Научная статья на тему 'Психологические качества педагога-руководителя в зависимости от профиля латеральной организации'

Психологические качества педагога-руководителя в зависимости от профиля латеральной организации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
116
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MANAGEMENT STRATEGY OF PEDAGOGICAL LEADER / PROFILE OF LATERAL ORGANIZATION OF BRAIN / PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF PEDAGOGICAL LEADER / СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГА-РУКОВОДИТЕЛЯ / ПРОФИЛЬ ЛАТЕРАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МОЗГА / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА-РУКОВОДИТЕЛЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сарсембаева Э. Ю., Чухрова М. Г.

Целью исследования было выявление психологических особенностей, оказывающих влияние на стратегии управленческой деятельности у педагогов-руководителей, в зависимости от профиля латеральной организации мозга. Выявлена зависимость личностных характеристик педагога-руководителя от профиля полушарной организации мозга. Описаны существенные отличия использования психологических средств управления левои правополушарными руководителями. У лиц с доминированием левого полушария более сильные организаторские способности и мотивация к успеху, низкая склонность к риску; у лиц с доминированием правого полушария выраженные коммуникативные способности и высокая мотивация к избеганию неудач. Полученные данные можно использовать при прогнозировании поведения педагога-руководителя в сложной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сарсембаева Э. Ю., Чухрова М. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF PEDAGOGICAL LEADERS DEPENDING ON THE PROFILE OF LATERAL ORGANIZATION

The aim of the study is to identify psychological characteristics that influence strategies of management activities of pedagogical leaders, depending on the profile of lateral organization of the brain. The study indicates the existence of dependence between personal characteristics of pedagogical leaders and the profile of lateral organization of the brain. The study describes the essential differences between leaders with more active left and right hemisphere at practicing psychological tools of control. Individuals with dominance of the left hemisphere have stronger organizational skills and motivation to succeed, low risk tolerance. People with dominance of the right hemisphere have better communication skills and high motivation for avoiding failure. The obtained data can be used in predicting the behavior of a pedagogical leader in difficult situations.

Текст научной работы на тему «Психологические качества педагога-руководителя в зависимости от профиля латеральной организации»

мотивированны на получение знаний по профессиям и специальностям, их интересы направлены на материальное обеспечение, т. е. получение льготных стипендий и пенсий); творческий и индивидуальный подход; креативность; вовлечение в мероприятия как можно больше обучающихся, работников; хорошая подготовка к мероприятиям; проведение классных часов; большая загруженность мероприятиями, инструктаж, проверка посещаемости, лекции, план воспитательного процесса, формирование нравственных качеств, здоровьесберегающих и творческих способностей, беседа с учащимся и родителями; развитие интереса к будущей профессии; работа с детьми из неблагополучных семей; участие во всероссийских конференциях.

- в организации воспитательного процесса - воспитывать обучающихся, приводя жизненные реальные примеры; очень много времени уделяется воспитанию подростков, так как приходится объяснять ценности, нравственности, духовности в целях воспитания подрастающего поколения.

- во взаимодействии педагогов и обучающихся - взаимоуважение, (взаимопонимание и уважение). Большинство преподавателей ответили, что во взаимодействии педагогов и обучающихся в коллективе отношения дружелюбные, доверчивые, открытые, совместная разработка творческих проектов и поддержка педагогов, обучающихся, попавших в трудное положение, готовность идти на помощь.

В уточнение к выше сказанному, можно отметить, что ярко выражена национальная черта тувинских педагогов, проявляющаяся в дружелюбии при взаимодействии педагогов и обучающихся, гостеприимстве, почитании старших и оберегании младших.

На вопрос «Как Вы понимаете «Вершина профессионализма»? педагоги дали такие ответы: знание своего дела на высшем уровне, знать и уметь делать свою работу, умение достигать поставленной цели при любых обстоятельствах, достижение профессионализма по ступеням карьеры, осознание своей необходимости и пригодности в обществе, умение решать конфликтные ситуации, мастер-профессионал, почетный работник РФ, пик вершины мастерства, педагог высшей категории, высокий уровень работоспособности, мастер своего дела, наличие потребности в оказании методической помощи и передаче педагогической опыта другим коллегам; вершина профессионализма - это ов-

Библиографический список

ладение всеми профессиональными компетенциями и технологиями; умение руководить сплоченной командой. Наиболее частыми ответами были следующие: высокая профессиональная компетентность, высокое знание своей деятельности; интеллектуальность; сила личности; самореализация; самообразование. Вместе с тем встречались и такие ответы, как: вершины профессионализма достичь невозможно; вершина профессионализма -это должность директора техникума.

Таким образом, анализ полученных результатов показал недостаточное овладение тувинскими педагогами понятием профессиональной компетентности, несмотря на прохождение ими повышения квалификации по данному вопросу, вследствие влияния психологических особенностей характера тувинских педагогов на формирование акмеологических инвариант профессионализма.

Подводя итоги, хочется отметить, что на данном этапе исследования автору удалось выявить следующее: у респондентов по профессиональной деятельности степень образованности соответствует в большей степени (77,5 %); по квалификационной характеристике у 52 % педагогов имеется разные категории (высшая, первая, вторая), а у 48 % тувинских педагогов отсутствуют квалификационные категории, что может быть одним из факторов торможения к профессиональному росту личности педагога на данный период.

В заключение отметим, что автору удалось частично выяснить, что некоторые элементы ментальности и черты национального характера являются условиями и факторами, влияющими на формирование акмеологических инвариантов профессионализма, в определенной степени препятствующими или развивающими их. На сегодняшний день нами выявлено к «Препятствующей» составляющей относятся - природная молчаливость, дистантность от активных событий, созерцательность и низкая самооценка «Багай кижи». «Развивающие» - добронамерен-ность, сила воли и духа, гармоничность с природой, тактичность, стремление познать природу человека, гибкость ума и преданность культуре предков в нравственном поведении. Это приводит к размышлению о том, что черты национального характера являются мощным инструментом влияния на развитие акмеологи-ческих инвариантов профессионализма и требуют дальнейшего, более подробного изучения.

1. Сибгатуллина И.Ф., Сандый А.Д.-Б., Индивидуальная ресурсность и акмеологические инварианты профессионализма Татарстан-ских и Тувинских педагогов. Вестник ВЭГУ. Издательство: Восточная экономико-юридическоая гуманитарная академия. 2013; Выпуск 6: 85 - 92.

2. Ламажаа Ч.К. Этнопсихологические исследования тувинцев: социокультурологические и психологические. Новые исследования Тувы. Электронный информационный журнал. 2013; 3.

3. Товуу Н.О. Психология семьи тува этноса в условиях социально-экономических изменений. Диссертация ... доктора психологических наук. Москва, 2001.

4. Ламажаа Ч.К. Этнопсихологические исследования тувинцев: социокультурологические и психологические. Новые исследования Тувы. Электронный информационный журнал. 2013; 3.

5. Акмеология. Под редакцией А.А. Деркача. Москва: РАГС, 2002.

6. Дергач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология: учебное пособие. Москва: Питер, 2011.

7. Ондар Т.А. Проблема зависть. Центр Азии: газета. 2009; 2.

References

1. Sibgatullina I.F., Sandyj A.D.-B., Individual'naya resursnost' i akmeologicheskie invarianty professionalizma Tatarstanskih i Tuvinskih peda-gogov. Vestnik V'EGU. Izdatel'stvo: Vostochnaya 'ekonomiko-yuridicheskoaya gumanitarnaya akademiya. 2013; Vypusk 6: 85 - 92.

2. Lamazhaa Ch.K. 'Etnopsihologicheskie issledovaniya tuvincev: sociokul'turologicheskie i psihologicheskie. Novye issledovaniya Tuvy. 'Elektronnyj informacionnyj zhurnal. 2013; 3.

3. Tovuu N.O. Psihologiya sem'i tuva 'etnosa v usloviyah social'no-'ekonomicheskih izmenenij. Dissertaciya ... doktora psihologicheskih nauk. Moskva, 2001.

4. Lamazhaa Ch.K. 'Etnopsihologicheskie issledovaniya tuvincev: sociokul'turologicheskie i psihologicheskie. Novye issledovaniya Tuvy. 'Elektronnyj informacionnyj zhurnal. 2013; 3.

5. Akmeologiya. Pod redakciej A.A. Derkacha. Moskva: RAGS, 2002.

6. Dergach A.A., Zazykin V.G. Akmeologiya: uchebnoe posobie. Moskva: Piter, 2011.

7. Ondar T.A. Problema zavist'. CentrAzii: gazeta. 2009; 2.

Статья поступила в редакцию 30.11.15

УДК 37.015.32 + 159.9 + 616.8(075)

Sarsembayeva E.Yu., Master of Psychology, senior teacher, Innovation Eurasian university (Kazakhstan Republic), E-mail: [email protected]

Chukhrova M.G., Doctor of Sciences (Medicine), Professor, Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]

PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF PEDAGOGICAL LEADERS DEPENDING ON THE PROFILE OF LATERAL ORGANIZATION. The aim of the study is to identify psychological characteristics that influence strategies of management activities of pedagogical leaders, depending on the profile of lateral organization of the brain. The study indicates the existence of dependence between personal characteristics of pedagogical leaders and the profile of lateral organization of the brain. The study describes the essential differences between leaders with more active left and right hemisphere at practicing psychological tools of control. Individuals with dominance of the left hemisphere have stronger organizational skills and motivation to succeed, low risk tolerance. People with dominance of the right hemisphere have better communication skills and high motivation for avoiding failure. The obtained data can be used in predicting the behavior of a pedagogical leader in difficult situations.

Key words: management strategy of pedagogical leader, profile of lateral organization of brain, psychological characteristics of pedagogical leader.

Э.Ю. Сарсембаева, магистр психологии, ст. преп., Инновационный Евразийский университет, Республика

Казахстан, г. Павлодар, Е-mail: [email protected]

М.Г. Чухрова, д-р мед. наук, проф., ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет»,

Е-mail: [email protected]

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА-РУКОВОДИТЕЛЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПРОФИЛЯ ЛАТЕРАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Целью исследования было выявление психологических особенностей, оказывающих влияние на стратегии управленческой деятельности у педагогов-руководителей, в зависимости от профиля латеральной организации мозга. Выявлена зависимость личностных характеристик педагога-руководителя от профиля полушарной организации мозга. Описаны существенные отличия использования психологических средств управления лево- и правополушарными руководителями. У лиц с доминированием левого полушария более сильные организаторские способности и мотивация к успеху, низкая склонность к риску; у лиц с доминированием правого полушария - выраженные коммуникативные способности и высокая мотивация к избеганию неудач. Полученные данные можно использовать при прогнозировании поведения педагога-руководителя в сложной ситуации.

Ключевые слова: стратегии управления педагога-руководителя, профиль латеральной организации мозга, психологические качества педагога-руководителя.

Сложная структура управленческой деятельности педагога-руководителя такова, что составляющими её элементами являются разнопорядковые психологические, социально-психологические и иные явления. Это системный характер мышления, высокая креативность, наличие управленческих способностей, сформированность управленческих умений и навыков, наличие ответственного социального поведения, высокая степень работоспособности, наличие авторитета у персонала, наличие положительных социальных установок, положительная мотивация, адекватная самооценка, высокая степень саморегуляции, отсутствие конфликтных и агрессивных тенденций в поведении, высокие навыки профессионального общения, отсутствие заниженной самооценки, высокая стрессоустойчивость [1].

Как известно из работ [2; 3; 4], психофизиологические особенности, в частности, профиль латеральной организации (ПЛО) индивида обусловливает существенные различия в использовании стратегий управления и в эмоциональных характеристиках руководителей. Поскольку латерализация головного мозга является природно-обусловленной характеристикой, определяющей особенности восприятия, мышления, эмоциональной сферы, переработки информации, то при принятии управленческих решений в напряженных и / или экстремальных условиях, вероятно, первичной будет природно-обусловленная реакция, в то время как уровень образования, стаж и опыт работы окажутся менее значимыми, чем личностные свойства человека, принимающего решение. Выявление психологических качеств педагога-руководителя, связанных с функциональной организацией его мозговой деятельности, будет иметь важное прогностическое значение.

Цель исследования: выявление психологических особенностей, оказывающих влияние на стратегии управленческой деятельности у педагогов-руководителей, в зависимости от профиля латеральной организации мозга.

Материал и методы исследования. Обследованы педагоги-руководители высшего и среднего звена нескольких школ г. Павлодара, Экибастуза и области (п=140), проходивших профессиональную переподготовку, возраст участников на момент проведения испытания был от 35 до 55 лет, средний возраст 44,2 лет. Стаж управленческой деятельности составил от 5 до 12 лет, в среднем - 8,7 лет. Мужчины от общего количества испытуемых составили 13 человек (9,5%), женщины - 127 (90,5%).

Все испытуемые, вошедшие в настоящее исследование, тестированы с использованием следующих стандартных методик: определение полушарного доминирования с помощью проб, предложенных В.П. Леутиным, Е.И. Николаевой (2005); «Методика диагностики личности на мотивацию к успеху или избега-

нию неудач Т. Элерса»; «Методика выявления коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2)»; «Определение уровня самооценки личности»; «Готовность к риску (Шуберт)»; «Методика диагностики поведения личности в конфликтной ситуации К. Томаса».

Выбор конкретных методик тестирования основан на потребности выявления паттернов руководства, имеющих прогностическое значение для успешности управленческой деятельности педагога-психолога.

Кроме психологического тестирования, с испытуемыми проводилась беседа в виде психологического интервью с акцентом на стратегии управленческой деятельности. Организация диагностического тестирования соответствовала профессиональным требованиям к работе практического психолога. Обследование проводилось индивидуально, в отдельном кабинете. Испытуемые были информированы о цели диагностики и с данными исследования они были ознакомлены сразу после проведения тестирования. Особо подчёркивалось, что исследование не рассматривается в качестве способа выявления недостатков личности работника, для его дискредитации, что исследование проводится в интересах не только системы, но и его самого, и помогает точнее определить ту сферу приложения его способностей и способов деятельности, с помощью которых он с наибольшей результативностью сможет реализовать свой потенциал и получить возможность продвижения по служебной лестнице. Такое восприятие процедуры исследования обладает тем преимуществом, что снижает вероятность приукрашивания испытуемым своих достоинств. Обстановка во время диагностики была непринужденной, дружественной, доброжелательной, что располагало испытуемых к непринужденному тону взаимодействия.

Для выявления направления и силы связи применён метод корреляционного анализа и расчёт коэффициента ассоциации Дж. Юла.

Результаты исследования. При анализе профиля латеральной организации левополушарное доминирование определялось у 99 испытуемых (70,7%), правополушарное - у 41 (29,3%).

Обнаружена связь между уровнем мотивации достижения успеха (тест Т. Элерса) и доминированием полушария головного мозга. В нашем исследовании среди 99 испытуемых с доминированием левого полушария выявлено 66 человек с высоким уровнем мотивации к достижению успеха (67%), 7 человек - с низким (7%), 26 - со средним (26%). Среди 41 испытуемого с доминированием правого полушария выявлено 8 человек с высоким уровнем мотивации к достижению успеха (20%), у 28 испытуемых -

низкий уровень (68%), у 5 - средний (12%), (табл.1). По формуле

ad - Ьс

Ч = , , вычислен коэффициент кор-

у1(а + Ь)(с + d )(а + с)(Ь + d)

реляции Дж. Юла Ч=0,68. Зависимость между доминированием левого полушария и мотивацией достижения успеха оказалась сильной (табл.1).

Таблица 1

Мотивация достижения успеха у левополушарных испытуемых

Таблица 3

Уровень самооценки

Тест (У) Латеральность (Х)\^ Мотивация достижения успеха Сумма (п х)

Высокий уровень Низкий уровень

Доминирование левого полушария головного мозга А = 66 Б = 7 73

Доминирование правого полушария головно-гомозга С = 8 Д = 28 36

Тест (У) Латеральность Мотивация избегания неудач Сумма (п х)

Высокий уровень Низкий уровень

Доминирование правого полушария головного мозга А = 10 Б = 75 85

Доминирование левого полушария головного мозга С = 32 Д = 5 37

Тест (У) Латеральность (Х) Уровень самооценки Сумма (п х)

Адекватная самооценка Завышенная самооценка

Доминирование левого полушария го-ловногомозга А = 92 Б = 7 99

Доминирование правого полушария головного мозга С = 32 Д = 9 41

Проанализирована связь мотивации к избеганию неудач (Т. Элерса) в связи с ПЛО. Среди 99 испытуемых с доминированием левого полушария выявлено 10 человек с высоким уровнем мотивации избегания неудач (11%), 75 человек - низкий уровень мотивации (76%), 13 - средний (13%). Среди 41 испытуемых с доминированием правого полушария выявлено 32 человека с высоким уровнем мотивации избегания неудач (80%), 5 испытуемых - с низким (12,2%), 4 - со средним (9,8%), (табл. 2).

Таблица 2

Мотивация избегания неудач у правополушарных испытуемых

Коэффициент корреляции Дж. Юла Ч=0,02. Связь между доминированием полушария и самооценкой отсутствует (табл. 3).

«Методика выявления коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2)» показала, что среди 99 испытуемых с доминированием левого полушария 13 человек с хорошими коммуникативными способностями (13%), 86 человек имеют более выраженные организаторские способности (87%).

Среди 41 испытуемого с доминированием правого полушария 36 человек с выраженными коммуникативными способностями (87,8%), у 5 испытуемых - более выраженные организаторские способности (12,2%), (табл. 4).

Таблица 4

Коммуникативные и организаторские способности

Тест (У) Латеральность (Х) Методика выявления коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2) Сумма (п х)

Коммуникативные способности Организаторские способности

Доминирование левого полушария головного мозга А = 13 Б = 86 99

Доминирование правого полушария головного мозга С = 36 Д = 5 41

Коэффициент корреляции Дж. Юла Ч=0,73. В рассматриваемом случае зависимость между доминированием правого полушария мотивацией избегания неудач оказалась существенной (табл. 2).

Не вызывает сомнения, что пути развития личности в значительной степени зависят от того, как сложатся в процессе жизни отношения между самооценкой и реальными возможностями. В зависимости от степени адекватности, самооценка может стимулировать или подавлять активность человека. Заниженная самооценка способствует появлению неуверенности в своих силах, ограничивает жизненные перспективы человека, мешает полной реализации возможностей. Завышенная самооценка способствует развитию высокомерия, некритичности к себе, заносчивости, конфликтности, она существенно снижает нравственную ценность личности. В зависимости от степени адекватности самооценка может играть существенную роль как стимулирующего, так и сдерживающего фактора в деятельности, в поведении, в самочувствии.

Исследование уровня самооценки педагогов-руководителей показало, что среди 99 испытуемых с доминированием левого полушария 92 человека с адекватной самооценкой (93%), 7 человек имеют неадекватно завышенную самооценку (7%).

Среди 41 испытуемого с доминированием правого полушария выявлено 32 человека с адекватной самооценкой (79%), у 9 - неадекватно завышенная самооценка (21%). Результаты представлены в таблице 3.

Коэффициент корреляции Дж. Юла Ч=0,72. Связь между доминированием полушария и коммуникативными и организаторскими способностями является ярко выраженной: в деятельности руководителей с доминированием левого полушария преобладают организаторские способности, а у руководителей с доминированием правого полушария - коммуникативные (табл. 4).

Организаторская функция является наиболее важной в деятельности руководителя, поскольку связана с координацией индивидуальной деятельности каждого члена коллектива в рамках одной общей, коллективной деятельности. Специфика этой функции заключается в структурированности и целостности усилий членов коллектива в достижении общих целей. Коммуникативная функция предполагает регулирование в коллективе функционально-ролевых взаимоотношений и требует от руководителя давать необходимые разъяснения тем или иным управленческим решениям. Коммуникативная функция предполагает учет индивидуальных склонностей работников с тем, чтобы получить от них максимальный результат, а, следовательно, хорошую интуицию руководителя. И организаторская, и коммуникативная функции в равной степени важны в деятельности руководителя.

Обсуждение результатов. По данным ряда авторов [В.П. Леутин, Е.И. Николаева, 2005; А.С. Потапов, 2006; G. Уа-Иог^дага, 2006, и др.], а также по результатам психологического интервью, можно полагать, что лица с явным доминированием левого полушария (а таких в нашей выборке большинство), обладают определёнными психологическими качествами, облигатно необходимыми руководителю. Это логический склад ума, высокий уровень самообладания, хорошая словесно-логическая и механическая память, склонность к систематизации по формаль-

100 1

■ Левополушарное доминирование ■ Правополушарное доминирование

Рис.1. Сводные результаты диагностики левополушарных и правополушарных респондентов (в %)

ным признакам. Мышление последовательное, «плоскостное», в деятельности они направлены на результат. Для управленцев с правополушарным доминированием немаловажную роль играет интуиция, у них развиты сенсорные каналы восприятия в ущерб логическому мышлению, они эмоциональны, могут легко «выходить из себя». При систематизации признаков выбирают реальные, а не формальные критерии, легко оперируют трехмерными моделями, однако обнаруживают выраженную слабость при оперировании цифрами. В управленческой деятельности их больше интересует сам процесс, а не результат, поэтому им необходимы точные сроки для выполнения задания. Возможно, эти качества противоречат портрету «идеального» руководителя, но в определенных, например, экстремальных, условиях они могут оказаться незаменимыми.

На рисунке 1 показаны сводные результаты тестирования респондентов. Первым фактором в совокупности характеристик эффективной управленческой деятельности является высокая мотивация, которая делает возможным прогноз в той или иной сложной ситуации.

По Элерсу, высокая мотивация к успеху определяет средний или низкий уровень риска, высокого риска избегает. При сильной мотивации к успеху, надежды на успех обычно скромнее, чем при слабой мотивации к успеху, однако такие люди много работают для достижения успеха, стремятся к успеху. При лево-полушарном доминировании, таким образом, успех складывается из планомерной целенаправленной деятельности, в то время как правополушарные, «очарованные» самим процессом, мало задумываются о результате, при этом обладают выраженной мотивацией избегания неудач, включая свойственную им интуицию и высокие коммуникативные способности, что позволяет им находить нестандартные пути решения проблем. Таким образом, и

Библиографический список

в том, и другом типе руководителя существуют положительные и отрицательные качества. Идеальным мог бы быть руководитель, который имеет только положительные качества.

Заключение. Таким образом, в результате проведенного исследования можно полагать, что существует зависимость личностных характеристик педагога-руководителя от психофизиологических особенностей функционирования головного мозга, в частности, профиля полушарной организации (ПЛО). Описаны существенные отличия использования психологических средств управления лево- и правополушарными руководителями. Полученные данные можно использовать при прогнозировании поведения педагога-руководителя в сложной ситуации. Так, у лиц с доминированием левого полушария имеются сильные организаторские способности и мотивация к успеху, низкая склонность к риску, стрессовые ситуации они могут просчитать и предсказать, выстроить стратегию по их преодолению; у лиц с доминированием правого полушария - выраженные коммуникативные способности и высокая мотивация к избеганию неудач, выраженная интуиция, развития чувственная сфера и хорошая ориентировка в ситуации стресса, который они могут предчувствовать. При этом высокая самооценка характерна для тех и других.

Проведённое исследование показывает, что имеются резервы оптимизации управленческой деятельности - это психофизиологические особенности индивида, в частности, функциональная специализация полушарий головного мозга. Руководитель, который знает свои «плюсы» и «минусы», и сознательно их корректирует в нужную сторону, будет наиболее успешным. Результаты исследования послужили основой для создания комплексной коррекционно-развивающей программы, направленной на формирование «идеального» педагога-руководителя.

1. Козлов В.В., Мануйлов Г.М., Фетискин Н.П. Психология управления. 2е издание. Моска: Издательский центр «Академия», 2013.

2. Леутин В.П., Николаева Е.И. Функциональная асимметрия мозга: мифы и действительность. Санкт-Петербург: Речь, 2005.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Потапов А.С. Билатеральность полушарий головного мозга и межличностные отношения: монография. Новосибирск: НИПКи-ПРО, 2005.

4. Vallortigara G. The evolutionary psychology of left and right: costs and benefits of lateralization. DevPsychobiol. 2006; Sep; 48 (6): 418 - 427. References

1. Kozlov V.V., Manujlov G.M., Fetiskin N.P. Psihologiya upravleniya. 2e izdanie. Moska: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2013.

2. Leutin V.P., Nikolaeva E.I. Funkcional'naya asimmetriya mozga: mify i dejstvitel'nost'. Sankt-Peterburg: Rech', 2005.

3. Potapov A.S. Bilateral'nost'polusharijgolovnogo mozga imezhlichnostnye otnosheniya: monografiya. Novosibirsk: NIPKiPRO, 2005.

4. Vallortigara G. The evolutionary psychology of left and right: costs and benefits of lateralization. Dev Psychobiol. 2006; Sep; 48 (6): 418 - 427.

Статья поступила в редакцию 30.11.15

УДК 159.9

Serdyukova Ye.F., senior teacher, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University (Grozny, Russia),

Е-mail: [email protected]

THE INFLUENCE OF FAMILY RELATIONSHIPS ON THE PREPAREDNESS OF A CHILD FOR SCHOOL. Psychological readiness of the child to regular school education largely determines the success of the learning child educational material, and the state of family relationships has a significant influence on the mental development of the child. The purpose of this article is to investigate the effects of family relationships on the formation of indicators of mental maturity of the child. The empirical study is conducted through the use of specific research methods, allowing to determine the level of development of the main indicators of mental maturity of the child and to establish the degree of well-being / ill-being of a family atmosphere in which the child grows. The study shows that children, raised in families with the prevailing favorable atmosphere, significantly outperform their peers in the issue of psychological readiness to systematic schooling. The practical significance of this study lies in the possibility of teachers of preschool educational institutions in a more differentiated way to build correctional-developing work with children.

Key words: family situation, mental maturity, psychological readiness, self-control, arbitrariness of remembering.

Е.Ф. Сердюкова, ст. преп. каф. педагогики и психологии, Чеченский государственный университет, г. Грозный,

Е-mail: [email protected]

ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ НА ГОТОВНОСТЬ РЕБЁНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Психологическая готовность ребёнка к систематическому школьному обучению в значительной мере определяет успешность усвоения ребёнком учебного материала, а состояние семейных взаимоотношений оказывает существенное влияние на психическое развитие ребёнка. Целью данной статьи является изучение особенностей влияния семейных взаимоотношений на формирование показателей психической зрелости ребёнка. Эмпирическое исследование проводилось с помощью использования специфических методов исследования, позволяющих определить уровень развития основных показателей психической зрелости ребёнка, а также установить степень благополучия / неблагополучия семейной атмосферы, в которой ребёнок развивается. На основании результатов исследования показано, что дети, воспитывающиеся в семьях с преобладающей благоприятной атмосферой, значительно превосходят своих сверстников в вопросе психологической готовности к систематическому школьному обучению. Практическая значимость данного исследования заключается в возможности педагогов дошкольных образовательных учреждений более дифференцированно построить коррекционно-развивающую работу с детьми.

Ключевые слова: семейная ситуация, психическая зрелость, психологическая готовность, самоконтроль, произвольность запоминания.

Актуальность межличностных взаимоотношений в семье и их воздействие на развитие личности и поведение ребёнка заключается в следующем: важным фактором эмоциональной уравновешенности и психического здоровья ребёнка является стабильность и гармоничность семейной среды. Огромное значение имеет родительское отношение к ребёнку, «качество» семейных взаимоотношений, их воспитательная способность [1, с. 214]. Семья, не имеющая способности воспитывать, приводит к серьёзным искажениям в процессе социализации ребёнка.

В условиях эмоционально-тёплых взаимоотношений с отцом, матерью, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребёнка с первых дней жизни складывается структура его личности. Он входит в мир своих родных, перенимает нормы их поведения.

Такой процесс воспитания считается вполне сознательным, так как родителям приходится постоянно контролировать своё поведение, регулировать отношение к другим людям; внимание родителей к организации семейной жизни позволяет им воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, которые способствуют их всестороннему и гармоничному развитию.

Процесс воспитания в семье был бы неполным без взаимоотношений между представителями разных поколений, а так же в рамках одного и того же поколения. Семья как малая социальная группа оказывает существенное влияние на своих членов. Одновременно каждый из членов семьи своими личными качествами, своим поведением оказывает воздействие на жизнь семьи в целом.

Благодаря своим особенностям семья способна создать для своих членов такие условия для эмоциональных проявлений и удовлетворения эмоциональных потребностей, которые помогают людям ощущать свою принадлежность к обществу, создают чувство его безопасности и покоя, вызывают желание помогать и поддерживать других людей.

Одна из главнейших функций семьи заключается в создании условий для развития личности всех своих членов, особенно детей. Детям необходимо пройти сложный и длительный период социализации, адаптации к требованиям общества, среди которых - успешное обучение в школе. Насколько оно будет успешным, во многом зависит от родителей - от того, как они подгото-

вят ребёнка к школьной жизни, какой стиль взаимоотношений в семье является преобладающим.

Анализ литературы позволяет говорить о большом разнообразии описаний родительских позиций, которые разными исследователями обозначаются как стили общения, модели поведения, навязывание той или иной роли ребёнку, «неприятие — расположение», «гиперопека — гипоопека» (А.Я. Варга и В.В. Столин, Л. Джекон, В.Я. Титаренко И. Шефер и др.).

Современная система образования требует улучшения воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста, серьёзной подготовки их к обучению в школе. Успешное решение данной задачи требует от психолога умения определять уровень психического развития ребёнка, вовремя выявлять его отклонения, учитывать полученные данные для организации эффективной коррекционной работы с ним. Изучение уровня развития психики детей позволяет не только организовать всю последующую воспитательную и учебную работу с детьми, но и оценить эффективность процесса воспитания в условиях детского сада.

Ведущие отечественные и зарубежные учёные считают, что диагностику психологической готовности детей к школьному обучению необходимо проводить за полгода-год до поступлению в школу. Это позволит при необходимости провести комплекс кор-рекционно-развивающих занятий [2].

В настоящее время проблема готовности ребёнка к школьному обучению рассматривается в первую очередь как психологическая: особое внимание уделяется развитию мотивационно-по-требностной сферы, произвольности психических процессов, операциональных навыков, мелкой моторики руки, фонематического слуха (Н.Н. Гуткина, И.В. Дубровина, Е.Е. Кравцова и др.).

Психологической готовностью к школьному обучению мы считаем сформированность у ребёнка определённых психологических свойств, без которых невозможна успешная реализация учебной деятельности в школе. Принято выделять общую психологическую готовность, которая характеризуется показателями интеллектуального и сенсомоторного развития, и специальную, на которую указывают достижения по программам дошкольного обучения (например, счёт в пределах десяти, скорость чтения), и общую личностную готовность, которая является интегративным

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.