Научная статья на тему 'Психологический театр как технология элиминации коммуникативных трудностей подростков'

Психологический театр как технология элиминации коммуникативных трудностей подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
696
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТОК / КОММУНИКАТИВНЫЕ ТРУДНОСТИ / СУБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕАТР / ЭЛИМИНАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ADOLESCENT / COMMUNICATIVE DIFFICULTIES / SUBJECT-ORIENTED TECHNOLOGY / PSYCHOLOGICAL THEATRE / ELIMINATION / COMMUNICATIVE COMPETENCY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вишневская Оксана Николаевна, Самохвалова Анна Геннадьевна

В статье представлен опыт воспитательной деятельности в общеобразовательной организации, основанный на использовании технологии «Психологический театр» как средства элиминации актуальных коммуникативных трудностей подростков и развития их коммуникативной компетентности. Отражены наиболее типичные коммуникативные трудности современных подростков; показаны возможности театральной деятельности как субъектно-ориентированной технологии в процессе осознания и конструктивного преодоления трудностей общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Вишневская Оксана Николаевна, Самохвалова Анна Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological theatre as technology of elimination of communicative difficulties of adolescents

The article presents the experience of educational activity in the general education organisation based on the use of the “Psychological Theatre” technology as a means of eliminating the actual communicative difficulties of adolescents and developing their communicative competency. The most typical communicative difficulties of modern adolescents are reflected; We show the possibilities of theatrical activity as a subject-oriented technology in the process of comprehension and constructive overcoming of communication difficulties.

Текст научной работы на тему «Психологический театр как технология элиминации коммуникативных трудностей подростков»

УДК 159.99

Вишневская Оксана Николаевна

кандидат психологических наук

Самохвалова Анна Геннадьевна

доктор психологических наук, доцент Костромской государственный университет [email protected]; [email protected]

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕАТР КАК ТЕХНОЛОГИЯ ЭЛИМИНАЦИИ КОММУНИКАТИВНЫХ ТРУДНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ*

В статье представлен опыт воспитательной деятельности в общеобразовательной организации, основанный на использовании технологии «Психологический театр» как средства элиминации актуальных коммуникативных трудностей подростков и развития их коммуникативной компетентности. Отражены наиболее типичные коммуникативные трудности современных подростков; показаны возможности театральной деятельности как субъ-ектно-ориентированной технологии в процессе осознания и конструктивного преодоления трудностей общения.

Ключевые слова: подросток, коммуникативные трудности, субъектно-ориентированная технология, психологический театр, элиминация, коммуникативная компетентность.

«Театр - это чудо!!! Он дает тебе невероятные возможности быть тем, кем ты хочешь в эту минуту, прожить множество жизней и получить потрясающий опыт поведения в той или иной ситуации»

Участник программы «Психологический театр» (14 лет)

В рамках современного образования вопрос о воспитании социальной и коммуникативной компетентности выпускника школы является одним из определяющих в процессе учебно-воспитательной деятельности. Актуальность данной проблемы обусловлена, прежде всего, тем, что коммуникативная компетентность является неотъемлемым компонентом развития и становления личности, позволяющим полноценно реализовывать свои способности, знания, умения и навыки, полученные в общеобразовательном учреждении. Обязательность формирования коммуникативной компетентности как личностного результата обучающегося при освоении образовательной программы декларирует и поэтапно вводимый Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. В его требованиях содержится указание на необходимость «формирования коммуникативной компетентности у обучающихся в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности» [7, с. 6].

Особенно важно, на наш взгляд, уделить внимание воспитанию коммуникативной компетентности в основной школе, поскольку именно на данном этапе развития личности ребенка общение, взаимодействие и социальное партнёрство со сверстниками и взрослыми выступает ведущим видом деятельности. При этом специфичность характера общения в подростковом возрасте, отличающемся чрезмерной значимостью, интенсивностью, проблемностью,

конфликтогенностью, отсутствием необходимых навыков преодоления коммуникативных трудностей, низким уровнем коммуникативной культуры и компетентности, неверием в себя, отсутствием опоры в близком окружении определяет возникновение вариативных коммуникативных трудностей в процессе межличностного взаимодействия.

Коммуникативные трудности понимаются нами как различной силы и степени выраженности объективные или субъективно переживаемые препятствия коммуникации, нарушающие внутреннее равновесие субъекта общения; усложняющие межличностные отношения; требующие внутренних усилий, направленных на их преодоление [4]. Неспособность подростка самостоятельно преодолевать возникающие в общении трудности тормозит процесс развития коммуникативной компетентности личности, препятствует свободному самовыражению и самореализации в общении с взрослыми и сверстниками.

Результаты нашего исследования (Самохвалова, Вишневская, 2012-2017 гг.) показали, что наиболее актуальными трудностями в подростковом возрасте являются: на базовом уровне - трудности вступления в контакт, построения диалога и трудности, связанные с неуверенностью в себе; на содержательном уровне - трудности в преобладании импульсивных действий над произвольными, трудности перестройки своего поведения в различных ситуациях, четкого выражения своих мыслей, трудности в выборе оптимальной модели взаимодействия с партнером по общению, трудности планирования, связанные с непоследовательностью коммуникативных действий; на инструменталь-

' Исследование проводится при финансовой поддержке РФФИ (проект № 17-06-00607а).

© Вишневская О.Н., Самохвалова А.Г., 2017

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ ]4 2

87

ном - трудности, связанные с неумением занять ведущую позицию в общении, трудности использования собственных коммуникативных средств общения - мимики, жестов; трудности, связанные с неумением использовать в своей речи выразительные, образные, яркие средства, с неумением сдерживать чрезмерно бурные эмоции и трудности в формулировке адекватной обратной связи собеседнику; на рефлексивном - трудности самоанализа, оценки последствий собственных коммуникативных действий и анализа собственных чувств, возникших в процессе общения [3].

Наиболее эмоционально-переживаемыми и значимыми для подростков в возрасте 13-15 лет являются трудности, связанные с неадекватной самооценкой (100%), ощущением острой нехватки коммуникативных знаний (60%), трудности самоанализа (70%). Анализ полученных данных привел нас к мысли о необходимости поиска эффективных технологий элиминации коммуникативных трудностей и развития коммуникативной компетентности подростков.

В психолого-педагогическом дискурсе нет общепринятого определения понятия «технология». В.А. Сластенин характеризует педагогическую технологию как «упорядоченную совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса» [6, с. 41-42]. В качестве основных характеристик педагогических технологий чаще всего отмечают системность, концептуальность, научность, законосообразность, гарантирован-ность результата, алгоритмичность, оптимальность, комфортность для взрослого и ребенка и др.

Л.В. Байбородова классифицирует технологии воспитания на основании характера взаимодействия педагога и воспитанника, выделяя:

- технологию воздействия, предполагающую целенаправленное воздействие воспитателя на воспитуемого;

- технологию взаимодействия, предполагающую целенаправленное взаимодействие воспитателя и ребенка;

- технологию сопровождения, предполагающую сопровождение ребенка [1].

Говоря о необходимости оказания помощи подросткам в преодолении их коммуникативных трудностей, мы, прежде всего, имеем в виду технологии сопровождения, то есть те, которые дают возможность самому ребенку добровольно и самостоятельно выстраивать свою деятельность, а педагог, психолог должен создавать для этого необходимые условия. Технология сопровождения по своей сути является субъектно-ориентированной, поскольку имеет следующие признаки:

- проявление и развитие индивидуальности, личности ребенка;

- возможность для ребенка удовлетворить свои интересы и потребности;

- самостоятельность постановки учеником задач развития и поиска путей их решения;

- предоставление права ребенку выбирать темп, объем работы, сложность, вид и способ, роль участия в образовательной деятельности;

- удовлетворенность собственной деятельностью и ее результатами;

- рефлексивность отношения учащегося к собственной деятельности;

- диалоговый, партнерский характер взаимодействия педагога и учащегося [2, с. 38].

Рассматривая коммуникативную компетентность как уровень сформированное™ межличностного опыта, т.е. обученности взаимодействию с окружающими (по Ю.Н. Емельянову) [3], мы предположили, что возможность «проигрывания» различных жизненных коммуникативных ситуаций подростками может быть реализована в рамках театрализованного действия.

На наш взгляд, участие в занятиях, этюдах и постановке спектакля, основой которых являются сюжеты, обращенные к самым разным ситуациям нашей жизни, способствуют актуализации коммуникативного потенциала подростков и разрешению актуальных коммуникативных затруднений, поскольку активизируют проживание базовых чувств, обращение к собственному опыту, способствуют анализу своих жизненных стратегий, пониманию закономерностей человеческих отношений на основании своих реакций и особенностей поведения партнеров по сцене.

Выступая, как модель жизненных ситуаций, как «проба» ощутить себя в той или иной среде, театрализованная деятельность создает благоприятные условия для развития у подростков: эмоциональной сферы (знакомство с чувствами, настроениями героев, освоение способов их внешнего выражения, осознание причин того или иного настроя); речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение способов выразительности речи, дикции); самовыражения и самореализации.

Разделяя идеи театра переживания К.С. Станиславского и его учеников, мы предложили в качестве средства воспитания коммуникативной компетентности и элиминации коммуникативных трудностей участие подростков и их педагогов в программе психологический театр. Театральная деятельность, как утверждал К.С. Станиславский, «...сплошь основана на общении» [8, с. 252].

Под психологическим театром мы понимаем метод практической психологии, использующий систему театральных средств в соединении с психологическим тренингом с целью гармонизации личности и конструктивного преодоления коммуникативных трудностей. С нашей точки зрения, психологический театр соединяет в себе выра-

зительность театральных образов, спонтанность и творчество игры, а также глубину и практическую пользу психологических методов работы.

При этом, мы уделяем в программе особое значение креативности, которая является необходимым условием компетентности и успешности общения (Г.С. Батищев, Е.Л. Головлева, М.С. Каган, Я.Л. Морен А.В. Мудрик, Н.А. Тюрьмина, Ч.М. Гаджиев, О.В. Лешер, О.В. Мусина, Л.Г. Юсупова).

В соответствии с вышеизложенным, целью программы психологического театра является раскрытие коммуникативной креативности субъекта общения через механизм переживания, сознательное постижение участниками творческого процесса в общении и формирование навыков управления им, а также преодоление актуальных коммуникативных трудностей.

Теоретической базой для составления программы является методика театральной школы К.С. Станиславского и М.А. Чехова. В качестве практических занятий используются упражнения из данной театральной школы и социально-психологических тренингов. В программу входят такие методы работы как: арт-терапия, работа с телом, кинотерапия, сказкотерапия, ролевые игры. Программа работы психологического театра включает в себя 3 этапа. На каждом из этапов программы реализуются следующие направления: актерское мастерство, психология, ритмика, речь, история театрального искусства, литература и искусство, сценическое движение, сценография, хореография и др.

Занятия представляют собой еженедельные встречи, раз в месяц проводится одна из следующих форм работы - киноклуб, ролевая игра, форум-театр. Итоговым мероприятием является спектакль, участниками и организаторами которого выступают сами учащиеся совместно с родителями и педагогами.

На базе МОУ СОШ № 13 г. Костромы была создана экспериментальная площадка, на которой ре-ализовывалась авторская программа «Психологический театр». Группа участников включала в себя 22 человека, из них 18 человек подростки (4 юношей, 14 девушек) и 4 педагога.

Результаты анализа анкет обратной связи показали, что занятия в большей степени способствовали снижению степени эмоционального переживания коммуникативных трудностей (M=10) и открыли для участников новые возможности в плане общения (M=9,3). Участники отмечают следующие позитивные эффекты: «изменил отношение к своим затруднениям», «перестала зацикливаться», «нашла плюсы в ситуации, когда в общении не все идет так, как хотелось бы». Также занятия помогли участникам осознать свои творческие способности в общении (M=8,5); найти единомышленников (M=8,5) и оказали положительное воздействие на эмоциональное состояние (M=8).

Количественно-аналитический дизайн результатов программы основывался на данных методик, сопоставляемых «до» и «после» (testretest) участия в программе с учетом статистической значимости измеряемых явлений. Данные извлекались посредством следующих психодиагностических инструментов: ретроспективный самоотчет о коммуникативных трудностях, авторская проективная методика «незаконченные предложения», методика определения уровня коммуникативной креативности - КРК, «Шкала эмоционального отклика А. Меграбиана и Н. Эпштейна», методика КТО Я? (модификация методики Куна). При обработке полученных данных использовались методы математической статистики - статистический критерий Вилкоксона, качественный анализ и содержательная интерпретация.

Анализ результатов второго среза показал, что у участников произошли изменения в двух основных сферах. В сфере театрального искусства: участники получили азы актерского мастерства, сценической речи, режиссуры и организации спектакля; в сфере оптимизации общения - занятия способствовали снижению коммуникативных затруднений, раскрытию творческого потенциала личности участников, осознанию уровня собственной коммуникативной креативности и установлению более гармоничных отношений с окружающими людьми.

Оценка эффективности занятий с применением Т-критерия Вилкоксона показала статистически достоверное изменение у старшеклассников в уровне следующих показателей: уверенность в себе, независимость (Т=13, при р=0,02), общительность (Т=9, при р=0,02), самостоятельность (Т=12, при р=0,007); у педагогов - уверенность в себе (Т=10, при р=0,008), активность, (Т=2,5, при р=0,00), способность к импровизации (Т=11, при р=0,02).

Данные исследования показывают, что наиболее значимые различия у участников до и после участия в занятиях наблюдаются по уровню креативной составляющей коммуникативной компетентности (Т=10, при р=0,002). Как отмечают сами испытуемые «я не знал, что обладаю такими творческими способностями», «меня удивили мои сверстники, оказалось, что все они - потрясающие актеры», «оказывается, придумывать что-то новое - не только интересно, но и важно для собственного развития».

Практически все участники отметили возможность использования креативности в качестве инструмента эффективного общения и саморазвития. «Общение и творчество, важные части одно целого - успеха и уверенности в себе», «удачно сыгранная роль помогает мне быть более решительным в жизни». М.А. Чехов называет эту способность «ощущением возможности творчества внутри самого себя» [9, с. 62].

Педагогика. Психология. Социокинетика № 2

89

При этом значительно вырос именно уровень невербальной креативности. Наблюдение за участниками доказывает расширение репертуара используемых невербальных средств в процессе общения, использование гибкости при выборе тактик общения, проявляющейся в изменении ролевой позиции и адекватности тактик собственной индивидуальности.

Также выявлена положительная динамика в развитии эмоционального компонента, характеризующегося осознанностью эмоционального реагирования, эмоциональной выразительностью, которая заключается в умении корректно и понятно для окружающих выражать свои эмоции и чувства, включает в себя богатство мимики, жестикуляции и пластики.

Благодаря развитию эмпатии участники стали лучше осознавать и дифференцировать собственные переживания и особенности эмоционального состояния партнера по общению. Участники отмечают, что им гораздо легче стало «распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, речи», «ставить себя на его место в различных ситуациях», «понимать чувства, испытываемые другим человеком». С нашей точки зрения, это связано с тем, что творческий человек может в своем воображении достаточно легко представить образ любого человека, условия его жизни, окружающих людей.

В целом, существенно снизилось количество коммуникативных затруднений. В каждой из сфер коммуникативного потенциала произошли изменения, которые участники описали в своих рабочих дневниках. Особенно значимые сдвиги отмечены на рефлексивном и базовом уровне.

На базовом уровне участники отметили следующие изменения: «я стала больше доверять людям в общении», «мне стало проще устанавливать контакты с окружающими людьми», «у меня прошла боязнь разговора с малознакомыми людьми», «я задумалась о многогранности человеческой личности., перестала судить о человеке по отдельным поступкам», «мне понравилось быть более открытой».

Возникновение изменений на рефлексивном уровне, в-первую очередь, связано с ведением дневниковых записей в процессе участия на занятиях: «дневники помогали нам проанализировать своё настроение, свои чувства и мысли, возникающие во время занятий и мероприятий», «с помощью дневников мы учились лучше разбираться в себе, отслеживать причины своего поведения в разных ситуациях и разных формах самовыражения». Подростки отмечали, что в процессе занятий им «понравилось анализировать свои действия», «я как-будто посмотрела на себя со стороны», «я задумалась о собственных чувствах, испытываемых в разговоре с другими», «меня удивило, что окружающие люди не всегда понимают мои поступки, а иногда и вовсе

вкладывают в них другой смысл». Конечно, отдельные трудности общения у подростков остались, но снизилась степень их эмоционального переживания, изменилось отношение к ним.

При этом в группе возросла мотивация коммуникативного саморазвития. Участники отмечали, что «хотели бы еще более расширить и углубить свои познания», «научиться общаться с людьми не только своего возраста, но и других возрастных категорий», «совершенствоваться в ораторском искусстве».

Полученные результаты позволяют нам утверждать, что реализованная нами программа «Психологический театр» является эффективной субъектно-ориентированной технологией элиминации коммуникативных трудностей подростков; театральная деятельность выступает механизмом развития коммуникативной компетентности подростков, способствует повышению уровня эм-патии, рефлексии; актуализации оптимальной коммуникативной креативности; свободе самовыражения и самоутверждения в общении.

Библиографический список

1. Байбородова Л.В. Современные технологии воспитания // Технологии воспитания в общеобразовательных организациях: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Кострома, 13-14 апреля 2017 г. / сост. А.Г. Кирпичник, О.В. Миновская, А.Г. Само-хвалова, О.Б. Скрябина, Е.В. Тихомирова; под ред. Л. И. Тимониной. - Кострома: Костром. гос. ун-т, 2017. - С. 75-79.

2. Байбородова Л.В., Рожков М.И., Чернявская А.П., Харисова И.Г. Теория воспитания и технологии педагогической деятельности (в схемах и таблицах). - Ярославль: РИО ЯГПУ 2016. - 190 с.

3. Самохвалова А.Г. Психология затрудненного общения ребенка. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2013. - 418 с.

4. Самохвалова А.Г., Олиярник Ю.И. Коммуникативные трудности детей-сирот и условия их преодоления // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Юве-нология. Социокинетика. - 2016. - Т. 22. - № 2. -С. 244-249.

5. Скурат Г.Г. Детский психологический театр: развивающая работа с детьми и подростками. -СПб.: Речь, 2007. - 144 с.

6. Сластенин В.А. Доминанта деятельности // Народное образование. - 1997. - № 9. - С. 41-42.

7. Стандарты второго поколения. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011. - 50 с.

8. Станиславский К.С. Собр. соч., в 8-ми т. -М.: «Искусство», 1954-1961, Т. 2.

9. Чехов М.А. Путь актера: Жизнь и встречи. -М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011. - 554 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.