание»
13. Стиль в конфликте «Приспособление»
Рис. 1. Сопоставление результатов диагностики (в процентах) левополушарных и правополушарных респондентов в
экспериментальной группе
Проанализировав данные тестирования, можно выделить особенности управленческой деятельности руководителя с учетом психофизиологической основы личности. Индивиды с доминированием левого полушария в процессе управления демонстрируют отличные от индивидов с доминированием правого полушария средства управленческой деятельности. Следовательно, на этапе первичной диагностики, можно составить следующий профиль руководителя (рис. 2).
Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что существует четкая зависимость использования средств управленческой деятельности от доминирующего полушария головного мозга.
Сопоставляемые характеристики средств управленческой деятельности
Проанализировав результаты исследования, мы утверждаем, что успешное выполнение современных требований по оптимизации управленческой деятельности во многом зависит от способности руководителя учитывать условия и факторы целостной взаимосвязи системы «человек - человек», а, следовательно, от выбора средств управления в этой системе. Средства управления, которые использует руководитель, включают совокупность компонентов структуры психики: психические, эмоционально-волевые процессы, психические свойства и психические состояния. Учитывая психофизиологическую закономерность жизнедеятельности головного мозга - функциональную специализацию полушарий головного мозга, мы обеспечиваем познание субъекта управления: его конкретных и индивидуальных психофизиологических качеств личности.
Средства управления:
• автократический стиль управления;
• высокий уровень мотивации достижения успеха и риска;
• организаторские способности;
• в управлении конфликтами чаще используется стиль соперничества, в меньшей степени - компромисс и сотрудничество
Руководитель
Доминирование левого полушария головного мозга
Доминирование правого полушария головного мозга
Средства управления:
• демократический стиль управления;
• высокий уровень избегания неудач;
• коммуникативные способности;
• в управлении конфликтами чаще используется стиль компромисса, в меньшей степени - сотрудничества и соперничества.
По результатам диагностики испытуемых в экспериментальной группе мы составили коррекционно-развивающую программу, целью которой было расширение диапазона использования средств управления, которые позволили бы достичь оптимизации управленческой деятельности.
Занятия проводились во время обучения слушателей на курсах повышения квалификации для среднего управленческого персонала на курсах «Туран-профи» (2008-2009, 2009-2010, 2010-1 о11 учебный год), в рамках программы «Производственный менеджмент» для управленческого персонала управления «Разрез-Богатырь» (2008 - 2009 г.). Длительность проведения программы -6 месяцев; регулярность проведения занятий - 2 раза в неделю по 3-5 часов.
Теоретическая часть содержала следующие разделы.
1. Психологические школы, теории, концепции личности, раскрывающие динамику поведения человека в организации.
2. Социально-психологические основы коммуникативного поведения личности в организации.
3. Власть как регулятор управленческой деятельности. Руководство и лидерство.
4. Социальные роли и личностный потенциал в условиях в условиях перехода к рыночной экономике.
В результате изучения теоретического материала, делается вывод о том, что имеется много факторов, влияющих на выбор стиля управления организацией, тесно взаимосвязанных, а иногда и вступающих в противоречие между собой. Поэтому нет единого правила по выбору в определенной ситуации своего поведения руководителя. Высокий уровень профессиональной и психологической компетентности поможет ему правильно определить, когда, где и как он должен действовать, какой стиль управления нужно выбрать. Эффективный руководитель - это руководитель, использующий различные средства управления (способ достижения цели, стиль руководства, стиль разрешения конфликтов, мотивация), позволяющие наиболее эффективно достигать целей предприятия.
Разделы практической части развивающей программы:
1. Взаимодействие личности и группы в системе управления. Управление конфликтами.
Рис. 2. Характеристика средств управления руководителем с учетом психофизиологической основы развития личности
2. Эмоционально-волевая сфера личности в процессе уп- только специфических полушарных структур коры, но и неспеци-
равления фических стволовых образований мозга, активирующих всю кору
3. Деловой этикет и общение. Влияние культурных разли- целиком» [1, с. 42].
чий на деловое общение. Мы определили цель нашей программы - расширение диа-
4. Личность и ее потенциал в системе управления пазона использования средств управления испытуемыми в соот-
Практическая (тренинговая) часть была организована с уче- ветствии с целью деятельности и использование новых подходов
том психофизиологической основы развития индивида, так как: в разработке и проведении развивающей программы, в основе
-I. Результаты проведенного нами исследования свидетель- которой лежат исследования Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А.,
ствуют о том, что существует четкая зависимость использования Потапова А.С., Бианки В.Л., Хомской Е.Д. и др. [2]. Для достиже-
средств управленческой деятельности от доминирующего полу- ния этой цели, на наш взгляд, должны быть соблюдены условия
шария головного мозга.
р 2. Вслед за учеными Аршавским В.В. (1988), Роттенбергом подачи магериа™, наиболее к°мфортные для каждого испытуе-
В.С. (1989), ЮпзЬоигпе М.(1972), Rotenberg V.S. (1991), Потапо- мого (Таблица 1, Таблица 2). С этой целью нами были выработа-
вым А.С. (2005) мы утверждаем, что восприятие и переработка ны рекомендации.
информации индивидами зависит от доминирования полушария, Рекомендации при проведении развивающей программы по
но не является показателем ограниченности, строгой закреплен- организации рабочего места и мотивационной сферы лево- и пра-
ности в использовании стилей деятельности. Так, «индивиды волатеральных индивидов:
с преимущественно правополушарным мышлением ... способны 1 Использование доски небольших размеров, с задейство-
ориентироваться в чисто логической ситуации, а индивиды с пре- ванием всей ее площади (например, интерактивая доска).
имущественно левополушарным мышлением ... способны образ- 2. Сочетание различных способов подачи материала: табли-
но воспринимать окружающий мир. . Но механизмы этих реше- цы, алгоритм действия, практические задачи, творческие заданий иные, несколько более длительные и «энерготратные», свя- ния, наличие примеров из практики управленческой деятельнос-
занные с вовлечением в процесс принятия решения задачи не ти, разные способы повторения теоретического материала.
Таблица 1
Соответствие между доминированием полушария мозга и формой или видом развивающей работы, комфортным для испытуемого. Организация рабочего места и мотивационная сфера
Мотивационный этап Испытуемые с явным доминированием правого полушария предпочитают Испытуемые с явным доминированием левого полушария предпочитают
Пространственная организация Рабочая полусфера доски - левая Рабочая полусфера доски - правая
Цветовая организация Светлая доска - темный мел Темная доска - светлый мел
Условия, необходимые для возникновения стабильной учебной мотивации Гештальт (образы) Связь информации с реальностью, практикой Творческие задания Эксперименты Музыкальный фон Речевой и музыкальный ритм Детали Абстрактный линейный стиль изложения информации Неоднократное повторение учебного материала
Векторы мотивации Завоевание авторитета Престижность положения в коллективе Установление новых контактов Социальная значимость деятельности Стремление к самостоятельности Глубина знаний Высокая потребность в умственной деятельности Потребность в образовании
Таблица 2
Предпочтение при восприятии и характеристика когнитивных процессов
Операционный этап Испытуемые с явным доминированием правого полушария предпочитают Испытуемые с явным доминированием левого полушария предпочитают
Восприятие информации Целостное Внимательны к интонациям Предпочитают ощущения, кинестетический канал восприятия Есть визуалы Дискретное Смысловая сторона речи Чаще - аудиалы, реже - визуалы
Переработка информации Быстрая Иногда - мгновенная Последовательная Медленная
Интеллект Интуитивный Логический
Эмоции Экстравертированность Легко «выходят из себя» Чаще - интровертированность. Практически не «выходят из себя»
Память Наглядно-образная Смысловая Словесно-логическая Часто - «механическая»
Мышление Оперирование образами Систематизация по реальным критериям Легко оперируют трехмерными моделями Оперирование цифрами, знаками Систематизация по формальным критериям Двумерное (на плоскости)
Деятельность Приверженность к практике: интересует сам процесс Задания с точным сроком выполнения Приверженность теории: интересует результат Задания с неограниченным сроком выполнения
3. Создание ситуации успеха на занятиях, работа в подгруппах, использование в тренинговых упражнениях индивидуальных выступлений и т.д.
Рекомендации при проведении развивающей программы с учетом предпочтений при восприятии и характеристике когнитивных процессов лево- и праволатеральных индивидов:
1. Сочетание подачи материала через аудиальный и визуальный каналы в равной степени.
2. Использование в групповой работе особенностей переработки информации лево- и праволатеральных через распределение игровых ролей: праволатеральным предоставлять функции «инициаторов», решение игровых ситуаций путем «мозгового штурма», «тактиков» деятельности, а леволатеральным - функции «стратегов», ведущая роль в планировании и определение «шагов» в достижении цели.
3. Обучение управлению эмоциями, деловому стилю общения, разрешению конфликтов.
4. Использование элементов коучинга: эффективное достижение цели, умение определять и разделять личные и общественно значимые цели и ценности.
Так как перед проведением практических занятий слушатели были ознакомлены с результатами диагностики, то, используя закрепленные паттерны действия при решении конфликтных ситуаций, способов достижения целей, слушатели осознанно были мотивированы на расширение средств управления. Игровая обстановка являлась условием безопасности для каждого слушателя. Наглядный пример действий, способов решений ситуаций разными слушателями служил возможностью расширения привычных действий. И закрепления но-
Библиографический список
1. Потапов, А.С. Методы исследований физиологических и психологических особенностей восприятия информации: методическое пособие. Тесты выявления латеральной асимметрии полушарий головного мозга / под ред. д-ра мед. наук, проф. РЮ. Ильюченка, д-ра психол. наук, проф. В.Г. Леонтьева. - Новосибирск, 2000.
2. Кокорина Е.Г Динамика показателей работоспособности школьников при организации обучения с учетом функциональной специализации полушарий головного мозга / Е.Г. Кокорина, А.С. Потапов. - Новосибирск; Томск, 2004.
Bibliography
1. Potapov, A.S. Metodih issledovaniyj fiziologicheskikh i psikhologicheskikh osobennosteyj vospriyatiya informacii: metodicheskoe posobie. Testih vihyavleniya lateraljnoyj asimmetrii polushariyj golovnogo mozga / pod red. d-ra med. nauk, prof. R.Yu. Iljyuchenka, d-ra psikhol. nauk, prof. V.G. Leontjeva. - Novosibirsk, 2000.
2. Kokorina E.G. Dinamika pokazateleyj rabotosposobnosti shkoljnikov pri organizacii obucheniya s uchetom funkcionaljnoyj specializacii polushariyj golovnogo mozga / E.G. Kokorina, A.S. Potapov. - Novosibirsk; Tomsk, 2004.
Статья поступила в редакцию: 19.03.12
УДК 159.9.07
Simakov A.A., Borodina V.N. FEATURES OF THE VITAL WORLD OF MILITARY MEN (ON THE EXAMPLE OF CADETS). In article the problem of studying of the vital world of the person is considered. Results of the conducted research have shown that process formation of the vital world of the person is display of the self-organizing inherent in psychological system, a condition of its steady functioning.
Key words: the vital world of the person, a locus of control, value, senses, orientations.
вых способов поведения. В практической работе проводились упражнения, которые предполагали разделение по подгруппам. Состав подгрупп менялся ежедневно, учитывалось желание слушателей и наличие в группе и право- и леволатеральных индивидов.
После завершения развивающей программы в экспериментальной группе нами были проведены вторичные замеры по методикам, характеризующим средства управленческой деятельности: стиль руководства, мотивация деятельности, коммуникативные и организаторские способности, поведение личности в конфликтной ситуации. При помощи данных методик мы исследовали всех испытуемых экспериментальной группы (527 человек).
Таким образом, проанализировав диагностические данные (первичных и вторичных замеров) используемых средств управленческой деятельности индивидами с доминированием левого или правого полушария головного мозга, мы выявили различное и существенное влияние на испытуемых проведенной коррекционно-развивающей программы. Поэтому, мы приходим к выводу: для оптимизации управленческой деятельности важно:
1. Учитывать психофизиологическую особенность восприятия и переработки субъектом информации.
2. Учитывать различия в использовании средств управленческой деятельности индивидами в зависимости от доминирования полушария головного мозга.
3. Расширять диапазон использования средств управления с целью оптимизации управленческой деятельности, учитывая психофизиологические особенности индивида.